Вот как повествуется об этом в Евангелии: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк 1:26–27). Так евангелист Лука начинает рассказ об этом великом событии. Главизна (начало) христианских праздниковБлаговещение Пресвятой Богородицы настолько чтилось в России, что, по народной поговорке, в этот день даже “птица не вьет себе гнезда”. “Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресенье”, — говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным “праздником праздников” — Пасхой Христовой. Каким же представал Назарет перед русскими паломниками? Вот что писал об этом городе лейтенант Сергей Плещеев: “Назарет, по-арабски Наасара, стоит на одной стороне на великой горы и окружен многими и высокими холмами. Домы построены из дикого и необрезанного (необработанного — а. А. ) камня, без всякого порядка”[ 3 ]. Во второй половине XVIII столетия число богомольцев, бывавших в Святой Земле, уменьшилось из-за русско-турецких войн, ведшихся особенно часто в екатерининскую эпоху (1762–1796). Однако и в эти годы некоторые из русских паломников добирались до Назарета. Одним из них как раз и был Сергей Плещеев. В те годы прибытие в Галилею российского офицера вызвало большой интерес у местных православных христиан, живших под властью мусульманской администрации. Сергей Плещеев и его спутники прибыли в Назарет 11 октября 1772 г., и, “пришед к священнику греческого исповедания, были весьма угощены, который усердно благодарил Бога, что он дожил до того, чтоб увидеть у себя российского военачальника”[ 4 ]. По тем временам это было далеко не рядовое паломническое посещение местных святынь, и, как пишет С. Плещеев, ему сообщили, что “священник и все, собравшиеся нашего закона (православные — а. А. ) арабы, дожидаются меня в церкви, куда, одевшись, я пошел, и по прибытии моем обедня началась, кою отправляли священник и диакон по-арабски, но Евангелие ради меня диакон, взошед в кафедру, читал по-гречески, а священник читал тоже по-арабски для общего собрания и в ектениях упоминали мое имя”[ 5 ].

http://pravmir.ru/andreevskiy-flag-u-ber...

Потому и был созван в Эфесе Вселенский Собор, главной задачей которого стало всецерковное осмысление служения Богоматери, Девы Марии, и опровержение ереси Нестория. С того времени Дева Мария во всей Церкви непреткновенно и несомненно именуется Богородицей, Пресвятой Девой, Которая по плоти родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы. В череде замечательных, великих, спасительных событий Евангельской истории, связанных с Богородицей, особое место занимает сегодняшний деньдень благой вести, главизны нашего спасения . Действительно, от этого дня и до крестных страданий, во все дни земной жизни Спасителя, Дева Мария несла особое служение Матери Господа нашего Иисуса Христа, и потому Ее прославление, поклонение Ей является важнейшей частью нашей духовной жизни, важнейшим измерением жизни всей Церкви. И сегодня, как, наверное, всегда, каждый из нас и все мы, Церковь Русская и Церковь Вселенская, нуждаемся в помощи и заступлении Девы Марии, и к Ней обращаем свои слова, причем те же, что и к Ее Сыну. Мы просим Ее, чтобы Она нас спасла: Пресвятая Богородица, спаси нас! Ни к одному, даже самому великому Божиему угоднику мы не обращаемся с этими словами, ведь ни один святой не способен нас спасти, а только благодать Божия. А вот Дева Мария, родившая Спасителя, имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и потому мы с дерзновением, любовью и надеждой обращаем к Ней наши слова — в сей день, как и во все дни жизни нашей, — Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь. По древней традиции, возрожденной в 90-е годы по инициативе Православного братства «Радонеж», после богослужения в праздник Благовещения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, при участии учащихся воскресной школы, выпустил в небо голубей с восточной паперти кафедрального собора. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/04/07/v-prazdnik...

В этот день Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431), который имеет непосредственное отношение к возрождению и процветанию Благовещенского монастыря. Самая древняя обитель Нижегородской области была основана в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем Пургасом и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который взял на себя обет возродить монастырь. Его заботами в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. С тех пор Благовещенский монастырь начал расти и процветать. По окончании Божественной литургии архимандрит Александр (Лукин) поблагодарил архиереев за совместную молитву. «Как 800 лет назад святой благоверный князь Георгий Всеволодович задумал, чтобы Благовещенская обитель была духовным оплотом для Нижнего Новгорода, так и сегодня она исполняет свое послушание. Наша обитель восстанавливается, украшается, приобретает свое былое величие», — сказал отец Александр. Затем он обратился к митрополиту Георгию, поблагодарив нижегородского архипастыря за заботу о монастыре. В память о юбилейном торжестве, посвященном 800-летию Благовещенского монастыря, архимандрит Александр преподнес владыке Георгию заздравную просфору, комплект архиерейского облачения и икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения также получили в подарок митрополит Кирилл и епископы Нижегородской митрополии . Затем от монастырей Нижегородской епархии настоятеля и братию Благовещенской обители с 800-летием монастыря поздравил архимандрит Тихон (Затёкин). «Эта древняя обитель была создана одновременно с основанием Нижнего Новгорода святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Спустя сто лет монастырь был возрожден святителем Алексием. Обитель много видела на своем веку, но как Феникс возрождалась вновь и вновь. Уже в наши дни владыке Кириллу было суждено стать первым настоятелем Благовещенской обители. Он более десяти лет трудился над возрождением этого святого места. Его преемником стал нынешний игумен — архимандрит Александр, который неустанно печется об обители», — сказал архимандрит Тихон.

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

Раздавались, однако, и другие голоса: так, известный специалист по болезням сердца проф. Плетнев категорически настаивал, чтобы патриарх не ехал в больницу. В связи с этим разыгрался драматический эпизод: когда 13 января 1925 года патриарх, утомленный и издерганный непрерывной суетой, все же решил переехать в клинику доктора Бакунина на Остоженке, профессор упал на колени перед постелью патриарха. “Ваше Святейшество! Не соглашайтесь на больницу, – со слезами на глазах воскликнул профессор, – неизвестно, в чьи руки вы там попадете!” – “Да, но вы же там будете, профессор. И все мы будем около Святейшего”, – сказал митрополит Петр. Святейший молча кивнул головой. В тот же вечер он переехал в прекрасно оборудованное помещение в клинике Бакунина (Остоженка, 19). Это было одно из первоклассных медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в годы нэпа. Алеша Б. – семнадцатилетний иподиакон, сердечно преданный патриарху, поспешил вечером в больницу – поздравить Святейшего с Новым годом (в это время еще живы были старые традиции, и вечер 13 января для большинства москвичей был новогодним вечером). “Алеша, у меня здесь нет иконы, достань мне, пожалуйста, образ”, – тихо сказал Святейший. Алеша бегом направился в конец Остоженки – в Зачатьевский монастырь. “У Святейшего в больнице нет иконы, дайте, пожалуйста, икону”, – сказал он монашкам. Матушки заохали, и одна из них побежала к себе в келью и сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе. “Спасибо, голубчик”, – сказал патриарх, когда образ Благовещения был водворен над его кроватью. Об этом эпизоде многие вспоминали через два с половиной месяца, когда в праздник Благовещения умер патриарх. В тихой, спокойной обстановке частной больницы здоровье патриарха начало быстро поправляться. 31 января 1925 года патриарх совершил свой первый выезд из больницы – в этот день он совершил панихиду по митрополите Евсевии (своем старом друге и помощнике, умершем в 1919 году) в Новодевичьем монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читая молитву Господню, мы говорим: " Да будет воля Твоя " , но иногда совсем не вникаем в эти святые слова. Насколько ты сможешь творить волю Божию? Она - в том, чтобы жить в соответствии со словом Господним, исполняя заповеди Божии; в том, чтобы любить ближнего и Бога. Господь не нагружает человека неподъемным законами и требованиями. Единственная Его заповедь: любить Бога всем сердцем, всеми мыслями и любить ближнего. Но и они для человека настолько неподъемны… Порой человек декларирует, что любит Бога: ведь он ходит в храм, ставит свечи - и не может признаться даже себе, что не только в этих действиях должна быть любовь к Богу. Она - в исполнении Божией воли, того Завета, который заключил Господь с человеком через Пресвятую Деву. Почему трудно исполнить его? Вера слаба, духовная жизнь не является центром бытия! Праздник Благовещения становится возможностью задуматься, вспомнить, глядя на икону Благовещения, об ответе Девы Марии Господу: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему, " а значит, и по Его воле. Дай Бог, чтобы молитвами Пресвятой Богородицы по вере нашей мы могли соединять свою волю с Божественной силой, имели стремление жить по Божией воле. Чтобы мы не только в воскресный и праздничный день вспоминали о Боге, но чтобы мы жили с Ним ежедневно, ежеминутно. Чтобы посещали храм как дом Божий и учились здесь жить по воле Господней, находя ответы на жизненные вопросы в молитве и Священном Писании, учились любить друг друга - так, как любила и в земной жизни, и ныне в Царствии Небесном Пресвятая Дева. Все, кто имел общение с Богородицей на земле, свидетельствовали о Ее кротком нраве, о том, как даже в общении с теми, кто пытался Ее унизить, обидеть, оскорбить Она являла любовь. Матерь Божия видела в людях образ Господень, образ красоты и свободы, который имел Ее Сын. Да поможет нам Бог, проходя поприще Великого поста, примером Пречистой Девы научиться этой любви. Аминь " . Все фотографии Поделиться Упоминания в новостях 28 марта 2023 8 мая 2020 28 августа 2019

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

— Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи). В свою очередь в число Богородичных праздников входят: — Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), — Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), — Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар./7 апр.), — Сретение Господне (2/15 фев.), — Успение Пресвятой Богородицы (15/28 авг.). Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные и к группе Богородичных праздников относятся только по той причине, что не отменяют воскресную службу в случае совпадения с воскресным днём. Какие церковные праздники называются средними? К числу средних относится довольно большое количество праздников. Средние праздники делятся на два типа. Принадлежащие к первому типу обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста в полукружии: +). К ним, в частности, относятся праздники, установленные в честь: — св. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября и 8 ⁄ 21 мая), — св. Иоанна Златоуста (13/26 ноября), — св. Николая Мир Ликийских (6/19 декабря), — трёх святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) — и др. В свою очередь к средним праздникам второго типа (обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста без полукружия) относятся дни: — Положения ризы Господней (10/23 июля), — Владимирской иконы Богоматери (21 мая/3 июня), — Архистратига Михаила (8/21 ноября) — и пр. Какие церковные праздники называются малыми? Малые праздники также бывают двух видов (праздники первого вида обозначаются в богослужебных книгах тремя точками в красном полукружии, а второго – тремя точками в черном полукружии). Перечень малых церковных праздников достаточно велик. В той или иной мере ими наполнен весь календарно-годовой период. Что такое местные и общие церковные праздники?

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире. Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля) , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения. Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля. В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Пресвятой...

4 мая митрополит Игнатий и епископ Богородский Антоний прибыли в третий по величине город Аргентины — Мар-дель-Плата, где в храме святых Царственных страстотерпцев в сослужении настоятеля храма иеромонаха Герасима (Войцеховского) совершили благодарственный молебен. Затем епископ Антоний побеседовал с прихожанами за чаепитием и ознакомился с жизнью местной православной общины. В тот же день архипастыри посетили общеобразовательную государственную школу, где изучают русский язык, затем встретились с Почетным консулом Российской Федерации Ю.Н. Кузнецовым, с которым обсудили вопросы, связанные с жизнью и деятельностью русской диаспоры в регионе. В зхавершение дня епископ Антоний посетил клуб «Аврора» — центр культуры российской, украинской и белорусской общин, где присутствовал на пасхальном детском празднике. 5 мая архиереи посетили «Русский дом» и действующую на его базе школу, после чего отбыли в Буэнос-Айрес. 6 мая руководитель Управления по зарубежным учреждениям принял участие в скайп-конференции со священнослужителями, несущими послушание в странах Латинской Америки. Вместе с митрополитом Игнатием епископ Антоний побеседовал с каждым священником и ответил на многочисленные вопросы. В тот же день епископ Антоний посетил кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе и храм Всех святых, в земле Русской просиявших, в Лянусе. Архиерей также встретился с сотрудниками епархиального управления и обсудил с ними ряд рабочих вопросов. Затем владыка Антоний побеседовал с вице-председателем Координационного совета организаций российских соотечественников Аргентины Валерием Ереминым. 6 мая, в заключительный день пребывания епископа Антония в Южной Америке, митрополит Игнатий в сослужении Его Преосвященства совершил Божественную литургию в кафедральном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе. Богослужение совершалось на церковнославянском и испанском языках. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь. От лица духовенства и прихожан собора владыку приветствовал митрополит Игнатий. Архипастырь рассказал о состоявшихся за минувшую неделю посещениях приходов Московского Патриархата в Чили и Аргентине, поблагодарил владыку епископа за внимание к Аргентинской епархии и преподнес высокому гостю издание Библии на испанском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/4891459.ht...

Георгия Куртезия Схолария Слово на Благовещение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 1. Поистине, всякому живому существу присуще врожденное в нем чувство любви к жизни и к существованию, хотя некоторые из них не обладают той же степенью сознания, а другие не могут обнаружить прочим это наслаждение: что же касается человека, то настолько больше, чем они, он радуется жизни, что отнюдь не возможно, чтобы это осталось скрытым, и как преимущий над всеми прочими и, выражая это в сумме, «умаленный малым чим от ангел» (Пс. 8:5), он и живет с большим наслаждением, чем они. И, вот, во всякое иное время, не только когда ему выпало проводить жизнь в легкости и в удобстве, но и когда ему приходится трудно, человек обнаруживает присущую ему жизнерадостность; потому что просто для того, чтобы просуществовать и прокормиться, людям необходимо нести много труда; хотя, следует заметить, что при этом многие трудятся паче необходимости, как бы имеющие постигнуть вечные блага, или как имеющие личную нужду в тех вещах, которыми вообще все люди в равной степени пользуются. И, вот, на основании того, что человек празднует тот день, который наступает каждый год, — день своего рождения, когда он был причислен к живым существам, можно легко заметить, что человек является жизнерадостным существом; и теперь каждый из нас празднует день своего рождения просто в память сего и проводит этот день в сердечной радости и в благочестивых чувствах, связанных с памятью этого дня; было же некогда время, когда, наравне со многими иными (языческими) народами, мы отнюдь не считали этот день за маловажным, но каждый полностью принадлежал этому дню и всем чем мог оказывал ему честь и много полагал труда, задолго заранее приготовляясь к этому дню, как бы к некоему чудесному торжеству. Но время, прекрасно поступая, прекратило все эти крайности; однако почитание этого дня все же осталось в равной степени и у более низких и у более высоких сословий; таким образом, на основании сего, очевиднейшим образом является, что людям в особенности присущи это общее свойство и инстинкт жизни, которые непосредственно заложены в них по природе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, — дело Божией любви и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения. Редакция «Русской народной линии» поздравляет всех читателей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который, что нам особенно приятно, является также и днем рождения «Русской народной линии» .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/06/dn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010