Мария Египетская жила в конце V – начале VI века от Рождества Христова. Юной девушкой она покинула отчий дом ради соблазнов одного из богатейших городов Византийской империи Александрии Египетской. Семнадцать лет Мария провела в удовольствиях, служила греху. По Божией воле она оказалась в Иерусалиме, у входа в храм Гроба Господня перед иконой Божией Матери. Пожелав с паломниками подойти к святому Кресту Христову в праздник Воздвижения Креста Господня, Мария чудесной силой иконы Богородицы была остановлена. Задумавшись о смысле своей жизни, этой чудотворной иконой она была постепенно обращена к духовной жизни. Помолившись Богоматери и со слезами дав Ей обет покаяния, Мария была пропущена в церковь и приложилась ко святому Кресту. Выйдя из храма, она перешла за реку Иордан и удалилась в пустыню. Воздействуя на плоть, святая укрепила свой дух. 47 лет преподобная провела в одиночестве и постоянной покаянной молитве. Около 522 года святой старец Зосима в пустыне исповедал и причастил ее святых Христовых таин перед уходом в мир иной. В VII веке святым Софронием, патриархом Иерусалимским (ок. 560 – 638), было составлено первое житие святой Марии Египетской. В Воскресенском соборе Иерусалима на месте обращения Марии была устроена часовня в ее честь. В конце X века константинопольский писатель Симеон Метафраст составил канон службы преподобной. В XIV веке перевод жития святой Марии Египетской распространился по Руси. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в свои знаменитые Четьи-Минеи. Эта поучительная повесть повсеместно используется и в наши дни. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Текст на боковой стороне Святая Мария Египетская почиталась и в Католической Церкви, и в Православной. Однако проявления почитания преподобной существенно разнятся. У католиков святая Мария – покровительница раскаявшихся блудниц, помогающая женщинам избавиться от соблазна греха.

http://pravoslavie.ru/32260.html

Первым среди праздников пасхального цикла считается Вербное воскресенье - Бзоба (от груз. бза - вечнозеленая пальма, самшит), в Мегрелии сохранилось и др. название праздника - Айоба (от мегр. айа - верба). На Бзоба освящают веточки с маленькими цветочными бутонами, их считают особенно благодатными и называют пуриани (хлебный). В Великую пятницу корешками морены красильной (эндро) в ярко-красный цвет красят яйца к Пасхе. На Пасху (Агдгома - Воскресение, Агвсеба - наполнение) в постройке (марани), где хранятся сосуды с вином, совершается особый обряд: старший в роду мужчина открывает амфору (квеври) с острым дном, наполненную красным вином, во имя Господа зарытую осенью в землю справа от входа, и начинает священную праздничную трапезу, передавая хлеб и вино всем членам рода (общины, села, семьи). В Вост. Грузии этот обряд известен как Сероба (вечеря) и Рджулис Дге (день веры); он совершался в Великий четверг и имел соответствие в шествии в ночь Великого четверга согласно практике древнего иерусалимского богослужения . Горцы для исполнения обряда спускались в равнинную Кахети, где держали пожалованные царем виноградники и марани. Крестный ход возглавляли священники со знаменем джвари; в каждом храме, встретившемся на пути, останавливались для молитвы. Отпраздновав Сероба вместе с жителями равнины, горцы в тот же день возвращались обратно, принося вино и хлеб в свои дома. На Пасху закалывают ягненка и поросенка; совершается также обряд чона (шерстяная шапка; этимология слова неясна, возможно, связана с использованием шапок при сборе подарков): молодежь или дети обходят окрестные деревни с песнями и радостной вестью о Воскресении Христа, их одаривают яйцами, мукой, продуктами, деньгами и т. п. Пасха празднуется в течение мн. дней. Первое воскресенье по Пасхе называют Ахал Квире (Новая Неделя), Квирацховлоба (день Господа Животворящего), Чиче Танапа (Малое Воскресение, сохр. в Мегрелии). На Вознесение поминают умерших, закалывают овец и готовят поминальную пищу. На Пятидесятницу (Меергасе Дге), в Духов день (Султмопеноба, Мартвилиа, Халарджоба, Халарджвеба) на могилах поминают умерших ритуальным хлебом, водкой (араки), кипяченым молоком с топленым маслом и др. пищей, устраиваются конские состязания (доги) в честь усопших.

http://pravenc.ru/text/168199.html

- Почему во время богослужения, и не только пасхального, мы часто слышим, как о каком-то событии говорится в настоящем времени? - Когда мы в Церкви вспоминаем какое-либо событие из Священной Истории, мы никогда не говорим о нем в прошедшем времени. Мы становимся его соучастниками. Во время богослужения мы видим ряд символических действий, правил, которые являются попыткой показать с помощью внешних средств иную божественную реальность. Верующие являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками этих событий. Как это происходит? В результате Искупительной Жертвы Христа в человеческой душе открывается возможность личной победы над грехом и смертью, личной причастности событиям Священной Истории. Поэтому каждый человек в своем сердце переживает Пасху снова и снова, совосстает со Христом, сораспинается с Ним. И это видно в каждое мгновение жизни человека: как он живет, какими принципами руководствуется. Если он Христа ради терпит поношение, страдания, то он сораспинается, состраждет Христу и через это совоскресает вместе с Ним. - Как празднование Пасхи влияет на годовой круг богослужений? - Пасха является не только центром человеческой истории, но и той отправной точкой, от которой отсчитывается годовой круг. Это переходящий праздник, дата которого рассчитывается по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин. Соответственно, в зависимости от этой даты исчисляются даты начала Великого поста, праздников Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и другие. Что касается самого характера богослужения, до праздника Вознесения Господня 40 дней совершается попразднство Пасхи. На Светлой седмице отменяется пост, каждый день служится воскресная служба, которая совершается в день Пасхи. В последующие дни богослужение приобретает обычный вид, но в него добавляются пасхальные стихиры, тропари, в канонах происходит изменение. Особенно это заметно в воскресные дни. До Пятидесятницы в храме отменяются земные поклоны, по средам и пятницам возможно вкушение рыбы. Таким образом, даже в чисто внешних проявлениях мы можем увидеть значимость этого праздника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Тем же высоким подъемом религиозного воодушевления и неудержимою жаждою приобщить себя тому, всю жизнь лелеянному, счастию, какое выпадает на долю паломника в святые дни страстной седмицы вообще и в великую субботу, при получении святого огня, и в самый день Пасхи у живоносного Гроба Господня в частности, следует объяснить и то непреодолимое стремление в эти дни у паломников с слабыми физическими силами и даже находящихся в полном изнеможении, во что бы то ни стало непременно быть в Святогробском храме – „чтобы не отстать от товарищей, чтобы выполнить то, что себе наметили“. По свидетельству доктора нашей больницы, тяжко больные паломники, „с окончанием великопостных служб, с получением благодатного огня, охотнее идут в больницу“, чем в святые дви, когда ложатся в нее тольхо лишь истощенные до крайности дряхлые старики и страдающие тяжкими недугами, а чаще всего приносимые сюда на носилках... Но и эти несчастные страдальцы, часто с трудом подымающиеся с постели, ни на минуту, однако же, не покидают надежды сподобиться попасть в Святогробский храм к получению „благодати святого огня“ в великую субботу. Окружающим таких несчастных больных приходится иногда присутствовать при тяжелых картинах их душевной муки... Вот, напр., старуха, 65 лет от роду, истощенная до крайности и с высокой температурою, еле передвигает ноги по комнате, но на страстной неделе просит настойчиво доктора выписать ее из больниды. И когда последний уговаривает ее остаться еще несколько дней в больнице, больная даже с обидою в голосе возражает: „В такие-то дни!?.. Уйду, не буду лежать“!.. Другая больная старуха, с тяжелым крупозным воспалением твердит: „Уйду, – я здорова“. На увещания доктора, отвечает: „Уйду – все равно“, и только страж-сиделка у постели больной мешают ей привести свое гибельное по последствиям намерение в осуществление. Третья больная, температура которой, понизилась, но до полного выздоровления еще дело не дошло, при убеждениях полежать еще несколько времени в больнице пришла в ярость и даже исступление... Чтобы прекратить буйство, волей-неволей приходится ее отпустить, хотя и с полною уверенностью, что через несколько всего дней больная снова вернется на свою постель в больницу, но уже в тяжелом положении и даже с опасностью умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Храм Иерусалимский, возобновлённый после плена Вавилонского Зоровавелем, а потому называемый, в отличие от Соломонова, вторым, много уступал последнему и по размерам и по великолепию. Те, кто помнил прежний храм, в этом втором не узнавали храма; по выражению пророка Аггея, он был пред ним «якоже не сущ» ( Агг. 2:3 ). И между тем слава второго храма должна была воссиять более славы первого! Как должно было совершиться это прославление,– объясняет другой Пророк «внезапу приидет в церковь Свою Господь егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете». Но вот уже с тех пор прошло более 400 лет, Ангел Завета не приходил, и слава храма Зоровавеля, и в начале невеликая в сравнении с храмом Соломоновым, не только не возвысилась, но почти совершенно упала здесь не было ни ковчега завета, ни пророческого «урим и туммим» (света и совершенства 8 , знаменовавших присутствие Божье, ни священного елея помазания! Через кого же, каким образом и когда воссияла это предвозвещённая Пророками слава? Через Господа Иисуса Христа: Господь, устрояя спасение людей Своих, избирает в «скинию» Себе чистую Деву и, таким образом, приготовляет для мира и храма спасительное обновление. «Скиния святая и пространнейшая небес, приемшая невместимое во всей твари Слово Божье», является в мир и вмещается в храме Бога. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия – поёт Святая Церковь в праздник Входа во храм Пресвятой Богородицы – днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное». Так, славен был древний храм обетованием Божиим «и будут очи Мои ту и сердце Моё во вся дни»; славен он был чудесными знамениями и пророчествами, благочестием и жертвами царей, благоговением и любовью народа. Но слава второго храма, принявшего в стены свои Господа Иисуса Христа и Пресвятую Деву, без сравнения была выше. Храмы первый и второй имели в своей окружности, кроме собственно священных зданий, каковы «Святое» и «Святое святых», много дворов и притворов, где были устроены разные помещения, в которых проживали лица, исполнявшие какую-либо священную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

2012 год стал юбилейным и для монашеских обителей Курганской епархии, отметил архипастырь. «20-летие возобновления монашеской жизни отметил Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. 10-летие образования встретил Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, а в женском монастыре Похвалы Божией Матери с.Боровского прошло празднование двух памятных дат: 10-летия со времени прославления священномученика Аркадия пресвитера Боровского в лике святых и 5-летия со дня обретения его честных мощей», - сказал он. 2012 год, по словам владыки, был нелегким и тревожным, но радостным: «Мы вступаем в новолетие благости Божией с добрыми переменами в жизни нашей богоспасаемой Курганской епархии. Как и прежде восстанавливаются монастыри и храмы, люди просвещаются светом Христовой истины, возрождаются благотворительность и социальное служение Церкви». Говоря о наиболее значительных событиях прошедшего года, владыка Константин отметил, что 5 января состоялось Великое освящение первого за последние 100 лет каменного собора в епархии в честь Рождества Христова (с.Частоозерье). А 8 апреля, в День Входа Господня в Иерусалим, состоялось освящение храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» на территории оборонного предприятия «Курганприбор» - единственного специально построенного храма на всей территории Русской Православной Церкви в честь Порт-Артурской иконы. Восстановлен и освящен Петропавловский храм в поселке Черемухово. Также состоялось освящение Георгиевского храма в поселке Увал. На очереди освящение храмов в честь преп. Серафима Саровского в г.Кургане, св. Савватия Соловецкого в с.Темляково, свт. Николая в с.Пивкино, Покрова Пресвятой Богородицы в исправительной колонии «Просвет», иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при неврологическом диспансере «Зеленый бор» в г.Шадринске. Продолжается строительство храмов в других местах. Развивается в епархии и образовательная деятельность. В помещениях, переданных предприятием «Корвет» епархии, оборудованы епархиальные отделы, где 1 ноября 2012 года состоялось открытие первых богословско-просветительских курсов для многочисленных мирян. Успешно развивается сотрудничество Курганской епархии с органами власти в сфере образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными органами, а также в социальной деятельности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/09/ro...

Богослужение в Православной Церкви имеет двоякий характер: то праздничный, торжественный, то скорбный. Для обозначения сих двух общих отличительных свойств служб в богослужебных книгах употребляются выражения: «Егда поется Бог Господь», «Егда поется Аллилуиа». Указание «Егда поется Бог Господь» обозначает службу более радостную; напротив, указание «Егда поется Аллилуиа» означает службу, располагающую к сетованию, скорби. Так, в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу (в дни поста) служба бывает скорбная о грехах людей, а в субботу (в большую часть седмиц года) – об усопших. Церковь для означения такого различного свойства служб избрала песни «Бог Господь» и «Аллилуиа». Песнопение «Бог Господь», соединенное с торжественною песнею входа Господня в Иерусалим: «Благословен грядый во имя Господне», относится к пришествию Спасителя для искупления людей и, следовательно, радостное, а потому поется в дни не великопостные. Пение же «Аллилуиа», хотя также говорит о пришествии Господа, но, по изъяснению толкователей обрядов церковных, говорит более о втором, страшном пришествии, которое мы должны ожидать при конце мира; следовательно, эта песнь должна возбуждать не радость, а страх, боязнь. Посему она поется в дни сетования, плача и молений о своих грехах или о грехах умерших, в которые дни мысль о Страшном суде более ясно представляется нам. Иногда радостная и скорбная служба обозначается короче, а именно так: «Аллилуиа или тропарь». Эти слова означают, что в известный день, например, в Рождественский пост, иногда бывает пение «Аллилуиа», а иногда тропарь, разумеется тропарь святому. Указание на тропарь заменяет собою указание о пении «Бог Господь». Какие особенности бывают в службах при пении «Бог Господь» и при пении «Аллилуиа», об этом для дней седмичных, кроме субботы, изложено в 9 главе Типикона; также в месяцеслове Типикона – в день 14 ноября, и в Триодионе – в последованиях седмиц сырной и первой Великого поста. Указание особенностей при пении «Аллилуиа» в субботы находится в Типиконе, в главе 13 и в последовании суббот – мясопустной, второй Великого поста и перед Пятидесятницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В 1889 г. настоятелем Троицкого храма назначается священник Димитрий Беляев, который прослужил в храме более 30 лет, и еще живы люди, которые его помнят. Диаконом в те годы был о. Павел Троицкий, а позднее, в середине 1920-х годов, о. Стефан Голубев. Старостой храма был тогда крестьянин Иван Сучков. После революции храм оставался действующим до 1937 г., когда деревянная церковь была разрушена, а каменная закрыта. Но еще прежде этого о. Димитрий с семьей подвергся гонениям. В 1922 г. он, подобно многим другим священнослужителям, был арестован в ходе кампании по «изъятию церковных ценностей» за «распространение воззваний Патриарха Тихона», «противодействие властям» и «укрывательство церковного имущества». Просидев в Таганской тюрьме до декабря 1922 г., он был освобожден «за недоказанностью преступления». Семья священника была из дома выгнана и приютилась в сторожке. Умер о. Димитрий своей смертью, по некоторым свидетельствам в 1927 г., и был похоронен за алтарем храма. Последним священником перед закрытием храма был о. Александр Троицкий. Он был арестован осенью 1937 г. и приговорен к 10 годам ссылки в лагерь. Дальнейшая его судьба пока неизвестна. После закрытия в храме, до войны, располагались конюшня, шляпная фабрика... Военные действия обошли храм стороной, но в те годы солдаты, ожидавшие своего отправления на фронт, повредили росписи на стенах - стреляя по ним. Потом храм использовался как зернохранилище, склад, цех по изготовлению проволочной сетки и т.п... В 1991 г. в с. Ознобишино была зарегистрирована православная община, и храм был передан Русской Православной Церкви. Он был приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в пос. Щапово, и первые работы по его восстановлению были проведены настоятелем Успенского храма священником Георгием Эварестовым. В 1995 г. Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Марук, старостой храма был избран житель с. Ознобишино Виктор Косачев. Первая, после почти 60-ти летнего перерыва, Божественная литургия была совершена 7 апреля 1996 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, совпавший в тот год с праздником Входа Господня в Иерусалим. С этого времени совершаются регулярные богослужения и ведутся ремонтно-восстановительные работы, в которых активное и разнообразное участие принимает община храма.

http://sobory.ru/article/?object=05119

В груз. календаре X в. Sinait. iber. 34, также отражающем довизант. литургическую традицию Палестины, выделен целый ряд дней, к-рые могут быть охарактеризованы как О. или «октава»,- 1, 13 янв., 1 апр., 22 авг., 15 и 20 сент., 12 дек., они обозначаются термином /, как и в новом Иадгари. Такие указания для 1 янв., 1 апр., 22 авг., 15 сент. для вост. традиции не характерны и встречаются только в этом памятнике, а дата 20 сент. не совпадает с датой «седмицы» Обновления в новом Иадгари. Празднование Антипасхи на 8-й день после Пасхи фактически является «октавой» Пасхи и ее О. В Студийском уставе В Студийском уставе складываются терминология и устав богослужения О., к-рые переходят впосл. в Иерусалимский устав и используются до наст. времени. В частности, начинает употребляться термин «отдание» (точнее глагол ποδδοται - греч. «отдается»), однако в слав. переводах этот термин появляется не сразу. В слав. переводе Студийско-Алексиевского Типикона XI в. указание на завершение празднования передается терминами «коньчяваеться» или «оставляеться» (12 сент. по ГИМ. Син. 330, Устав Студийский XI в.: Пентковский. Типикон. С. 280, 281; см. также: ГИМ. Син. 360, 365), «престает» (15 сент.: Пентковский. Типикон. С. 283), «проважяеться» или «провожение» (31 дек., 13 янв., 2 февр.: Там же. С. 319, 320, 328). В сербских литургических рукописях XIV в., организованных в соответствии с Евергетидским Типиконом , употребляется термин «отдваем» (НБС. Археогр. отд. Рс. 5. Л. 31 об.). В Студийско-Алексиевском Типиконе О. назначается после большей части великих праздников: Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе ( Пентковский. Типикон. С. 247), Пятидесятницы в субботу 1-й седмицы (Там же. С. 274), Рождества Богородицы 12 сент. (Там же. С. 281), Воздвижения 15 сент. (Там же. С. 283), Введения 22 нояб. (Там же. С. 297-298), Рождества Христова 31 дек. (Там же. С. 313), Богоявления 13 янв. (Там же. С. 319), Сретения 4 февр. (Там же. С. 328), Благовещения 26 марта (Там же. С. 334), Преображения 9 авг. (Там же. С. 360), Успения 18 авг. (Там же. С. 365). У праздника Входа Господня в Иерусалим нет О.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры. протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии Как пользоваться святой водой? Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

http://sueverie.net/svyataya-voda-cerkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010