Однако при всем оскудении телесных сил, отец Парфений пережил 1854 год и вступил в новый, 1855. Промыслу угодно было продлить земную жизнь подвижника, чтобы исполнить его всегдашнюю молитву о ниспослании ему кончины в день великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и вместе – воспоминания крестных страдании и смерти Спасителя. В 1855 году праздник Благовещения случился в Великую Пятницу, – и вот в этот-то знаменательный и желанный день скончался подвижник Божий... Зная о благоговейном уважении и преданности Мухановых отцу Парфению, духовная дочь его княгиня В. Голицына поручила своей дочери, В.П.Шереметевой, немедленно отправить к ним копию с ее письма, писанного на другой день кончины старца, 26 марта, к Н.Н. Мальцевой. Вот что писала княгиня Голицына Мальцевой: «Киев, 26 марта, 1855 года. С потрясенной душой извещаю вас, моя милая, о горестной потере, которую мы понесли. Глубокочтимый батюшка скончался вчера, в 5 часов утра, или, скорее, начал ту новую жизнь, для которой он здесь, на земле, измождал свою плоть. Семнадцатого я была у обедни у него; он меня принял с совершенно особенным благоволением, говоря: приходи чаще, и затем: как ты мне угодила тулупчиком, (он с ним не расставался), – так тепло, легко и мягко; много таких присылали, все не то. – Затем, обращаясь к госпоже Бердяевой и показывая на меня, говорит: что ж ты ее к себе не зовешь? – как бы желая нас сблизить. Я принимала каждое его слово, как сокровище. Я выражала ему сожаление, что ничего не могла найти для подарка в его церковь к Пасхе. Ничего не надо, ничего, все есть, – сказал он кротко, но твердо. Начав говеть, я иду к нему испросить благословение и просить меня исповедать, – это было двадцать третьего, – нахожу его в постели; он с трудом дышит, рот полуоткрыт, сильно страдает от удушья и не может произнести почти ни одного слова. Он благословил меня и сказал: приходи завтра, исповедую тебя. – Двадцать четвертого я прихожу после обедни и нахожу его сидящим и несколько более бодрым. Он встал, чтобы исповедовать меня, надел епитрахиль и, стоя, опираясь на аналой с плащаницей – подарок нас обеих – исповедал меня и благословил.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

7 - 8 ноября 1999 года, за два дня прихожанами вручную был вырыт ров под фундамент здания. 10 ноября были проведены подготовительные работы для фундамента и заложен под восточную стену камешек со святой земли ( " Неопалимая купина " ) 14 ноября, в день памяти святым Космы и Дамиана, состоялось освящение земельного участка отцом Сергием и воздвижение Креста. С ноября 1999 года стали завозить строительные материалы на площадку. 29 марта 2000 года началось строительство храма, были положены в фундамент первые колонны. Когда начинали стройку, то у прихода ещё ничего не было. Люди узнавали, сколько денег в приходе и не верили, что община серьёзно собирается строить. Однако, по Божьей воле и с Божьей помощью - храм стоит. Церковь построили за кратчайший срок, в течение года, на пожертвования прихожан. Благотворительную помощь оказывало книжное издательство " Новониколаевск " . В марте 2001 года установили иконостас. Царские ворота вырезали в городе Енисейске в Свято - Иверском монастыре. 30 марта 2001 года прошло малое освящение храма. Освящал протоиерей о. Александр Реморов и настоятель о.Сергий Якушкин. Были гости: о.Сергий Федосеев и о.Вячеслав из храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы района " Щ " , о.Анатолий Носков из храма св. Николая района Н. Ельцовка, о.Филипп - игумен монастыря во имя святого мученика Евгения на ОбьГЭСе. 1 апреля 2001 года служили первую Божественную литургию в построенном храме. После литургии был крестный ход в детский сад (бывший храм) за иконами. Служили там благодарственный молебен. Летом 2001 года проводились все необходимые внешние и внутренние работы: покраска крыши, отделка барабана, благоустройство территории, утепление кочегарки. 21 августа 2001 года провели телефон. 21 ноября 2001 года к храму подвели водопровод. 7 апреля 2002 года, на престольный праздник храма, Благовещение Пресвятой Богородицы, прихожане услышали первый колокольный звон. Сейчас ведётся строительство воскресной школы и трапезной. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

В 1986 году, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы , настоятель монастыря архимандрит Иоанн (Шеклашвили) постриг послушника Михаила в монахи с именем Лазарь. В том же году в Лазареву субботу в Сионском патриаршем соборе Святейший и Блаженнейший Илия II рукоположил его во диаконы, а в день Святого Духа – во священники. С 1987 года по 14 января 1997-го отец Лазарь был настоятелем Бетанского монастыря. Весной 1991 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II возвел отца Лазаря в звание архимандрита. Отец Лазарь был первым, кто возродил школу грузинской иконописи Отец Лазарь был первым, кто возродил школу грузинской иконописи. Им написаны многие общеизвестные иконы: из иконостаса Светицховели, икона Трех святителей в Сионском соборе, святого Георгия, апостола Фомы, большой Крест в Сионском соборе с изображением Распятия и Воскресения, большой запрестольный крест, который сейчас покоится в патриаршем соборе Святой Троицы. Отец Лазарь расписал храм святой царицы Тамары. А для главного храма Бетании, посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы, им написаны Иверская икона Божией Матери, а также образа для иконостаса. Его перу принадлежит множество духовных книг: он писал как на духовно-нравственные, так и на богословские темы. Некоторые его работы носят полемический характер. Его труды изданы как в Грузии, так и за ее пределами, переведены на сербский, болгарский и другие языки. Он был неустрашимым и стойким защитником Православия и традиционной морали! Отличался антиэкуменическим настроем, много боролся за выход Грузинской Церкви из состава Всемирного совета церквей, но никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение Патриарха. Он боролся как против ереси, так и против раскола. Отец Лазарь активно выступал против трагического факта – схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами. Весной 1997 года он с двумя послушниками отправился на Святую гору Афон. Вернувшись через полтора месяца, 20 мая 1997 года поселился в селе Табаруки, в доме, подаренном близким верующим человеком. Там был основан скит Рождества Пресвятой Богородицы. Осенью вернулись его духовные чада (один с Афона, другой после лечения тяжелой травмы).

http://pravoslavie.ru/115478.html

Деятельность преподобного Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он распространял Православие среди жителей окрестных мест — эстов и сэту, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами. Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь. По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения. В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги — он создал в монастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастыря традицию летописания. Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии н благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу». В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери». Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над Святыми Вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Православной

http://pravicon.com/info-2722

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Не только в нынешнем году праздник Воскресения Христова совпал с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (в понедельник Светлый), но и каждогодное Воскресение Христово празднуется не без Благовещения: ибо ежегодно, когда мы празднуем Пасху Христову, в самый первый недельный день Пасхи, слышим, что о Благовещении проповедуется в Евангелии, в таких словах: и Слово плоть бысть. Что сказывают нам эти слова? не проповедуют ли о Благовещении, в которое гласом Архангельским осенением Духа Святого Бог Слово воплотился во утробе Пречистой Девы Марии, и Слово стало плотью? Видите: Воскресение всегда бывает не без Благовещения. В Благовещении Пресвятой Богородицы воплощение Бога Слова было благоволением Бога Отца, осенением и действием Святого и соизволением Самого Слова. Воскресения Христа из мертвых было благоволением Бога Отца, вместе со Святым Духом и соизволением Самого Христа: ибо св. Петр [говоря к первосвященникам и старейшинам иудейским: Иисуса Христа назорея, Его же Бог воскреси от мертвых... ( Деян. 4:10 )] явно показывает, что Христос воскрес благоволением Бога Отца, содействием и Святого Духа, по следующему изречению пророка Иезекииля: прииде на мя Дух и постави мя на ногу моею ( Иез. 3:24 ), и соизволением Самого Христа, как имеющего на то власть ибо Он говорил: область (власть) имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю ( Ин. 10:18 ). Как, умирая на кресте, Он предал дух Свой Отцу Своему, говоря: Отче, в руце Твои предаю дух Мой ( Лк. 24:46 ), так и приял дух Свой от рук Отца, восстав из гроба, воскресши из мертвых. В Благовещение Ангел Гавриил был служителем чуда: Ангел предстатель с небес послан был изречь Богородице: радуйся. И Воскресение Христово – не без Ангельской службы: ангел Господень сошед отвали камень, и два ангела были видимы во гробе. И о том, что Ангел пришел к Богородице и благовестил Ей Воскресение Христово, св. Церковь возвещает песню: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. Твой Сын воскресе тридневен от гроба». В Благовещении Пресвятая Дева изъявила Ангелу Свою целомудренную неповинность, непричастность мужу: како будет сие, идеже мужа не знаю ( Лк. 1:34 ), неповинна плотскому супружеству? В страдании Господнем, прежде воскресения, Пилат свидетельствовал о неповиновности Иисусовой, говоря: никоеяже вины обретаю в человеце сем ( Лк. 23:4 ), неповинен смерти!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И вообще это сочинение является «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного богослужения в частности как по новости и Обилие обработанного материала, так и по характеру обработки этого материала, вполне научному» (из-за чего Доцента н. Красносельцева ). Перед защитой диссертации автор произнес речь, под заглавием: «способы определения времени написании рукописи без определенных Дат вообще и богослужебных рукописей в частности», и затем напечатал её в «православном собеседнике» в 1884 году. В 1885 году. Им были помещены статьи: «Греческие Нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии» в «Православном обозрении»; «описание Нежинских рукописей, поступивших в церковно-археологический музей при Киевской Духовной Академии», и ряд статей в «руководство для сельских пастырей» под следующими заглавиями: «чин скрывания новобрачных» (в 2). – «чтение Евангелие на 6 и в первые три дня страстной седмицы» (в 8). – «Вынос плащаницы на вечерней в Великий пяток» (в 9). – «Выход священнослужителей на середину храма перед плащаницей для пения непорочных в Великую субботу на утрени» (в 10). – «Вынос плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ним кругом храма» (в 10) – «Начало утрени в первый день Пасхи и крестный ход кругом храма и перед этим началом» (в 11). – «Время совершения литургии в первый день Пасхи» (в 13); – «Чтение Евангелие в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение» (в 13). – «Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника благовещения Пресвятой Богородицы» (в 13). – «Снятие плащаницы с престола в день отдания Святой Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии» (в 20). – «5 сентября. Службы Святого пророка Захарии и Святой праведной Елизаветы» (в 44). – «Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него» (в 46). – «Кто виноват?» (в 49 и 50). – В 1886 году: «Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Чистая Богоматерь непрерывно ходатайствует пред Христом о даровании людям первого блаженства (Там же, с.36). Пречистая Дева – посредница Боговоплощения. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира (Там же, с.37). Пресвятая Богородица рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения (Там же). Предпочтением девства супружеству и молитвенным служением Богу день и ночь Пречистая Дева постепенно уготовила Себя в обитель Богу Слову (Там же, с.67). В какой момент произошло зачатие Сына Божия Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах – «Вот, Я – раба Господня. Будь Мне по слову твоему» ( Лк.1,38 ), – было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу (Там же, с.87). В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни (Там же). Благовещение Праздник Благовещения – воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с Ним и сотворила его Божией Церковью (4, с.78). Христос Бог наш принял естество, подобное нашему, исключая грех Христос Бог наш от Обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. «Он воспринял», по выражению св.Феофана, митрополита Никейского, «худшее, чтобы подать лучшее». Не­когда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть Богом, и не достиг осуществления своего желания. Но Воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом (Там же, с.79). Когда человеческая природа вышла из порабощения греху В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения при­нятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество ради спасения людей (Там же, с.79).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В начале, издание подробно повествует о явлении чудотворной иконы и первом исцелении: «У Сергея Максимовича и Евдокии Иосифовны Лепешкиных росла девочка Лиза. В десятилетнем возрасте она, начав хорошо учиться в приходском училище, стала вдруг слабеть в успехах, жаловалась на забывчивость. На праздник Благовещения 25 марта 1910 года у девочки заболела голова, потом быстро появился жар, бред. Начались припадки. Когда обращение к докторам не показало заметных успехов для здоровья, с ней стали путешествовать по святым местам, ближайшим к городу, но это мало помогало. 2 августа того же года, когда в доме Лепешкиных была принята икона Владимирской Божией Матери из Ростовского собора. После водосвятного молебна девочку покропили святой водой. Ей стало вдруг очень тяжело. Тогда, после долгих ожиданий конца припадка, почувствовав прилив горького отчаяния, отец ее воскликнул: «Матерь Божия, Владычица! Или возьми ее коль так, на Свои Пречистые Руки или нам отдай!» В ту же секунду девочка утихла, и вдруг из ее уст очень тихо, но совершенно ясно и отчетливо, как бы проговоренные кем-то другим, послышались слова: «Молись Умилению Божией Матери». Однако предстало немалое затруднение. Что это за «Умиление»? Не раздумывая долго, на следующий день, мать привела девочку в Яковлевский монастырь и заказала молебен перед Ватопедской иконой Богоматери. Наконец, из слов девочки, которая в забытьи много говорила, например, такие слова: «Моя церковь в глазах ваших... направо.., а Я нахожусь там налево.., а служитель там – Константин», мать поняла, что искомая святыня находится в ростовской церкви Благовещения. В тот же день, в 9 часов вечера, Божия Матерь явилась девочке в доме, где она жила. Одновременно священник Константин Любимов нашел в своей церкви икону «Умиление». Пришла мать с девочкой, и был отслужен молебен, затем девочку исповедали. После исповеди священник сел с девочкой на одну из лавочек, стоявших в церкви, и стал спрашивать о болезни. Во время беседы девочке опять стало плохо и, впав в забытье, она вдруг проговорила совершенно ясно: «Вот, Я тебя теперь и благословила!» Священник и мать девочки поверглись в трепет и изумление, подтвердив, друг другу слышанное. Когда девочка очнулась, то рассказала, что видела, как пришла вдруг точно по воздуху икона Божией Матери с Младенцем на коленях, и у Младенца яблочко в руках, причем от иконы, озаренной необыкновенным светом, послышался голос: «Вот, Я тебя теперь и благословила!» Лиза подтвердила, что явившаяся ей икона была точь-в-точь похожа на ту, пред которой они только что, служили молебен. Все произошло поздно вечером 3 августа 1910 года.

http://pravicon.com/info-708

За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день ушел из жизни преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы , в которой прославился Федор Сабур) и в связи с погребением брата Василия III князя Семена Ивановича (28 июня 1518 года) . Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа. Известно, что между ними велась переписка, которая, к сожалению, не сохранилась. Кроме того, мы вновь видим, что многие события в жизни семьи приурочивались к памятным датам. До нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились и однофигурные композиции: пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр» (напомню, что, как и Сабуровы, святитель был галицко-волынского происхождения и, по преданию, его судьба тесно связана с ними), «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям – в 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени. Наряду с работами, вышедшими из мастерских других потомков Захарии Чета – Сабуровых, Годуновых и Пешковых, лицевое шитье из мастерской великой княгини Соломонии постоянно упоминается в трудах искусствоведов – как наиболее яркий образец русского искусства XVI века.

http://pravoslavie.ru/58468.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010