Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Иорданскими струями...». По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «В рабии образе...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Яко вредящих земных...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 6 (со ирмосом). На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь мученика. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак праздника. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2024 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 9 по 14 января) читаются рядовые чтения 30-й седмицы. В Неделю 34-ю по Пятидесятнице (15 января) читаются воскресные чтения 30-й Недели.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

Серафимово правило предписывает читать «Отче наш» и «Богородицу» трижды, поскольку для всякого обучения актуален принцип: «Повторение — мать учения». В то же время свое Credo («Верую», Символ веры) надо уметь изложить последовательно и внятно; но с этим может справиться даже малый ребенок, потому что молитву эту, содержащую основные положения православной веры, принято петь хором в храме на каждой Литургии. Начальная школа В начальной школе человек учится читать и писать. Первая учебная книга – Азбука (сейчас это книга иногда называется «Букварь»), с помощью которой ребенок осваивает «азы»: учится различать буквы, складывать их в слоги, а затем читать слова, простейшие словосочетания и предложения. До начала XX века после освоения Азбуки в качестве учебников ребенку предлагались богослужебные книги – Часослов и Псалтирь, и вот почему. Часослов — это книга, которая содержит тексты дневного круга, ежедневно воспроизводимые в храме . Познакомившись с текстами Часослова, человек на любой службе в храме не будет чувствовать себя новичком: даже если сознание рассеивается (а это знакомо любому молящемуся), время от времени в нем будут вспыхивать своеобразные маяки. Эти текстовые маяки, во-первых, сигнализируют о том, на каком этапе службы молящийся сейчас пребывает; во-вторых, несут в себе давно знакомый смысл; в-третьих, в меняющейся богослужебной ситуации, в разном текстовом соседстве, ежедневные молитвы приобретают новые смысловые связи, конденсируя разнообразные семантические облака. Для того, чтобы помочь учащемуся понять наиболее трудные места, в XIX веке был издан «Учебный Часослов» с комментариями . Псалтирь — это книга, которая содержит тексты, пронизывающие все православное богослужение. Целиком эта богослужебная книга должна прочитываться в храме еженедельно, по определенному расписанию, однако на практике в полном объеме это происходит довольно редко (как правило, в монастырях). Тем не менее прямые цитаты и перифразы стихов Псалтири во множестве рассыпаны по другим богослужебным книгам: из нее в разные части православного богослужения заимствуются целые псалмы (например, шестопсалмие утрени – псалмы 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й) и псалмы избранные (выборки отдельных стихов из одного или нескольких псалмов, сопровождающие на праздничной утрене пение величания), прокимны (определенным образом организованные возгласы перед чтением отрывка из Священного Писания) и аллилуиарии (аналогичные возгласы после чтения отрывка из Апостола), стихи к стихирам (помогающие объединить эти песнопения в комплексы, исполняемые в определенных местах богослужения).

http://bogoslov.ru/article/1943754

Также, не менее важным в деле ВОСПИТАНИЯ детей и молодежи является СВОЙ пример, пример РОДИТЕЛЕЙ, БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. Ведь ИХ ценности, стремления и поступки ребенок перенимает прежде всего! ХРАНИ ВАС БОГ! Владимир 3 сентября 2009, 23:48 В нашем д/саду у входа висит картинка: " Советы мудрой совы " и рядом написанно, бить детей непедагогично, даже подразумевается малоумие у того, кто это делает. И невозможно доказать, или как-то убедить администрацию и работающих педагогов, что необходимо и мягкое слово и принуждение и иногда телесное наказание. Есть ли какие нибудь исследования и советы современных психологов (желательно популярных), которые показывают необходимость и телесного наказания в том числе? Детей в д/с 15-20 человек, раньше их немного знакомили с Православными праздниками, приглашали священника во время самых крупных. В этом году ничего такого в программе не наблюдается. Светлана 29 августа 2009, 21:43 Спасибо всем,кто откликнулся на мое письмо.Благодарю и низкий вам поклон.На все воля Божья.Молюсь и все-таки не теряю надежду. Марина 29 августа 2009, 18:45 Светлана! Хочу дать вам совет- молитесь нашей ЗАСТУПНИЦЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ и помощь прийдет. Моему сыну 17 лет, хороший мальчик он генетически, но я всегда оберегала его от дурных компаний. Всегда приводила в пример наших родственников, часто повторяла " в нашем роду так не принято... " , " у нас это считается неприемлимым... " и так в любом случае, как бы невзначай мимоходом. А год назад он начал пить пиво с другом почти каждую неделю и так мне неприятно от сыночка чувствовать запах пива, а что скажешь- все пьют! Вроде как бы норма жизни. В храме я каждый раз молилась Пречистой БОГОРОДИЦЕ, у разных икон , чтобы защитила от пития, от компьютерной зависимости, (он сутками играл в игры), от других страстей и что вы думаете!!! В один воскресный день, ровно год назад, я как обычно была в храме и молилась, причем молилась как бы между прочим, на будущее, т.к.много то сын не пьет. А вечером он пил пиво и так отравился, что с тех пор он не прикасается к спиртному и строит планы, как в будущем, когда он будет взрослым, он будет спасать Россию от пьянства. Дальше больше- за компьютером он все больше читает новости, играет мало и говорит, что это скучно-играть.С каждым днем он становится серьездней. Ещё я ему говорю ,что мне перед Богов ответ за тебя держать, так как мне Господь тебя даровал, я должна тебя вырастить истинным христианином. Можно много привести примеров из моей жизни, это только один из десятков, мои просьбы в помощи воспитания сына реально, даже можно сказать чудотворно воплощаются! МОЛИТЕСЬ НЕПРЕСТАННО!

http://pravoslavie.ru/31258.html

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному Писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбой с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимии, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 177 . По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в Палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье Ираклийском при уединённом храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освящённым жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травой и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями; «но добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела; но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во Влахернском храме молилась перед чудотворной иконой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы его плохо воспринимаем — не так ярко, сильно, во всей полноте переживания, как следовало бы! Это просто свойственно человеческому уму: мы привыкаем. У нас возникает некоторая будничность, привычка к тому, к чему вообще-то привыкать нельзя. Однажды маленькая девочка у нас в церкви на Пасху (не в самый ее первый день), когда батюшка сказал ей: «Христос Воскресе!», ответила: «Да, конечно!» А почему она так сказала? Потому что уже привыкла. Для нее уже нет такой остроты восприятия, как в первый день Пасхи: «Да, конечно!» И вот, эти слова маленького ребенка нам тоже близки: мы также привыкаем к таким вещам, которые трудно осознать! Мы начинаем буднично воспринимать то, что сказано о событии Благовещения. В моем домашнем Евангелии это 22 строки: кратко, сжато — лаконичнее не бывает. Однако есть церковные песнопения, которые рассказывают подробно и ярко о том, что происходит в этот день во всем мире, в космосе, в храме и во всей Вселенной, — что такое Благовещение . Самое главное в службе — и в вечерней, и на утренней Божественной Литургии — это Евангельское чтение. На всенощной у нас читается Богородичное Евангелие от Луки, а в самый день Праздника Евангелие рассказывает уже о событии Благовещения. Я много — 11 лет — служил диаконом в Николо-Хамовническом храме, и для меня было такой радостью читать за Божественной Литургией слова Евангелия! Это была вершина диаконского служения! Чтение этих слов было для меня радостью, моей, можно сказать, минимальной проповедью. Душа горела, хотелось сказать, а делать этого было нельзя — ведь я был только диаконом. Я внимательно воспринимал Евангелие и переживал его всей душой эти 11 лет. И однажды мне пришла в голову мысль: как странно читаются Евангелия на Благовещение! Как-то не совсем понятно. Ведь что происходит? Вечером, под Благовещение, выходит диакон, открывает Евангелие перед предстоятелем, и тот читает Богородичное Евангелие, которое начинается такими словами: «Во дни оны восставше Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов...» И дальше рассказывается о том, как Пресвятая Богородица, Богоотроковица Мария, путешествовала к своей родственнице Елизавете, и что с Ней произошло. Какие были события, какие интереснейшие слова были сказаны.

http://pravoslavie.ru/69792.html

Как старший звонарь я звоню по воскресным и праздничным дням, а также на крупных мероприятиях, которые проходят в храме,— например, при встрече мощей. Я также готовлю звонарей, которые могут заменить меня при необходимости. В основном это наши алтарники и постоянные прихожане. Колокольный звон — это искусство, в котором можно проявлять свою творческую индивидуальность, развиваться, ведь примерно на девяносто процентов это импровизация. У звонарей могут быть «заготовки», но в основном каждый звон — неповторимый. Можно менять ритм, темп, добавлять какие-то свои «изюминки», которые могут хорошо звучать на конкретной колокольне. Нет каких-то раз и навсегда установленных, догматизированных звонов, есть только образ звона, его характер. Например, в богородичный, «женский» звон можно добавить вальсовый ритм, а на крестопоклонные праздники добавляют больше звона крупными колоколами. Когда учишься звонить в колокола и хочешь в этом развиваться, не обойтись без опыта других людей. Долгое время я слышал других звонарей только в записи. В 2018 году я наконец-то поехал на свой первый фестиваль колокольного звона — это был Всероссийский фестиваль «Алексеевские перезвоны» в Татарстане. Потом был еще на шести фестивалях в разных городах. На самые крупные приезжало порядка семидесяти звонарей. Мы выступали на разных площадках: это были и большие колокольни храмов, и маленькие передвижные звонницы из пяти-семи колоколов. Одно из самых ярких моих впечатлений — колокольня Исаакиевского собора в Питере. Мне довелось звонить там на фестивале «Невские звоны». Потрясающие колокола, очень красивый звук, есть, кстати, даже «электронный звонарь» — в определенное время совершается перебор колоколами. Колокола Исаакия довольно крупные, поэтому звук получается глубоким — это ближе к ростовской традиции, где колокола как раз отличаются большим размером и звонить нужно медленнее, звон получается статным, спокойным. В Покровском храме классическая колокольня, здесь очень хорошо учиться, пульт управления колоколами удобно настроен, и один звонарь без проблем может звонить во все тринадцать колоколов. Мы придерживаемся московской традиции звона, где звон зазвонными, то есть маленькими колоколами довольно частый. Подзвонные (средние по размеру колокола) — это основная мелодия, а басы-благовестники держат темп.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/horosh...

Можно представить себе, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижины нищих, бывшие при храме, чтобы сколько-нибудь погреться; но одни запирали дверь, другие прогоняли даже палкой Прокопия. Прогнанный страдалец нашёл сарай, где в углу лежали собаки; он лёг около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов? «Буди имя Господне благословенно», сказал Прокопий и воротился на паперть; дрожа всеми костями и ожидая смерти, молился он, да примет Бог душу его. И вот, он чувствует какую-то теплоту; взглянув, видит перед собой ангела Божия с прекрасной веткой в руке; небесный гость, коснувшись веткой лица Прокопия, оживил страдальца; приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал бл. Андрей в подобном положении. Об этом бл. Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу св. Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого. Любимое место, где часто и долго сиживал Прокопий, был камень на берегу р. Сухоны. Здесь, смотря на плывущие мимо суда, молился он молча за вверивших судьбу свою неверной стихии. Он так любил это место, что в последние годы жизни своей говаривал, чтобы погребли его тут 114 . От Богобоязненных людей Прокопий принимал пищу, которую вкушал не каждый день; а от богачей, нажившихся неправдой, не брал ничего. – За тяжкие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес ещё на земле. Бог наш, – Бог милости и любви, бывает за грехи наши Богом отмщения. Мор и голод, трус и потоп льются из фиала гнева Божия на нечестивых. Кто уцелеть может под тяжестью десницы Всемощной? Но Господь милостив и в гневе Своём. Он обещал пощадить виновные города для десяти праведников и даже для одного великого праведного. – Исполнение этого обещания видим в жизни блаженного Прокопия, тогда как люди не понимали сего праведника. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «покайтеся, братия, во грехах ваших; умилостивляйте Бога постом и молитвами; иначе город погибнет от града огненного».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слава, и ныне, праздника. Прокимен новомучеников, гл. 4: Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Евангелие от Матфея, зачало 36. По 50-м псалме, стихира, гл. 6. Отца Безначальнаго чада возлюбленная,/Сына Единороднаго друзи истиннии,/Духа Святаго сосуди избрании,/новомученицы земли нашея,/Бога прослависте в телесех ваших,/ ихже пройде оружие смертное,/яко жертва чистая принесостеся Святей Троице,//и ныне молятся о душах наших. Канон праздника со ирмосом на 4, и канона два новомучеником, на 8. Канон новомучеников 1-й, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко Един славно прославися. Новомученицы Клинстии, удела Божия людие избраннии, царское священие, кую песнь празднственную ныне воспоем о вас Господеви, Един бо славно прославися. Огустеша волны моря житейского, внегда шествовати вам путем крестным; воинство же фараонитское мгла вечная покры, внегда восходити вам во обители света невечерняго, идеже ныне пение хвалебное приносите Господеви, Един бо славно прославися. Владыки Едомския новыя и князи Моавитския беззаконныя страх и трепет постиже, егда видеша даже до смерти верность вашу Господеви, святии мученицы, Той бо Един в вас славно прославися. Богородичен: О, Всепетая Мати! Не презри грешных молений гласы, но с мученицами новыми умоли о нас Сына Твоего водворитися купно с ними в уготованном жилищи святыни Его, Един бо славно прославися. Ин канон, глас тойже, те же и ирмосы. Песнь 1 В скорбное время гонения безбожнаго не устрашился еси прещений и преследований князей века сего, Петре священномучениче, Троицкаго села окормителю, но добре упасл еси стадо Христово, в чадех духовных веру утверждая, и в домех , и в храме непрестанно убеждая их пребывати внутрь спасительнаго ковчега – Церкви Православныя, вне же Ея море погибельное фараона мысленнаго. Апостолу первоверховному тезоименитый, сему уподобился еси, агнцы Христовы на пажити верности Богу изводя и пред ними усердно шествуя, сего ради восприял еси и славную кончину онаго, во исполнения вящшей заповеди: ты по мне гряди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвероевангелие — это, на мой взгляд, важнейшая тема, изучаемая в духовных школах. Мы с вами являемся служителями Христа. Евангелие является самым главным источником для ответа на вопросы о том, кто такой Христос, чему Он учил, зачем Он пришел, в чем смысл Его крестной смерти и страданий, почему Он воскрес, и что значит для нас Его Воскресение. Очень часто мы живем под впечатлением, что евангельский текст знаем очень хорошо. Во-первых, все мы много раз читали Евангелие, во-вторых мы постоянно слышим отрывки из него за богослужениями, слышим основанные на евангельских текстах проповеди священнослужителей. Все это создает у многих православных верующих иллюзию, будто евангельский текст настолько хорошо им знаком, что его и перечитывать не стоит. Мы почти наизусть знаем, по крайней мере, некоторые евангельские отрывки, например, рассказ о Марфе и Марии, который читается на все богородичные праздники, а потому мы слышим его много раз в году. С другой стороны, есть такие части Евангелия, которые в храме читаются редко, и они проходят мимо наших ушей, мимо нашего внимания. Кроме того, мы очень часто рассматриваем текст одного Евангелия в отрыве от повествований других евангелистов. А сравнительный анализ евангельских текстов дает очень интересные результаты, которые помогают гораздо лучше представить, что происходило в истории земной жизни Иисуса Христа, каков был исторический контекст, в котором развивалась жизнь нашего Спасителя. Для того чтобы в полной мере осознать евангельскую историю, необходимо очень хорошо знать текст Четвероевангелия, а для этого нужно в этом тексте ориентироваться. Представляемый сегодня учебник содержит в себе не просто описание евангельской истории, но и анализ текста. Причем это анализ, который делается с учетом нескольких факторов. Во-первых, всякий эпизод евангельской истории либо изречение Господа Спасителя, притча, рассказ о чуде рассматривается в этом учебном пособии на основании всех имеющихся источников. То есть, например, если один и тот же рассказ присутствует в двух, трех или четырех Евангелиях, то обязательно делается сравнительный анализ. Он показывает, в чем разница между этими повествованиями, на что обратил внимание один евангелист, а на что — другой, какие акценты сделаны в первом случае, какие акценты поставлены во втором случае. И даже само по себе сравнение разных версий одной и той же истории всегда раскрывает какие-то дополнительные грани того или иного евангельского эпизода. Кроме того, в каждом конкретном случае я обращаюсь к толкованиям Святых отцов и современных авторов. И очень часто оказывается, что в современной новозаветной науке воскресают толкования, которые звучали в IV столетии и даже во II веке, например, у Иринея Лионского или Иустина Философа.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5041819...

В светлосиянный день праздника твоего, преблаженне, услыши умиленныя мольбы наша; не лиши помощи твоея всех, почитающих память твою в храме сем, во граде нашем и в пределех земли Рязанския. Исполнися воистинну Господне обетование на тебе, чудотворче: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. И ныне во славе лучезарней Престолу всех Царя предстоиши, понеже верный раб в час испытаний явился еси. Усердно взываем к тебе, богоблаженне: не остави нас, сродник твоих, яже на земли, ты бо алчущих выну питал еси, жаждущих напаял еси, нищих же одарял еси преизобильно. Богородичен: В оплотися неизреченно Бог из Тебе, Чистая, и, плоти соединяемь, по Божественному существу неизменен пребысть. Песнь 6 Ирмос: Б ожественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. Вознеси, милостиве, твое моление о нас, грешных, да исправятся стопы наша к деланию заповедей Господних и да не обладает нами всякое беззаконие. Приведи нас ко пристанищу благоотишному, посреде моря житейскаго бедствующих, Василие святе, и укажи путь верен ко Творцу всяческих, Богу нашему. Заповеди жизни вечныя запечатлены во умех имуще, во окаменении греховнем многажды преступаем и согрешаем на всяк день умом и сердцем. Темже на помощь прииди к нам, святе Василие. Богородичен: В оплощенное Слово Божие нашего ради спасения на земли родила еси, Дево Чистая. Тем Тя, Богородицу истинную, сердцем и усты в песнех величаем. Кондак, глас 2: Всякое мирское попечение волею отринув,/чистоту же душевную юродством утаив,/Богу и ближним усердне послужил еси,/темже, благодати Духа Святаго исполнився,/ангельски на земли пожил еси./Ныне милостию твоею нас посети,/исцеляя немощи душ и телес,/Василие блаженне, теплый наш ходатаю. Икос: Теплотою Божественною согреваемь и благодатию, яко одеждею боготканною, оболчен, глад, мраз и вар дневный мужественне претерпел еси и люди верныя земли Рязанския обильне словом напитал еси. Ныне милостию твоею нас посети, исцеляя немощи душ и телес, Василие блаженне, теплый наш ходатаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010