Основной храм имеет массивный купол, по диаметру почти равный стороне четверика основного объема. На восток выступает мощная апсида, диаметр который настолько незначительно меньше стороны, что это почти незаметно. Барабан купола имеет четыре больших окна. Верхние полукруглые части окон с наличниками в форме фронтонов, расположенные уже на самом куполе, являются люкарнами. Завершен сферический купол еще одной небольшой, сложной формы главкой. Автор проекта здания неизвестен, но его архитектурные формы указывают на школу М.Ф. Казакова. Одновременно сооружена и колокольня. К зданию церкви в 1847 г. пристроили широкую трапезную с наличниками в стиле, близком к барокко первой половины XVIII века. Тогда же возвели и верхний ярус колокольни. Примечательные медальоны со скульптурными изображениями святых евангелистов в круглых нишах помещены между пилястрами, по два на каждом из фасадов. Облик церкви после перестройки несколько изменился, она стала разно-стильной, и черты строгого классицизма как бы потонули среди деталей, взятых из разных эпох. В интерьере также провели большие работы. Новый иконостас главного алтаря соорудили вместе с иконостасами приделов трапезной в середине XIX века, тогда же появилась живопись во всем храме. В 1895 г. в храме реставрировали иконостасы и стенную роспись. В новой трапезной сохранили посвящение южного придела преподобному Сергию Радонежскому, а северный переосвятили в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. С 1927 по 1950 год настоятелем храма был известный протоиерей Александр Смирнов (умер в 1950 г., похоронен на Даниловском кладбище). Он не только сумел отстоять свою церковь от закрытия, но и способствовал перенесению в нее святынь из окрестных храмов. В 1951–1984 гг. настоятелем был известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер. Главная святыня храма – чтимый образ Богородицы «Утоли моя печали». Он был перенесен из церкви святителя Николая, что на Пупышах, при ее закрытии и поставлен во Введенском приделе. Храмовая икона святителя Николая первой половины XVII века, находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначального деревянного храма. На ней – восемнадцать клейм жития святого. Пожалуй, это наиболее ценный с точки зрения художественной древний образ в Никольской церкви сегодня. В храме имеется большая икона Божией Матери «Взыскание погибших» – копия с чтимого образа, что находился в селе Бор Калужской губернии. Также сюда перенесли Иверскую икону Божией Матери из церкви великомученика Георгия Победоносца на Большой Ордынке. В храме также находится праздничная икона из больничной церкви Марфо-Мариинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=02235

В церкви долгое время сохранялся старый колокол с изображением герба и медали, выбитых в честь графа Бестужева-Рюмина. На колоколе виднелась надпись, что его «вылил колокольный мастер Ден. Евдокимов, а украшения и надпись делал крепостной графа Прохор Невзоровский в Санкт-Петербурге в 1765 г.». Однако в 1856 году этот колокол разбился. Церковь освятили в 1809 году во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме главного придела, в ней есть ещё придел Александра Невского и святых мучеников Тимофея и Мавры. Недалеко от церкви новый хозяин земли А. Н. Авдулин в 1818 г. поставил придорожную часовню. В праздник Преображения от церкви в соседние Коломяги направлялся крестный ход. После эпидемии холеры в 1848 году вокруг церкви стали проводиться 28 июля, в день Смоленской иконы Богоматери, ежегодные крестные ходы в поминовение умерших от той болезни. В начале 1850-х годов в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. И. Кракау, а полстолетия спустя, в 1900 году гражданский инженер В. К. Теплов пристроил колокольню и ризницу, освященные 25 ноября 1901 года. При храме действовало Общество пособия бедным и детский приют. В самой церкви находились семейные усыпальницы Никитиных и Орловых-Денисовых. С 1855 по 1878 годы в храме служил известный проповедник и духовный писатель протоиерей о. Константин Стратилатов, автор ряда популярных в свое время сочинений духовно-нравственного содержания. С началом обновленческого раскола приход примкнул к нему. 2 декабря 1923 года он вернулся в лоно Патриаршей Церкви, но 29 февраля 1924 года снова перешёл в обновленчество, в котором состоял (с перерывом с сентября по 10 октября 1926 года) до закрытия. Храм был закрыт в 1937 году. Имущество было передано в Госфонд. Через некоторое время церковь переделали с устройством перекрытий. В 1947 году в связи с устройством Приморского проспекта была снесена колокольня. В здании долгое время находился завод резиновых изделий и игрушек, известно, что в храме изготавливались резиновые шайбы. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

На часах – тропарь святителей. Кондаки святителей и свт. Афанасия читаются попеременно. На Литургии блаженны свт. Афанасия, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и свт. Кирилла, песнь 6-я – 4. На входе – «... во святых Дивен сый...» (в седмичные и субботние дни). Примечание. В воскресные дни на входе поется: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь святителей; кондак дня, кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителей; кондак дня, кондак храма, кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни (понедельник – пятница), если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха А. В храме Господском: В понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропари рядовых святых – 1 или 2; кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». Примечание. В среду и пятницу тропарь и кондак храма Господского не поются, так как заменяются дневными. Б. В храме Богородицы: В понедельник, вторник, четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-31/

Но даже после закрытия храма традиция праздника в селе не угасла. Прихожане тайно вырубили в восточной стене нишу, в которую ставили свечи в день Благовещения, как бы оживляя лоно церкви. Там же, у ниши, устраивали молебен во славу Пресвятой Богородицы. Каждый год в ночь накануне праздника у церковной стены загорались десятки, а порой и сотни огней. От поставленных в нишу свечей воск стекал на землю ручьями. Сохранились письменные свидетельства, как отмечался праздник Благовещения в селе Сизябск в начале 70-х годов: «Около церкви (хотя она и недействующая) собирается большое количество верующих, иногда 120-200 человек. Приходят они с Мохчи, Ижмы, Брыкаланска, Гама пешком - ехать на автобусе на моление считается грехом. Последние метры до церкви некоторые ползут на коленях... часть верующих собирается в доме Татьяны Федоровны Вокуевой, у которой хранится икона с изображением Благовещения». Особенно много народа стало собираться здесь в последние годы. И не только на Благовещение, но и на другие церковные праздники. По просьбе верующих местные власти соорудили у ниши бетонные подмостки, чтобы каждый желающий мог поставить свечу. В 1993 году сизябский храм был возвращен вновь зарегистрированной православной общине. Каждый год на Благовещение они встречают в храме непрерывный людской поток гостей из сел Картаель, Вертеп, Щельяюр, Кельчиюр, Усть-Цильма и из самых отдаленных селений. Первые прихожане появляются в храме еще с вечера 6 апреля. В основном это пожилые женщины, одетые, по традиции, словно монахини, в темные малицы с капюшонами. На Ижме говорят: «До Пасхи не едят мяса и ходят в малицах». К позднему вечеру в церковь приходит молодежь. Прежде чем войти в храм, прихожане трижды обходят его вокруг, отдавая крестные знамения и поклоны на некогда венчавшие церковь купола. В центре храма в день праздника на столах устанавливают деревянные лотки, куда прихожане ставят зажженные свечи. На деревянной сцене сооружают импровизированный алтарь, на который устанавливают икону Благовещения. Часами люди стоят в храме, словно в ожидании чуда. В ночь на Благовещение в храм приходят семьями или по одному - совершая путь «по завету», а утром 7 апреля жители села Сизябск и приезжие направляются к церкви Крестным ходом, который начинается от обетного креста, расположенного на выходе из села по дороге на кладбище. В апреле 1995 года на Благовещение в Сизябске впервые за много лет службу в храме проводил священник - иеромонах из Ульяновского монастыря. В этот день многие жители села и приезжие приняли крещение. Есть надежда, что Благовещенский храм рано или поздно будет восстановлен и вновь освящен.

http://sobory.ru/article/?object=12536

1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162). 4 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни). 5 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-29/

Значимым этапом в строительстве было освящение и поднятие на тридцатиметровую высоту колоколов. Для Покровского храма были отлиты 12 колоколов большие из которых весят: 4 500 кг, 2 150 кг, 1 280 кг, 700 кг, 270 кг. С давних времен на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи или тексты молитв. И на покровских колоколах также в верхней части выбиты молитвы: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его» (Пс. 150:1); «Егда услышите глас Мой, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:7–8); «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». Среднюю часть колоколов украшают изображения Господа, Богородицы и святых, а в нижней части расположены памятные надписи. Следующим этапом стал уникальный по технологии процесс золочения главного купола сусальным золотом, воздвижение крестов на малые и центральный купола. 12 июля 2012 года в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла в верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы настоятелем храма игуменом Мелхиседеком (Артюхиным) в сослужении с иереем Евгением Марковым и диаконом Романом Смирновым был отслужен благодарственный молебен на открытие и освящение убранства главного купола. Особую тему внешнего облика храма составляют белокаменные орнаменты и резные кресты, которые вмонтированы в кладку стен в нижней части храма. Девять памятных закладных крестов были вручную вырезаны лучшими мастерами из Владимира. Эти кресты заложены в память погибших воинов и славных побед, отмеченных сугубым покровительством Пресвятой Богородицы и Сил Небесных. Характер резьбы крестов выдержан в традициях времени отмеченных событий. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в цокольном этаже Покровского храма создан уникальный архитектурный проект «Икона Святой Земли». В одном месте собраны точные копии пяти величайших святынь христианства: Вифлеемской звезды, Голгофского креста, Камня Помазания, Гроба Господня, Гробницы Богородицы, а также копии Колонны Благодатного огня и каменного водоноса из Каны Галилейской. В основание каждой из святынь торжественным чином заложены памятные капсулы с именами свыше полумиллиона жертвователей, принявших участие в проекте. И столько, сколько храм будет стоять, будут возноситься святые молитвы за строителей и благоукрасителей храма сего. Благодаря архитектурному решению проекта «Икона Святой Земли» праздничные богослужения в Покровском храме совершаются по иерусалимскому чину.

http://sobory.ru/article/?object=08859

При совершении Божественной Литургии священнослужители Петроградской епархии должны соблюдать следующее: 1.      Пред началом литургии совершать каждение не алтаря только, но всего храма. 2.      Первый и второй антифоны (в будни – повседневные, ищи их в конце Апостола, а также в Ирмологии, в воскресные же дни, в праздники Богородицы, а также в малые праздники – изобразительные псалмы «Благослови душе» и «Хвали душе», в великие Господские праздники – по Уставу) не должны опускаться. 3.      Блаженны исполнять все. Было бы прекрасно петь или читать при них полагающиеся по уставу тропари. Опыт некоторых церквей показывает, что для чтения их достаточно 1–2 минут, а для пения – 3–4. Во всяком случае перерыва в пении блаженств ради диаконского возгласа «Господу помолимся» не следует. Возглас этот нужно произносить тихо в алтаре перед малым входом. Священник после него должен читать молитву «Владыко господи» во время самого входа. 4.      Следует соблюдать некоторую стройность и логику в чередовании тропарей при входе. В Типиконе о сем есть особая подробная 52-я глава, которую следует внимательно прочесть. За подробностями отсылая к ней, здесь укажем общий на непраздничные дни порядок: тропари храма, дня (недели), святого Минеи, затем соответствующие им кондаки, на «Славу» – «Со святыми упокой» и на «и ныне» кондак храма Богородицы (или Спасителя) или просто богородичен: «Предстательство христиан непостыдное» (см. в Часослове «Последование изобразительных»). Петь на «Слава и ныне» «Со святыми упокой» нельзя, но на «Славу», а на «и ныне» покрывать богородичным кондаком или кондаком богородичного или Христова храма. В храме Христовом в воскресные дни не следует петь ни тропаря, ни кондака храма, но, начиная ряд тропарей воскресным тропарем, кончать (на «и ныне») воскресным же кондаком. В храме же Богородицы тропарь Ее храма поется после воскресного, а кондак на «и ныне», то есть в самом конце. 5.      Возглас «Господи, спаси благочестивые» произносить не следует, но после последнего кондака диакон говорит: «Господу помолимся», священник: «Яко свят», диакон: «и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Поэтому во Святая святых, в самую дальнюю часть храма, которую можно сравнить с алтарем в храме христианском, никто не мог входить, — только первосвященник, входивший в это место для совершения особого каждения раз в год. Однако, встретив младенца Марию на ступенях храма, первосвященник, по преданию Церкви, ввел Ее не только в храм, но и во Святая святых, хотя это было категорически запрещено и противоречило всем законам, которые строго соблюдал народ Израильский. И мы верим, что так и было, потому что Введение во храм Пресвятой Богородицы стало деянием, исполненным огромной духовной силы и великого символического значения. Дева Мария вошла в ветхозаветный храм и получила благодать Божию, для того чтобы начать Свой жизненный путь, приведший Ее к рождению Мессии, Господа и Спасителя, к созерцанию Его страшных страданий и, наконец, к Ее вечной небесной славе. Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы помогает и нам, отдаленным тысячелетиями от того события, понять, какое огромное значение храм имел в жизни еврейского народа для сохранения истинной веры. Но и в наше время храмы сохраняют то же значение, и это совершенно неслучайно. Во-первых, в православном храме, как и в древнем иерусалимском храме, пребывают особые святыни. На престоле, который является центральным местом храма, хранится антиминс — плат с мощами святых угодников. Подобно тому как в древней Церкви Святая Евхаристия совершалась в катакомбах на гробах мучеников, так и мы совершаем на вшитых в антиминс мощах святых Божественную Евхаристию. Храм исполняется великой благодати, когда совершается Божественная Евхаристия, и эта благодать соединяется с материальными предметами, в первую очередь со святыми иконами. Вот почему, прикладываясь к иконам, мы прикладываемся не к доскам, не к краскам, но к материальным носителям Божественной благодати, приобщаясь к Божественной силе и Божественной энергии. Вот что означает поклонение святым иконам, скажу еще раз: мы поклоняемся не доске, не краскам, не той красоте, что произвели руки человеческие, но видимым носителям Божественной благодати.

http://pravoslavie.ru/135852.html

Если после литургии служится праздничный молебен (т.е. с открытыми вратами), то вновь возжигаются свечи перед главными иконами в иконостасе: Спасителя, Богородицы, храмовой и перед праздничной. Если служится заказной молебен, то свечи возжигаются только перед той иконой, перед которой служится молебен. То же касается и панихиды – свечи возжигаются только на каноне. На Повечерии, полунощнице и на часах свечи зажигаются только перед иконами Спасителя и Богородицы. В настоящее время в силу тех или иных причин Устав не всегда соблюдается. И даже в самом Типиконе в некоторых местах можно встретить в скобках такие пояснения: «Ныне же сей чин весьма в церквах упразднися». Тем не менее можно выделить основные правила касательно свечей и стараться им следовать: 1) алтарь, 2) главные иконы в иконостасе (Спасителя, Богородицы, храмовая икона), 3) праздничная икона в центре храма и особо почитаемые, 4) остальные иконы в храме. Таким образом, можно увидеть, что процесс использования свечей за богослужением весьма динамичен. Свечи то зажигаются, то гасятся по несколько раз за богослужение. Это важно помнить тем, кто считает, что погасить свечу во время богослужения грешно, и обижается, когда гасят его свечу. Важно понимать, что свечи – не самостоятельный атрибут в храме. Они – неотъемлемая часть всего богослужебного действа, и используются они в контексте этого действа. Как паникадила не горят всю службу, но гасятся в определенные моменты богослужения, точно так же и свечи, использование которых имеет свой смысл и символизм. Именно в духе этого символизма и духовного смысла и был составлен Устав. Не нужно запрещать желающим поставить свечу «не вовремя» При этом важно не допускать скандалов в вопросе возжжения/тушения свечей. Это касается в первую очередь ответственных за подсвечники. Нужно дать людям время прийти к сознательному отношению и правильному пониманию церковных обычаев и правил. Поэтому не нужно запрещать желающим поставить свечу «не вовремя». Ведь малое количество свечей может оставаться зажженными в продолжение почти всей службы. Есть множество приходов с традицией оставлять по одной горящей свече даже во время шестопсалмия. В конце концов, главным во всех правилах и уставах является – любовь, а свечи и все прочие внешние атрибуты – лишь средства к ее достижению.

http://pravoslavie.ru/156763.html

В 1983 году она была поставлена на охрану как памятник истории и архитектуры. С 1990 года в приходе открыта Воскресная школа. Собрана библиотека книг духовно-нравственного содержания. В престольный праздник 28 августа совершается крестный ход вокруг храма, организуется праздничная трапеза, на которой ежегодно присутствуют до 500 человек. В 2011 году завершено строительство административного здания, которое было освящено 1 октября Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует Воскресная школа. Святыни [ править править код ] Сведения об иконе: Холст, масло.Икона была написана в 1980 году. Иконописец неизвестен.Находится в притворе храма. Богомольцы имеют обыкновение лобызать сей святый образ при входе и выходе из церкви. Доска, масло. Запрестольная выносная икона, копия с иконы Афонского письма. Икона была написана в 1980 году. Иконописец неизвестен. Во время случившегося в храме пожара осталась невредима. В связи с этим почитается в народе, износится на Крестные ходы и молебны. Доска, масло. Икона Афонского письма. Время написания, имя иконописца неизвестно. Доска, масло.Время написания, имя иконописца неизвестно. Доска, масло.Время написания, имя иконописца неизвестно. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Воронежская область, г.Бобров, ул. 22 Января, 45 Тел. храма: 8(47350)4-22-07 (факс); настоятеля 8(47350) 4-12-30 Электронная почта : hramuspeniya.bobrov@mail.ru Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются во все Воскресные, Праздничные дни, и дни Чтимых Святых. Накануне празднования совершается Вечернее богослужение в 16.00. В сам день праздника Божественная Литургия в 8.00. Более подробное расписание можно узнать, позвонив в храм по телефону: +7(47350) 4-22-07 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Бобров Официальный сайт храма

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010