После отдыха в 2 часа батюшка пил чай 1 или 2 чашки просто вприкуску, без всякого лакомства. Батюшка непременно пил чай в 2 часа, и в этом он как бы исполнял послушание своему великому наставнику старцу Амвросию, который говаривал: “Чай пей всегда в 2 часа, хочешь или не хочешь, а очередь чайную надо наблюдать”. Этим он хотел показать, что все делать следует в свое время, именно в одно. Около 3 часов батюшка начинал принимать посетителей до вечерни. Вечернее правило читали келейные братия. Батюшка когда освобождался, то приходил слушать вечерню и сам читал акафист. А когда просили батюшку, то он опять выходил к народу, чтобы преподать всякому по его желанию – кому только благословение в путь, отъезжающим, кого исповедовать... А некоторые спрашивают о чем-либо на общем благословении, и батюшка кратко всем отвечает по потребности каждого, и отходят с благословением и душевным миром, идя в путь и радуяся и славя Бога о получении благодати у милостивого старца. Вечерня состояла из 9 часа, 1 рядовой кафизмы, 3 канонов – Спасителю, Божией Матери и святому Ангелу Хранителю, акафиста дня, 2 глав Апостола, одной главы Евангелия, которое читал сам. После вечерни батюшка ужинал; ужин состоял большею частью из жиденькой кашки, а иногда стакана молока и кусочка белого хлеба. Затем опять батюшку просили, и он занимался часов до 9. Около 10 часов читали правило на сон грядущим, малое повечерие, молитвы... Во время чаепития батюшка давал распоряжения как начальник скита. Мы после правила получали благословение и уходили каждый к себе в келию» 372 . К началу 1890-х годов в Оптиной пустыни собрались все те будущие старцы, иным из которых благословит Господь дожить до времен разрухи и катастрофических перемен в России. 10 февраля 1892 года был зачислен в скитскую братию и одет в подрясник духовный сын отца Анатолия Павел Иванович Плиханков (преподобный Варсонофий), прибывший в Оптину под Рождество Христово 1891 года. 26 марта 1893 года он был пострижен в рясофор 373 . Прибывший в Оптину 15 февраля 1885 года Александр Алексеевич Потапов был келейным у старца Амвросия, затем у старца Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Видит старец, что Павел огорчился до крайности. Пришел как-то сам к его келлии и сотворил по обычаю монастырскому молитву. Послышался внутри келлии ответный «аминь». «Благослови, брате, войти», – сказал старец. Был ответ: «Бог благословит». Вошел старец, помолился на святые иконы и затем с краткою речью обратился к Павлу Степановичу: «Павел Павел! Ты обиделся на меня? Обиделся? Ну, прости меня». И вдруг кланяется ему в ноги. При воспоминании о сем о. Платон сказывал: «Это глубочайшее смирение великого старца, имя которого в свое время славно было не только по всей России, но и за пределами ее, поразило меня до глубины души. Весь в слезах, мгновенно и сам я бросился к старцу в ноги, прося простить меня, малодушного, неразумного грешника. А любвеобильный старец тихо продолжал свою речь: «Что же ты уж и от меня-то ничего не хочешь понести? И если от меня не терпишь, то от кого же возможешь потерпеть что-либо?» Далее старец говорил о том, что терпеть скорби необходимо, что необходимы нам душевные потрясения для нашего же спасения. Так поучив меня, он удалился из моей келлии. Обуреваемый доселе разными сопротивными помыслами, я почувствовал в душе невозмутимый мир и тишину. И после такого случая, – прибавлял о. Платон, – еще более, бывало, полюбишь старца, а о выходе из обители и забудешь совершенно». Впрочем, это едва ли не единственный был случай во все время пребывания о. Платона в Скиту при старце Макарии в продолжение лет десяти. Вообще же старец всегда относился к нему с любовью и снисходительностью». Послушник Царицы Небесной Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин) 1. Тихий и светлый Старец Амвросий всегда радовался, когда кто-нибудь из приходивших к нему хвалил его старшего келейника – о. Иосифа. Долгие года провел о. Иосиф при старце; будучи учеником о. Амвросия, он постепенно, с Божьей помощью, приобретал такие духовные качества, которые без великой веры в Господа Бога и без великого смирения получить нельзя: любовь христианскую, мудрость и рассудительность, не говоря уж о молитве, – о.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

16 октября – день обретения мощей Оптинского старца Иосифа (Литовкина) , подвижника, который удостоился неоднократного посещения Пресвятой Богородицы, духовного чада, келейника и продолжателя духовных традиций великого Оптинского старца преподобного Амвросия . Прикоснемся бережно к воспоминаниям духовных чад о чудесной помощи преподобного Иосифа и к его духовным советам. Буря на реке Одно семейство встречало в Оптиной Пустыни Пасху. После вечерни они пришли к старцу проститься, так как за ними должен был приехать нанятый извозчик. Но старец Иосиф им сказал: «Нет, вы оставайтесь и завтра отстойте утреню и обедню; служба будет торжественная». Они на это ответили, что остаться им никак нельзя, так как извозчик нанят, и он не согласится ждать их до завтра. Но старец снова проговорил: «Нет, он не приедет». Придя в номер, они стали ждать извозчика, который действительно не приехал, и они остались. Оказалось, что на реке была буря, и нельзя было переехать. Сватовство Оптинский послушник Д. рассказывал: «За мою сестру сватался жених, человек торговый, из купцов. Просил он приданое и 500 рублей денег. Нам он всем понравился, я написал батюшке, прося его благословения. Батюшка отвечает: “Он потому просит денег, что они ему нужны на уплату долгов, а отдавать за него сестру и без денег не надо. Вы про него хорошенько разузнайте всё”. Оказывается, он, правда, был много должен, да при этом большой пьяница». Лучше будем почаще приобщаться Батюшка сказал: «Нет, давай лучше будем с тобой почаще приобщаться – куда нам в Америку!..» Монахиня В. была подвержена тоске и унынию. Однажды она приехала к старцу и, рассказав, что не находит места от гнетущей тоски, просила отпустить ее к брату в Америку, где он занимал видное положение. Батюшка сказал ей на это: «Нет, давай лучше будем с тобой почаще приобщаться; куда нам в Америку! – ближе пойдем и то не дойдем! Ведь нам с тобой немного осталось жить». Эта монахиня, всегда боявшаяся смерти, видимо, по молитвам батюшки, приняла слова старца спокойно и стала готовиться к переходу в другой мир. Через два месяца она пошла в храм к вечерне и на службе внезапно скончалась.

http://pravoslavie.ru/74349.html

Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году. Старчество для оптинских иноков стало их церковным, общественным послушанием, служением. Они не только помогали обращавшимся к ним найти ориентиры в жиз­ни, но терпеливо, с великой любовью к своим чадам ду­ховным вели их к Дому Отчему. «Несть греха побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истинный приидти, — писал в од­ном из своих писем преподобный Амвросий Оптинский. — Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся со­блюдать заповеди Божий; а в чем согрешишь, кайся и ис­правляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и, претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии». Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью.

http://pravoslavie.ru/5923.html

После того как все было подготовлено к съемке, отец Сергий подвел оператора к Казанской иконе Божией Матери и поведал ему о событиях мироточения, которое происходило 3/16 ноября 1988 года. Затем они перешли в другой придел, к иконе преподобного, и отец Сергий замер от изумления: на иконе явственно были видны два пятна с потеками мира. В храме никого не было, кроме послушников у свечного ящика в другом конце собора. Отец Сергий, по его собственным словам, не смог скрыть своего удивления, что бесстрастно зафиксировала камера. Оператор заметил ему: «Я вижу, что с вами что-то происходит». Отец Сергий указал на причину. После этого позвали послушника, и когда у иконы появился второй свидетель, началась съемка. Ощутивший Божественный аромат оператор воскликнул: «Жаль, что нельзя снять запах!». Фильм был показан на фестивале в Амстердаме и имел большой успех. Так преподобный, имеющий «болезное сердце о всех с верою притекающих к нему», вновь вышел на проповедь к людям, и свидетельство об этом распространилось за пределы дальние. В современном мире, скованном вторгшимся в плоть и кровь людей безбожием, чудеса, подобные оптинскому, наполняют душу христианина горячей надеждой на заступничество Владычицы Небесной и святых. 19 января/1 февраля 1990 года состоялась передача (тогда еще только частичная) Иоанно-Предтеченского скита монастырю Оптина пустынь. В 1990 году возобновилась издательская деятельность Оптиной пустыни. Изданы жизнеописания старцев, частично – их письма и поучения, и некоторые другие книги. 13/26 декабря 1994 года были обретены мощи Оптинских старцев Антония и Моисея. 1/14 февраля 1995 года обретены мощи старца Исаакия I Оптинского. 13/26 июля 1996 года состоялось прославление Собора преподобных старцев Оптинских и установлено им общее соборное празднование – 11/24 октября. К лику местночтимых святых были причислены: иеросхимонах Лев (Наголкин) , схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов) , схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов), иеросхимонах Анатолий старший (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин) , схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) , иеросхимонах Анатолий младший (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов) , иеромонах Никон (Беляев) исповедник, архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 701. Гордые не сознают в себе этого порока Воистину Воскресе Христос! Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Леонида! Письмо Ваше от 7 апреля получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешного, со светлым праздником Воскресения Христова и за Ваши благожелания. По желанию Вашему посылаю Вам при сем два экземпляра «Описания Козельской Введенской Оптиной Пустыни», последнее издание. Письма же о. Анатолия печатались в «Душеполезном чтении», а отдельных оттисков я еще не видел, и едва ли они есть. Жалеете о своей письмоводительнице, что она горда. – Что делать? Св. Лествичник говорит, что гордых исцеляет только Бог. Потому, как я уже, кажется, и писал Вам, молитесь о ней Богу, чтобы Он Сам, имиже весть судьбами, направил ее на путь истины. А кроме того, при удобных случаях можете и говорить ей что-либо для назидания, как, например, Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Или иногда написать можете какую-либо назидательную записочку, как Вы и сделали это. Все горе в том, что гордые не сознают в себе этого порока. Однако силен Господь и таких вразумить за молитвы молящихся о них. Испрашивая на Вас и на всех сестер обители Вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием. Книгу посылал, но адрес не так был написан, и назад возвратили, то теперь посылаю, и письмо тоже посылаю. И. Иосиф. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Скачать epub pdf 25. Друг друга тяготы носите. Об употреблении в пищу яблок до Преображения Многоуважаемая о Господе матушка игумения Людмила! Получил ваши письма, но отвечать не мог: то недосуг, то забудешь, а то еще и по природной немощи – лености. Прошу прощения за неисправность мою. Здоровье мое, слава Богу, обычное. Занимаюсь каждый день с утра до позднего вечера. Спрашиваете, поехать ли в Петербург по делам монастырским, – поезжайте, Бог благословит и да поможет получить просимое для обители. Берите для помощи и Вячеславу, Бог благословит. Помоги Господи жить с м. Леонидой помирней и, по слову св. Апостола, друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов . Вячеславе, видно, нужно духовное исправление, когда Господь воздвиг ее от одра болезни, а может и от смерти. Батюшка о. Амвросий и все предшествующие ему Старцы Оптиной Пустыни благословляли употреблять в пищу до Преображения яблоки в печеном виде, что мы и делаем, а сырых не благословляли употреблять до Спаса. Призывая мир и благословение Божие на Вас со всеми сестрами, остаюсь с искренним благожеланием. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Скачать epub pdf 655. Раз поступила в св. обитель, значит, на это есть Божие благословение. Снам не должно верить, правильные сны бывают только святым М. св. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе Елизавета! Письмо твое получил, в котором ты описываешь свою скорбь и томление духа. Это наваждение вражие. Раз поступила в сию св. обитель, знай, что на это есть Божие благословение, и Божий Промысл управит тебя в вечные Небесные обители. Только претерпи все, враг нечто может провидеть, что ты можешь принести пользу сей обители и тебе полезно жить здесь. Коварный враг и ввергает в уныние. Бог благословит тебя здесь кости сложить, кроме разве послушания. Жалеешь, что далеко от Оптиной Пустыни. Иные и близко живут телом, а духом дальше тебя. Снам совершенно никакого доверия иметь не должно, враг наплетет только для смущения. Правильные сны бывают только святым, а мы с тобой далеки от них. Для погибели душ наших враг является даже во образе Ангела. Прилежи учению, терпению, смирению, молитве и благодарению Бога за все. Сестре можно напомнить о деньгах. Помоги тебе Господи. Испрашиваю на тебя мир и Божие благословение. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Общии вид Оптинои пустыни      Интересно сравнить отзыв старца Амвросия о Достоевском со столь же кратким, но совершенно противоположным по смыслу его отзывом о Л.Н. Толстом. И. Концевич со слов Эльмера Мода, «друга и биографа Толстого», описывает последнюю встречу Толстого и старца Амвросия в 1890 г. (за год до кончины последнего): «Войдя к старцу, Толстой принял благословение и поцеловал его руку, а выходя, поцеловал в щеку, чтобы избежать благословения. Разговор между ними был столь острым и тяжелым, что старец оказался в полном изнеможении и еле дышал. «Он крайне горд», – отозвался о нем отец Амвросий». Покаяние и гордость – диаметрально противоположные понятия. Гордость – это отсутствие, невозможность покаяния, и, наоборот, покаяние – преодоление гордости. Пожалуй, о Толстом так кратко и так емко тоже никто не говорил. После кончины старца Амвросия его преемником по старчеству стал его келейник иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1837–1911), который также собирал рассказы о своем духовном отце. В 1898 г. старец Иосиф послал в журнал «Душеполезное чтение» пространное письмо, в котором изложил собранные им сведения о пребывании в Оптиной пустыни некоторых знаменитых писателей. Редакция опубликовала письмо в виде статьи под названием «Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский и К.Н. Леонтьев перед старцами Оптиной пустыни». Большая часть статьи составляет материал о Н.В. Гоголе и И.В. Киреевском. Достоевскому посвящен всего лишь один абзац. Тем не менее, он представляет большую ценность, так как отец Иосиф, будучи в то время келейником старца Амвросия, мог быть очевидцем посещения Достоевского. Федор Михаилович Достоевскии      «Среди старожилов нашей обители сохраняется воспоминание о посещении оной в 1877 г. (ошибка! – в 1878 г. – Г.Б.) другим знаменитым нашим писателем, Ф.М. Достоевским. Подолгу длились его беседы со старцем отцом Амвросием о многих насущных вопросах духовной жизни и спасении души. Вскоре затем появились в печати «Братья Карамазовы», написанные отчасти под впечатлением посещения его Оптиной пустыни и бесед с отцом Амвросием».

http://pravoslavie.ru/100899.html

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех перечисленных выше старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; +1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; +1860), схиархимандрит Моисей (+1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; +1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; +1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; +1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; +1894), иеромонах  Анатолий (Потапов; +1922), иеромонах Нектарий (+1928). В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года). 1830-1861 Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни. Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, +1841). С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.

http://patriarchia.ru/db/text/32432.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010