Если обобщить все эти указания, то получится следующее: 1. В непостное время и в непостные дни положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. 2. В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9й час» (около 15.00). Если вспомнить 69е правило Святых апостолов, где пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту, то это означает, что положено сухоядение один раз в день, «кроме немощи и праздника» (глава 33). В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи. Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9й час (15.00), но при этом разрешает вкушать вареную пищу и даже с елеем «егда беда душевная не зрится» (глава 36). 3. В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно: В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу. В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется.

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

И вот после этого-то следует второй, самый главный тезис: оказывается, что никакого чуда-то вовсе и нет, так как «могут ли чудеса Божии совершаться “по расписанию”» и так как «огонь в Кувуклии зажигается от лампады, скрытой за подвижной иконой». Вначале рассмотрим первый, предварительный, тезис. В Церкви есть то, что не изменяется – вера и догматы, а есть то, что способно меняться, если это имеет в виду духовную пользу, – обычаи и обряды. У разных Церквей, при единстве веры, могут различаться обряды, и в одной и той же Церкви обряды могут варьироваться в зависимости от времени и духовной пользы конкретного общества. Например раньше утреня совершалась действительно утром, до литургии, а теперь – сразу после вечерни; раньше святым елеем помазывали уже по окончании всенощной, а теперь – во время чтения канона. Даже Типикон, этот строгий свод четких богослужебных правил, иногда включает уточнение: «аще изволит настоятель». В этой связи само по себе принятие чудесного Благодатного огня не является чем-то противоречащим богослужебной жизни Церкви; напротив, это очень даже уместно при встрече праздника Пасхи – как наглядное свидетельство о Воскресении Христовом. Известно, что встреча любой святыни, например чудотворной иконы или мощей святого угодника, в храме совершается торжественно, так что само принятие святыни, совершившееся во время богослужения, пусть при небольшом прерывании его, становится неотъемлемой частью богослужения, и верующие, вдохновленные принятой святыней, молятся с новыми духовными силами. Можно, конечно, и без этого молиться. Можно обойтись и без веточек вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим, можно не стоять со свечой во время чтения 12 Евангелий, тем более не обязателен обычай несения этого огня себе домой. Можно не освящать воду на праздник «Живоносный Источник» и не брать артос в субботу Светлой седмицы. Без всего этого можно и обойтись, только вот зачем навязывать свою позицию другим, критикуя то, что понятно и дорого сердцу верующего человека, и уж тем более называя в публичном обращении к Патриарху благоговение перед Благодатным огнем «нездоровой суетой»?

http://pravoslavie.ru/30099.html

Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и к З., ирмосу 9-й песни праздничного канона, обычно прибавляется предваряющий его припев, взятый из 9-й песни того же канона. В совр. рус. Типиконе о припеве как о части З. говорится лишь в описании службы на Рождество Пресв. Богородицы, но на практике З. всегда, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великих четверга и субботы и Преполовения Пятидесятницы, включает припев (в т. ч. и на Пятидесятницу, хотя канон этого праздника, согласно стандартным изданиям Триоди, не имеет никаких особых припевов). В рус. певч. рукописях припевы чаще всего не нотировались; они стали фиксироваться в послениконовский период (ранее всего припев З. Пасхи; см.: [Синодальный] Обиход. М., 1902). В старообрядческой традиции и совр. греч. практике мн. З., исполняемые в послениконовской рус. традиции с припевом, не имеют припева. В дни совершения литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» поется тропарь «О Тебе радуется» (кроме Великих четверга и субботы, а также случая совпадения праздника Благовещения Пресв. Богородицы или его отдания с одним из воскресений Великого поста), к-рый в нек-рых литургических памятниках также может называться З. З. в русской певческой традиции до сер. XVI в., как правило, не выделялись из состава нотированного Ирмология. Тем не менее в виде цикла З. в порядке 8 гласов (от З. Пасхи 1-го гласа до З. Рождества Богородицы 8-го гласа) знаменного распева обнаружены в рукописи 1-й четв. XVI в. (РГБ. Ф. 173. I. 231. Л. 101-103). С кон. XVI в. систематически фиксируются по отдельности в составе Стихирарей месячного и постного или в виде цикла З. путевого распева , записываемые путевой или знаменной нотациями (РГБ. Ф. 354. 140; РНБ. Солов. 690/763 и др.). В XVI-XVII вв. этот распев был наиболее распространенным (см.: РГБ. Ф. 379. 18. Л. 92 об.- 98, посл. четв. XVII в.; расшифровку см.: Пожидаева Г. А. Певческие традиции Др.

http://pravenc.ru/text/182477.html

Как у кустышка у ракитова , У колодечка у студеного, Не донской казак скакуна поил,– Молодой гусар свою кровь точил, Вынимал с сумы полотенышко, Перевязывал раны черные... Уж как девять ран унималися, А десятая, словно вар кипит... С белым светом гусар стал прощатися, Горючьми слезьми уливатися: “Ты прощай-ка, родимая сторонушка, Что ль бажоная теплая семеюшка! Уж вы, ангелы поднебесные, Зажигайте-ка свечи местные, – Ставьте свеченьку в ноги резвые, А другую мне к изголовьицу! Ты, смеретушка – стара тетушка, Тише бела льна выпрядь душеньку”. Фольклорный образ ракиты, символизирующей смерть человека, в стихотворении Клюева «Старикам донашивать кафтаны...» преобразуется в символ разрухи и погибели Русской земли после Октябрьского переворота: Вороном уселся, злобно сыт, На ракиту ветер подорожный, И мужик бездомный и безбожный В пустополье матом голосит. См. также: Есть в Смольном потемки трущоб И привкус хвои с костяникой, Там нищий колодовый гроб С останками Руси великой. «Куда схоронить мертвеца», – Толкует удалых ватага... Поземкой пылит с Коневца, И плещется взморье-баклага. Спросить бы у тучки, у звезд, У зорь, что румянят ракиты ... Зловещ и пустынен погост, Где царские бармы зарыты. Их ворон-судьба стережет В глухих преисподних могилах... Вместе с Россией гибнет и русская красавица девушка Настя: Виноградье мое, виноградьице, Где зазнобино цветно платьице? Цветно платьице с аксамитами Ковылем шумит под ракитами! Символ весны и воскресения Как и любой символ, ракита может получать в разных поэтических текстах противоположные смыслы. Будучи христианином, Клюев верил в воскресение после смерти, поэтому ракита в его поэзии не только символ смерти, но и воскресения: Ракиты рыдают о рае, Где вечен листвы изумруд. Как известно, в русской православной традиции сложился обычай в праздник Входа Господня в Иерусалим, за неделю до Пасхи, приходить в храм с распускающимися вербами и освящать их святой водой. На Севере нет пальм, поэтому приходят приветствовать Христа с ветками растений, которые первыми пробуждаются от зимней спячки и выпускают пушистые почки. В народе этот праздник наступающей весны и ожидаемого Воскресения Христа называют Вербным воскресением. Таким образом, вербы и ракиты совмещают в себе смыслы природного и духовного возрождения, в которых смерть понимается как переход к жизни вечной. Именно их и воплотил Клюев в своих образах:

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/21/...

Несомненно, враг рода человеческого провоцирует междоусобную брань между братьями, членами одной Церкви, принадлежащими к одной православной вере. Мы должны молиться в первую очередь о сохранении мира на Украинской земле, о сохранении единства нашей Церкви, о том, чтобы Православная Церковь не потерпела никакого ущерба, и в первую очередь — чтобы никакие лжеучения не нарушили святости церковной. Наша молитва сегодня — о том, чтобы сохранилось духовное единство Русской земли. Есть в Писании упоминание о некой силе, которая удерживает пришествие в мир антихриста. Некоторые считали, что это Церковь, что именно она является удерживающей силой. И это правильно — Церковь удерживает людей от потери жизненных ориентиров. Но это также весь благочестивый народ всех времен и всех народов, это вера православная, которая живет и действует в Церкви Православной. Это и есть та сила, которая удерживает, и неслучайно на эту силу сегодня направлены все острые отравленные стрелы тех, кто стремится разделить Церковь, скомпрометировать Церковь, оторвать Церковь от народа. Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после литургии в храме Христа Спасителя 7 апреля 2022 г. Помните, в чем смысл власти Мое слово сегодня к тем, кто во власти: помните, в чем смысл власти и почему Господь попустил вам войти во власть. Не для того, чтобы вы наслаждались этой властью. Не для того чтобы вы чувствовали себя комфортно и счастливо, но только для того, чтобы вы служили людям, помогали им. Только это оправдывает человека во власти. Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях г. Москвы 10 апреля 2022 г. Жить, стараясь уподобиться тому, чему учит нас Господь Спаситель Кротость есть важнейшее свойство Божие, о котором способен помыслить человек Праздник Входа Господня в Иерусалим помогает нам понять что-то очень важное, что принес в мир Господь и Спаситель. Своим вхождением в Святой град Спаситель ответил людям на неправильные ожидания того, что Он приносит в мир. Совершенно очевидно, что всемогущий Господь Иисус Христос, Сын Божий, воскресивший Лазаря, обладал Божественной силой, но, несмотря на Свою силу, Он явил кротость — не лицемерную, но проистекающую из самого Своего существа. А это свидетельствует о том, что кротость есть важнейшее свойство Божие, о котором способен помыслить человек.

http://pravoslavie.ru/145921.html

По благословению правящего архиерея епископа Сергия первое собрание общины состоялось в праздник Входа Господня в Иерусалим (12 апреля 1998 г.). На этом собрании присутствовало всего 14 человек. А через неделю, в Светлый Праздник Пасхи Христовой, 19 апреля, возле детского клуба «Рассвет» состоялся первый праздничный пасхальный молебен, на который собралось много жителей Нижней Ельцовки. Первое время прихожане долго не могли найти место для устроения храма. Каждое воскресение прихожане неизменно собирались на молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, твердо веря в его скорую помощь. И эта помощь действительно была скорой. Первые молебны служили в разных местах: около детского клуба «Рассвет», в средней школе в частном секторе возле брошенного Дома ветеранов, на улице возле разрушенной пристройки к жилому дому по ул. Лесосечной. И вот в конце июля о. Анатолию знакомая предложила обратить внимание на здание по ул. Зоологическая, 8. Оно расположено на территории Алтае-Саянской геодезической сейсмологической экспедиции. Интересна история этого домика, который изначально был построен на другом берегу речки. В этом доме жила большая семья. Отец и сын были храмостроителями, построившими до революции несколько деревянных храмов, в частности, в с. Барышево, а также в окрестных селах. Отца звали Пантелеимон. Примечательно, что основными строителями Никольского храма были тоже отец с сыном, которые тоже строили деревянные храмы. И вот отец нынешнего семейства при выборе имени прихода упорно настаивал на том, чтобы выбрать святого великомученика Пантелеимона. Впоследствии, когда Свято-Никольский храм уже был построен, приезжала правнучка того Пантелеимона и рассказала, что после революции их семью раскулачили, выслали на Север, кого-то в Нарым, кого-то в Ишим, дом по бревну перекатили на нынешнее место и устроили здесь правление колхоза, а затем начальную школу. По рассказам старожилов, рядом с этим местом, где ныне находится строительный магазин, либо во дворе нынешнего храма в 20-е годы был расстрелян священник. Имя его не сохранилось в памяти жителей, и место убиения указывают с разностью в десятки метров, но это было несомненно рядом с нынешним храмом, либо на его месте. Местные жители, рассказывая об этом, говорили: «Вот здесь священника убили, где же ещё храму быть? Вот как история-то поворачивается!» Такие события всегда подтверждают, промыслительность каждого мгновения нашего бытия.

http://sobory.ru/article/?object=13904

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам — праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника Входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне — благословением урожая яблок. Так же и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Окунулся на Крещение — стал ли крещеным В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещеным и носить крестик? Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещеным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над вами Таинство Крещения. Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещеным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным, необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Для этого необходима ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Батюшка, у меня ребенок, дочка 6 месяцев, и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет? При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

Центральным местом проведения торжеств в честь преподобного в нашей епархии стала возрождающаяся  Троице-Сергиева мужская пустынь . И хотя, в силу известных причин, монастырь подошел к юбилею в еще только восстанавливаемом виде, праздник все же состоялся на высоком организационном уровне. Также в рамках юбилея состоялись научно-практические конференции, крестные ходы, молебны, выставки, фотовыставки, концерты, кинопоказы, чтения, конкурсы, презентации изданий и многое другое.  Событиями, оставившими глубокий след в сердцах жителей города, стали пастырские визиты Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году он оказал нам большую честь, посетив пять раз свой родной Санкт-Петербург. Духовенство и верующие с любовью и радостью встречают Его Святейшество, поскольку его приезд всегда вдохновляет, настраивая на созидательную работу во благо Церкви и города.  В рамках братских визитов в пределы Русской Православной Церкви северную столицу посещали главы Поместных Православных, а также христианских Церквей. Высокими гостями были Святейший Патриарх Болгарской Неофит, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Коптский Патриарх Феодор II, Блаженнейший митрополит Американский и Канадский Тихон. Встречая высоких гостей, епархия вносит заметный вклад в дело общения нашей Церкви с мировым христианством.     Нельзя не отметить еще одно беспрецедентное по масштабу и значимости событие - пребывание с 14 по 17 января в Санкт-Петербурге христианской реликвии с Афона - Даров волхвов. К святыне пришло 165 тысяч человек. Такие события оживляют религиозную жизнь народа, помогают обратить внимание на верующих жителей города. Около 15 тысяч человек собрала " детская " Божественная литургия в Исаакиевском соборе в праздник Входа Господня в Иерусалим 13 апреля. Богослужение было посвящено юбилею преподобного Сергия Радонежского - покровителя учащихся. Певчими и чтецами выступили юные воспитанники православных гимназий и воскресных школ. За богослужением молились дети из Санкт-Петербурга, Украины, Грузии и Сербии, юные суворовцы, нахимовцы и кадеты. После состоялся ставший уже традиционным крестный ход с подобием " шествия на осляти " . 

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, близкому к первоначальной редакции Студийского устава и принятому на Руси до кон. XIV в., чин совершался в конце утрени, после Трисвятого, тропаря Крестови Твоему... и поклонения Кресту с пением праздничных стихир. Чин Воздвижения начинался с пения трех тропарей (тех же, что и в Типиконе Великой церкви); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал первый час. Согласно Евергетидскому Типикону, представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, чин Воздвижения совершали не в алтаре, а в храме. После тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении Господи, помилуй (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении оставшихся девяноста семи Господи, помилуй ; далее священнодействие повторялось с обращением на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в студийских Типиконах южноиталийских редакций. В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели, представляющем афонскую редакцию Студийского устава и принятому в Грузии до XV в., описаны два варианта чина Воздвижения. Первый соотвествует приведенному в Евергетидском Типиконе (но порядок сторон света: восток, север, запад, юг и снова восток). Второй чин Воздвижения Креста говорит о совершении чина Патриархом, особенности чина (например, большое количество песнопений после входа на славословии) указывают на подчеркнутую связь с практикой Великой церкви. В Иерусалимском уставе, принятому в течение XII–XV вв. в Православной Церкви повсеместно, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

Еще прежде смерти Иисус говорил, что проведет во чреве земли три дня и три ночи, как Иона провел такое же время во чреве огромной рыбы. Это совпадение можно было бы считать внешним, но есть в книге Ионы и нечто другое: она рассказывает, что даже самый жестокий и извращенный город, Ниневия, тоже дорог Богу, что Господь желает не покарать его, а обратить к покаянию. Новозаветная Пасха — праздник прощения и примирения Бога с людьми, и мы в каком-то смысле все выходцы из такой же Ниневии, хотя порой ставим себя в положение упрямого и немилосердного пророка, который «знает, как надо». 5. Иисус Навин ( Нав.5:10–15 ) — этот небольшой отрывок рассказывает о первой ветхозаветной Пасхе, которую израильтяне совершили после входа в Землю обетованную. Прежде мы слышали предписания о празднике, здесь идет рассказ об их исполнении. 6. Исход ( Исх.13:20-15:19 ) повествует о переходе израильтян через море при исходе их из Египта. Конечно, это событие произошло раньше, чем события пятой паремии, но здесь своя логика, связанная с праздником Пасхи. До сих пор шла речь о ритуалах, здесь же звучит ликование о сути праздника — состоявшемся Исходе. 7. Софония ( Соф.3:8-15 ) — это снова пророчество о грядущей славе. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла ( Соф. 3:14–15 ). Дочь Сиона — так называли город Иерусалим, расположенный на горе Сион, и в этих строках Церковь , называющая себя «новым Израилем», слышит обращение к себе самой. 8. Третья книга Царств ( 3Цар.17:1,8-23 ) — рассказ о чудесах, сотворенных пророком Илией. Чудесным образом умножаются последние остатки пищи в доме бедной вдовы, а затем, когда ее сын умирает от болезни, Господь по молитве пророка воскрешает его. Основная тема здесь по-прежнему — спасение, но теперь не общенародное, а личное спасение простых и неприметных людей, оказавшихся в отчаянном положении.

http://azbyka.ru/parimii-strastnoj-subbo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010