Пасхальная утреня начинается в полночь. В алтаре священнослужители поют: Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити«. Затем священнослужители отворяют царские врата и с крестом, кадилом, свечей выходят из алтаря и обходят вокруг храма. Во время «того крестного хода поют несколько раз: Воскресение Твое Христе Спасе... Впереди священнослужащих несут хоругви и иконы. Этот крестный ход напоминает нам шествие Мироносиц и Апостолов ко гробу Господа. Обойдя храм, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми западными вратами, как бы перед дверьми гроба Господня. Здесь священник начинает утреню и затем поют тропарь праздника: »Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав«. Это пение повторяется несколько раз. Священник во время этого пения отворяет западные врата и входит с народом в храм. Царские врата во всех храмах с этих пор бывают открыты во всю пасхальную неделю в знак того, что Господь Иисус Христос навсегда открыл людям царство небесное Своей смертью и воскресением. Пасхальная утреня состоит почти вся из пасхального канона. Во время утрени все стоят с зажженными свечами в знак духовной радости, а священнослужители несколько раз в различных облачениях обходят с каждением храм и всегда произносят радостную весть: »Христос воскресе«. На это верующие отвечают: »Воистину воскресе«. Такое частое хождение священнослужителей по храму среди молящихся напоминает нам о многих явлениях Господа после своего Воскресения. В конце утрени все молящиеся в знак общей радости целуют друг – друга, давая один другому красные яйца. Этот обычай, давать друг другу красные яйца ведет свое начало от Св. Марии Магдалины, которая, придя к римскому императору Тиверию, принесла ему в дар красное яйцо, и произнеся: »Христос воскресе!« начала Ему проповедовать о Воскресшем Господе. Яйцо в этом случае выражает ту мысль, как из яйца рождается жизнь, так и из гроба восстал Господь и восстанут в последствии все умершие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Тогда апостол Петр, остановив шествие, сказал ему: “Афоний! Ты получил то, что заслужил. Убедись же теперь, что Господь есть Бог Мститель, Который не медлит”. Увидев же отчаяние на лице Афония, он добавил: “Твоих ран мы исцелить не можем, разве соизволит на это Господь наш Иисус Христос, против Которого вы восстали и убили! Но и Он не исцелит тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия-Христос, Сын Божий”. Афоний, видя во всем случившемся действие Самого Бога, воскликнул: “Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира Христос! ” Святые апостолы, услышав эту всенародную исповедь и видя искреннее раскаяние Афония, возрадовались о его обращению к вере. Тогда апостол Петр повелел ему обратиться к Пресвятой Деве с молитвой о прощении, после чего приложить края рук к их отсеченным частям. Как только Афоний сделал это, его руки срослись. Лишь тонкий шрам на месте отсечения напоминал о случившемся. Потом, преисполненный чувством благодарности, он повергся перед одром Пречистой и громогласно стал благодарить Ее. Присоединившись к погребальному шествию, он следовал за ним, воспевая хвалебные гимны. Во время погребения многие, страдавшие различными болезнями прикасались к одру Богоматери и получали исцеление. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, все остановились и начали прощаться с телом Богоматери. Уже наступил поздний вечер, когда апостолы смогли положить тело Богоматери в пещере-усыпальнице, закрыв вход в нее большим камнем. В числе собравшихся апостолов не оказалось одного из них, а именно апостола Фомы. Явившись на дня три позже в Иерусалим, он отправился в Гефсиманию, чтобы хотя бы с запозданием попрощаться с телом Пречистой. Апостолы, пришедшие с ним к пещере, сжалились над ним и отвалили камень от входа, чтобы апостол Фома мог поклониться святым останкам. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они решили, что, наверно, Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Учитывая бурно развернувшееся жилищное строительство в самом поселке и тот факт, что общее число жителей в пос. Коммунарка и близлежащих населенных пунктах составляет более 9 тысяч человек, проект храма предусматривал просторные помещения и был рассчитан приблизительно на 500-600 человек. Начался сбор денег на строительство. И в том же 2006 году у прихода появился благотворитель - строительная компания АСК " Фриз " . В первую очередь компания полностью подготовила всю проектную документацию. В окончательном проекте размер храма было предусмотрено даже немного уменьшить, чтобы будущая стройка не превратилась в долгострой. Был создан и проект дома причта. Весной 2008 года планировалась подготовка котлована. Но вмешался кризис… К счастью, к тому времени, благодаря финансовой поддержке того же АСК " Фриз " в 2008 году уже была построена временная церковь Преображения Господня, рассчитанная на 150-200 человек. И это позволило приходу функционировать в полную силу, начать совершение всех необходимых богослужений и треб, которые проводятся в любом православном храме. 19 апреля 2008 года была отслужена первая Божественная Литургия. А на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим, новый храм был полон молящихся: пришло более ста человек, многие из которых причастились Христовых Таинств. Такого количества молящихся одновременно до этого еще никогда не было в храме. Теперь это стало возможным. Наряду с Божественной Литургией, молебнами и панихидами, стали проводиться венчания, отпевания и крестины. Для Крещения взрослых была даже приобретена специальная купель. Для храма было выбрано название Преображенский по православному празднику Преображения Господня, который отмечается 19 августа по новому стилю. Кроме того название прихода носит еще и аллегорический смысл. Ведь даже за те годы, которые существует в пос. Коммунарка православный приход не вооруженным взглядом видно как изменился и преобразился сам поселок и все его жители. Из маленького неосвещенного, необлагороженного и неухоженного поселка, расположенного на окраине Москвы, он преобразился в просторный, светлый обустроенный район столицы.

http://sobory.ru/article/?object=32865

Антифон (греч. «противогласие») – песнопения, взятые большей частью из ветхозаветных книг и исполняемые попеременно двумя хорами, стоящими друг против друга (как правило, на правом и левом клиросах храма). В сущности, антифон – это не форма богослужебных песнопений, как тропарь, кондак, стихира, а, скорее, способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны возвещают, главным образом, пришествие Сына Божия на землю и все дела Его; антифоны на двунадесятые Господские праздники содержат объяснение празднуемого события. Антифоны на литургии состоят из трех частей и поются три раза в честь Святой Троицы. Богородичны – стихиры, тропари и каноны в честь Божией Матери. Великий пост – многодневный пост перед праздником Пасхи. Великий пост составляют: пост святой Четыредесятницы и пост Страстной седмицы. Пост Четыредесятницы длится сорок дней – в воспоминание сорокадневного поста Господа Иисуса Христа перед выходом Его на общественное служение (см.: Мф. 4:1–11 ; Мк. 1:12–13 ; Лк. 4:1–13 ). Великий пост начинается с понедельника после недели сыропустной, или прощеного воскресенья. Каждая седмица поста называется по порядку следования: первой, второй, третьей и т.д. седмицей Великого поста и заканчивается неделей (то есть воскресеньем), посвященной особому воспоминанию (см. об этом: Четыредесятница). После шести недель Четыредесятницы следует Страстная седмица, посвященная воспоминанию страданий (страстей) Господа. Она начинается после праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). Каждый из дней Страстной седмицы посвящен особому воспоминанию и называется великим: великий понедельник, великий вторник и т.д. Великим этот пост называется как по продолжительности его, так и по степени воздержания, молитвенного напряжения и покаяния. Великий пост установлен Церковью для достойного покаяния, обновления единения верующих с Богом и приготовления к празднику праздников – Пасхе Христовой. Величание – краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое событие или лицо. Величание поется на полиелее, самой торжественной части праздничного всенощного бдения и многократно повторяется со стихами избранного псалма (то есть сборного, составленного из стихов разных псалмов), пока совершается каждение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Во время пребывания В. К. на кафедре в Новгороде шло активное гражданское и церковное строительство. В 1331 г., еще до епископской хиротонии, В. К. повелел заложить белокаменный Новгородский кремль, строительство к-рого завершили «в два лета», в 1335 г. было начато возведение каменного острога на Торговой стороне. В 1338 г. В. К. «своими людми» построил новый Великий мост через Волхов взамен разрушенного наводнением, чем «много добра створи християном». По приказу святителя осенью 1341 г. был возведен «терем великий», в 1350 г.- каменная палата на владычном дворе. Активное участие в городском строительстве не было типично для архиереев более раннего времени и отразило возросшее значение архиепископа как фактического главы Новгородского гос-ва в условиях ставшего с 20-х гг. XIV в. постоянным отсутствия князя. В 1333 г. по указанию В. К. собор Св. Софии был покрыт свинцовой кровлей, на центральной главе был поставлен «великыи» крест. В 1336 г. вокруг кафедрального собора устроили «тын новый», у притвора храма - медные позолоченные двери. В 1341 г., после большого пожара, собор был вновь покрыт свинцом и получил новый иконостас. В 1342 г. по повелению В. К. для звонницы Св. Софии мастером Борисом был отлит «колокол великыи». По благословению архиерея в городе были поставлены новые каменные церкви: Покрова Богородицы на Зверинце (1335), Входа Господня в Иерусалим в Детинце (1336-1337, расписана артелью Исаии Гречина в 1338-1340), Благовещенская на Городище (заложена 27 мая, освящена архиепископом 24 авг. 1344), Пятницкая и святых Космы и Дамиана на Космодемьянской ул. (1345), Спасская в мон-ре на Ковалёве (1345). В 1348 г. по повелению В. К. была расписана Воскресенская ц. в Деревяницком в честь Воскресения Господня жен. мон-ре , заложенная в 1335 г. В 1338 г. святитель установил местное празднование Рядитенской иконе Пресв. Богородицы, обретенной 6 июля в ц. Пресв. Троицы на Рядятине ул. в Новгороде. Икона, находившаяся над сев. дверями храма, опустилась вниз и «ста особе, ничим же не поддержима, ни стеною, и быша слезы из очию еи» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 408; воспоминание этого события отмечено под 6 июля в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 221) и Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 322 об.- 323)). В 1342 г., после очередного большого пожара в Новгороде, В. К. с новгородским духовенством обошел крестным ходом все городские храмы и мон-ри, молясь о предотвращении нового бедствия. В том же году ему удалось прекратить волнения в Новгороде, чуть было не вылившиеся в столкновение жителей Торговой и Софийской сторон. В. К. участвовал в похоронах посадника Варфоломея Юрьевича. По гипотезе Н. А. Казаковой, в период святительства В. К. в Новгороде зародилось движение стригольников .

http://pravenc.ru/text/150805.html

Глас второй Второй глас выражает благоговение и кротость. Это хорошо видно в тропаре Нерукотворенному Образу «Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир» (Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»). Богородичен догматик (песнопение о рождении Христа от Духа Святого и Девы Марии) второго гласа — известнейшая стихира этого гласа: «Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгараше, опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси. Вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце, вместо Моисея – Христос, спасение душ наших» (Прошла тень закона, когда благодать явилась; ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась. Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды, вместо Моисея — Христос, спасение душ наших.) Глас третий Третий глас сравнивают с морем: он бурный и неспокойный, глубоко задевает душу человека. Самое распространённое песнопение третьего гласа — кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог» (Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля пещеру Неприступному приносит; ангелы с пастырями славословят; мудрецы же со звездою путешествуют, ибо для нас родился Младенец, Превечный Бог). Среди стихир третьего гласа особой красотой отличается песнопение праздника Входа Господня в Иерусалим: «Прежде шести дней бытия Пасхи, прииде Иисус во Вифанию, воззвати умерша четверодневна Лазаря, и проповедати воскресение. Сретоша же его и жены, Марфа и Мария сестры Лазаревы, вопиюще к Нему: Господи, аще бы еси был зде, не бы умерл брат наш. Тогда глагола к ним: не предрекох ли вам: веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет, покажите Ми, где положисте его? И вопияше к нему Зиждитель всех: Лазаре, гряди вон» (За шесть дней до наступления Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы из гроба вызвать четыре дня назад умершего Лазаря и тем о воскресении предвозвестить. И встретили Его жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш». Тогда Он сказал им: «Не говорил ли Я вам прежде: Верующий в Меня, если и умрет, жив будет? Покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всего: «Лазарь, выходи!»).

http://foma.ru/chto-takoe-glasy-v-cerkvi...

Для тех же, кто слишком далеки от этого, и успели погрязнуть в разного рода страстях и пороках, чтобы они не унывали и не отчаивались в своем спасении, св. Церковь в последнюю – пятую неделю Великого поста приводит на память глубоко-трогающий души грешников образ Преподобной Марии Египетской, которая «блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста  покаянием  явися, ангельское жительство подражающи», – из величайшей грешницы, благодатной силой покаяния, сделалась ангелоподобной праведницей, «ангельское естество» строгостью жития своего «удививши». «Не падайте духом, грешники», как бы так хочет сказать этим св. Церковь : «даже если вы опустились в самую пучину зол! И для вас есть не только возможность спасения, но и восхождения на самую вершину лествицы духовного совершенства.  Кайтесь  только, от всей души кайтесь, нисколько не сомневаясь в милосердии Божием и в силе Его благодати!» А в промежуточную между двумя этими воспоминаниями – пятую седмицу, все с тою же целью тронуть наши окаменелые сердца и пробудить в них чувство покаяния, св. Церковь устраивает два продолжительных и умилительных моления: в среду вечером (или в понедельник, когда совпадает со средою праздник Благовещения, как в нынешнем году) – полностью весь великий покаянный канон преп. Андрея Критского с присоединением к нему канона преп. Марии Египетской и чтением замечательного жития ее; и в пятницу вечером – по особо-торжественному чину акафистное пение Пресвятой Богородице, в похвалу «Невесте Неневестной». Шестая седмица, на которой в пятницу уже заканчивается «Душеполезная Четыредесятница», представляет собою, в сущности, как бы «предпразднство», или постепенное приготовление к празднованию двух знаменательных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа – Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Его во Иерусалим, после чего с понедельника начинается Святая и Великая седмица Страстей Христовых. Эта поистине  Великая  седмица – совершенно-исключительная, единственная в своем роде, седмица в течении всего церковного года. Всем подлинным христианам, не напрасно носящим это святое имя, надлежало бы в эту седмицу совсем оставлять свои обычные житейские дела и заботы, кроме самых необходимых и неизбежных, дабы целиком погружаться и умом и сердцем в созерцание тех великих и славных событий, которые в ней совершились: мысленно перенестись в последние дни и часы земной жизни нашего Господа и Спасителя, с особенным усердием внимая Его Божественным словам и наставлениям, произнесенным именно в это время, что все читается у нас в церкви за Богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Для чего же, для чего Господь творил эти изумительные чудеса воскрешения умерших? В нынешнем чтении Евангельском слышали вы, что Он умилосердился над несчастной вдовой, а в описании великого чуда воскрешения Лазаря читаем мы, что Господь был в великой печали и прослезился, видя плач и рыдания сестер Лазаря и пришедших их утешить иудеев. Итак, милосердие Божие, любовь Божия, сострадание Божие побуждали Господа Иисуса творить воскрешение умерших. Но только ли это? Нет, не только: величайшие чудеса в мире нужны были и для того, чтобы утвердить веру в Него народа израильского, чтобы потрясти сердца людей и обратить их к Богу. Но и этого мало: есть еще третья, самая важная причина для воскрешения мертвых Господом Иисусом Христом. В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже… Общее воскресение… уверяя… Что это значит? Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму. Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 1 Кор 15:13–14 Вера наша тщетна — вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово. Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, — чтобы они благоденствовали, как часто видим.

http://blog.predanie.ru/article/pravda-u...

Здание церкви построено в виде четырехугольного креста; холодный храм, от западной стены до иконостаса, имеет вид квадратной палаты без всяких столбов, кончается вверху полукруглым сводом с фонарем; длина церкви от горнего места до западной стены трапезы 13 аршин, в ширину 12 аршин, алтарь отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; алтарь величиною в длину 9 арш., в ширину 8 арш. Церковь освещается 10 окнами в два света, с обеих сторон по 5 окон, по 3 с верху и 2 внизу и в самом куполе фонарем; алтарь освещается тремя окнами; входов в холодную церковь 2 с западной стороны во входные двери через трапезу (придел во имя Корсунской Богоматери), и в арку среди каменной стены, 2-й вход с южной стороны в симметрию южного входа устроен снаружи также вход с железной дверью, но на самом деле он не существует, а только устроен для соблюдения симметрии в храме; пол в церкви и алтаре каменный, помост алтаря возвышается от помоста храма на одну ступень, амвон каменный, в алтаре престол и жертвенник деревянные; иконостас в 5 ярусов, резной, по малиновому фону золоченными арабесками и орнаментами; царские двери изображают Благовещение Пресвятой Богородицы с 4 евангелистами, над ними полукругом изображена Тайная вечеря, а над ней Господские праздники, св. Троица, Успение Прсев. Богородицы, Сретение Господне, Вознесение Господне, вход в Иерусалим. 1-й ярус иконостаса состоит в местных иконах; по правую сторону царских врат, к северной стороне, древний образ св. Иоанна Крестителя с изображением чудесных событий из жизни угодника; рядом с этой иконой в выступе икона Корсунской Божией Матери, окруженная изображениями разных святых; за северной дверью на клиросе икона Казанской Божией Матери; в левую сторону царских врат икона Воздвижения Креста Господня, рядом с ней благословляющий Спаситель с открытым евангелием: «приидите ко мне вси труждахощиеся»; за южной дверью алтаря на другом клиросе храмовой престольный образ св. Троицы; во 2-м и 3-м ряду иконостаса изображены Господь Саваоф, Господь Вседержитель, по сторонам их апостолы, а в самом верху Воскресение Христово; иконы иконостаса письма новейшего времени, многие из них хорошей кисти.

http://sobory.ru/article/?object=44927

Здесь же перед всеми христианами открывается великая тайна: Господь не просто использует все силы созданного Им естества – Он, будучи Творцом всего, может превзойти законы природы, изменить существующий физический порядок мира. «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12: 8) – передает слова Иисуса Христа евангелист Матфей. И под этими словами необходимо понимать: «Сын Человеческий получил власть над всей тварью и власть искупления (см.: Мф. 20: 28). Тем самым Он имеет власть и над субботой, которая знаменует Божие владычество, и над творением, и над искуплением» . Эта полноправная власть над всей вселенной проявляется здесь в воскрешении Лазаря, который, по словам его же сестры Марфы, «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11: 39). Даже такие ближайшие ученики Господа, как Марфа и Мария, сомневались в возможности возвращения своего брата, они еще должным образом не поняли, Кем является Иисус, поэтому и не могли понять, чему Он хотел научить их. В греческом тексте тропаря для подтверждения не только грядущего всеобщего Воскресения, но и в нем всей неописуемости силы Господней, употребляется слово πιστομενος – причастие, образованное от глагола πιστω, который на русский язык переводится как «сделать достоверным», «удостоверять», «подтверждать» или «доказывать» . Восстание из мертвых праведного Лазаря, который после этого стал епископом Китийским на острове Кипр , по замыслу Господа, должно было воздействовать на умы учеников. Став прообразом всеобщего будущего Воскресения людей из мертвых, оно удостоверило христиан, подтвердило и доказало им, что нет на свете ничего неподвластного Богу. Мы – как дети с символами победы Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим открывает перед всеми верующими такую картину: в центре иконы изображается Сам Иисус Христос на молодом осленке, за ним идут ученики и апостолы, впереди Него – маленькие дети, которые кладут под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви, а из врат города выходят люди, встречая Царя иудейского.

http://pravoslavie.ru/145704.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010