Так вот для меня Новоиерусалимский монастырь — это памятник патриарху Никону, при строительстве которого он раскрылся как личность. Не гнушаясь физической работой, патриарх рубил, пилил, тесал брёвна наравне со всей братией. При этом был не только волевым управленцем, но и великим тружеником, молитвенником. Интересно, что Никон задумал открыть новый монастырь именно здесь, потому что в этом месте река Истра похожа на реку Иордан. В XVII веке паломничеству на Святую землю надо было посвятить годы жизни, поэтому лишь немногие православные христиане могли его совершить. И патриарх Никон решил построить Новый Иерусалим — точное подобие недоступного Иерусалимского храма, чтобы дать возможность русским людям на родной земле по вере поклониться главным святыням православия. Центральный храм монастыря — собор Воскресения Господня. Он включает в себя Святую Голгофу, Камень миропомазания, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня. Также в обители есть церковь Рождества Христова и церковь Входа Господня в Иерусалим, то есть все храмы связаны с земной жизнью Иисуса Христа. У патриарха Никона была идея поставить там 365 престолов, чтобы каждый день года был престольным праздником, но он не успел её осуществить. В монастыре действует сейчас несколько очень интересных экспозиций: «Новый Иерусалим», «Патриарх Никон», «Рассадник изразцового дела». Две ударные пятилетки наместника Нашу небольшую паломническую группу встретил сам наместник обители архимандрит Феофилакт. За десять с небольшим лет ему удалось буквально из руин восстановить монастырь, ставший жемчужиной русской архитектуры. Теперь каждый может сюда приехать и поразиться масштабности красоты и благолепию. Архимандрит Феофилакт провёл интереснейшую экскурсию. Мы побывали в храмах и в музее истории монастыря, где увидели, каким он был в разные годы своего существования, осмотрели древние артефакты, найденные в ходе раскопок, образцы дореволюционных фресок и многое другое. Как всегда, возвращаешься из Нового Иерусалима в приподнятом состоянии духа, находясь под впечатлением от увиденного и услышанного. Я всем рекомендую испытать такое чувство и побывать в Новоиерусалимском монастыре, погрузиться в его великолепие, ощутить чувство благоговения, которое отсылает нас к Святой земле.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/novyi_...

настоятель храмов Ризоположения на Донской ул., иконы Божией Матери Целительница при Научном Центре психического здоровья протоиерей Александр Фарковец. По окончании чтения праздничного Евангелия Патриарх произнес проповедь о смысле нынешнего праздника: «Сегодня великий двунадесятый праздникВход Господь в Иерусалим — который на языке церковного устава именуется Неделей Ваий. Вайя в переводе на русский означает ветвь, а неделя — воскресенье. Значит, по Уставу сегодняшний день называется воскресение ветвей. И называется так именно потому, что жители древнего Иерусалима, встревоженные и обрадованные, встречали Спасителя, зная о том, что Он воскресил из мертвых Лазаря». Эта весть, отметил предстоятель, и вывела людей на улицы. И они по восточному обычаю постилали срезанные ветви вместе со своими одеждами, встречая Христа, как победителя и триумфатора. Обычно триумфаторы гордо восседали на белом коне, возглавляя торжественное шествие. Однако Спаситель под восторженные крики толпы приходит так, как приходили тысячи паломников на праздник Пасхи — сидя на осле. «И всем своим видом Он, как отмечает евангелист, не принимает этого человеческого восторга», — сказал Патриарх. «Спаситель смиренно входит в Иерусалим, как бы не участвуя в этом человеческом торжестве. Господь знал цену этого восторга, — продолжил первосвятитель. — И те, кто говорят сейчас Христу " осанна! " , будут через несколько дней кричать " распни Его! " ». «И в том и в другом случае, — подчеркнул предстоятель, — люди говорили все это искренне». Тогда они приветствовали великого и славного Человека, а потом они отрекались от поруганного и окровавленного Христа, не видя в Нем более силы и славы. Когда мы читаем или слышим евангельскую историю, отметил Патриарх, то нередко недоумеваем относительно поступка жителей древнего Иерусалима. Неужели они не видели в Иисусе Христе чудотворца и Сына Божия? Неужели не убедительна была Его проповедь? Неужели недостаточны были Его чудеса, чтобы поверить, что Он есть Сын Божий, обещанный Мессия? «Но, к сожалению, и мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после нас, будут повторять заблуждение жителей древней Иудеи и града Иерусалима, — заметил Патриарх. — И в истории много примеров, как горячая вера сменялась богоотступничеством, а прославление Христа хулой. И за примером далеко ходить не надо. В одночасье наша страна, великая православная держава, развернулась от Бога к дьяволу, от веры к безбожию. И те, кто еще вчера ходили в храмы, сами же их разрушали».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К этому древнему пророчеству, к надежде народа, к ожиданию учеников и предведению Господа следует добавить наши мысли и чувства, совершающих сегодня этот праздник в Церкви Христовой. В своем богослужении Церковь следует за Своим Царем, при пении «Осанна!» входящем в Иерусалим. Что ждет сама Церковь? Ждет ли она сегодня еще нечто решительное, что может определенно изменить течение истории, — как это было с богоизбранным народом и учениками Христовыми? Стал ли этот праздник для нас праздником, который возвращается каждый год, или привычка к нему ставит многих как будто принадлежащих Церкви в один ряд с прочими — не имеющими упования? Сегодня как никогда уместно задать этот вопрос. Во времена Ветхого Завета верующие ждали Царство Мессии на земле, царство мира, где они «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы» (Ис. 2, 4). Разве призвание Церкви не в том, чтобы заботиться о будущем мира и трудиться ради наступления вечного праздника Христа Царя как «Царства любви, правды и мира»? Но как достигнуть установления справедливости на земле, не восстановив вначале порядок, не исходящий из лжи и насилия? Не имея различения духов, не ужасаясь этой почти всеобщей теплохладности, которая является естественным следствием погони большинства людей за земным благополучием? Россия погибает — что делать? Каждый пусть даст ответ, если она дорога ему. Но будем знать — те, кто сегодня осуществляет духовное сопротивление, которое может привести в темницу и на муки, являют знамение подлинного Христианства. Их свидетельство более значительно, чем все остальное, ибо оно взывает к покаянию, к внутреннему обращению совести, и оно выбивает почву под ногами сильных мира сего, объявляющих себя атеистами или православными. Есть только один путь, ведущий в Царство любви и мира. Но до тех пор, пока в человечестве будет утверждаться сила и власть сильных над слабыми, это Царство будет предельно хрупким, и ему всегда будет угрожать опасность. Ныне время задуматься о силе и цели торжественного Входа Господня в Иерусалим. Христос знает, что Его ждет: крики «распни Его!» и жестокая смерть среди насмешек Израиля: «Других спасал, Себя ли не может спасти? Если Ты — Сын Божий, сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя» (Мф. 27, 40-42). Он знает также, что этими искупительными страданиями за грех мира, Он откроет людям доступ к пониманию замысла Божия и Его Царства. Двери Царства откроются Крестом, и больше ничем и никак. Только Крестом мечи, которые суть сердца человеческие, перекуются на орала; и копья, которые суть наши злые намерения, — на серпы, потому что приближается обильная жатва.

http://moral.ru/vhod-gospoden/

Но есть еще один важный урок. Что же произошло в Иерусалиме? Почему за четыре с небольшим дня так изменилось сознание людей? А потому что их заставили поверить в то, что Христос — никакой не Царь Израилев, не Божий Сын, не Сын Человеческий, а обманщик, узурпатор. И если бы в это поверили римляне, которые оберегали власть кесаря и могли увидеть во Христе опасность смуты — ввиду того, что появился еще какой-то Царь. Но тот же самый народ, который кричал «осанна»? Люди забыли всё за эти короткие дни, и от человеческой славы ничего не осталось. Вот почему Господь и не принял возгласов «осанна» и положенных на землю человеческих одежд, по которым Он вступал в священный град Иерусалим. Если так произошло на фоне величайшего чуда в то время, когда не было средств массовой информации, когда люди были менее уязвимы, когда они были более укоренены в традициях, когда невозможно было переформатировать человеческое сознание так, как это делается сегодня, — то что же происходит с современным человеком, в чьей власти он находится? А мы еще удивляемся, почему люди вдруг меняют свои политические убеждения, отказываются от своих кумиров, начинают вместо «осанна» кричать «распни!» Все очень напоминает то время — с одной лишь разницей, что силы, направленные на формирование мысли современного человека, куда более мощные. Что же делать? Как сохранить свободу человека? Как сохранить его способность отличать добро от зла, в том числе в мире политики, в общественной жизни, в мире искусства, в мире человеческого творчества? Как не заблудиться? Как за считанные дни не потерять своего первородства? Ответ только один — чтить Бога и прославлять Его, исполняя Его волю. Вот почему на Церковь всегда обрушивались гонения и всевозможные нападки, — потому что Церковь призывает людей жить по Божией воле, а значит, становиться внутренне сильными, свободными, способными подлинно прославлять Бога, то есть жить в общении с Ним, возвышая свою душу и не теряя единственно правильного пути в жизни — пути, ведущего в горний Иерусалим. Всему этому учит нас сегодняшний праздничный день, и да поможет нам Господь чтить и прославлять Его, исполняя Божественную волю. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/4442497.ht...

Понять то, о чем я говорю, можно, размышляя над подвигом мученичества. С древности до сегодняшнего дня мученики входят в сонм святых нашей Церкви. Почему их подвиг так важен, почему мы молимся им с особым трепетом? С одной стороны, мученики были и есть не только в христианстве: любой человек, который за свои убеждения готов пожертвовать жизнью, вызывал уважение у других людей. И христианские мученики почитаются нами за то, что они были стойкими до конца. На самом деле, в древности было немного другое осознание мученического подвига христиан – мученики не просто сами страдали, они соучаствовали в страданиях Христа. Интересно, что если оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, принимали мученическую кончину, еще не успев креститься, они становились членами Церкви: считалось, что они крестятся собственной кровью. А значит, и кровью Христа. Крещение – это погружение в смерть, умирание со Христом и воскресение с Ним к новой жизни. Для мучеников это погружение было не символическим, а настоящим. Современные соучастники Сейчас идет Страстная неделя. Не только она, но и любой христианский праздник относит человека к Вечности. Когда празднуется какой-то мирской праздник, – речь идет о воспоминаниях события, произошедшего столько-то лет назад. Никому и в голову не приходит в этом событии участвовать. Церковный праздник – всегда участие человека. События, связанные с земным путем Бога – вечны. Время значения не имеет. Вот именно сейчас Господь входит в Иерусалим, именно сейчас Иуда предает Спасителя, именно сейчас Христос совершает Тайную вечерю, вот сейчас Он распят, а вот в эту минуту произошло Его Воскресение. Мы, живущие здесь и сейчас, выходим из границ времени в перспективу Вечности. Церковная жизнь помогает нам понять это, осознать. Даже какими-то внешними атрибутами, как, например, верба в праздник Входа Господня в Иерусалим. Но часто в атрибутике праздника люди теряют самое главное – то, на что эта атрибутика указывает. Вода на Крещение, окунание в прорубь становятся важными сами по себе, а не потому, что ты погружаешься в воду вместе со Христом. Или вербочки, с которыми люди стоят в храме в Вербное воскресенье, многими считаются значимыми сами по себе, как что-то материальное, что можно домой принести, а потом задавать священнику вопрос: «Батюшка, а для чего эта верба нужна? Что с ней делать дома? Под икону поставить? Детей шлепать, чтобы они не болели?» То есть таким людям кажется – верба имеет значение после того, как всё в храме произошло.

http://pravmir.ru/strastnaya-stat-soucha...

14 июня. День памяти святого Иоанна Кронтадтского . [«Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ — духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу». Святой праведный Иоанн Кронштадтский ]. Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский с внучатым племянником Игорем Шемякиным. 1900-1901. - С.4-5; 1 июня. Отдание праздника Пасхи. [У главных церковных праздников (Пасха и двунадесятые праздники, кроме Входа Господня в Иерусалим), помимо самого дня праздника, есть время подготовки к нему — предпразднство и время празднования после того, как он уже состоялся, - попразднство. Отдание Пасхи - это последний день попразднства. В отдание праздника совершается торжественное богослужение с молитвами и песнопениями, которые пелись в сам день праздника. Так, богослужение отдания Пасхи практически полностью совпадает с богослужениями Светлой недели]. Фото храма Спаса Нерукотворного Образа г. Всеволожска Выборгской епархии. - С.5; 20 июня. Начало Петрова поста. [Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Но дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому и начало Петрова поста каждый год приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. А вот заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля — последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским]. Фото. - С.5. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Чему тут радоваться ? [«Апостол Павел говорит христианам: Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16). Думается, что и две тысячи лет назад были, и сегодня легко найдутся люди, которые поспешили бы противопоставить словам апостола свою “трезвую аналитику” и со ссылкой на “информированные источники” порекомендовали бы не испытывать особого оптимизма». Размышляя на эту тему, автор колонки напоминает читателю, что речь идет не об обычной радости, а о том, что мы называем радостью о Боге. «В ситуации, в которой сейчас находится весь мир, - пишет он, - очень легко ощутить потерянность. Радость о Боге — в благодарности. В ощущении своей непотерянности для Него. В надежде, которая, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим 5:5). А что значит «не постыжает»? Это значит, что она нас не обманет, потому что Господь нас никогда не подведет...»]. Фото диакона Дмитрия Аликина/tatmitropolia.ru///Фома. - – июнь 2022. – С.6-7 . – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

Называется так потому, что сошествие Святого Духа произошло в еврейский праздник Пятидесятницы. Этот праздник называется иначе Троицыным днем потому, что тут празднуется всей Св. Троице. А празднуется в этот день всей Троице потому, что в сошествии Святого Духа на апостолов действовала вся Св. Троица: Бог Отец послал Духа Святого, Бог Сын испросил послать, Бог Дух Святой сошел. Одному же Духу Св. празднуется после, на другой день, и праздник этот называется Духовым днем. В Троицын день тотчас же за литургиею служится вечерня, на которой читаются при коленопреклонении особые молитвы. В молитвах этих мы молимся главн. образом о ниспослании нам Духа Святого подобно тому, как Он послан был в сей день на апостолов. В праздник Троицына дня у нас есть обыкновение украшать зеленью и цветами храмы и дома. Это делается и потому, что дом, где находились апостолы в день сошествия Святого Духа, по еврейскому обычаю в память синайского законодательства был так украшен и потому, что в праздник Троицына дня, как в весенний праздник, как бы в дар Богу приносятся свежая зелень и цветы. Дух Святой сошел на апостолов по еврейскому счету в 3-м часу дня, а по-нашему, в 9-м утра. Поэтому у нас ежедневно этот третий или девятый час посвящается воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов. У нас есть посвященная сему воспоминанию служба, называемая третьим часом, подобная шестому и девятому часам. Молитвы службы 3-го часа обыкновенно читаются на литургии во время проскомидии. Тропарь сей службы следующий: " Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим нипославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися...» Тропарь этот поется только на часах Великим постом. Исцеление хромого апостолами и умножение числа верующих в Иерусалиме Умножению числа верующих весьма много содействовали чудеса, совершаемые именем Иисуса Христа. Так однажды в вечернее время апостолы Петр и Иоанн шли в храм на молитву. У главного входа храма сидел хромой и собирал милостыню. Апостол Петр сказал ему: „Взгляни на нас“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В мозаике Палатины один из мальчиков стягивает с себя рубашку, чтобы постелить ее на дорогу, другой держит пальмовую ветку. На миниатюре из Россано, на эпистилии из Синайского монастыря святой Екатерины, а также на других многочисленных византийских и русских памятниках дети с вайями изображаются у ног ослика, карабкающимися на дерево или ломающими с него ветви, а также сидящими на плечах или на руках у родителей, вышедших из Иерусалима навстречу Спасителю. На фреске из церкви святого Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164 г.) в толпе встречающих чрезвычайно выразителен образ женщины, крепко держащей за руку сидящего у нее на плечах ребенка. Трогательна и небольшая бытовая сценка, представленная на двухсторонней иконе из святцев новгородского Софийского собора (конец XV в.) (ил. 5) и на идентичной по иконографии иконе из ряда суздальских святцев (вторая половина XVI в.). Один из мальчиков сидит, согнув ногу в колене, а другой помогает ему вытащить из ступни занозу. Ил. 6. Вход Господень в Иерусалим. 1312–1315 гг. Мозаика церкви святых апостолов в Фессалониках (Греция) Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV – начале XV века в так называемую эпоху Палеологов. Если ранее Спаситель изображался сидящим на осле ногами к зрителю, а лицом к городу, то теперь Он чаще всего представлен в сложном ракурсе. Христос оборачивается назад, к апостолам, а Его ноги не видны . Одним из примеров подобной иконографии в искусстве Византии является мозаика в церкви святых апостолов в Фессалониках, датируемая 1312–1315 гг. (ил. 6). Этот вариант иконографии прочно утвердился в русской иконописи конца XIV–XV веков. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ил. 7), иконах- " таблетках» из Новгорода и многих других. В псковских образах XVI века (из церкви святителя Николая в Любятове и из церкви святителя Николая со Усохи) (ил.

http://pravoslavie.ru/1290.html

Все действия, сопровождавшие Вход Господень в Иерусалим, указанные в четырех Евангелиях, запечатлены в Предании Церкви как в богослужебных текстах, так и во множестве икон, изображающих праздник. Они не являются случайными или эпизодическими и в толковании отцов Церкви имеют ясный пророческий, образный и прообразовательный смысл. Иконы праздника вмещают в себя практически все его содержание Конечно, столь совершенная иконографическая интерпретация самого события и установленного в честь него праздника возникла не сразу. Но в развитой иконографии Входа Господня в Иерусалим мы находим не только внешнее выражение события Священной Истории, но и его существо, его непреходящий смысл. Святитель Епифаний Кипрский в своем слове на Неделю ваий вопрошает: «Для чего Христос, ходив прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует противоположная весь? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово». С толкованием святителя Епифания в службе праздника созвучна стихира по Евангелии, гл. 2: «Днесь Христос входит во град Вифанию, на жребяти седяй, безсловесие разрешая язык злейшее, древле свирепеющее». То есть, ныне Христос входит в Вифанию, сидя на осле, освобождая от губительного неразумия язычников, издревле пребывающих невозделанными. В синаксаре имеется примечание: «по толкованию святых отцев, жребя знаменует язычников». По замечанию известного иконописца инока Григория (Круга), исполненное символизма слово святителя Епифания никоим образом не является попыткой просто украсить истолкование событий сложными иносказаниями, но глубочайшим укоренено в святоотеческом разумении домостроительства Божия. Символизм этот является неотъемлемым свойством богословия, рожденного в недрах Церкви, и никакое священное событие не может быть вполне осмыслено и изъяснено вне этого символического разумения.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Душе христианина всегда приятно вспоминать об этой удивительной победе Христовой. Во времена земной жизни Сына Божия, Иисуса Христа, в Иудее жил такой реальный человек Лазарь. Господь дружил с ним и его сестрами, любил гостить в их доме. Однажды, в отсутствие Господа, Лазарь тяжело заболел и умер. И когда Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил умерший, то нашел его уже четвертый день лежащим во гробе. Иудеи, и даже сестры Лазаря, недоумевали, когда услышали просьбу Христову отвалить камень от входа во гроб, стали отговаривать: мол, уже смердит Лазарь, все-таки четвертый день как уже умер, да еще при такой жаре. Убрали камень, не ведая, что станут сейчас многие теми счастливцами, удостоившимися увидеть великое торжество Божией славы. «Лазаре, гряди вон» (Ин. 11,43), - воззвал Божественный Гонитель смерти. И множество людей, еще недавно участвовавших в погребении Лазаря, попрощавшихся с ним навсегда, еще не веря происходившему у них на глазах, увидели его вновь живого, освобожденного из узилища смерти. Это событие потрясло весь Иерусалим и окрестности, говоря современным языком, люди были шокированы. Многие свидетели этого великого чуда уверовали во Христа. Те же, кто не видел, приходили посмотреть на Лазаря, который, как и прежде, разговаривал и вкушал пищу. Отсюда не стоит удивляться той триумфальной встрече, которую устроил иудейский народ (многие тысячи людей) Господу Иисусу Христу во время Его вхождения в Иерусалим. Таких встреч не удостаивались великие полководцы и императоры того времени. Потому Церковь и вспоминает тот вход Иисуса Христа в Иерусалим посредством церковного праздника, что то торжество встречи Господа Иисуса было чем - то особенным, ни на что не похожим. Как же были взбешены духовные вожди иудейского народа: старейшины, фарисеи, законоучители во главе с первосвященником. При всех их потугах такое почитание со стороны народа для них было недоступно. Они действительно убоялись, что народ провозгласит Христа царем. Они испугались потерять свое благополучие и власть над народом, почувствовав шаткость своего положения. Тем более, что никак они не могли признать за царя кроткого, милостивого и снисходительного, немногословного, просто одетого Иисуса, Сына плотника из Назарета.

http://radonezh.ru/analytics/prazdnik-v-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010