6. Авва Виссарион говорил: когда случится тебе быть в мире и не иметь брани, тогда паче смиряйся, чтоб не превзошла злая чуждая радость – самодовольство, чтоб мы не возмечтали о себе и не были преданы брани, ибо Бог часто не попускает нам быть преданными ей ради немощей наших, – да не погибнем. 7. Брат, живший вместе с другими братиями, спросил авву Виссариона: что мне делать? Старец ответил: молчи и не меряй себя (может быть – не меряйся с ними, то есть не равняй себя им, или не замечай, какова твоя мера, или не меряй своих трудов). 8. Авва Вениамин, умирая, сказал детям своим (духовным): вот что делайте и возможете спастись: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (Фес. 5:16–18). 9. Некто спросил авву Виара: что мне делать, чтоб спастись? И он ответил ему: пойди сделай чрево свое малым и рукоделие малым, не мятись в келлии своей, – и спасешься. 10. Авва Григорий сказал: трех следующих добродетелей требует Бог от всякого человека, получившего крещение: правой веры – от души, истины – от языка и целомудрия – от тела. 11. Авва Диоскор говорил: если мы облечемся в небесное наше одеение, то не явимся нагими. Если же не окажемся носящими такое одеение, то что нам делать, братие? Ибо и мы имеем услышать оный глас, глаголющий: вверзите его во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом ( Мф. 22:13 ). Стыдно нам, столько времени носящим схиму, в час нуждный обрестись не имеющими одеения брачна! О, какое раскаяние поразит тогда нас! Какой срам покроет нас пред лицом отцов и братий наших, когда они увидят, как мы будем мучимы ангелами казни! Какая скорбь объемлет авву Антония, и авву Аммуна Нитрийского, и авву Павла Фотийского, и авву Аммуна Аравии Египетской, и авву Миуса Фиваидского, и авву Макария Александрийского , и авву Пафнутия Сидонянина, и авву Урсария Фичуйского, и авву Аммония Хеневритского, и всех праведников в то время, как их будут воспринимать в царствие небесное, а нас извергать во тьму кромешную. 12. Блаженный Епифаний говорил: если Мельхиседек, образ Христа, благословил Авраама, корень Иудеев, то тем паче Сама Истина – Христос – благословит и освятит всех верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На куполе основного храма Святой Троицы традиционно изображён Вседержитель, окруженный поясом ангельских сил, Богородицей (на западе) и Предшественником (на востоке). На следующем поясе изображены пророки Елисей, Илья, Даниил, Исаия, Захария, Иеремий, Моисей, Давид, Соломон, Малахий, Авдий, Аввакум, Осия, Иезекииль, Амос и Иона. В треугольных формах появляются евангелисты со своими знаками, все за исключением Луки, который рисует Богородицу, а не пишет Евангелие. На поверхностях между треугольниками изображены фигуры Христа, патрирхов Исаака, Авраама и Иакова. Под аркой купола алтаря изображена Богородица среди ангелов и Богородица Платитера. Ниже - Беседа апостолов, а по нижнему поясу - совместная литургия иерархов Григория Теолога, Василия, Иоанна Христосома, Григория Диалога. В центре свода - Пятидесятница, ниже Святая Троица. Почти всю северную стену занимает сцена Снятия. Во акрой купола тигеля изображено Очищение. Под сводами - архангел Михаил, на южной стене - Святой Аефал, на северной - Видение Святого Петра Александрийского. На восточной стене помещения для диаконов изображен Святой Кирилл Александрийский во время богослужения. Над очагом - архангел Гавриил. На южной стене - Святой Игнатий Теофор. Под сводом южной арки основного храма расписано Благовещение и Крещение. Из-под сцены Благовещения достаточно хорошо просматриваются фигуры святых Константина и Елены на более древнем слое. В центре свода Христос Эммануил и на куполе - Рождество и Сретение. Ниже на южной стене фигуры святых Святых Николая, Спиридона, Харалампия, Прокопия, Никиты и Святого Онуфрия. На куполе южной стены Пир Ирода и Обрезание Предшественника. На переднем плане - Святой Лаврентий. На восточной стороне южной колонны изображен апостол Пётр и на восточной стороне северной колонны - апостол Павел. Под северным сводом изображены Преображение и Распятие, ниже под последним просматривается образ архангела Гавриила с более древнего слоя. В центре купола - Христос, на северном куполе Пробуждение Лазаря и Вербоносец. Ниже на северной стене изображены фигуры Святой Екатерины, Меркурия Артемия, Виссариона - архиепископа Ларисы и Трикалы, Ахиллея Ларисы, Марии Египетской. На куполе между иконостасом и амвоном - пророк Илья в пустыне, и в центре - Святой Моисей Эфиоп.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Таким мыслям Гедеона соответствует и его ответ Ангелу. Он как бы так отвечает ему: ты говоришь: Господь с тобою. Дай Бог , чтобы было так, как говоришь, чтобы твои благожелательныя слова не были праздным звуком, а оправдались на деле. К сожалению, судя по худому настоящему, трудно ожидать чего-нибудь хорошего в будущем. Не видно, чтобы Господь был теперь со мною, или с кем бы ни было из сынов Израиля. Скорее, в виду настоящих бедствий подумаешь, что Господь отступился от нас. Если бы не отступился, разве постигли бы нас вся злая сия, бедствия сии? – Они так велики, что избавления от них нечего и ждать от людей, как бы ни казались они сильными крепостью. Одно чудо, одно всемогущество Господа могло бы спасти нас, подобно тому, как Он спас наших отцев от Египетского рабства. Но где теперь суть вся чудеса Его, елика поведаша нам отцы наши (говоря) не из Египта ли изведе нас Господь? – К предкам нашим, точно, благоволил Господь, для них Он и чудеса творил. Мы их помним, но над собою не видим, и едва ли увидим. Приходится верить, что Господь отверг нас, предав нас в руку Мадиамлю. Выслушав слова Ангела Господня, Гедеон понял, что говорить так, как сейчас говорил Ангел, свойственно не простому человеку, даже не пророку. Он стал догадываться, что имеет дело с существом высшим, неземным, что Сам Господь явился ему в образе прохожего, подобно тому, как Он явился Аврааму под образом одного из странников. Потому теперь Гедеон, обращаясь к нему, называет Его Господом во мне, Господи, (с Еврейского: Господь Бог), – тогда, как в начале беседы сказал ему только Господи мой, т.е. «государь мой». Но приведенный к заключению о Божественном достоинстве собеседника, Гедеон еще не может вместить Его повеления. Это повеление и соединенное с ним обетование так для него неожиданно, что он как бы не верит своим ушам. Во мне, Господи, в чесом спасу Исраиля? – т.е. позволь мне, Господи, откровенно высказать то, что теперь во мне 1 , – мои тайные помышления. Признаюсь, мне что-то не совсем верится, чтобы дана была чудесная помощь, а без ней как я могу спасти Израиля? Без ней и думать об этом нельзя в виду крайней недостаточности естественных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Третье. Главное в системе взглядов «православных антисоветчиков» – ненависть к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Ленина и Троцкого они не так ненавидят, как Сталина. На него стараются навесить всех собак. Вот и Смолин пишет: «Степанов не понимает, что Творец искал для вразумления России, отказавшейся от Помазанника и Страстотерпца Николая Александровича, – наихудших правителей. Но хуже Ленина со Сталиным сыскать не мог». Ведь глупость явная. Были хуже – Свердлов, Троцкий, Зиновьев, Урицкий. Но их Смолин не поминает (они ему ближе?), зато пинает русского (по самосознанию) Ульянова и грузина Джугашвили. Для меня явление Сталина – милость Божия к русскому народу. Среди всей этой банды захвативших власть в России преступников, ненавидевших всё русское, причастных к преступлениям против представителей власти, Господь нашёл одного, чьё сердце не было окаменевшим, как сердце египетского фараона. И Сталин остановил погром России, восстановил традиционное русское образование, вернул патриотическое воспитание молодёжи, возобновил традиции русской культуры, вновь заставил гордиться Пушкины м и Гоголем, Суворовым и Кутузовым, Александром Невским и Фёдором Ушаковым. Главная незадача для «православных антисоветчиков», конечно, победа в Великой Отечественной войне, победа Красной армии, которой командовал Сталин. И «православные антисоветчики» не находят ничего лучше, как использовать идею «вопрекизма», рождённую в либеральной среде (при этом они обвиняют в либерализме своих критиков!). Мол, мы победили в войне не благодаря, а вопреки Сталину, в войне победил не Сталин, а народ. Во всех войнах побеждали главнокомандующие, которые стояли во главе армии, и только в Великой Отечественной победила армия ... без главнокомандующего. А всё потому, что Сталина надо выбросить из русской истории. Четвёртое. Отдельная тема – спекуляции на Новомучениках и Исповедниках Российских. Постоянно звучит: если вы хвалите Сталина, вы отрекаетесь от Новомучеников; либо вы за Сталина, либо за Царя-Мученика Николая. А вот есть такое предание, что один будущий монах встретил на ступенях рейхстага полковника, похожего, как он потом понял, на Николая Александровича. Но преданиями антисоветчиков не проймёшь, им в таком случае подавай документ с печатью, удостоверяющий чудо. Эта и другие истории – про облёт Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери, про встречу Сталина с Матроной Московской, про митрополита Гор Ливанских Илию, про молитву Сталина в Успенском соборе – для них «сказки, сочинённые сталинистами».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/10/v_...

Блаженству же соименный, египетское, лучше же сказать, вселенское солнце, ярче солнца просиявший дарованиями Святого Духа великий Макарий в своих словах об этой молитве говорит так: «Христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца», чтобы он не только тогда, когда входит в молитвенный дом, любил Господа, но и тогда, когда ходит, беседует, есть и пьет, имел память о Боге и любовь, и желание; ибо сказано: «Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» ( Мф. 6, 21 ). Преподобный же и богоносный древний отец, святой Исаия Постник, о сокровенном обучении, т. е. об Иисусовой молитве, мыслью в сердце совершаемой, приводит во свидетельство следующие слова Божественного Писания: «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» ( Пс. 38, 4 ) Преподобный Симеон, просиявший в царствующем граде, как солнце, умной молитвою и неизреченными дарованиями Пресвятого Духа и за это получивший от всей церкви наименование Нового Богослова, в своем Слове о трех образах молитвы пишет следующее: «Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и та суть сквернящая человека ( Мф. 15, 19 ), учившего очищать внутреннее сткляницы, да и внешнее будет чисто ( Мф. 23, 26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, 156 подвизались в этом хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может». Эти слова преподобного ясно показывают, что вышеупомянутые слова Господа божественные отцы признавали свидетельством и основанием хранения сердца. т е. мысленного призывания Иисуса. Тот же преподобный во свидетельство божественной умной молитвы приводит еще и иные слова Священного Писания: «Веселися, юноше, во юности твоей, и ходи в путех сердца твоего непорочен и отстави ярость от сердца твоего» ( Ек. 11,9, 10 ); и: «Аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави» ( Ек. 10,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Авва Виссарион сказал: «Когда случится тебе быть в мире и не иметь брани, тогда паче смиряйся, чтобы не привилась злая, чуждая радость (самодовольство), чтобы мы не возмечтали о себе и не были преданы брани, ибо Бог часто ради немощей наших не попускает нам быть преданными ей, да не погибнем». Брат, живший вместе с другими братиями, спросил авву Виссариона: «Что мне делать?» — Старец говорит ему: «Молчи и не меряй себя» (не меряйся с ними, то есть не равняй себя им, или не замечай, какова твоя мера, или не меряй своих трудов). Авва Вениамин, умирая, сказал детям своим (духовным): «Вот что делайте и возможете спастись: всегда «радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите»» (1 Сол. 5, 16—18). Некто спросил авву Виаре: «Что мне делать, чтобы спастись?» — И он говорит ему: «Пойди, сделай чрево свое малым и рукоделие малым; не мятись в келлии своей, — и спасешься». Авва Григорий сказал: «Трех следующих (добродетелей) требует Бог от всякого человека, получившего крещение: правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела». Авва Диоскор сказал: «Если мы облечемся в небесное наше одеяние, то не явимся нагими; если же не окажемся носящими такое одеяние, то что нам делать, братие? Ибо и мы имеем услышать оный глас, глаголющий: «вверзите его во тму кромешнюю; ту будет плач и скрежет зубом» (Мф. 22, 13). Стыдно нам, столько времени носящим схиму, в час нуждный обрестись не имеющими одеяния брачна! О, какое раскаяние поразит тогда нас! Какой срам покроет нас пред лицом отцов и братий наших, когда они увидят, как мы будем мучимы ангелами казни! Какая скорбь обымет авву Антония, и авву Аммона Нитрийского, и авву Павла Фотийского, и авву Аммона Аравии Египетской, и авву Миусе Фиваидского, и авву Макария Александрийского, и авву Пафнутия Сидонянина, и авву Урсария Фичуйского, и авву Аммония Хеневритского и всех праведников в то время, как их будут воспринимать в Царствие Небесное, а нас извергать во тьму кромешную». Блаженный Епифаний говорил: «Если Мелхиседек — образ Христа — благословил Авраама, корень иудеев, то тем паче Сама Истина — Христос — благословит и освятит всех верующих в Него».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Поэтому наша жизнь должна быть вся евхаристична, наша жизнь должна быть наполнена Божественной литургией, вся наша жизнь должна стать богослужением, подготовкой к причастию – мы должны жить от причастия до причастия. Один святой сказал: надо жить так, чтобы каждый день быть готовым либо умереть, либо причаститься, надо быть всегда готовым, надо всегда к этому стремиться. Так же и Господь говорит: не знаете, когда Господь придет. Может быть, завтра? А я готов, я всегда в молитве, я всегда буду устремлен к Богу, я всегда буду заповеди Божии исполнять. Это, конечно, идеал. Мы по немощи так не можем, и Господь это знает, и Он с нас не спросит никогда, как с Виссариона Египетского. Он знает, в каком мы веке живем. Он знает, в каком мы окружении живем. Он знает, что мы все с луны свалились, Церковью с детства не воспитывались, и родители в нас ничего духовного почти и не вложили. Все это Господь знает, и снисходит к нам, и готов все простить, но уж устремление должно быть от нас. Вот тогда Господь все простит так же, как Аврааму Господь простил, так же, как Павлу, Петру. Ведь Петр тоже отрекался от Господа, но Господь ему простил, потому что как он Господа любил? Вот подплывает в лодке к берегу и видит: человек стоит на берегу. Один ученик говорит: «Это Господь» – и Петру уже больше ничего не надо, у него терпения даже нет, чтобы доплыть, он бросается и плывет, хотя на лодке же быстрей, там весла. Но ему не терпится. Вот такое чувство бывает: едешь в трамвае и опаздываешь, а он еле тянется, и хочется выйти и бежать бегом, хотя ясно, что на трамвае все равно быстрее. Но сердце вырывается из груди, хочется быстрее. Вот такой был Петр, и такая у него была вера и жажда быть с Богом. Поэтому он и стал первоверховным апостолом. И если в нас чуточку хотя бы этого будет, то на эту чуточку мы и сподобимся Царствия Небесного. Господь нам даст только то, что мы сами захотим. Как это ни парадоксально звучит, но Царствие Небесное получают все желающие. Кто на земле от Адама до сегодняшнего дня желает Царствия Небесного, все это желание осуществят. И в ту меру, в какую человек желает Царствия Небесного, в ту меру он его и получает. Только это желание должно идти из самой глубины души. И тут все честно, потому что Бога нельзя обмануть. Любовь нельзя никак изобразить. И насколько любишь Бога, настолько и будешь близок к Нему. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Обычно мы всё себе прощаем, не желаем каяться в грехах и любим даже их, с ними срослись, лелеем их, не хотим оставлять. Ну как от этого избавиться? Для этого надо постоянно сердце свое учить мужеству, постоянно стараться грех преодолеть, постоянно не давать ему над собой властвовать, помня о Царствии Небесном – что только так, постоянно устремляясь к нему, можно свое сердце умягчить. И если сердце наше умягчится, мы сможем быть ближе к Богу. Если мы ближе Бога увидим, то вера наша возрастет. Если возрастет наша вера, мы сможем больше дел веры творить. Чем человек больше верует, тем он больше может и сделать. Почему Виссарион Египетский мог по воде ходить? Потому что у него вера была. Вот Петр – у него была самая крепкая вера изо всех апостолов, такая, что, даже в полноте не приняв благодать Святого Духа, он, когда ему Господь сказал: иди по воде, – поверил и сразу пошел. Правда, на много его не хватило, он вскоре усомнился и стал тонуть, но все-таки несколько шагов смог сделать. Конечно, цель христианской жизни не ходить по водам. Духовная жизнь – это не цирк: могу не спать, могу не есть. Хотя подвиги телесные и восхищают нас, потому что говорят о мужестве человека, о его устремленности к Богу, но не это цель. Иоанн Лествичник , например, всегда постился очень умеренно и никакими особенными телесными подвигами не прославился. Димитрий Ростовский ни по каким водам не ходил. И старец Силуан, который теперь прославлен как святой, тоже по водам не ходил. Жил себе на Афоне, молился и вообще не купался никогда, потому что на Афоне обычай такой: монахи не купаются. Цель духовной жизни – не ходить по водам, это уже следствие. Цель – приблизиться к Богу, жить с Ним одной жизнью. Когда человек близок к Богу, он чувствует волю Божию, он с Богом заодно, он Бога всегда слышит. В Библии встречаются такие слова: «И сказал Господь Аврааму» – а дальше идет прямая речь. То есть Авраам слышал, что ему говорил Бог, потому что его жизнь была полностью согласна с волей Божией. Конечно, этот голос Божий идет к человеку не как гром с неба, из тучи какой-то, нет, голос Божий раздается внутри человека. Как же нам суметь по воле Божией поступать?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

5. Некогда авва Аммон пришел в одно место ради трапезы. Там был некто, имевший худую славу, и случилось так, что в это время пришла женщина и вошла в келлию хулимого брата. Братия, узнав о том, встревожились так, что хотели тотчас изгнать брата, но, услышав о епископе Аммоне, пришли к авве и просили пойти с ними. Как скоро брат узнал об этом, скрыл женщину под большую кадку, а авва Аммон, поняв то и желая скрыть дело ради Бога, сел на кадку, братиям же велел обыскать келлию. Когда женщина не была найдена, авва Аммон сказал: что это такое? Бог да простит вам! Потом, помолившись, велел всем удалиться и, взяв брата за руку, сказал ему: внимай себе, брате! И сказав сие, удалился. 6. Рассказывали, что один согрешивший брат был изгоняем пресвитером церкви. Тогда авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я – грешник. 7. Авва Илия сказывал: виделось мне, будто один брат взял себе под мышку тыкву вина. Желая пристыдить демонов, ибо это было виденье, я сказал брату: сделай милость, приподними мне это. Когда он приподнял одежду, то оказалось, что у него ничего нет. Это поведал я для того, чтоб вы – увидите ли что своими глазами или услышите – не верили тому. Особенно же храните помыслы, воспоминания и мысли, зная, что часто их влагают демоны, чтоб осквернить душу помышлением о неполезном и упразднить ими памятования о грехах своих по Боге. 8. Авва Исаия сказал: если придет тебе помысл осудить ближнего за какой-нибудь грех, подумай прежде, что ты еще боле его грешен. Не верь, будто то угодно Богу, что, как тебе думается, ты делаешь хорошо, и не дерзнешь осуждать ближнего. 9. Опять сказал: не осуждать ближнего и уничижать себя есть место покоя совести. 10. Рассказывали, что к авве Исаии некогда пришел мальчик для исцеления от демона; пришли также и братия из египетской киновии. Выйдя, старец увидел, что брат согрешает с мальчиком, и не обличил его, говоря: если Бог, сотворивший их, не пожигает их огнем, то кто я, чтоб обличать. 11. Авва Пимен спросил авву Иосифа: скажи, как мне сделаться монахом? Авва Иосиф отвечал: ежели хочешь найти покой и здесь, и там, то при всяком деле говори себе: кто я? – и не осуждай никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Как же Бога приблизить к себе? Как себя приблизить к Богу? Только одним способом: нужно все время устремляться к Нему. В том-то и дело, что здесь не может быть никакой игры, никакого обмана. Всегда, как только человек делает шаг навстречу Богу, в этот момент Бог делает шаг навстречу человеку. Если ты сделаешь два шага навстречу Богу, то Господь сделает два шага навстречу тебе. Как только ты отступишь от Бога в чем-то, пусть на шаг – и Господь от тебя отступит тут же. Так всегда бывает: в чем-то ты согрешил, пусть в малом, – и ты сразу теряешь. Поэтому с Богом не может быть никакой игры или торговли. Бог хочет, чтобы человек устремился к Нему сам, потому что Бог есть любовь и Он хочет только любви. А любовь выражается в том, что любящий всегда хочет пребывать вместе с любимым, хочет жить с ним одной жизнью. И если человек возжелает Бога, то и Бог также возжелает быть с этим человеком. Любовь истинная может быть только взаимной, потому что, когда любовь не взаимна, она не может развиваться, а любовь – это всегда и познание. Можно взять любую область человеческого бытия, не говоря уже об отношениях человеческой души с Богом, – и мы увидим, что везде это присутствует. Чем больше человек любит химию, тем больше химия перед ним раскрывается. Чем больше любит музыку, больше ею занимается, больше устремляется, тем больше ему открывается в ней бездонной красоты. Чем больше человек со своими детьми занимается, трудится над их воспитанием, старается им добрый пример показать, тем больше ему эти дети потом добром отплатят. Чем больше он в землю вложит труда, тем больше получит урожай. И так во всем, во всем, во всем. Поэтому все святые были подвижниками. Подвижник – это от слова «двигаться», «подвиг». Они все время двигались к Богу, каждый день они старались этот шаг к Богу сделать. Проснулись – и сразу мысль: как день прожить, чтобы приблизиться к Богу? что нужно сделать? каким образом? А мы об этом и не думаем. Мы обычно как? утром на ходу помолились рассеянно, и все, а дальше уже дела, суета, всякие побочные устремления, хорошо еще в воскресенье в храм придем, а неделя-то вся прошла в суете, мы ее как бы вычеркнули из жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010