«Но еще более опасен, чем какие-либо идеи, — отметил Святейший Владыка, — тот образ жизни, который сегодня проповедают СМИ, в центре которого не Бог, не нравственное совершенство, а порок, требующий постоянной подпитки, разрушающий человека изнутри, но являющийся столь привлекательным, потому что целая колоссальная индустрия работает на то, чтобы грезы сделать привлекательными. И устоять перед натиском этой индустрии может не всякий. И даже сегодня, с умилением стоя в храме Божием и недоумевая по поводу отступничества древних жителей Иерусалима, мы вечером же можем предать Господа и забыть об этом опыте святости и благодати, который мы получили в храме». «Мы должны помнить всегда о том, — обратил внимание Святейший Патриарх, —  что вера человека, наш образ жизни, — это наше свободное волеизлияние. Это то, за что мы ответственны: быть с Богом или бороться с Ним, умножая грех и неправду. И молитвы наши сегодня ко Господу, чтобы народ наш больше никогда не отступил, не забыл Кто его Господь; чтобы никогда мысль наша и рука не поднималась против Бога». «Да поможет нам Господь, извлекать уроки из нашей истории, хранить веру православную, укрепляя ее в наших сердцах», — заключил Предстоятель. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику Входа Господня в Иерусалим, после чего еще раз поздравил всех с нынешним торжеством: «Пусть Божие благословение, благодать, которую мы приобрели в таинстве Евхаристии, прикоснется к нашим сердцам, укрепляя наши духовные и физические силы». Патриарх Кирилл также поздравил присутствующих в храме работников космической отрасли с Днем Космонавтики. Святейший Владыка отметил, что он несколько раз общался с экипажем Международной космической станции. Российская часть экипажа, по словам Его Святейшества, это глубоко верующие люди, и пусть в будущем, пожелал Святейший Патриарх, сопрягаются высокие технологии с искренней верой в Бога. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/613579.htm...

На следующий день Христос вошел в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей: в те времена в храме можно было купить жертвенных животных, поэтому в храме стоял сильный шум, производимый животными. Христос говорил меновщикам: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусали называется Неделею «Ваий» или «Цветоносною». На Руси он получил название «Вербного воскресенья», потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами, вспоминая как галилейские паломники встретили Христа цветущими пальмовыми ветвями, так и они встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами. Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!» Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Важно помнить: освящение вербы совершает на всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника , а не на Литургии. В день Входа Господня в Иерусалим — 28 апреля в 2024 году разрешается рыба ( Рецепты постных рыбных блюд ).

http://pravmir.ru/prazdnik-vxoda-gospodn...

Христос, входящий в Иерусалим, входящий в твою и мою жизнь, это Учитель, который не оставляет нас и, войдя в нашу жизнь, уже не покидает нас никогда. Как мы знаем, что даже когда Он возносился на небо, Он сказал: “… и се, Я с вами во все дни до скончания века”. И в Святых Дарах, в своём Святом Слове Евангелия, Он по-прежнему среди нас, ибо Он сам сказал: “Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди”. А в Святых Дарах мы принимаем свою жизнь, Входящего в Иерусалим твоей и моей души. Посему будем подражателями древних патриархов, которые ходили, как в присутствии Бога, ожидая Его пришествия, взирая, проницая очами веры будущее. И они не находили для себя определённого места вдохновения, ибо искали Города Небесного. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который силой благодати Своей вводит нас в Иерусалим Небесный, в Иерусалим Надмирный, Новый Город, как он называется в Апокалипсисе, сходящий от Бога. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который умалил Отца, и Отец послал Духа Святого в сердца верующих, дабы схождением благодатных огненных языков облистать сиянием Божества душу каждого верующего человека. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, сошедший на землю нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий, грядущий на страдания и крестную смерть, нас ради человек и нашего ради спасения. Поэтому вникнем в своё внутренне состояние, как мы приветствуем Господа, сохранится ли эта преданность по отношению к Нему и во время всей седмицы, да не будет САМОРАСТЛЕНИЯ, когда люди будут вопиять: “распни, распни Его”. Даже те, которые не постились всё время Великого поста, совершите этот подвиг в Страстную седмицу. Сораспните себя Христу Иисусу и Он смирит наше ослиное упрямство во грехе, укротит и обратит нас в кротких осляти, на которых восседает Праведность Божия и Святость Божия. Особенно моё слово обращено к тем, которые сегодня будут причащаться Тела и Крови Иисуса Христа. Священники уже возгласили: “Святая Святым”. И когда вы пойдете к Причастию, ваши открытые уста, как ворота града Иерусалима, и вы примете в себя Самого Христа, для того, чтобы сияние Его Божества очистило, освятило, преобразило, преосуществило, преложило бы нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя» 31 . «Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших» 32 . ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках. В первой паремии ( Быт. 28, 10–17 ) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий. Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы. В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель. На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектении и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа. Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

     Вот для чего, по премудрому плану Божию, нужны были страдания и смерть Господа. Этими страданиями человечество обрело наконец примирение с Богом и мир душевный, дерзновение ко Господу, живущему во свете неприступном, и невыразимо великую радость сыновней близости к Нему. Святой и Великий Понедельник      Уже начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Вербного воскресения, или Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. Вербное воскресение есть уже наступление Страстной седмицы. И вот уже мы слышим призыв: «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в Горний Иерусалим, в Царство Небесное» 4 (ТП. Л. 398).      Святая Церковь еще и еще раз напоминает нам, что Спаситель пострадал ради нас, и другого пути ко спасению, чем следование Ему, нет: «Готовися, душе, прежде исхода, устрой себе ко оному житию; и Христу тебе ради пострадати тщащемуся, да тя прославит, потщися спострадати, и сраспятися, и умрети» 5 . Еще слышатся восторженные возгласы «Осанна в вышних…», но церковные песнопения устремляют нас уже к другим переживаниям, к тому, что следует за торжественным входом в Иерусалим и ради чего сошел на землю Сын Божий: «От ветвий и ваий, яко от божественна праздника, в божественный прешедше праздник, к честному Христовых страстей, вернии, стецемся таинству спасительному: и Сего видим за нас Страсть терпяща вольную, Тому зовуще: Благоутробия Источниче, и спасения Пристанище, Господи, слава Тебе» 6 (ТП. Л. 392). И вот наступает Великий Понедельник.      В этот день Церковь, как мудрая дева, стоит на страже своего Жениха, и на утрене вместо «Бог Господь и явися нам» раздается пение тропаря: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас» (ТП. Л. 395). В основу этого песнопения положена притча о десяти девах (см.: Мф.25:1–13 ) — о необходимости бодрствовать и молиться, особенно в эти святые дни. «Мы торжествовали все важные события в земной жизни Господа нашего,— говорит архиепископ Иннокентий (Борисов) . — Теперь, теперь особенно должно явить любовь и усердие, когда все оставляют Его! Разве не за нас Он идет на Крест? Разве не наши грехи будут омываться Его Кровию? И мы позволим себе отсутствие в сие время?» 7 .

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Вот для чего, по премудрому плану Божию, нужны были страдания и смерть Господа. Этими страданиями человечество обрело наконец примирение с Бо­гом и мир душевный, дерзновение ко Господу, живущему во свете неприс­тупном, и невыразимо великую радость сыновней близости к Нему. Святой и Великий Понедельник Уже начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом Праведного Лазаря, и Вербного во­скресения, или Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. Вербное воскресение есть уже наступление Страстной седмицы. И вот уже мы слышим призыв: “Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в Горний Иерусалим, в Царство Небесное” (ТП. Л. 398). Святая Церковь еще и еще раз напоминает нам, что Спаситель пострадал ради нас, и другого пути ко спасению, чем следование Ему, нет: “Готовися, душе, прежде исхода, усторой себе ко оному житию; и Христу тебе ради пострадати тщащемуся, да тя прославит, потщися спострадати, и сраспятися, и умрети” (ТП. Л. 394). Церковь приглашает нас хотя бы в эти святые дни последовать за Христом. Но у многих мысли и душа бывают в это время всецело погружены в суету, в заботы о приготовлении к празднику. Но ведь и Апостолы приготовляли вечерю, но как свято и чисто!.. А наша суетность измышляет множество мелких и ненужных дел… Будучи сами совершенно земными, мы оземляем и Божии праздники, забывая, что то, что произошло во дни Страстной седмицы, в последние дни пребывания на земле во плоти Сына Божия, превосходит по важности все события земной истории, тем более — любые наши житейские дела и попечения. Еще слышатся восторженные возгласы “Осанна в вышних…”, но церковные песнопения устремляют нас уже к другим переживаниям, к тому, что следует за торжественным входом в Иерусалим и ради чего сошел на землю Сын Божий: “От ветвий и ваий, яко от божественна праздника, в божественный прешедше праздник, к честному Христовых страстей, вернии, стецемся таинству спасительному: и Сего видим за нас Страсть терпяща вольную, Тому зовуще: Благоутробия Источниче, и спасения Пристанище, Господи, слава Тебе” (ТП. Л. 392). И вот наступает Великий Понедельник.

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

Почему я говорю сегодня именно на эту тему? А потому что перед нами образ Спасителя, смиренно въезжающего в Иерусалим на ослике, Спасителя, Который отказался от того, чтобы демонстрировать Свою силу. А уж какую силу Он имел! Сколько чудес совершил! И люди знали об этом, а Он словно дистанцируется от всякой силы. Поэтому Церковь Христова должна следовать всему, чему научена Спасителем, и никогда не отождествлять себя ни с одной человеческой силой, потому что, если отождествим себя с одной, то станем противниками для другой. Церковь должна быть открыта как общее пространство для молитвы и покаяния, как место духовного совершенствования. И тогда она действительно обретет способность соединять людей поверх национальных, политических и прочих границ. Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. И если будет так, то Церковь никогда не перестанет быть силой, духовно объединяющей народ, силой, обладающей возможностью примирения даже в самых тяжелых обстоятельствах и в самые трудные времена. Церковь всегда останется родным домом для любого, кто желает и стремится ко спасению. Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую, и духовенство, и мирян, и начальников больших и малых. Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией. И дай Бог, чтобы образ Спасителя, входящего в Иерусалим, который даруется нам сегодняшним евангельским чтением, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения. Аминь. Рейтинг: 7.8 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии

http://pravoslavie.ru/138900.html

По совр. Типикону, на «Бог Господь» (т. е. сразу после «Бог Господь») поются 3 или 4 тропаря. В седмичные дни в память святого - это тропарь святого дважды, «      :», богородичен ; в память 2 святых - тропарь первого святого дважды, «  :», тропарь 2-го святого, «    :», богородичен; в Господские и Богородичные праздники без соединения с др. последованиями - тропарь праздника дважды, «      », тот же тропарь в 3-й раз; в попразднства и предпразднства, а также при соединении службы Господского или Богородичного праздника со службой святого тропарь праздника тоже поется трижды, а тропарь святого - на «  »; при соединении служб 2 праздников (или службы праздника с попразднством или предпразднством) поется тропарь 1-го праздника дважды, «      », 2-го (обычно на это место ставится тропарь Богородичного праздника: см. 16 августа - Типикон. [Т. 2.] С. 769, 771). В воскресные дни на «Бог Господь» поется воскресный тропарь, «  :», тропарь святого (если есть), «    :», богородичен; если в воскресенье случаются 2 святых с тропарями, тропари поются по 1 разу: воскресный, 1-го святого, «  », 2-го святого, «    », богородичен. Указанные варианты не описывают полностью весь устав пения тропарей на «Бог Господь»; возможны случаи сложных сочетаний тропарей (напр., в седмицу после недели жен-мироносиц), существует целый ряд правил о выборе богородична. В рус. рукописной традиции стих «Бог Господь» с нотацией фиксировался в Октоихе и позднее в обиходе (XVII в.). В знаменном распеве мелодии «Бог Господь» близки к напевам прокимнов 8 гласов (Обиход нотного пения. М., 1909. Ч. 1. Л. 32-34об.; до XVIII в. эти же напевы обычно использовались для распевания последних слов тропарей). В рус. церковной музыке XVIII-XX вв. существуют разные варианты пения «Бог Господь» (обычно поется на напев тропаря) (Свод напевов. С. 43-44). Псалом 117 в богослужении важнейших праздников Этот псалом имел хвалебное значение уже в иудейском богослужении. Судя по его содержанию (ср. стихи 24, 26b, 27), он был составлен для одного из главных ветхозаветных праздников - возможно, для праздника Кущей (Талмуд. Сукка 3). В синагогальной практике псалом вошел в состав галлела (букв.- хвала), исполняемого на утренней службе праздников Пасхи и Пятидесятницы, 8 дней праздников Кущей и Обновления, а также в дни новолуний ( Idelsohn A. Z. Jewish Liturgy and It " s Development. N. Y., 1932, 1995r. P. 134, 158; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 211). В христ. богослужении Пс 117 имеет особое значение в богослужении праздников Входа Господня в Иерусалим и Пасхи, что, возможно, следует объяснять его связью с иудейской традицией. Вход Господень в Иерусалим

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

Тотчас после утрени совершают литургию. На литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова о Божественном достоинстве воскресшего Господа. После литургии совершается освящение куличей, яиц и всей молочной пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Всю пасхальную неделю на аналое пред иконами лежит артос, освященный в 1-й день Пасхи. Артосом называется круглый пшеничный хлеб с изображением креста или Воскресения Христова. Он напоминает нам о вкушении пищи Иисусом Христом среди учеников после Его воскресения, а также и об обычае Апостолов после Вознесения Господа откладывать хлеб на столе в память пребывания Христова на земле среди учеников. В субботу светлой седмицы артос после литургии разрезается и раздается верующим. От праздника Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны не полагаются. Праздник Пятидесятницы. В этот день воспоминается Сошествие Св. Духа на Апостолов в 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник называется еще »Троицыным днем«, потому что при Сошествии Св. Духа на Апостолов участвовала вся Святая Троица. В Троицын день тотчас после литургии совершается вечерня. Во время вечерни священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, стоя на коленах, читает вслух три молитвы, написанные Св. Василием Великим . В этих молитвах коленопреклоненные верующие просят у Бога прощения грехов и помощи Святого Духа, и молятся о своих умерших отцах и братьях. Храмы и жилища в этот день украшают цветами и зелеными ветвями. Такое украшение служит знаком животворящей силы Св. Духа. Праздник Воздвижения Креста Господня. Празднуется 14 сентября. Этот праздник совершается в память двух событий в истории Креста Господня, именно: в память обретения его в 326 году Св. Царицею Еленою и в память возвращения его от персов в 628 г. Святая царица Елена нашла Крест Господень и поместила его в Иерусалиме. В 614 году персы напали на Иерусалим ограбили его и вместе с другими сокровищами взяли и Крест Господень. В 628 году Византийский император Ираклий заключил мир с персами и возвратил Крест Господень в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Многие с нетерпеньем желали видеть славного чудотворца, а поэтому с поспешностью выходили на дорогу в Вифанию. Дорога же эта неминуемо проходила через Елеонскую гору, кратчайшим путем на которую вела библейская лестница, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена. В 1931 году русским историком-археологом проф. Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, ведшей когда-то от Золотых ворот на вершину священной горы Елеон. В 808 году, согласно «Cornmeratorium de casis Die vel monasteriis», можно было различить и сосчитать со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней и оттуда еще 537 до вершины Елеона. И если на топографическом плане окрестностей Иерусалима начертить прямую линию от места, именуемого «Отче наш» - «Pater noster», к месту ступеней у места гибели первомученика Стефана, то эта линия, прямо пересечет место ступеней в Русской Гефсимании. Работа по расчистке длилась три года, во время которых каждое лето супруги Лукьяновы проводили в Иерусалиме, снимая «нижний» гефсиманский домик. Археологу удалось расчистить семь ступеней в Русской Гефсимании и восемь - на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана. По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. И в память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 году на них была построена маленькая открытая часовня. Строил ее тогдашний начальник РДМ архим. Алексей (Розентул) на пожертвования «русских австралийцев». Сестры очень чтут это святое место. Там стоит лампада, и на ступенях всегда цветы. Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим. Ступени лестницы по которой Господь и Бог наш Иисус Христос восходил в Иерусалим после воскрешения Лазаря четверодневного и когда его встречал народ с пальмовыми ветвями и криками " Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! " .

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010