Мироносицы пересказали все апостолам. Затем и Сам воскресший Иисус явился и мироносицам и апостолам и сказал, что Он воскрес. Воскресение Христово – самое знаменательное для нас христиан событие из Его жизни: Христос Сам воскрес и тем подал и нам надежду воскресения для вечной блаженной жизни. Потому празднование сего события повторяется всякую неделю, и день его празднования на неделе обыкновенно называется воскресным, или, просто, воскресеньем. Самый же праздник Пасхи соединен с многими торжественными и знаменательными обрядами. На утрене бывает крестный ход вокруг церкви в воспоминание путешествия мироносиц на гроб Спасителя с ароматами рано утром в день воскресения; христосуемся мы друг с другом – в знак радости и любви, и при этом дарим один другому красные яйца – для представления того, как из яйца выходит живое существо – цыпленок, так Христос восстал из гроба; после обедни благословляются священником так называемые куличи и сыр – на разрешение употребления после поста скоромной пищи; священнослужители ходят по домам со св. крестом или иконами – для изображения ангелов, благовествовавших о воскресении Христовом мироносицам; царские двери в храмах остаются отворенными всю пасхальную неделю – в знак того, что воскресший Христос отверз нам двери царства небесного; также в течение всей недгьли бывает целодневный звон – в знак торжества победы над смертью и адом. Праздник входа Господня в Иерусалим бывает за неделю до Пасхи. Установлен он в память следующего события в жизни Спасителя. Чтобы более уверить еврейский народ в том, что Иисус Христос есть Царь – Спаситель мира, незадолго до Своих страданий торжественно пред всем народом Он явил Себя таковым Царем-Спасителем. За пять дней до Своих страданий Он отправился со Своими учениками в Иерусалим, за Ним шла толпа народа. На дороге близ Иерусалима, по Его повелению, апостолы привели Ему из ближайшего селения ослицу с осленком. Господь сел сначала на ослицу, а потом на осленка. У евреев был обычай: цари и победители торжественно на конях или ослах въезжали в столицу, и народ с радостными восклицаниями встречал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Принятый ныне в РПЦ Типикон предписывает петь З. на литургии праздников: Рождества Пресв. Богородицы (здесь же говорится и о пении З. вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы, а также Великих четверга и субботы. В совр. практике З. поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников : Воздвижения Креста Господня, Введения Пресв. Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи З. поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы). При этом З. Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, т. к. в эти дни поется З. Преполовения. В совр. греч. практике З. исполняется лишь в сам день того или иного праздника и в день его отдания, тогда как в периоды попразднств, если на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поется обычное «Достойно есть» (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 128-129. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1); Βιολκης. Τυπικν. Σ. 38-39). Кроме того, выбор З. в греч. традиции отличается от русской. так, на Преображение Господне в качестве З. используется тропарь 7-й песни 2-го праздничного канона Νν τ νκουστα κοσθη (при этом на отдание З. служит, как обычно, ирмос 9-й песни канона), на Рождество Христово и Богоявление в день праздника З. служит ирмос 1-го канона праздника, а на следующий день и на отдание - ирмос 2-го канона (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 125, 126, 145, 146; Τυπικν τς θω ερας μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 132, 140, 159, 165). Поскольку по месту в службе З. является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре.

http://pravenc.ru/text/182477.html

Сразу скажу, что в их число не входит Пасха , которая является «Праздником праздников». Этот праздник не только не входит в их число, но и день его не приурочен к определенному дню года, а случается в разные дни (в промежуток времени между 22 марта и 25 апреля), так как празднуется не по солнечному, а по лунному календарю (в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия). В зависимости от дня Пасхи празднуются и некоторые другие праздники, которые поэтому тоже являются подвижными. Т.е. время празднования «Входа Господня в Иерусалим» зависит от времени празднования Пасхи. Предпразднства При этом надо еще сказать, что все великие праздники имеют предпразднства и попразднства . Предпразднство – это те дни, когда праздник еще не наступил, но мы уже ждем его, а в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство – это несколько дней с первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать. Пасха как самый великий праздник имеет самое продолжительное предпразднство и попразднство. Предпразднством Пасхи является Страстная седмица , а попразднство ее длится как считается 40 дней, хотя это не совсем и не во всем так. Но об этом мы подробней будем говорить на последующих наших занятиях, начиная с завтрашнего дня. А пока скажем еще о книгах годового круга богослужения. Основная книга – это Минея . Минея от μηναιον=месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Бывает несколько видов Миней. Она содержит изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Что такое лик святых ? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Есть лик пророков, лик апостолов, лик святителей, лик мучеников, преподобных, бессребреников, юродивых, блаженных и т.д. Минея общая построена по типу службы святому, имя которого не указано. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы со словами имярек вместо которых и нужно вставлять имя того святого, которому мы служим. Примечательно, что в ней есть общая служба Господу и общая служба Богородице. Так что, имея эту книгу можно совершить замену любой службы года, будь то память святого или двунадесятый праздник, или даже день воскресный, потому что у нас есть некий общий текст. Она же помогает решить проблему совершения службы новопрославленному святому, которому служба еще не составлена.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

Но тем ценнее те особенные черточки их, на которых можно остановиться исследователю с полным интересом. Главное их сходство заключается в том, что весь обряд распадается на две части и в том, и в другом памятниках: из св. Софии патриарх шествовал на жребяти только до храма 40 мучеников, а отсюда на форум св. Константина и обратно в св. Софию пешком, по чину обычных литаний. По славяно-русскому чину – в более древней редакции, патриарх едет на осле до Входо-иерусалимской церкви, а оттуда на «лобное место» шествует тоже пешком, в таким же образом возвращается в Успенский собор. На лобном месте, которое заменило в обряде форум св. Константина, по нашему чину, совершается талой же литийный молебен, какой практиковался у колонны св. Константина в Константинополе. По обоим чинам, обряд шествия совершается между утренею и литургиею. Оба патриарха, и константинопольский и русский, по приходе – первый в храм 40 мучеников, а второй во Входо-иерусалимский, совершают – и тот и другой – торжественный вход в алтарь этих храмов для каждения св. престола. Можно увидеть и еще мелкие черточки сходства в обоих чинах. Но разности в тех же чинах прямо поразительны. Наш русский чин имеет характер строго церковный. Литании предшествует св. крест и иконы. Самое превращение жребяти при помощи попоны в осла несомненно преследовало желание сделать у нас обряд как можно более умилительно-трогательным. Константинопольский чин получает характер полуцерковного зрелища, где все внимание богомольцев занимает патриарх, величественно восседающий на жребяти с предъидущим ему духовенством. Литийный крест и евангелие литания получает только в храме 40 мучеников, куда они были отосланы заранее в футлярах (μετ τς θκης). Но самая крупная особенность, – это совершенное отсутствие царя в византийском обряде. В ту пору, как русский царь, по словам отцов Собора 1678 года, в этом обряде «благоволит в нем, показания ради народу православному образа смирения своего и благопокорения пред Христом господом, ибо обычай всесмиренный прияша, еже вседшу патрарху на жребя, в память въехания господня в Иерусалим, смиряти высоту свою царскую я скипетрокрасными рукама си узде того осляти прикасатися, и тако ведуще то даже до храма», 4 византийский император в великий двунадесятый праздник «недели ваий» или «входа господня в Иерусалим», не только не участвовал в шествии патриарха на жребяти, но не присутствовал и на патриаршем служении во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  д. Августин: Богослужение по замыслу своему придает повседневной жизни направленность, делает «суету и рутину» делом и призванием благодаря той гравитации смысла, которой человек приобщается в совместной молитве. Действительно, богослужение нашей традиции богато текстами и содержанием. И чем древнее текст, тем более в нем динамики и силы, которая скрывается в простых и немногих словах, а при прочтении и пении наполняет общину вестью, присутствием спасения. В богослужении живет Церковь. Не случайно определение Церкви, как общества верующих, и Литургии, как общего дела, соприкасаются.   Богослужебное богословие Иеромонах Иосиф: Жизнь христианина невозможна и не мыслима вне участия в жизни Церкви, в ее Таинствах, в ее богослужении. Во время Литургии священник провозглашает возглас «И даждь нам единым сердцем и едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое…» Именно в совместной молитве происходит объединение членов Церкви в единое Тело Христово. Но совершается это таинственным образом, благодатью Святого Духа. Святые отцы часто сравнивают Церковь, ее жизнь и молитву церковную с зернами пшеницы. Пока они в отдельности, они малозначимы, но перемолотые в муку они готовы к приготовлению хлеба. «Днесь благодать Святого Духа нас собра» – поется на вечерне перед праздником Входа Господня в Иерусалим. Придя на богослужение, человек погружается в иную реальность, в реальность будущего века, он как бы входит в Новый Иерусалим. Собственно это раскрывают перед нами богослужебные тексты во всем своем разнообразии и красоте. Богослужение, таким образом, и вводит христианина в жизнь Церкви, и перемалывает его для будущего века. о. Августин :  Богослужение делается становлением Церкви, когда образом реальности богослужения является реальность превосходящая. При этом христологичность и эсхатологичность христианского богослужения могут прочитывается в содержании текста и смысловой направленности молитв, но могут раскрываться и в иной причинно-следственной связи. Указание на глубину смыслов и необыкновенное богатство богослужения Церкви было с новой силой, и совсем недавно, раскрыто в литургической науке и литургическом богословии, которому, как это почти всегда выпадало на долю богословия, пришлось выступить в роли спасателя в чрезвычайной ситуации. Когда богослужение стало восприниматьс, как просто традиция, к которой следовало приобщаться по примеру живших прежде и живущих вокруг, богословие задалось вопросом о смысле Литургии.

http://bogoslov.ru/article/1895571

Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14). Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек». Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего. Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.

http://pravoslavie.ru/111359.html

Для многих удивительно, что священники в наших храмах поздравляют нас на Лазареву субботу и в Вербное воскресенье с завершением Великого поста. Казалось бы, пост еще длится и длится, до его окончания целая неделя, Пасха лишь через семь дней. А они говорят нам, что Великий пост уже завершился! Но дело здесь в том, что дни двух этих праздников – Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, а также Страстной седмицы осознанно и принципиально выносятся Церковью как бы за скобки периода Великого поста. Церковь рассматривает Лазареву субботу и Вербное воскресенье как абсолютно новую, даже в отношении Великого поста, точку отсчета: как начало страшного и смертоносного конца – восхождения Господа на Крест и в то же время как исток ликующей вечной жизни, которая победит собою ад и смерть вместе с восстанием Христа из Гроба в Его Воскресении. Наступающая Страстная седмица – это, в сравнении с Великим постом, абсолютно иной, отдельный и уникальный период жизни Церкви. Ведь, как мы постигаем из евангельской истории, события Страстной седмицы – это особое время явления предельных печали и надежды, страданий и упования, жестокости и милосердия, греха и покаяния, предательства и верности, ненависти и любви. Все самое великое и самое низкое в человеке раскрывается перед нами в этих событиях священной истории. Символом новой духовной весны, обновленной жизни, пробивающейся и наступающей после холода затянувшейся зимы греха, как раз и являются те распустившиеся после долгих зимних месяцев вербы, которые мы приносим в наши храмы. Эти раскрывшиеся и зеленеющие вербы окропляются здесь святой водой и освящаются с особой молитвой: как даруемое всем нам в дни Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим благословение вскоре причаститься уже открывающейся и процветающей духовной весне Пасхи Христовой. Участники события воскрешения Лазаря: Марфа, Мария и Лазарь Мы можем с легкостью назвать тех из находившихся рядом со Христом в дни Его земного служения, следовавших за Ним, слушавших Его слово, кто были Ему особенно дороги, близки к Нему. В первую очередь это Его Пречистая Матерь, Богородица и Приснодева Мария. Разумеется, это апостолы Спасителя. Но даже среди апостолов выделялся лишь один самый любимый ученик Христа – Иоанн Богослов. В ряду таких близких ко Господу людей нам, конечно же, следует назвать и друга Спасителя Лазаря, а также двух его сестер, Марфу и Марию. Лазаря Господь прямо именует другом (см. Ин. 11: 11 ); в евангельском тексте также ясно утверждается – и устами сестер Лазаря, и даже устами иудеев, – что Господь его любил (см. Ин. 11: 3, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иисус прослезился. Это плачет Любовь. И потому, что скорбит и плачет, бросает вызов смерти как последнему врагу. Там, в Вифании, у могилы друга, наступает час Христов, о котором Он томился (см.: Лк. 12:50), час последней борьбы, последней встречи света с тьмой, воцарившейся в мipe и превратившей его в царство смерти. И потому, бросив этот вызов, явив силу Божественной любви, Христос впервые за время земного Своего служения принимает то, что всегда отвергал, – имя царя. Господь совершает торжественный вход в Иерусалим, который Сам подготовил, послав учеников привести Ему молодого осла. И вот толпа встречает Его пальмовыми ветвями и гремит по всему городу подобающее царю древнее приветствие: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» (ср.: Мк.: 11:9–10) И мы не можем забыть, что Христос, пусть несколько часов, был царем на нашей земле, в нашем времени. И каждый год, поднимая за всенощным бдением под праздник Входа Господня в Иерусалим скромные свои вербы, мы, в сущности, приносим присягу на верность единственному Царю мipa и смиренному Царю любви. Мы свидетельствуем вновь и вновь, что, вступив тогда в Святой Город, Он даровал нам Свое Царство, владычествующее над жизнью и смертью, над небом и землей. Мы понимаем, что и все последовавшее за царским Его входом – одинокое стояние перед Пилатом, смерть на кресте, нисхождение в смерть – было все тем же воцарением, все тем же разрушением зла и смерти, которое совершилось ради того, чтобы женщины, пришедшие ко гробу, услышали: Радуйтесь! (Мф. 28:9). Вот почему в Страстную неделю вступаем мы через свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, праздника воцарения Христова. Нам дано это Царство сейчас и здесь, ему призваны мы быть верными, ибо поглощена смерть победою (1 Кор. 15:54). Публикуемые проповеди представляет слушателю сохранившиеся и отреставрированные записи бесед о. Александра из архивов «Радио Свобода». Они содержатся в вышедших параллельно в печатном виде и на аудиодисках «Беседах о. Александра Шмемана», подготовленных к изданию в России издательством ПСТГУ.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Насколько же то, что Он совершил тогда, было значительнее любых возможных побед над римлянами! Уже ведь и римлян нет, и от их великой империи, их величайшей цивилизации остались только камни, да и то так мало, что они теперь охраняются международным сообществом как особо ценные памятники истории. А если от Римской империи не осталось ничего, то что бы означала сегодня победа Христа над римлянами? Она бы ничего не означала, и мы с вами в городе Москве и в иных современных городах и весях никогда бы не прославляли Господа за Его восшествие в Иерусалим. Церковь призвана продолжать служение Спасителя. Вот и сегодня некоторые говорят: наше уважение к Церкви, наше понимание Церкви зависит от того, какую политическую позицию Церковь занимает. Одни говорят: если Церковь с нами, то мы будет ее всячески прославлять, мы будем говорить о ней хорошо в прессе и на телевидении, мы будем превозносить ее лидеров, мы будем говорить о ее мудрости. Другие возражают: нет, Церковь должна быть с нами, потому что мы справедливее, мы мудрее, мы хотим больше блага людям. И опять-таки симпатии в адрес Церкви обусловливаются ее политическим выбором. Нас толкают к тому, чтобы мы сели на коня, а не на осленка, чтобы мы играли политическую роль, а не ту, которую Господь повелел нам иметь в истории. Но какими бы ни были соблазны, как ни страшны бы были угрозы, Церковь будет совершать то, к чему она призвана Спасителем, — продолжать дело Его служения, провозглашать Царствие Божие и призывать людей устремляться в это Царство, обретая тем самым спасение и в этой жизни, и в жизни вечной. Кто-то может спросить нас: «А что, ваша проповедь не имеет никакого отношения к устроению земной жизни? Вам безразличны несправедливость, скорбь, неустроенность? Вы намеренно уходите от конфликтов, снимая с себя всю ответственность?» Наш ответ таков: нет, не снимаем и не уходим. Но мы научены Самим Господом, что устроить во благо жизнь человеческого общества можно только тогда, когда мы сами изменимся, когда изменится наше сознание, когда изменится состояние нашего сердца, когда не нужно будет употреблять неимоверные усилия, чтобы бороться с преступностью и коррупцией, но каждый человек осознает, что преступно поступать — это грех, а значит, с преступностью ему не по пути. И если из глубины человеческого сердца будут произрастать добрые плоды, то добрым будет и человеческое общество, и его устроение.

http://patriarchia.ru/db/text/2935361.ht...

По словам митрополита Антония, «сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви». Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – «хлеб и зрелища». Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей «Распни, распни Его» с тем же восторгом, что сегодня «Слава, Осанна!» И так было, увы, не только во времена Христа. «Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: «Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!» – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин. Между тем, Вербное воскресенье, или праздник «входа Господня в Иерусалим» – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?» Богослужение на Вербное воскресенье Песнопения на Вербное воскресенье Вы прочитали статью Вербное воскресенье в 2024 году — 28 апреля . Читайте также о Вербном воскресенье на «Правмире»: Фильм о Вербном воскресенье: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresenie-20...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010