Со временем рождения Моисея, имевшего спасти Евреев от Египетского ига, совпадает бесчеловечное повеление фараона убивать всех Еврейских младенцев мужеского пола, и рождение Иисуса Христа, Спасителя всех человеков, сопровождается умерщвлением Вифлеемских младенцев по повелению нечестивого Ирода. Моисей спасен был своею матерью от угрожавшей ему смерти, и Христос Иисус укрыт был от меча Иродова Своею Матерью, бежавшею с Ним в Египет. Иисус Христос часть жизни Своей провел среди Египетских язычников, подобно тому, как Моисей с раннего возраста имел жительство в дворце языческого государя. III. Паримиия на вечерне в среду страстной седмицы, Исход II:11–22 В сей паримии повествуется о бегстве Моисея в землю Мадиамскую и о супружестве с дочерью Иофора. Исх. 2:11 . Бысть во дни многие оны, велик быв Моисей, изыде к братиям своим, сыном Исраилевым. Разумев же болезнь их, виде человека Египтянина, биюща некоего Евреанина от братии его, сынов Исраилевых. Во дни многие оны, – т.е. после описанных в предшествующих стихах 2-й главы (см. II-ю паримию) обстоятельств рождения и воспитания Моисея прошло много времени. Велик быв Моисей, изыде к братьям своим, сыном Исраилевым. Скольких лет был Моисей, когда он вышел к братиям своим, т.е. единоплеменникам своим, не сказано, сказано только, что он велик был, т.е. достиг зрелых лет. Но по словам первомученика и архидиакона Стефана, упоминающего в речи своей Иудеям о том же событии, Моисею было тогда 40 лет ( Деян. 7:23 ). – Изыде к братиям своим сыном Исраилевым. Придворная жизнь не заглушила в Моисее памяти о народе, к которому он принадлежал по рождению, не подавила в нем естественного сочувствия к единоплеменникам. Ему тяжелы были почет и роскошь, какими он окружен был, как нареченный сын дочери фараоновой, когда он видел при царском дворе врагов своего народа. До сих пор он хотя знал, как тяжко страдают его единоплеменники, но по своему придворному положению находил неудобным выразить чем-нибудь сочувствие их страданиям. Но так как гонения на Евреев с течением времени не ослабевали, и конца им не предвиделось, то, наконец, душе его стала невыносима та сдержанность, с какою он относился к страданиям своего народа; ему тяжело стало оставаться только зрителем их, и вот, – как выражается первомученик Стефан, – взыде ему на сердце посетити братию свою, для того, конечно, чтобы показать своим братьям, что он не равнодушно смотрит на их страдания, что он готов употребить все зависящие от него средства к облегчению их участи и в случае неуспеха своих усилий готов разделить ее с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:24 . Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский. В стражу утреннюю. Древние Евреи разделяли ночь на три части, по четыре часа в каждой, и называли эти части стражами, или сменами часовых. Стража утренняя соответствует, по нашему счету времени, 3–6-ти часам утра. – Воззре Господь на полк Египетский. Разумеется гневное воззрение. Господь проявлял Свой гнев из столпа огненного и облачного, посылая на Египтян тучи с громами и молниями. Так, по крайней мере, изображает псалмопевец это событие. «Облака изливали воды, тучи издавали гром и стрелы (молнии) Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном, молнии освещали вселенную, земля содрогалась и тряслась. Путь Твой в море» ( Пс. 76:18–20 ). Если слова псалмопевца должно понимать не в поэтическом, а в историческом смысле, то гнев Божий на Египтян сопровождался также землетрясением, что подтверждается, как увидим ниже, поглощением Египтян землею ( Исх. 15:12 ). Гневное воззрение Божие, сопровождаемое страшными явлениями природы, смяте полк Египетский, привело Египтян в смущение, страх и замешательство. Исх. 14:25 . И связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею. И рекоша Египтяне бежим от лица Исраилева, Господь бо поборает по них на Египтяны. И связа (Господь) оси колесниц их, – затормозил колесницы Египетские, так что полк Египетский ведяше их с нуждею, с чрезвычайным усилием двигал их вперед. Причиною этого было то, что дно морское, осушенное для Израильтян, сделалось вязким для Египтян вследствие густой и клейкой грязи, которая могла образоваться, как мы видели, от дождя. Самый беспорядок, происшедший в рядах Египетского войска, мог препятствовать свободному движению колесниц. – Египтяне решились прекратить преследование и сказали: бежим от лица Исраилева, – назад, Господь поборает по них. Египтяне узнали, наконец, что они имеют дело не с Израильтянами, а с Самим Господом, против Которого нельзя бороться. Исх. 14:26–28 . И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны, колесницы же и всадники. Простре же Моисей руку на море, и устройся вода ко дню на место. Египтяне же бежаша под водою: и истрясе Господь Египтяны посреде моря. И обратившися вода, покры колесницы и всадники и всю силу фараонову, вшедших в след их (Евреев) в море, и не оста от них ни един.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:3 . И речет фараон людем своим о сынех Исраилевых: заблуждают сии по земли, затвори бо их пустыня. Господь предваряет Моисея, какое впечатление будет произведено на фараона этим необычайным направлением пути, указанным для Израильтян. Фараон будет говорить о них, что они заблуждают по земли, т.е. вместо того, чтобы выйти из Египетских владений, они до сих пор остаются в их пределах и, уклонившись с настоящей дороги, бесцельно двигаются по пустынному прибрежью Чермного моря, принадлежащему Египетской земле. – Затвори бо их пустыня, теперь нет для них выхода из Египта: с левой стороны пред ними море, с правой неприступные горы, с юга и севера пустыня, выбраться из которой на настоящую дорогу за Египетские пределы им невозможно, потому что единственный в этом направлении обратный путь к северу им легко может быть загорожен военною силою, а на юг продолжать движение для них нет никакой цели, – это значило бы углубляться в Египетские владения. Исх. 14:4 . Аз же ожесточу сердце фараоново, и поженет созади их: и прославлюся в фараоне и во всем воинстве его, и уразумеют вси Египтяне, яко Аз есмь Господь. И сотвориша тако. Аз ожесточу сердце фараона, и поженет созади их. Господь, повелевая Евреям идти по необыкновенной и опасной дороге, обещает чрез это обстоятельство дать фараону новый случай к проявлению его ожесточения. Под влиянием этого обстоятельства в нем оживет то ожесточение, то непреклонное упорство, с каким он, несмотря на казни, долго не отпускал Евреев из Египта. Когда он узнает о мнимом блуждании Евреев, то подумает: верно, Бог Еврейский оставил Своих чтителей, – или они сами потеряли доверие к Моисею и не хотят по его указанию идти за пределы Египетские. – И поженет созади их, погонится за Израильтянами, чтобы удержать их в Египте. – И прославлюся в фараоне, и во всем воинстве его. Разумеется прославление чрез наказание фараона и его войска. Господь явит над ними новый опыт Своего правосудия и всемогущества, т.е. чудесно погубить их в море, и этим чудом снова прославится, как истинный Бог и действительный покровитель Своего народа. В этом, наконец, убедятся и все Египтяне. Все они уразумеют, яко Аз есмь Господь, – уразумеют, что Я действительно Господь не только Евреев, призывающих Меня и во имя Мое путеводимых Моисеем, но и Египтян и всех народов, – особенно же признают Мою Божескую власть и силу те Египтяне, которые во глубине Чермного моря лично будут видеть отяготевшую над ними руку Мою (25). – И сотвориша тако. Евреи исполнили повеление Господа о путешествии к югу от Офома.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Беспомощное положение дитяти, плачем своим как бы умолявшего о пощаде, тронуло сердце дочери фараона, она пощаде, т.е. сжалилась над ним и решилась взять его на свое попечение. Нельзя не видеть особенного устроения промысла Божия в том, что орудием спасения будущего освободителя Еврейского народа от Египетской работы избрана была родная дочь жесточайшего гонителя этого народа. О Еврейском происхождении открытого в ковчежце младенца, дщерь фараонова могла догадаться отчасти по чертам лица его, отчасти по тому положению, в каком он найден, и может быть, как замечает блаженный Феодорит , по знакам обрезания на теле младенца. Исх. 2:7 . И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли призову ти жену кормилицу от Еврей, и воздоит ти отроча. Мариам, сестра Моисея наблюдавшая издали за всеми движениями дочери фараоновой, подошла к ней как бы случайно, привлеченная необычайным зрелищем вынутого из воды ковчега. С целью возвратить младенца его матери, она предлагает сострадательной царевне найти ему Еврейскую кормилицу, не боясь вызвать подозрение, что умысел ее будет открыт, ибо знала, что ни одна Египтянка не возьмется кормить своею грудью ребенка, принадлежавшего к народу, который Египтяне почитали нечистым ( Быт. 41:33 ). Исх. 2:8–9 . И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, призва матерь отрочате. Рече же к ней дщерь фараонова: соблюди ми отроча сие, и воздой ми е: аз же дам ти мзду. Взя же отроча жена и дояше е. Будущий избавитель своего народа, возвращенный родной матери для млекопитания, должен был с молоком матери всосать чувство любви к своему народу и вместе к тому, Кто предизбрал его для предстоявшего ему великого служения. Млекопитание продолжалось у Евреев до трех лет ( 2Мак. 7:27 ). Положенные в этот краткий промежуток времени в душе Моисея семена духовного развития не могли быть заглушены последующею придворною жизнью, ибо над укоренением их бдел особенный о нем промысл Божий. – Мать Моисея, сделавшись кормилицею своего сына и оберегательницею его, теперь уже не опасалась за жизнь его, ибо вероятно, получила от царевны твердые ручательства за неприкосновенность его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Мать Богиня возрождается, и мы можем начать отвоевывать, возвращаться к нашему первородному праву – к невероятной радости оттого, что мы живы. Мы можем открыть глаза и видеть, что нам не от чего спасаться, потому что вне мира нет Бога, Которого мы должны бояться и слушаться 1379 . Эта идея весьма близка к главному «открытию» Рона Хаббарда: главным смыслом существования человечества является выживание. В другой своей популярной книге Стархок поясняет: «Богиня... есть мир. Явленная в каждом из нас, она может быть познана каждым индивидуумом во всем своем великолепном, потрясающем разнообразии» 1380 . Другая форма поклонения Матери Богине – возрождение культа древней египетской богини Изиды. Сегодня женщины вновь открывают Изиду. Пробуждение Изиды – это источник вдохновения для современной женщины, как это явлено множественными исцелениями, которые проводятся в служении г-жи Селены Фокс. Эта дама основала святилище «Верховной жрицы круга», которое находится возле Мэдисона (штат Висконсин). Каждый месяц в новолуние Селена организует духовный исцелите льны и «круг», который проводится вокруг исцеляющего алтаря. Каждая из нас может лично почувствовать исцеляющее присутствие Богини внутри нас. Все женщины являются Иэидой, и Изида является всеми женщинами, пишет в своей книге другая поклонница Изиды, Кетлин Александер-Бергхорн 1381 . Кстати сказать, главный ритуал нашей отечественной секты виссарионовцев – это тот же самый «духовный исцелительный круг», который они проводят вокруг помещаемого посредине объекта; здесь совершенно очевидное духовное родство. Еще одна неоязыческая черта НЭ – шаманизм , изучение и разработка шаманистических практик, Карлос Кастанеда , разрабатывавший теорию шаманизма, стал одним из главных идеологов НЭ. Шаман, как его описывают ньюэйджеры, несет в себе спиритуалистическую традицию, являясь кем то вроде «техника экстаза». Его задача – вновь соединить людей с областью священного, с мистической медитацией, а сам он – посредник, целитель и учитель. Согласно одному из современных шаманов, шаман – это мужчина или женщина, которые по своей воле могут входить в измененное состояние сознания, а также контактировать с миром духов, который обычно скрыт от людей, и использовать его в своих целях, чтобы приобрести знания, власть и иметь возможность помогать другим людям. Шаманы утверждают, что у каждого из них есть как минимум один дух, а то и больше, который находится у него в услужении 1382 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В дальнейших стихах (37–43), не вошедших в паримию, содержится сказание или объяснение того, что знаменуют составные части виденной царем во сне статуи. Их последовательный порядок и разность по материалу знаменуют последовательную смену земных царств и разный свойства их. Четыре части статуи служат символом четырех царств, следующих одно за другим в преемственном порядке их существования. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотою головою. Вавилон блистал могуществом и богатством. К нему стекались сокровища со всех народов, покорных ему. – Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени. Но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия, которой суждено сделаться преемницею Вавилонской монархии. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно было в действительности, если не по пространству, то по внутреннему состоянию. – Медные части истукана означали третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским, которая с неимоверною быстротой уничтожила Персидскую монархию и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя, она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств; главными и более сильными в ряду их явилось царство Египетское, управлявшееся Птоломеями, и Сирийское, бывшее под властью Селевкидов. На эти две части, выделившиеся из целого, знаменательно указывают чрево и бедра медной части истукана. – Железноскудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отличалось железною крепость в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывают скудельные (глиняные) части в составе истукана. Что касается до камня, отторгшегося от горы без содействия рук и разбившего вдребезги истукана и все части его превратившего в плеву, рассеянную ветром, – объяснение этого символа содержится в следующих словах Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Не менее знаменательна в отношении к Рождеству Христову от Девы Марии память пророка Даниила. Он предсказал о рождении Христа от неискусомужной Девы под образом отсечения камня от горы. О сем он получил откровение от Бога по поводу сновидения, виденного Навуходоносором, но им забытого. Даниил не только напомнил Навуходоносору и рассказал виденный им сон, но и объяснил его значение. Навуходоносор видел во сне огромной величины статую, изображающую человека. Голова статуи была золотая, грудь и руки серебряные, бедра медные, ноги железноскудельные . По толкованию Даниила, последовательный порядок составных частей статуи и разность их по материалу знаменуют последовательную смену четырех земных царств и разные свойства их. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотою главою: Вавилон блистал могуществом и богатством. Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия. Медные части статуи означали третье царство, которому также суждено было преобладающее владычество над землею. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским, которая с неимоверною быстротой уничтожила Персидское царство и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств. Главными и более сильными в ряду их явились царство Египетское, управлявшееся Птолемееми, и Сирийское, бывшее под владычеством Селевкидов. Железно-скудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отличалось железною крепостью в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем, вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывала скудельная (глиняная) часть в составе истукана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1.  Некогда в киновии аввы Илита случилось с братом искушение. Будучи изгнан оттуда, он ушел в гору к авве Антонию. Когда брат пробыл у него несколько времени, Антоний послал его опять в киновию, из которой он вышел. — Но братия, увидев его, опять изгнали. — Брат, возвратившись к авве Антонию, говорит ему: не захотели принять меня, отче! — Тогда старец послал его с такими словами: корабль потерпел крушение на море, потерял груз свой, и сам с трудом спасся у берега. — Братия, услышав, что послал его авва Антоний, тотчас приняли его. 2.  Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. — Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник. 3.  Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл — осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, — не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего. 4.  Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести. 5.  Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его, и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: какая сему причина? — Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? — Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, — прости мне! — Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его. 6.  Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение. — Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. — Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, — не позволяй ему более ходить к тебе. — Авва Марк сказал ему: сын мой! в Писании сказано: не судите, да не судими будете (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Исх. 14:20 . И вниде посреде полка Египетского и посреде полка сынов Исраилевых, и ста; и бысть тма и мрак, и прииде нощь, и не смесишася друг с другом во всю нощь. Столп облачный стал между Египтянами и Израильтянами и производил на тех и других различные действия. И бысть тма и мрак, и прииде нощь. По синодальному Русскому переводу: «и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других». Это значит, что сторона облачного столпа, обращенная к Египтянам, распространяла такой мрак и тму, что Египтяне не могли ни видеть Евреев, ни пойти к ним, ибо боялись по причине непроглядной тмы сделать неверное движение. Напротив, сторона столпа, обращенная к Израильтянам, всю наступившую ночь светила им так, что они свободно, без всякого замешательства, могли совершать дальнейшее движение по тому пути, который, как увидим, открыт будет для них Господом – И не смесишася друг с другом во всю нощь, – не сблизились друг с другом преследующие и преследуемые. Исх. 14:21 . Простре же Моисей руку на море, и возгна (отводил) Господь море ветром южным сильным всю нощь, и сотвори море сушу, и разступися вода. Простре Моисей руку на море, т.е., по повелению Божию (16), поднял над морем свой чудодейственный жезл, который держал в руке. – И возгна Господь море ветром южным сильным всю нощь. Как только простер Моисей жезл вдруг, по манию Господа поднялся сильный ветер, который дул всю ночь. Ветер дул с юга, и потому разделил северную часть морской пучины от южной. Но точнее и понятнее по Русскому синодальному переводу, – ветер дул с востока, и потому мог рассечь море поперек с востока на запад. – И сотвори море сушу, и расступися вода. Это значит, что ветер, раздвинув воды, не только обнажил морское дно, но и осушил его, так что можно было пройти по нему, как по твердой земле. Если это разделение морских вод произошло в 20 верстах от северной оконечности Суэцкого рукава, против вышеупомянутых фараоновых бань, то морское дно обнажилось с запада на восток верст на 20. Как широко было расстояние между разделившимися водами? Должно думать, что оно простиралось версты на 3–4, иначе если бы оно было гораздо уже, многочисленное Израильское ополчение, со всем хозяйством, не успело бы совершить переход к утру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 15:11 . Кто подобен Тебе в бозех, Господи? Кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен во славе, творяй чудеса. Кто подобен Тебе в бозех, Господи? – Торжество Господа над Египтянами, язычниками по вере, есть торжество истинной веры над ложными. Только истинный Бог мог совершить чудо потопления Египтян и спасения Евреев. Мнимые боги язычников ничего подобного сделать не могут. – Прославлен во святых Ты, Господи, преславнее всего, что называется святым, или священным в мире Ангельском и человеческом, на небе и на земле. – Дивен в славе ( ν δξαις). Ты достоин удивления и благоговения паче всего, что есть славного на земле и на небесах. – Творяй чудеса. Тебе одному свойственно творить чудеса. Исх. 15:12 . Простерл еси десницу Твою, пожре я земля. По одному мановению грозной десницы Твоей, не только вода потопила Египтян, но и земля разверзлась под водою и потопила многих из них. – Намек на землетрясение, которое должно предполагать, как мы выше заметили, на основании слов псалмопевца ( Пс. 76:17–20 ). В остальных стихах содержится пророчество о благотворных последствиях, для Израильтян, чудесного перехода их чрез Чермное море. Прославив Господа за избавление их от фараона, Моисей прославляет Его также за приведение их в Обетованную землю. Это случится еще не скоро, но Моисей, как пророк, так уверен в событии, имеющем совершиться чрез 40 лет, что изображает его, как совершившееся. Исх. 15:13 . Наставил еси правдою Твоею люди Твоя сия, яже избавил еси. Наставил еси ( δγησας) люди Твоя сия, яже избавил еси. Ты, Господи, путеводствовал в Обетованную землю избавленный Тобою от руки фараоновой народ. – Правдою Твоею, – во исполнение обетований Твоих о наследовании этим народом земли Ханаанской, чтобы все видели, как истинны Твои обещания. Ты самым делом оправдал данное Тобою о сем слово. – Люди Твоя. Израильтяне всегда были Твоими, преимущественно пред прочими народами, людьми, как избранные для хранения истинного богопочтения. Но наипаче они стали Твоими, Твоим особенным уделом или наследием, с тех пор как Ты избавил их от неволи Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010