После революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной. В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина. К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина. 28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас. Духовному возрождению храма активно помогали жители Трахонеева. Первым проявлением этого было возвращение в церковь Иверской иконы Божией Матери. Ее в 1937 году вынесла из церкви и сохранила у себя прихожанка Татьяна Качурина. Она обернула большую икону тканью, положила в мешок и спрятала в сенях. Условия хранения были далеки от идеальных. Поэтому когда Татьяна принесла икону в храм, она была сильно повреждена. Отец Александр Золотов отдал ее на полную реставрацию. Сейчас этот образ особо почитается верующими. Татьяна Качурина сохранила и другие иконы — «Тайную Вечерю» и «Успение Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Сведения о диахронических изменениях, связанных с богослужением Введения во храм Пресвятой Богородицы, отличаются показательной мозаичностью. В древнейшей рукописи Типикона Великой Церкви (IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на праздник – помечена лишь память события. Та же кодификация содержится и в Канонаре X-XI столетий. Следовательно, служба на Введение пелась в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене (на Пс.50 ) и на малом входе Литургии полагался тропарь 4-го гласа «Днесь благоволения Божия предображение». Кроме того, указаны чтения на Литургии: прокимен 3-го гласа ( Лк.1:46–47 ), Евр.9:1–7 , аллилуиарий (4-го плагального, то есть 8-го, гласа), Лк.1:39–50, 56 , причастен – Пс.115:4 . В студийских Типиконах праздничный цикл Введения состоит уже из трех или четырех дней: предпразднства – 20 ноября, собственно праздника – 21 ноября, попразднства – 22 (или 22–23) ноября. День Отдания в Уставах рассматриваемого типа не выделяется. Порядок изложения служб введенского цикла в многочисленных редакциях Студийского Типикона (Студийско-Алексиевский, Мессинский, Николо-Казолянский и др.) имеет, безусловно, константное ядро и вариативные звенья. Так, в Евергетидской кодификации, кроме обычных уставных замечаний, даны указания о совпадении дней Введения с воскресеньем: краткие – для 20, 22 и 23 ноября (только о Литургии), подробные – для 21 ноября (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на Литургии исключается входной стих). По Иерусалимскому Уставу, празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет по-прежнему один день (20 ноября), когда поются три последования: предпразднства, прп. Григория и свт. Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день – 25 ноября. В описании службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского Устава отличаются незначительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И мы знаем, что произошло, когда народ наш, наученный зловредным, злоименным человеческим разумом, отказался от Бога, от Богородицы, предал все свои духовные ценности, устремляясь к построению счастливой жизни без Бога и без Его помощи, опираясь только на человеческую силу. Никакая человеческая сила, никакая государственная организация, никакие достижения науки не могут сделать человека счастливым — это аксиома. Это скажет величайший ученый, у которого что-то не получилось в личной жизни. Это скажет успешный государственный деятель, у которого совесть неспокойна от того, что происходило на его жизненном пути. И когда мы молимся пред Покровом Пресвятой Богородицы, мы должны знать, что этот Покров есть выражение любви Пресвятой Богородицы к народу Своему, к Церкви и к Отечеству нашему. И народ наш на протяжении всей истории так чувствовал эту любовь Пресвятой Девы, что стал праздновать видение во Влахернском храме, что в Константинополе, как один из великих праздников. На основании своего исторического опыта, опыта общения с Богоматерью, на основании многочисленных явлений Ее любви к нашему народу, к нашей стране и утвердился в народе нашем и в Церкви этот замечательный праздник, который никак не запечатлелся в религиозной жизни византийцев, но стал очень значимым в духовной жизни Руси. Итак, Покров — это символ любви Богоматери, это символ Ее заботы о всех, кто обращается к Ней с молитвой. Но ведь любовь предполагает взаимность — не бывает односторонней любви. По неизреченной милости Своей Царица Небесная обращает к нам Свою любовь, и вся история России об этом свидетельствует. Россия выходила из страшных катаклизмов, которые должны были неминуемо привести страну к гибели, а Церковь нашу — к разрушению и исчезновению. Но ведь ничего не получилось, и ни один историк не может до конца понять, почему это так. Вся мощь огромной страны, которая провозгласила своим идеалом безрелигиозную жизнь, отречение от Бога и борьбу с верой, ничего не смогла сделать с Церковью. Не смогли ни истребить веру, ни отлучить народ от веры, и те, кто пытался это сделать, ушли из истории, и память их погибла с шумом. А Церковь Божия существует, и память о великом чуде Богоматери сохраняется. И мы прославляем Пресвятое Преблагословенное имя Пречистой и Непорочной Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Сына Божиего и Сына Человеческого, явившегося во плоти для спасения всех нас.

http://pravoslavie.ru/156674.html

Праздник в православном богослужении Сведения о диахронических изменениях, связанных с богослужением Введения во храм Пресвятой Богородицы, отличаются показательной мозаичностью. В древнейшей рукописи Типикона Великой Церкви (IX–X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на данный праздник, помечена лишь память события. Та же кодификация содержится и в Канонаре X–XI столетий. Следовательно, служба на Введение пелась в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии, куда утром в день праздника из храма Святой Софии направлялась лития с участием патриарха. На утрене (на Пс. 50) и на малом входе литургии полагался тропарь 4-го гласа «Днесь благоволения Божия предображение». Кроме того, указаны чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк. 1: 46–47), Евр. 9: 1–7, аллилуиарий (4-го плагального, то есть 8-го, гласа), Лк. 1: 39–50, 56; причастен – Пс. 115: 4. В Студийских типиконахпраздничный цикл Введения состоит уже из трех или четырех дней: предпразднства – 20 ноября, собственно праздника – 21 ноября, попразднства – 22 (или 22–23) ноября. Отдание в Уставах рассматриваемого типа не выделяется. Порядок изложения служб Введенского цикла в многочисленных редакциях Студийского типикона (Студийско-Алексиевской, Мессинской, Николо-Казолянской и др.) имеет, безусловно, константное ядро и вариативные звенья. Так, в Евергетидской кодификации кроме обычных уставных замечаний даны указания о совпадении дней Введения с воскресеньем: краткие – для 20, 22 и 23 ноября (только о литургии), подробные – для 21 ноября (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии исключается входной стих). По Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет по-прежнему один день (20 ноября), когда поются три последования: предпразднства, преподобного Григория и святителя Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день – 25 ноября.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

В советские годы храм несколько раз реконструировался, поэтому в его облике смешались разные архитектурные стили. В 30-е годы XX века большевики разместили в церкви пожарную часть. От ее былого великолепия история не оставила и следа. Колокольня была взорвана, храм разрушен и разграблен, а под окнами разместился известный всем «Богдановский» рынок. Только 4 декабря 1999 года церковь была возвращена Пензенской епархии. В не восстановленном до конца храме, на его престольный праздник на Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – состоялось первое богослужение. 5 августа 2011 года участники заседания градостроительного совета обсудили проект реконструкции Введенской церкви. Проект реконструкции храма получил благословение епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина. При разработке архитекторы ориентировались на исторические фотографии внешнего вида здания церкви начала XX века. Об ее архитектурном облике трудно говорить, так как колокольня не восстановлена, а трапезная потеряла свои архитектурные достоинства. От самой старой храмовой части церкви, выполненной в формах «нарышкинского барокко», сохранился двухсветный четверик с примыкающей к нему пятигранной апсидой, Восьмерик храма утрачен. Проект реконструкции Введенской церкви принадлежит компании «Архип». В церкви сохранятся три придела, по вместимости здание будет рассчитано на 250 человек. На территории Введенской церкви будет располагаться библиотека, школа и торговая лавка. Первое упоминание об Архангельской церкви в Пешей слободе относится к 1676-77 г. В 1680 г. при набеге ногайцев она погибла, но вскоре была восстановлена. В 1721 г. вместо прежнего ветхого здания было построено новое, также деревянное. К середине XVIII в. рядом с Архангельской церковью построили еще одну, Введенскую, тоже деревянную. В 1767 г. на месте этих двух храмов был построен один каменный. Главный престол его был посвящен Введению во Храм Пресвятой Богородицы, правый – Архангелу Михаилу, левый – Трем Святителям Вселенским. Это здание и сохранилось до наших дней. В 1831-1832 гг. при храме были расширены и заново освящены приделы, в 1851 г. расширили трапезную.

http://sobory.ru/article/?object=23270

Во всех храмах Москвы в связи с этой акцией будет проводиться сбор пожертвований для нужд находящихся в заключении. Каждый христианин призывается внести посильную лепту в дело служения узникам. Пожертвования составляют основной резерв денежных средств Комиссии. На эти деньги проводится покупка подарков заключённым, находящихся в следственных изоляторах города. Центром празднования станет, по традиции, храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Бутырском тюремном замке (при СИЗО N2 г.Москвы). Председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы города Москвы, викарий Московской епархии, епископ Дмитровский Александр вот уже в пятый раз возглавит торжественное престольное богослужение в этом храме. Владыке будут сослужить священники, представляющие все СИЗО г. Москвы. На богослужении будут присутствовать представители УФСИНа по г. Москве, Государственной Думы, благотворительных общественных организаций, работники Бутырской тюрьмы. В храме будут молиться и заключённые, которые смогут исповедаться и причаститься. В конце праздничной службы будет зачитано праздничное послание Святейшего Патриарха Алексия, которое посвящено самым насущным проблемам служении Церкви среди тех, кто совершил преступление и уже на земле несёт за это наказание и особенно нуждается в нашей доброте и отзывчивости. По окончании Божественной Литургии под молебное пение и колокольный звон состоится Крестный ход вокруг храма с участием заключенных. Как уже сложилось, они будут нести запрестольный крест, хоругви, храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы и иконы новомучеников, бывших узников Бутырской тюрьмы. Владыка Александр окропит святой водой стены тюрьмы и храма. Затем, по благословению Святейшего Патриарха, владыка Александр вручит ряд церковных наград. После окончания богослужения священнослужители посетят все тюремные камеры, где поздравят около 2500 заключенных с праздником Покрова Божией Матери и каждому вручат подарок. + + + Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы - старейший среди тюремных церквей столицы - был построен в 1782 году по проекту, подписанному архитектором М.Ф. Казаковым.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/11/...

На двух колоколах (не сохранились) были надписи. На большом колоколе: «Вылит сей колокол в царствующем граде Москве, на заводе почетного гражданина Димитрия Самгина, весу 117 пудов 30 фунтов, 1854 года марта 23 дня Подольского уезда, села Поливанова к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы попечением и трудами московского купца Константина Павловича Котова». На втором колоколе: ««1807 года марта 15 дня вылит сей колокол Подольского уезда, в село Поливаново, к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы усердием графини Софьи Осиповны Апраксиной». Проект, созданный епархиальным архитектором С. В. Крыгиным, был утвержден в конце 1898 г. Сооружение колокольни завершено в 1901 г.ка и псаломщика. В Поливанове была богадельня, в которой проживали 10—12 человек. В 1871 г. в этом здании устроили учительскую семинарию и при ней домовую церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1902 г. к Благовещенскому храму приписали Покровскую церковь сельца Яковлева. В 1929 г. храм Благовещения Пресвятой Богородицы упоминался как закрытый, в нем предлагали разместить школу. В советское время здание разделили пополам кирпичной стеной и использовали в качестве клуба и склада. Колокольня и ограда были разрушены. Во второй половине 1980-х гг. в церкви велись реставрационные работы. К моменту их начала (1984 г.) в интерьере еще сохранялись фрагменты живописи, но позже они были полностью утрачены. В 1996 г. Благовещенский храм вернули верующим. В 2008 г. рядом с ним началось строительство 15-метровой колокольни. Оно завершилось в 2011 г. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в храме ведется духовно-просветительская работа с прихожанами. Организуются патриотические мероприятия для детей и паломнические поездки для взрослых, а также ведутся катехизаторские беседы и работает Воскресная школа. Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

На память о своем посещении Святейший Патриарх подарил собору образ Спасителя. Программа первого дня пребывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Одесской епархии завершилась посещением Успенского мужского монастыря. Святейший Патриарх передал монастырскому храму икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью; каждый из присутствовавших в храме получил небольшую икону Божией Матери «Касперовская» с Патриаршим благословением. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Несмотря на жаркую погоду, внутри собора находилось около пяти тысяч человек, еще несколько тысяч молящихся собрались вокруг храма. По завершении богослужения митрополит Агафангел преподнес Предстоятелю памятный дар — Патриарший посох. В дар новоосвященному собору Предстоятель Русской Православной Церкви передал образ Спасителя, а митрополиту Агафангелу подарил комплект из двух панагий и наперсного креста. По завершении богослужения в новоосвященном Спасо-Преоб-раженском соборе митрополит Одесский и Измаильский Агафангел дал торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Позднее в тот же день Патриарх Кирилл в Успенском монастыре встретился с пятилетней девочкой Александрой Климовой, ее мамой Светланой Станиславовной и братом Александром. Некоторое время назад жительница Одессы С.С. Климова отправила по электронной почте письмо, в котором обратилась к Святейшему Патриарху с просьбой благословить ее дочь, которая страдает детским церебральным параличом. В письме говорилось, что в Одессе из-за большого стечения людей на Патриарших богослужениях она с дочерью не сможет подойти под благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Кирилл откликнулся на просьбу и пригласил Александру и членов ее семьи посетить одесский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы,

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия. Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах. Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно. Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы. Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

http://pravoslavie.ru/1942.html

Ученики: апостол Варфоломей Филипп и Варфоломей (Нафанаил) Как запомнить имена 12 апостолов 12 апостолов Апостолы: посланники и главные миссионеры Апостолы: Как двенадцать человек могли изменить весь мир? Апостолы   Православные праздники 8 сентября  Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. В XII веке икона была привезена из Византии на Русь. Икона становится известной благодаря совершаемым ей чудесам. В 1395 году завоеватель Тамерлан с огромным войском подошел к границам Руси. В Москве было совершены молебны и крестных ход с привезенной из Владимира Владимирской иконой Божией Матери, после чего Тамерлану снится сон, в котором ему в лучезарном сиянии является Величавая Жена. Толкователи поведали Тамерлану, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница Христиан, после чего Тамерлан увел войска от границ Руси. В память избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, был построен Сретенский монастырь, а 8 Сентября было установлено общероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.   Владимирская икона Божией Матери Мчч. Адриана и Наталии и прочих 23, с ними пострадавших (305-311). Супруги Адриан и Наталия жили в IV веке в Римской империи. Во время гонений на христиан Адриан и Наталия приняли мученическую смерть за Веру Христову. Адриан и Наталия: История в картинках Имя Наталья и Рождество Христово. Что их связывает?   Православные праздники 9 сентября  Прп. Пимена Великого (ок. 450).   Христианский святой, почитаемый в лике преподобных, автор сборника наставлений, известного как «Афоризмы». Основал монастырскую общину в египетской пустыне, вел праведный аскетический образ жизни.      Православные праздники 10 сентября   Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I).

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010