Но может случиться, что и при воздержании языка от нечистых слов останется в сердце нечистота, неприметная людям, но ведомая Богу. Он зрит не только нечистые дела и слышит нечистые речи, но созерцает во глубине сердца сокрытую нечистоту. От сей сердечной нечистоты никто из людей не свободен, и потому чтобы не прогневать Господа своими славословиями, исходящими из не очищенного от грехов сердца, будем взывать Ему: «Сердцеведче, пощади души наши». Аминь. Песнопение в честь преподобных жен вообще и преподобной Марии Египетской в частности Поучение в неделю 5-ю Великого поста В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала ecu Христу и делощи учила ecu презирати плот, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. В сегодняшнее воскресенье чествуется память преподобной Марии Египетской. Тоже чествование совершалось в четверток истекшей седмицы при чтении в полном виде великого покаянного канона святого Андрее Критского . В конце каждой песни этого канона читаемы были стихи с припевом: преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Спрашивается: для чего в продолжающиеся дни Великого поста и покаяния Церковь так усиленно обращает наше внимание на Марию Египетскую? Для того, чтобы в лице ее показать пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам и вместе пример истинного покаяния. С целью глубже и точнее оценить покаянные подвиги преподобной Марии Египетской, возьмем в руководство приведенное нами церковное песнопение, составленное для прославления вообще всех преподобных святых и в частности преподобной Марии. В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: так начинается песнопение. Яснее по-русски: «в тебе, матерь, всецело сохранилось то, что сотворено по образу». Что же именно? Достоинство души, созданной по образу и подобию Божию. В чем состоит образ и подобие Божие? «В правде и преподобии истины» ( Еф. 4:24 ), иначе, в святости истинней. Первообраз святости есть Бог. Бог свят в том смысле, что будучи вездесущим, Он хотя объемлет своим присутствием весь мир и ко всему, что есть в мире, прикасается, сохраняет свою духовную чистоту и ничем нечистым в мире не оскверняется, подобно тому как лучи солнца, всюду проникающие, проходя нечистые места, тоже не оскверняются, не теряют своей чистоты и светлости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Се, дние грядут. Идет речь о днях новозаветной Церкви. Наступит время, когда завет, заключенный на Синае, будет отменен. Перед тем, как он был заключен с Израильтянами, они находились в самом жалком положении, живя в Египетской неволе. Господь сжалился над ними и взял их за руку, чтобы извести их из земли Египетской. Словами: емшу Ми за руку извести я из земли Египетския, обозначается с одной стороны то, что Евреи не могли избавиться от Египетской неволи собственными силами и средствами и были в сем отношении беспомощны как младенцы, не могущие ходить без поддержки, с другой – трогательное попечение о них Божие, подобное попечению отца и матери о своих беспомощных детях. – По силе завета с Богом на Синае, народ Израильский сделался избранным народом, особым достоянием Господним в среде народов, выделенным из этой среды для хранения истинного Богопочтения и обетований о Христе. Но те, с которым заключен был этот завет, когда пришло время исполнения пророчеств и обетований о Христе, не уверовали в Него, отвергли Его, и потому не пребыша в завете, исключены из завета, перестали быть избранным народом, и Аз небрегох их, глаголет Господь. На место отверженного народа призвано будет новое поколение людей дома Иудина и дома Израилева, с которыми заключен будет новый завет взамен ветхого. Люди этого нового поколения суть христиане из язычников. На них перейдут преимущества избранного народа, они войдут в церковь Христову в качестве новозаветного Израиля. Но можно также пророчество о завете с домом Иудиным относить к Апостолам, по происхождению Иудеям, – они первые вступили в новозаветную Церковь и ввели в нее язычников. Что же касается дома Исраилева или десяти колен, рассеянных по лицу земли со времени Ассирийского плена, то наступит время, когда и они соберутся в новозаветную Церковь вместе с домом Иудиным. Это будет, по предречению Ап. Павла, тогда, когда ко Христу обратятся все язычники. Ожесточение произошло, говорит он, в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и таким образом весь Израиль спасется ( Рим. 11:25–26 ). На этом основании можно полагать, что, если обращение Израиля последует за обращением язычников, в пророческих словах о новом завете с домом или родом Израилевым заключается пророчество о новозаветной Церкви из язычников. Язычники и Израильтяне соединятся в одной Церкви, сольются в один Богоизбранный народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН (2.01.1403 (?), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна), митр. Никейский (К-польский Патриархат), кард. и титулярный лат. Патриарх К-поля, греч. писатель, гуманист, активный сторонник унии. Род. в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, к-рый при отъезде в К-поль (1416) взял его с собой, определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену . 30 янв. 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя в честь мч. Виссариона Египетского . Через 2 года имя В. встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итал. гуманист Франческо Филельфо, убежденный латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул . Здесь у В. пробудился интерес к итал . культуре и зап. гуманизму; к этому времени относится начало его лит. творчества. В К-поле В. был рукоположен во диакона (кон. 1425) и иерея (1430/31), в 1436 г. стал игуменом столичного мон-ря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-1427 гг. он был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между имп. Иоанном VIII Палеологом и трапезундским имп. Алексеем IV Василием Великим Комнином о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. неск. лет жил в Мистре, изучая философию Платона и др. науки под рук. Георгия Гемиста Плифона ; здесь В. глубже познакомился с лат. культурой, окунулся в атмосферу зап. влияний и религ. терпимости к латинянам. В 1434-1435 гг. В. принял активное участие в подготовке Собора по объединению Церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию имп. Иоанна VIII он получил сан митрополита Никеи (нояб. 1437); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) В., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вел ожесточенную полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 окт. 1438) и догматическая к Флорентийскому Собору (13 апр. 1439). Однако Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В., не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину В. был обвинен в измене Православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию.

http://pravenc.ru/text/158772.html

> Чем человек смиреннее, тем более он получает от Бога благодатных даров 4 (17) мая (Слово о святем Сисои, како словом воскреси умершего (Прол. Мал 3 ). Слово от Патерика о Виссарионе, како словом изгонаше бесы) Добродетель смирения настолько приближает к Богу, настолько соединяет с Ним, что все существо смиренного делает сосудом благодати Божественной, и эта благодать изливается чрез смиренного и на других и творит дела великие даже иногда помимо воли самого смиреннолюбца. Чтобы убедиться в этом, выслушайте повесть о двух случаях из жизни Сисоя и Виссариона, преподобных отец наших. Некоторый простолюдин отправился с больным сыном к преподобному Сисою, в стране Египетской. Дорогою больной умер. Отец не смутился этим, взял мертвеца и принес к преподобному. Зная смирение последнего, простолюдин не стал просить открыто у него помощи, а, вошедши с мертвецом на руках, сделал поклонение святому и при поклоне положил мертвого сына к ногам старца. Не ведая, что пред ним лежит мертвец, и думая, что поклонившийся не хочет встать, Сисой сказал умершему: «Встань и иди вон». И мертвый ожил, встал и вышел навстречу к удивленному своему отцу. Тогда последний вошел к Сисою и рассказал ему, что случилось с его сыном на пути и как он мертвого его принес к преподобному. И опечалился святый старец, услышав это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся до смерти своей. Другой случай. В Скит, где жил преп. Виссарион, пришел бесноватый. Братия сотворили о нем молитву в церкви, но демон не выходил. Тогда иноки стали рассуждать: «Что делать? Никто не выгонит этого беса, кроме о. Виссариона: но как просить его об этом? Станем просить, он не пойдет в церковь . Разве вот что сделаем: приведем завтра бесноватого раньше всех в церковь и посадим на месте преподобного. И когда авва взойдет, скажем ему: «Разбуди брата, отче!» Так и сделали. И когда Виссарион, вошедши в церковь, стал на молитву, иноки сказали ему: «Разбуди брата, отче». И преподобный сказал бесноватому: «Встань и иди отсюда». И бес тотчас же оставил человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

кончины святых мучеников точно неизвестен. Преосвященный Филарет («Жития святых», июнь, стр. 31) относит год их кончины на время царствования Максима, который в 305 году получил верховную власть над Сириею и Египтом и в своих владениях жестоко преследовал христиан. Царствовал с 305 г. до 312 г. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Житие преподобного отца нашего Виссариона его празднуется св. Церковью 4-го марта. его — 4-го февраля. знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель, живший за XV веков до Р. Хр.; родился в Египте и происходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта, избавив их от тяжкого египетского рабства. На горе Синай он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученные им от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). — Память св. пророка Моисея празднуется Церковью 4 сентября. известно, вода в морях бывает обыкновенно соленою. Навин — вождь народа еврейского, руководивший ими после смерти Моисея. одно из языческих племен, населявших землю ханаанскую. Аморреи, по переводу с еврейского значит — «жители высоких мест»; им противопоставляются ферезеи — «жители низменностей». Незадолго до исхода евреев из Египта аморреи захватили восточную иорданскую область, очень плодородную. Иисус Навин сражался с аморреями и разбил пять аморрейских царей (Иис.Нав.10:5–11). ( < < back) знаменитейший пророк израильский, происходивший из города Фесвы галаадской, живший и действовавший во дни нечестивого царя Ахава и Иезавели. Илия из числа всех пророков отличался особенною ревностью о славе Божией. История его жизни и деятельности излагается в 3-ей и 4-ой кн. Царств (3 Цар.17–20; 4 Цар.1–2) — Память его празднуется св. Церковью 20 июля. ( < < back) пророк израильский, преемник пророческого дара св. Илии. — См. житие его ниже, под 14 июня. ( < < back) преподобного Виссариона последовала в конце IV или начале V века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пятая паремия – из книги Иисуса Навина ( Нав.5:10–15 ). Здесь изображено явление Иисусу Навину ангела Архистратига силы Господней. Это знамение «победы над врагами нашего спасения, демонскими силами, приобретенной крестом и воскресением Господа нашего Иисуса Христа, Вождя нашего спасения, Победителя ада и смерти» (еп. Виссарион, op.cit. т. I, стр. 443. Шестая паремия – из книги Исхода ( Исх.13:20–26, 14:1–32, 15:1–19 ). Грандиозная картина чудесного перехода Израильтян через Чермное море и потопление войска египетского, раскрываемая в этом чтении, завершается стихийно -радостной и торжественной благодарственной молитвой. Ею заключается второе нарастание паремийной волны. Чтец поет песнь по стихам и хор припевает к каждому стиху начальное «Славно бо прославися». Паремия эта читается (и поется) в навечерие Пасхи Христовой, потому что, описываемое и воспеваемое в ней событие спасения Израильтян служит образом спасительной для нас смерти и воскресения Христова, прославляемых в службе этой вечерни. Фараон и Египтяне, преследовавшие Израильтян, это образ диавола и ангелов его, враждебных человеку. Для фараона и египтян послужило гробом Чермное море. Во гробе Христовом нашли себе погибель диавол и ангелы его. Израильтяне в глубине Чермного моря крестились, по слову Апостола в Моисея ( 1Кор.10:2 ), т.е. укрепились в вере в него, как своего Богоизбранного вождя и избавителя. Подобно сему и мы, в таинстве крещения, погружаясь в смерть Христову, запечатлеваем свою веру во Христа, как Вождя нашего спасения». (еп.Виссарион, op. cit. т. 1, стр. 321–322). Седьмая паремия – из книги пророка Софонии ( Соф.3:8–15 ). Это пророчество предсказывает суд над народами, возрождение Израиля и распространение всюду истинной веры. Таким образом данная паремия выделяет апокалиптическую сторону воскресения. Что начальный текст паремии есть предсказание воскресения – это утверждают такие учителя церкви, как бл. Иероним и бл. Августин. Восьмая паремия – из третьей книги Царств ( 3Цар.17:8–23 ). В ней повествуется о двух чудесах великого пророка Илии: о неоскудении муки и елея в доме вдовицы Сарепты Сидонской и о воскрешении сына этой вдовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще древнему иудею, который жил скотоводством и которому, чтобы прокормить себя и семью, нужно было очень много трудиться, – и то Господь дал заповедь: один день в неделю посвящай Господу, то есть думай о Боге, думай о своем спасении, молись, читай, если умеешь, Священное Писание, ходи в храм или, если далеко от храма живешь, в синагогу, там помолись. Но это же Ветхий Завет , этого же христианам недостаточно. Апостол Павел уже пишет: «непрестанно молитесь» – не только утром, днем, вечером, а непрестанно. А спать когда? Но ведь когда ты спишь, ты уже не с Богом, вот в чем дело. Поэтому Виссарион Египетский и не спал, некогда было спать. Поэтому и Серафим Саровский не спал – не потому, что он себя мучил, нет. Да ему и неохота было спать, ему охота было только молиться. Он не сразу этого достиг, ясное дело. Вот мы с вами сразу начнем не спать, и что? Кончится это психдиспансером, сумасшедшим домом, больше ничем. Подвиг идет за верой: растет вера – и растет подвиг, и постепенно человек приходит к удивительным вещам. Варсонофий Великий, например, достиг такого просветления, что вообще не нуждался в пище, а ел только для смирения: так как он не ангел еще, а человек, то вроде надо что-то поесть. Вот как может истончиться человеческая плоть и каких можно достичь дарований от Бога, потому что он питался действительно Духом Святым. Если уж Господь пятью хлебами пять тысяч человек может накормить, то, естественно, ничего удивительного нет в том, что Мария Египетская с несколькими кусками хлеба прожила в пустыне сколько лет и Виссарион Египетский раз в неделю питался почти всю свою жизнь. Это уже следствие духовной жизни. И это говорит об устремленности, о том, что человек забывает обо всем: забывает о пище, забывает о сне. В прошлом веке был такой случай. Один раб Божий, которому исполнилось сорок лет, попросил у митрополита Московского Филарета благословения жениться, а тот ему резолюцию написал: пора уже подумать о вечной жизни, то есть уже пора думать больше о смерти, о переходе в вечную жизнь. Митрополит Филарет сам был подвижник, аскет, молитвенник; и хотя он был вознесен очень высоко в обществе и государстве, но по внутренней своей жизни был устремлен в Царствие Небесное. Поэтому ему было дико, что человек в таком возрасте думает о какой-то женитьбе, ведь женитьба – дело временное. Нехорошо, конечно, человеку жить одному, лучше в браке, но ведь в сорок лет пора какими-то серьезными вещами заниматься, тем, о чем все-таки в первую очередь должен думать человек, а не устройством здесь, на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 416 с. — (Патерик). Изречения святых отцов, содержащиеся в Алфавитном патерике, — лучшее свидетельство о духе египетского монашества. Они оказали огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада. Эти изречения веками были излюбленным чтением для всех, подвизающихся во Христе. Предисловие к изданию в русском переводе Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в IV и V веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих по­движников Христовых. Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, чьи подвиги и изречения здесь кратко предлагаются. Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руковод­ство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: во-первых, много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудобоподражаемыми, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит, во-вторых, и такие дела, которые может почесть за маловажные; в-третьих, может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник по­ступает так, а другой иначе; также, в-четвертых, когда тот или другой авва, спрошенный о чем-либо, дает ответ, по-видимому неудовлетворительный и иногда совсем не на предложенный вопрос. Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение таких недоумений.

http://pravoslavie.ru/31164.html

Дар языков Слово на Духов день. И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати». ( Деян. 2:4 ). Сошествие Святаго Духа на апостолов ознаменовалось тем, что они, природные галилеяне, говорившие только по-еврейски, и притом на худшем наречии еврейского языка – галилейском, заговорили вдруг на разных инородных языках. На праздник Пятидесятницы, в который произошло это чудо, собралось в Иерусалим множество богомольцев, природных иудеев и прозелитов (обращённых из язычников), – из Европы, Азии, Африки, с островов Средиземного моря. Все они чрезвычайно были удивлены, когда из уст простых галилеян услышали звуки языков, на которых сами говорили на своей родине, на латинском, на греческом, на халдейском, на египетском и т. д. – Что знаменовало это чудесное явление, этот мгновенно открывшийся в апостолах дар языков? – Он знаменателен в двух отношениях. 1) До пришествия Христова истинная вера была достоянием одного народа. Только в Иудее был ведом истинный Бог, в одном Израиле чтилось имя святое Его, хотя Он есть Бог всей земли, Владыка всей вселенной; только в избранном народе Божием заключена была церковь Божия, и за пределы его почти не выходила. Так было до Христа. Но Христос пришёл для искупления всех людей на свете, для создания Вселенской Церкви. Во дни земной жизни своей Он действовал среди одного избранного народа, но пред вознесением на небо Он заповедал апостолам: шедше научите вся языки. Исполнение этой заповеди началось в день сошествия Св. Духа. В сей день случилось противоположное тому, что произошло во время строения Вавилонской башни. Строители, говорившие на одном языке, вдруг позабыли природный свой язык, перестали понимать друг друга и должны были рассеяться и раздробиться на множество народов. Стали возникать новые языки, которые ещё более усилили обособление одних племён от других в нравах, обычаях, учреждениях, в вере. Истинная вера едва удержалась в одном из семитских племён; явилось множество ложных религий, у каждого народа была своя вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, чьи подвиги и изречения здесь кратко предлагаются. Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руководство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: во–первых, много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудо– боподражаемыми, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит, во–вторых, и такие дела, которые может почесть за маловажные; в–третьих, может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник поступает так, а другой иначе; также, в–четвертых, когда тот или другой авва, спрошенный о чем–либо, дает ответ, по– видимому неудовлетворительный и иногда совсем не на предложенный вопрос. Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение таких недоумений. На первое. И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: Кто может вместить, да вместит,  — говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7, 20). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается ради последования Иисусу Христу непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности святых Божиих. Притом как в обыкновенной жизни совершенства достигаются постепенно и только мало–помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним посредством бдения над собой и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех (1 Кор 12,6). Великие светильники пустынь египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели постепенно привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010