Брат пришел к авве Макарию Египетскому и говорит: «Авва! дай мне наставление, как спастись?» Старец сказал ему: «Пойди на кладбище и ругай мертвых». Брат пошел к мертвым и ругал их, бросал в них камни. Возвратясь, он сказал о том старцу. Авва спросил его: «Ничего они не говорили тебе?» – «Ничего», – отвечал брат. Старец сказал: «Завтра пойди опять и хвали их». Брат исполнил и это. Старец спросил: «Ничего не ответили они тебе?» – «Нет», – отвечал брат. Авва Макарий сказал: «Видишь, сколько ты ни поносил их, сколько ни хвалил, они ничего не отвечали тебе; так и ты, если хочешь спастись, – подобно мертвым не думай ни об обидах, ни о славе людской, и можешь спастись» (93, 148). Отшельник авва Сизинний рассказывал: «Однажды ко мне в пещеру, что близ Иордана, пришла сарацинка. Я пел в это время третий час. Войдя в пещеру, она разделась донага и легла передо мной. Я однако не смутился, но продолжал правило со спокойствием и страхом Божиим. Окончив молитву, говорю ей: «Встань, я поговорю с тобою...» Она встала. «Кто ты?» – «Христианка», – говорит она. «Что же, разве ты не знаешь, что за блуд будет наказание?» – «Да, знаю». – «Зачем же ты ищешь блуда?» – «Я голодна». – «Перестань грешить и приходи ко мне ежедневно. Я буду делиться с тобою тем, что Бог пошлет». С того дня она приходила ко мне ежедневно, и я давал ей пищу до тех пор, пока не ушел из той местности» (99, 163–164). Источник. Ученики аввы Виссариона рассказывали, что жизнь его была подобна жизни какой-нибудь воздушной птицы, или рыбы, или земных животных, ибо он все время жизни своей провел без смущения и без забот... Он весь всецело являлся свободным от телесных забот, питаясь надеждою будущего и утвердившись оградою веры. Он, подобно пленнику, терпел то здесь, то там, терпел холод и наготу, опаляем был жаром солнца, всегда находясь на открытом воздухе. Он, как беглец, укрывался на пустынных скалах, и часто любил ходить по обширной и необъятной песчаной стране, как по морю (93, 53–54). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мать рассчитывала на сострадание дочери фараоновой, паче же всего надеялась на Промысл Божий, и не обманулась. Корзина с плачущим в ней младенцем привлекла внимание царевны. Она сжалилась над ним, и по совету сестры его, присутствовавшей при этом как бы случайно, отдала его для млекопитания родной его матери, и по окончании млекопитания взяла к себе во дворец и усыновила его. Нельзя не признать особенного Промышления Божия в том, что рукой дочери жесточайшего гонителя евреев спасен был будущий освободитель их от его мучительства. Так Господь посрамляет козни врагов Своего Царства. Корзинка, которой вверена была жизнь Моисея, послужила для него таким же благонадежным приютом, как бы это был царский чертог, оберегаемый многочисленными стражами. Младенец Моисей, подвергавшийся опасности смерти и чудесно сохраненный от нее, есть образ души христианской, находящейся в подобном положении. Как жизни Моисея грозила опасность от египетского царя, так и душе христианской на каждом шагу грозит духовная смерть и вечная погибель со стороны князя мира сего (см.: Ин. 12, 31 ), диавола. Духовная смерть состоит в отчуждении от Бога мыслями и стремлениями, в направлении их к одному земному и плотскому, в богозабвении, в самоугодии. Диавол, с львиной алчностью ищущий кого поглотить, усиливается отвлечь нас от Бога и духовно умертвить многообразными искушениями, действуя на нас то непосредственно, то через мир с его нехристианскими обычаями, то через наши нечистые склонности. В благоприятных обстоятельствах жизни он наталкивает нас на грех гордости, тщеславия, праздности и рассеянности, в неблагоприятных – на грех малодушия, уныния, отчаяния. А за духовной смертью, в которую впадают податливые на диавольские искушения, неизбежно следует вечная погибель, если они не успеют раскаяться при жизни. Не доводи себя, душа христианская, до смерти духовной, если не желаешь себе вечной погибели. Молитвой и духовным трезвением, или бдением над собой, предотвращай и уничтожай козни диавола. Укрывай себя от мира с его суетой и соблазнами, подобно тому как Моисей укрываем был матерью от фараоновых слуг, и умоляй Господа, чтобы не допустил тебя потонуть в волнах житейского моря, воздвигаемого напастей бурею, как Он не допустил потонуть в водах Нила младенца Моисея, и чтобы самые беды и напасти послужили к твоему спасению, как послужила орудием спасения Моисея дочь жесточайшего гонителя евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем» – так начинается эта всем известная песнь. Не менее знаменательна в отношении к Рождеству Христову от Девы Марии память пророка Даниила. Он предсказал о рождении Христа от неискусомужной Девы под образом отсечения камня от горы. О сем он получил откровение от Бога по поводу сновидения, виденного Навуходоносором, но им забытого. Даниил не только напомнил Навуходоносору и рассказал виденный им сон, но и объяснил его значение. Навуходоносор видел во сне огромной величины статую, изображающую человека. Голова статуи была золотая, грудь и руки серебряные, бедра медные, ноги железноскудельные. По толкованию Даниила, последовательный порядок составных частей статуи и разность их по материалу знаменуют последовательную смену четырех земных царств и разные свойства их. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотой главой: Вавилон блистал могуществом и богатством. Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия. Медные части статуи означали третье царство, которому также суждено было преобладающее владычество над землей. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским, которая с неимоверной быстротой уничтожила Персидское царство и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств. Главными и более сильными в ряду их явились царство Египетское, управлявшееся птоломеями, и Сирийское, бывшее под владычеством селевкидов. Железно-скудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отчичалось железной крепостью в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем, вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывала скудельная (глиняная) часть в составе истукана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.XLVIII:17 . Тако глаголет Господь, избавивый тя, Святый Исраилев: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь, по немуже пойдеши. Сими словами Господь Бог внушает Вавилонским пленникам, что с Его стороны сделано все потребное для их блага. Избавив Евреев от неволи Египетской, Он не оставил их без дальнейшего руководства; Он научил их еже обрести путь, по которому следует им идти (по немуже пойдеши), т. е. дал им закон, указующий им условия для достижения благополучия и для избежания зла. Этим указаниям они и теперь должны следовать, если хотят себе добра, если хотят, чтобы предстоящее избавление от Вавилонского плена послужило к действительному их благу. Uc.XLVIII:18–19 . И аще бы еси послушал заповедей Моих, то был бы убо яко река мир твой, и правда твоя яко волна морская. И было бы яко песок семя твое, и исчадия чрева твоего яко перст земли. Ниже ныне потребишися, ниже погибнет имя твое предо Мною Господь готов излить древние Свои милости на Свой народ. От самого народа зависит воспользоваться этими милостями. Что же для сего требуется? Требуется, чтобы он послушал заповедей Божиих и хранил правду, предписанную в них. Только под этим условием будет упрочено внешнее его благосостояние. Тогда убо был бы яко река мир твой: как река, питаемая неиссякаемыми источниками, обильна водою, так никогда не оскудеет внешнее твое благосостояние, будет процветать мирное и благоденственное житие, по силе благословения Божия, привлекаемого ревностью к исполнению заповедей Божиих. Тогда правда твоя была бы яко волна морская, т. е. правда твоя высоко вознесет тебя пред Богом и другими народами, как высоко поднимается волна на глубоком и обширном море. Тогда семя твое, – потомство твое стало бы многочисленно, как «песок и как пылинки на земле». Тогда ты далек будешь от опасности быть истребленным войною, моровою язвою, голодом; ни одно из этих бедствий не коснется тебя, не уменьшит твоей многочисленности (ниже ныне потребишися). Ниже погибнет имя твое предо Мною, – т. е. ты не будешь изгнан из земли обетованной, в которой обитает Бог ( Ион. 1, 3 ), но вечно будешь жить в этой земле пред лицем Бога своего, так что она не перестанет называться именем твоим, – не сделается местом обитания другого народа, не назовется именем этого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:6 . Впряже убо фараон колесницы своя, и вся люди своя собра с собою. Идет речь о колесницах боевых и о людях военных. Те и другие, по распоряжению фараона, немедленно должны были выступить в поход против мнимых беглецов. Боевые колесницы закладываемые были парою, или тройкою лошадей, и вооружаемы были по обеим сторонам косами. На этих колесницах обыкновенно занимали место три человека: возница, управлявший конями, воин, державший щит, и еще воин, который на всем скаку длинным и тяжелым мечом поражал тех, кто не попал под косы, или под колеса колесницы и под копыта коней. Колесницы обыкновенно врывались в ряды пехоты. Исх. 14:7 . И поят шестьсот колесниц избранных и вся кони Египетския, и тристаты над всеми. Этот стих служит объяснением предыдущего. В том стихе сказано о колесницах вообще, здесь говорится о числе их 600, и о достоинстве их избранные, или отборные. В том стихе сказано о всех людях собранных в поход, здесь же упоминается собственно о всей коннице ( ππος). Участвовала ли в походе пехота, не сказано, да едва ли она могла быть полезна, когда предполагалось поскорей нагнать мнимых беглецов, накрыть и поразить их, – хотя Иосиф Флавий упоминает о 200000 пехоты. – Тристаты над всеми, или во главе всей собранной армии. Тристатами назывались сановники, занимавшие третье место, или третий ряд, вокруг царя. Армия, собранная в поход против Израильтян, конечно, была незначительна в сравнении с числом Израильтян, но им вредила самая многочисленность, препятствовавшая свободе движений их, также безоружность и невыгодное местоположение, какое они занимали на берегу моря. – Для колесниц и всадников требовалось много коней. Откуда взялись они, когда одною из казней (мором) кони Египетские были побиты? Побиты были только пасшиеся на полях ( Исх. 9:6 ). Казнь не коснулась тех из них, которые оставались в конюшнях. Исх. 14:8 . И ожесточи Господь сердце фараона царя Египетского и рабов его, и погна созади сынов Исраилевых. Сынове же Исраилевы исхождаху рукою высокою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ожесточи Господь, – т.е. расположил обстоятельства так, что в фараоне возродилось непреодолимое желание во что бы ни стало не выпускать Израильтян из Египта. – И погна созади сынов Исраилевых, – по следам их. Гонясь по следам их, по одной и той же дороге, Египтяне, конечно, достигли северной оконечности Суэцкого рукава, потом стали спускаться к югу по западной стороне его. – Сынове же Исраилевы исхождаху рукою высокою. Рука высокая, или сила грозно-могущественная, это не рука Израильтян, а рука Самого Господа. Господи, высока Твоя мышца, исповедует пророк ( Ис. 26:11 ). Под защитою ее Израильтяне пошли из Египта ( Числ. 33:3 ), под ее же крепкою защитою они исхождаху, – продолжали свой путь, хотя путь этот казался неправильным. Исх. 14:9 . И погнаша Египтяне в след их, и обретоша их ополчившихся при мори: и вся кони и колесницы фараоновы, и конницы (всадники), и воинство его прямо придворию Веельсепфона. Обретоша их ополчившихся при мори, позади Израильтян, уже расположившихся станом на берегу моря, вдруг очутилось войско Египетское, состоящее из коней и колесниц, иначе из воинов на колесницах, везомых конями, – из конников, т.е. всадников на одних лошадях. Вообще все воинство фараоново настигло Израильтян там, где Господь повелел им расположиться станом (см выше, ст. 1 и 2). Исх. 14:10 . И фараон приближашеся. Воззревше же сынове Исраилевы очима, видеша: и се, Египтяне ополчишася в след их, и убояшася зело, и возопиша сынове Исраилевы ко Господу. И убояшася зело, было отчего придти в страх Израильтянам. Их положение, по человеческим рассчетам, было самое затруднительное: с востока пред ними пучина морская, с запада неприступные горы, с севера ополчившиеся (расположившиеся станом) Египтяне, с которыми вступить в борьбу людям безоружным никоим образом нельзя было с надеждою на успех. Да и воинственности в них не было: неволя, в которой они так долго жили в Египте, убила в них дух мужества. Оставалось для Израильтян одно свободное для бегства место – пустыня с юга, но возможно ли было убежать от быстрых колесниц и коней двухмиллионной, со скотом и хозяйственными вещами, толпе? Притом пустыня не представляла ни одного безопасного места. – И возопиша (Израильтяне) ко Господу, прося Его о помощи, но судя по следующему стиху, в котором они являются ропщущими на Моисея, как бы на виновника их бедственного положения, – их молитва к Богу чужда была смирения и преданности воле Божией. Это было требование, чтобы Господь избавил их от беды, с жалобою, что Сам же Он чрез Моисея ввел их в эту беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И вот Моисей поставляется в такие обстоятельства, которые должны были показать, способен ли он к искренней, бескорыстной любви к Богу и Его народу. Народ, которому Моисей призван послужить, не признает его своим вождем, отказывается от его услуг. Моисей принужден бежать от народа, который за ревность о благе его заплатил ему недоброжелательством, но в удалении от народа Моисею дается случай засвидетельствовать, что он не перестал любить народ, его отринувший, что он в разобщении с ним вздыхает по нем. Нет сомнения, что Моисей воспользовался сим случаем как нельзя лучше. Он научился любить своих соплеменников до готовности за спасение их быть изглаженным из книги живота, как сие показали последствия ( Исх. 32:32 ). – Орудием спасения Евреев надлежало быть лицу, одушевленному не только бескорыстною любовью, но и величайшим смирением пред Богом для того, чтобы успех этого дела никто не дерзал приписать людям, а не Богу. Моисей, как воспитанный во всей премудрости Египетской, мог думать, что в деле освобождения Евреев может на что-нибудь пригодиться его естественная мудрость, мог с некоторым самодовольством помышлять, что не даром так многому научился при дворе Египетском. Но вот обстоятельства располагаются так, что он никакого употребления не мог сделать из своей премудрости, он должен был бежать из общества людей образованных и ученых, на долгое время водвориться среди племени, ведущего простой, пастушеский образ жизни, и усвоить простые привычки этого племени. Мечтам о силе естественной мудрости, конечно, не благоприятствовала такая обстановка, и Моисей среди ее научился так смиренно думать о своих естественных достоинствах, что, когда Господь из Синайской купины повелевал ему идти на спасение Евреев, он отказывался от этой чести и просил Его предоставить ее другому достойнейшему. Но это-то смиренное сознание недостоинства и нужно было для того чтобы быть достойным орудием промышления Божия о Еврейском народе, нужно было, чтобы не только Моисей, но весь народ знал, что от Господа, а не от людей спасение его, и что на одного Господа, а не на человека должно всегда надеяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Уразумев же болезнь их, виде человека Египтянина, биюща некоего Евреанина от братий его, сынов Исраилевых. То, что увидел Моисей, посетив братий своих, было самым обыкновенным явлением. Моисей, конечно, и прежде разумел, знал, что Евреев не только измождают болезнью ( πο νος), т.е. изнурительными, тяжкими не по силам работами, но еще бьют их, принуждая побоями к непрерывной, без отдыха, работе и жестоко взыскивая за опущения. Но теперь это зрелище произвело на него особенно грустное впечатление, под влиянием того душевного настроения, которое привело его к Евреям. Исх. 2:12 . Обозревся же семо и овамо, никогоже виде: и поразив Египтянина, скры его в песце. Обозревся же семо и овамо, никогоже виде. Моисей решился наказать бесчеловечного мучителя, но так, чтобы это не сделалось известно между Египтянами. Он справедливо рассуждал, что поступок его, если получит огласку между Египтянами, то возбудит против него преследование Египетского начальства и таким образом сразу лишит его возможности быть вперед полезным для своих братий и, что еще хуже, подаст повод Египтянам к усилению жестокости против Евреев. Потому Моисей боялся иметь свидетелем своего поступка собственно кого-либо из Египтян, ибо со стороны Евреев, если бы и нашлись между ними свидетели, кроме того Еврея, за которого он хотел заступиться, он никак не ожидал доноса на него Египтянам или разглашения о его поступке между ними. Свидетелей однако Моисей не заметил, никогоже виде и поразив Египтянина, скры его в песце. – Поразив, как понимать это? Так ли, что Моисей нанес Египтянину удар, который оказался смертельным нечаянно для Моисея, что Моисей не хотел убивать, а только проучить его, – или так, что Моисей намеренно, сознательно умертвил его? Последнее вероятнее, судя потому, что не безопасно было оставлять в живых человека, который мог сделать донос на Моисея Египетским властям, и сам Моисей заботился о сокрытии следов своей расправы, тщательно наперед удостоверившись в отсутствии сторонних зрителей ее. Но как смотреть на эту казнь? Может ли быть она оправдана пред судом нравственного закона? – Говорят, что Моисей убил Египтянина по любви к справедливости и по праву мстителя за кровь, бывшему в обычае на востоке и потом узаконенному самим Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В то время, когда Евреи по заповеди Божией, вкушали пасхальную жертву, Ангел-губитель прошел землю Египетскую и поразил смертию всех первородных Египетских мужеского пола, от первенца фараонова до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных от скота, пощадив первородных в домах Еврейских, отмеченных кровию пасхального агнца, намазанною на дверях. По всему Египту разносились вопли скорби и ужаса. Фараон и Египтяне, дотоле упорствовавшие в желании не отпускать Евреев, так поражены были этою казнью, что стали понуждать Евреев немедленно выходить из Египта и с охотою дарили им драгоценные вещи, желая поскорее выпроводить их. Израильтяне, уже заблаговременно приготовленные к этому, немедленно, в числе шестисот тысяч человек, кроме жен и детей, собрались в главном городе земли Гесемкой Рамессе, и отсюда в военном порядке двинулись по направлению к Чермному морю. На сем пути первым станом их был «Сокхоф», город, или местечко, «Кущей», так называемое от дорожных палаток, в которых Евреи расположились здесь. Это происходило в 15 день первого вновь установленного церковного месяца «авив» ( Числ. 33:5 ). В тот же день, когда Евреи еще стояли в Сокхофе, Господь для того, чтобы увековечить в памяти народа избавление его первенцев от Ангела-губителя, имевшее последствием окончание Египетского рабства, поспешил обнародовать закон об освящении первородных. Он сказал Моисею: «Освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Исраилевых». Освяти Мне, т.е. объяви сынам Израилевым, чтобы они посвящали Мне, отделяли для Меня на священное, в честь Мою, употребление. Господь повелевает освятить первенцев в сынех Исраилевых, т.е. принадлежащих Израильскому народу, от человека до скота (как сказано в Библии), разверзающих ложесна, следственно, первенцев не отца, который мог иметь старшего по рождению сына от вдовы или одной из двух жен, но матери, впервые разрешающейся от бремени, и притом первенцев одного мужеского пола (12). Первенцы отца, начатки силы отца ( Быт. 49:3 ), хотя бы родились от нелюбимой отцем матери, имели преимущество пред братьями в наследстве и в чести им принадлежала сугубая часть наследства и власть над братьями по смерти отца ( Быт. 47:28–29 ; Втор. 21:15–17 ), но в посвящении Богу имели преимущество первенцы матери, если в тоже время они не были первенцами отца, так что, если у кого были две жены, первенцы от обеих должны быть посвящены Богу. В чем именно состояло священное назначение первородных, увидим после.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но в расправе Моисея не видно равномерности между преступлением и наказанием за побои, какие наносил Египтянин Еврею, Моисей наказал виновного не побоями, а смертью . Этого нельзя оправдать ни любовью к справедливости, ни правом мщения за кровь, тем паче, что это право предоставляемо было только родственникам убитого. Первомученик и архидиакон Стефан так объясняет поступок Моисея: убивая Египтянина, Моисей думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение ( Деян. 7:25 ), то есть Моисей был убежден в своем призвании от Бога спасти Евреев от гнетущей их неволи и желал передать свое убеждение единоплеменникам. Употребленное для сей цели средство – умерщвление Египтянина должно было служить для Евреев залогом или предзнаменованием имеющего быть чрез Моисея спасения их от власти Египетской, должно было приготовить их к мысли о Моисее, как орудии промышления о них Божия. Но говорят, что цель, какую имел в виду Моисей, позволив себе казнить Египтянина, не оправдывает средства, что ревность о благе своих единоплеменников, похвальная сама по себе, выразилась неправильным образом. Хотя он отчасти всеми предшествующими необыкновенными обстоятельствами своей жизни, отчасти тайными действиями на его душу Духа Божия приведен был к убеждению, что предназначен к великому делу освобождения Евреев, но ему не следовало спешить распространением своего убеждения между другими, особенно посредством такого насильственного поступка, какой он себе позволил, ему надлежало терпеливо ждать времени, когда Божие призвание выразится внешним образом, как оно выразилось через сорок лет. У Моисея недоставало этого терпения, и он сам впал в грех , который возмущал его в Египтянах, в грех самоуправства. Так смотрит на поступок Моисея блаж. Августин. Он сравнивает действие Моисея с поступком Апостола Петра, который в порыве негодования бросился с мечем на слугу архиерейского Малха и отсек ему ухо, но за сие не был одобрен Спасителем. Впрочем Августин прибавляет, что поступок Моисея, хотя недостоин одобрения, показывает в нем великую душу, способную к совершению великих подвигов, подобно тому как невозделанная земля, произращающая бесполезные, но высокие и тучные травы, обещает земледельцу хороший урожай, если засеяна будет хлебными семенами 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010