Общение с детьми приносило иеромонаху большую радость. По словам архимандрита Пантелеимона, дети также полюбили своего наставника. «Когда в свободные часы, – писал архимандрит Пантелеимон, – о. Серафим проходил по коридору, то из разных классов выбегали ученики, причем, каждый старался зазвать его в свой класс. “К нам, батюшка, к нам зайдите!» – наперерыв кричали они и о. Серафим старался всех посетить и утешить своею беседою». Не меньшим утешением для иеромонаха Серафима в этот период, стало посещение Свято-Введенской Оптиной пустыни, которая в тот период сохраняла традиции древнего монашества. Так, например, практикой монастыря было ежедневное откровение помыслов духовнику. Оптина пустынь была известна и своей издательской деятельностью. На всю страну были известны старцы Оптиной пустынипреподобные Моисей (Путилов), Амвросий (Гренков) , Лев (Наголкин) . Оптину пустынь посещали русские писатели и философы – Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский и другие. В начале XX века Оптина пустынь не утратила своего былого духовного величия. За духовным советом и молитвой к святым старцам Анатолию (Потапову) Варсонофию (Плиханкову) и Иосифу (Литовкину) ехали со всей России. Частым гостем оптинских отцов стал и иеромонах Серафим. Особенно близкие отношения сложились у него с преподобным Анатолием, который стал его духовником 54 . В декабре 1911 г. отец Серафим получил повышение – был назначен инспектором Костромского духовного училища. Еще через год, 22 декабря 1912 г., иеромонах Серафим, определением Святейшего Синода, был назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита 55 . В этой должности архимандрит Серафим находился до 1918 года, когда семинария была закрыта новой властью. Как уже говорилось, ситуация в духовных семинариях того времени не была идеальной. Что касается Воронежской семинарии, то она не была исключением, и дисциплина в ней была на низком уровне. Воспитанники даже совершили покушение на ректора и инспектора семинарии, а 1912 год был отмечен настоящим бунтом семинаристов. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) , в связи с новым назначением отца Серафима, написал ему: «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Приехав летом 1890 г. в Шамордино, старец Амвросий заболел и должен был зимовать здесь. Последний год своей жизни он провел в Шамординской обители, где и скончался 10 октября 1891 г. после чтения канона на исход души. Лицо его было светло, на губах осталась улыбка тихой радости. За несколько лет до кончины старец заказал икону Богоматери, благословляющей жатву, и назвал ее Божия Матерь «Спорительница хлебов». Он установил ей празднование 15 октября. В этот именно день преподобный иеросхимонах Амвросий был погребен возле могилы его учителей старцев Леонида и Макария. На его надгробии начертаны слова апостола Павла: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу». Почитатели старца Амвросия никогда не сомневались в том, что он имеет великое дерзновение перед Богом. По замечанию продолжателя его великих трудов преподобного Иосифа, «осень, когда скончался батюшка отец Амвросий, была суха и грозила на будущий год неурожаем, но со дня перенесения тела из общины (Шамординской) в Оптинский монастырь, как испрошенная им у Господа милость, пошли дожди». Одновременно с преподобным иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным , † 1911) в пустыни старчествовал схиархимандрит Варсонофий (Плиханков , † 1913). Последние Оптинские старцы преподобные Анатолий и Нектарий дожили до 20-х гг. 20 в. Иеромонах Анатолий (Потапов) преставился в 1922 г., а иеромонах Нектарий – в 1928 г. Старец Нектарий отличался особой сердечностью, теплотой, милосердием. В пустынь он пришел отроком и провел в ней почти всю жизнь. Лишь после кончины старца Иосифа он ради послушания взял на себя подвиг старчества. Оптина пустынь в течение почти всего 19 столетия была рассадником духовно опытных устроителей монастырского подвижничества. В 30-х гг. строителем Калужской Тихоновой пустыни был назначен оптинский иеромонах Геронтий. Настоятелем Малоярославецкого Свято-Николаевского монастыря стал родной брат архимандрита Моисея (Путилова) игумен Антоний. На духовных традициях Оптиной воспитан великий учитель монашества святитель Игнатий (Брянчанинов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Рубрики Коллекции Молитва оптинских старцев — кто ее написал? 5 мин., 23.10.2019 Поделиться Даже среди малоцерковных людей многие знают молитву Оптинских старцев и время от времени прибегают к ней. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день. Когда появилась эта молитва. И есть ли у нее автор? «Фома» попытался найти ответы на эти вопросы Редкий молитвослов сегодня обходится без молитвы оптинских старцев. Тем не менее, не будет лишним еще раз напомнить, как она звучит: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь». Текст этой молитвы найти легко. А как она сложилась и кто именно из старцев Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь является ее автором, выяснить гораздо более затруднительно. Существует предание, согласно которому центральную часть этой молитвы сложил самый известный из оптинских старцев, преподобный Амвросий (Гренков). Об этом даже повествуют некоторые версии его жития. Другие старцы, жившие после него, вносили в молитву свои дополнения, дописывали по слову или по строчке, гласит это предание, — так и сложилась молитва, которую мы читаем сегодня. Есть и другая точка зрения: согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, — преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими.

http://foma.ru/molitva-optinskih-starcze...

Шамордино, 1908; Поселянин Е. Жизнеописания подвижников благочестия XIX века. СПб., 1897; Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад, 1916. Наследие: Собрание писем Оптинского старца скитоначальника иеромонаха Анатолия (Зерцалова) к монахиням. Сергиев Посад, 1914. Преподобный Анатолий Оптинский (в миру Александр Потапов, † 1922; память – 30 июля/12 августа) родился в 1855 году. Происходил из мещан города Калуги. С юных лет стремился к монашеству, но исполнению этого заветного его желания противилась мать. Только после ее кончины, уже в тридцатилетнем возрасте, 15 февраля 1885 года Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Поселился в скиту. Келейничал у преподобного Амвросия и у преподобного старца Иосифа (Литовкина ; см. примеч. 34 к гл. «Старец Нектарий»). Пострижен в мантию 3 июня 1895 года. В 1903 году, будучи еще иеродиаконом, принимал народ для духовного назидания. Рукоположен во иеромонаха 26 марта 1906 года. 4 июля 1908 года переведен из скита в монастырь на должность духовника приходящих богомольцев. Скончался 30 июля 1922 года. По некоторым сведениям, пришедшие арестовывать старца застали его лежащим в гробу. См. о нем: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 404–437. Оптинские старцы. Заря, 1990. С. 64–68. (Сборник статей, первоначально напечатанных в журнале «Православная Русь». 1990. 4–6.) Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков, † 1913; память – 1/14 апреля) родился 5 июля 1845 года. Происходил из оренбургских казаков. Окончил Полоцкий кадетский корпус, военное училище в Оренбурге и казачьи офицерские штабные курсы в Санкт–Петербурге. Участвовал в военных действиях в Туркестане. Имел чин полковника. Служил при штабе Казанского военного округа. Живя в миру, вел истинно христианский подвижнический образ жизни. Встречался со святым Иоанном Кронштадтским , пророчески указавшим П. И. Плиханкову путь его будущего служения. Побывал в Оптиной пустыни и получил от преподобного Амвросия повеление в три месяца окончить все дела в миру и принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В Оптиной у старца Амвросия побывали выдающиеся деятели русской культуры: Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев , В. С. Соловьев , и беседы с ним оставили благотворный след в их творчестве. Л.Н. Толстой имел несколько бесед с отцом Амвросием, которые крепко запомнились ему. Непомерная гордость Толстого привела к тому, что он был отлучен от Церкви. Одинокий, больной, он за несколько дней до смерти в порыве тоски отправился к сестре-монахине в Шамордино, чтобы только взглянуть на Оптину, побродить около ее скита, но так и умер он без покаяния. Приехав летом 1890 году в Шамордино, старец Амвросий заболел и должен был зимовать здесь. В Шамординской обители он провел последний год своей жизни, где и скончался 10 октября 1891 года, после чтения канона на исход души. Лицо его было светло, на губах осталась улыбка тихой радости. За несколько лет до кончины, старец заказал икону Богоматери, благословляющей жатву, и назвал ее Божия Матерь Спорительница хлебов». Он установил ей празднование 15 октября. В этот именно день тело схииеромонаха Амвросия было погребено возле могилы его учителей старцев Леонида и Макария. На его надгробии начертаны слова апостола Павла: «Бых немощным яко немощен, да немощных приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу». Почитатели почившего старца никогда не сомневались в том, что он имеет великое дерзновение перед Богом. По замечанию продолжателя его великих трудов старца Иосифа, «осень, когда скончался батюшка отец Амвросий, была суха и грозила на будущий год неурожаем, но со дня перенесения тела из общины (Шамординской) в Оптинский монастырь, как испрошенная им у Господа милость, пошли дожди». Одновременно с иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) (†1911) в пустыни старчествовал схиархимандрит Варсанофий (Плиханков) (†1914). Последние оптинские старцы Анатолий и Нектарий дожили до 20-х годов XX века. Иеромонах Анатолий (Потапов) преставился в 1922 году, а иеромонах Нектарий – в 1928 году. Старец Нектарий отличался особой сердечностью, теплотой, милосердием. В пустынь он пришел отроком и провел в ней почти всю свою жизнь. Лишь после кончины отца Иосифа он ради послушания взял на себя подвиг старчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– В том, что он имел одну позицию и не хотел ее опубликования. – Я прошу прощения, вот вы в жизни всегда поступаете правильно? Я вот иду на компромисс иногда. – Но он же представитель синода. – Но он очень умный представитель синода, вы понимаете? И я считаю, что умный человек должен идти на компромисс. Этот акт был написан не для Толстого. Это очень важно. Этот акт был написан для читателей Толстого, которые думали, что Толстой – ревностный член Церкви, ревностный христианин, а Церковь засвидетельствовала, что это не так. Вот и все. – Зачем Толстой ездил в Оптину? – Потому что Толстой был очень умным человеком, и я вам уже об этом говорил на прошлой лекции. Это, конечно очень грустно, от каких-нибудь шестиклассников или школьных учителей слушать объяснения, почему Толстой поступал так, почему он написал это. Как будто мы лучше Толстого во всем этом разбираемся. И я говорил в прошлый раз о том, что нужно обязательно почаще заглядывать в его дневник для того, чтобы понять мотивацию Толстого и понять вообще, почему он совершал те или иные поступки. Потому что его философские трактаты, в которых формулировки имеют окончательный, безапелляционный характер, – это одно, а дневник – это некоторая лаборатория, в которой формулировки вырабатываются и от которых сам Толстой может на следующий день отречься. И вот из дневника видно, что Толстой творил до последних своих дней, даже в Астапово, уже не имея возможности записывать сам, своей дочери Александре Львовне сказал: «Запиши, пожалуйста, вот это». Толстой был настоящим художником, очень творческим человеком. Его мозг, его сердце постоянно продуцировали какой-то новый продукт. Я еще раз обращаю внимание на статью Эрна. Современные «толстоведы» с этим совершенно не соглашаются, но я все-таки это скажу. Творческий инстинкт Толстого постоянно, с моей точки зрения, находился в противоречии с его идеями. И Толстой мог десять раз написать, что «а эти церковники» там « ничего хорошего», а вот сердце его в Оптину пустынь влекло. Очевидно, что встреча его в Оптиной пустыни со старцем Амвросием и старцем Иосифом Литовкиным наложила очень глубокий отпечаток на личность Толстого. Очень интересно, что Толстой, когда сбежал из Ясной Поляны, много куда поехать мог: он мог к духоборам в Канаду поехать, он мог поехать к другим сектантам на Кавказ, он мог к Черткову убежать, он мог еще куда то убежать, у него много было последователей, друзей. Но он почему то направился в Оптину пустынь. Это еще одна иллюстрация того, какой сложный организм – человеческая душа.

http://pravmir.ru/otluchenie-lva-tolstog...

Над его могилкой была воздвигнута часовня, при советской власти разрушенная и стертая с лица земли. Но все паломники, приезжавшие в Оптину, молились и служили панихиды по почившим Оптинским старцам в том месте, где, по предположениям, раньше находилась часовня; они выложили на этом святом месте крест из побеленного известью кирпича. Впоследствии выяснилось, что верующие почти не ошиблись, почитая могилку старца Амвросия. Честные мощи покоились на полтора метра ближе к алтарю Никольского придела Введенского собора . Но впоследствии оказалось, что 16 октября 1988 г. были обретены останки прп. Иосифа (Литовкина) . Мощи же прп. Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских старцев. Ныне его мощи почивают в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни . В Оптинском скиту у самого входа сохранился домик старца Амвросия. В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского. Тропарь Амвросию Оптинскому Яко к целебному источнику/притекаем к тебе, Амвросие, отче наш./Ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скбрбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любве научаеши./Моли Человеколюбца Христа/и Заступницу усердную/спастися душам нашим. Свидетельства современников Толстой Лев Николаевич : «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». Евгений Погожев (Поселянин) : «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». Розанов Василий Васильевич : «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

http://drevo-info.ru/articles/6307.html

Отец всегда говорил про него: «Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное». А надо заметить, что о ком из своих детей Евфим Емельянович говорил что-нибудь, то после сбывалось в точности. Между прочим, он выражал и тогда желание, чтобы кто-нибудь из его детей пошел в монашество. И вот первая откликнулась на его желание дочь его Александра (впоследствии монахиня Леонида), а за ней после, в свое время, и сын Иоанн. Законоучитель Вани, очень хорошей жизни протоиерей, с своей стороны, тоже говорил про мальчика: «Вот посмотрите, из него выйдет что-нибудь необыкновенное». Так с самого раннего детства все замечали на нем особую печать благоволения Божия. 4 лет Ваня лишился своего доброго отца, который умер внезапно. Но и под крылышком нежно любящей матери малюткам жилось хорошо. Когда Ване было 8 лет, он, играя, однажды с товарищами, вдруг изменился в лице, поднял голову и руки кверху и тут же упал без чувств. Его принесли домой и уложили; когда он пришел в себя, то его стали спрашивать, что с ним случилось? Мальчик сказал, что он увидал на воздухе Царицу. «Да почему же ты думаешь, что видел царицу?» спросили у него. – «Потому что на ней была корона с крестиком», отвечал он. – «Ну, а почему же ты упал?» снова спросили у него. На это он, потупив глазки, тихо сказал: «Около нее было такое солнце... я не знаю, не знаю, как сказать!» – добавил он быстро и заплакал. Дивное видение это оставило глубокие следы в душе 8-ми летнего ребенка. Он с тех пор совсем изменился, сделался тих, задумчив и стал уклоняться от детских игр, находясь неотлучно при матери; взгляд его кротких глаз сделался еще глубже, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Вскоре после этого в их селе случился большой пожар, а они незадолго перешли в новый только что отстроенный дом. Ребенок видел испуг домашних и сам понимал опасность. Не зная к кому обратиться за помощью, он стал протягивать ручки к находящейся вблизи их дома церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и кричать: «Царица Небесная! оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!». Детская молитва эта была услышана, – все кругом сгорело, а дом Литовкиных остался цел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Но наибольшую известность принесли этому монастырю старцы. В XIX в. в Оптиной пустыни подвизались преподобные Моисей (Путилов), Амвросий (Гренков) , Лев (Наголкин) , Анатолий (Зерцалов) . За духовным советом к ним приезжали русские писатели и философы, в том числе Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский и многие другие. В XX в. Оптина пустынь продолжала свою миссию. Вся Россия ездила к преподобным Анатолию (Потапову), Варсонофию (Плиханкову) и Иосифу (Литовкину) . Оптину пустынь стал часто посещать и иеромонах Серафим. Особенно близкие отношения сложились у него с иеромонахом Анатолием. Этот подвижник долгое время был келейником у самого известного оптинского старцапреподобного Амвросия, на личном опыте познал его духовную мощь и основы духовничества. Об отце Анатолии говорили, что по своему радостному и смиренному обращению с людьми он был похож на преподобного Серафима Саровского . В старце отмечали поразительную любовь ко всем приходившим к нему. Он всегда был приветлив, ласков и сердечен. Преподобный Анатолий стал духовником иеромонаха Серафима. В декабре 1911 г. отец Серафим получил повышение – был назначен инспектором Костромского духовного училища. Но в этой должности он пробыл всего год и в конце 1912 г. был назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Тогда же он был возведен в сан архимандрита. Начальником архимандрита Серафима стал архиепископ Тихон (Никаноров). Современники помнят его как скромного, тихого и смиренного иерарха. С этими качествами совмещались доброта и молитвенность, никто не видел его разгневанным и раздраженным. К архиепископу Тихону мог прийти любой – никому он не отказывал в просьбе. В лице этого святителя архимандрит Серафим нашел покровителя и молитвенника. А поддержка молодому ректору в тот момент была крайне необходима. Выше отмечалось, что положение духовных семинарий было печальным. Очень часто ректоры этих учебных заведений были людьми случайными и рассматривали свою должность всего лишь как ступеньку в карьерной лестнице. Как правило, ректоры были для семинаристов не отцами, а начальниками. Семинаристы, часто не помышлявшие о духовной карьере, а мечтавшие устроиться на светскую службу, болели теми же духовными болезнями, что и обычные студенты. И Воронежская семинария не была исключением. Незадолго до назначения архимандрита Серафима в этой семинарии было покушение на инспектора. В 1912 г. здесь произошел настоящий бунт. Архиепископ Антоний (Храповицкий) , узнав о назначении сюда отца Серафима, написал ему: «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Почему я в начале передачи призывал осторожно относиться к таким понятиям, как духовность? Дело в том, что даже самые искренние поиски духовной жизни могут закончиться катастрофой. Именно это и произошло с Распутиным. Его духовный порыв, видимо, был хорошим и светлым, но не принес результата по той простой причине, что Распутин не искал поддержки в духовной среде. Если бы, скажем, он отправился в Оптину пустынь, встретился бы со старцем Иосифом Литовкиным или с другими Оптинскими старцами, может быть, его жизнь сложилась бы по-другому. Мы можем об этом говорить, потому что есть сотни, тысячи примеров того, как жизнь других людей, побывавших в Оптиной пустыни или в других авторитетных хранилищах Православия, сложилась иначе. АЛЕКСАНДР БОХАНОВ: Вот здесь есть один очень важный момент. Отец Георгий по-своему прав. Он действительно воспроизводит то, как воспринимали Распутина. Но я еще раз хочу сказать насчет всех этих рассуждений: «благочестив - не благочестив». Я считаю, что царь и царица, в нравственном смысле, были люди совершенные. Центром всей распутинской истории являются не его грехи, а его отношения с царской семьей. А считать чужие грехи – не наше дело. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Алексей Николаевич, как вы относитесь к воспоминаниям дочери Григория Распутина? АЛЕКСЕЙ ВАРЛАМОВ: С большой осторожностью и большим подозрением, потому что я не знаю, кто истинный автор это текста. Но есть документ, который не вызывает сомнения и который крайне любопытен - это дневник Матрены Распутиной. Вот на него можно ссылаться. Это очень интересный документ, который в большей степени, правда, касается уже событий после его смерти. Это документ совершенно трагический, пронзительный по своей силе. Согласно ему получается, что царь и царица даже своё освобождение доверили человеку, который был связан с Распутиным, это был муж Матрены. Он оказался, судя по всему, темной личностью, во всяком случае, не сделал того, что мог бы. Я думаю, что эта излишняя доверчивость императорской семьи тоже сыграла свою губительную роль.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-rasputin....

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010