Думаю, если кому-то интересен весь ряд прообразов, связанных с этим праздником, то я предложу такому человеку почитать Ветхий Завет, желательно, со святоотеческими толкованиями или хотя бы какую-то литературу, посвященную этим событиям. Потому что говорить об этом можно очень много и долго. - Канун самой строгой последней недели Великого поста - Страстной - приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. К сожалению, один из участников недавней Всероссийской олимпиады по " Основам православной культуры " написал: " Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть " Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий? - С освященной вербой делать ничего не нужно: это не та вещь, которая должна нести в себе какой-то практический смысл. Освященная верба - это символ тех пальмовых ветвей, с которыми люди встречали Христа, когда Он входил в Иерусалим. Мы освящаем ее совсем не для того, чтобы потом не болеть, благодаря использованию этой вербы, или иметь большое поголовье скота или какие-то другие вещи... Не для решения земных проблем даны нам священные символы. Традиционно христиане присутствуют с этими освященными вербами на богослужении праздника Входа Господня в Иерусалим. Затем их относят домой и полагают (кладут) в хорошем благочестивом месте, например, возле икон или там, где у человека хранятся какие-то другие святыни. Ни заваривать ее в чай, ни стегать ею ишаков или друг друга - не надо. Это уже будет язычеством и кощунством. К сожалению, языческое сознание живо и во многих христианах, поэтому попытка получить земную практическую пользу от священных предметов трудно искореняема и трудно изживаема в церковном сознании. Хотя Церковь постоянно говорит, что к христианству это никакого отношения не имеет.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

Весь Адам востает от смерти во Христе: Адама воздвиг от тли и упразднив смерть. Тихая и вместе с тем сильная радость дается во все время пения светильна, находя в душе смертного человека неземные, бессмертные отзвуки. Тайна, дарованная от Бога, способна выразить по существу неизобразимые состояния человека во дни светлого Воскресения, в светлую ночь Воскресения, когда самых глубин бытия касаются твои слова и церковная молитва. Прозвучав три раза, углубив в душе верующих истину Пасхи, истину радости, хор замолкает, и утреня идет к своему концу с тем, чтобы донести радость, усовершить ее в душе, сделать орудием твоего бытия — в это светлое время Пасхи, в эти минуты в храме, а потом — и часы в твоем жилище. Пасха нетления, мира спасение, — требуется закончить песнотворцу слова Божественного гимна, чтоб утвердить, укрепить, сделать значимым твое существование. В структуре Божественного богослужения архимандрит Киприан (Керн) уделяет большое внимание построению и назначению эксапостилария 1 . Он относит это песнопение к заключающим торжественным отделам утрени, следующим перед пением великого славословия Слава Тебе, показавшему нам свет. Эксапостиларий — это вершина, кульминация в строе всего канона; он предшествует наиболее торжественной части утрени. Отец Киприан считает, что по своему значению этот важный церковный стих символизирует выход Апостолов на проповедь Евангелия. Отсюда и его название — эксапостиларий, от глагола “высылаю”. Воистину, эксапостиларию должно закончить чтение и пение канона и обратить молитву церковную к окончанию службы, заключающемуся в пении Слава Тебе, показавшему нам свет. Поэтому и нам представляется значительным и важным обратить внимание на содержание праздничных эксапостилариев Пасхи, также как и последующих праздников святого Вознесения и Пятидесятницы. Празднование дней Святой Пасхи освящено введением в службы Фомина воскресения и Преполовения особых, звучных и содержательных эксапостилариев. Следует отметить, что праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет эксапостилария. По мысли святой Церкви, этот праздник должен быть отнесен к череде пасхальных событий. Однако в связи с положением праздника, начинающего Страстную седмицу, сам праздник однодневен и, не имея попразднества, кончается на вечерне Вербного Воскресения с тем, чтобы на утрене началось уже пение Се, Жених грядет. Поэтому дню Входа Господня во Иерусалим и не полагается эксапостилария.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-svetiln...

Богослужения возобновились только 27 сентября 1994 г. В храме совершались молебны, служились акафисты, панихиды. Проводились духовно-просветительские беседы с прихожанами. В 2000 году в храме начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжаются по настоящее время. 19 апреля 2003 г., накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, южный придел, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», был освящен малым чином Благочинным Богоявленского округа г. Москвы архимандритом Дионисием (Шишигиным). 20 апреля 2003 г., в день праздника Входа Господня в Иерусалим, была совершена первая Божественная литургия. http://www.derbenevo.ru/ Николая, святителя, в Дербеневе церковь (Уланский переулок, дом 11, строение 1). Первую деревянную Никольскую церковь здесь возвели в XVII в. на месте деревянной (упоминается в 1615 г.) стрельцы, которыми командовал стольник и полковник Семен Федорович Грибоедов, прадед писателя А.С. Грибоедова. В 1711–1715 гг. ее заменил каменный храм. Наименование местности «в Дербеневе» принято связывать со словом «дебри», которые, вероятно, некогда здесь существовали. В 1722 г. трапезную расширили с северной стены, где устроили Сергиевский придел. Храм представлял собой четверик, перекрытый невысоким куполом. Над куполом был поставлен восьмигранный барабан, характерный для первой трети XVIII века, увенчанный маленькой фигурной главкой. В 1790–1791 гг. возвели двухъярусную невысокую колокольню в стиле классицизма. Ее верх ее был выполнен в форме небольшой изящной ротонды. Тогда же храм был отделан заново. В 1878 г. по проекту архитектора К.М. Быковского соорудили южный придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а в 1894 г. симметрично южному перестроили северный Сергиевский придел. Над стеной Скорбященского придела, обращенной к Уланскому переулку, архитектор К.М. Быковский воздвиг высокую декоративную арку сложной формы, а на нее поставил главку южного придела. Она оказалась почти одной высоты с куполом главного храма, а положение ее на красной линии улицы зрительно сделала эту часть фасада главенствующей во всем ансамбле.

http://sobory.ru/article/?object=02186

Нас встретил настоятель о. Георгий Чернятинский, который рассказал, что, придя в храм для совершения Всенощной в канун Праздника Входа Господня в Иерусалим, обнаружил перед входом собравшихся людей, которые вели себя крайне возбужденно, кричали на о. Георгия, называя его " московским попом " и т.п. Затем к храму подъехали люди крепкого телосложения и бандитской внешности, также подъехала милиция. О. Георгий, которому эти люди не внушили доверия, позвонил недавно назначенному начальнику местной милиции, который заверил священника, что никакой опасности нет и он может свободно пропустить приехавших в храм. Также к храму приехал заместитель главы администрации по гуманитарным вопросам, курирующий и религиозные вопросы. Он также уговаривал о. Георгия открыть храм, гарантируя что никакого захвата не будет. Как только о. Георгий открыл церковь и все вошли внутрь, люди бандитской внешности, едва не сломав, выкрутили батюшке руку и с угрозами выбросили на улицу. Стоявшие снаружи раскольники, вместе с приглашенными ими родственниками и знакомыми, никогда не посещавшими храм, видя это, смеялись и кричали: " Геть московських попив " . После этого двери храма были опечатаны и на них повешены новые замки. Вот как прокомментировал произошедшие события владыка Белоцерковский Серафим: " То, что произошло в Тараще, накануне Праздника Входа Господня в Иерусалим, вызывает негодование и у верующих, и у неверующих. Это давно спланированная Филаретом и священником, которого я лишил сана, акция, прошедшая при поддержке главы областной администрации Евгения Жовтяка. Захват храма осуществлялся на глазах милиции. Всю ночь информация о ситуации передавалась в Киев, в областные структуры. Это явление не только нехристианское, но и нечеловеческое, его нужно немедленно остановить. Я к этому призываю. Если такие действия будут продолжаться, то православным людям необходимо проснуться, и они это сделают. Они возьмут дубинки и будут защищать свои святыни, как их защищали наши святые предки. С оружием в руках, не только словом, защищали и Отечество, и Веру Православную.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Но Пилат, как из всего видно, нисколько не знал или не заботился об этом событии. Не очевидно ли, после этого, что, по мнению самой римской стражи и начальства (свидетельство, сильнее которого нельзя и пожелать), вход Иисуса Христа в Иерусалим не только не содержал в себе ничего несовместимого с видами Римлян, с выгодами кесаря, но и не выходил из обыкновенного порядка вещей? Наконец, кто сильнее самих врагов Иисусовых мог клеветать на Него? Однако же, при всей злобе, они не осмелились поставить Ему в вину Его вход в Иерусалим ни в синедрионе, ни перед Пилатом: так это было чисто, свято и невинно! И вместе с тем – столько было в нем чудесного и прямо – Божественного!» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Приникнем благоговейным вниманием к тому, что благовествует Святое Евангелие о торжественном входе нашего Спасителя в Иерусалим. Евангелист Иоанн пишет, что Господь Иисус Христос, после воскрешения Лазаря, на краткое время удалился в небольшой городок Ефраим, лежавший в пустыне, близ Сорокадневной горы Искушения. Там, в тихом уединении, Он укрепил Свою душу в молитвенной беседе с Богом Отцом к предстоящему великому подвигу страдания и крестной смерти. Оттуда, как Агнец, обреченный на заклание, Он пошел в Иерусалим через Вифанию, где святые друзья приготовили Ему вечерю, а на другой день, за шесть дней до праздника Пасхи, Он оставил гостеприимный кров Лазаря и, по Своему обычаю, пеший пошел в Иерусалим. «Если какому-то царю надлежит торжественно вступить в царственный город, – говорит святитель Филарет Московский , – торжественность эта обеспечивается посредством предварительных распоряжений и приготовлений. Но ничего такого не видим у Господа нашего до самого дня, почти до самого часа царского входа Его в Иерусалим. Вчера Он вечерял в Вифании, где воскресил Лазаря, и при помазании ног Его миром говорил о предварительных распоряжениях не к воцарению, а к погребению Своему. Было там немало народа, но «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря»  ( Ин. 12:9, 12 ). Сегодня поутру идет Он в Иерусалим, сопровождаемый учениками, так же, как и в другие дни. Он пошел далее, – пишет святой Лука ( Лк. 19:28 ), – «восходя в Иерусалим». Нет никаких приготовлений. Никто не думает о Его воцарении. «Ученики Его сперва не поняли этого»  ( Ин. 12:16 ). Внезапно это начинается и вдруг совершается».  И КОГДА ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ИЕРУСАЛИМУ И ПРИШЛИ В ВИФФАГИЮ  (небольшое селение на склонах горы Елеонской)  К ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ,   ТОГДА ИИСУС ПОСЛАЛ ДВУХ УЧЕНИКОВ, может быть Петра и Иоанна,  СКАЗАВ ИМ: ПОЙДИТЕ В СЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРЯМО ПЕРЕД ВАМИ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Церковнославянский текст тропаря и кондака Входа Господня в Иерусалим звучит следующим образом. Тропарь: «Общее воскресение/прежде Твоея страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе Победителю смерти вопием:/осанна в вышних,//благословен грядый во имя Господне». Кондак: «На престоле на Небеси,/на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/Ангелов хваление и детей воспевание/приял еси зовущих Ти://благословен еси, грядый Адама воззвати». На языке оригинала эти песнопения передаются так. Тропарь: «Τν κοινν νστασιν πρ το σο Πθους πιστομενος, κ νεκρν γειρας τν Λζαρον, Χριστ Θες· θεν κα μες ς ο Παδες, τ τς νκης σμβολα φροντες, σο τ Νικητ το θαντου βομεν· σανν ν τος ψστοις, ελογημνος ρχμενος, ν νματι Κυρου». Кондак: «Τ θρν ν οραν, τ πλ π τς γς, ποχομενος Χριστ Θες, τν γγλων τν ανεσιν, κα τν Παδων νμνησιν προσεδξω βοντων σοι· Ελογημνος ε ρχμενος, τν δμ νακαλσασθαι» . Перевод этих гимнов на русский язык выполнил протоиерей Владимир Успенский. Тропарь: «Христе Боже! Ты пред Своими страданиями, удостоверяя в общем (всех людей) воскресении мертвых, воскресил Лазаря из мертвых; посему и мы, подобно отрокам (еврейским), нося знаки победы (над смертию, – т. е. ветви), Тебе – Победителю смерти, взываем: “осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!”» Кондак: «Ты, Христе Боже, на небеси – (седящий) на престоле, на земле – едущий на молодом осле, принял хвалу от ангелов и прославление от детей, взывающих к Тебе: “благословен грядущий воззвать (от вечной смерти) Адама!”» . «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя» Еще до своего Страдания и Крестной Смерти Господь показал всем людям, что их ждет в будущей жизни Показательно, что тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим является также основополагающим песнопением предыдущего дня – Лазаревой субботы . Именно поэтому первые его слова говорят о событии воскрешения Иисусом Христом умершего Лазаря. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». То есть еще до своего Страдания и Крестной Смерти Господь показал всем людям, что их ждет в будущей жизни. Случаи воскрешения людей уже случались и в Ветхом, и в Новом Завете, но тогда Господь лично или же через своих пророков оживлял людей, которые умерли совсем недавно.

http://pravoslavie.ru/145704.html

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим по своему облику близка приходским суздальским храмам второй половины XVII – середины XVIII века. Она представляет собой кубическую постройку, крытую на четыре ската сомкнутым сводом и увенчанную пятью главками на стройных барабанах. С запада к ней примыкает значительных размеров апсида. Нужно отметить, что в XVIII столетии четыре главки по непонятным причинам были разобраны, поэтому на фотографиях 1910 и даже 1989 года, а также в изданиях 1960-х – 1970-х годов мы видим церковь под одной главкой Исторический облик храму вернули только в 1990-е годы. Декор храма достаточно скромен, но привлекает внимание изяществом своего рисунка. Барабаны под главками украшены характерным для Суздаля указанного периода «аркатурно-колончатым поясом». Он представляет собой тонкие столбики с перехватом, соединенные килевидными арочками. В верхней части каждый из барабанов опоясывает «городчатый» фриз, а у невысоких постаментов внизу расположены кокошники с широким внешним краем. Пояс точно таких же кокошников, но более сложного профиля украшает верх самого храма. Кокошнички опираются на консоли необычной формы. Исследователи неоднократно отмечали, что аналогов этой формы в Суздале до Входоиерусалимской церкви не встречалось Входы в церковь выполнены в традиционной местной манере – в виде портала под многопрофильной аркадой, опирающейся на три столбика с каждой стороны. По сторонам от них размещены вытянутые окна с полуциркульным верхом (по два с севера и юга). Они декорированы нарядными наличниками. По сторонам установлены опирающиеся на консоли столбики, соединенные сверху и снизу карнизами. Венчают их трехлопастные, ощутимо пластичные, килевидные арочки сложного профиля. Столь же празднично украшена широкая апсида очень эффектной формы - в виде четверти окружности. Ее верхний край опоясывает уже знакомый нам «городчатый» фриз. Основной объем тремя столбиками разделен на пять частей. В три центральных сегмента искусно вписаны окна той же формы, что и на стенах церкви. Также выполнены и обрамления окон. Наиболее близким аналогом для Входоиерусалимского храма (включая и форму апсиды) можно назвать решение церкви святителя Николая Никольского прихода (1720 – 1739 годы). Довольно много общих мотивов мы находим и в архитектуре церкви Вознесения Господня (1695 год), и некоторых других храмов этого времени. В целом, декор представляет собой редкостно гармоничное сочетание перекликающихся между собой деталей традиционного суздальского зодчества и архитектуры уже зарождающегося нового местного стиля.

http://sobory.ru/article/?object=05921

Большая часть двунадесятых праздников имеют по одному дню предпразднства, у некоторых же из них в этом есть отличительные особенности. Рождеству Христову предшествует пять предпразднственных дней, поскольку Рождество – самый большой из двунадесятых праздников. У праздника Богоявления, как второго по значению после Рождества, есть четыре предпразднственных дня. У праздника Входа Господня в Иерусалим вообще нет предпразднства, поскольку накануне совершается воспоминание воскрешения Спасителем Лазаря (Лазарева суббота). Нет предпразнства и у Вознесения и Пятидесятнцы, поскольку они составляют часть пасхальной череды торжеств, которая сама служит приготовлением к этим праздникам. Число дней попразднства бывает неодинаковым – от полного отсутствия до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Например, у праздника Входа Господня в Иерусалим попразднства не бывает вообще, поскольку сразу после него начинается строгий пост Страстной седмицы; у Благовещения Пресвятой Богородицы попразднство может отсутствовать, если сам праздник выпадет на период с Лазаревой субботы по конец Страстной седмицы. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника. О проведении христианских праздников «Светло торжествуя в великие праздники, продолжает отец Григорий Дебольский , – Православная Церковь внушает нам иметь непременное участие в ее торжестве – быванием при ее богослужении и вообще поведением, достойным священного времени. В праздники, особенно великие, она внушает нам освобождаться от ежедневных работ и занятий своего звания, для беспрепятственного, радостного общения с Богом, святыми, между собою, и для освящения себя. Если чувство благодарности к благодетелям нашим обязывает нас оставлять свои дела и жилища и являться к ним лично в известные дни для засвидетельствования своей признательности, то не более ли мы, всегда обязанные благодарить верховного своего Благодетеля, призываемся, особенно во дни воспоминания великих Его благодеяний для нас, оставлять свои житейские дела и являться в дом Божий для общего и единодушного славословия Господа и святых и духовного веселия с Церковью ? С духовным веселием не совместна ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни зависимость от нужд, а тем более от прихотей плоти: поэтому в праздники мы должны, сколько можно, иметь ослабу и покой от дел житейских, и духовное господство во имя Господа – над всеми телесными трудами, нуждами, заботами, а особенно страстями, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокоиваясь в Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но немногие в народе иудейском откликнулись на вразумляющие воздействия Божии с должным смирением и покаянием, ибо – как говорил тот же св. пророк Исаия – «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). И потому пережитые иудеями испытания привели основную их массу не к духовному обновлению, а к тому, что они лишь остро ненавидели своих иноземных поработителей и страстно мечтали не просто о национальном освобождении, которого требовал естественый патриотизм, а о полном сокрушении и низложении всех врагов и о возвеличении их собственного народа над всеми народами, его окружавшими. Мессия предствлялся иудеям прежде всего сильным царем-освободителем, способным покорить окружающие народы и племена, а своему народу вернуть славу и богатство времен Давида и Соломона. Такое превратное мнение делало иудеев неспособными понять истинную цель пришествия Христа Спасителя и то, что ради достижения этой цели Ему надлежало пострадать как непорочному и чистому Агнцу, предназначенному на сие еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ). Приблизительно за год до события Входа Господня в Иерусалим был случай, когда народ, изумленный чудом Христовым насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, вознамерился «нечаянно взять Его и сделать царем», но Иисус, узнав об этом, «удалился на гору один» ( Ин. 6:15 ). Неудивительно, что и теперь, после воскрешения Лазаря, многие среди встречавшего Господа народа были полны тех же самых пустых мечтаний о земной славе, которую якобы вскоре доставит им великий Пророк из Назарета. Вот почему, хотя Господь и не препятствовал радостному излиянию чувств народных, в которых была и искренность, и любовь к Нему, совершившему для них столько благодеяний, и своеобразное проявление патриотизма, – тем не менее, как справедливо замечает один из лучших наших отечественных толкователей Священного Писания, «Его чувствования крайне были отличны от чувств, коими воодушевлен был народ» (Иннокентий, архиепископ Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. М., 1887, с. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Теперь же злоба их возросла до невиданных размеров. Евангелист свидетельствует, что, услышав о чуде воскрешения Лазаря, первосвященники и фарисеи собрали синедрион и положили убить не только Господа, но и воскрешенного Им Лазаря ( Ин.11:47, 53, 12:10 ), »потому, – говорит Евангелист, – что ради его многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (ст. 11). Но если не считать этих ожесточенных противников Спасителя, то можно сказать, что большинство народа Израильского восприняло событие входа Господня в Иерусалим с большой радостью. Встретившие Его и следовавшие за Ним с воодушевлением славили Бога и Того, Кто ныне шествовал во имя Господне, как великий посланник неба, наделенный неслыханной силой Чудотворец и Избавитель. Евангелист Иоанн ясно указывает, что «народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых», и добавляет от себя, что «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» ( Ин. 12:17–18 ). Всмотримся однако повнимательнее: что побуждало многих из этих людей восторженно восклицать «осанна Сыну Давидову!» и постилать по пути Господа свои одежды и срезанные с деревьев ветви? Чего ожидали они от Того, Кого называли Сыном Давидовым, Пророком из Назарета Галилейского? – Конечно, здесь действовали многие и различные мотивы. Но преобладающим среди них было желание избавиться от разного рода житейских невзгод и обрести земное благоденствие. Это желание не было беспричинным. Народ иудейский на протяжении ряда веков подвергался многочисленным бедствиям. Он испытал тяжкий вавилонский плен. Позже он подвергся страшному насилию иноплеменного завоевателя Антиоха Епифана, стремившегося полностью искоренить веру в истинного Бога и заменить ее языческой религией. Наконец, после многих безуспешных попыток отстоять свою государственную независимость от покушений на нее бесчисленных внешних врагов, он вынужден был смириться под унизительным игом римского господства. Все эти бедствия попускались Промыслом Божиим с целью нравственного очищения и исправления иудеев. Еще великий пророк Исаия обращался к ним от имени Божия с горячими призывами к такому обновлению: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло... Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис. 1:16, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010