Фараон не только не уважил этой просьбы, но еще пуще озлобился против Израильтян и приказал обременять их работами больше против прежнего. Моисей снова предстал фараону с тою же просьбою и на сей раз в доказательство своего полномочия от Бога совершил пред лицем фараона чудо превращения жезла в змия и змия в жезл. Фараон не вразумился этим чудом и не стал слушать Моисея. Затем Господь чрез Моисея поразил Египет десятью чудесными казнями. Из них только последняя казнь образумила фараона и Египтян, она состояла в избиении Ангелом губителем первенцев Египетских от человека до скота. Господь знал, что после этой казни фараон не станет долее упорствовать и отпустит Евреев, и потому за несколько дней до совершения этой казни приказал Моисею и Аарону заблаговременно приготовить Евреев к исшествию из Египта. Приготовление это состояло в установлении нового священного года и в распоряжениях о совершении Евреями пасхальной жертвы в ночь избиения Египетских первенцев. «Рече Господь к Моисею и Аарону в земли Египетстей, глаголя: месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета». До сих пор Евреи считали год с первого осеннего месяца «тисри», который соответствовал последней половине нашего сентября и первой половине октября. Он занимал первое место в порядке месяцев на основании убеждения, что Бог сотворил мир в этом месяце. Не отменяя сего счисления месяцев для дел собственно хозяйственных ( Исх. 23:16, 34:22 ; Лев. 25:3 ), Господь теперь установляет новый – священный, или церковный – год и первым месяцем его повелевает считать месяц предстоявшего Евреям исхода из Египта, именно первый весенний месяц, который называется «авив», т.е. месяц колосьев ( Исх. 13:4 ), потому что к сему времени созревал ячмень, а после Вавилонского плена назывался «нисан» ( Неем. 2:1 ; Эсф. 3:7 ). Господу угодно было, чтобы время весеннего обновления природы было временем обновления милости Его к избранному народу и всем последующим родам напоминало об этой Его милости, – о дарованной Евреям новой жизни вместе с избавлением от рабства Египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Здесь, в этот день, по повелению Божию, совершено обрезание сынов Израилевых, родившихся на пути в обетованную землю и оставшихся доселе необрезанными. Не видно, чтобы такое опущение произошло по вине самих Израильтян, иначе им не избежать бы обличения в ней и взыскания от Господа, как Он обличил и грозил наказать Моисея за то, что один из сыновей его оставался необрезанным ( Исх. 4:24–26 ). Справедливо говорят, что болезненный обряд обрезания неудобно было совершать во время странствования по причине многократных и нечаянных перемен местопребывания. Но в таком случае опущение обрезания происходило не без воли Господа, от Которого единственно зависело назначать для Израильтян остановки и дальнейшее движение. Почему же Он допустил оставаться столь долгое время необрезанными родившимся в пустыне сынам Израиля? Если обрезание было знаком завета с Господом, то, оставаясь долгое время без этого знака, они как бы несли епитимию, были нечисты, приравниваясь к необрезанным язычникам, подобно тому, как значение епитимии имело осуждение Израильтян на сороколетнее странствование. И вот наконец, по повелению Господа, совершилось обрезание над неимевшими его долгое время. Это значило, что теперь снята с них дотоле тяготевшая на них епитимия, они стали чистыми, потому и сказано, что Иисус Навин чрез обрезание очистил (с Греческого) сынов Израилевых ( Нав. 5:4 ), а вместе с тем уничтожен повод к поношению из-за необрезания. Память об этом последнем обстоятельстве запечатлена в самом имени того места, где был совершен обряд обрезания. И рече Господь Иисусу: в днешний день отъях поношение Египетско от вас. И нарече имя месту Галгала (9). Еврейское слово Галгала значит «свержение, снятие», и указывает именно на свержение поношения Египетского. Это поношение состояло частью в том, что остававшиеся долгое время необрезанными сыны Израилевы, хотя не исключены были из завета с Богом, вменяли себе в бесчестие наружное свое сходство с Египетскими язычниками, потому что в Египте, за исключением жрецов, никто не подвергался обрезанию, – частью в том, что сами Египтяне попрекали их, говоря: видно, ваш Бог отступился от завета с вами, когда нет на вас печати этого завета – обрезания Евреям, по совершении над ними обрезания, дана теперь возможность удостовериться, что над ними уже перестало тяготеть поношение в том и другом смысле, что они теперь вполне сыны завета с Богом и действительные наследники обетований, соединенных с этим заветом, – и главного из них – обетования о водворении их в земле Ханаанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Евреи, жившие на восточной окраине Египетского царства, вместо того, чтобы оберегать его от неприятелей с этой стороны и тратить на борьбу с ними свои силы, найдут для себя более выгодным пропустить их чрез свою область в средину Египта и своею помощью содействовать их успеху в войне с Египтянами. Во-вторых, Евреи, по мнению фараона, воспользуются затруднительным положением Египтян, в случае их поражения, для того, чтобы оставить Египет, ибо здесь они жили как пришельцы, в качестве временных обитателей, и помышляли о возвращении в Ханаанскую землю, которую они должны были наследовать по обетованию Божию, данному чрез Авраама, Исаака и Иакова. Об этом обетовании напомнил братьям своим Иосиф на смертном одре и завещал им перенести его кости в обетованную землю ( Быт. 50:24–25 ). Мечты Евреев о ее наследии, конечно, были известны фараону, судя по тому, что он боялся не того, что Евреи сделаются властителями Египта, а того, что они изыдут из Египта в случае поражения Египтян. Препятствовать выселению Евреев из Египта фараон не должен был, если имел возможность узнать, что Евреи пришли в Египет случайно и только на время водворились здесь ( Быт. 47:4 ). Но фараону не хотелось расстаться с Евреями и лишиться в них подданных трудолюбивых, тем паче, что, живя на восточной окраине Египетских владений, они служили оплотом против неприятельских вторжений с этой стороны. И так фараон, чтобы отнять у Евреев возможность вредить Египтянам своею многочисленностью и силою, и вместе удержать их в своей власти, решился принять жестокие меры против их размножения. Сперва он приказал изнурять их тяжкими работами, потом тайно поручил повивальным бабкам умерщвлять младенцев мужеского пола, наконец обнародовал повеление всех их бросать в реку. В рассматриваемой паримии идет речь только о первых двух мерах. Первая жестокая мера против Евреев состояла в изнурительных невольнических работах, которые были производимы под строгим надзором приставленных к ним смотрителей, вероятно из Египтян. Смотрители имели поручение озлоблять Евреев работами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он не помышляет и не любит помышлять о духовном и Небесном. Ум его – чисто плотский ум. Напрасно вы стали бы пытаться обратить его внимание на истины духовные, божественные, – он и слушать вас не станет, или будет слушать с глумлением и досадою. Орган для восприятия этих истин в нём забит, омертвел. Стремления к чистоте и святости, к делам любви и самоотвержения убиты в духовно-мёртвом человеке преобладанием плоти, т. е. низших, животных сил. Самые, по-видимому, добрые дела его повреждены самолюбием и своекорыстием. Благочестия не ищите в духовно-мёртвом человеке: может ли быть благочестивым тот, для кого богом служат земля и плоть? И если бывают в нём проявления благочестия, то – благочестия мёртвого, а не живого, исключительно обрядового, механического, без смирения, сердечной веры и любви к Богу. Он не чувствует ни благодарности к Богу за дары счастья, ни смирения пред Ним и преданности в Его святую волю в напастях, болезнях и скорбях: мёртвые ничего не чувствуют. Может ли быть что бедственнее подобного состояния? – Великим, далее, бедствием почитается лишение свободы, рабство, невольничество, заключение в темницу. Не похоже ли на это бедствие рабство греху? В строгом смысле это рабство тяготеет на всех людях, ибо, по слову Христову, всяк творяй грех раб есть греха ( Ин. 8:34 ). От власти греха не свободны даже истинные чада Божии: и они падают, хотя каждый раз спешат восстать от падения. Но есть такие рабы греха, которых он держит в постоянной неволе. Есть грехи, обратившиеся в страсть, в привычку. Такие грехи – поистине самые страшные господа, служение которым мучительнее египетской работы. Так преданный корыстолюбию не раб ли этой страсти? И какой жалкий раб! Служение мамоне не даёт ему покоя, истощает его силы душевные и телесные. Плотоугодник не раб ли чрева? Пристрастный к азартной игре не становится ли игрушкою сильных ощущений, производимых в нём удачею или неудачею игры, и под гнётом их не теряет ли власти над собою, так что не может остановить себя на пути, который приводит его и всё его семейство к разорению и нищете? Положение рабов греха тем несчастнее, что они не всегда чувствуют своего рабского унижения, почитают его правильным состоянием, – привычка к постыдному рабству притупила в них чувство человеческого и христианского достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Будьте единодушны и единомысленны для добра, а не для зла. Наилучшим средством для противодействия злу самочиния и распущенности служит здравое общественное мнение. Не встречая сочувствия общественного мнения, это зло теряет силу и само собою прекращается. Дай Бог, чтобы и в вашей школьной среде было гораздо больше ревнителей порядка иблагочиния, чем сторонников беспорядков и неблагочиния. Преобладание первых приведет в стыд и раскаяние последних. С требованиями благочиния и порядка совместны ли развлечения и увеселения, свойственные особенно молодым людям? Бывают всякого рода увеселения. Есть увеселения предосудительные, каково, напр., пьянство, разврат, азартные игры: они не терпимы ни в каком обществе, тем паче в школьной среде. Но есть увеселения невинные, даже весьма полезные в духовном отношении. Мы не говорим о духовных радостях, соединенных с духовными упражнениями, каковы, напр., радости, доставляемые благочестивым людям духовным чтением, пением, церковным богослужением, особенно праздничным. Дай Бог, чтобы вкус к подобным радостям не оскудевал нигде, особенно в духовных школах. Дозволительны ли радости и увеселения мирские для воспитанников духовных школ? Нужно ли настойчиво требовать, чтобы они не знали других радостей, кроме духовных? Нужно ли, чтобы в этом отношении они жили, как строгие монахи? Нет. Этого никто не требует, тем паче, что и монашеская строгость допускает своего рода послабления. О великом подвижнике преподобном Антонии египетском рассказывается в Патериках следующее: один из звероловов, пришедши в пустыню, где подвизался Антоний, увидел, что Антоний шутил с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он так и сделал. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Опять говорит ему: тяни еще. Зверолов отвечает ему: если сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда старец говорит ему: так и в деле Божием силы братии, если мы сверх меры будем напрягать их, скоро расстроятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Я твой Бог, потому что ты Мне преимущественно пред всеми народами принадлежишь, и потому что Я тебе принадлежу. Меня одного, как твоего Бога, ты должен знать, на Меня единого уповать, и милостию Моею паче всего на свете дорожить. – Изведый тя из земли Египетские, от дому работы. Указанием на благодеяние, которым Евреи обязаны единственно своему Богу, Он хочет утвердить их в верности и преданности Ему. Если не из других, высших побуждений, то по крайней мере из благодарности Ему, как величайшему своему благодетелю, они должны соблюдать верность Ему, как Богу завета. О великости благодеяния они должны судить по великости того бедствия, от которого они освобождены Господом Богом. Он рукою крепкою и мышцею высокою извел их из Египетской земли, которая была для них домом работы, – местом рабства, где они томились в тяжкой неволе, словно пленники или преступники, заключенные в темницу ( Суд. 16:21 ; Еккл. 7:3 ). Втор. 5:7 . Да не будут тебе бози инии пред лицом Моим. Господь заповедует Израильтянам не только не чтить богов, каких чтили другие народы, но и не признавать их богами равными Ему, или низшими Его. Израильтяне тяжко согрешили бы против веры в своего Бога не только в том случае, если бы совсем перестали служить Ему, но и в том, если бы служили Ему наряду с другими богами, или если бы чтили Его как только национального своего бога, не отвергая существования иных богов, которым служат другие народы, как своим национальным богам. Нет, говорит Господь Своему народу, ни в том, ни в другом смысле ты не должен ни признавать, ни чтить иных богов, кроме Меня одного. Господь Бог твой, говорится в других местах Второзакония, сей Бог на небеси горе и на земли долу, и несть разве Его ( Втор. 4:39 ). Аз есмь Бог, и несть разве Мене ( Втор. 32:39 ). И вообще в книгах Ветхого Завета нельзя найти следов учения о многобожии и о Боге Еврейском, как об одном из многих богов. И если сам Моисей говорит о Нем: Господь Бог ваш Сей Бог богов и Господь господей ( Втор. 10:17 ), то это говорит он не в том смысле, будто боги языческие суть также боги, хотя низшие Бога, чтимого Евреями, а соответственно понятию язычников, которые были уверены, что эти боги существуют, сам же Моисей называет их идолами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Горе тебе, душа, если сочувствуешь этому бесчеловечному учению. Если бы это учение повсюду восторжествовало, общество человеческое перестало бы быть обществом человеческим , превратилось бы в царство зверей. Не там хорошо живется на свете, где господствует одно самолюбие и вследствие того вражда, а там, где царствует мир, уважение к правам и человеческому достоинству ближнего, взаимная снисходительность и уступчивость. Ровоам нехорошо повел себя в отношении к подданным. Еще хуже поступил Иеровоам. Получив царство по соизволению Божию, он сделался крайне неблагодарным к Богу. Из опасения, чтобы его новые подданные не возвратились под власть дома Давидова, если будут ходить в Иерусалимский храм со своими жертвами, Иеровоам ввел в своем царстве идолопоклонство. Он отлил двух золотых тельцов, из которых одного поставил на южных границах царства, в Вифиле, другого на северных, в Дане, и объявил народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» ( 3Цар. 12, 28 ). Возмутительна неблагодарность к Господу Иеровоама! Но подобную неблагодарность показывают многие, подобно Иеровоаму, из низкой доли, из бедности достигшие высокого общественного положения и богатства, из грязи попавшие в князи. Непривычная им высота кружит им голову: они забывают Бога, перестают молиться Ему. Если не говорят, то про себя думают: «Зачем нам Бог ? И без Него обойдемся, был бы ум в голове, было бы уменье обделывать житейские дела, были бы деньги». Гордые своим земным величием и богатством, они поклоняются только своему «я» и своим деньгам, забывая, что обязаны земными благами Господу, смиряющему и возвышающему, богатящему и бедность посылающему, и имеющему от каждого потребовать отчета в употреблении Его даров, отчета тем более строгого, чем больше кому дано. Кланяющиеся своим деньгам, как Иеровоам золотым тельцам, не рассуждают, что денег на тот свет не возьмут, и ни за какие деньги не откупятся от праведного Суда Божия. Не беда наживать деньги, иметь богатство, – беда и грех – к текущему богатству прилагать сердце, поставлять в обладании им главное благо жизни, зазнаваться среди обилия благ земных до забвения Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что же это было за поношение (hprx), в чем оно состояло? Вот какое объяснение дает русский толкователь паримий XIX века епископ Виссарион (Нечаев) : «Это поношение состояло частию в том, что остававшиеся долгое время необрезанными сыны Израилевы, хотя не исключены были из завета с Богом, вменяли себе в бесчестие наружное свое сходство с египетскими язычниками, потому что в Египте, за исключением жрецов, никто не подвергался обрезанию; частию в том, что сами египтяне попрекали их, говоря: видно, ваш Бог отступился от завета с вами, когда нет на вас печати этого завета – обрезания» 194 . Согласно блаж. Феодориту, «сими словами означается освобождение от египетского рабства и нечестия и вступление в обладание землею обетованною. Но и мы дознаем из сего, что сподобившийся всесвятого крещения и приявший духовное обрезание слагает с себя греховное поношение» 195 . Такое понимание разделяют и экзегеты александрийской школы: «Какое поношение должно было быть отъято? Очевидно, рабство и слабость, подверженная насилию, а сверх того тяготы работы над глиной и кирпичами. Смотри, от каких зол освобождает нас сила духовного обрезания! Оно вырывает душу человека из руки диавола, дает ей свободу и иммунитет ко греху, который господствовал в нас, делает ее способной преодолеть всякую тиранию злобных демонов. И освобождает ее также от грязи и кирпичей. Не допускает, действительно, чтобы она более была склонна к желаниям плоти и придавлена земными заботами, но освобождает ее от смерти и развращения» 196 . Уже у Иезекииля Египет был образом греха, особенно идолопоклонства, и рабства греху (ср. Иез. 16:26; 20:7; 23:3, 8, 19, 21; 29:9 ). В Новом Завете эта метафора используется для обозначения отвержения Христа и крайней степени преданности греху ( Откр. 11:8 ). Потому, в учении о Египте как духовном образе греха, которое мы встречаем у очень многих греческих, сирийских и латинских церковных писателей, вне зависимости от богословской школы, не было новизны. Но в христианской мысли, особенно в гомилетике, где образ Египта используется чрезвычайно широко, оно получило дальнейшее развитие. Ограничимся только лишь одной небольшой цитатой, из Оригена . «Египет… – мать идолопоклонства: истинно, в нем кишат все виды поношений. Если, перейдя Иордан,.. ты вновь даешь себя ими опутать, очевидно, что ты носишь в себе эти поношения египетские» 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В буквальном смысле здесь идет речь о будущем свободном и беспрепятственном удалении Евреев из главных мест их разсеяния, – из Египта и Ассирии. Господь чудесным образом откроет им путь из Египта чрез Египетское море, т. е. Чермное, западным своим берегом прилегающее к Египту. Он обнажит (опустошит) для них дно этого моря, как это было при исходе их из Египта при Моисее. Не менее чудесно Господь устроит им путь из Ассирии чрез многоводную и быстротечную реку, именно Евфрат, называемый рекою по преимуществу без обозначения собственного имени ( Быm. XXXI, 21 . Исаии VII, 20. Uep. II, 18 ). Он разобьет (поразит) ее на семь русл (дебрей), столь неглубоких, что чрез них легко можно будет перейти сухо в сандалиях не замочив ног. Таков буквальный смысл рассматриваемых двух стихов; но если нужно толковать их в духовном смысле по связи с предыдущими, то под образом пути Евреев из Египта и Ассирии должно разуметь то, что они обратятся к вере во Христа и выйдут из области сатаны с такою решительностью, что никакие препятствия со стороны врагов спасения не удержат их на пути ко Христу, – силою Божьею они победят эти препятствия так же легко, как легко можно перейти по дну морскому и речному, обнаженному или едва покрытому водою. Uc.XII:1 . И речеши в день оный: благословлю тя, Господи, яко разгневался еси на мя и отвратил еси ярость твою от Мене и помиловал мя еси Израильтяне, по переходе чрез Чермное море, воспели Господу хвалебную и благодарственную песнь за избавление от Египетской неволи. Подобную песнь пророк влагает в уста Израиля, который воспоет ее в тот день, когда Господь соберет его из разсеяния и соединить его с верующими во Христа из язычников. Эту величайшую милость Божию Израиль тем живее будет чувствовать и исповедовать, чем тяжелее был для него гнев Господа, тяготевший над ними во все время разсеяния среди народов, заслуженный им за неверность Господу, особенно за неверие Христу. Uc.XII:2 . Се Бог мой, Спас мой, уповая буду на Него и не убоюся: зане слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.XIX:3 . И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю Первое бедствие, грозящее Египтянам, есть междоусобная война, о чем сказано в предшествующем, опущенном в паремии, стихе: и возстанут Египтяне на Египтяны, и вооружится человек на брата своего, и всяк на ближняго своего, возстанет град на град. Это предречение относится ко времени изгнания из Египта Ефиопской династии, по счету 25-й. С этого времени наступило в Египте безначалие, начались междоусобия, государство разделилось на 12 частей, из которых каждая имела своего царя. Положение Египтян во время безначалия и многоначалия было самое плачевное. Предвидя сие, пророк говорит: и возмятется дух Египтян в них, – т. е. в мыслях Египтян произойдет такое замешательство, что, истощая свои силы в беспощадной борьбе между собою, Египтяне не будут знать, что им предпринять для прекращения своих бедствий. – И совет их разсыплю. Господь грозит Египтянам сделать недействительными все меры, какие могут представиться им целесообразными для выхода из затруднительных обстоятельств. К числу этих мер относится суеверие: Египтяне обратятся к помощи чародеев, гадателей и вызывающих мертвых. Но указание на это обращение к суеверным средствам встречается только в библейском тексте, а в паримию не вошло. Uc.XIX:4 . И предам Египет в руце властелей жестоких: сия глаголет Господь Саваоф Господие или цари, в руце которых Господь грозит предать Египет, это цари 26-й Египетской династии, начиная с Псамметиха 1-го, который сначала был одним из 12 царей, в одно и тоже время господствовавших пред сим в Египте, но потом, при помощи иноземных войск, одолел прочих 11 и сделался единодержавным. Он и преемник его фараон Нехао отличались жестокостью в отношении к подданным. Uc.XIX:5 . И испиют Египтяне воду, яже при мори, а река оскудеет и изсохнет К гражданским бедствиям присоединятся бедствия от засухи. Воды Нила, от разлива которых зависит плодородие Египта, оскудеют и изсякнут, и Египтяне принуждены будут пить воду, которая останется в рукавах Нила, смешанную с морскою, горькую и неприятную на вкус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010