Только глубоким смирением отражается этот жуткий диавольский прилог. Преподобный Арсений Великий , называвший себя «смердящим псом», преподобный Моисей Мурин, именовавший себя «черной образиной», преподобный Сисой Великий, считавший себя «и бесов гнуснейшим», – вот яркие светочи Небесного Царствия. Чем хуже думает о себе человек, тем прекраснее становится его душа. Таков кажущийся парадокс христианской истины. Однако для здравого, а не льстивого разума это представляется простой очевидностью. Где мера нашей духовной высоты? Баскетболист может смотреть свысока на карлика, но смешно рассуждать о сантиметрах роста в виду горного кряжа, уходящего в заоблачную высь. Еще более ничтожна пылинка человеческих достоинств пред лицом Господа Всесовершенного. У нас нет ничего своего, все – Божие. Любой человек сам по себе нищ, наг и грязен. Это Небесный Отец кормит и одевает нас, дарит нам здоровье и красоту, ум и талант, саму жизнь. Только благодатию Божией даруется нам возможность покаяния, очищения, спасения. О каких человеческих заслугах можно вообще говорить? И величайший святой – это всего-навсего помилованный грешник. Нет достойных, есть удостоенные. Как можно смотреть свысока на грешного или худоумного, если в них сокрыт святой образ Божий?! В любой миг Всевышний властен безмерно просветить и возвеличить их. Святые угодники Божии всем разумом понимали и всем сердцем чувствовали это, потому считали себя ниже всех людей и потому житие их являлось непрестанным благодарением Создателя. И их, смирившихся, Сам Небесный Отец взращивал, возвеличивая, возводил из человеческого ничтожества к Богоподобию и Богосыновству. Господь помогает избранникам Своим на всех путях. Это строгая помощь – через испытания, скорби, болезни в горниле страданий выплавляется чистое золото человеческих душ. Но то, что иные считают для себя нестерпимой бедой, благочестивые принимают с радостью: они знают, что Небесный Отец посылает им испытания к великой для них пользе – к их мужанию и возрастанию в святой любви. «Как здесь каждый возрастил крылья свои, так там воспарит в горняя; как здесь очистил каждый ум свой, так там увидит Славу Господа; и в какой мере возлюбил Его каждый, в такой там насытится любовию Его», – говорит преподобный Ефрем Сирин .

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Великие св. отцы весьма заботились о том, чтоб не только подвиги их, но и самые чудеса были прикрыты неизвестностию во время их земной жизни, и позволяли ученикам своим сказывать о них только после смерти их. Св. Исаак Сирский говорит в первом своем слове, что не обретается человек, могий терпети честь, ниже аще кто нравы равноангелен будет. Самому апостолу Павлу дадеся пакостник плоти для охранения его от превозношения. Поступок публикующего заживо подвиги иноков подобен поступку того отца, который для доказательства и прославления целомудрия своей дочери поднял бы пред всеми подол ее платья. В самом деле, что иное пост как не обличение степени борения против блудной страсти? Мы видим, что именно те из святых мужей (как например, свв. Моисей Мурин, Иоанн Многострадальный и другие) прибегали к усиленному подвигу поста, которые особенно были боримы блудом. Св. Петр Дамаскин называет пост, бдение и другие подвиги орудиями, которыми возделываются добродетели, почему желающему спастись надо смотреть на них как на орудия и для снискания орудий не приносить в жертву самих добродетелей. Преподобный Кассиан в конце слова «О рассуждении» говорит: «Глаголют отцы: крайности обою страну равно вредят – и избыток поста и насыщение чрева, и безмерие бдения и сытость сна, и прочия избыточествования. Ибо уведехом неких чревобесием убо не побежденных, безмерным же постом низверженных и к той же страсти чревобесия поползшихся, за преходящую от безмернаго поста немощь». Сей же преподобный Кассиан в книге своей, которая имеется у меня на латинском языке, говорит, что однажды диавол очевидно предстал великому во святых Иоанну пророку и благодарил за пост, благоугодный диаволу. Сначала преподобный отец не понял, что бы это значило, но вечером, встав на молитву и почувствовав себя немощным от слабости исполнить молитвенное обычное правило, он понял, что был обманут 129 в том при вкушении пищи пришедшим ему и принятым им помыслом, внушившим ему повоздержаться особенно и сверх обычая. Св. Василий Великий и согласно с ним другие св. отцы утверждают, что если б нужно нам было иметь расслабленные тела, то таковыми сотворил бы их Бог, почему они заповедают меру поста именно таковую, какая необходима для обуздания плотских страстей, которая вместе с тем не расстраивала бы тел, но сохраняла их способными к исполнению заповедей Христовых, или проще сказать, к послушаниям и подвигам бдения, молитвы и коленопреклонений, к чему расслабленные тела окончательно не способны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Господь Своею милостию поможет тебе. Аминь. Пребываю твой недостойный сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн 12 .02.1956 Досточтимая раба Божия Клавдия! Христос посреди нас! От души благодарю за присланное утешение. Поздравляю тебя с принятием Святых Христовых Таин. Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное, человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в Святое Евангелие и Апостольские послания. Вот в них, т. е. в Святом Писании, каждое слово боговдохновенно. Какая милость Божия к нам, грешным. Господь по Своей милости призывает всех нас, грешных, к Себе на покаяние. Преподобный Моисей Мурин был страшный разбойник, начальник разбойнической шайки, а покаянием так угодил Богу, что сам пришел в меру духовного совершенства и имел семьдесят учеников. Преподобный Давид удостоен был духовной прозорливости – тоже атаман разбойников. В Церковной истории много есть примеров: из великих грешников стали великими святыми. Святой пророк Иезекииль сказал: «Если грешник покается, Господь не помянет его грехов» [см.: Иез.33:161 ]. Ибо нет греха, чтобы превышал Божие милосердие. Вот, раба Божия Клавдия, не унывай и не отчаивайся, пошатнулась, упала в грех – встань покаянием, и Бог простит. Святой апостол Петр сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?» Иисус ответил ему: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» [ Мф.18:21–22 ]. Елена хлопочет об издании моих писем, помоги ей Господь, может быть, и на пользу послужит кому-нибудь. На вас с Валентиной призываю Божие благословение. Схиигумен Иоанн 19 .04.1956 Боголюбивая раба Божия Клавдия! Все время жду твоего письма – нет и нет. Получил посылочку – и в ней нет. Как твое здоровье и как прошло твое исследование? По Божией милости я пока существую, имею два утешения. Первое – хорошие глаза, могу читать и писать. Второе – сам себя обслуживаю, а о болезнях умолчу. Вот и у нас пост кончается. Призываю на тебя Божие благословение. Храни тебя Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Отсюда в повествованиях о подвижниках очень часто находим сходство до буквальности. Так и в Житии Симеона юродивого передается аналогичный случай до буквального сходства по местам с повествованием из жизни преподобного Макария Египетского . В начале иноческих трудов сего великого светильника египетского подвижничества – преподобного Макария оклеветала одна девица, сделавшаяся беременною, как виновника ее греха. Кротко, без ропота перенес святой Макарий бесчестие и удары, которым подвергли его жители селения, из которого была девица. Он принял даже на себя обязанность доставлять пропитание девице и для сего изнурял себя усиленными трудами. Но Промысл чудесным образом обнаружил невинность святого подвижника. Когда наступило время родить несчастной, она подверглась страшным мучениям и не могла разрешиться от бремени, пока пред всеми не объявила невинности Макария и не назвала действительного виновника ее греха. Мучимые раскаянием за оскорбление, без вины нанесенное отшельнику, жители селения собрались к нему просить прощения. Услышав это, преподобный Макарий скрылся в дальнейшую пустыню – Скитскую 166 . Совершенно такой же случай и при такой же обстановке и с таким же заключительным исходом, с некоторыми лишь видоизменениями в подробностях, передается и в житии Симеона юродивого 167 . Еще дальше идет эта подражательность в повествованиях о жизни преподобного Серапиона и Виссариона чудотворца. Что передается, например, в ««Лавсаике»» епископа Палладия о Серапионе, то самое говорится по местам до буквальности в Прологе и Четьи-Минеях о Виссарионе; притом – что передается у известного составителя жития об одном из этих подвижников, то это самое у этого же составителя уже не повторяется о другом из них: так что жития сих подвижников смешиваются 168 . Житие блаженного Андрея заключает в себе подражательный элемент. Андрей юродивый, приняв на себя подвиг юродства, видит во сне то же самое, что видел и Моисей Мурин, соблазняемый от блудного помысла, т.е. борьбу полков демонских и ангельских из-за рода человеческого и в особенности из-за подвижников и праведников 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

аввы Маркиана находилась около Вифлеема. ( < < back) Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятой всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского, «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона», скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским. ( < < back) Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии северо-восточная страна Африки, по реке Нилу. египетское слово — значит весы, испытание сердца. Другие производят от греческого «скитос» — кожа, каковое словопроизводство указывает на то, что первоначальные скитники-подвижники не имели правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. Скитом назывался особый вид иноческих обителей в смысле отдельных келлий для одиноких отшельников. Это имя, прежде всего, прилагалось к известной местности, в расстоянии 25–30 верст от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. область знаменитого в древности Египетского города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (южный) Египет. Пустыня Фиваидская была одним из самых излюбленных мест подвижничества древне-христианских иноков, разумеется преп. Моисей Мурин, память которого празднуется 28-го августа. Захария скончался в конце IV века по Р. Хр. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского был приморским торговым городом в Мало-Азийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носившем название Элии Капитолины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В тяжёлое время мы живём. Конечно, враг и всегда восставал на всех тех, которые не хотят творить его волю. Помню, при батюшке о. Анатолии, который с портрета смотрит как живой, тоже были волнения. Утешая, о. Анатолий говорил: «Эти беспокойства только как мелкая зыбь на воде, а потом будут сильные бури и ураганы, но не страшитесь, не теряйте веры в Господа, и Он вас никогда не оставит». «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею», – но Господь спасёт и приведёт «к тихому пристанищу» всех, вопиющих Ему: «Возведи от тли живот мой, Многомилостиве» 241 . В настоящее время многие оставляют Христа, – вот это ужасно. Фарисеи, упрекая исцелённого слепорождённого, говорили: Ты ученик еси Того, мы же Моисеовы есмы ученицы 242 . ныне многие уж и не Моисея ученики, а назовут вам сколько угодно учёных имён и считают себя их учениками, только не Христа. Мы же «ученицы Христовы», хотя грешные и недостойные, но всё-таки желающие идти за своим Господом. Не унывайте, я всегда во всех беседах стараюсь убедить вас, чтобы вы не приходили в отчаяние. Верьте, что спасётесь, если только будете веровать во Христа Спасителя, и войдёте в Царствие Небесное. Грехи не помешают. Господь беспредельно благ. Приди, скажи на исповеди, в чём согрешила, и вот все грехи уже прощены и забыты Господом. В Святой Церкви много примеров, как за покаяние грешники не только получили прощение, но Господь возводил их в свободу славы чад Божиих. Кто, например, была преподобная Мария по началу своей жизни? Блудница. А теперь не только Восточная, но и Западная Церковь взывает к ней: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». А Моисей Мурин был разбойник, который грабил, жёг, убивал и какого только преступления не совершил, а ныне: «Преподобие отче Моисее, моли Бога о нас». Ужасные вещи творятся ныне в мipy: в Петербурге воздвигли буддийский храм и собираются уже поставить там огромного идола с золотой головой и устроить кумирослужение; будем молить Бога, дабы этого не случилось. Враг всюду расставляет сети, и многие попадают в них и гибнут. Масса расплодилась сект; иногда Православные из любопытства «заходят, например, к баптистам, послушать, что они говорят, и гибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Для нас их недоступный и неповторимый подвиг заменяется другим: постепенностью, осторожностью и постоянным отсечением своей воли. Безмолвие - это непрестанная молитва. Святые отцы сказали: молитва всему учит, даже самой молитве. Безмолвие - это не только пустыня, это уединение от людей и мира, это пребывание с самим собой, а вернее, духа с Богом. За молчание и безмолвие человек должен бороться, вырывать его, как добычу в бою, из пасти мира, который, как чудовище, хочет поглотить без остатка все время человеческой жизни и все силы его души. Большинство людей, даже христиан, не понимают подвига безмолвия. Они говорят, что необходимо помогать миру во имя любви, но видят только внешние телесные и душевные страдания. А ведь самая страшная трагедия мира - продолжающееся отпадение его от Бога, превращение его в поле темных сил, жуткое демонизирование, совершающееся на наших глазах, царство ада на земле, власть сатаны, которая превращает кровь людей в золото, а самих людей - в нравственные трупы, в загнанных в клетку похотливых обезьян. Трагедия мира как перспектива вечности вне Бога, вечности как демоноуподобления - это самое большое зло остается для людей почти незамеченным, как будто скрытым в тумане. Демонические силы нельзя отогнать одним телесным милосердием. В борьбу с невидимой силой " стратегов зла " - падших духов - может вступить только невидимая сила молитвы, способная низвести благодать на землю. Поэтому диавол так восстает против подвига безмолвия. Он противопоставляет ему заботу о бедных, проповедь веры, занятие богословскими трудами - все, что угодно, лишь бы человек стал неспособен к внутренней благодатной молитве, чего действительно страшится демон. Молитва за мир - самый трудный подвиг. Преподобный Арсений Великий, избравший подвиг безмолвия и молчания, оказался выше, чем его духовный друг преподобный Моисей Мурин, который ухаживал за больными, принимал странников и окончил жизнь мученичеством. Господь принимает все виды милосердия. Святитель Иоанн Златоуст сказал: " Дай жаждущему чашу воды и прими за это Царство " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Дорогу туда определяли по течению звезд. Это была безжизненная песчаная пустыня, где едва можно найти родники, да и то с водой, почти не годной для питья. Основателем скитского пустынножительства был Макарий Великий . Некоторые из нитрийских подвижников, например преподобные Макарий Александрийский , Памво, Агафон, а также святитель Серапион, имели келлии в Скиту, куда уходили для более уединенной и воздержной жизни. Макарий Великий также посещал нитрийских иноков. Такое сообщение между собой старцев – учеников Антония Великого позволило иметь сходные правила в пустынях Нитрии, Келлий и Скита. Однако подвижничество в Скиту было самым строгим. Пустынники позволяли себе только сухоядение, а варево – лишь по воскресным дням. Кассиан Римлянин рассказывал, что однажды некий болящий брат захотел белого хлеба, но его не нашли во всей Скитской пустыне, хотя отцов там было около трех тысяч пятисот. Келлии их были просты и выстраивались в один день. Одежды из пальмовых листьев пустынники занашивали до ветхости. Спали на полу, жили трудами своих рук и вырабатывали только для пропитания. Главным для скитян была непрестанная молитва. Здесь подвизались отшельники, каждый из которых духовно окормлялся у старца, был в полном послушании у него и открывал ему все помыслы, поэтому история скитского подвижничества представляет собой последовательный ряд учителей и учеников. Во главе же всего Скита стояло собрание старцев. Знаменитыми пресвитерами Скита были, кроме Макария Великого , преподобные Исидор и Пафнутий. Именно в Скиту спасались и достигли святости Моисей Мурин, бывший разбойник, и преподобный Арсений, бывший сенатор и воспитатель царских детей, а также такие великие отцы, как Пимен, Агафон, Виссарион, юродивый Серапион Синдонит. Иоанн Лествичник отмечал, что никогда у тавеннисиотских монахов не было столько светильников, сколько у скитских. Павел Препростый 1 Публикуется по: Палладий, епископ Еленопольский. Лав- саик. М., 1992. Гл. 25. С. 60–65. См. также: Созомен . Кн. 1. Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Какие дела любви имеются в виду? Например, кто-то косо на меня посмотрел, а я постарался, хотя у меня к этому человеку сердечного чувства любви нет, победить в себе неприязнь, которая у меня возникла в ответ. Если же мы говорим, что любви у нас нет, а дела любви мы делать не можем: у нас нет на это сил, то мы таким образом утверждаем, что заповеди о любви совершенно неуместны и нам невозможно их исполнить, то есть мы отрицаем Евангелие. Вопрос. Батюшка, в начале беседы вы говорили, что тот, кто встает на христианский путь и пытается исполнить добродетели, испытывает скорби. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит об этом подробнее: сначала подвижник испытывает скорби из-за своих телесных страстей, а потом выходит на более высокий уровень – на брань с падшими духами. С помощью Божественной благодати он их прогоняет и достигает духовного совершенства, святости. Скажите, испытывает ли такой человек скорби? Например, преподобный Серафим Саровский через подвиг пришел в такое состояние, что все время пребывал в пасхальной радости. Ответ. Против таких подвижников диавол воздвигает людей. Например, на Серафима Саровского было много всяких гонений, клеветы, даже братья Саровской обители, не понимавшие его подвига, соблазнялись тем, что он не ходил в Церковь , причащался в пустыне, что он общался с дивеевскими сестрами. Хотя он был уже стариком, тем не менее, братья этим соблазнялись. Скорбеть подвижник может и от своих мысленных грехов, но не потому, что он страшится наказания, а потому, что боится огорчить Господа, то есть в нем действует страх, но страх высший, страх оскорбить Божественную любовь. Это тоже в каком-то смысле скорбь. Вообще, человек не может быть безупречным. Я думаю, что те подвижники, которые оплакивали свои грехи, такие как Арсений Великий  и другие, достигшие истинного покаяния, оплакивали не только свое прошлое, но и настоящее. У них в прошлом могло и не быть ничего такого, что нужно было бы оплакивать. Среди подвижников хотя и были покаявшиеся грешники, как Моисей Мурин, но были и такие, как авва Виссарион, останавливавший солнце, – он был девственником, человеком совершенно чистой жизни. Что же они оплакивали? Они оплакивали свои мысленные уклонения от евангельских заповедей, внутренние преткновения, о которых никто не знал и которых никто не видел. Но они так строго себя судили и так любили Господа, что их малые прегрешения были для них источником сильнейшего покаянного плача, неиссякаемого плача. Таким образом, нельзя сказать, что у подвижников, достигших совершенства, не было скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Те которые не имели возможности жить в подчинении у старца, но имели доброе расположение и внутренне покорный дух, тоже получили великую благодать Божию. Духовно больны некоторые священники, которые изучают психологию, чтобы помогать душам (человеческим искусством). И удивительно, что их учителя-психологи не верят в Бога и не признают существования души или признают своим особым образом (почти все). Этим подобные священники показывают, что больны духовно и нуждаются в святоотеческом обследовании. Выздоровев, они сами будут различать эту духовную болезнь и одновременно познают благодать Божию, чтобы впредь использовать в отношении страждущих душ действие божественной благодати, а не человеческое искусство. Когда человек получает помощь и начинает верить в Бога и будущую жизнь, то есть начинает понимать глубочайший смысл жизни, кается и изменяет свою жизнь, тогда к нему немедленно приходит божественное утешение вместе с благодатью Божией, которая изменяет его и изгоняет всю его дурную наследственность. Так было со многими людьми, которые покаялись, подвизались с ревностью и смирением, получили прощение грехов, стали святыми, и сейчас мы с благоговением почитаем их и просим их молитв, хотя прежде они и имели множество страстей и дурную наследственность. Например, хотя преподобный Моисей Мурин и был прежде самым кровожадным разбойником с наследственной злобой, однако, как только он уверовал в Бога, покаялся и начал подвизаться, сразу же исчезли все его страсти, его посетила благодать Божия, и он удостоился принять даже дар пророчества. Тонкостью своих духовных чувств он превзошел даже Арсения Великого , который происходил из знатнейшей аристократической римской семьи, имел наследственные добродетели и большую научную образованность. Следовательно, благодать Божия – это все, и душе может помочь только благодатный духовник, имеющий веру, любовь, сострадание к душе, поскольку знает ее великую ценность. Он помогает ей в покаянии, приносит ей облегчение с помощью исповеди, освобождает ее от гнетущей ее тяжести и ведет в рай. Он устраняет помысел, которым лукавый мучает чувствительную душу, и она исцеляется. Нет большей болезни в мире, чем помысел, то есть когда диавол внушает человеку с помощью помыслов, что с ним что-то не так. В таких случаях нет лучшего врача, чем опытный духовник, который своей святостью вызывает к себе доверие и отгоняет все эти помыслы от чувствительных созданий Божиих, исцеляя души и тела без лекарств – одной лишь благодатью Божией – и обеспечивая им рай. Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010