Скачать epub pdf 694. Не всегда скоромная пища приносит пользу больным монахам. Покойный Батюшка о. Амвросий не разрешал Великим постом вкушать рыбу. Нельзя разрешать мужчинам входить в келлии монахинь Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Леонида! Письмо Ваше от 19 февраля получил. Спрашиваете меня, грешного, должны ли больные сестры по предписанию доктора употреблять скоромную пищу. – Какие сами пожелают, пусть употребляют с покаянием, а какие не пожелают, тех принуждать не следует, ибо мы на опыте видим, что не всегда скоромная пища приносит пользу больным монахам. Сами же Вы написали, что некоторых сестер от скоромной пищи тошнит. Какой же будет в таком случае толк от принятия этой пищи? Должно питаться тою пищею, которую просит натура. Пишете еще о себе, что Вы нездоровы и сестры пристают к Вам, чтобы разрешили Великим постом на рыбу. – Мое же мнение такое – придерживайтесь пока совета покойного нашего Батюшки о. Амвросия: «кушать картофельку с верою». Вместе с тем хорошо бы Вам сообщаться Св. Христовых Таин почаще этим постом, хоть бы каждую неделю. По болезни Вы можете поговеть только один день, например, пяток, а в субботу сообщитесь. Покойный Батюшка о. Амвросий как ни бывал болен, а не разрешал Великим постом на рыбу. Еще пример. Жил у нас в Оптиной на покое о. архимандрит Ювеналий (теперь Виленский архиепископ). Пришлось ему однажды встретить Великий пост больному. В недоумении он говорил: «Чем я теперь буду питаться?» И однако все-таки не разрешил на рыбу. Впрочем, прибавлю к сему: смотрите на свои телесные силы; если они со дня на день будут ощутительно ослабевать, в таком случае можете несколько придержаться и докторского совета, с покаянием и самоукорением. В крайних случаях и Батюшка о. Амвросий имел обыкновение повторять народную поговорку: «Бей в решето, коли в сито не пошло». Указ Св. Синода должно стараться исполнять в точности и отнюдь не дозволять мужчинам (хотя бы они были отцы родные) ходить в келлии монахинь. Иначе Вы будете грешить пред Богом, пред начальством и пред своею совестию. Ведь это правило кажется некоторым неудобоисполнимым только на первый раз, а потом привыкнут и уже станут следовать ему без отягощения. Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 2.11.1837, слобода Городище Старобельского у. Харьковской губ.- 9.05.1911, Оптина пуст.), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из крестьян, сын сельского головы. Родителей И. уважали за милосердие и странноприимство. В семье было 6 детей, Ивана назвали в честь свт. Иоанна Милостивого. Отец (умер, когда Ивану было 4 года) любил принимать в доме сборщиков-монахов и каждому из них делал пожертвования. С малых лет детей водили в церковь, Иван пел на клиросе. Он рос болезненным ребенком, был близорук и плохо слышал на одно ухо. После того как в возрасте 8 лет Иван сподобился видения Божией Матери в облаках, он изменился, стал тихим, задумчивым, не играл с детьми. Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) В 1848 г., когда от холеры скончалась мать, Иван пошел работать, прислуживал у кабачника, в бакалейной лавке, нанимался в поденные рабочие. В Таганроге купец Рафаилов, видя благочестие и честность молодого человека, к-рый у него работал, решил выдать за него дочь, что обеспечило бы дальнейшую жизнь юноши. Сестра Ивана Александра поступила в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , мн. насельниц к-рого окормляли оптинские старцы, приняла постриг с именем Леонида. Она посоветовала брату поступить в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Во время посещения Оптиной пуст. мон. Леонида рассказала прп. Макарию (Иванову) о брате. Старец ответил: «Не скорби, он будет монахом». Литовкин отпросился у хозяина на богомолье в Киев, по пути посетил Борисовский Тихвинский монастырь. Старица обители, схим. Алипия, ученица оптинских преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) и Макария, посоветовала ему: «Оставь свой Киев и иди в Оптину к старцам». Иван приехал в Оптину пуст. вместе с монахинями белёвского Крестовоздвиженского монастыря, к-рые представили его прп. Амвросию (Гренкову) .

http://pravenc.ru/text/578408.html

Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. В. В. Каширина Гимнография Богослужебное последование И. включает: отпустительный тропарь 3-го гласа: «Яко к Божественней чаше утешения...»; кондак 3-го гласа: «Кротостию и незлобием украшен быв...»; канон 5-го гласа с акростихом «Чашу нерастворену сладкого вина пою», ирмос: «Пешешествуя Израиль непроходимую стезю...», нач.: «Чистительный смысл подаждь в Слове»; акафист с рефреном: «Радуйся, Иосифе, Матери Божия любимче Блаженный». Ист.: Рукописи. Архив Оптиной пуст. Иконография Прп. Иосиф (Литовкин). Роспись трапезной Оптиной пуст. 1990 г. Мастер Л. Н. Шархун Прп. Иосиф (Литовкин). Роспись трапезной Оптиной пуст. 1990 г. Мастер Л. Н. Шархун Сохранилось более 10 фотографий И. одного или в кругу монастырской братии кон. XIX - нач. XX в. (архив Оптиной пуст., частные собрания в России и за рубежом). Так, на фотографии (между 1894 и 1898) он сидит в центре в 1-м ряду, рядом с прп. Варсонофием (Плиханковым) (частное собрание; см.: Летопись скита. 2008. С. 202). Чаще всего старец запечатлен в простом подряснике и скуфье, на др. фотографиях - в мантии и клобуке, в руках неизменно держит четки. Известны неск. живописных портретов И., выполненных художниками-любителями, вероятно, на основе его фотографий. В кон. XIX - нач. XX в. был написан портрет, на к-ром преподобный изображен поколенно, фронтально, в сером подряснике, препоясан ремнем, в темной скуфье; охристый фон высветлен в верхней части вокруг головы. Происхождение портрета неизвестно, в 70-х гг. XX в. он был передан из Патриарших покоев ТСЛ в ЦАК МДА (Духовные светочи России. С. 241. Кат. 221). Близкий по типу портрет И. хранится в Оптиной пуст. (10-е гг. XX в., келья прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту). Святой запечатлен на фоне пейзажа с голубым облачным небом, правой рукой опирается на палочку-посох, в левой, согнутой в локте руке держит четки. Др. портрет, парадного характера, представляет И. вполоборота вправо, сидящим возле покрытого скатертью столика, в темной рясе и в клобуке, с золотым наперсным крестом; в левой руке, лежащей на книге,- светлые четки (1-я пол. XX в.; Оптина пуст.). Внешность И. на портретах соответствует облику на фотографиях: у него улыбающееся просветленное лицо, прищуренные глаза, широкий нос, седая, сужающаяся книзу и разделенная на 2 или неск. прядей борода.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Старец отвечал, что болен, но готов исполнить послушание и ехать. Однако после консультации с Синодом к писателю был отправлен прп. Варсонофий. Прп. Иосиф (Литовкин). Портрет. ХХ в. (келия прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст.) Прп. Иосиф (Литовкин). Портрет. ХХ в. (келия прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст.) Сохранились свидетельства учеников о непростых отношениях между И. и прп. Варсонофием. В частности, послушник Николай Беляев (см. прп. исп. Никон ), духовный сын старца Варсонофия, писал: «К Батюшке был нерасположен скитоначальник о. Иосиф, будучи раздражаем по действу диавола другими. Зная это, я спросил Батюшку: «Как же Вы относились к о. Иосифу?» - «Я относился к нему как к своему начальнику, на все безусловно брал от него благословение: например, выйти из скита, и прочее. Я только перестал открывать ему помыслы, а стал открывать их о. Венедикту, и то решился на это не иначе, как с благословения о. Иосифа. Я веровал, что через него, как через поставленного на сие место, действует благодать»» (Дневник послушника Николая Беляева. 2004. С. 279). Келейник И. иеродиак. Зосима (Амелин) вспоминал, что незлобие И. «было так велико, что не только никто не слышал от него жалобы, но даже, когда другие высказывали справедливое негодование, старец кротко говорил: «Нет, ничего, мне хорошо». Однажды келейник передал уже больному старцу, что о нем нехорошо отзывался скитоначальник. И. ответил смиренно: «Осуждать его не следует, это не он делает, а враг; а за него надо молиться» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 319. Ед. хр. 13. Л. 99). Любимой книгой И. было «Добротолюбие». Рака с мощами прп. Иосифа Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. Рака с мощами прп. Иосифа Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. В 1911 г. старец заболел острой малярией, при слабости сердца надежд на выздоровление не было. 12 мая 1911 г. И. был погребен в склепе рядом с могилами преподобных Макария и Амвросия.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 2010 г. Иконописец А. Н. Яшина (частное собрание) Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 2010 г. Иконописец А. Н. Яшина (частное собрание) После кончины прп. Амвросия И. был утвержден духовником Шамординской общины, во время Петровского и Успенского постов ездил в эту обитель, но никогда не оставался на ночлег. Мн. чада прп. Амвросия доверяли И. как старцу. Он принимал посетителей в скиту в той же келье, что и прп. Амвросий, и поддерживал в ней ту же обстановку. У изголовья кровати стоял большой портрет прп. Амвросия. И. старался подражать учителю в поступках и решениях, никогда не проводил время в праздности. С 8 часов утра начинался прием посетителей; после трапезы был небольшой отдых; с 14 до 20 часов опять был прием, к-рый часто затягивался и до более позднего времени. Летом после обеда старец общался с посетителями, принимал всех без различия, произносил небольшие наставления, кратко отвечал на вопросы, но сам не задавал вопросов. И. отличался прозорливостью, в его первых словах, считали посетители, выражалась воля Божия. Иногда люди не могли принять советов старца и просили снисхождения к своим немощам, И. уступал просьбам. С 1886 г. И. вел переписку с духовными чадами. Он подписывал каждое письмо, записанное рукой письмоводителя, в нек-рых случаях делал краткие приписки, сохранилось неск. писем-автографов И. Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В кон. 1893 г. в связи с болезнью прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова) братским духовником Оптиной пуст. по представлению настоятеля и по общему желанию братии стал И. После кончины прп. Анатолия 19 марта 1894 г. И. был утвержден в должности скитоначальника и братского духовника. В 1899 г. по его инициативе было запрещено единственное в году посещение скита женщинами 7 сент., в день памяти старца Макария. Он объяснил, что это было желание старца Амвросия и Самой Царицы Небесной. И. активно сотрудничал с ж. «Душеполезное чтение» . Как и прп.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Преподобный Иосиф Оптинский Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в Харьковской губернии, в многодетной семье сельского головы. В детстве он лишился родителей, тихая и спокойная жизнь кончилась, и Иван был вынужден работать в трактире, бакалейной лавке, таскать тяжести, сопровождать обозы с товаром. Он подвергался нападениям грабителей, бывал бит жестоким хозяином, падал в обморок от голода... Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его: он хранил в себе стремление к духовной жизни, и постоянной спутницей и утешительницей его была молитва , которой он научился с детства. В 1861 году, в возрасте 23-х лет, Иван по совету его сестры, которая была монахиней, поехал в Оптину пустынь. Его попутчицы, две монахини, первым делом по прибытии отправились к преподобному Амвросию и сказали старцу, что привезли с собой «брата Ивана», называя юношу в шутку братом из-за его монашеских устремлений. Великий старец по своему обыкновению шутливо и прозорливо ответил: «Этот брат Иван пригодится и нам и вам», – как бы видя перед собой будущего Оптинского старца и ту пользу, которую он принесёт в будущем и самой Оптиной, и женским монастырям. После скорбной жизни в миру Иван воспринял тишину и покой святой обители как бесценный Божий дар. Новоприбывших трудников по Оптинским обычаям для смирения отправляли на нелёгкое и хлопотливое послушание в трапезную. Так «брат Иван» стал помощником повара, и трудности этого занятия были ему совсем не в тягость: в нём сразу обнаружились добрые качества его чистой души, как будто изначально предназначенной Господом для монашеской жизни. Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве были хорошими задатками для настоящего инока. И эти качества не остались незамеченными: вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию, и в хибарке старца он прожил пятьдесят лет: тридцать лет рядом с преподобным Амвросием и двадцать после его смерти, когда отец Иосиф уже сам был старцем. Молодой послушник оказался в самом центре духовной жизни: к святому старцу приезжало огромное количество людей, искавших духовного совета и руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

После кончины прп. Амвросия И. обратился за духовным окормлением к собственному постриженику прп. Иосифу (Литовкину) , советовался с ним по монастырским делам, несмотря на то что тот был значительно моложе. В 1890 г. умер оптинский казначей иером. Флавиан (Маленков), близкий помощник И. по хозяйственной части. Настоятель хотел заменить его своим письмоводителем, иером. Макарием (Струковым). Но Калужская духовная консистория 1 сент. того же года предписала провести выборы казначея монахами Оптиной пуст. И. отказался подчиниться и 10 сент. подал Калужскому еп. Виталию докладную записку, в к-рой объяснил, что распоряжение консистории умаляет авторитет настоятеля и вносит смущение в братство. 2 окт. консистория выпустила новый указ, в к-ром настаивала на проведении выборов. В результате 4 окт. казначеем был избран иеродиак. Ксенофонт (Клюкин). В дек. 1891 г. еп. Виталий инициировал учреждение собора старшей братии Оптиной пуст., к-рый должен был участвовать в монастырском управлении. В это время последовали тайные доносы о неспособности И. управлять обителью из-за преклонных лет и болезней. 11 марта 1892 г. Святейший Синод упразднил собор старшей братии как орган, не соответствующий установленному для общежительных мон-рей порядку управления, и поручил архиерею выяснить, способен ли И. исполнять обязанности настоятеля. Еп. Виталий доверил расследование дела благочинному монастырей архим. Моисею (Красильникову). Братия Оптиной пуст. единодушно встала на защиту своего настоятеля. В результате 2 июня того же года консистория определила оставить его в должности, еп. Виталий выдал И. доносы на него и обещал наказать их авторов, но И. просил не делать этого. В 1892 г., после перемещения иером. Макария (Струкова) настоятелем в Иоанна Милостивого свт. Загаецкий мон-рь , И. приложил все усилия, чтобы вернуть его или перевести в более близкую обитель. Писал письма обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву , объясняя, что иером. Макарию тяжело будет жить на окраине страны среди неправосл. населения. В результате в том же году иером. Макарий возглавил Ферапонтов Лужецкий можайский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/674766.html

Иордан. Результатом приезда вел. князей в Иерусалим стало приобретение участка на склоне Елеонской горы и основание Гефсиманского во имя равноап. Марии Магдалины мон-ря . В авг. того же года К. К. посетил Афон, Русский вмч. Пантелеимона мон-рь , Илии Пророка муж. скит близ Кареи. В мае 1887 г. посетил Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустынь , беседовал со старцем прп. Амвросием (Гренковым) и схиархим. прп. Исаакием (Антимоновым) , с которыми в дальнейшем вел переписку. В том же году прислал в Ильинский скит Оптиной пуст. серебряную лампаду к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. С целью познакомить своих детей с усадебной жизнью К. К. с семьей провел лето 1901 г. в имении Н. Прыски Козельского у. Калужской губ., расположенной рядом с Оптиной пустынью и Шамординским Амвросиевым в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рем . В этот период общался с иеросхим. прп. Иосифом (Литовкиным) и игум. Евфросинией (Розовой). Совершал паломничества во множество мон-рей Российской империи, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру , Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери , Ипатиевский во имя Св. Троицы , ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев , вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери . 20 апр.- 23 мая 1910 г. по поручению имп. Николая II участвовал в перенесении мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. В 1909-1911 гг. на Ново-Адмиралтейском о-ве в С.-Петербурге на народные пожертвования была построена ц. Христа Спасителя в память Гефсиманского моления и во имя свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах), как храм-памятник «погибшим без погребения героям-морякам» в русско-япон. войне 1904-1905 гг. В 1908 г. по инициативе родственников погибших моряков был образован «Особый Комитет по сбору повсеместно в России пожертвований на постройку храма в память моряков, павших в русско-японскую войну в Цусимском и других боях» под почетным председательством королевы эллинов Ольги Константиновны. Канцелярия комитета по приглашению вел.

http://pravenc.ru/text/2057082.html

Григорий (Митькевич ; 1851-1881) пребывал на Калужской кафедре 30 лет, дольше др. епископов, и стал единственным местным архиереем до 1917 г., к-рый был возведен в сан архиепископа (1869). Его заботами в 1862 г. начали издаваться «Калужские епархиальные ведомости» (в 1907-1918 вместо них выходил «Калужский церковно-общественный вестник»), в 1870 г. было основано Калужское отд-ние Православного миссионерского об-ва . В епархии стали создаваться правосл. братства, первым приступило к работе калужское братство при ц. вмч. Георгия «за верхом» (1864), в 1879 г. в Калуге возникло миссионерское братство свт. Иоанна Богослова для проведения бесед со старообрядцами в семинарском храме. Были преобразованы духовно-учебные заведения по уставу 1867 г., открыто множество церковноприходских школ, в 1879 г. в Калуге учреждено жен. епархиальное уч-ще. Был перестроен и расширен свечной завод, его доходы шли на духовно-учебные заведения. При Калужском архиерейском доме был учрежден 2-й мон-рь - Крестовский. Архиеп. Григорий покровительствовал Оптиной пуст. и оптинскому старчеству . В обители установилась непрерывная традиция старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, к-рый обычно был ближайшим учеником почившего, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. Оптинскими старцами были преподобные Лев (Леонид) (Наголкин) , Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) , Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , Варсонофий (Плиханков) , Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) , преподобноисп. Никон (Беляев) и др. Они жили в скиту Иоанна Предтечи и окормляли оптинскую братию, принимали монахов и монахинь из др. обителей и мирян, вели переписку. В XIX в. благодаря старцам Оптина пуст. стала одним из главных духовных центров России. Ее посещали члены имп. семьи, архиереи, писатели, поэты, философы и огромное количество паломников всех сословий. С 40-х гг. XIX в. по инициативе прп. Макария и при поддержке свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, мн. насельники Оптиной пуст. (преимущественно выходцы из дворян, имевшие хорошее образование), а также И. В. Киреевский и др. участвовали в просветительской деятельности обители. Они переписывали и издавали (в переводе схиархим. прп. Паисия (Величковского) или в собственных переводах) творения отцов Церкви, публиковали жизнеописания оптинских старцев и других подвижников XVIII-XIX вв., переписку старцев, исторические описания монастырей и др. По благословению оптинских старцев во 2-й пол. XIX в. были основаны многие жен. общины, в т. ч. в 1868 г.- Казанская Боголюбивая в Мосальском у. (в 1892 получила статус мон-ря), в 1884 г.- Шамординская Казанская в Козельском у. (с 1901 мон-рь; см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Священномученик Сергий Кудрявцев с супругой Екатериной Ивановной и дочерью Ольгой Для начала – немного фактов, хотя их можно было бы привести гораздо больше. Не так давно я приобрела очередную книгу из серии, издаваемой Оптиной пустынью, – на сей раз о старце Иосифе (Литовкине). В основе этого издания – воспоминания духовного сына старца Иосифа, Григория Михайловича Никольского. Он происходил из духовного сословия и вырос близ Оптиной. У Григория Михайловича было три брата-священника: Михаил, Валентин и Николай; сам же он священного сана не принимал. Братья Григория Никольского были расстреляны в 1937–1938-м годах, а в 1942-м, вскоре после освобождения Калужской области от немецкой оккупации, был арестован и расстрелян он сам. Вот такие дела – четыре родных брата… И это не то что не единственный, это не редкий пример: читая и перечитывая жития новомучеников и исповедников, подготавливая материалы о них для епархиального сайта, я не раз находила такие семьи. Например, братья Твердовские, саратовские священники – Михаил, Петр и Николай – расстреляны все трое, канонизирован пока только Михаил. Или братья Кудрявцевы – отец Сергий, новомученик, и отец Николай – оба расстреляны, муж их родной сестры, тоже священник, погиб в лагере… Наши энтузиасты-краеведы, восстанавливающие почти забытую историю своих родных русских сёл, не раз поражали меня цифрами – количеством репрессированных, в том числе и расстрелянных, крестьян и прочих жителей конкретного села или деревни. Счет расстрелянным (одна деревня, подчеркиваю!) шел на десятки, жертвами становились не только «кулаки и подкулачники», но и простые деревенские бабы, и священники, и псаломщики, и приходские старосты, и – очень часто – монахини из разогнанных советской властью монастырей, находившие приют у сельских родственников… Епископ Вениамин (Милов) И хотя, казалось бы, пора уж к подобной информации привыкнуть и перестать удивляться, – я удивлялась самым наивным удивлением. Мне хотелось спросить: да что же это за власть такая была, если женщина на седьмом десятке лет, не видевшая в своей жизни ничего, кроме избы, церкви и монастырской келлии, была этой власти настолько опасна, настолько страшна, что даже в живых-то ее оставить нельзя было никак, непременно нужно жизни лишить? Старшей из жертв Бутовского полигона, Матроне Конюховой, шел 90-й год. Вы можете представить себе мужчин, которые ее расстреливали? Что они при этом чувствовали, кем себя ощущали? И как они жили дальше, эти люди?

http://pravoslavie.ru/159825.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010