Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину - Христа. Когда мы говорим " православные татары " , мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание " крещеные татары " . Однако, иногда словосочетание " крещеные татары " употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие - кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском. Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство. Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру. Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа - Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни: Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) - Рождество Христово; Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) - Крещение Господа (Богоявление); Ходай Иисус Христосны карышы алыу - Встреча Господа (Сретение); Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) - Вход Господа в Иерусалим; Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу - Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение); Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе - Вознесение Господа; Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) - день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов); Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) - Преображение Господа; Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе - Успение Пресвятой Богородицы; Изге Кыз Мариянын тыуган кёне - Рождество Пресвятой Богородицы; Ходайнын кадерле Качын кютяреу - Воздвижение Креста Господа; Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе - введение во Храм Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

11 2009 р. 13:00 Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье [Стаття] Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. 6 2009 р. 12:00 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы [Стаття] Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. 3 2009 р. 00:00 3 апреля — память преподобного Серафима Вырицкого [Стаття] Господь щедро наградил иеросхимонаха Серафима духовными дарованиями. Среди них был дар прозрения прошлого, настоящего и будущего посетителей, дар проникновения в мысли собеседника, дар видения происходившего вдали, дар исцелений, духовного утешения, власти над нечистыми духами, молитвенных созерцаний, предсказаний и пророчеств. 21 березня 2009 р. 18:00 22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся [Стаття] Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта (22 марта по новому стилю), облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров. 13 березня 2009 р. 18:00 Вселенские родительские субботы [Стаття] Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. 9 березня 2009 р. 00:00 9 марта — день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи [Стаття] Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия состоит в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников, через которые Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости. 16 лютого 2009 р. 16:37 17 февраля — день кончины Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II [Стаття] Иоасаф II был, пожалуй, самым кротким и уступчивым Патриархом, никогда не противоречил царю.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

16 апреля. Лазарева суббота. [В эту субботу Церковь вспоминает праведного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. Брат Марфы и Марии из Вифании, Лазарь был близким другом Христа. В то время Иисус ушел с учениками за Иордан. Сестры послали сообщить Ему, что Лазарь тяжело болен. К тому времени, когда весть достигла Иисуса, Он знал, что Лазарь уже умер, однако отправился в Вифанию, чтобы совершить небывалое чудо. Когда Иисус с учениками пришли в Вифанию, им сообщили, что Лазаря уже похоронили. Иисус попросил провести Его к могиле Лазаря и заплакал от скорби. Оказавшись возле погребальной пещеры, Он повелел отвалить камень, которым был завален вход, вознес молитву Отцу и воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин 11: 43-45)]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Дмитрий Савинков, 2003. - С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы . [В этот день Церковь вспоминает событие, с которого началась земная история воплощения Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. В память об этой благой вести и назван церковный праздник. Слова одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...»), почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом]. Ил.: Благовещение. Джордж Лоуренс Буллейд, 1903. - С.5; 18 апреля. Начало Страстной седмицы. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, его Крестную смерть и погребение. Эту седмицу Церковь чтит особо: каждый ее день называется великим, потому что он связан с величием искупительного подвига Иисуса Христа]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

В состав сей книги входили песнопении: из Литургии, псалмы и стихиры. Название свое получила она от Демественного пения. Списки сей кииги не восходят далее конца XV столетия. Лучший список из поздней редакции находится в библиотеке И. Н. Царского. IV. Минеи служебные Списки служебных Миней встречаются очень редко. Это служит доказательством, что они не были во всеобщем употреблении. Из предисловия к Какизам узнаем, что Минеи положены на ноты Русскими певцами. Инок Евфросин знал в половине XVII века все XII Миней. Вероятно, Кондакарь и Стихирарь месячный служили основанием для Русских творцов при составлении Миней. Полного собрания сих книг из наших библиотек не видно ни в одной. V. Минея праздничная В составе сей книги входили: стихиры и каноны избранным Святым. Греческих ли певцов это произведение, или Русских, решить еще невозможно, но неимению данных. Из этой Минеи в последующем времени был составлен – книга, имевшая одинаковое назначение. Замечательные списки с этой Минеи находятся в библиотеках: Академии Наук – харатейный список и С. Публичной – бумажный. Когда она выведена была из употребления – не видно. крайней мере, писатели об ней уже не упоминают в конц века. VI. Триодь постная Образцом для редакции сей книги служил Стихирарь постный. В новом своем составе она принадлежит Русским творцам. В предисловии к какизам находишь известие, что «Триодь распел и изъяснил Иван Нос, будучи в Слободе у Царя Иоанна Васильевича». Имея ввиду Стихирарь, понятно, что Иван Нос распел очснь не многое: ему только принадлежат исполнения, собранные из разных готовых книг. Список ХП века находился в библиотеке С. Петербургской Публичной. VII. Праздничник Надписание сей книги: Начало праздником владычным. В составе сей книги входили: стихиры и величания на разные праздники. Замечательно, что в некоторых списках величания положены на Путевой напев. Вот состав сей книги: 1)Служба на Рождество Богородицы; 2)на Воздвижение Честнаго Креста; 3)на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы; 4)на день Святителя Николая; 5)на Рождество Христово; 6)на день Богоявления Господня; 7)на Сретение Господне; 8)в Субботу шестой недели Великого Поста; 9)на Благовещение Пресвятыя Богородицы; 10)на Вознесение Господне; 11)в Субботу Пятдесятную Святой и Живоначальной Троицы; 12)на Преображение Господне; 13)на Успение Пресвятыя Богородицы; 14)на чин Новаго Лета; 15)на Обретение Честныя главы Иоанна Предтечи; 16)на день Св. Апостол Петра и Павла. Появление сей книги в нашей Церкви еще не определено с достоверностию. Происхождение ее известно по Минее праздничной. VIII. Ирмологий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В середине XIX в. текст ее был переведен с церковнославянского языка и в полной редакции опубликован прот. А. Ивановым со следующим комментарием: эта церковь есть один из многих памятников благочестивого усердия духовенства к созиданию и украшению церквей  «вечного ради поминовения». В новом храме с главным престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы устроен новый теплый придел во имя Епископа Леонтия Ростовского чудотворца, мощи которого были обретены нетленными в 1073 г., через сто лет после мученической кончины и прославились чудесами и знамениями. В 1760 г. после ремонта придел был заново перестроен и расширен. Со временем из-за недостатка освещения в храме, начались работы по распространению окон. Страшное наказание Божие – пожары, один за другим, постигли Тулу в первой половине XIX в. Сведения о них известны были и в XVII и в XVIII веках, когда выгорали значительные части города. Лето 1834 г. было очень жарким и засушливым. В праздник святых апостолов Петра и Павла днем загорелся дом возле храма, в котором в этот день был престольный праздник. Сильный ветер распространил огонь на соседние дома, захватил Оружейный завод и далее через реку Упу перебросился в Заречье. Спустя десять лет, в 1844 г. Тула снова загорелась. Когда огонь стал приближаться к Благовещенской церкви, прихожане обратились к заступничеству Царицы Небесной и вышли навстречу с новой, написанной в 1840 г., иконой Иверской Божией Матери. Это была точная копия с афонского списка, который находился в Москве в Иверской часовне. Матерь Божия, по молитвам прихожан чудесным образом остановила движение ветра к Благовещенскому храму. Огонь тут же затих. Благодарные жители решили устроить в храме придел в Ее честь. Имевшийся придел Святителя Леонтия был перенесен в левую часть трапезного храма, а правый с помощью пожертвований горожан расширен и в нем помещена для поклонения чудотворная Иверская икона. Тульский купец И.С. Ломов пожертвовал для ее украшения серебряную ризу. Согласно документам Госархива Тульской области, к середине XIX в. храм имел следующий вид: стены внутри расписаны, пол в алтаре и трапезной вымощен каменными плитами, а в самой церкви в основном чугунными, общее количество окон равнялось 22. Над трапезной размещалась колокольня с семью колоколами. Глава над ней и пять глав над церковью были обиты листовым железом и окрашены медянкой. Небольшой приход накануне революции состоял из пяти кварталов. По социальному составу это были: церковнослужители с семьями – 29 чел., дворяне – 36 чел., мещане – 110 чел., крестьяне – 51 чел. Общая численность прихожан составляла 226 чел. В церковном штате находились священник, диакон и псаломщик. Общие размеры земли возле храма с погостом составляли 587 кв. саженей. В 1891 г. в церковном доме открыта церковно-приходская школа, которая содержалась за счет доходов с пекарни под домом и калачной лавки около дома. В 1915 г. в ней обучалось 25 мальчиков и 15 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=00880

Владимир Путин с удовлетворением отметил, что в последние годы в России установились добрые отношения между государством и Церковью. Святейший Патриарх Кирилл также рассказал В.В. Путину о произошедшем разделении Смоленской и Калининградской епархии на две самостоятельные епархии — Смоленскую и Вяземскую и Калининградскую и Балтийскую. «Соединение Смоленской и Калининградской епархий было исторически продиктовано тем, что Смоленскому митрополиту в свое время поручили возрождать православие на калининградской земле, — сказал Святейший Патриарх. — Но теперь ситуация другая: в Калининграде более 80 приходов, несколько монастырей, православные школы. То есть вполне сложившаяся епархия с очень специальным профилем, учитывая инославное окружение. Не только инославное, но и другие страны. Поэтому было сочтено полезным выделить ее из состава Смоленской епархии. Пока я временно управляю этой епархией при помощи викария, но в ближайшее время, видимо, будет назначен новый архиерей», — отметил Патриарх Кирилл. 6 апреля, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Благовещенском храме в Петровском парке в Москве. 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. Предстоятелю сослужили епископ Волоколамский Иларион, епископ Егорьевский Марк, секретарь Патриарха по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, представители московского духовенства. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поблагодарил епископа Марка за многолетнюю помощь на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и вручил владыке памятную панагию. После этого Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении духовенства вышел на крыльцо Благовещенского собора и под звон колоколов Ивана Великого по традиции выпустил в небо двух белых голубей. По завершении праздничного богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный монастырь. 7 апреля исполнилось 84 года со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Патриарх Кирилл совершил молебен и прочитал молитву у раки с честными мощами святителя Тихона в Большом соборе обители.

http://e-vestnik.ru/news/sluzh_patr_7030...

2 июля (15 по новому стилю) 458 года риза была торжественно перенесена в специально построенную для этого церковь во Влахернах — пригороде Константинополя, после чего и было учреждено каждый год праздновать день Положения ризы. Влахернскую церковь стали посещать множество паломников, приезжавших, чтобы поклониться ризе Пресвятой Богородицы. Здесь побывали, например, русский паломник XIV века Стефан Новгородец и митрополит Киевский и всея Руси Пимен. В 1434 году церковь была уничтожена в пожаре (она так и не была восстановлена вплоть до XIX века). Однако риза была спасена. Святыня находилась в Византии еще некоторое время до 1453 года. Когда страну захватили турки, христианам удалось вывезти ценную реликвию. Читайте также: Ризоположение: что это такое? Теперь ее частицы находятся в разных местах мира. Это, например, Латеранская базилика в Риме (здесь же находится часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии), Влахернская церковь в грузинском городе Зугдиди (где хранятся и другие святыни, спасенные из влахернского пожара, в том числе и пояс Богородицы). Наконец, часть ризы находится вместе с другими святынями в «ковчеге Дионисия» — мощевике, изготовленном по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича (1322–1383). Частицу ризы из Константинополя на Русь привез архиепископ Дионисий Суздальский еще в 1381 году. Мощевик на протяжении веков хранился в Благовещенском соборе, а сейчас он находится в Оружейной палате Московского Кремля. В 2008 году частица ризы Богоматери была передана в Храм Христа Спасителя. Несколько интересных фактов: Влахерны — пригород Константинополя, стоящий у моря. Это место скоро стало известным именно благодаря церкви Пресвятой Богородицы. Здесь в специальном ковчеге хранилась не только риза Пречистой Матери, но и часть Ее пояса и головной убор. Именно в этом храме через несколько веков после ризоположения, в 910 году, произошло чудо Покрова Пресвятой Богородицы: во время нападения на Константинополь варваров Божия Матерь явилась на всенощной святому юродивому Андрею и распростёрла над городом свой головной убор — омофор (покров), после чего враги отступили.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

В разные годы в храме служили многие замечательные клирики. С 1907 до 1939 г. в нем служили отец Николай Любимов и диакон Феодор Архангельский. В том же году храм был закрыт, разорён и осквернён. Церковные ценности вывезли, многие иконы сожгли. Здание храма превратили в мастерские. В подвале храма временно содержали репрессированных перед отправкой по этапу в места заключения. В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось производство верёвок. Храм начал возрождаться в 1947 г. Интерьер был расписан заново. Иконостас был перевезён с севера страны из разорённой церкви. В это же время возобновилось богослужение и приходская жизнь. Святыни храма: икона Пресвятой Троицы, иконы Божией Матери: Казанской, «Скоропослушницы», «Утоли моя печали»; икона великомученика и целителя Пантелеимона. В специальном деревянном ковчежце собраны частицы святых мощей многих угодников Божиих. Храмовый ансамбль является зарегистрированным государственным памятником истории и культуры, его реставрация и регулярные ремонтные работы являются предметом постоянной заботы и внимания священства прихода. В 2006 г. было положено начало возрождению храмовой звонницы. За два года на колокольне появились пять новых колоколов. В 2006 г. отреставрирован и введен в эксплуатацию дом церковного причта, в котором проходят занятия Воскресной школы http://agios.itkm.ru/13606 Через село Братовщина проходит старая дорога в Лавру к преподобному Сергию. Здесь в 1613 г. духовенство и бояре встречали «умоленного на царство» царя Михаила Романова, а в 1653 г. — Патриарха Никона, который «ходил в дом Живоначальной Троицы молиться». В 1923 г. святитель Тихон, Патриарх Всероссийский совершил в Благовещенском храме Божественную литургию на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Благовещенский храм был построен в 1815 г. вместо обветшавшего, из камня от фундамента, недостроенного Екатериной II путевого дворца, строительство которого начала еще Елизавета Петровна. Храм имеет два придела: правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — во имя святителя Николая, в память одноименных церквей, которые здесь стояли еще в XVII в. Храм с колокольней имеет форму корабля. Завершает здание барабан с полусферной главой, на которой водружен крест. С 1907 г. и до закрытия храма в нем служили отец Николай Любимов и диакон Федор Архангельский.

http://sobory.ru/article/?object=05956

С. Перлова О скорой помощи святых В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова В праздник иконы Божией Матери «Избавительница» Не к мирской, а к вечной славе …1912… Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с. Богородское Тульской губернии (в имении В. К. Саблера) …1913… При отпевании старца Оптиной пустыни схиархимандрита Варсонофия Из письма духовной дочери о. Варсонофия, послушницы Елены Шамониной О благодати Святого Духа и о торжестве прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России Память Всех святых О значении колокольного звона Лествица высокая Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) О пребывании с Господом Об освящении плодов На посвящение инока Соловецкого монастыря в сан иеродиакона Перед молебствием о страждущих недугом пьянства В праздник Покрова Пресвятой Богородицы На юбилей священнослужителя При освящении храма во имя св. мученика Трифона в приюте для слепых В день поминовения матери …1914… Протоиерею Е. П. Успенскому при его прощальном богослужении Преблагословенная Суббота Христос Воскресе! Об истинном просвещении У Иверской иконы Божией Матери В Марфо-Мариинской обители Об артосе Дела милосердия При посвящении игумении Нины Се бо отныне ублажат Мя вси роди.. В 13-летнюю годовщину архиерейства Речь на молебне на Красной площади по случаю объявления войны Германии Приветствие императору Николаю II, приехавшему в Москву по случаю объявления войны Германии …1918… О смирении О покаянии О чистоте души Путь Христов О всех братьях ожесточенных Время покаянных слез Все находимся в воле Божией В Никитском монастыре На могиле протоиерея Валентина Амфитеатрова О любви На раздачу артоса Приветствие отца Иоанна, настоятеля храма Ответ на благодарность настоятеля храма отца Иоанна …1920… При отпевании доктора В. Н. Штурма …1921… О Христовых страданиях Поклонение Кресту В день Благовещения Пресвятой Богородицы Похвала Пресвятой Богородицы О терпении На кончину святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси …1932… Слово перед общей исповедью При отпевании Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010