преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин) (15.11.1837–22.05.1911) Беседы Нравственно-аскетические труды Письма преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин) Иеросхимонах, духовный наставник, старец Оптиной пустыни. В течение тридцати лет был келейником преподобного Амвросия . В миру Иван Литовкин, родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии. Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери. Недетская, тяжелая началась у него жизнь. Пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его. Юноша стремился к духовной жизни, однако до поры о монастыре он и не думал. Но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь, неожиданно пришло письмо сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леониды в Борисовском монастыре. Она советовала идти в Оптину пустынь, к старцам. Преподобного старца Макария к тому времени уже не было в живых, но уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник — преподобный старец Амвросий. «Батюшка, благословите в Киев», — на эти слова юного Ивана Литовкина последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так 1 марта 1861 года начался иноческий путь длиной в полвека... По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего в миру, он понимал, какой бесценный дар Божий — покой и тишина святой обители. И вскоре посетил его Господь великим утешением. Брат Иван был определен в келейники к преподобному Амвросию. Возможность быть рядом с дорогим батюшкой радовала юного инока. Но бесконечные толпы посетителей тяготили и расстраивали душевный покой. Не смея высказать старцу свою скорбь, он решил потихоньку уйти к святыням Киева, безмолвию Афона. Но прозорливый старец Амвросий остановил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

935 . Четвериков С., свящ. На службе Богу – на службе ближним. К вопросу об общественном значении православного монашества по письмам оптинского старца, скитоначальника и духовника схиигумена отца Анатолия. Сергиев Посад 1905. Иеросхимонах Иосиф Иван Ефимович Литовкин, 1837–9.05.1911, пам. 9 мая 936 . Житие Оптинского старца Иосифа. Казань 1911. Оптина Пустынь 1993. 937 . Иосиф (Литовкин) , архим. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К Н. Леонтьев пред «старцами». Оптина Пустынь 1897. 938 . [ Иосиф (Литовкин) , архим.] Прошу тебя отеческим гласом: Письма преподобного Иосифа Оптинского и воспоминания о нем. М. 1998. 64. 939 . Любомудров А. М. Оптинский монах Виктор (Вейденгаммер) – духовный сын старца Иосифа. Путь спасения//ЦиВ 2002. 4(21). 165–170. Иеросхимонах Анатолий Потапов, 185... – 30.07.1922, пам. 30 июля 940 . Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь 1995. 176. Иеромонах Нектарий Николай Васильевич Тихонов, 1857–29.04.1928, пам. 29 апр. 941 . Житие оптинского старца Нектария. Оптина Пустынь 1996. 319, ил. 942 . Духовные дочери старца Нектария Оптинского . М. 1999. 109. 943 . Концевич И. М. Старец Нектарий Оптинский . Джорданвилль 1953. 57. текст.: Elder Nektary of Optina. Platina, CA 1998. 515. (The Optina Elders. 5). 944 . Цветочки Оптиной пустыни: Воспоминания о последних Оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове) /Сост., ред., комм. Фомин С. В. М. 1995. 185, ил. Иеромонах Никон Николай Митрофанович Беляев, 26.09.1878–25.06.1931, пам. 25 июня 945 . Жизнеописание иеромонаха Никона Оптиной Пустыни//Надежда. 1982. 8. 27–311. 946 . Мария (Добромыслова), монахиня. Житие оптинского старца Никона. Оптина Пустынь 1996. 464. 947 . [ Никон Оптинский , преп.]. Преподобный Никон Оптинский . Жизнеописание и духовные наставления. М. 1998. 607. Исследования и материалы 948 . Андроник (Трубачев) , игумен. Основные черты пастырства в Оптиной пустыни//ЖМП 1988. 6. 64–72. 949 . Антониев С. Оптинская благодать//Лепта. М. 1991. 2. 174–178.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ОПТИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф (Литовкин), иеросхим. Оптинский Иосиф (Литовкин) ( 1837 - 1911 ), иеросхимонах , Оптинский старец , преподобный Память 9 мая , 3 октября - обретение мощей в 1988 году (Румын. ), в Соборах Оптинских старцев , Московских и Старобельских (Укр.) святых В миру Иван Ефимович Литовкин, родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии. Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери. Недетская, тяжелая началась у него жизнь. Пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его. Юноша стремился к духовной жизни, однако до поры о монастыре он и не думал. Но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь, неожиданно пришло письмо сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре. Она советовала идти в Оптину пустынь , к старцам. Преподобного старца Макария к тому времени уже не было в живых, но уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник — преподобный старец Амвросий . «Батюшка, благословите в Киев», — на эти слова юного Ивана Литовкина последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так 1 марта 1861 года начался иноческий путь длиной в полвека... По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего в миру, он понимал, какой бесценный дар Божий — покой и тишина святой обители. И вскоре посетил его Господь великим утешением. Брат Иван был определен в келейники к преподобному Амвросию .

http://drevo-info.ru/articles/6359.html

Преподобный Исаакий был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Прп. Анатолий (Зерцалов) Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Прп. Иосиф (Литовкин) Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, преподобный Иосиф не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Прп. Варсонофий Оптинский Об этом скитоначальнике Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Преподобный Варсонофий обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников. Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву. Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

http://pravoslavie.ru/56920.html

М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Можно ли, и как можно правосл. христианам молиться за христиан неправославных?: (Ответ на письмо, полученное из-за границы от рус. православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения гр. Толстого)//Там же. 1901. Ч. 3. 11. С. 320-333; Прошу тебя отеческим гласом: (Письма прп. Иосифа Оптинского и восп. о нем)/Сост.: З. Афанасьева. М., 1998; Душеполезные поучения прп. оптинских старцев: В 2 т./Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 671-675; Собрание писем Оптинского старца Иосифа/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 20082. С. 333-343. Лит.: С. У. В. Т. Путешествие учеников Мещовского ДУ в Оптину пуст.//ДЧ. 1901. Ч. 3. 10. С. 367-396; Ераст (Вытропский), иером. Оптинский старец иеросхим. о. Иосиф († 9 мая 1911 г.): [Некр.]//Там же. 1911. Ч. 2. 6. С. 109-113; Поселянин Е. Оптинский старец Иосиф//Сельский вестн. 1911. 126; Надгробное слово на погребение приснопамятного старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа: Произнесено в Божеств. Литургии в Введенском соборе Оптиной пустыни 12 мая 1911 г. [Козельск], 1911; Из жизни оптинского старца иеросхим. Иосифа: (Убогая лепта духовного сына памяти незабвенного отца). М., 1911; Очерк жизни старца Оптиной пуст., иеросхим. Иосифа. [Шамордино], 1911. Джорд., 1962; Фудель И., прот. Памяти старца о. Иосифа//Моск. вед. 1911. 120. С. 2; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст. [Козельск], 1993; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 129-139; Каширина В. В. Обращения в духовных письмах прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина)//Рус. речь. 2007. 3. С. 86-87; Преподобные оптинские старцы. [Козельск], 20082. С. 313-333; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон.

http://pravenc.ru/text/578408.html

По благословению священноархимандрита Оптиной пустыни, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в половине третьего того же дня сии святые мощи были благоговейно подняты и, по совершении литии наместником обители священноархимандритом Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими, были перенесены в Введенский собор, где с того времени не прекращалось чтение Псалтири и совершались литии. На 3-й день после праздника Сретения Господня началось приуготовление всечестных мощей старца к их переоблачению.    Дивным смотрением Божиим накануне дня памяти святого великомученика Феодора Стратилата, которому вместе с великомучеником Георгием посвящен тот придел Казанского храма, где покоились мощи старца, перед полиелейной службой великомученику, вечером 7/20 февраля, приехал Преосвященный Стефан, епископ Пинский и Лунинецкий (впоследствии — архиепископ). Незадолго до этого владыка Стефан (Корзун) так же неожиданно был в Оптиной у всечестных мощей старцев Моисея и Антония после их обретения. После полиелея святому Феодору Стратилату владыка Стефан отслужил заупокойную литию. Невольно вспомнились слова епископа Калужского Виталия при отпевании преподобного старца Амвросия в 1891 году: «Теперь я вижу, что это старец пригласил меня на отпевание… Этот старец так велик, что его непременно должен был отпеть епископ».    Явное и преславное чудо милости Божией совершилось 6/19 февраля, вскоре по перенесении честных мощей старца Исаакия I. Очевидцами было засвидетельствовано чудо истечения святого мира от иконы Живоначальной Троицы во Введенском соборе. Дивный во святых Своих Бог, в Троице славимый, прославил и паки прославит угодника Своего преподобного старца Исаакия, молитвами которого да обрящем и мы светлость святых.    Ныне святые мощи преподобного Исаакия I покоятся в левом приделе Казанского собора монастыря.    Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Иосиф (Литовкин) День рождения — 2/15 ноября 1837Мирские именины — 12/25 ноябряПостриг в мантию — 16/29 июня 1872День тезоименитства — 4/17 апреляИерейская хиротония — 1/14 октября 1884Постриг в схиму — 14/27 февраля 1888Кончина (день памяти) — 9/22 мая 1911Обретение мощей — 3/16 октября 1988   Преподобный Иосиф Оптинский (Иван Ефимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

По благословению священноархимандрита Оптиной пустыни, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в половине третьего того же дня сии святые мощи были благоговейно подняты и, по совершении литии наместником обители священноархимандритом Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими, были перенесены в Введенский собор, где с того времени не прекращалось чтение Псалтири и совершались литии. На 3-й день после праздника Сретения Господня началось приуготовление всечестных мощей старца к их переоблачению. Дивным смотрением Божиим накануне дня памяти святого великомученика Феодора Стратилата, которому вместе с великомучеником Георгием посвящен тот придел Казанского храма, где покоились мощи старца, перед полиелейной службой великомученику, вечером 7/20 февраля, приехал Преосвященный Стефан, епископ Пинский и Лунинецкий (впоследствии — архиепископ). Незадолго до этого владыка Стефан (Корзун) так же неожиданно был в Оптиной у всечестных мощей старцев Моисея и Антония после их обретения. После полиелея святому Феодору Стратилату владыка Стефан отслужил заупокойную литию. Невольно вспомнились слова епископа Калужского Виталия при отпевании преподобного старца Амвросия в 1891 году: " Теперь я вижу, что это старец пригласил меня на отпевание… Этот старец так велик, что его непременно должен был отпеть епископ " . Явное и преславное чудо милости Божией совершилось 6/19 февраля, вскоре по перенесении честных мощей старца Исаакия I. Очевидцами было засвидетельствовано чудо истечения святого мира от иконы Живоначальной Троицы во Введенском соборе. Дивный во святых Своих Бог, в Троице славимый, прославил и паки прославит угодника Своего преподобного старца Исаакия, молитвами которого да обрящем и мы светлость святых. Ныне святые мощи преподобного Исаакия I покоятся в левом приделе Казанского собора монастыря. Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Иосиф (Литовкин) Преподобный Иосиф Оптинский (Иван Ефимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Затем вместе с родителями переехал в Саратов. Подвизался против раскола. Нескольких человек обратил в православие. С юности стремившийся к монашеству, Родион предпринял в 1837–1838 годах паломничество по монастырям, чтобы найти подходящую обитель. Свой выбор он остановил на Оптиной пустыни. Поступил в Иоанно–Предтеченский скит. Перенимал начальные уроки иночества у жившего в скиту бывшего валаамского игумена отца Варлаама. После его кончины 20 лет бьш келейником старца Макария. Открывал помыслы старцу Льву. В течение первых 12–ти лет пребывания в скиту (до посвящения во иеродиакона) нес еще целый ряд послушаний: работал в саду и на огороде, варил квас, пек хлеб и ухаживал за пчелами. Получил вместе с преподобным Амвросием благословение на старчество от отца Макария. С 1863 году был скитоначальником и общим духовником обители. Скончался 18 сентября 1873 года. О нем см.: Жизнеописание старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Илариона/Составлено одним из его учеников. Калуга, 1897. 194 Преподобный Иосиф Оптинский (в миру Иван Ефимович Литовкин, † 1911; память – 9/22 мая) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии. Сын благочестивых родителей. С детства любил посещать храм Божий и читать духовные книги. Рано лишился родителей. По совету схимонахини Алипии, подвижницы Борисовской женской пустыни, пришел в Оптину пустынь 1 марта 1861 года и был принят преподобным Амвросием. Отличался беспрекословным послушанием и скромностью. Пятьдесят лет прожил в «хибарке» старца Амвросия. В 1872 году пострижен в монашество с именем Иосиф. Последние тридцать лет жизни преподобного Амвросия Оптинского был его «правой рукой». После кончины подвижника принял на себя руководство Шамординским монастырем. С 1894 по 1907 год был скитоначальником и духовником братии скита. Скончался 9 мая 1911 года. О нем см. Приложения настоящего сборника, гл. «Из жизни отца Иосифа» см. также: В. В. Иеросхимонах Иосиф, старец Оптиной пустыни. Калуга, 1911; Нилус С. А. На берегу Божьей реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

279  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Иосиф (Литовкин ; 1837–1911). В Оптиной Пустыни с 1861 г.; в течение тридцати лет был келейником преп. Амвросия. В 1891–1907 гг. – скитоначальник. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца Иосифа. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 301  Протоиерей Павел Иванович Левашов был настоятелем церкви Главного штаба в Петербурге. По его благословению в Оптину ездили некоторые офицеры Штаба. После революции о. Павел служил в Московском Новодевичьем монастыре, а позднее жил в Гомеле и поддерживал связь с Оптинским старцем Нектарием. 302  Графиня С.С. Игнатьева и М.А. Булгак. О них см. в кн.: Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время. Глава «Осень. Оптинская смута и кончина старца». 303  Речь идёт, по-видимому, о Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре, расположенном в самой Риге. Монастырская же пустынь (Спасо-Преображенская) находится в 40 вёрстах от Риги. 308  Последние два монастыря находились в Калужской губернии: первый в Лихвинском уезде, второй – в Перемышльском. 309  Причислен к лику святых в 1990 г. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков, 20 декабря. 317  Автобиографический набросок И.С. Тургенева «Довольно. (Отрывок из записок умершего художника» (1862–1864 гг.). 319  Священник Алексий Колоколов (1836–1902), замечательный пастырь, духовник и проповедник, вёл широкую благотворительную деятельность, благоустроил много храмов. 323  Преподобный Оптинский старец Иларион (Пономарёв; 1805)–1873). В Оптиной пустыни с 1839 г. В течение двадцати лет был келейником преп. Макария, нёс послушание садовода, занимался пчеловодством и ложечным рукоделием. С 1863 г. – скитоначальник. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 357  После публикации в «Северных цветах» стихотворение Пушкина: Дар напрасный, дар случайный.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010