Зосима отдал последний долг усопшему и, помня его пророчество, возвратился в Синай, чтобы ожидать там исполнения оного. Но сколько преподобный отец ни принуждал себя жить в иноческом обществе, не мог преодолеть стремления к пустынному безмолвию и опять дерзнул оставить гору Синайскую. Взяв ученика своего Иоанна, он ушёл в пустыню, нарицаемую Порфирот, и, встретив там двух отшельников, Павла и Феодора, близ них поселился. Но Бог вскоре наказал его непослушание. В один день ученика его, Иоанна, ужалила змея столь жестоко, что от яда в тот же час повредилось всё тело, и юноша умер. Сетующий Зосима пошёл к Павлу и Феодору, чтобы в беседе с ними несколько утешиться; но святые пустынники, встречая его, наперед спросили: неужели умер ученик его? Зосима удивился их прозорливости и, рассказав о горестном приключении, повёл их к мертвецу. Пустынники советовали ему не сокрушаться; увидев же усопшего, воскликнули: «Юноша, восстани! Старец имеет в тебе нужду, поскольку ему должно идти в Синай, чтобы принять там епископство Вавилонской Церкви в Египте». Мгновенно Иоанн ожил, а Зосима, воспомянув волю Господню, открытую ему прежним пустынником, узрел в смерти ученика своего начало Божеского гнева за непокорство. Он не посмел задать никакого вопроса преподобным чудотворцам и, тогда же приняв от них благословение, опять возвратился в Синай. Вскоре настоятель послал святого Зосиму за некоторым монастырским делом в Александрию. Там патриарх Аполлинарий удержал его и рукоположил в епископа Вавилону Египетскому. Удаление от обязанностей, свыше на нас возлагаемых, по большей части имеет причины неизвинительные. Да убоимся гнева Божьего! Снисходительность к грешникам и строгость против грехов Некоторый брат за согрешение отлучён был от святого общества. Когда же начали изгонять его из обители, преподобный Виссарион 213 встал и пошёл с ним вместе, сказав: «И я такой же грешник». Но сколько человек Божий наставлял учеников своих милосердию к грешникам, столько же советовал им мужественно противоборствовать грехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Св. Игнатий († 1288 г.) один из всех русских святых угодников прославился целебной силой своих останков еще до погребения их и потому не был предан земле. 29. Прмуч. Феодосии девицы; преставление св. и блаж. Иоанна, Христа ради юродивого, устюжск. чудотв.; мц. Феодосии девы тирския. Воспоминание 1-го Всел. собора (325 г.). 30. П. Исаакия, игумена обители далматския, п. Иакова галич.; ик. В. М. Боровской. 31. Св. ап. Ерма (от 70-ти), св. м. Ермия , муч. Философа; память всех святых, на Афоне подвизавшихся. Св. муч. Ермий (ок. 166 г.), когда ему дали выпить яд, помолился Богу, осенил чашу крестом и остался жив. Вот какую силу имеет крестное знамение. Июнь 1.      Св. мч: Иустина филос., Иустина другого и иже с ним: Харитона, мц. Хариты жены, Евелписта, Иеракеа, Пеона и Валериана; п. Дионисия игумена глушицкого, пр. Агапита печер. 2.      Св. П. Никифора, патр. константиноп., испов.; влкм. Иоанна нового сочавск., мученого в Белеграде; св. Иулиании, кнг. вяземск. 3. Св. мч: Лукиллиана и иже с ним 4 отроков: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия; мц. Павлы девы; свм. Лукиана и с ним м. Максиана, Иулиана; перен. москов св. благовер. царев. Димитрия, москов. чудотв. 4. Св. п. Митрофана, патр. константиноп., свмч. Астия, еп. деррахийского, мчч. Фронтасия, Северина, Севериана, Конкордия, Силина; п. Зосимы киликийск., Мефодия игум. пешношск., Елеазара, Назария и Евмения олонецких. 5. Свм. Дорафея, еп. тирского; преставление св. благов. кн. Феодора Ярославовича; мч: Маркиана, Никандра, Иперихия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона; препп. Феодора чудотворца и Анувия исповедника и пустынножителя египетского, Дорофея; блаж. Константина, митр. киевского, кн. Феодора; п. Петра сербск., пер. мощ. вкн. Игоря Олеговича черниговского. 6.      П. Илариона нового, игум. обители далматския; пр. Виссариона чудотв. египетского; пмц. дев: Архелаи, Феклы и Сусанны; пр. Паисия угличск., Ионы климецк.; Ионы пермск. устьвымск., Александра свирск. 7.      Священномуч. Феодота, еп. аикир.; мц. жен: Кириакии, Калерии (Валерии), Марии; свм. Маркелла, еписк. рим. и с ним: Сисиния и Кириака диак., Апрониана комментарисия, Папия, Мавра воинов, Смарагда, Ларгия, Сатурнина, Крискентиана; свв. мчц. жен: Прискилли, Лукины, Артемии царевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Вот и другой случай исцеления, при котором святой (авва Лонгин) смиренно не хотел раскрыть, что действительно исцеляет: “Одна женщина, носившая в своей груди болезнь, называемую раком , узнала от молвы об авве Лонгине и искала случая увидеть его. Он жил в девяти милях западно от Александрии. Когда она пришла его искать, блаженный Лонгин собирал дрова на берегу моря. Не зная, что это сам Лонгин, женщина спросила: “Авва! Где живет авва Лонгин, раб Божий?”. Старец ответил: “Чего ты хочешь от этого мошенника? Не ходи к нему. По какому делу ты его ищешь?” Женщина ему открылась о своей болезни. Авва Лонгин осенил крестным знамением больное место и проводил ее со словами: “Иди к себе, Бог да исцелит тебя, а Лонгин ничем тебе не сможет помочь”. Женщина поверила словам старца, пошла домой, и тотчас исцелилась. После этого, рассказывая другим о случившемся и описывая как выглядел старец, она поняла, что ее исцелителем был сам авва Лонгин” . Св. Амвросий Оптинский (†1894) тоже старался сохранить в тайне дар исцеления болезней, направляя людей к якобы целебному источнику, где до этого никто не исцелялся, и часто люди выздоравливали еще по пути, не доходя до источника. Подобные попытки скрыть божественные дарования можем увидеть и у других святых, как у св. Николая Мирликийского Чудотворца, св. Спиридона Тримифундского, св. Виссариона Египетского, св. Иоанна Рыльского и т.д. Давайте вспомним и первое исцеление св. Серафима Саровского , когда он говорит расслабленному М. Мантурову: “Данной мне Богом благодатью, исцеляю первым тебя” . И больной, которому незадолго до этого уже начали отделяться на ногах небольшие частицы костей и вообще не мог на них стоять, после слов св. Серафима сразу встал и начал ходить . Величественное проявление Божией благодати у святого! Только, в отличие от 30-летней Ванги, которой внезапно дается “дарование” ворожить, св. Серафим прошел медленно, шаг за шагом, весь длинный путь христианского подвижничества. В продолжение более чем 30-ти лет до совершения первого своего великого чуда, он жил строгой аскетической жизнью и его монашеские подвиги до такой степени изумительны, что если бы они не были так хорошо документированы, действительно казались бы невероятными.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

V. Свящ. Писание содержит указание на возможность и обязанность для каждого творить милостыню. Уже ветхозаветный праведник призывал творить милостыню не только из многого, но и из малого (Тов 4. 8). Христианство бесконечно углубило эту мысль, указав, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор 8. 12) - так формулировал св. апостол этот закон христ. милостыни. Всякая Б. ценна, если совершается от полноты веры: и 2 лепты вдовицы (Мк 12. 42-44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф 10. 42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты - хлеб, другой - чашу вина, иной - одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного» ( Greg. Nyss. De benefic.). Хотя бы ты был беднее того, кто у тебя просит, но если положишь две лепты или дашь кусок хлеба, не имея больше ничего, то «ты все исполнил» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 4). Скудость в деле благотворения, происходящая от недостатка благодателя, восполняется усердием его ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. III. 2; Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 3). «Благотвори, сказано (Рим 12. 8), с радушием» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия. Церковь прославляет христолюбивых милостивцев: Феофана Милостивого , Газского (пам. 29 сент.); сщмч. Зотика Сиропитателя (IV в.; пам. 30 дек.); свт. Мартина Милостивого , еп. Турского († ок. 400; пам. 12 окт.); прп. Виссариона , чудотворца Египетского (IV-V вв.; пам. 6 июня); прп. Сампсона Странноприимца († ок. 530; пам. 27 июня); свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского († 431; пам. 23 янв.); свт. Вонифатия Милостивого , еп. Ферентийского (VI в.; пам. 19 дек.); свт. Иоанна Милостивого , Патриарха Александрийского († 620; пам. 12 нояб.); прав. Филарета Милостивого Пафлагонянина († 792; пам. 1 дек.) и др. Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин

http://pravenc.ru/text/149333.html

Наконец, что касается того мнения, будто юродивые погрешали против той важной обязанности, выполнение которой составляет один из главных источников благосостояния и улучшения человечества – против обязанности относительно образования умственных сил своих; то это возражение, строго говоря, не заслуживает и опровержения. «Юродивые не упражнялись в том телесном обучении, которое, по слову апостола, вмале есть полезно( 1Tuм. IV:8 ); но при всем том, какой ученый в мире восходил когда-нибудь на такую степень ведения, на какой стояли юродивые? Какой естествоиспытатель мог со всею подробностью и точностью предугадывать имеющие быть явления в мире физическом? Какой психолог до того возвысился на поприще своей науки, что мог бы проникать в сокровенные мысли и желания человеческие? Но для просвещенных светом небесной мудрости юродивых самое таинственное, неудобопостигаемое в природе физической и нравственной было удобопонятно, доступно. Они со всею точностью предсказывали и предугадывали не только явления мира видимого, но и скрывающееся – в глубине души человеческой. Не говорим уже, чтобы какой мудрец мира мог когда-нибудь проникать в мир высший, духовный! В храме Влахернском были, конечно, и мудрецы мира; но дивное явление в духовном мире видел один юродивый и еще тот, кому этот юродивый указал на него. После сего очевидна неосновательность возражения, что юродивые не выполняли обязанностей относительно образования духовных сил своих» 142 . Глава V Время, когда впервые видим в христианстве подвижников этого рода, и особенности египетского иночества, способствовавшие появлению его: стремление иноков восточных самым делом исполнить закон Христов. – Сравнительный упадок восточного иночества как причина появления назидательных писаний о подвижничестве; подражательный характер этих писаний. – Первая, по времени, Христа ради юродивая, блаженная Исидора, житие ее. – Характеристика подвига юродства историком Евагрием. – Преподобный Серапион Синдонит. – Преподобный Виссарион чудотворец. – Святой Симеон, Христа ради юродивый. – Преподобный Фома Христа ради юродивый. – Святой Андрей Христа ради юродивый

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь преподобным Виссариону, чудотворцу Египетскому и Илариону Новому, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их в мире управи живот наш. Кондак преподобному Виссариону, глас 2 Вышних сил подражав, преподобне,/образом птиц житие пожил еси:/временная в забытии положив,/непрестанным желанием влеком к небесным добротам Христа Того достигл еси, Виссарионе;/моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобному Илариону, глас тойже Ограды живоносныя твоея пажити пастырски невредимо стадо соблюл еси,/и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/по благочестии многи муки и скорби прием./Тем во всерадостный живот вселился еси Горняго Сиона,/моли за ны, преподобне. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Виссарионе и Иларионе,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь святителю Ионе, епископу Великопермскому, глас 4 Святителю Церкви Великопермстей,/истинный хранителю апостольских преданий,/столпе непоколебимый Православия,/благочестия учителю,/Ионо святителю блаженне,/Владыку всех моли мир пастве твоей и всей Русстей земли даровати/и всем нам спастися. Кондак, глас 2 Божественный гром, труба духовная... (общий святителю). Величание Величаем тя,/святителю отче Ионо,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Паисию Угличскому, глас 8 Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/и, ангельскому житию поревновав,/в пустыню вселился еси,/в нейже многотрудное житие явил еси/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/и, ангельскому житию поревновав,/духовному отцу твоему, преподобному Макарию, подражатель быв,/града Углича достигл еси,/и близ того при водах в пустыню, ангелом показанную, вселился еси,/и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/и множество монахов собрал еси,/имже и наставник ко спасению быв,/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Манна Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественные бо манны предсудила еси безсловесно (безрассудно предпочла Божественной манне) любосластное страстей объядение (пресыщение). Свиная мяса и котлы и египетскую пишу паче небесныя предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни. Спустя месяц по выходе из Египта израильтяне по случаю недостатка в пропитании подняли ропот на Моисея и Аарона, говоря: о если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вы вывели нас в эту пустыню, чтобы всех уморить голодом ( Исх.16:3 ). Эта жалоба была поводом к тому, что Господь стал посылать израильтянам чудесную пищу, которую они назвали манной, ибо, увидев ее в первый раз, они спрашивали: «Что это (мангу)?» Манна имела вид мелких снеговидных крупинок, а вкусом походила на лепешку с медом. Она ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога, почему справедливо называется пищей Божественной, небесной. Этой пищей израильтяне питались во все время странствования в пустыне до вступления в землю Ханаанскую ( Исх.16:11–35 ). Она была питательна, но ее однообразие, при отсутствии другого рода пищи, было причиной недовольства ею и жалоб со стороны прихотливого народа, помнившего, что в Египте, хотя тяжело было жить, не было недостатка в разнообразных снедях. И это недовольство Господь не оставлял без наказания. Однажды, когда они, сидя у шатров своих, с плачем воспоминали про обилие египетской пищи и говорили: кто накормит нас мясом? ( Чис.11:4 ) – Господь повелел сказать им, что Он даст им мясо и они будут есть его, пока оно не сделается отвратительным. И вот к стану израильскому налетело бесчисленное множество перепелов. Народ с жадностью стал собирать их и пресыщался их мясом. Но еще не прошла прихоть их, еще мясо было в зубах их, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ страшной язвой. Множество народа погибло от нее, и место, где произошло это событие, было прозвано «гробами похотения» или прихоти, ибо за прихоть пали здесь мертвыми сыны израилевы ( Чис.11:18–20,11:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Спустя месяц по выходе из Египта израильтяне, по случаю недостатка в пропитании, подняли ропот на Моисея и Аарона, говоря: «О если бы мы умерли от руки Господней в земле египетской, когда сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вы вывели нас в эту пустыню, чтобы всех уморить голодом». Эта жалоба была поводом к тому, что Господь стал посылать израильтянам чудесную пищу, которую они назвали манной, ибо, увидев ее в первый раз, они спрашивали: что это (мангу)? Манна имела вид мелких снеговидных крупинок, а вкусом походила на лепешку с медом. Она ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога, почему справедливо называется пищей божественной, небесной. Этой пищей израильтяне питались во все время странствования в пустыне до вступления в землю Ханаанскую (см. Исх.16 ). Она была питательна; но ее однообразие, при отсутствии другого рода пищи, было причиной недовольства ею и жалоб со стороны прихотливого народа, помнившего, что в Египте, хотя тяжело было жить, не было недостатка в разнообразных снедях. И это недовольство Господь не оставлял без наказания. Однажды, когда они, сидя у шатров своих, с плачем вспоминали про обилие египетской пищи и говорили: кто накормит нас мясом? Господь повелел сказать им, что Он даст им мясо, и они будут есть его, пока оно не сделается отвратительным. И вот к стану израильскому налетело бесчисленное множество перепелов. Народ с жадностью стал собирать их и пресыщался их мясом. Но еще не прошла прихоть их, еще мясо было в зубах их, как гнев Господень возгорелся – и поразил Господь народ страшной язвой. Множество людей погибло от нее, и место, где произошло это событие, было прозвано гробами похотения или прихоти, ибо за прихоть пали здесь мертвыми сыны Израилевы (см. Числ. 11:4–5, 18, 20, 31–35 ). В последний год странствования снова был ропот на Бога и на Моисея из-за манны. «Опротивела душе нашей эта негодная пища», – говорили недовольные. И Господь послал на них ядовитых змей. Весьма многие погибли от их укушения. Народ раскаялся, и Господь повелел Моисею воздвигнуть медное изображение змея, и кто угрызаем был змеем, тот, взглянув на это изображение, исцелялся (см. Числ. 21, 5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Соломон Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него: емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси. Сластьми влекомъ страстей своих оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель (возлюбив) блудных жен и странен (отчуждившись) от Бога, егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. Соломон был мудрейшим из царей. Благодати премудрости он просил себе у Бога, собственно, для дел правления и суда ( 3Цар.3: 9–12 ). Но Господь даровал ему кроме этой мудрости необыкновенную мудрость в других отношениях: она была выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египетской. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревьях – от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены, говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона ( 3Цар.4:30,4:32–34 ). Имя Соломона стало синонимом мудрости. К сожалению, необыкновенная мудрость не спасла Соломона от падения. Этот мудрец поглупел как нельзя позорнее – отступил от Бога и поклонился идолам: служил Астарте, Хамбсу и Молоху, строил им капища. Что же было причиной тому? Сластолюбие, пристрастие к чувственным наслаждениям, и в частности, женолюбие. Любитель мудрости сделался страстным любителем блудных жен. Вопреки закону, запрещавшему царям иметь много жен ( Втор.17:17 ), у него было 700 жен и 300 наложниц. Вместе с израильтянками в гареме Соломона были и иноплеменницы. Эти-то последние и вовлекли его в идолопоклонство ( 3Цар.11:1–8 ), в служение богам, которым сами кланялись. Нет сомнения, что он не вдруг поддался их пагубному влиянию. Сначала он, конечно, ходил в капища идольские из одного любопытства: «Дай посмотрю, – говорил он себе, – как эти глупые женщины кланяются идолам». Он так надеялся на свою мудрость, что, удовлетворяя свое любопытство, считал себя далеким от опасности увлечься до участия в языческом богослужении. Надежда его оказалась, однако ж, тщетной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его, а развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4–5 ), т. е. помоги врагу твоему развьючить и поднять на ноги осла. Подобную заповедь об отношении к врагам мы слышим в словах Соломона: «если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою» ( Притч. 25:21 ). Не только свои, единоплеменники и единоземцы должны быть предметом любви, хотя бы они были личными врагами Евреев, но также иноземцы, особенно пришельцы. «Пришлец, поселившийся у вас, говорит Моисей, да будет для вас тоже, что туземец ваш, и люби его, как себя» ( Лев. 19:34 ). Египтяне, Идумеи враждебно относились к Евреем, много наделали им зла, но и к ним заповедано было относиться снисходительно. «Не гнушайся Египтянином» ( Втор. 23:7 ), ибо вы сами были пришельцы в земле Египетской, т. е. не мстите им за те обиды, какие потерпели от них. «Не гнушайся Идумеенином, ибо он брат твой» ( Втор. 23:7 ). Законник, вопросивший Иисуса о спасении и получивший от Него подтверждение той мысли, что для сего надобно любить ближних, спросил его: «кто мой ближний». По всей вероятности он не почитал ближними Самарян, ибо известно, как Иудеи ненавидели Самарян и гнушались ими. Но когда услышал из уст Иисуса Христа притчу о милосердом самарянине, то должен был признать его ближним своим. Такое воззрение на Самарян, как на ближних и следовательно достойных любви, совершенно согласно с духом Моисеева закона. Правда, по этому закону надлежало преследовать и истреблять некоторые чуждые народы, например Хананеев, Амаликитян; но это не потому, что они были чужие им по происхождению, а единственно потому, что они сами были врагами Еврейского народа, а главное потому, что у них господствовало идолопоклонство, и они способны были оказывать гибельное влияние на религиозно-нравственную жизнь народа Божия. Они были врагами веры в истинного Бога, следовательно были врагами самого Бога. Посему, если позволено было народу Божию поступать с ними враждебно, сего требовала любовь к истинному Богу, ревность о славе Его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010