Кишкинская слободка упоминается в исторических документах уже в начале XV в. Двоюродный брат святого благоверного великого князя Дмитрия Донского князь Владимир Андреевич Храбрый оставил ее по завещанию своему сыну Андрею Андреевичу Младшему. Позднее селом владели бояре Челяднины. Хотя боярский род пресекся во времена Иоанна Грозного, их фамилия надолго закрепилась в названии села Кишкино-Челяднино. Во времена Петра I Кишкино было пожаловано Григорию Григорьевичу Скорнякову-Писареву, бомбардир-поручику бомбардирской роты Преображенского полка. В 1736 г. в селе построили деревянную на каменном фундаменте церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. В 1856 г. священник Александр Ремизов составил описание церкви. Из этого документа стало известно, что «престол елового дерева имел одежды парчовые зеленого цвета с белыми цветами. Перед жертвенником находился образ Всемилостивого Спаса древнего письма с серебряным вызолоченным венцом и серебряными же полями. Деревянный иконостас, покрашенный и вызолоченный, имел три яруса, царские врата украшали иконописные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. Посреди церкви красовалось большое трехъярусное паникадило в двадцать один подсвечник». Из древних икон в описании упомянуты образы Успения Божией Матери с серебряными венцами, преподобного Сергия в киоте красного дерева и резной святителя Николая. Внутрь церкви вели две двери, стены ее были оштукатурены, окна украшали ажурные решетки. В ризнице находился серебряный с позолотой крест весом в полтора фунта, пожертвованный в 1793 г. крестьянином села Ефремом Ивановым. В 1868 г. в храме устроили теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Наружные стены обили тесом, а внутренние покрасили масляной краской. В день июльского храмового праздника тихую сельскую жизнь оживляла однодневная ярмарка, устраиваемая на церковной земле. Специальных торговых мест не было, но приезжие торговцы из Коломны, Бронниц и села Малино разбивали палатки. Здесь можно было приобрести сапоги, косы, серпы, бакалейные, скобяные и мелочные товары. С крестьянских возов продавали овец, поросят, кур, горшки, деревянную посуду, немудреные крестьянские поделки. С каждого воза церковный староста собирал в пользу церкви по 10 копеек.

http://sobory.ru/article/?object=02595

По повелению государя в 553 г. был созван V Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения IV Халкидонского Собора. Святой император Иустиниан заботился о порядке, праве и законности в государстве. Под его руководством и надзором было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием «Кодекса Юстиниана». А «Новеллы» Иустиниана входят во все варианты русской Кормчей Книги. Ревнитель Православия и благочестия, Иустиниан много заботился о богослужении Православной Церкви и о благолепии храмов, как мест богослужения. В своем своде законов он поместил, между прочим, закон об обязательном повсеместном праздновании праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородицы и других. Кроме того, Иустиниан построил много прекрасных храмов во славу Пресвятой Богородицы, апостолов и других святых. Самым знаменитым созданием Иустиниана считается храм Святой Софии, Премудрости Божией, в Константинополе. Построенный еще равноапостольным царем Константином, этот храм при Иустиниане был сожжен во время одного бунта. Благочестивый царь собрал лучших строителей, не пожалел золота и денег и соорудил храм на удивление векам – непревзойденный по своему величию и красоте. В личной жизни святой Иустиниан соблюдал строгое благочестие, много и усердно постился. Всегда набожный, он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой, да и то через день-два. Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Скончался святой царь Иустиниан в 565 г. Вместе с императором к лику святых причислена супруга его и единомышленница императрица Феодора (Θεοδρα– «Божий дар»). Феодора родилась около 500 г. (по одной из версий в Фамагусте на Кипре) в семье служителя константинопольского цирка зверей, который после смерти оставил в нищете вдову и трёх малолетних дочерей, из которых Феодора была средняя. Впоследствии из почтения к императорскому дому появились биографии, в которых её отец именовался сенатором. Мать Феодоры вторично вышла замуж (снова за смотрителя за зверями), и девочки вынуждены были зарабатывать на жизнь работой в цирке.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Таков же, по строгости воздержания, весь Великий пост (или святая Четыредесятница). Этот древнейший и главный пост Православной Церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой, был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу (собираясь на свои вечери). Это резко отличало их от язычников, имевших привычку есть часто. По словам св.Епифания, историка Церкви, в древности христиане «в пост пасхальный спали не иначе как на земле, проводили время целомудренно, в злострадании, в сухоядении, в молитвах, бдениях, постах и во всяком удручении тела». Есть два дня Великим постом, когда за трапезой разрешается рыба: это праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. Позже Церковью были установлены и другие длительные посты: Рождественский (40 дней перед праздником Рождества Христова), Успенский (с 1/14 по 15/28 августа, до Успения Пресвятой Богородицы) и Петров (или апостольский, в честь святых апостолов Петра и Павла). Каждому из них соответствуют свои уставные правила относительно пищи, записанные в богослужебной книге — Типикон (Устав). Так, Успенский пост по строгости приравнивается к Великому; а в Рождественский и Петров посты есть много дней, когда православные могут вкушать масло и рыбу. Как постились на Руси Иностранцев, побывавших в Московском государстве в XVI-XVII веке, поражало благочестие русских. Всякое дело — работу, или трапезу, или поездку — обязательно начинали с молитвы. Молитвой начинали и заканчивали день, без молитвы не выходили утром из дома. Грамотные и состоятельные молились по книгам; остальные поразительно много помнили наизусть, так как неукоснительно посещали богослужения, часто очень долгие. Иностранцам казалось, что русские почти непрестанно крестятся. Наши предки очень высоко ставили послушание уставу Церкви и тех, кто нарушал, например, положенные посты, искренне считали еретиками. Сами они видели в нарушении поста великий грех и, как пишет историк Церкви митрополит Макарий, «скорее согласились бы умереть, нежели съесть в пост кусок мяса или яйцо даже в тяжелой болезни для подкрепления своих сил».

http://azbyka.ru/deti/zachem-i-kak-posti...

Но не только это древнее, прошедших дней Ветхого Завета пророчество оглашает стены храма в этот день. Наших сердец касается уже новое благовестие Евангелия, повествующее и об уже свершившемся, и о будущем в служении Матери Божией. Во все дни праздников, посвященных Царице Небесной, от дня Ее рождества до дня славного успения, кроме самого священного дня Благовещения, на вечернем богослужении и на богослужении в день самого праздника читаются всегда одни и те же евангельские повествования: о посещении Пресвятой Девой Своей родственницы – праведной Елисаветы и о посещении Христом Спасителем во дни Своей земной жизни двух благочестивых сестер: Марфы и Марии. И сколько ни есть дней празднования Божией Матери в честь Ее икон, и сколько их еще ни будет явлено Промыслом Божиим – всегда будут звучать эти слова – драгоценные свидетельства нашей веры. Вчера вечером, когда мы собрались в храме, чтобы почтить нарождающийся день духовного торжества, и в книге природы готовилась к закрытию одна страница бытия. Старый суточный круг сменялся новым кругом, и этот новый родившийся день, каким будет он – мы не знаем, но неизбежно и его свет ослабнет и угаснет с вечерней зарей, чтобы из мрака грядущей ночи воссиял новый скоротечный день земной жизни, земных трудов. Но мы вчера, в вечерний час, в тиши храма благоговейно внимали словам другой книги – книги вечной жизни – Евангелию, внимали книге света невечернего, света, который, однажды озарив человека, не может оставить его. И как бы ни был изуродован человек до страшной неузнаваемости, как бы ни угасли в нем первозданные облик и подобие Божие, этот свет, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, хоть малой искрой светит ему во мраке греха и выводит на путь спасения. Но преизбыток святости, бескорыстия и благодати в полноте сияния веры и покорности Отцу Небесному, в следовании за этим светом Истины дает нам Пречистая Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. Вот только что умолкли слова архангельского благовестия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28), – которые сохранены для нас в Евангелии апостола Луки, и вот уже Богоизбранная Отроковица поднимается в путь и по велению знамения, полученного от Ангела, предстоящего пред Богом, совершает труд веры для подтверждения обетованного дара.

http://pravoslavie.ru/73454.html

Об этом Пророке – Предтече Бог также предсказал: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мал.3:1 ; Мк.1:2 ). Слово сие сказал Отец небесный к Избавителю, имевшему прийти в мир, а Предтечу назвал Ангелом, ради его Ангельского, чистого жития и ради того, что он возвестил пришествие в мир Избавителя; ибо Ангел есть слово греческое, и значит вестник. А как и чрез кого устроилось наше избавление и спасение, о том предлагаю вам вкратце из св. Евангелия, которое, – ради понятия и всегдашней памяти – всем на всякий день проповедуется в Церкви, – да, зная таким образом Виновника и образ избавления, удобнее возможете получить спасение. Бог наш есть Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, – не три Бога, но Един Бог . Един Бог естеством, но есть Триипостасный: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Трем сим Божественным Лицам едино существо, едина воля, едина держава, царство, сила, слава; никтоже меньший, никтоже больший, но равномощный, равносильный, равночестный, Триипостасный Бог, Отец не рожден, Сын рожден от Отца, и Дух Святый от того же Отца происходит. Тайна сия нам непостижима; а что так веруем и исповедуем, о том Сам Бог открыл нам – в Писаниях Святых и научил нас – чрез Богодухновенных мужей. Из сей Святой Троицы второе Лице, Сын Божий, ради избавления рода человеческого, пришел в мир; и, так как Бог есть Дух, изволил воплотиться, и так спасти человека следующим образом. По зачатии Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы, в шестой месяц, Божиим повелением, Архангел Гавриил, пришед к Пречистой Деве Марии, в город Назарет, прежде всего поздравил ее так: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Потом объявил Ей, что она родит Сына, Спасителя всему миру. Пресвятая Дева, услышав о имеющем родиться от Нея Сыне, отвечала Ангелу: «как это может быть, когда я не знаю мужа?» Но когда Ангел сказал ей в ответ, что Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит Тя, и прибавил другие слова к уверению; тогда Пресвятая Дева, с великим смирением и изволением – желанием, отвечала: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему ( Лк.1:28–38 ). Итак, Сын Божий, благоволением Отца небесного и действием Святого Духа, без семени мужеского, зачался плотию во чреве девическом, недоведомым для нас образом. В воспоминание сего Божия к нам благодеяния Церковь установила праздновать день Благовещения Пресвятой Богородице, которое и празднуется 25 Марта; ибо отсюда началось устроение нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Амартийская,– в Константинополе, в Амартийской обители. Празднование 17 Августа, в память избавления от иконоборцев. Андроникова, в 14 веке перенесена из Византии в Навплию (в Морее), с 1823г в России, с 1839г в Зимнем дворце, с 1868г. в Троицком соборе на Петербуржской стороне, в 1885г в Казанской женской обители близ Вышнего Волочка, Тверской епархии (Русский Паломник 1889г. 317). Празднование 22 Октября и 8 Июля; кроме того в Казанской обители празднование и 1 Мая, с крестным ходом, в память перенесения иконы. (Кормчая 1896, Антиохийская-Никейская, явилась 304г., 23 Марта; известна была уже на 1 Вселенском Соборе. Празднование 28 Мая. Араб-панагия, т. е. чёрная, см. Меланхрини Аравийская или Арапетская, 6 Сентября 322г. Ахтырская, 1739г. Июля 2, в Ахтырке Харьковской епархии (была с Петром Великим в Полтавском походе. Русский Паломник 1887, стр. 638); в селе Есмане, Глуховского уезда; в Москве, в церкви святого Николая Явленного, на Арбатской улице; в Харькове, в Архангельской церкви. (Воскресный День, 1895, Ацкурская, 15 Августа, близ Кутаиса, в Гаенатском монастыре (принесена святым Апостолом Андреем Первозванным. Полный Месяцеслов архимандрита Сергия, с 214) Байбузская, с 1832г в Киево-Печерской лавре (из с. Байбузы, Черкасского уезда). Празднование 26 Декабря. Балыкинская, 1711, Июня 30, в селе Балыкино, Стародубского уезда, с церковью святого Николая. Копия в Стародубе; в местечке Новых Боровичах, Городнинского уезда, в домовой церкви; в Орле, в женском монастыре, где прославилась в 1858г.; в Москве, в церкви святого Николая в Плотниках. Празднование в 10 пятницу по Пасхе. Балыклей (от турецкого слова Балыклы, так называется Живоносный Источник Богоматери, что близ Константинополя), копия с Константинопольской иконы, сделанная в 1869г, в часовне на дороге из Соловецкого монастыря в Муксальму. Барградская,– в Бар-граде, в Италии. Барловская (или Блаженное чрево), явилась 1392, Декабрь 26, в Москве, в Благовещенском соборе Барская, в заштатном городе Баре, Подольской епархии могилёвского уезда (Русский Паломник 1887, с 587)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Именно поэтому слово " собор " в русском сознании в первую очередь связывается с могучим храмом, построенным общими усилиями, в котором собирается весь окрестный и приезжий народ по самым главным церковным торжествам. Весьма и весьма дороги верующему народу российскому и другие значения слова " собор " . " Собрание молящихся на другой день после Великаго Праздника, для прославления того лица, которое было главным участником в Празднике. Например на другой день Рождества Христова - Собор Пресвятой Богородицы, на другой день Крещения - Собор Иоанна Предтечи, на другой день Благовещения - Собор Архангела Гавриила " ( 1 ) . Соборами в русской церковной традиции называются также праздники в честь сонма местночтимых святых и угодников Божиих, например: Собор Карельских святых, Собор Оптинских святых, Собор Волынских святых, Собор преподобных отцев Киево-Печерских, Собор Радонежских святых и т.д. " Этим словом в богослужебных книгах часто называется всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торжественным " ( 2 ) . Но пожалуй самым главным, самым возвышенным значением этого слова для нас является: " Собор - собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истин веры и правил благочиния церковнаго. Обычай решать церковные дела собором утвержден на словах Христовых о Церкви и на примере Апостолов, державших собор в Иерусалиме. В первые три века соборы были поместные. Их них важнейшими были те, на которых рассуждалось о времени праздника Пасхи, о крещении еретиков, о принятии падших, о ересях. С 4-го века, кроме поместных, стали собираться соборы Вселенские. Ряд Вселенских Соборов в Православной Церкви окончен 7-м Вселенским Собором " ( 3 ) . В уясняется происхождение и внутренний смысл слова СОБОР? Ближе всего в русском языке с этим словом соотносятся слова " собрание " , " собирать " , " сбор " . Эти слова означают соединение, объединение, выявление, концентрацию кого-либо, чего-либо из общего разнообразия и многообразия по роду, по типу или какому-либо другому общему свойству в качественно новое целое. Слово же " собор " выражает всецелостность, исключительную полноту ( 4 ) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

От лица всей делегации Русской Православной Церкви приветствую ваше честное братство и желаю вам успешного прохождения вашего монашеского делания. Призываю вас, всечестные отцы и братия, молиться за Русскую Православную Церковь и за весь мир». После братской трапезы паломники поклонились хранящимся в обители святыням: частице Животворящего Креста Господня, деснице святителя Иоанна Златоуста, переданной обители императором Андроником II Палеологом, частице мощей преподобного Космы Этолийского, мощам других святых, чтимому образу Богородицы «Сладкое лобзание», чудесно прибывшему из Константинополя по морю. Затем в соборной зале монастыря гостям было предложено традиционное монастырское угощение, состоялась беседа с игуменом. 26 октября в соборном храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Филофей митрополит Иларион совершил Божественную литургию. Владыке Илариону сослужили председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний , епископ Брянский и Севский Феофилакт , секретарь ученого совета Киевской духовной академии протоиерей Владимир Коцаба, сотрудник ОВЦС священник Михаил Асмус, игумен монастыря Филофей иеромонах Никодим, клирики обители и референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин). В этот день в обители торжественно праздновалась память преподобного Симеона Нового Богослова, великого подвижника Православия и выдающегося аскетического писателя. В связи с этим митрополит Иларион обратился на трапезе к братии монастыря со словом, посвященным святому, память которого празднуется в этот день: «Досточтимый игумен, дорогие отцы, братия! Прежде всего от имени нашей паломнической группы хотел бы поблагодарить отца игумена и братию за гостеприимство и за возможность нам совместно совершить Божественную литургию. В этот день празднуется память преподобного Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.), который был игуменом монастыря святого Маманта Ксирокерского в Константинополе. Этот святой прославился своей подвижнической жизнью и теми духовными писаниями, которые он оставил. Его перу принадлежат три богословских слова, 15 слов нравственных и 34 огласительных слова, а также три сотницы глав о молитве и добродетельной жизни. И, может быть, самая замечательная и значительная его книга — это собрание гимнов Божественной любви. В этих своих произведениях он говорит и о богословских, и о нравственных предметах. Но особенно яркими являются те страницы, которые он посвятил описанию собственной духовной жизни и тех опытов богообщения, которые он переживал на протяжении всей своей монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1305437.ht...

Апокрифы II века – «Протоевангелие Иакова» и «Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие Псевдо-Матфея») – содержат детализированное описание события Благовещения: Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца либо источника, куда Она пошла за водой, а затем – в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для Иерусалимского храма. Согласно первому источнику приведенные эпизоды непосредственно следовали друг за другом, второй текст указывает на то, что между ними прошло три дня. Что касается даты Благовещения, то как на Западе, так и на Востоке ею считается 25 марта. Этот день, как уже говорилось, с одной стороны, отстоит на девять месяцев от 25 декабря, которое с IV века повсеместно празднуется как Рождество Христово, а с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения с Распятием или Пасхой. Какая именно из двух указанных причин (а возможно, и обе в совокупности) послужила решающей для закрепления Благовещения за 25 марта, неизвестно. Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века: Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского . Последний утверждал, что Рождество Христово произошло ровно через 5500 лет после сотворения мира. Это совпадение было принято александрийской традицией. Но решающей здесь стала дата не Рождества Христова, а Благовещения. Так, свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, поскольку в указанный день Бог создал человека. Кроме того, место даты Распятия с V столетия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. С X века в византийскую хронографию была введена так называемая византийская эра, в которой первый день творения мира приходится на воскресенье 31 марта 5508 (или и марта 5509) года до нашей эры, а датами Благовещения и Воскресения Христова являются воскресенья 25 марта 4 года до нашей эры (5505 год от сотворения мира) и 31 года нашей эры соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010