Духовное настроение, в каком в это время находился Моисей, так изображает Апостол Павел: «верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища ибо он взирал на воздаяние» ( Евр. 11:24–26 ). Смысл слов Апостола такой: Моисей, вступая в близкое общение с Евреями, бывшими предметом отвращения и ненависти Египтян, тем самым разрывал связь с Египетским двором, отказывался от выгод и почестей, предоставленных ему, как сыну царской дочери, терял даже право называться ее сыном. Но вера Моисея в обетования Божии о великом назначении Еврейского народа, его желание быть участником в этих обетованиях, были в нем так велики, что он обществу блестящего Египетского двора предпочел общение с людьми своего уничиженного, но избранного Богом народа. Моисей не скрывал от себя, что, завязав близкие сношения с единоплеменниками, он, прежде чем успеет помочь им в их бедствиях, должен будет разделить с ними бедственную участь, но ему лучше хотелось страдать с народом Божиим, чем проводить беспечную жизнь, предаваться греховным чувственным наслаждениям в царском дворце. Он предвидел, что за его общение с народом Божиим, за его сердечное сочувствие к нему, его ожидают горькие поношения и укоризны от Египтян; но подвергнуться этим поношениям и укоризнам для него было предпочтительнее обладания всеми Египетскими сокровищами, ибо чрез то он входил в общение страданий Христа Спасителя, Который имел потерпеть всякие поношения и укоризны от неверующих Иудеев, и Который готов воздать участием в Своей славе приобщающимся Его страданиям и уничижению. Таков смысл слов Апостола. – Сочувствие Моисея к своим единоплеменникам, соединенное с готовностью все потерпеть с ними и за них, с каковою целью пришло ему на сердце посетить их, была плодом не естественного только сердечного влечения к ним, но вместе тайного действия на его сердце благодати Божией, уготовлявшей его к великому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Стих 8: Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники. Господь являет Свою милость к пленникам и невинно заключенным в темницах, – одних освобождает из плена, других – от оков темницы. Он избавил израильтян из египетского рабства и из Вавилонского плена. Он же избавляет грешников от духовного плена. Не затем ли пришел в мир Искупитель, чтобы отпустить на свободу связанных узами греха? Не для того ли нисходил Он в ад, чтобы возвестить свободу содержавшимся узникам, с верой ожидавшим Его пришествия? И до сих пор совершается это чудо милосердия над грешниками, отходящими в другой мир с начатками раскаяния. Молитвы Церкви побуждают Бога на милость, и Он или совсем избавляет их из ада, или облегчает их страдания. Господь умудряет слепцы. Потеря зрения есть великое несчастье, но это несчастье Господь нередко обращает во благо человека. Слепец, неразвлекаемый впечатлениями от предметов, подлежащих зрению, углубляется в самого себя и умудряется во спасении своей души. Господь же просвещает светом истины недугующих духовной слепотой, невежественных в духовных предметах и заблуждающихся. Господь возводит низверженныя . Господь любит праведники . Низверженных во глубину бедствий и грехов Господь поднимает на высоту благополучия и добродетели. Он долготерпеливо щадит великих грешников, но преимущественно любит праведников – истинных Его почитателей. Очи Господни на праведные и уши Его в молитву их . Стих 9: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит . Пришельцы – это чужестранцы, селившиеся между израильтянами. Они не могли иметь недвижимой собственности на Израильской земле, но пользовались покровительством закона Моисеева наравне со вдовами и сиротами. Так закон вменял в обязанность израильтянам через каждые три года допускать до участия в десятой части с произведений своей земли пришельцев, вдов и сирот ( Втор. 14, 28–29 ) и, побуждая сынов Израилевых к человеколюбивому обращению с пришельцами, часто напоминал первым, что они сами были пришельцами в земле Египетской. Оберегая от притеснения вдовиц и сирот, Бог Израилев изрекает проклятие на того, кто превратно судит сироту и вдову ( Втор. 27, 19 ), и угрожает их обидчикам сделать жен их вдовами и детей сиротами ( Исх. 22, 23–24 ). Призрение вдов и сирот Он предпочитает жертвоприношениям ( Ис. 1, 17 ). И путь грешных погубит, т.е. сделает пагубным. Путь их жизни, как бы усеян цветами и в одних возбуждает недоумение о правде Божией, в других зависть. Но конец их пути – всегда пагуба, и временная, и вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Впрочем, я не думаю, что если вдруг кому-то захочется назвать своего ребёнка древнерусским именем, этому будут какие-то препятствия. Хотя, конечно, вызовет недоумение у священника, привыкшего к определённому стереотипу, который передаётся из поколения в поколение. Лично я, когда приносят крестить ребёнка, всегда говорю: «В честь какого святого будем младенца нарекать?» Есть ведь особая молитва наречения имени! И я всегда рекомендую давать ребёнку православное имя. Крещение в честь святого даёт новорождённому небесного покровителя. И по смерти человека и переходе его души в мир иной встречают её Ангел-Хранитель и святой покровитель и помогают пройти мытарства. - Имена должны быть православные. Тогда как понимать такие: Вакх - бог виноделия; Горгоний - принадлежащий Горгоне адской; Исидор - дар Изиды, египетской богини; Онуфрий - относящийся к священному египетскому быку; Нимфодора - дар нимф, низших языческих богинь... Все они есть в святцах. А смысловой перевод некоторых имён приводит в изумление. Например: Агав - саранча; Ардалион - сосуд для поения скота или замаранный; Дормедонт - на копьях носимый; Псой - мясо на чреслах; Сасоний - обезьяновидный; Сатир - похотливый; Капитон - головастый; Кондрат - квадрат; Силан - фонтанная труба; Марк - увядающий; Спиридон - круглая плетёная корзина; Виссарион - кашляющий; Уар - кривоногий; Клавдия - хромоногая. Например, долгожданную дочь будут звать Клавдия Виссарионовна - хромоножка кашляющая, или Клавдия Корниловна - хромоножка рогатая... Иные имена более похожи на клички, за которые мы ругаем детей. Понятно, что когда первые русские крестились - крестьяне, воины, ремесленники... они не знали перевода имён, но мы-то знаем. Замечательное значение у имени Иуда - славный. Но кто захочет назвать своего сына так? А в святцах это имя есть. Наконец, просто неприятно для русского слуха звучат имена: Гавиний, Хусдазат, Акакий... О.Владимир: - Да, я с вами согласен, что проблема есть. Слава Богу, что не многие заглядывают в календарь и обращают внимание на значение имени. А знаете, до революции некоторые священники, да и сейчас, наверное, есть такие штукари, спекулировали на этом, особенно в деревнях. Приносили крестить ребёнка, а батюшка им: «Ну, как? Лучше заплатишь - красивее имя младенцу дам». Священники ведь раньше держали монополию на присвоение крещаемому имени. Вот и появлялись всякие Акакии, Хуздазады, Проскудии, Каздои, Гады, Писты, Гавинии... Сейчас священники это право утратили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Если мудрость естественного разума, как показывают примеры язычников, способна была держать их в пределах воздержания от плотских похотей, – не гораздо ли благотворнее в этом отношении влияние на человека богопросвещенной наставницы мудрости, Святой Христовой Церкви? Яко Моисей великий египтянина ума уязвивши, окаянная душе, не убила еси [п](подобно Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила ума); и како вселишися, глаголи, в пустыне страстей покаянием? Моисей жил при дворе египетского фараона, как усыновленный его дочерью. Но, достигши сорока лет, он должен был оставить придворную жизнь по следующему случаю. Однажды он вздумал навестить братьев своих, сынов израилевых, на месте их работ и возмутился до глубины души тем, что увидел. Он увидел, как изнуряли их тяжкими, непосильными работами и как жестоко обращались с ними. В его присутствии один египтянин бил еврея. Моисей воскипел негодованием на мучителя и не без тайного внушения свыше, в предзнаменование того, что ему суждено быть мстителем египтянам (см. Деян. 7, 24–25 ), убил египтянина и труп его зарыл в песке. Вопреки ожиданию Моисея, поступок его сделался известным фараону. Избегая гнева фараонова, Моисей удалился из Египта и поселился среди мадиамлян в Синайской пустыне, и прожил здесь 40 лет, пася стада тестя своего, мадиамского священника Иофора. Египтянин, бивший еврея и убитый Моисеем, есть образ ума, ослепленного страстями. Горе человеку, обуреваемому страстями! Он постепенно теряет силу противостоять греховным искушениям и соблазнам, перестает Бога бояться и с ближним начинает поступать несправедливо и бесчеловечно, как поступали в отношении к евреям египтяне, которые по зависти к евреям, по корыстолюбию и властолюбию не хотели иметь в них полноправных сограждан, а хотели владеть ими, как рабами и невольниками, и всячески угнетали их. Но пагубное действие страстей на душу не одинаково. Иной увлекается ими только по слабости воли, и сам оплакивает свою слабость, не мирится со своим греховным состоянием, осуждает его – страсти покорили его волю, но не ослепили его ума, христианского смысла и совести: ум его восстает против страстей. Но в иных страсти получают такую силу, что помрачают самый ум. Привычка к удовлетворению страстей доводит их до того, что они наконец перестают видеть в ней грех , извиняют и оправдывают свои страстные увлечения, они грешат не волей только, но и самым умом – ум их перестает различать добро от зла, отрешается в суждении о том, что грешно и что нет, от руководства Слова Божия и подчиняется только плотским мудрованиям; он одобряет только то, что льстит самоугодию и чувственности, и истощается на изобретение средств к их удовлетворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.IX:11 . И разрушит Бог возстающыя на гору Сионю и разсыплет Израильтянам, дерзко и высокомерно хвалившимся своею силой, не удастся восстановить свое благосостояние, потрясенное неприятельским нашествием. Господь низвергнет (разрушит) их и развеет, – т. е. не даст им остаться в своей земле и прочно утвердиться в ней, как они мечтали, а рассеет их по дальним странам, что и сбылось при Салманассаре, – и это в наказание за то, что они возстают на гору Сионю, т. е. враждебно относятся к дому Давидову, имевшему резиденцию на горе Сионе в Иерусалиме, и вместе являются врагами истинного Богопочтения, средоточие которого находится в Иерусалиме, и поклоняются тельцам. Uc.IX:12 . Сирию от восток солнца и Еллины от запада солнца поядающия Исраиля всеми усты. Во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока Участь грозящая царству Ефремову, постигнет и других врагов Иудейского царства и истинного Богопочтения. Чрез Ассириян Господь ниспровергнет Сирию, царь которой Расин соединился с Израильским царем для нападения на Иудею, – и жители Дамаска переселит ( 4Цap. XVI, 9 ). Что касается до Еллинов, вредивших Иудейскому царству с запада, то не легко понять, какие Еллины разумеются здесь. На западе от Иудейского царства были собственно Филистимляне, как и сказано о них, а не об Еллинах, в Еврейском тексте Бибилии и Русском синодальном переводе Библии. Но Греческие переводчики Библии, заменяя Филистимлян Еллинами, вероятно имели в виду современных им Еллинов, со времени Александра Македонского державших в своей власти все лежавшие на западе от Иудеи страны, – например, Египет и Малую Азию. Еллино-Египетское царство, не мало притеснявшее Иудеев, действительно ниспровергнуто было и поглощено Римлянами, которые таким образом явились исполнителями угроз Божиих против врагов Иудейского царства, в наказание за то, что эти враги поядали Исраиля всеми устами, – полным ртом, с алчностью кровожадных животных. Под Израилем здесь разумеется собственно та часть Израильского народа, которая была подвластна дому Давидову. – Но как ни тяжки удары, какие Господь нанесет врагам Иудейского царства, – не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока. За одними ударами последуют другие, которые будет наносить им рука Господа. Она дотоле не перестанет поражать виновных, пока вконец смирит и уничтожит их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:22 . И внидоша сынове Исраилевы посреде моря по суху, и вода им стена бысть одесную, и стена ошуюю. И вода им стена бысть одесную и стена ошуюю. Судя по такому положению вод, образовавших из себя как бы каменную стену с обеих сторон, никоим образом нельзя согласиться с мнением некоторых, зараженных болезнью чудобоязни, будто Израильтяне воспользовались отливом моря. Отлив не разделяет вод, а только обнажает, и то на небольшое пространство, ближайшую к берегу часть моря. Если бы не было никакого чуда при переходе Израильтян чрез Чермное море, если бы помог им в этом случае отлив морской, то непонятно, почему окрестные народы могли, при слухе об этом событии, приходить в волнение ( Исх. 15:14 ). Хананеи знали это чудо и трепетали Израильтян ( Нав. 2:11 ). В книге Премудрости Соломоновой путь Израильтян по дну моря назван полем злачным ( Прем. 19:7 ). Это значит, что дно Чермного моря покрыто растениями, и Израильтяне, переходя через него, словно совершали прогулу по роскошному парку. Исх. 14:23 . Погнаша же Египтяне и внидоша в след их, и всяк конь (конница) фараонов, и колесницы и всадники посреде моря. Должно думать, что Египтяне не в одно время с Израильтянами вступили на дно морское, иначе могли бы произвести замешательство в их рядах, а спустя не малое время, когда последние уже успели на значительное расстояние отойти от берега, и когда уже перестали доходить до слуха Египтян голоса мнимых беглецов. Не слыша этих голосов и боясь совсем потерять Израильтян из вида, Египтяне поспешили вслед за ними на дно морское. Они не догадывались, что Евреи уже не на берегу, – и дно морское могли принять за продолжение берега, не замечая вод, стоящих стеною одесную и ошуюю. Потому в пылу преследования они зашли гораздо дальше берега. Предсказанное Господом ожесточение фараона, желание во что бы ни стало отмстить Евреям, ускользавшим от его рук, так было сильно в царе Египетском и его воинах, что помрачило в них на это время здравый смысл; они бросились за Евреями, не рассуждая о последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:11 . И рекоша к Моисею: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыни? Что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта? Неудовольствие против Бога перешло в ропот на служителя Его. Не хорошо нам было в Египте, говорили сыны Израилевы, но уж лучше бы умереть в Египте, чем в пустыне насильственною от меча фараонова смертью . Это последнее зло горше первого. Исх. 14:12 . Не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас, да работаем Египтяном? Лучше бо бяше нам работати Египтяном, нежели умрети в пустыни сей. Выражающееся в этих словах малодушие Израильтян дошло до искажения истины. Правда, когда притеснение Евреев в Египте усилилось, то вследствие первого требования Моисея пред фараоном отпустить их в пустыню, Евреи высказали негодование на Моисея и сказали ему и Аарону: «Вы дали фараону и рабам его меч в руки, чтобы убить нас» ( Исх. 5:21 ), но это был единственный случай. Впоследствии Израильтяне без ропота и с охотою повиновались всем распоряжениям Моисея, видя в них волю Божию. Да и в первый раз, как только Моисей объявил им волю Божию об избавлении от Египетской неволи, они в лице своих старейшин с радостью отнеслись к словам Моисея и с благодарностью преклонились пред Господом ( Исх. 4:31 ). Исх. 14:13 . Рече же Моисей к людем: дерзайте, стойте и зрите спасение еже от Господа, еже сотворит нам днесь, имже бо образом видесте Египтян днесь, не приложите к тому видети их в вечное время. Против маловерия и малодушия Израильтян Моисей выступает с полною верой и упованием на Бога и, обнадеживая их помощью Божиею, возвещает им, что перед их очами совершится спасение от врагов уготованное Господом, и что они уже никогда не увидят Египтян в том грозном и страшном виде, в каком видят их теперь. – Последствия оправдали это предречение пророка Божия. Евреи чрез несколько часов увидели Египтян в виде трупов выброшенных на морской берег (30). Исх. 14:14 . Господь поборет по вас, вы же умолкните. Господь Сам поборет по вас, Сам будет сражаться за вас с Египтянами, – и вы умолкните, – будьте спокойны, без вас сделается то дело, которое послужит к вашему спасению. Вы будете только зрителями этого чудного дела. – С такою непоколебимою уверенностью Моисей мог говорить народу о помощи Божией единственно потому, что он испросил у Господа эту помощь и уже получил обетование о ней, как это увидим из следующих стихов 15, 16, 17 и 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Могло ли что-нибудь подобное придумать искусство человеческое? . От Офома, последнего Египетского города на границе с Аравийскою пустыней, Евреи могли продолжать свой путь или к северу прямо в Ханаан, и тогда пришли бы сюда чрез три-четыре дня, если бы не встретили каких препятствий, – или на юг к Синаю. Пути к Синаю не мог не иметь в виду Моисей, ибо помнил слово, сказанное ему из купины: сие тебе знаменье, внегда извести тебе люди Моя из Египта, и помолитеся Богу в горе сей ( Исх. 3:12 ). Но Господу не угодно было на сей раз пустить Евреев ни по тому, ни по другому пути. Первый путь признан был для них неудобным потому, что здесь угрожала бы им неизбежная встреча с Филистимлянами, и убоявшись их, они стали бы жалеть о Египте ( Исх. 13:17 ). От второго пути надлежало удержать их на время для того, чтобы дать место, как увидим, новому преславному событию, которое должно было еще больше, чем прежние чудеса, прославить Господа и утвердить Евреев в преданности Ему. С этою целью, по повелению Господа, Евреи от Офома должны были повернуть на юг по западной стороне Суэцкого рукава Чермного моря, следовательно, очутиться снова в пределах Египетских. На этом новом пути им приказано было ополчиться, т.е. расположиться всем ополчением, между Чермным морем и Магдолом (башня, крепость). Положение последнего места, по неизвестности древней географии Египта, трудно с точностью определить, равно как и положение других мест, в виду которых назначено остановиться Израильскому ополчению. Одно из них названо в тексте придворном, или, как в книге Числ. 33:7 , устьем Ирофа (с Еврейского устье пещер). Другое названо Веельсепфоном (господин подзорной башни). Судя по буквальному значению всех этих названий, можно думать, что обозначаемые ими места укреплены были либо природою, либо искусством человеческим и обеспечивали безопасность Египетских владений с восточной стороны. В 20-ти верстах от Суэца на западном прибрежьи Суэцкого рукава Чермного моря, до сих пор Арабы показывают место, которое называют Купальнями фараоновыми (Хамам фараун), по сохранившемуся преданию о потоплении фараона в море близ этого места. Место это находится на узкой прибрежной полосе, которую Арабы называют долиною чуда (Бедеа), также путем сынов Израилевых (Тга-Бене-Израель). Полоса эта занимает место между морем и горами, а к северу и югу от ней идет пустыня. По всей вероятности в этой-то полосе расположились на ночлег, в третий день своего путешествия, Израильтяне, и здесь-то надо искать те местности, которые названы в рассматриваемом стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дан.3:41 . И ныне восследуем всем сердцем и боимся Тебе, и ищем лица Твоего. Бедствия смирили Иудеев. До времени плена они в большинстве отвращались от Бога, становились к Нему так сказать спиною; теперь же они всем сердцем следуют за Ним, как рабы за господином, питают страх пред Ним, как свойственно рабам, и ищут лица Его, стараются обратить на себя благоволительный взор Его, снискать милость Его. Дан.3:42–43 . Не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей и по множеству милости Твоея, и изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи. Порабощенные Иудеи устами Азарии умоляют Господа не посрамить их упования на Его милость и избавить их от Халдейского рабства силою Своего всемогущества (по чудесем Твоим), подобно тому, как Он избавил их предков от ига Египетского. Умоляют Господа не только во имя Его милосердия (по множеству милости), но и ради славы имени Его: даждь славу имени Твоему. Даже язычники прославят Бога Израилева, видя чудеса Его. Дан.3:44–45 . И да посрамятся вси являющии рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы (со всем могуществом), и крепость их да сокрушится, и да разумеют, яко Ты еси Господь Бог един и славен по всей вселенней. В то время, когда произносимо было это моление, сила и могущество были на стороне поработителей избранного народа. Последний лишен был возможности собственными силами и средствами избавиться от их власти. Но у него была одна надежда – на силу Божию, пред которою, если Господу угодно, не устоит могущество человеческое, как бы оно ни казалось великим. И эта-то надежда выражается в словах рассматриваемого стиха. Одушевляемые сею надеждою, порабощенные Иудеи умоляют Господа сокрушить силу и могущество Халдеев, посрамить их гордыню, отнять у них возможность делать зло порабощенным и чрез то побудить неведущих Бога Израилева к прославлению Его, как единого истинного Бога. Дан.3:46–48 . И не престаша ввергшии их слуги царевы, жгуще пещь наффою и смолою, и изгребьими (паклею) и хврастием. И разливашеся пламень над пещию на лакти четыредесять девять. И обыде (вырывался) и пожже, ихже обрете окрест пещи халдейския.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался игумен Виссарион (Пантелеев), клирик Кинешемской епархии 04.05.2023 30 апреля 2023 года, на 66-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Кинешемской епархии игумен Виссарион (Пантелеев) . Отпевание почившего в Свято-Духовом храме города Юрьевец совершил благочинный Пучежского округа протоиерей Михаил Отрода. Ему сослужили протоиерей Георгий Чулков (Иваново-Вознесенская епархия), настоятель храм протоиерей Владимир Тумин, иеромонах Серафим (Короткин), иерей Роман Никишин, иерей Евгений Шипилов, иерей Артемий Воронов, иерей Алексий Митяев и иеромонах Макарий (Липатов). Погребен игумен Виссарион у Свято-Духова храма рядом со своими родителями. Виктор Валентинович Пантелеев родился 9 июля 1957 года в городе Гуково Ростовской области. Был крещен в младенчестве с именем Вячеслав в честь святого князя Вячеслава Чешского. До службы в армии окончил 11 классов и получил профессию помощника мастера ткацкого производства. В 1976-1978 гг. служил в армии. Сразу после прохождения военной службы Виктор Валентинович поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1981 году. Поступил певчим в Успенский собор города Кинешма. 11 октября 1981 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен в сан диакона, а 18 октября того же года — в сан священника. Нес священническое служение на приходах Ивановской, затем Иваново-Вознесенской и Кинешемской, Кинешемской епархий. В 1995 году архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием был пострижен в монашество с именем Виссарион в честь прп. Виссариона Египетского. 23 октября 1997 был назначен настоятелем храма преподобного Макария Унженского с. Сеготь Пучежского района, где служил до своей кончины. Награды: 1981 — набедренник и скуфия; 1982 — камилавка; 1987 — наперсный крест; 1989 — сан протоиерея; 1998 — сан игумена с возложением палицы; 2003 — крест с украшениями. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.05.2023 17:25:37

http://drevo-info.ru/news/29005.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010