(parishes.mrezha.ru) Со времен первых православных миссионеров и Первосвятителей сохранилась традиция строить на северных землях Благовещенские храмы как символ «просвещения, яко же и Благовещение спасения нашего начало». Один из самых известных храмов во славу Благовещения Пресвятой Богородицы был в селе Сизябск на реке Ижме. К его постройке приступили в 1843 году. Когда каменную однопрестольную церковь вчерне достроили (в 1846 г.), случилось несчастье - в день поднятия креста главный купол вместе со сводом обрушился. 23 августа 1854 года, после восстановления свода, храм был освящен. Почему был выбран именно Сизябск, ответить не трудно. Из этого села ижемские оленеводы - православные христиане - отправлялись после праздника Благовещения на летовку в тундру. Величественное каменное строение Благовещенского храма венчали легкие купола: четыре купола в знамение четырех Евангелий окружали центральную главу храма. Купол над алтарной частью - в честь Богоматери. Внутри храм расписан фресками на евангельские сюжеты. В восточной стене его был когда-то искусно выполненный цветной витраж с изображением Пресвятой Девы Марии, которое каждое утро словно оживало в лучах восходящего солнца. Старожилы рассказывают, что раз в год, на Благовещение, «когда солнце играет», Дева Мария озаряла прихожан храма своей радостью. В Сизябске Благовещение называют «самым большим праздником у Бога. По поверьям, уже сам путь к Благовещенскому храму может принести избавление от греха и исцеление от болезней. Из села Ижма до сизябского храма больные и страждущие проходили семикилометровый путь на коленях, преодолевая несколько подъемов и спусков, делая в дороге несколько остановок. Чтобы успеть к утренней службе, выходили из Ижмы глубокой ночью. Совершая трудный путь до храма, его участники как бы повторяли путь Христа на Голгофу в надежде на телесное и духовное воскрешение. На коленях они обходили по солнцу храм у иконы Благовещения и до обедни стояли на коленях... Со второй половины 30-х годов Благовещенская церковь разделила судьбу большинства храмов: сначала была превращена в склад, а позже в клуб. В 1936 году был арестован последний священник сизябского прихода - отец Александр. В том же году сняли колокол с деревянной колокольни, а саму ее позднее разобрали. На каменном фундаменте сегодня стоит жилой дом.

http://sobory.ru/article/?object=12536

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей. 28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство Благовещенского кафедрального собора. Значительные средства на строительство собора внес И.М. Шабанов. До 2003 года активно финансировал строительство Новолипецкий металлургический комбинат. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II освятил закладной камень новой святыни епархии. – Я убежден, – сказал Святейший Патриарх, – что Благовещенский кафедральный собор станет украшением города Воронежа, местом, где люди будут черпать духовные силы, согласие, мир и любовь друг к другу. Этот храм – не только памятник истории, но и памятник трем православным соборам, некогда украшавшим Воронеж. Его строительство – акт покаяния за грехи наших отцов и дедов, которые разрушали святыни Отечества. В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить… Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь. Воссоздание соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы – это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов. Благовещенский кафедральный собор в ВоронежеЕсли мы оглянемся на нашу историю и посмотрим – разве храмы создавались и строились в легкие времена? Да и были ли в нашей истории такие легкие времена? Напротив, как раз в трудные времена люди проявляют свою жертвенность и строят храмы как место молитвы, как место общения с Богом. Отсюда идет проповедь христианской веры. Здесь люди научаются жить по заповедям Божиим. Наиболее значимые события в строительстве Благовещенского кафедрального собора происходили в дни Богородичных праздников – в этом проявляется особое покровительство Божией Матери, ведь собор назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 августа 1998 года, в праздник Успения, было освящено место под строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спустя три года в этот же день был поднят купол, а в праздник Покрова Божией Матери освящен 12-метровый крест весом почти 5 тонн, который изготовлен и установлен специалистами Волгодонского инженерного центра «Грант». 23 марта 2002 года был освящен и поднят на звонницу Благовещенского кафедрального собора самый главный колокол. Его вес – 6 тонн. Главный «голос» будущего кафедрального собора был отлит по специальному заказу воронежским предприятием «Вера» (колокололитейный завод В. Анисимова). 2 августа 2002 года были освящены шестиметровые кресты для малых куполов собора. Храм в наши дни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня. В XVI–XVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине XIX века. В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»: Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября; Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово – 25 декабря (7 января); Крещение Господне – 6 (19) января; Сретение Господне – 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой; Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг; День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье; Преображение Господне – 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа. В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник». Предпразднства и попразднства Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Карл Бланк возвел новый храм в красивом барочном стиле. Это было высокое, одноглавое здание гражданской архитектуры, с пилястрами коринфского ордена и с украшенными лепниной окнами, расположенными на наружных стенах. При церкви была выстроена трехъярусная квадратного сечения часовня, украшенная ионическими пилястрами. На освящении храма в январе 1768 года присутствовала сама Екатерина, в честь которой и для её посещения в церкви устроили особое царское место. Императрица после проведения обряда освящения храма в этот же день отбыла в Санкт-Петербург, а царское место сохранялось в церкви до самой революции как памятная достопримечательность. Храм сильно пострадал и был разорён французскими солдатами во время захвата Наполеоном Москвы в 1812 году. С 1860 года церковь святых чудотворцев и бессеребренников Кира и Иоанна использовалась в качестве склада для утвари перестраиваемого в то время Ивановского монастыря. А весной 1873 года император Александр II издал Указ, согласно которого при храме учреждалось Сербское подворье, представляющее из себя посольство Сербской православной церкви. Церковь с приделами Спаса Нерукотворного Образа, Николая чудотворца и Александра Невского была отремонтирована и вновь освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в ноябре 1874 года. В 1892 году здесь была выстроена небольшая шатровая часовня в псевдорусском стиле по проекту архитектора М.С. Шуцмана. Часовня была освящена в честь имени святого Саввы Сербского. В церкви на Сербском подворье, которое просуществовало до 1918 года, молились о даровании славянам победы над турецкими завоевателями. Храм закрыли в 1932 году, арестовав перед праздником Благовещения последних двух его священников. В 1934 году храм и часовню окончательно разрушили, а на этом месте построили невзрачное одноэтажное здание, в котором открыли кулинарию. Единственное напоминание о разрушенной церкви – это чудесным образом сохранившийся между домами столб ограды. Кира и Иоанна, святых бессребреников, на Солянке церковь

http://sobory.ru/article/?object=34395

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   Схоларий в своем слове на Благовещение Пресвятой Богородицы идет к самым истокам человеческого бытия, говорит о создании Богом человека и о предназначенной ему светлой судьбе, а затем говорит о грехопадении и беспомощности человечества спастись своими силами. Для спасения человека необходимо было Пришествие в мip Спасителя. Была необходимость в Воплощении Божием, а для этого была необходима безгрешная и святейшая Дева. Которая стала бы Матерью Божией. Пока в человечестве не находилось такой прекрасной Девы, Воплощение было невозможно. Пресвятая Дева Мария стала Божией Матерью в силу двух причин: Ее личной святости, превышающей всякую возможную на земле святость, и в силу благодати Божией, приготовляющей Ее к служению Матери Слова Божия. Схоларий подробно рисует нам духовные качества Пресвятой Девы. Подобно другим авторам, бывшим прежде него, он создает диалог между Пресвятой Девой и архангелом Гавриилом, возвестившим Ей чудо Благовещения. Автор подробно объясняет значение слов архангела, а также ответа Пресвятой Девы Марии. Он разъясняет, почему воплотилось и стало человеком не иное Лицо Св. Троицы, а именно Второе Лицо, Божественное Слово. Затем автор сравнивает день Благовещения с остальными днями и праздниками, с днем, когда Бог сотворил человека, с днем Воскресения Христова и с днем Второго Пришествия Спасителя, и говорит, что день Благовещения как день начала «воссоздания человека» преимуществует над всеми другими днями. Воссоздание человека служит началом для воссоздания всего мipa, всей природы. Говорит он о том, что Христос пришел разрушить средостение, разделявшее нас с Богом, и примирить нас с Богом, «уплатив за наши грехи». Здесь, возможно, сказывается и некоторое влияние богословия Фомы Аквината на образ мыслей автора.    Автор прекрасно рассуждает о значении Пресвятой Девы как Предстательницы за человеческий род. Кончает он свою речь такими словами: «Да будет снисходителен к нам Владыка, а посему — и Ты, Которой мы столь докучаем. Да, Дево и Богородице, наша Единая Предстательница к Рожденному от Тебя, Богу!» При конце слова (§ 61—62) автор говорит о бедственном положении греческого народа и выражает надежду, что христианские народы Востока и Запада перестанут спорить о догмате и составят союз в борьбе с нечестивыми (т. е. турками), и «бедственно разделенная Церковь найдет мир и сольется в одно». Эти чаяния автора отражают те настроения, которые господствовали в те времена в Константинополе в ожидании начала переговоров между греками и латинянами на соборе в Италии. Схоларий и по своему положению «генерального секретаря императора», и по своему личному убеждению верил в возможность такого соединения Церквей, и эта его вера нашла себе место в заключительной главе его слова на Благовещение Пресвятой Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

Схоларий в своем слове на Благовещение Пресвятой Богородицы идет к самым истокам человеческого бытия, говорит о создании Богом человека и о предназначенной ему светлой судьбе, а затем говорит о грехопадении и беспомощности человечества спастись своими силами. Для спасения человека необходимо было Пришествие в мир Спасителя. Была необходимость в Воплощении Божием, а для этого была необходима безгрешная и святейшая Дева, Которая стала бы Матерью Божией. Пока в человечестве не находилось такой прекрасной Девы, Воплощение было невозможно. Пресвятая Дева Мария стала Божией Матерью в силу двух причин: Ее личной святости, превышающей всякую возможную на земле святость, и в силу благодати Божией, приготовляющей Ее к служению Матери Слова Божия. Схоларий подробно рисует нам духовные качества Пресвятой Девы. Подобно другим авторам, бывшим прежде него, он создает диалог между Пресвятой Девой и архангелом Гавриилом, возвестившим Ей чудо Благовещения. Автор подробно объясняет значение слов архангела, а также ответа Пресвятой Девы Марии. Он разъясняет, почему воплотилось и стало человеком не иное Лицо Св. Троицы, а именно Второе Лицо, Божественное Слово. Затем автор сравнивает день Благовещения с остальными днями и праздниками, с днем, когда Бог сотворил человека, с днем Воскресения Христова и с днем Второго Пришествия Спасителя, и говорит, что день Благовещения как день начала «воссоздания человека» преимуществует над всеми другими днями. Воссоздание человека служит началом для воссоздания всего мира, всей природы. Говорит он о том, что Христос пришел разрушить средостение, разделявшее нас с Богом, и примирить нас с Богом, «уплатив за наши грехи». Здесь, возможно, сказывается и некоторое влияние богословия Фомы Аквината на образ мыслей автора. Автор прекрасно рассуждает о значении Пресвятой Девы как Предстательницы за человеческий род. Кончает он свою речь такими словами: «Да будет снисходителен к нам Владыка, а посему – и Ты, Которой мы столь докучаем. Да, Дево и Богородице, наша Единая Предстательница к Рожденному от Тебя, Богу!» При конце слова (§ 61–62) автор говорит о бедственном положении греческого народа и выражает надежду, что христианские народы Востока и Запада перестанут спорить о догмате и составят союз в борьбе с нечестивыми (т. е. турками), и «бедственно разделенная Церковь найдет мир и сольется в одно». Эти чаяния автора отражают те настроения, которые господствовали в те времена в Константинополе в ожидании начала переговоров между греками и латинянами на соборе в Италии. Схоларий и по своему положению «генерального секретаря императора», и по своему личному убеждению верил в возможность такого соединения Церквей, и эта его вера нашла себе место в заключительной главе его слова на Благовещение Пресвятой Богородицы. Георгия Куртезия Схолария слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Всегда в день Благовещения в Назаретском храме совершается торжественная Божественная Литургия при огромном стечении богомольцев – как местных жителей, так и благочестивых христиан всего мира. Двадцать столетий прошло с того дня, когда с небесных кругов слетел Архангел Гавриил, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии о Воплощении от Нее Сына Божия, о начале спасения рода человеческого, и вещественными памятниками этого величайшего исторического события остаются до настоящего дня и останутся на вечные времена святой город Назарет и в особенности те места, которые были освящены жизнью и деятельностью Пресвятой Богородицы и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из рода в род, из поколения в поколение природные памятники великих событий Домостроительства Божия остаются вечными неподкупными свидетелями проявившейся тайны Божией о спасении человечества через Воплощение Сына Божия от Девы Марии. Пусть люди неверующие для собственного успокоения говорят, что Бога нет, пусть безбожники не признают Христа исторической личностью, не верят свидетельству святых евангелистов и апостолов, непосредственных очевидцев и постоянных спутников Христа. Благодать, благовествуемая Архангелом Гавриилом, не коснулась их ожесточившихся сердец, и никакие свидетельства для них не обязательны. Но в таком случае против них «камение возопиет» ( Лк.19:40 ), – те самые камни, из которых построены жилища Пресвятой Девы Марии и Спасителя нашего Иисуса Христа в Назарете, сохранившиеся до нашего времени в своем первоначальном виде. История мировых событий пишется не только пером современников. Сама природа увековечивает память об этих событиях. Вещественные памятники навсегда остаются верными и неопровержимыми, хотя и немыми, свидетелями истинности и действительности всех новозаветных событий из жизни как Пресвятой Девы Марии, так и родившегося от Нее по наитию Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа. Не подлежит никакому сомнению тот исторический факт, что в день Благовещения Пресвятой Девы Марии положено начало нашего спасения, что и утверждает Православная Церковь в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010