«Сегодня мы с вами празднуем память выдающегося подвижника благочестия, исповедника веры ХХ столетия и одного из последних старцев Оптиной пустыни  — преподобного Севастиана Карагандинского. От юности будущий Карагандинский подвижник, восприняв начальные уроки Православия от родителей, глубоко уверовал во Христа, и в четырехлетнем возрасте впервые побывав в Оптиной пустыни, навсегда пленился духовной красотой монашества. Уже тогда сердце простого, скромного юноши из Орловской глубинки охватило всецелое желание служить Господу, пребывать в послушании Церкви Христовой, отдавать свои силы и таланты к духовной пользе ближнего, осуществлять в жизни своей волю Божию. Юный Стефан, как в крещении был наречен преподобный, становится послушником, а затем и монахом в одном из самых видных духовных центров Российского Православия — Оптиной пустыни. Оптина пустынь, которую известный священник-философ отец Павел Флоренский назвал " духовной лечебницей многих израненных душ " , стала для монаха Севастиана школой молитвы, послушания, терпения и смирения. Под мудрым руководством всероссийски известных старцев иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) и иеромонаха Нектария (Тихонова), вдохновляемый их подвигами и научаемый личными примерами, инок Севастиан стяжал многие благодатные дары, которыми в будущем щедро станет делиться со своими многочисленными духовными чадами. Времена аскетических трудов и монастырских послушаний сменились в жизни преподобного Севастиана годиной огненного искушения, для испытания посылаемого (1 Птр. 4:12). Одному Богу известно, сколько боли претерпела душа подвижника при виде мерзости запустения (Дан.11:31), водворившейся на месте святой обители, дорогой его сердцу Оптиной пустыни. Волей Божией преподобный открыл новую страницу бытия ее существования — период старчества в изгнании. Среди лютых гонений от безбожных властей, притеснений от раскольников-обновленцев, унижений и издевательств от забывших Бога людей преподобного Севастиана не покидало горячее желание " проповедать Евангелие благодати Божией " (Деян. 20:24). За твердое исповедание евангельской правды семь лет работ в концентрационных лагерях получил смиренный пастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/5970239.ht...

Через некоторое время в селе Городище, где жили Литовкины, случился большой пожар. Было жаркое лето. Во время грозы от молнии загорелся один дом, ветром бросило пламя на соседние крыши, большей частью соломенные… Пламя забушевало так сильно, что люди растерялись. Литовкины незадолго перед этим отстроили новую избу и даже не успели как следует обжиться в ней. Огненная стихия перекинулась уже и на этот край села. Семья Литовкиных, выйдя из дома, молилась со слезами о спасении жилья, а Ваня, протянув руки к церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в простоте души воскликнул: – Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький! Детский молитвенный вопль был услышан. Сгорело всё село, а дом Литовкиных остался невредим. В 1848 году, когда Ване было 11 лет, скончалась его мать. Старшие дети уже покинули семью, сестра Александра была в монастыре, брат Семен женился и жил отдельно, сестра Анна вышла замуж в другое село. Остались Ваня и его младший брат Петр – круглые сироты. На похоронах матери Ваня в сильной скорби воскликнул: – Царица Небесная! Что же Ты делаешь? И сестрица ушла в монастырь, и матушку Ты у нас взяла!.. Бывший на похоронах протоиерей, законоучитель, записал эти слова отрока и время, когда были они сказаны. А потом стало известно, что матушка Леонида, сестра Вани, еще не знавшая о смерти своей матери, в этот самый час испытала приступ тяжелой тоски и впала в полубессознательное состояние, ей привиделась река, по которой плыл, покачиваясь, гроб, а в нем – она ее сразу узнала – лежала ее покойная мать. И при этом раздался голос брата: «Царица Небесная! Что же Ты делаешь? И сестрица ушла в монастырь, и матушку Ты у нас взяла!» Игуменья отпустила ее съездить на родину. Два ее братика остались там в доме одни… Увидев ее, Ваня стал просить: «Сестрица, возьми нас с собой в монастырь, нам здесь не с кем жить!» Она вспоминала потом, что Ваня и во сне повторял эти слова. Но вот Ивана взял к себе старший брат, а Петра замужняя сестра Анна. Матушка Леонида возвратилась в свою обитель.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их (Евр 13:7), поспешим сегодня в молитве припасть к иконе вновь прославленных местночтимых старцев Оптинских, которые отныне вместе со всероссийски почитаемым преподобным Амвросием Оптинским будут сиять на небосводе церковном, молясь о всех нас, а наипаче о богохранимом крае, перед Престолом Всевышнего о даровании всем нам сил в несении жизненных испытаний, чтобы имели мы мир душевный, чистоту сердечную и проводили жизнь в целомудрии и святости, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф 4:3). Деяние о канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших Иеросхимонаха Льва (Наголкина) Иеросхимонаха Макария (Иванова) Схиархимандрита Моисея (Путилова) Схиигумена Антония (Путилова) Иеросхимонаха Илариона (Пономарева) Иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) Схиархимандрита Исаакия (Антимонова) Иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) Схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) Иеросхимонаха Анатолия (Потапова) Иеросхимонаха Нектария (Тихонова) Иеромонаха Никона (Беляева) Архимандрита Исаакия (Бобрикова) в лике местночтимых святых Оптиной пустыни. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сию благодатную эпоху возрождения Русской Церкви, когда поднимаются из руин тысячи порушенных и оскверненных святынь, когда Православие возвращается к полноте традиционного служения Богу и миру, когда народ обращается к духовным истокам христианства, перед нашим взором вновь предстает уникальный опыт старцев Оптиной пустыни, сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический, мученический подвиг. В старчестве Оптинских подвижников веры, воплотивших в себе благодатные черты старческого служения древних отцев и преподобных Паисия Величковского и Серафима Саровского, раскрылись и преумножились богатейшие дары духовного делания: дар духовничества и наставления, дар врачевания душ и исцеления, дар прозорливости и пророчества. Все эти дары по-разному присутствовали в служении Оптинских подвижников: духовничество первых старцев, пророчество живших накануне великих испытаний, исповедничество и мученичество в эпоху гонений на Русскую Православную Церковь. Но всегда это было вдохновенное свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе — подвигом ли веры и исповедничества (1 Тим 6:12–13) или мученической кровью (Откр 7:14).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Но Господь всегда хранил Своего избранника, и добрый нрав юноши нисколько не испортился: грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его. Молитва – это единственное наследство, оставшееся ему от покойных родителей, – всегда была его единственной спутницей в скорбной жизни, а храм Божий – единственным местом утешения, куда всегда влекло благочестивого юношу. О монашестве он еще не помышлял, но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь, неожиданно пришло письмо от его старшей сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре. Она советовала брату поступить в скит при Оптиной пустыни, давно славившейся своими духовно-опытными старцами. С этого времени у Ивана возгорелось желание оставить мир. Навестив сестру, юноша отправился в Оптину. По дороге его подвезли две белевские монахини (их монастырь окормляли Оптинские старцы). Когда они сказали преподобному Амвросию, что с ними приехал «брат Иван», шутя намекая на его монашеские наклонности, то старец, задумавшись, ответил: «Этот Иван пригодится и вам и нам», – явно провидя судьбу будущего старца, к которому станут прибегать не только оптинские иноки, но и сестры женских монастырей, и множество мирян. Преподобного старца Макария к тому времени уже не было в живых, но уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник – преподобный старец Амвросий. «Батюшка, благословите в Киев», – на эти слова юного Ивана Литовкина последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так начался иноческий путь длиною более полувека... 1 марта 1861 года Иван Литовкин поступил послушником в скит Оптиной пустыни. По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего в миру, он понимал, какой бесценный дар Божий – покой и тишина святой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но из всех этих мистиков-философов наиболее ярким выразителем своего идеала мне представляется о. Серапион Машкин, самый чистосердечный по своей искренности, самый абсолютный по своей метафизичности, самый радикальный по своей общественности, самый смелый в своих сомнениях, самый небрежный ко всему внешнему, самый последовательный в своей жизни, и, если будет позволено судить о том человеку, самый верный раб своего Господа» (с. 148:149). П. Флоренский отца Серапиона лично не знал. Знакомство было заочным. Летом 1906 года, когда они назначили встречу во Введенской Оптиной пустыни (под Козельском, Калужской епархии, где жил на покое архимандрит Серапион), Флоренский уже не застал его в живых. Как передает Мария Федоровна Мансурова (ум. 1973) рассказ отца Павла Флоренского, последний встретил там, в Оптиной, на дорожке монастыря старца иеросхимонаха Иосифа (Литовкина , ум. 1910), встреча с которым оказала на него особое духовное воздействие. Он не столько придал значение словам, которые говорились и которые он забыл, сколько особому духоносному состоянию этого старца. Быть может, эта встреча в Оптиной с иеросхимонахом Иосифом и с рукописями архимандрита Серапиона Машкина, стремившегося всю жизнь к «цельному, рациональному миросозерцанию», влила в 24-летнего студента МДА Павла Флоренского творческие силы, о которых он писал своей матери Ольге Павловне, что целью своей жизни ставит соединить достижения мировой культуры с церковностью. Не случайно же именно через Оптину пустынь Флоренский понял реальную возможность «проложения путей к будущему цельному мировоззрению». «...Великие оптинцы вобрали в себя, как в огненный фокус, святыню народную, – писал он впоследствии. – Сквозь них, как сквозь дальнозрительные стекла, видится Грядущий. Трудно идти не за ними, а помимо них, потому что это значило бы самовольно стремиться сократить от века намеченный ход мировой истории». Эта творческая задача действительно стала целью жизни П. Флоренского , и сформировала в нем то внутреннее постоянство, которое свойственно всем представителям онтологической школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В возрасте восьмидесяти пяти лет о. Никон, по прошению, был пострижен в схиму с именем Николай 1230 . Усилив подвиги поста, бдения и молитвы, он по-прежнему принимал иноков и богомольцев, с трогательной заботой и любовью относился к младшей братии. Подвижник Божий отличался необыкновенной добротой, часто бодрым словом стремился поднять дух молодых иноков, а если они заболевали, то сам делал лекарство и ухаживал за ними. Настоятель отзывался о нем, как о «старце примерной жизни» 1231 . После закрытия обители схиигумен Николай жил у родственников в Глухове, где и окончил свою земную жизнь. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 107–108. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//Там же, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 10. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 22. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 25, 28, 51. Документы АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОСХИМОНАХ ПАИСИЙ Иеросхимонах Паисий (в монашестве Полиевкт, в миру Павел Дмитриевич Гришкин) родился 8 декабря 1879 г. в селе Гусевка Людиновского уезда Калужской губернии в крестьянской семье 1232 . Благочестивая семья Гришкиных была достаточно обеспечена 1233 и часто приезжала на богомолье в Оптину пустынь. С малых лет сердце Павла горело любовью к Богу и к жизни иноческой. Господь еще в детстве даровал ему многоопытного духовного наставника. Им стал бывший келейник преподобного Амвросия, известный впоследствии Оптинский старец Анатолий (в миру Александр Потапов). После кончины скитоначальника Оптиной пустыни о.  Иосифа (Литовкина) именно он выделился среди всех учеников старца Амвросия и пользовался всеобщим уважением. По отзывам современников, «на нем ясно чувствовались дух и сила первых великих Оптинских старцев», а по своему «стремительному, радостно-любвеобильному и смиренномудрому обращению с людьми он напоминал преподобного Серафима Саровского 1234 . По благословению о. Анатолия Павел в 1898 г. после окончания сельской школы, поступил в Оптину пустынь 1235 . Послушание он проходил при рухлядной 1236 , к старцу своему ходил ежедневно сначала в скит Оптиной пустыни, затем в храм Владимирской иконы Божией матери, при котором была келлия о. Анатолия. Старец очень почитал святителя Тихона Задонского и часто давал своим духовным детям читать его творения. Поучения же самого о. Анатолия всегда указывали Павлу верный путь к достижению духовного совершенства, а весь строго подвижнический уклад жизни обители не давал ослабеть его ревности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Храм в саманном домике В 1930-1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. Шесть лет здесь провел в заключении схиархимандрит Севастиан (Фомин), ­которого многие верующие знают как Севастиана ­Карагандинского, одного из самых почитаемых ныне святых Казахстанской земли. Будущий старец родился в крестьянской семье и был младшим из трех братьев. Когда ему было четыре года, умер отец, через год — мать. Следом за средним братом Романом, принявшим постриг в Оптиной пустыни, он в январе 1909 года поступил келейником к преподобному Иосифу (Литовкину) в Предтеченский скит Оптиной пустыни . После кончины своего наставника стал келейником преподобного Нектария Оптинского (Тихонова). В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан. В 1918 году декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать в качестве сельскохозяйственной артели. В 1923 году богослужения были запрещены, а скит был закрыт. Отец Севастиан, как и большинство монашествующих, перебрался в Козельск, где по благословению старца Нектария стал служить в Илиинском храме. Он решительно противостоял обновленцам, поддерживал связь с бывшей оптинской братией, окормлял многих монахов и монахинь из разоренных обителей, проживавших в городе, а также прихожан, посещавших ранее Оптину. Это не могло нравиться новой власти. В феврале 1933 года его арестовали; на вопрос следователя, как священник относится к советской власти, он отвечал: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей... Нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся». Чтобы священник отрекся от веры, его оставляли на ночь на морозе в одной рясе. «Матерь Божия опустила на меня такой " шалашик " , что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: " Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму " », — вспоминал он впоследствии свое пребывание в тамбовском ОГПУ.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1. Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина), схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова), схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова), иеросхи­монаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсонофия (Плихан­кова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова), иеромонаха Никона (Беляева), исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2. Честные их останки считать святыми мощами. 3. Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4. Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5. Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6. Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7. О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Преподобный Оптинский старец Лев – †11/24 октября 1841 Первый оптинский старец, преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин), в молодости объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Именно в переоценке духовных ценностей, в перенесении центра своих стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, в освобождении от всего греховного, что отдаляет человека от Бога, и состоит очищение сердца. Это приводит последователя Христова к истинной христианской жизни, что делает его целенаправленным, более сосредоточенным, способным на всякое доброе дело. Духовность свидетельствует о способности христианина жить добродетельно. Первое свидетельство о присутствии в нас Святого Духа – это совокупность добрых чувств и расположений, а также подвиги самоумерщвления и самопожертвования. В возрасте восьмидесяти пяти лет о. Никон по прошению был пострижен в схиму с именем Николай 1880 . Усилив подвиги поста, бдения и молитвы, он по-прежнему принимал иноков и богомольцев, с трогательной заботой и любовью относился к младшей братии. Подвижник Божий отличался необыкновенной добротой, бодрым словом стремился поднять дух молодых иноков, а если они заболевали, делал лекарства и ухаживал за ними. Настоятель отзывался о нем как о «старце примерной жизни» 1881 . После закрытия обители схиигумен Николай жил у родственников в Глухове, где окончил свою земную жизнь. Иеросхимонах Паисий (в монашестве Полиевкт, в миру Павел Дмитриевич Гришкин) родился 8 декабря 1879 года в селе Гусевка Людиновского уезда Калужской губернии в крестьянской семье 1882 . Благочестивая семья Гришкиных была обеспечена 1883 и часто приезжала на богомолье в Оптину пустынь. С малых лет сердце Павла горело любовью к Богу и к жизни иноческой. Господь еще в детстве даровал ему многоопытного духовного наставника. Им стал бывший келейник преподобного Амвросия, известный впоследствии Оптинский старец Анатолий (в миру Александр Потапов). После кончины скитоначальника Оптиной пустыни о. Иосифа (Литовкина) именно он выделился среди всех учеников старца Амвросия и пользовался всеобщим уважением. По отзывам современников, «в нем часто чувствовались дух и сила первых великих Оптинских старцев», а по своему «стремительному радостно-любвеобильному и смиренномудрому обращению с людьми он напоминал преп. Серафима Саровского » 1884 . По благословению о. Анатолия Павел в 1898 году после окончания сельской школы поступил в Оптину пустынь 1885 . Послушание он проходил при рухлядной 1886 , к старцу своему ходил ежедневно сначала в скит Оптиной пустыни, затем в храм Владимирской иконы Божией Матери, при котором была келлия о. Анатолия. Старец очень почитал святителя Тихона Задонского и часто давал своим духовным детям читать его творения. Поучения же самого о. Анатолия всегда указывали Павлу верный путь к достижению духовного совершенства, а весь строго подвижнический уклад жизни обители не давал ослабеть его ревности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010