Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы его плохо воспринимаем — не так ярко, сильно, во всей полноте переживания, как следовало бы! Это просто свойственно человеческому уму: мы привыкаем. У нас возникает некоторая будничность, привычка к тому, к чему вообще-то привыкать нельзя. Однажды маленькая девочка у нас в церкви на Пасху (не в самый ее первый день), когда батюшка сказал ей: «Христос Воскресе!», ответила: «Да, конечно!» А почему она так сказала? Потому что уже привыкла. Для нее уже нет такой остроты восприятия, как в первый день Пасхи: «Да, конечно!» И вот, эти слова маленького ребенка нам тоже близки: мы также привыкаем к таким вещам, которые трудно осознать! Мы начинаем буднично воспринимать то, что сказано о событии Благовещения. В моем домашнем Евангелии это 22 строки: кратко, сжато — лаконичнее не бывает. Однако есть церковные песнопения, которые рассказывают подробно и ярко о том, что происходит в этот день во всем мире, в космосе, в храме и во всей Вселенной, — что такое Благовещение . Самое главное в службе — и в вечерней, и на утренней Божественной Литургии — это Евангельское чтение. На всенощной у нас читается Богородичное Евангелие от Луки, а в самый день Праздника Евангелие рассказывает уже о событии Благовещения. Я много — 11 лет — служил диаконом в Николо-Хамовническом храме, и для меня было такой радостью читать за Божественной Литургией слова Евангелия! Это была вершина диаконского служения! Чтение этих слов было для меня радостью, моей, можно сказать, минимальной проповедью. Душа горела, хотелось сказать, а делать этого было нельзя — ведь я был только диаконом. Я внимательно воспринимал Евангелие и переживал его всей душой эти 11 лет. И однажды мне пришла в голову мысль: как странно читаются Евангелия на Благовещение! Как-то не совсем понятно. Ведь что происходит? Вечером, под Благовещение, выходит диакон, открывает Евангелие перед предстоятелем, и тот читает Богородичное Евангелие, которое начинается такими словами: «Во дни оны восставше Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов...» И дальше рассказывается о том, как Пресвятая Богородица, Богоотроковица Мария, путешествовала к своей родственнице Елизавете, и что с Ней произошло. Какие были события, какие интереснейшие слова были сказаны.

http://pravoslavie.ru/69792.html

Итак, людям отрадно просто жить и существовать; но разве не во много ли раз больше наслаждался бы жизнью тот, кто при этом обладал бы счастливой жизнью, и не отраднее ли этой (нынешней) жизни, которая так скоро кончается, та жизнь, которая никогда не приходит к концу и которая до такой степени божественна и возвышенна и которую мог бы кто назвать в истинном смысле слова «отрадной» для желающих оценить ее при сравнении с этой до такой степени претрудной и уничиженной (нынешней жизнью)? Если же самый факт жизни приводит к тому, что мы с таким тшанием почитаем тот день, когда мы пришли в бытие, то, по справедливости, не гораздо ли более нам долженствует священно чтить тот день, который нам возвратил Отеческое наследие, против которого злоумыслил враждовавший прежде всего против Него (или: сего): день, который отверз для нас Небо и жительство на Небесах, заключенные, можно сказать, чуть ли не от самого начала существования человеческого рода; (и не следует ли нам так поступать), разве если бы кто счел, что, радуясь меньшему, большие блага следует оставить без внимания и, считая великим благом жизнь, прекрасный образ жизни (следует) не до такой степени ценить. 2. Так, поелику, действительно, следует в гораздо большей мере радоваться сим вещам и находить в них наслаждение и праздновать тот день, который предвозвестил их, и если кто положил начало таковым благам для нас, того достоит всеми нашими возможностями оценить и почтить и долженствует воздать ему величайшую благодарность, на что никто из здравомыслящих не стал бы возражать, то (следует признать, что), после Бога, нет иного Блага более возвышенного и Причины более преимущественной, чем ДЕВА, как и нет никакого иного начала по времени более непосредственного, чем оный День, который настоящий день (т. е. праздник Благовещения) изображает: потому что снять с себя хитон рабства и облечься в тогу усыновления и стать не подвластным наказанию, вместо же сего восприять венцы, и оставить землю, возвыситься же на Небо, и избежать уз насильника, приступить же к Владычней Трапезе и вместе с этим стать участником всех величайших благ — всему этому, как бы от некоего барьера, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, людям отрадно просто жить и существовать; но разве не во много ли раз больше наслаждался бы жизнью тот, кто при этом обладал бы счастливой жизнью, и не отраднее ли этой (нынешней) жизни, которая так скоро кончается, та жизнь, которая никогда не приходит к концу и которая до такой степени божественна и возвышенна и которую мог бы кто назвать в истинном смысле слова «отрадной» для желающих оценить ее при сравнении с этой до такой степени претрудной и уничиженной (нынешней жизнью)? Если же самый факт жизни приводит к тому, что мы с таким тщанием почитаем тот день, когда мы пришли в бытие, то, по справедливости, не гораздо ли более нам долженствует священно чтить тот день, который нам возвратил Отеческое наследие, против которого злоумыслил враждовавший прежде всего против Него (или: сего); день, который отверз для нас Небо и жительство на Небесах, заключенные, можно сказать, чуть ли не от самого начала существования человеческого рода; (и не следует ли нам так поступать), разве если бы кто счел, что, радуясь меньшему, большие блага следует оставить без внимания и, считая великим благом жизнь, прекрасный образ жизни (следует) не до такой степени ценить. 2 . Так, поскольку, действительно, следует в гораздо большей мере радоваться сим вещам и находить в них наслаждение и праздновать тот день, который предвозвестил их, и если кто положил начало таковым благам для нас, того достоит всеми нашими возможностями оценить и почтить и долженствует воздать ему величайшую благодарность, на что никто из здравомыслящих не стал бы возражать, то (следует признать, что), после Бога, нет иного Блага более возвышенного и Причины более преимущественной, чем ДЕВА, как и нет никакого иного начала по времени более непосредственного, чем оный День, который настоящий день (т. е. праздник Благовещения) изображает: потому что снять с себя хитон рабства и облечься в тогу усыновления и стать не подвластным наказанию, вместо же сего восприять венцы, и оставить землю, возвыситься же на Небо, и избежать уз насильника, приступить же к Владычней Трапезе и вместе с этим стать участником всех величайших благ – всему этому, как бы от некоего барьера, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В среде нашей, благоч. слуш., внешнее положение по большей части предпочитается внутренним достоинствам человека, – дух кротости и правды в деятельности людей постоянно вытесняется духом своеволия, жестокости и духом суетного тщеславия. А Господь наш Иисус Христос и всею своею жизнью и тожественным входом своим в Иерусалим учит нас, что внешнее положение человека – ничто, не имеет никакой цены в сравнении с нравственным его достоинством, что спасение человека в смирении и кротости, в мудрости и святости и на приобретение их должны быть устремлены все усилия людей. Полное, всецелое предпочтение внутреннего совершенства, нравственного величия внешнему высокому положению: вот что, по воле Христа, должно быть правилом людей для их блага. Будем же просить Господа помочь нам постоянно совершенствоваться в нравственных качествах, тогда и в жизни нашей будет довольство и благополучие, вместо гордыни – смирение, вместо вражды – любовь и согласие. Жизнь всех по примеру и учению Христову осчастливит нас навсегда. Вспоминая такие славные и назидательные для нас события, воспроизведем в настоящий день в своем сознании и те св. места, где происходили сии священные и спасительные для нас празднества и где совершилось наше искупление страданиями Господа, именно: св. град Иерусалим, гроб Господень, горницу Сионскую и др. Как дороги они теперь для нас, как любит их православная Русь, каждогодно тысячи богомольцев с самых древних времен путешествуют туда на поклонение святыне. Дабы доставить жизненные удобства нашим поклонникам во время их пребывания в Иерусалиме, дабы питать их телесно, а равно и духовными и душеспасительными беседами, дабы дать возможность видеть им все святок в самом Иерусалиме и в тех местах, в которых проявилось домостроительство нашего спасения, а с другой стороны – дабы посодействовать выйти православным христианам, живущим в Палестине, из той нищеты, в какой они находятся теперь, дать им возможность устроить у себя школы, где бы они получали познание об истинном Боге, где бы они воспитывались нравственно в духе св. православной веры, необходимо нам посодействовать всему этому своими материальными средствами, к чему мы призываемся ныне Св. Прав. Синодом. Уделим, благоч. слушатели, от праведных трудов своих на дело Божие – кто что может. Не стесняйтесь количеством жертвы, Господь принимает и большую и малую жертву, смотря по усердию жертвователя. От бедной вдовицы он принял и две лепты, принесенные от усердия. Копейка у каждого найдется, не стесняйтесь пожертвовать и ее. Если бы в настоящий день каждый православный христианин – Россиянин уделил на нужды св. земли копеечку, то из этой жертвы составилась бы сумма, по крайней мере, в полмиллиона рублей. Не пожалейте же, православные, жертвы, – она пойдет на спасение ваших душ и для блага соотечественников, путешествующих во св. землю и помощь православным туземцам, живущим в нищете телесной и духовной. – Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

А в самый день Благовещения читается Евангелие, которое рассказывает о Благовещении, которое было до этого путешествия Пресвятой Богородицы. Получается странная вещь: нет хронологической последовательности, нет этой европейской причинно-следственной связи. Почему же всё читается наоборот? Вечером — то, что было после Благовещения, а уж потом, в самый день Благовещения — собственно событие Праздника. Не раз я даже представлял себе протест прихожан или молодых батюшек по этому поводу: надо обязательно поменять эти отрывки местами, чтобы была выдержана правильная последовательность! А если не получится, то на Всенощной читать Евангелие, допустим, о Захарии и Елизавете, а потом уже о Благовещении... Вы знаете, такие рассуждения встречаются у многих людей. У вчерашних студентов, у молодых батюшек они тоже бывают: «Давайте поменяем! Давайте возьмем и исправим эту “несуразность”! Нет здесь логической связи, давайте переделаем!» Звонят по телефону: «Давайте, давайте! Надо поднять вопрос и сделать так, чтобы было понятно: что сначала, а что потом!» Ох, отцы мои и братья! Или, перефразируя владыку Антония, братья мои священники! Надо несколько (десять и больше) лет прослужить в храме и внимательно обращать внимание на кажущиеся несоответствия. Там, где парадоксальность, там, где необычно — там и есть зерно для размышления: а почему так? Что же, древние были хуже нас? Что же, они были недоразвиты? А ведь там были преподобные Отцы! Святители боговдохновенные! Образованнейшие люди! У них хватало образования для того, чтобы понять, что было до, а что после! Здесь как раз кроется урок: чтобы мы не относились линейно, по-европейски, к таким вещам, а смотрели глубже — внутрь, по-восточному. Ибо восточное Православие — это колоссальная глубина. Надо искать ответа не в западно-европейской причинно-следственной связи, а глубже: как это? Почему так задумано? И для этого, конечно, надо обратиться к содержанию Евангелия. Скажу тут несколько слов о Назарете... В 1997 году, когда мы путешествовали в Иерусалим, нас прямо с самолета посадили на автобус, очень долго куда-то везли, не покормили, не дали отдохнуть. Везли и везли... Нам страшно хотелось есть, было непонятно, зачем нас так долго куда-то везут, ведь по программе надо было вначале приехать в Иерусалим, а уже оттуда ездить по городам. Но что-то не получилось — не было гостиницы, и нас — к великому нашему счастью — привезли в Назарет, подвели к храму и сказали: «Заходите, пожалуйста, побудьте пока там!» А мы голодные, сердитые...

http://pravoslavie.ru/69792.html

Едва ли и следует говорить, что паломники в Галилее, попавшие под такие ужасы природы, сильно страдают от холода, ветра и дождя, и даже замерзаютъ на пути... В преданиях Палестины, среди обывателей Иерусалима и доселе еще живы воспоминания о тех страшных ужасах, которые перенес русский паломнический караван в Галилею в 1893 году, когда на обратном пути из Назарета за Наблусом, попав под ужасную погоду, караван был рассеян, лишился из своего состава 26 человек, замерзших в дороге, и достиг Иерусалима со многими больными, окончившими жизнь в русской больнице. Так как подробности этого бедствия русского паломнического каравана далеко не все еще сделались достоянием нашей печати, то мы, для иллюстрации трудности путешествия в Галилею в марте месяце, сообщим их здесь, по оффициальным данным, в последовательном порядке. Караван выступил из Иерусалима 4 марта «при теплой и ясной погоде». В состав каравана входили 531 женщина и 223 мужчнны, „большая часть которых были люди престарелого возраста, изнуренные строгим постом и, не смотря на свою слабость, по установившемуся между поклонниками обычаю, шедшие пешком в продолжении всего двухнедельного путешествия в Назарет, в Тивериаду и обратно в Иерусалим“. Караван, по принятому в Обществе обычаю, сопровождали фельдшер А. И. Иванов , исполнявший и обязанности его начальника, иеромонах миссии (Никандровой пустыни о. Геннадий), сиделка больницы, кавас-черногорец (Николай Байкович), негр Дмитрий, хорошо говорящий по-русски и временно нанятый на службу в Обществе, отставной турецкий жандарм негр Джогар и два жандарма, командированные для сопровождения каравана иерусалимским губернатором. При караване имелось 38 вьючных ослов для перевозки слабосильных наломников. Караван совершил путь до Назарета вполне благополучно. Погода стояла настолько теплая, что в Наблусе в ограде колодца, близ которого беседовал Христос с Самарянкою, „все спали под открытым небом “. 10 марта караван вышел из Назарета на Фавор, «при сильном тумане и свежем ветре», сменившимися мелким дождем, который потом не переставал день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Приходя во храм, он, подобно мытарю, поставляет себя далеко от престола величествия Божия; но чрез сие-то самое приближается к Нему. Его смирение подобно недрам земли, в которой сокрывается более сокровищ, нежели на поверхности оной; подобно низкому долу, в котором произрастает больше злака, нежели на верху гор и холмов. Он не похвалится ни одною добродетелию, между тем как можно найти в нем многие. Смирение не есть притворное уничижение себя пред высшими, употребляемое для достижения какой-либо корыстной цели, не есть насильственное состояние духа, сокращающее его свободную деятельность, не есть смиреннолукавствие, которое бывает хуже гордости. Смирение есть то достолюбезное чувство, по которому человек, каждаго творит честию больша себе ( Флп. 2:3 ), поставляя себя ниже и хуже всех – первым из грешников. Оно есть всегдашняя готовность быть всем слугою и рабом, по заповеди Господней: иже аще хощет в вас вящший бьти, да будет вам слуга, и иже аще хощет быти старей, да будет вам раб (Мк. 10:43): сия добродетель тем любезнее, чем в высших и достойнейших является лицах. Человек, одаренный дарами природы, изобилующий земными благами, превознесенный и поставленный над многими в кругу общественном, но одушевляемый истинным христианским смирением во всех действиях относительно к ближним своим без различия звания и состояния, – не есть ли величественное и утешительное явление в христианском мире? Трудно, скажут, может быть, некоторые, иметь отличные совершенства, и не сознавать их, украшаться высокими достоинствами – и не чувствовать их, сиять великими добродетелями и не услаждаться их изяществом? А как же Апостол Павел, быв избранным сосудом благодати, жилищем Христовым, почитал за величайшее удовольствие хвалиться своими немощами ( 1Кор. 12:2 ), и как он, быв удостоен еще на земле восхищения до третьего неба, почитал себя первым из грешников ( 1Тим. 1:13 )? Что делал подобострастный нам человек, то можем делать и мы, если только не будем слушаться своего самолюбия. Но довольно убеждений для тебя, смиренный христианин, к сохранению смирения. Шествуй постоянно и неуклонно за смиреннейшим Иисусом; и ты познаешь на самом деле всю силу и величие смирения, – познаешь и скажешь с Премудрым: действительно, утверждает Господь смиренные в славе ( Притч. 29:23 ). Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: вси бо, говорит св. Павел, согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Римл. 3:23 ). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача; один говорил: Господи, преклони небеса, и сниди ( Псал. 143:5 ); другой взывал: исцели мя, Господи, и исцелею ( Иер. 17:14 ); воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас ( Псал. 79:3 ). Иной: яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли (3 Царств. 8:27)? Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело ( Псал. 78:8 ). Другие говорили: о люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть ( Мих. 7:2 ). Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися ( Псал. 69:1 ). Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет, и не умедлит ( Аввак. 2:3 ). Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего уповающаго на Тя ( Псал. 118:176 ). Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит ( Пс. 46:3 ). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола; присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, восклицает св. Павел ( Галат. 3:13 ). Так знай, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но Он также и не Бог только, непричастный естества человеческого. Он имел тело, потому что если бы Он не облекся в меня, то и не спас бы меня. Но, вселившись во чрево Девы, Он облекся в меня осужденного, и в нем – в том чреве совершил чудную мену: дал Духа и принял тело, один и тот же (пребывая) с Девою и (рождаясь) от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА Современное название праздника - Благовещение (ο Ευαγγελισμς) - засвидетельствовано лишь с VII века. Древние христиане давали празднику Благовещения разные наименования: День приветствия (ημρα ασπασμου), Возвещение (αγγελισμς), День или Праздник Благовещения (ημρα или εορτη του ευαγγελισμου), Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии (annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem), Приветствие Марии (Mariae salutatio), Благовещение святой Марии о зачатии (annuntiatio sanctae Mariae de conceptione), Благовещение о Христе (annuntiatio Christi), Зачатие Христа (conceptio Christi), Начало искупления (initium redemptionis), праздник Воплощения (festum incarnationis)[viii]. В Типиконе Великой Церкви (Святой Софии Константинопольской, IX-X вв.) праздник назван " Благовещение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии " . В Типиконе монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) (XII в.) он именуется как " Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы " [ix]. В греческой мартовской Минее находим название " Ευαγγελισμς της περαγας Θεοτκου, και αειπαρθνου Μαρας " (Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии)[х]. В славянской Минее - " Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии " [xi]. В греческом и славянском языке слово " Благовещение " требует после себя родительного падежа, но при переводе на русский язык необходим дательный падеж, то есть - " Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии " . Данная особенность учитывалась, например, в издании службы на праздник Благовещения с комментариями 1902 roдa[xii]. К сожалению, в некоторых современных изданиях (например, в календарях для церковно- и священнослужителей) эта синтаксическая корректность не соблюдается. Рассмотрим подробнее полное название праздника, содержащееся в нашей Минее: " Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии " . Общий смысл древнерусских слов " благовестие " , " благовещение " - возвещение благой, доброй, радостной вести.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента. Толедский Собор 656 года в первом правиле предписывает петь соответствующую службу 18 декабря (при этом дата Благовещения – 25 марта – не меняется), объясняя это уже упоминаемой невозможностью устраивать праздник во время Великого Поста. Вероятно, Собор установил новый день, руководствуясь традицией, которая сложилась, например, в аквилейском и амвросианском обрядах. Именно в их рамках Благовещение праздновалось в декабре (обычно в одно из воскресений). Значительный богословско-литургический и лингвогерменевтический интерес представляет название рассматриваемого праздника. В древности оно отличалось известной неустойчивостью. Свидетельства о современном греческом наименовании – εαγγελισμς – можно найти только в VII веке. В сочинениях древних авторов встречаются многочисленные варианты названия рассматриваемого праздника: греческие μρα σπασμο (день приветствия), γγελισμς (возвещение) или μρα или ορτ το εαγγελισμο (день/праздник Благовещения); латинские annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения). В современной католической практике данный праздник имеет полное именование Annuntiatio beatae Mariae Virginis (Благовещение Блаженной Девы Марии). В Православной Церкви Благовещение развернуто называется Εαγγελισμς τς Υπεραγας Δεσπονης μν Θεοτκου κα Αειπαρθνου Μαρας (Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) и считается одним из важнейших праздников, который раскрывает Таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери. Динамика перечисленных именований, а также историко-богословские свидетельства позволяют проследить серьезные изменения в интерпретации Благовещения, которое в разное время воспринималось то как Господский, то как Богородичный праздник. Выше кратко говорилось о том, что Феодор Продром называет 12 главных праздников, среди которых отсутствуют все Богородичные – за показательным исключением Благовещения. Гроттаферратский Типикон XIII столетия упоминает Благовещение в числе 14 Господских праздников. С XIV века – с момента включения в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных празднований, Благовещение, надежно зафиксировавшись в церковном календаре, становится одним из них. Праздник в православном богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010