Праздничное богослужение во Всехсвятском храме города Паттайи возглавил настоятель протоиерей Даниил Ванна, председатель Комитета Фонда Православной Церкви в Таиланде. К постоянным прихожанам присоединились многочисленные туристы, отдыхающие на таиландском курорте. За богослужением присутствовали более 120 человек, многие из которых исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. В этот же день после вечернего богослужения дети прихожан представили рождественский спектакль, после которого всем были вручены подарки. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Паттайе всенощное бдение и Божественную литургию совершили настоятель храма иерей Иоанн Мороз и протоиерей Петр Кадомцев, заштатный клирик Томской епархии . За ночным праздничным богослужением молились около 80 человек, тридцать из которых приступили ко Святому Причастию. В Троицком храме на острове Пхукет праздничное всенощное бдение на Рождество Христово собрало несколько сотен человек, практически все они подошли ко Святому Причастию. За богослужением вместе с регентом пели православные тайцы: песнопения исполнялись на церковнославянском и на тайском языках. В учебном храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, на Пхукете ректор Духовного училища иеромонах Паисий (Ипате) совершил Божественную литургию в день праздника Рождества Христова. За богослужением пел хор студентов Духовного училища. Песнопения прозвучали на тайском и английском языках. Вознесенский храм на острове Самуи также был заполнен богомольцами. В день праздника был отслужен праздничный молебен. Воспитанники детской воскресной школы при Вознесенском храме представили рождественские представления и музыкальные номера. Затем состоялась благотворительная ярмарка рождественских поделок. В Сергиевском храме на острове Чанг (провинция Трат) в праздник Христова было совершено праздничное всенощное бдение, а затем — ночная Литургия. Утром 7 января и.о. настоятеля храма иерей Сергий Шапкин отслужил праздничный молебен. Затем прихожане исполнили рождественские колядки и песнопения; также было показано традиционное праздничное представление «Рождественский вертеп». Праздничное богослужение посетили около 60 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

Пимен, русский митрополит, упоминает в 1387 году, что он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы. Усердием князя Василия Голицына часть ризы принесена в Россию и хранится в Московском Успенском соборе. Со времени положения священной ризы во Влахернском храме Церковь ежегодно празднует 2 июля это торжество, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное». Чудотворную силу ризы Богоматери испытали на себе в 626 году персы и авары, в 673 и 716 – сарацины, а в 866 году – витязи и язычники русские Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда неприятельскими войсками риза Богоматери, при пении священных песней и при слёзных молитвах народа, была принесена на берег моря, и, едва коснулась воды, вдруг море, дотоле тихое, взволновалось, и буря поднялась и сокрушила неприятельский флот. Аскольд и Дир стремились покорить Византию, но, поражённые чудом, сами были покорены Иисусу Христу: они кончили жизнь свою под покровом христианской веры. Честней ризе прикоснемся, ею же Владыку объемши, яко отроча носила. Кроме ризы Пресвятой Богородицы, сохранился между христианами и честный пояс Её, который, по успении Божией Матери, Ею Самою был вверен апостолу Фоме. В царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, пояс Пресвятой Богородицы перенесён из Палестины в Константинополь и дочерью его, св. Пульхерией, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, во Влахернском храме, ею же построенном во имя Богородицы (408–450). В IX веке написан был Иосифом Студитом канон на день положения пояса с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева». В X веке царица Зоя, жена Льва Философа, долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на неё пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, был возложен руками патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, и пояс с торжеством был опять положен в тот же ковчег. В воспоминание этого чуда, бывшего над больною царицей, Церковь установила в начале X в. праздник в честь положения пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, прославляя в честном Её поясе залог благословения и утверждения православных царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В воспоминание введения Пресв. Богородицы во храм Иерусалимский древле учрежден Церковию праздник, 21 ноября. Указание на этот праздник можно находить в IV веке – в преданиях христиан палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают царице Елене. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского . В VIII в. – в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием, Константинопольскими патриархами; в IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император Византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковию в этот день. Праздник Введения Богородицы есть великий, дванадесятый и вселенский. Это есть день отделения от мира Богоизбранной Девы. По песнопениям Церкви, Введение Пресв. Девы есть предъизображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа. «От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву во храм введоша днесь». Пророчество Аггеево о втором храме Иерусалимском: велия будет слава храма завета сего последняя паче первыя (2:10) – со дня введения Богородицы начало сбываться. Во втором храме в сравнении с первым недоставало ковчега завета, пророческого – урим и туммим, небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания ( 1Мак.2:6–9 ). Не смотря на это, второй храм делается славнее храма первого. В последнем является Богоносный ковчег – Пресв. Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (урим и туммим) в благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в ее сердце; и облак славы Божией – в пречистом теле ее; и священное помазание – та обильная благодать Св. Духа, которая исполняла Благословенную и от нее чрез приближение к ней сообщалась другим ( Лк.1:41 ). Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается 6 дней – с 20-го по 25-е ноября. В событии Введения Богоизбранной Отроковицы Церковь созерцает исполнение пророчеств царя Давида: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся царю девы в след ея, искренния ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев ( Пс.44:10–12, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но в деле воспитания детей более всего поучительна жизнь Пресвятой Богородицы при храме Иерусалимском, где Она воспитывалась. Пресвятая Дева, живя при храме, ежедневно ходила на молитву во внутреннюю часть храмаво Святая Святых; научившись чтению книг, Она усердно занималась чтением священного писания, и все остальное время проводила в трудах – в рукоделии. Молитва приближала Её к Богу, утверждала Её веру в Бога, наполняла Её сердце любовью к Нему, укрепляла Её волю в добре, и оживляла Её светлой надеждой на единение с Богом. Чтение священных книг умудряло Её ум, открывая Ей пути Промысла Божия и о людях, и о всем мире. Занятие рукоделием избавило Её от суетного препровождения времени и сохраняло Её не только от худых дел, но и от худых пожеланий, так что к концу воспитания Её при храме Она настолько возвысилась в добродетели, что явилась чистейшим сосудом, достойным для восприятия в себе Бога – Спасителя нашего. Так благоплодно и душеспасительно было воспитание Пресвятой Девы при храме Иерусалимском!... От воспитания Девы Марии при храме возьмём, братья, пример для дел юного воспитания наших детей. Как хорошо было бы, если бы во весь период воспитания наших детей молитва составляла самую первую и необходимую принадлежность их воспитания, чтобы в сердцах детей неизгладимо вкоренилась та истина, что во всех своих нуждах, во всех радостных и печальных обстоятельствах своей жизни должно в молитвах обращаться к Господу Богу и изливать перед Ним все свои чувства. Как хорошо было бы, если бы наши дети, при других науках, изучаемых ими, и при других полезных книгах, читаемых ими, более учились закону Божию и часто читали священные книги ветхого и нового завета, жития святых и другие духовно-нравственные книги. Это проливало бы свет на все другие науки, не позволяло бы зарождаться в них сомнениям в вере, холодности в религии и неверию, и возвышало бы их нравственность. В свободное же время от учебных занятий, как хорошо было бы, чтобы наши дети проводили время не в суетных и пустых занятиях, и не в праздности, которая есть мать пороков, а в трудах и занятиях, приличных их званию и приносящих несомненную пользу. Будем, братья, внимательно следить за развитием наших детей, замечать с изменением их возраста – не изменяется ли к худшему их направление, будем смотреть, как они проводят время, чем занимаются, какие книги более любят читать; в установленное время дня молятся ли Богу и по праздникам ходят ли в храм Божий. Все это в деле воспитания весьма необходимо. После такого только воспитания мы с уверенностью можем ожидать, что дети наши вступят в жизнь с твёрдыми задатками добра, что они будут хорошие люди, добрые христиане и полезные члены семьи и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но большая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» большая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши». Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным. «Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление» . На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской). Когда наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.

http://pravoslavie.ru/156763.html

Добавим к сказанному характерную деталь. Как известно, ветхозаветная традиция предписывала брать в невесты девушек из своего колена. В этой связи уместно сопоставить два исключения. Первое – это упомянутый брак Иодая, потомка Аарона (колено Левиино) с Иосавефой, дочерью иудейского царя Охозии (колено Иудино). В этом браке объединились интересы царского и первосвященнического родов – редкий в истории случай реальной симфонии властей! Второй известный нам похожий и исключительный пример находим в Слове святителя Димитрия Ростовского на Рождество Пресвятой Богородицы: «Отец Её, святой праведный Иоаким был сыном Варпафира, ведущего своё происхождение от сына Давидова Нафана, а мать Её, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского». Таким образом, в I-м Храме с годовалого возраста в течение семи лет неотступно проживал и воспитывался будущий царь Иудеи, младенец Иоас. Из Соломонова храма он вышел лишь после того, как был там же помазан в цари своим дядей – первосвященником. Во II-м Храме (восстановленном при Ездре после вавилонского плена) с трёхлетнего возраста проживала Пречистая Дева Мария. Она вошла туда, « благодать совводящи» (кондак праздника). Это выражение следует понимать так: II-й Храм до появления в нем Пресвятой Богородицы не получил того освящения, сопровождаемого видимым явлением Славы Божьей, входящей во Святая Святых – как это было при освящении скинии Моисеем (Исх. 40, 34) и при освящении первого Храма царем Соломоном (2 Пар.5, 14). Таким образом, Та, Которую Церковь воспевает как « пречистый храм Спасов», Своим вхождением освятила II-й иерусалимский Храм. Вышла Она из этого Храма через несколько лет – в качестве законной жены праведного Иосифа Обручника, хранителя Её девства. К сказанному остаётся добавить, что за время пребывания в Храме Пречистая Дева, несомненно, имела общение с архангелом Гавриилом. Это следует из того, что, явившись к Ней в Назарет во время Благовещения, небесный посланник, как «старый добрый знакомый», не имел нужды представляться по имени. Иначе повёл себя вестник Божий, представ впервые перед первосвященником Захарией и сказав: Аз есмь Гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе сия (Лк. 1, 19).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/08/k_vopr...

Слава, и ныне: глас 8: Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость. На стиховне стихиры, глас 2: Подобен: Доме Евфрафов: Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя. Стих: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Девственнии лицы Чистую приемлите Деву, светло свещоносяще, во святая святых, яко Невесту Бога Всецаря. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Хлеб словесный, чертог Божия Слова, из руки божественнаго ангела, приемлет обитающи во святая святых. Слава, и ныне, подобен тойже: Свет Тя трисиянный, вжегши Богородице, в храме славы, небесную Ти пищу посылает, величая Тя. Тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение. Читайте также:  Введение во храм Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме? Проповеди Митрополит Сурожский Антоний : Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова  или  праздник Воскресения ; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в  тот день  воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения. И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

В XIX b. Давидова пустынь особенно благоукрашалась: воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. В 1848 году построен двухэтажный братский корпус на двадцать келий, построена трехэтажная угловая башня. В 1853 году между Вознесенской и Никольской церквами устроены ризница с библиотекой, где книг помещено до пятисот томов. Также старая Знаменская церковь, в которой почивали мощи преподобного Давида, была разобрана до основания и на ее месте выстроена большего объема, каменная. В 1894 году открыта мужская двухклассная церковноприходская школа, а в 1905 году смешанная одноклассная. 1900 год был отмечен построением собора Всемилостивого Спаса. В 1913 году был освящен храм Всех святых. В середине 30х годов ХХ в. монахам приказали покинуть монастырь. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, а в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище было в середине 50х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и храме Всех святых. В 1992 году жителями поселка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. В июне 1995 года на престольный праздник обители было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни. В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В 1997 году были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице. Зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В чтимой иконе Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В Богородице-Рождественской церкви особо почиталась икона Богоматери «Скоропослущницы». В 1910 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Евсевия было открыто приходское братство во имя иконы «Скоропослушницы». Многие поколения березян, прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы, все самое важное в своей жизни связывали с церковью: рождение (крещение), свадьба (венчание), смерть (отпевание). Но в 1927 году церковь была закрыта, повержены кресты, разрушены купола и колокольня, на долгие годы смолкли ее колокола. Последний священник Александр Александрович Тоболкин арестован 3 сентября 1937 г., осужден УНКВД, и расстрелян в г. Тюмени 21 ноября 1937 г. (Реабилитирован 22 июня 1989 г.) Но здание храма сохранилось: сначала там была пекарня, потом располагалась Березовская АТС (автоматическая телефонная станция). И только лишь через шестьдесят с лишним лет, в апреле 1991 года в Березове была вновь зарегистрирована православная церковная община, которая добилась передачи ей обезображенного храма. В 1999 году в Березовском храме Рождества Пресвятой Богородицы начал пастырское служение священник, иерей Сергий Белоцерковский, выпускник Тобольской духовной семинарии, и в храме регулярно совершаются Богослужения, таинства крещения, венчания и др. Но прошло еще долгих пять лет, прежде чем поднялись белые стены церкви, засияли над ней купола. Теперь храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит, как встарь, высокий, белый, с золотыми куполами, с ангелом на колокольне, ажурными крестами устремленный в небо. В воскресные дни храм заполняется православными, не только березянами, но и приезжими из сел и деревень. Особенно отрадно видеть, что все больше и больше детей в храме, которых приводят и приносят родители на Святое причастие. Скорее всего, эти детки воскресят традиции наших благочестивых предков. При храме действует Воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Движение Сибирь Молодая Православная ведет просветительскую работу — дети оформляют стенды, посещают Дом престарелых, выполняют послушания в храме. В Доме-интернате ведутся уроки Основы православной культуры. Учащиеся выступают с праздничными концертами на Рождество Христово, Пасху, участвуют в Крестных ходах по поселку. Совершаются паломнические поездки по святым местам г. Екатеринбурга, Верхотурья, Тобольска, в Уфимскую епархию к чудотворной иконе Табынской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=11031

Патриарх Кирилл: Патриарх Кирилл: «Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела!» . февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Все фото — Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 3 сентября 2023 года; С воспитанницей Центра духовного и творческого развития «Перемена» в Казани. 18 мая 2023 года; Богослужение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в Москве. 3 ноября 2023 года; Посещение Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского в Красногорске. 21 июня 2022 года; На утрене в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове перед объездом Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». 3 апреля 2020 года; Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля. 7 апреля 2023; Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 21 сентября 2023 года//Фома. - – февраль 2024. – С.8-19. – (рубрика « Патриарх Кирилл »). -  В подборку вошли следующие  отрывки из проповедей и выступлений: О милосердии. Из проповеди в Великую Среду после литургии в Храме Христа Спасителя, 12 апреля 2023 года (С.11); О молитве священника . Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 20 декабря 2023 года (С.13); О терпении. Из проповеди после литургии в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы, 23 июля 2023 года (С.15); О подвиге христианок . Из проповеди в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц, после литургии в Храме Христа Спасителя, 30 апреля 2023 года (С.17); О просьбах к Богу . Из проповеди во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском соборе г. Москвы, 28 февраля 2023 года (С.18). Парсуна номера: ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» кинокритика Льва Карахана .

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010