После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Пасынков, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление Пресвятой Богородице, после чего вознес молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Затем Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь . Митрополит Воскресенский Дионисий поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной диаконской хиротонии: «В этот день, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 52 года тому назад Вы были поставлены Богом служить Его престолу, началось Ваше служение в сане. Вы были поставлены во диакона, и началась эта потрясающая страница в истории Церкви, которую Вы пишете всю свою жизнь. А мы радуемся тому, что имеем возможность помогать Вам совершать это великое дело на пользу Церкви и на радость всем нам. В этот день, день Благовещения Пресвятой Богородицы, Вы, Ваше Святейшество, услышали над собой слово " Аксиос " ( " Достоин " ). Так Святая Церковь и народ Божий определили свое отношение к тому, что вы вступили на путь служения Церкви. И вот сейчас мы, Ваши современники, младшие в том числе, вслед за Церковью, как тогда, больше полувека назад, с радостью, уверенностью, твердостью, и в молитве своей, и открыто произносим: " Таков нам подобаше Патриарх и архиерей " . Акиос, Ваше Святейшество! Достойны! Многая и благая Вам лета!» Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил депутата Государственной Думы ФС РФ, советника мэра г. Москвы, советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресина орденом преподобного Андрея Иконописца I степени, а также передал ему старинный образ Спасителя. Вручая орден и икону, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благословляю вас этим образом Христа Спасителя, старинным образом, чтобы, преклоняя главу свою перед этой иконой, Вы вспоминали в том числе сегодняшний день, в котором мы можем достойно оценить весь тот большой труд, который Вы несли на благо Отечества нашего, на благо города Москвы и Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5795355.ht...

После богослужения митрополит Арсений от имени Святейшего Патриарха Кирилла поблагодарил представителей власти, столичное правительство, игумению Иулианию и создателей памятной доски за предпринятые усилия по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поздравил всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и днем памяти святителя Тихона. В ответном слове игумения Иулиания поблагодарила владыку Арсения и напомнила о том, что именно в этот день 90 лет назад отошел ко Господу Патриарх Тихон. Во время пребывания святителя в больнице из его кельи были видны купола Зачатьевского монастыря, и Патриарх Тихон утешался видом на монастырь. За девять дней до своей кончины Патриарх Тихон служил в храме Воскресения Словущего, который был приписан к Зачатьевской обители. Также игумения Иулиания рассказала собравшимся, как попала икона Благовещения к Патриарху Тихону. История появления в палате святителя иконы сохранилась благодаря Алексею Александровичу Беляеву, иподиакону епископа Можайского Бориса (Рукина), викария Московской епархии до 1925 года. Когда Алеша навещал святителя Тихона в больнице, Патриарх сказал ему, что хочет икону в свою келью, поскольку на тот момент у него не было ни одной иконы. Алеша отправился в Зачатьевский монастырь и обратился к монахиням с просьбой передать икону святителю. Одна из монахинь сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе и передала его Патриарху. Через два с половиной месяца Патриарх Тихон отошел ко Господу именно в праздник Благовещения. В завершение праздника В.С. Фуер, выступивший от лица Правительства г. Москвы, заверил, что столичное правительство было, есть и остается первым помощником Церкви и священнослужителям в восстановлении памяти новомучеников. Здания по адресу Остоженка д. 17 и д. 19 были построены в начале XX века по проекту архитектора Л. Кекушева. В 1920-е годы в зданиях была размещена одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь скончался Патриарх Тихон в 1925 году. Лечебница Бакуниных была одним из лучших медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в 1920-е годы. Другие клиники побоялись принять на лечение опального Патриарха: это было чревато закрытием больницы (что и случилось с клиникой Бакуниных уже через год).

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

По 2-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя держава...». Седален праздника, глас 1-й: «Великий воевода...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и избранный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благословися Имя Твое...». Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовестите день от дне/спасение Бога нашего»; стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я ­песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона). 5-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8 . Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца. Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения«Пресвятая Богородице, спаси нас» (во всех песнях канона, кроме 9-й песни); к тропарям трипеснцев – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» ; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8-й песни) , но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

Следовательно, в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение: это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова. Помимо этого, от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Отсюда становится ясным, почему именно Благовещение нередко считалось днем начала церковного либо даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Надо сказать, что изображения Благовещения присутствуют уже в росписях катакомб второй половины II – первой половины III вв. в Равенне и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432–440), выполненных при папе Сиксте III (432–440) или даже раньше. Это с большой степенью вероятности позволяет утверждать следующее: установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV столетия. Кроме того, открытие св. равноап. Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была возведена базилика) вызвали большой интерес к событию Рождества Христова и Тайне воплощения. Не исключено, что перечисленные события также связаны с постепенным формированием Благовещения как отдельного празднества. В начале VIII столетия армянский автор Григор Ашаруни писал: праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским , который жил и творил в третьей четверти IV века. В армянских Лекционариях V столетия Благовещение в качестве самостоятельного празднования еще отсутствует. Между тем воспоминанию события посвящен четвертый день богоявленских торжеств. Грузинские рукописные Лекционарии, фиксирующие более позднюю традицию (VII века), уже содержат особый праздник Благовещения, который датируется 25 марта. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI столетий немногочисленны, ничего определенного об описываемом праздновании в Византии утверждать нельзя. Однако уже к концу VII века Благовещение становится здесь одним из самых почитаемых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Весть о победе при Чесме быстро обошла все Средиземноморье. Лейтенант российского флота Сергей Плещеев, находившийся в 1772 г. в плавании у берегов Палестины, сообщал о том, что победа эта была затем закреплена, и турецкому флоту был нанесен большой урон. Находясь на корабле, «именуемом «Тартар» о двадцати пушках», стоявшем в гавани древней Акры, С. Плещеев «уведомлен был, что пришедшая из Кипра фелюка привезла следующие известия: что российский флот высадил десант в острове Хио и что множество взято призов нашими крейсерами чему в Акре народ весьма радовался, ибо они все считают себя счастливыми, что вспомоществуются противу турок россиянами» 2 . Правда, Чесменская битва не была решающей, и остров Хиос долго оставался еще в руках турок. С давних пор российские паломники, прибывавшие на Святую Землю, стремились посетить Назарет, город, где была возвещена Благая весть (Благовещение) о рождении Сына Божия от Девы Марии. Вот как повествуется об этом в Евангелии: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария ( Лк 1:26–27 ). Так евангелист Лука начинает рассказ об этом великом событии. Главизна (начало) христианских праздниковБлаговещение Пресвятой Богородицы настолько чтилось в России, что, по народной поговорке, в этот день даже «птица не вьет себе гнезда». «Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресенье», – говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным «праздником праздников» – Пасхой Христовой. Каким же представал Назарет перед русскими паломниками? Вот что писал об этом городе лейтенант Сергей Плещеев: «Назарет, по-арабски Наасара, стоит на одной стороне на великой горы и окружен многими и высокими холмами. Домы построены из дикого и необрезанного (необработанного – а. А.) камня, без всякого порядка» 3 . Во второй половине XVIII столетия число богомольцев, бывавших в Святой Земле, уменьшилось из-за русско-турецких войн, ведшихся особенно часто в екатерининскую эпоху (1762–1796). Однако и в эти годы некоторые из русских паломников добирались до Назарета. Одним из них как раз и был Сергей Плещеев. В те годы прибытие в Галилею российского офицера вызвало большой интерес у местных православных христиан, живших под властью мусульманской администрации. Сергей Плещеев и его спутники прибыли в Назарет 11 октября 1772 г., и, «пришед к священнику греческого исповедания, были весьма угощены, который усердно благодарил Бога, что он дожил до того, чтоб увидеть у себя российского военачальника» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Для нас же, кроме всего прочего, это еще и важное свидетельство того, что младенец, даже находящийся во чреве матери, уже хорошо чувствует, что происходит вокруг него. Для будущих родителей, и вообще для всех людей, этот отрывок является важным указанием на то, как внимательно надо относиться к беременным женщинам и в целом к беременности. Ученым известно, что не только условия плодоношения, но даже и обстоятельствазачатия сказываются на будущем характере и психике младенца. Ну, и главное, с момента зачатия начинается жизнь нового человека! Особый день На Литургии в Благовещение читается тот отрывок из Евангелия, который говорит нам о самой сути праздника. Событие же, которое непосредственно с этим связано – рассказ о путешествии Девы Марии к Своей родственнице Елизавете, хотя оно хронологически и произошло позже, читается накануне Благовещения на Всенощной. В этом нет ничего удивительного, ведь примерно также бывает и в иконописи, когда на одном видимом пространстве помещаются разновременные события. Все они, так или иначе, связаны между собой, но в центр помещается событие, которому посвящена сама икона. Это мы видим, и на иконе Рождества Христова, и на образе Рождества Пресвятой Богородицы и на многих других. У Благовещения есть и другие богослужебные особенности. Так, например, если Благовещение выпадает на Великий пост, то эти два события объединяются в богослужении. Церковь не ставит между праздником и постом «или, или», она говорит «и, и», то есть это и праздник, и пост одновременно. В богослужебном плане день Благовещения, выпавший на Великий пост, это всегда довольно насыщенное событие. Пасхальный цикл идет по лунному календарю, а Благовещение, как и Рождество Христово, – по солнечному, поэтому и происходит сочетание отдельных частей служб в едином великопостном богослужении праздника. Есть еще такое редкое и удивительное богослужение как Кириопасха, то есть господствующая Пасха – это праздник Благовещения, выпавший на Пасху Христову. Последний раз такое событие произошло в 1991 году. В этом, вероятно, можно усмотреть и особый духовный смысл, так как это было время, когда в нашей стране пал атеистический режим и вновь утвердилась свобода веры. Предполагаю, что Кириопасха 1991 года принесла нашей стране своеобразное духовное обновление.

http://foma.ru/blagoveshhenie-volya-boga...

А почему никогда не переносится? Да потому что это — особый Праздник, и вовсе не Одной только Пресвятой Богородицы: это Праздник начала нашего спасения, «главизна нашего спасения». Это Праздник Воплощения Господа Иисуса Христа. Как замечательно сказано у святителя Андрея Критского: «От Отца безлетно Сына в лето родила Еси, Пречистая...». «От Отца безлетно» — то есть от Отца, вне времени Пребывающего! Во время родила, то есть, в пространство земли и времени вошел Превечный и выше всего Пребывающий Бог! Сына во времени родила еси, Пречистая. И вот, это время нельзя перенести. Почему нельзя? Вот такое соотношение вечности и времени просто поражает, это трудно осознать! Но, тем не менее, это так. Почему Благовещение празднуется 25 марта по старому стилю, т.е. 7 апреля по новому? Да потому, что 25 марта/7 апреля — это ровно за девять месяцев до Рождества Христова, которое празднуется 25 января/7 января. Ровно девять месяцев («Сына во времени родила Еси, Пречистая»). То есть Господь подчинился законам земного бытия. И Он же сотворил весь женский род и даровал возможность рождения детей, которые девять месяцев в утробе пребывают. Поэтому этот день и не переносится. Само название праздника Благовещание («Евангелисмос», по-гречески) — от слова «Евангелие». Евангелие — ведь тоже «благовестие», Радостная Весть. Поэтому Евангелие и «Евангелисмос» (то есть Благовещение) — родные. Евангелие — это как раз и есть Благовещение, которое было потом развернуто описано в Евангелии: до Воскресения Господа Иисуса Христа и Вознесения Его на небо. И в самом центре каждого православного храма имеется в восточной части алтарь, а к нему ведут царские врата, в которые входит Царь Славы, Господь Сил. А на царских вратах имеется икона, обычно двойная: с левой стороны от нас — архангел Гавриил, а с правой — Пресвятая Богородица). В центре врат — икона Благовещения, а по краям — четыре Евангелиста, которые благовествуют о пришествии в мир Спасителя и Бога нашего. Хотелось бы сказать о событии праздника.

http://pravoslavie.ru/69792.html

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних . Великая Пятница  29 апреля в 2016 году — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы . Утром в Великую Субботу, 30 апреля в 2016 году, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох . В этот день разрешается вкушение вина. В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов. Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня. Сорок мучеников Севастийских 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти совершается литургия Преждеосвященных Даров (если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем). Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни. Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки» . Благовещение в 2016 году Значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста. Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба. За исключением случаев, когда Благовещение попадает на Страстную Седмицу. Строгий пост

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Возможно, установление связано с посещением равноапостольной царицей Еленой мест земной жизни Иисуса Христа. В этих местах началось строительство храмов. Особое внимание христиан стали привлекать события Рождества Христова и тайна Воплощения. Некоторые авторы приписывали установление праздника святителю Кириллу, патриарху Иерусалимскому (313–386 гг.). Однако говорить о повсеместном почитании Благовещения как отдельного праздника в IV–V веке достаточно сложно, потому что письменных источников об этом немного. Но в VI веке появляется кондак на Благовещение, написанный преподобным Романом Сладкопевцем . А с конца VII столетия можно свидетельствовать о том, что Благовещение Пресвятой Богородицы стала одним из самых почитаемых праздников в столице Византии — Константинополе. Богослужебные особенности Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходится на период Великого поста . В зависимости от того, в какой день он случится, богослужение праздника будет иметь свои особенности. Вечернее богослужение накануне праздника, если он случится в будний день Великого поста, состоит из великого повечерия с литией (выходом священнослужителей в притвор, а затем на середину храма для возглашения особых прошений и благословения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) и утрени. Такой состав богослужения хорошо знаком христианам по праздникам Рождества Христова и Крещения Господня . На утрени поется величание праздника «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», в центре храма читается Евангелие. О том, что праздник совершается в период Четыредесятницы, будет напоминать то, что великое славословие будет не петься хором (как на утрени в воскресенье или другой праздничный день вне поста), а читаться. В конце богослужения священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина и вместе с молящимися делает три поклона (вместо обычных 16: четырех великих и двенадцати малых). В сам день праздника совершается чтение 3-го, 6-го, 9-го часов и изобразительных. Вместо Литургии Преждеосвященных Даров будет совершаться Литургия святителя Иоанна Златоуста в соединении с вечерней.

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

Примечание. Каждый четверопеснец Триоди содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди) и в счет не входят. Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...». Примечание. Типикон, предписывая при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста перенос библейских песней на пятницу, определяет, что каноны в день предпразднства должны петься с Песнями Священного Писания не в великопостной редакции (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Однако при решении вопроса о редакции библейских песней в предпразднство Благовещения следует учитывать то, что в седмичные дни св. Четыредесятницы Устав назначает в этот день великопостную службу с Аллилуиа и поклонами (и, следовательно, с великопостными библейскими песнями), а также то, что при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста в богослужении сохраняются песнопения Октоиха (например, мученичны на «Господи, воззвах», седальны по кафизмах, стиховны утрени). Принимая во внимание указания богослужебных книг относительно редакции Песней Священного Писания в сырную субботу и в субботу 1-й седмицы Великого поста, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы при совпадении этого дня с субботой 3-й седмицы Великого поста можно считать допустимым пение канона с библейскими песнями и в будничной редакции Господеви поем, и в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й – ирмос канона предпразднства, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца). По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-06/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010