Втор. 10:19 . И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Возлюбите пришельца. Любовь к пришельцам сыны Израиля могли свидетельствовать не иначе, как точным исполнением благоволительных в отношении к ним законов Господа. Господь, требуя любви к пришельцам, определяет самую меру, до какой она должна простираться: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш, люби его, как себя ( Лев. 19:34 ). – Пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Это побуждение к любви в отношении к пришельцам, часто указываемое в законах Моисея (напр., Исх. 22:21 ), полнее разъясняется в другом месте: «Вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх. 23:9 ), т.е. по собственному опыту можете судить, как тяжело живущему в чужой стране терпеть притеснения от туземцев; вспомните, каково было вам в Египте, и не подражайте бывшим вашим притеснителям. Втор. 10:20 . Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися. Эти же слова читаются в 13-м стихе VI-й главы Второзакония. Изъяснение их представлено нами в толковании на предыдущую паримию, взятую из этой главы (см. выше). Втор. 10:21 . Той хвала твоя и Той Бог твой, Иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. Той хвала твоя. Народ Израильский, имеющий счастие знать единого истинного Бога, должен больше всего на свете ценить это счастье. Истинный Бог, чтимый сынами Израиля, поставил Себя в такое близкое отношение к ним, что никто больше их не имеет побуждений хвалить и славословить Его пред лицем Его и пред людьми неведущими Его, и что ничем больше они не должны хвалиться, как только верою в истинного Бога, и никакой другой славы себе не искать, кроме славы чтителей Его. – И той Бог твой. Он есть Бог всех народов, знающих и незнающих Его, как Творец и Владыка вселенной, но преимущественно Он есть Бог твой, Израиль, ибо сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои, – для тебя и на твоих глазах. Он совершил дела всемогущества в Египте и на пути из Египта, и ими прославил Себя не только пред тобою, но и пред окрестными народами, одним слухом о сих делах приведенными в страх и трепет ( Исх. 15:14 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он пошел в пустыню и помолился Богу, спрашивая Его о Мелхиседеке. Вернувшись через три дня, он сказал блаженному архиепископу Кириллу, что Мелхиседек – человек. Архиепископ спросил: – Откуда ты это знаешь, авва? – Бог открыл мне всех патриархов, как они идут по порядку, и были они пред очами моими от Адама до Мелхиседека. Сам ангел мне показал: «Вот Мелхиседек, будь уверен, что это он». Авва ушел и с тех пор говорил всем, что Мелхиседек – человек. 14 . Ученик аввы Силуана Захария вошел однажды в келью учителя и увидел, что тот стоит, в исступлении воздев руки к небу. Тогда он закрыл дверь и ушел. Он снова приходил в шестом часу и в девятом – учитель по-прежнему стоял на молитве. Около девятого часа он, постучавшись, вошел и увидел, что авва сидит молча. – Что с тобой сегодня, отче?– спросил Захария. – Сегодня я плохо себя чувствую, чадо. Ученик, припав к его ногам, сказал: – Не отпущу тебя, если не скажешь, что ты видел. – Я был восхищен на небо, – сказал авва Силуан, – и видел славу Божию. И там я стоял до сих пор, и только сейчас меня отпустили. 15 . Старцы сказали авве Илию Египетскому, что авва Агафон – «хороший брат». – Он хорош в своем роде. – А по сравнению с древними? – спросили его. – Я уже сказал вам, что он хорош в своем роде, а что до древних, то я видел человека в Скиту, который мог остановить солнце, как Иисус Навин. Услышав это, братья изумились и прославили Бога. 16 . Ученик аввы Виссариона авва Дула говорил, что как-то они пошли к старцу, а солнце было уже на закате. Тогда старец встал на молитву и сказал: – Умоляю Тебя, Господи, да остановится солнце, пока я не приду к рабу Твоему. И все так и произошло. 17 . Он же рассказывал: «Когда мы шли по берегу моря, меня стала мучить жажда, и я сказал авве Виссариону: – Авва, я очень хочу пить Старец помолился и сказал: – Пей из моря. Вода стала сладкой, и я ее пил. Потом зачерпнул воды в кувшин, чтобы и потом попить, когда захочется. Заметив это, старец спросил: – Зачем ты черпаешь? – Прости меня, вдруг опять захочется?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Внеземной разум насадил евреям веру в Бога Иегову и с помощью чудес («погремушек») заставил их признать его Единым истинным Богом. Затем он вывел еврейский народ в Палестину, что было против воли «отца небесного», перевоспитывавшего в еврейской плоти эгоистов из других народов. «Отец небесный», как следует из слов Виссариона, не смог предвидеть эту ситуацию , поэтому те, кто нуждался в исправлении, обрели свободу. На роль проводника идей внеземной цивилизации был избран Моисей, взошедший на Хорив и запечатлевший на ней Ветхий Завет с Богом Иеговой, т.е., по Виссариону, фактически с цивилизацией Люцифера. Религиозная часть этой информации представляет, по Виссариону, описание свойств не истинного «бога отца», а «единого» – источника материального мира, и была изложена в понятиях и терминах, свойственных только материальному миру. В итоге, с точки зрения Виссариона, произошла подмена: Бога Иегову внеземная цивилизация выдала за единственного Бога, тогда как, по мнению лже-Христа, богом был только его «отец небесный». Поэтому со времени Синая со словом «Бог» соединяли то, что с ним было не связано, а именно: учение о нем как творце материального неба, земли и плоти человека; учение о законе справедливости, который для евреев был сформулирован в идее заповеди «око за око», а для людей другой культуры выразился в законе обязательного воздаяния – кармы. Внеземная цивилизация приписала Богу волюнтаристский характер, будто бы творец и любит, и наказывает по своему предпочтению: «может пожелать помочь вам, а может и отвернуться от вас в гневе; о том, что он мудр и хитер и сам решает, кого миловать, а кого наказывать… говоря о гневе Всевышнего, преследовалась только одна цель: через ваш вероятный в таком случае страх перед наказанием внеземной разум желал оставить вас в неуемном стремлении к грубым действиям, противоречащим гармонии» . Из этого мифа Виссариона совсем не понятно, как цивилизация Люцифера узнала о переселении душ эгоистов в еврейскую плоть, ведь она неспособна постигать природу души («подвижный разум, абсолютно бессильный познать Суть Творца») . Неясно, как души эгоистов могут перевоспитываться, поскольку не помнили опыта жизни в других телах и не понимали, в чем они должны исправляться и за что же они страдают в египетском плену. Виссарионовское божество – «отец небесный» – не смогло, как оказалось, предвидеть замысел земной цивилизации по выведению евреев из египетского плена, хотя обладало для этого всеми возможностями.

http://bogoslov.ru/article/3977326

Правда, Я не спешил являть ему Мою помощь, Я молчал, но это потому, что ожидал от него молитвенного обращения ко Мне за помощью. Наконец Я дождался этого. Муки, какие терпит народ Мой от приставников над работами, исторгли из груди людей Моих вопль ко Мне о заступлении. Я слышу этот вопль и готов исполнить то, о чем Меня умоляют, – ибо и Сам вижу, как велика болезнь, огорчение людей Моих». Заметим, что незадолго пред сим умер тот фараон, при котором Моисей убежал из Египта вследствие неудачной попытки возбудить в Евреях желание избавления от Египетской неволи. Евреи терпели эту неволю по надежде, что с воцарением нового государя участь их облегчится. Но надежда не исполнилась. При новом царе продолжались прежние притеснения народа Божия, – и это, наконец, было причиною его вопля ко Господу ( Исх. 2:23 ). Снидох изъяти их из руку Египетску. Чистая мысль, заключающаяся в этом человекообразном выражении о Боге, может быть изложена так: «Я не могу долее терпеть несправедливости и жестокости притеснителей Моего народа, не могу долее оставаться в одном наблюдательном положении при виде страданий его, Я решился исторгнуть его из Египетской неволи». И извести я из земли тоя, – из земли Египетской. Еще Аврааму было открыто, что порабощение его потомков языку чуждому кончится спустя 400 лет после рождения Исаака, или 425 лет после переселения Авраама из Халдеи ( Быт. 15:13 ; Гал. 3:17 ). Время окончания этого срока приблизилось, как видно из слов самого Моисея ( Исх. 12:40 ), и вот Господь приступает к исполнению давнего Своего обетования. Он сошел извести людей Своих из земли Египетской и ввести их в землю благу и многу. Земля обетованная называется благою ради обилия в ней произведений царства растительного и ископаемого и водотечей ( Втор. 8:7–10 ). Многою, или большою она могла быть названа отчасти по сравнению с маленькою Гесемскою областью, отчасти потому, что несмотря на незначительные свои размеры, она могла прокормить огромное народонаселение, около 8 миллионов, судя по тому, что в царствование Давида в ней, после произведенной по его повелению ревизии, оказалось 1 570 000 вооруженных людей, не считая колено Вениаминово и Левиино ( 2Цар. 24:5–8 ; 1Пар. 21:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Виссариона Египетского Сегодня мы читали воскресное Евангелие от Марка. Когда Господь явился одиннадцати ученикам, возлежащим на вечери, то стал упрекать, что они не поверили видевшим Его воскресшего. Почему они не могли уверовать? Господь указал: по жестокосердию. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В чем это помилование состоит, в чем эта милость Божия изливается? В том, что Господь дает человеку благодать Духа Святого, которая очищает его, спасает от греха. Это спасение от греха и есть, собственно, помилование, потому что грех ведет к смерти духовной. А если человек очищен Самим Богом от греха, то значит, он помилован, или можно сказать – спасен, или ему дарована вечная жизнь. Препятствием же к принятию благодати Святого Духа является жестокосердие, потому что жесткое сердце не может принять в себя благодать Святого Духа. И человек жестокосердый, конечно, уверовать не может. Это совершенно невозможно. Сегодня память преподобного Виссариона Египетского. Он был человек верующий, и мы с вами верующие, но наша вера отличается от его веры. Он, например, мог ходить по водам, он изгонял бесов, он многие чудеса сотворил. А почему мы такие чудеса не можем творить? Если сравнить нашу жизнь и его, это станет понятно. Виссарион с юности искал Царствие Небесное, искал людей, которые знают, что это такое. Нашел их в Египетской пустыне (сам он был египтянин по происхождению), учился у них, смотрел, как они живут, и сам жил так же: вкушал раз в неделю, спал только сидя или стоя и многие другие подвиги совершал. Часто вообще по сорок дней постился, а однажды его видели стоящим на молитве сорок дней и ночей без сна и пищи. Нам кажется, это какие-то сказки, чудеса – так же и апостолы, когда Мария Магдалина сказала, что видела воскресшего Господа, начали сомневаться. Дело в том, что ничего подобного сердце наше никогда не испытывало, подобного опыта у нас нет, и доверия истинного тоже нет. Доверие – свойство детской души, открытой, прямодушной, а у нас душа лукавая, изовравшаяся насквозь, мы врем не только окружающим, но даже самим себе, не говоря уж про Бога. Все пытаемся спрятаться куда-то, какие-то себе лазейки найти, то есть живем нечестно перед Богом. Поэтому о каких дарованиях может идти речь, когда мы не в состоянии жить прямо и чисто перед Богом? От этого, собственно, все наши и беды. Конечно, Господь это знает и старается нашу жизнь исправить, старается ставить нас в определенные обстоятельства, в которых наш жизненный путь может выпрямиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

К этой-то туземной династии принадлежал тот царь, который не знал Иосифа, т.е. или совсем не знал его истории, или, что вероятнее, не хотел признать заслуг его для Египта, потому что находился во враждебном отношении к той династии, при которой служил и возвысился Иосиф. Исх. 1:9–10 . Рече же языку своему: се, род сынов Исраилевых великое множество, и укрепляется паче нас: приидите убо, прехитрим их, да не когда умножатся, и егда аще приключится нам брань, приложатся и сии к супостатом и одолевше нам изыдут из земли (нашея). Слова Египетского царя, что Израильтяне становятся мжогочисленнее и сильнее Египтян, имеют тот смысл, что размножение и усиление Израильтян идет гораздо быстрее в сравнении с возрастанием и усилением Египетского народонаселения. Причина этого преимущества пред Египтянами Израильтян, независимо от естественных и общественных благоприятных условий, заключалась главным образом в том, что они по особенному действию промысла Божия гораздо меньше, чем туземцы, терпели от злокачественных болезней, господствовавших в Нильской долине, от голода, войн и других внешних бедствий. – Приидите убо, прехитрим их, да не когда умножатся, т.е. давайте, употребим хитрость, чтобы воспрепятствовать дальнейшему их размножению. Хитрость, употребленная для сего фараоном, имела, как увидим, грубый и насильственный характер, и только потому могла быть названа хитростию, что отнимала у Евреев, многочисленных и сильных, возможность противодействовать своим притеснителям. Мерами хитрыми и вместе насильственными остановить возрастание Еврейского народонаселения казалось нужным фараону по государственным соображениям: он опасался, чтобы Евреи не воспользовались своим многолюдством ко вреду Египтян. Вред, какой могли Евреи нанести Египтянам, мог быть, по мнению фараона, двоякий: во-первых, Евреи в случае войны могут перейти на сторону неприятелей и союзом с ними доставить им победу и одоление над Египтянами. Войны этой можно было опасаться преимущественно со стороны беспокойных восточных соседей, арабских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Из остальных книг Vitae Patrum, где находились разрозненные, отрывочные сведения о святых, Святитель взял немногое. Он дополнил отсюда жития святых, написанные по другим отделам того же источника; самостоятельных, особых житий по 3, 4, 5, 6, и 7 книгам Vitae Patrum написано только три: 6-го июня – прей. Виссариона, «от Патерика Египетского и великие Минеи Четьи». Жития свв. Отцов, кн. III, в ВЧМ (июнь, л. 109–111) сказание во многом отличающееся от того, которое в наших Четиих-Минеях; 6-го июля – преп. Сисоя великого, «от отечников», а во втором месяцеслове: «quare in indice in Vitis ss.pp. довольно будет. О преставлении его декабря 11-го» – Жития свв. Отцов в разных местах 210 . 27-го августа – преп. Пимена великого , «от Патерика Египетского и Алфавитного собрано сокращенно»; во втором месяцеслове: «in Vitis ss.pp. vide idem Paemen et Pastor» – кн. Ill, §§4,5,8,11, 12, 14, 16, 27,31,35,36,37, 60, 64, 76, 144, 146, 147, 177, 180 и 183 211 . Однако, если мы станем детально сравнивать, эти жития с указанным источником, то едва ли нам удастся найти здесь все сообщаемые в них сведения. Особенно это надо сказать о житии преп. Пимена. Но есть в Четиих-Минеях и такие жития, для которых в Житиях свв. Отцов мы не могли найти соответствующего материала. Между тем, Святитель указывает, что они взяты также из Патериков. Таковы: житие св.м. Фомаиды (апреля 13-го), в Четиих-Минеях: «от Патерика Скитского»; блаж. Таисии (мая 10) – «от Алфавитного Патерика, знамениеТ»; преп. Дулы страстотерпца (июня 15-го) – «от Патерика азбучного, лит. 4-я» и сведения о рождении и отроческих годах преп. Онуфрия великого, сообщаемые Святителем 12-го июня, после жития преподобного, с пометкой: «от отечников». Очевидно, между патериками и отечниками у Святителя были и такие, которых в Житиях свв. Отцов нет. Мы, однако, не думаем, чтобы это были греческие патерики. Вероятнее разуметь здесь славянские переводы их, богатое собрание которых давали, напр., великие Макарьевские Четии-Минеи. Здесь как раз находим мы и сведения о всех тех святых 212 , каких не удалось нам найти в Житиях свв. Отцов. Поэтому, источниками этих житий скорее надо считать великие Четии-Минеи или те патерики – Скитский и Азбучный, – о которых есть упоминание в описи оставшихся после Святителя книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Моисей Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами (в волнах) носим речными, яко в чертозе древле бегающий горькаго дела совета фараонитска (ты слышала, душа, как Моисей в ковчежце, словно в чертоге, в древности носим был по воде волнами реки и избежал горестной участи, предназначенной фараоном). Моисею, вождю народа Божия, с самого рождения грозила горькая участь из-за злого умысла фараона. Фараон, опасаясь усиления евреев, поселившихся в Египте со времени Иосифа, умыслил воспрепятствовать их размножению и дал повеление убивать еврейских младенцев мужеского пола при самом рождении ( Исх.1:16 ). Сострадательные бабки, на которых было возложено исполнение бесчеловечного повеления, не исполняли его. Тогда от фараона вышло новое повеление: бросать в реку всякого новорожденного еврейского младенца ( Исх.1:22 ). В это-то время и родился Моисей. Любящая мать укрывала его от фараоновых сыщиков три месяца, но, видя, что укрывать его долее невозможно, прибегла для его спасения к следующему: она сплела из тростника корзину, положила в нее младенца и пустила ее в воды реки Нила около того места, куда приходила купаться дочь фараонова. Мать рассчитывала на сострадание дочери фараоновой, паче же всего надеялась на Промысл Божий, и не обманулась. Корзина с плачущим в ней младенцем привлекла внимание царевны. Она сжалилась над ним, и по совету его сестры, присутствовавшей при этом, как бы случайно отдала его для млекопитания его родной матери, и по окончании млекопитания взяла к себе во дворец и усыновила его ( Исх.2,1:10 ). Нельзя не признать особенного промышления Божия в том, что рукой дочери жесточайшего гонителя евреев был спасен от его мучительства их будущий освободитель. Так Господь посрамляет козни врагов Своего Царства. Корзина, которой вверена была жизнь Моисея, послужила для него таким благонадежным приютом, словно это был царский чертог, оберегаемый многочисленными стражами. Младенец Моисей, подвергавшийся смертельной опасности и чудесно сохраненный от нее, – это образ души христианской, находящейся в подобном же положении. Как жизни Моисея грозила опасность от египетского царя, так и душе христианской на каждом шагу грозит духовная смерть и вечная погибель со стороны князя мира сего ( Ин.12:31 ), диавола. Духовная смерть состоит в отчуждении от Бога мыслями и стремлениями, в направлении их к одному земному и плотскому, в богозабвении, в самоугодии. Диавол, с львиной алчностью ищущий, кого поглотить, силится отвлечь нас от Бога и духовно умертвить многообразными искушениями, действуя на нас то непосредственно, то через мир с его нехристианскими обычаями, то через наши нечистые склонности. В благоприятных жизненных обстоятельствах он наталкивает нас на грех гордости, тщеславия, праздности и рассеянности, в неблагоприятных – на грех малодушия, уныния, отчаяния. А за духовной смертью, в которую впадают податливые на диавольские искушения, неизбежно следует вечная погибель, если они не успеют раскаяться при жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Горе тебе, душа, если сочувствуешь этому бесчеловечному учению. Если бы это учение повсюду восторжествовало, общество человеческое перестало бы быть обществом человеческим, превратилось бы в царство зверей. Не там хорошо живется на свете, где господствует одно самолюбие и вследствие того вражда, а там, где царствует мир, уважение к правам и человеческому достоинству ближнего, взаимная снисходительность и уступчивость. Ровоам нехорошо повел себя в отношении к подданным. Еще хуже поступил Иеровоам. Получив царство по соизволению Божию, он сделался крайне неблагодарным к Богу. Из опасения, чтобы его новые подданные не возвратились под власть дома Давидова, если будут ходить в Иерусалимский храм со своими жертвами, Иеровоам ввел в своем царстве идолопоклонство. Он слил двух золотых тельцов, из которых одного поставил на южных границах царства, в Вифиле, другого на северных, в Дане, и объявил народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот Боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской ( 3Цар.12:28 ). Возмутительна неблагодарность к Господу Иеровоама! Но подобную неблагодарность проявляют многие, подобно Иеровоаму из низкой доли, из бедности достигшие высокого общественного положения и богатства, из грязи попавшие в князи. Непривычная им высота кружит им голову: они забывают Бога, перестают молиться Ему. Если не говорят, то про себя думают: «Зачем нам Бог ? И без Него обойдемся, был бы ум в голове, было бы уменье обделывать житейские дела, были бы деньги». Гордые своим земным величием и богатством, они поклоняются только своему я и своим деньгам, забывая, что обязаны земными благами Господу, смиряющему и возвышающему, богатящему и посылающему бедность, и имеющему от каждого потребовать отчета в употреблении Его даров, отчета тем более строгого, чем больше кому дано. Кланяющиеся своим деньгам, как Иеровоам золотым тельцам, не рассуждают, что денег на тот свет не возьмут и ни за какие деньги не откупятся от праведного Суда Божия. Не беда наживать деньги, иметь богатство, беда и грех – к текущему богатству прилагать сердце, видеть в обладании им главное благо жизни, зазнаваться среди обилия земных благ до забвения Бога. Бог мог бы, если бы признал нужным и полезным, поровну распределить земные блага. Но Он не признал это нужным и полезным. Через неравномерное распределение земных благ Он постановил связать людей самыми крепкими нравственными узами – узами любви и благодарности. Если бы все одинаково были богаты, ни в ком и ни в чем не имели нужды, то не было бы того общения между людьми, которое держится милосердием и состраданием, с одной стороны, и благодарностью – с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Считая, что земляне представляют угрозу для всего космоса, один из внешних миров – цивилизация Люцифера – решил спасти всю Вселенную, разрушив причину ее возможной катастрофы – земную цивилизацию. Цивилизацию Люцифера Виссарион связывает в своем лжеучении с Ветхим Заветом. Эта цивилизация в своем плане учла стремление землян к поиску Бога и решила под видом религиозных представлений ввести в сознание людей план саморазрушения землян. С религиозными идеями она соединила идею (на языке Виссариона – «подсказку») создания денежно-финансовой системы, якобы для решения хозяйственно-экономических проблем (для удобства «приобретения и снабжения друг друга изделиями, необходимыми в жизнедеятельности» ). Цивилизация Люцифера посчитала, что введение денег создаст условия для их накопления, а это в свою очередь откроет большие возможности для удовлетворения эгоистических желаний людей. В результате накопление денег станет главной  целью всех людей и откроет «почти полную гарантию легко привести порабощенное человечество к самоуничтожению» , ведь вся денежная система «направлена на уничтожение человека. Войны, террористические акты – это все одна система творит» . Человеческий разум был не в состоянии оценить опасность, скрывавшуюся за этой идеей, открывавшую наибольшие возможности удовлетворить все инстинктивно-эгоистические потребности человека. Вскоре стремление к накоплению денег стало главным мотивом в жизни людей, особенно в тех случаях, когда для этого не требовалось прикладывать физические усилия . Однако это не мешает С.Торопу самому пользоваться финансовой системой. Для реализации этого плана цивилизации Люцифера нужен был «народ, который еще не имеет сильного стройного вероучения и эгоизм которого был бы сильно уязвлен, но который не должен был иметь внутреннего тяготения к развитию ремесел, искусств и науки, а тяготел бы к торговле, как к главной жизненной привязанности» . На эту роль подходили кочевые племена, из которых было избрано еврейское. Для большей убедительности своего учения, эта цивилизация решила привить евреям идею избранничества, имплицитно охватывавшую всю их жизнь, в т.ч. и ростовщичество, способную сделать их «чрезвычайно упорными в достижении намеченной цели» . В пользу такого выбора служило то, что в период пребывания еврейского народа в египетском рабстве «отец небесный» через перевоплощения направлял в «плоть древних израильтян» души «буйных эгоистов из какого-либо иного народа» .

http://bogoslov.ru/article/3977326

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010