Разделы портала «Азбука веры» ( 42  голоса:  4.4 из  5) 11. Подвижник смиренного духа При начале старческого пути о. Амвросия, в марте 1861 года, в его келлии появился юноша двадцати с небольшим лет, Иван Литовкин, который попросил у старца благословения идти в Киев. Взглянув на него и как бы увидев его будущее, старец сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Тот остался и прожил в этом самом домике пятьдесят лет, сначала келейником о. Амвросия, потом старцем и скитоначальником. Это был преподобный Иосиф… Безмолвный подвижнический Скит стал навсегда его домом, братия – семьей. Как и все старцы в свое время, он желал в глубине души лишь молитвенного уединения, но, как и они, оказывая послушание Господу и наставникам, должен был руководить ко спасению души многих и многих православных. Старец Иосиф, еще будучи келейником, однажды сильно простудился, и здоровье его нарушилось. Когда о. Амвросия однажды с тревогой спросили об о. Иосифе, как же он будет старчествовать такой болезненный, – тот ответил: «Ну что же, ничего, зато смиренный будет». Летом 1890 года, в последний раз отъезжая в Шамордино, о. Амвросий сказал о. Иосифу: «Тебе нужно здесь оставаться – ты здесь нужен». И велел ему поселиться в своей келлии. В октябре 1891 года его вызвали в Шамордино – старцу Амвросию было очень плохо, он умирал. Многие и в Шамордине, и в Оптиной пали духом, когда скончался великий старец, а о. Иосиф, горевавший едва ли не более других, всех утешал и укреплял. В жизнеописании его говорится, что «сам он сильно скучал без старца и любил вспоминать о нем…» Очень характерен его ответ на слова одной духовной дочери о том, сколько скорбей выпало на его долю. Старец Иосиф сказал: “Какие скорби при батюшке, – я их тогда не чувствовал, – а вот теперь…” – и он от волнения не докончил». Старец Иосиф как был при о. Амвросии тихим, кротким, смиренным, так и остался таким навсегда. Господь даровал ему ненарушимый мир души. На многих его фотопортретах видишь лик, освещенный внутренней радостью о Господе.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

3 июня 1895 года он, будучи уже рясофорным, был пострижен в мантию с именем Анатолий. А Николай Васильевич Тихонов, поступивший в Иоанно-Предтеченский скит 27 апреля 1873 года, в 1876 году был пострижен в рясофор, в 1887-м в мантию с именем Нектарий. Двадцать лет, до кончины отца Анатолия (Зерцалова) , он был у него келейником. Последние лет пять или шесть он, по благословению старцев Амвросия и Анатолия, жил почти в затворе, в молитве и чтении проводя дни. Будущий священномученик и последний настоятель старой Оптины архимандрит Исаакий в это время тоже был в обители, – он поступил сюда в 1884 году, его звали Иван Николаевич Бобриков 374 . Он был неприукаженным послушником целых 13 лет, а 7 июня 1899 года удостоился пострига в монашество с именем Исаакий. Вот эти люди – как бы опоры, основные скрепы как внешней, так и духовной истории Оптиной пустыни того времени, о котором у нас начата речь. 363 Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). С. 85. 365 Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). С. 66–67. 368 Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). С. 154 и далее. 373 Калужский епископ Вениамин, при котором пострижен был в иночество будущий старец Варсонофий, знал его еще в миру, когда был священником в Казани. «Указный послушник Павел Иванович Плиханков, – писал владыка, – лично мне известен своей религиозной настроенностью и стремлением к аскетической жизни еще с того времени, когда я был в г. Казани священником» (Житие старца Оптинского Варсонофия. С. 124). 374 Позднее старец Нектарий рассказывал о том, как появился в Оптиной будущий священномученик о. Исаакий. «Блаженный Василий, – рассказывал он, – привел его к батюшке Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит!”. А юноше он сказал: “Тебя казнят”. По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: “Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту!”. Удивительное пророчество... сбылось...» (Житие священномученика архимандрита Исаакия [II]/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). С. 7). Указывается на другой вариант его фамилии, то есть не Бобриков, а Бобраков (см. «Оптинский альманах» 1 за 2007 г.). Однако в Некрополе Оптиной пустыни фамилия его родителя в надгробной надписи значится как «Бобриков». Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иосиф (1837–1911) Старец Иосиф, в миру Иоанн Литовкин, был ближайший ученик великого старца Амвросия, – ближайший не по внешности только, но и по духу, по силе послушания, преданности и любви. Это было поистине «чадо любимое» старца Амвросия. Это чадо послушания воспитывалось в стенах смиренной убогой «хибарки» преподобного Амвросия, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя старца Амвросия. Здесь, в этой тесной келье, сделавшейся для него училищем благочестия, он прошел делом самую высшую из наук – монашество, и стал в свое время сам наставником монахов. И как это было все просто, скромно, даже для многих незаметно! В «хибарке» старца Амвросия он прожил ровно пятьдесят лет. По болезни старец Амвросий не выходил в церковь . Отец Иосиф начал служить в его келье всенощные бдения. Как старший келейник, он считал своей главной обязанностью заботиться о спокойствии старца Амвросия. Поэтому он часто выходил в приемную и внимательно выслушивал посетителей. Ответ старца он передавал в точности, ничего не прибавляя от себя. Старец Амвросий постепенно подготовлял преподобного Иосифа к старческому служению, уча его и словом, и собственным примером. В последние годы жизни преподобного Амвросия к нему стало приходить так много посетителей, что он не мог принять всех. Многих он посылал к отцу Иосифу. После смерти старца Амвросия духовное окормление Шамординской обители также перешло к отцу Иосифу. А вскоре после смерти скитоначальника отца Анатолия отец Иосиф занял и эту должность и с нею стал старцем для всей братии Оптиной пустыни. Батюшка как сам был непрестанный молитвенник, так и других располагал к занятию Иисусовой молитвой, и в своих наставлениях особенно хорошо говорил о молитве, как о самом необходимом для каждого человека деле. Если же в ком видел особенное расположение к ней, то старался развивать и поддерживать в нем искру этого стремления своими опытными мудрыми советами, согласно святоотеческих писаний об этом предмете, изложенных в «Добротолюбии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исихаст иеросхимонах Иосиф (Литовкин), перенесший духовную эстафету uз XIX в век ХХ, по словам очевидцев, зримо озарялся благодатным божественным светом, ему являлась Божия Матерь. Скитоначальник схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)  в молодые  годы на русско-японской войне под пулями выполнял долг полкового священника. О нём преподобный Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего воина сотворила великого старца. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) в тяжелые дни революционных потрясений, когда так легко было сойти с креста, поддерживал в немощных душах  волю даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов), последний соборно избранный Оптинский старец, чудотворец и прозорливец, нес подвиг юродства, скончался в 1928 году, уже при Советской власти. Иеромонах Никон (Беляев) исполнял старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни в 1923 году, мучимый безбожниками, он скончался в изгнании. Архимандрит Исаакий II (Бoбpakob) увенчал плеяду великих русских старцев мученическим венцом. Последний настоятель Оптиной пустыни, он четырежды пережил тюремное заключение. Его расстреляли 8 января 1938 года. Упокоился последний старец в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. В русском лесу на другом конце страны. Многое пережили старцы, разные исторические периоды, войны, нестроения, благоденствие, эпидемии, голод, расцвет духовности и культуры, революцию. Все эти этапы они сопровождали подвигом непрестанной молитвы и смирения, им открывался внутренний смысл истории и судеб, они видели сокровенное сердца каждого пришедшего к ним человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Покрывали своей молитвой народ в любые времена. Ведь государство – это люди, а люди – это души. Душе нужна опора более надежная, нежели телу. В немощном теле может скрываться богатырская душа и мощный дух, способный вымолить весь мир. Все 14 старцев оставили после себя духовное наследие: письма, книги, размышления, молитвы. Если бы мы ими проникались хотя бы по 10 минут в день, то поняли бы: оказывается, главные враги наши – не люди и обстоятельства, а собственные мысли и даже помыслы.

http://azbyka.ru/life/svyatye-optinskie-...

Свои дни монахиня Виталия окончила в Великолукском монастыре, приняв постриг в схиму. Игумения Людмила Преемницей игумении Палладии стала её духовная дочь монахиня Людмила. Во многом их судьбы были схожи. Как и игумения Палладия, игумения Людмила в юном возрасте поступила в монастырь. В 1872 году была облечена в рясофор, а в 1878 году пострижена в монашество и определена казначеей монастыря. В 1890 году в связи с болезнью игумении Палладии назначена исправляющей должность настоятельницы. А через некоторое время, 24 июня 1892 года, была утверждена в этой должности с возведением в сан игумении. Игумения Людмила, воспитанная старицей-схиигуменией, также во всём училась строить свою жизнь по учению святых Отцов и опытных духовников. Благодаря архимандрита Исаакия за слова утешения о потере своей старицы, она писала ему: “Священные утешительные Ваши строки я получила, и приношу Вам мою глубокую благодарность за назидание таковыми меня немощной и унылой. За молитвы Ваши начинаю свыкаться с своим одиночеством, а после сего и телесно чувствую себя бодрее” 36 . Часто бывая в Оптиной пустыни вместе с матушкой игуменией, она была знакома со многими оптинскими старцами. Позднее сама, уже став настоятельницей монастыря, поддерживала тесную переписку со старцем Иосифом (Литовкиным), любимым и преданным учеником знаменитого старца Амвросия (Гренкова). Переписка игумении Людмилы с отцом Иосифом длилась пятнадцать лет. Игумении адресовано около 90 писем старца, в которых видно, как на протяжении многих лет она пользовалась его наставлениями, спрашивая советов по многим вопросам внутренней монастырской жизни. В письмах к настоятельнице раскрываются проблемы управления монастырём, а также отношения с сёстрами обители. Старец Иосиф давал настоятельнице совет от преподобного Моисея (Путилова), который много лет управлял Оптиной пустынью: «Думалось Вам нынче пожить потише от забот. Но действительность почти никогда не сходится с нашими думами. Потому покойный наш бывший оптинский настоятель, муж мудрый, о. архимандрит Моисей имел обыкновение повторять слова: “Да, уж нигде не жилось так, как предполагалось”. И ещё, относительно обстоятельств своей жизни, говаривал: “Хощу, якоже будет”. — Так и Вы вместе с своими думами обносите в уме своём слова Господа нашего Иисуса Христа: “Да будет воля Твоя!”» 37 .

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Монастырь расположен в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни (в 15 километрах от города Козельска на берегу реки Серены). До этого небольшой хутор возле деревни Шамордино принадлежал помещику Калыгину. На склоне лет Калыгин поселился в скиту, а его престарелая жена устроилась работницей на Оптинском скотном дворе. За год до этого, выйдя из своего дома, он увидел церковь , стоящую на облаках. Помещик рассказал об этом старцу Амвросию. Вскоре по совету иеросхимонаха Амвросия жившая при Оптиной Пустыни монахиня Амвросия (в миру А.Н. Ключарева) купила это имение для своих внучек Веры и Любы, оставшихся после рождения без матери. Когда сестры, заболев дифтеритом, скончались, в их доме появилась община, первыми насельницами которой стали 30 женщин, работавших до этого в поместье. С этой общины и началось создание святой обители. Первой ее настоятельницей была схимонахиня София (Астафьева, урожденная Болотова). В 1901 году община была преобразована в монастырь. Здесь по молитвам прозорливого старца Амвросия находили приют немощные, обездоленных женщины, сироты и вдовы. 10 октября 1891 года старец Амвросий скончался в устроенной им обители. После его кончины духовниками в ней были Оптинские старцы –– преподобный Анатолий (Зерцалов) , преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Анатолий (Потапов). В начале прошлого века в Шамординском монастыре было 1500 монахинь и послушниц. В 1917 году в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. Управляла монастырем игуменья Валентина. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали: приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников. Через 38 лет со дня открытия Шамординского монастыря обитель закрыли. В 1919 году в монастыре был устроен совхоз, а 1 октября 1919 года, на Покров Пресвятой Богородицы, представители власти созвали монахинь к величавому 15-ти главому Казанскому собору и с его паперти объявили о закрытии обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схиигумен Антоний (Путилов) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение четырнадцати лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеро­схимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) , прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/478995.htm...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) апреля Преподобноисповедник Севастиан (Фомин) Преподобноисповедник Севастиан родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в семье крестьян Василия и Матроны Фоминых и в крещении наречен был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита. В семье было три сына – Иларион, Роман и Стефан. В 1888 году, когда Стефану исполнилось четыре года, родители свозили сыновей в Козельскую Введенскую Оптину пустынь благословиться у старца Амвросия . В 1888 году умер отец, а на следующий год мать, и остались братья сиротами семнадцати, одиннадцати и пяти лет. Старший, Иларион, после смерти родителей женился; средний, Роман, в 1892 году ушел в Оптину пустынь и был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит при ней; младшему, Стефану, пришлось остаться со старшим братом и помогать ему по хозяйству. Живя с братом, Стефан окончил церковноприходскую школу, причем показал хорошие способности в обучении, и приходской священник стал давать ему читать книги из своей библиотеки. Для обычных крестьянских работ Стефан оказался слаб здоровьем, и большей частью ему приходилось быть в селе пастухом. Озорные сверстники недолюбливали его за смирение и кротость и называли «монахом». Самым большим для него утешением стало посещение брата Романа в Оптиной пустыни, что бывало всякий раз после окончания осенью крестьянских работ. В 1908 году Роман Васильевич принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 3 января 1909 года Стефан был принят келейником к старцу Иосифу (Литовкину) . «Жили мы со старцем, – вспоминал он впоследствии, – как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления» . 9 мая 1911 года иеросхимонах Иосиф скончался, и в его келье поселился старец Нектарий (Тихонов) , у которого Стефан остался келейником, перейдя под его духовное руководство. 15 марта 1912 года Стефан был определен в число братии. У отца Нектария тогда было два келейника: старший – Стефан, которого за мягкосердечие и сострадательность называли «летом», и младший – Петр Швырев, который был погрубей и построже, и его называли «зима». Когда народ, пришедший к хибарке , начинал от долгого ожидания унывать, отец Нектарий посылал Стефана, а когда ожидавшие начинали роптать и поднимали шум, к ним выходил Петр и строгостью умирял народ. Люди, бывало, то и дело посылали Стефана сказать старцу, что многие очень долго ждут и некоторым надо уже уезжать. Стефан шел в келью старца, и тот говорил: «Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», но сразу не выходил, а когда выходил, то при всех говорил Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа?» В ответ Стефан кланялся старцу в ноги и просил прощения.

http://fond.ru/kalendar/371/sevastian/

   В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Тропарь Собору преподобных отцев и старцев,    в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:    “Православныя веры светильницы, «монашества непоколебимии столпи», земли Российския утешителие, «преподобнии старцы Оптинскии», любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии», молитеся ко Господу», да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии» и спасет души наша”. Преподобный Иосиф Оптинский      2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии родился сын. При святом крещении мальчика нарекли Иваном.    Однажды во время пожара, когда огонь быстро перекидывался с одного деревенского дома на другой, маленький Иван, боясь, что огонь может уничтожить их новый дом, взмолился, протягивая ручки к церкви, находящейся недалеко от их дома: “Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!”    По молитве ребёнка дом Литовкиных уцелел, в то время как все дома вокруг него сгорели.    Иван рано лишился отца и матери. Одиннадцатилетний сирота вынужден был сам зарабатывать на хлеб насущный, работал в трактире, в бакалейной лавке, сопровождал обозы с товаром. Тяжелая жизнь не ожесточила Ивана, его чистая душа всегда стремилась к духовной жизни, утешение он находил в молитве.    Ещё в раннем детстве в чудесном видении ему явилась Царица Небесная, мальчик был настолько поражён красотой Богородицы и необыкновенным сиянием вокруг Нее, что лишился чувств. В тяжёлые минуты он вспоминал чудесное видение.    В 1861 году Иван получил письмо от сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леониды в Борисовском монастыре. Она советовала брату идти в Оптину Пустынь, к старцам.    В марте 1861 года по благословению старца Амвросия Иван был принят в святую обитель.    По Оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. Позже послушник был определен в келейники к старцу Амвросию. Возможность быть рядом с прозорливым старцем радовала инока, но бесконечный поток посетителей утомлял. Лишившись душевного покоя, он решил потихоньку уйти на святую Афонскую гору. Прозорливому старцу Амвросию стало известно о смущении келейника. Однажды старец Амвросия сказал: “Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами”. Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он больше не помышлял об уходе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010