Эта Мария с величайшим послушанием и смирением выполняла волю Божию с самого раннего детства. Рождённая по действию благодати Божией от престарелых и заматеревших родителей (Иоакима и Анны), Она получила воспитание в благодатной атмосфере храма и явилась избранным сосудом Божиим для вмещения Невместимого, для рождения по человечеству (по плоти) Сына Божия. Как отнеслась к этому высокому предназначению юная Отроковица? Возгордилась? Возомнила о себе? Она преисполнилась ещё большим смирением и послушанием воле Божией архангелу Гавриилу, благовестившему Ей о рождении от Неё Сына Божия. Она ответила: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему ( Лк. 1:38 ). Когда после этого чрезвычайного события (благовещения) праведная Елисавета приветствовала Её, то Она отозвалась о Себе так же: Господь призрел на смирение рабы Своей ( Лк. 1:48 ). Вот откуда, братия и сестры, произошли, получили своё начало столь и доселе употребительные слова: раба Божия. Это слово Преблагословенной и Пречистой Богородицы. Кто из нас достоин их? К кому из нас они приложимы? Когда после рождения Богомладенца в вифлеемских яслях пастухи поклонились Ему и рассказывали Богоматери о том, что слышали от ангелов, Она сохраняла все слова сии, слагая их в своё сердце ( Лк. 2:19 ). Слагать в сердце слова ангела или Господа – значит духовно питаться ими, возрастать и укрепляться благодатной, действенной силой, свойственной им ( Евр. 4:12 ). И в дальнейшей Своей жизни Матерь Божия благодатно слагала в Своём сердце всё, что касалось Её Самой и Сына Её: и Его подвижническую жизнь, как Учителя-Просветителя, и Его мучения на суде и на Голгофе как Искупителя-Спасителя. Соболезнуя и сострадая Ему, Она так обогатила благодатью сокровищницу Своего сердца, что и Сама стала помогать Сыну Своему спасать род человеческий: и Своим ходатайством заступничеством за людей, и Своим благодатным участием и помощью в скорбях и напастях их. Мы так и молимся Ей. «Пресвятая Богородице, спаси нас». Обращаясь к Ней, мы взываем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево!». Перед началом молитвы мы призываем обращаться к Ней с такими словами: «Владычице моя, Пресвятая Богородице Дево, спаси мя грешного» 147 . Мы взываем к ней: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя». Вот и сегодня, мы прославляем Её как «Заступницу усердную», за всех молящую Сына Своего и «творящую спасение всем, в державный покров Её прибегающим» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр. 2.10). Центром Киева стал храм Софии — Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы. В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) — благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской». В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий. Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», появилась «Кормчая» — перевод византийского Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище. В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства — архитектуры, живописи. Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло — Мефодиевское наследство. «Летит бо ныне словеньско племя», — так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное — богослужебные книги на близком и понятном языке.

http://pravicon.com/info-1778

_______ Наступает радостная весна с ее многоголосными, многогранными движениями. Ликование в небе, на земле и в людях, — и великий праздник оживляет землю. Радостно все: радостен мир, земля и небо, несказанны глаголы великого события явления святого Архистратига Деве Марии. Сияет мир необычным, всюду проникающим сиянием, и в светлом небесном сиянии проходит радостный день Благовещения Пресвятой Богородицы. Светло все, светло окружение Пречистой, блистает и примолк мир, узнавший о чуде. “В этот день, — говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Пимен, — такое свечение неба и вселенной, что только можно молчать, переживая зримое”. В эти дни и на земле изображается чудо: воскресает тварь. И вот на тихой дорожке кладбища появляются голубые мотыльки — пролетели, исчезли вдали, исполнив сердце человека неожиданной и тихой радостью. Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве благовестити странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род: людие, благовестите обновление мира. Так совершается великое чудо — и Гавриил благодать благовествует, и собирается незаметное радование вокруг существа Пресвятой Девы — и длится, нарастает, ширится, становится невместимым. Зане Бог, яко человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род. Праздник продолжается один день: так он велик, настолько объемлет чудо, — и, возвеселив людей церковных и весь мир, заключается великим торжеством и молчанием. Эксапостиларий не громок, велик в том, о чем умалчивает. Людям церковным он необходим, так как наполняет душу неизглаголанным и научает хранить в молчании пришедшую тайну, совершившееся чудо. Согретые церковной молитвой и чудом раскрывающегося в эти дни мира, верные обретают свой мир, шествуя по законам возникающих вместе с Благовещением праздников, получают утешение неизреченного покоя, тишины, и вместе с тем — радости, обладающей теперь всей их жизнью. _______

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

– А кто постригал вас в монахи? – Постриг меня в монахи архимандрит Стефан. Был на тогдашнем богослужении и митрополит Иов. День пострига – это удивительный день. Прошлое умирает, и рождается новый человек. Я тогда просил и сейчас прошу Господа, чтобы Он дал мне силы достойно нести определенный мне крест. – Когда вас рукоположили в священники? – В священнический сан меня рукополагали уже в другой епархии, потому что митрополита Иова, как я упоминал, перевели на Урбнисско-Руисскую кафедру. Я сначала подвизался в городе Сураме, а весной 1997 года в городе Хашури владыка Иов рукоположил меня во священники. И меня направили в Итрийский женский монастырь, основанный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там я сделал свои первые шаги как духовник, как пастырь. Там я сполна почувствовал всю ответственность служения перед Престолом Божиим. Потом меня перевели в город Карели – в храм Благовещения. А вскоре определили в Козипский мужской монастырь. – Расскажите, пожалуйста, об Итрийском женском монастыре . – Итрия является базиликой XVI века. Монастырь находится рядом с городом Сурами. Долгое время Итрия была обычной приходской церковью. В храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа – сюда собирался народ со всей Грузии. Понимая значимость этого уникального места, митрополит Иов благословил основать здесь женский монастырь. И работа закипела: построили кельи, стену вокруг территории, колокольню. Очень сильно был разрушен храм, а потому в нем до сего дня проводятся ремонтные работы, реставрация и роспись. В данный момент настоятельницей монастыря является игумения Пелагея. Я служил в этой обители приблизительно полтора года. – Когда вы стали игуменом? – В декабре 2000 года по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии. Это было неожиданно для меня. Господь милостив, но Он требует большего, когда ты поднимаешься по ступеням вверх. – Вы были наместником Козипского мужского монастыря. Чем известна эта обитель? – Козипский монастырь стал мне как-то по-особому дорог.

http://pravoslavie.ru/41637.html

Молчанием окутано пребывание юной Марии в алтаре, святая святых ветхозаветного Иерусалимского храма. Нечто чрезвычайное в плане превознесения человеческого достоинства происходит в момент, когда Дух Божий и Сила Всевышнего просят в Благовещении соизволения Девы на Воплощение Христа. Успение, этот особенно любимый монашеством праздник, приковывает к себе внимание содержащейся в нем тайной преображения " танатоса " , стихии смерти. Образ Покрова находится в этом же ряду и, можно полагать, представляет собой наиболее красноречивое свидетельство о Богородице как о Владычице мира и о Существе, прямо соединенном с Божественным. Наши глаза наверняка откроются к видению этого по окончании земной жизни, при переходе в вечность. Что-то теплое и живое охватит нас, оградит от испуга, плавно введет в новое бытие. И при всей новизне такое ощущение окажется родным и знакомым - его мы не раз улавливали самыми тонкими струнами души в атмосфере церковного богослужения, в трепетном и забывающем себя келейном молении ко Пречистой. Метафизика Покрова Божией Матери, присутствующего в жизни христианина, оказалась точно подмечена русским религиозным сознанием. Парадокс: не будучи двунадесятым, этот праздник у нас чествуется наравне с двунадесятыми. Русское Православие вообще тяготеет к Богородичному началу и символам. Чудотворные образа считаются хранителями земель Руси; ко всероссийским святым и наставникам, прп. Сергию Радонежского и прп. Серафиму Саровскому, были явления Пресвятой Девы. До нашего дня не утихают споры: существовал ли праздник Покрова в византийской традиции или явился чисто русским нововведением? Чествование Покрова совершается у нас еще с домонгольского времени, по крайней мере, с XI в., и такое установление праздника 1/14 октября обычно связывают с правлением князя Андрея Боголюбского, который, по преданию, в этот день одержал одну из своих военных побед и возвел первый на Руси Покровский собор близ Владимира, на реке Нерли. Но все же сомнительно, чтобы Русская Церковь в начале XI в., т.е. через полстолетия всего после Владимирова Крещения, уже чувствовала себя настолько самостоятельной, чтобы вносить свои правки в литургический календарь. О праздновании Покрова в византийской Церкви лучше сказать: " достоверных сведений не сохранилось " . Скорее же всего, праздник был, но в ряду других памятных дней, посвященных Божией Матери, оставался не слишком заметен. У Византии на то были свои причины, ведь существовало огромное множество дат, посвященных жизни, чудесам и чтимым образам Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/18/...

В конце вечерни поется тропарь Благовещения «Днесь спасения нашего главизна», после которого при пении тропаря «Благообразный Иосиф» на середину храма выносится Святая Плащаница. После этой вечерни полагается малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» творения Симеона Логофета. На практике он читается сразу после выноса Плащаницы. По прочтении этого удивительного канона вечерня заканчивается и все расходятся, чтобы через некоторое время снова собраться в храме. Вечер пятницы, 24 марта/6 апреля Вечером в этот день совершается утреня Великой субботы, песнопения которой также совмещаются с песнопениями Благовещения. После шестопсалмия поются тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти», «Мироносицам женам», а также тропарь Благовещения. Затем духовенство и хор посередине храма перед Плащаницей исполняют Непорочны, то есть стихи 17-й кафизмы с особыми удивительными припевами о погребении Христа, Его сошествии в ад, приходе жен-мироносиц, а также о грядущем Воскресении. По исполнении Непорочных поются воскресные тропари «Ангельский собор». После этого ради праздника Благовещения совершается полиелей (стихи специальных праздничных псалмов) и поется величание Благовещения «Архангельский глас», а также читается Евангелие праздника Богородицы («Воставше Мариам»). В храмах будут исполняться два канона – Благовещения и Великой субботы Неотъемлемой частью утрени является канон. В этот день в храмах будут исполняться два канона – Благовещения и Великой субботы. Особенностью первого канона является то, что по структуре он напоминает разговор Богородицы и Ангела. Второй канон наполнен глубочайшим богословским и догматическим содержанием о том, что происходило в момент возлежания Христа во гробе. После великого славословия Плащаница обносится вокруг храма с пением «Святый Боже», а потом читается отрывок из книги пророка Иезекииля о воскрешении мертвых, а также Апостол и Евангелие Великой субботы. Утро субботы, 25 марта/7 апреля

http://pravoslavie.ru/112016.html

Этот день - день нашей общей радости, день освобождения нашего народа от языческого омрачения и от фашистского плена. Благодарение Триипостасному Богу, Живоначальной Троице, что наш народ вышел из тьмы заблуждения к свету благодати Божией. Этому светлому пути способствовала наша святая княгиня Ольга, приняв святое крещение и став проповедницей Православной веры на Руси, и она же снова явила свою помощь перед днем своего праздника 23 июля 1944 года, когда город Псков был освобожден от плена фашистской Германии. По свидетельству историков княгиня Ольга принадлежала к роду князей Изборских древнерусской династии, которая в X-XI веках переселилась в Выбуты, в лесное раздолье на берегу реки Великой. Здесь в безвестности жила прекрасная дева Ольга, не зная, что ей предначертано явиться на великокняжеском престоле и просиять своему Отечеству звездой премудрости Божественной благодати. Бремя государственного служения великая княгиня Ольга возложила на себя при трехлетнем сыне Святославе и вошла в историю как великая созидательница жизни и культуры Руси. Наша Святая Церковь называет Ольгу Богомудрой, потому что она стала первой управительницей и организатором Русской государственности. Древние летописи полны свидетельств о ее неустанных хождениях по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта в народе. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы - в Витебске, Святой Живоначальной Троицы - в нашем родном городе Пскове. В своих родных псковских краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне. Стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим княгиня сказала: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, будет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем». Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так был построен на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре был основан и город Псков - первый оплот христианства в Северной Руси. Сам Псков с того времени стал называться Домом Святой Троицы. Троицкий собор, воздвигнутый Святой княгиней, был первым храмом на Руси в честь Святой Живононачальной Троицы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/...

Для быстрейшего освящения церкви были собраны многочисленные пожертвования на сумму более 15 000 рублей. Основным жертвователем выступил ктитор гимназической церкви купец 1-й гильдии И.Ф. Громов, в числе других крупных жертвователей врач гимназии Ф.Ф. Жуковский-Волынский, А. С. Белозеров, А.В. Баранов, Н.Т. Богаткин, П.П. Тихонов, Б.Ф. Якобс, А.А. Ильин, А.М. Варшавский, И.С. Комаров и многие другие. Кроме денежных средств собранных по подписке, финансовые поступления шли от благотворителей, в том числе от членов Императорской фамилии. 2 января 1872 года из часовни городского госпиталя в гимнази­ческую церковь в торжественной обстановке был перенесен походный престол Екатерины I, который потом был отреставрирован. Престол составлял главную достопримечательность церкви, он был перенесен в госпитальную церковь из сгоревшей от удара молнии в 1728 году Благовещенской церкви. Престол состоял из двух частей. Верхняя часть представляла собой квадратный ящик для ковчега с частицею святых мощей и доски с надписью об освящении храма. Нижний постамент имел четыре апокалиптические символа евангелистов, с открытыми книгами св. Евангелия, поддерживающее ящик. Ящик связан на шипы из сосновых досок с верхнею доскою целиком из дуба. Символы евангелистов резные из липового дерева: с передней стороны, справа символ евангелиста Иоанна, слева символ евангелиста Матфея, с задней стороны — справа символ евангелиста Марка, слева символ евангелиста Луки. Символы укреплены в постаменте и кругом вызолочены; верхняя доска постамента также вызолочена. Из двух названных частей престола только одна верхняя облачается одеждою; нижняя часть открыта, и хотя она от времени и обстоятельств несколько пострадала, но недавно, под руководством и наблюдением академика Видова, реставрирована и вновь вызолочена. И лишь спустя два года после открытия гимназии, 29 октября 1872 года, она была освящена митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) в сослужении епископа Выборгского Палладия (Ганкевича), во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не как предполагалось первоначально во имя Святителя и Чудотворца Николая, так как день открытия гимназии 8 сентября 1870 года совпал с этим церковным праздником и с днем рождения в Бозе почившего цесаревича Николая Александровича, в честь которого она была названа Николаевской.

http://sobory.ru/article/?object=06138

Если сейчас посмотреть на четверик и главки, то видна более свежая кладка по сравнению с остальными архитектурными частями храма. Реставрация шла медленно и вскоре остановилась из-за нехватки средств, но разрушение было уже остановлено. В октябре 2017 года, почти сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, снова начались работы по восстановлению - и снова в этот раз основными инициаторами выступили прихожане. Спустя 10 месяцев знаменательный день наступил. 2 августа 2018 года в храме состоялась первая божественная литургия, посвященная Дню Ильи Пророка - впервые с момента его закрытия советскими властями. Интересно, что один из приделов храма носит имя святого Ильи. Многое уже сделано, но еще больше предстоит. Поэтому работы по восстановлению Покровского храма села Кикино продолжаются. Церковь Покровская сооружена из кирпича в 1909-1912 г.г. по проекту Н.Н. Благовещенского, неоштукатурена. Её оригинальные внешние формы псевдорусского стиля основаны на использовании композиционных и художественных принципов ярославской и отчасти московской архитектуры XVII в. Высокий пятиглавый бесстолпный четверик храма с большими окнами второго света окружён пониженными смежными помещениями притвора, алтаря и приделов, которые образуют, наподобие ярославских закрытых папертей, нижний ярус церкви. Четверик опирается на пилоны и арки, внутренние стены отсутствуют. Благодаря этому пространство здания приобрело цельность, не утратив подчиненности периферии повышенному центру. Существенным новшеством служит введение бетонных перекрытий, сохраняющих старые формы парусного и крестовых сводов. Внешнее декоративное убранство с применением лекального кирпича сосредоточено преимущественно в верхних частях памятника. Характерными элементами декора служат крупный " бриллиантовый " руст на лопатках, аркатура, обрамляющая барабаны и окна четверика, кокошники в парапете. Оконные проёмы нижнего яруса с металлическими решетками оконтурены валиком с килевидным подвышением. Над входами - козырьки на ажурных кронштейнах.

http://sobory.ru/article/?object=06873

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. 26 апреля 2012 года было положено начало строительства Благовещенского собора. В этот особенно праздничный день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма. Начиная строительство нового дивеевского собора, глава Нижегородской митрополии сказал: «В трудах мы полагаемся не на свои немощные силы, а на помощь Господа нашего Иисуса Христа». 1 августа 2013 года после Божественной литургии, совершенной на Соборной площади монастыря, состоялась закладка Благовещенского собора. В церемонии закладки храма участвовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и другие гости. Грамоту, которая была вложена в капсулу, помещенную в основание собора, вместе с главой Нижегородской митрополии и главой региона подписали настоятельница монастыря игумения Сергия, благотворители строящегося храма и архиереи, принимавшие участие в праздничных торжествах. По окончании закладки храма руководитель проекта Андрей Анисимов рассказал присутствующим о его реализации: «Батюшка Серафим предсказывал, что собор будет очень красив, поэтому мы долго думали над его проектом.

http://sobory.ru/article/?object=23402

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010