— У меня в храме много друзей. Это часто очень радостно, особенно в праздник. Но иногда хочется, чтобы никого знакомых в храме не было, чтобы просто молиться, а не отвечать на приветствия. Тогда я иду в другой храм или монастырь. — Наш первый храм был небольшой, приход поначалу состоял из десяти человек. И батюшка очень много усилий прилагал к нашему сплочению — устраивал трапезы, поощрял хождение в гости и путешествия. И я стала замечать: приходишь на службу, со всеми поздоровалась, выяснила самочувствие всех беременных женщин, в это время бабули потискали моего ребенка (тогда он был один). А тут и служба кончилась! Пора на трапезу! Сейчас мы поменяли храм, ходим туда четыре года. И иногда у меня возникает желание принять участие в общеприходской жизни – поучаствовать в детском спектакле, прийти убрать храм перед Пасхой, познакомиться с людьми, которые сами идут на контакт и т.д. Муж все время мне говорит: «А оно тебе надо? В прошлый раз не хватило?» Я думаю: да, наверное, не надо. Мы же не для общения туда ходим. — Лично я не ищу близкого общения т.к. не могу носить немощи ближних, да и свои тоже. Мне общение заменяет семья. — За весь храм не скажу, кто поставил меня судить? Только за себя.   В храме и вне храма у меня нежно и неизменно любящие меня — Господь, Богородица, ангелы-архангелы, пророки, преподобные и богоносные отцы наши. Помогаю всегда, чем могу, но в друзья не лезу. На литургии что ли дружить? Есть ряд людей, стоящих в первых рядах и снисходительно оглядывающих прочих, и болтающих чуть ли не во время Херувимской. Боюсь уподобиться таковым. В храм не к друзьям мы ходим. И не к близко знакомому батюшке. А изнанка храмовых «дружб» — сплетни, склоки, обиды и пр. Есть, конечно, друзья. Но, чтобы поголовно все или большинство, конечно, нет. Как клуб единомышленников — не воспринимаю ни под каким видом. Труден путь каждого к Господу. В дому Отца моего обители многи суть. В храме я отрешён совершенно. Даже включая путь туда-сюда и долгое время после. Не хочется расплескать в суете то, что в храме получаешь.

http://pravmir.ru/sumeem-li-najti-drug-d...

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире. Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля) , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения. Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля. В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Пресвятой...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву у раки с мощами святителя Филарета. 3 декабря, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия и пленарное заседание I Форума православных женщин на тему «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России». 3 декабря в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Бордо кардиналом Жаном-Пьером Рикаром, епископом Отанским Бенуа Ривьером и викарным епископом епархии Бордо Жаком Блакаром. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул значение диалога с Римско-Католической Церковью и отметил, что отношения между христианами осложняются многими проблемами, которые возникли в последнее время. 4 декабря, в день праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы — главного здания храмового комплекса на Рязанском проспекте Москвы. По завершении чина великого освящения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. 4 декабря, в день праздника Введения во храм пресвятой Богородицы и годовщину интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря. 6 декабря, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл перенес из алтаря на аналой в центре храма ковчег с частью мощей святого Александра Невского. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и поклонился святыне.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Много раз в истории нашего Отечества помощь Пресвятой Богородицы была явлена через Ее чудотворные иконы. Ни в одной земле нет столько чудотворных икон, как в Русской. Чуть ли не каждый день в церковном календаре мы читаем о праздновании в честь той или иной иконы Пресвятой Богородицы – Смоленской, Казанской, Владимирской, Всех скорбящих Радость, Взыскание погибших и многих-многих других. Пресвятая Богородица особым образом явила Свою милость к Русской земле. И всякий раз, когда наступали иноплеменники, они были прогоняемы помощью и предстательством Божией Матери. И так же, как и в Восточной Римской или, как ее называют историки, Византийской империи, Пресвятая Богородица вновь и вновь являла Свое чудо и на Русской земле. Вот почему, обращаясь к Пресвятой Богородице, мы именуем Ее Взбранной Воеводой, то есть Той, Которая возглавляет войско и является полководцем. Вот почему так часто в канонах и в акафистах Пресвятой Богородице мы называем Ее стеной необоримой. Никакие стены, даже самые крепкие и высокие, не смогут защитить город, если его не защитит Матерь Божия. Это знали и жители Константинополя, и жители нашей Святой Руси. Хотел бы обратить внимание на еще один очень важный момент. Когда Патриарх, император, архиереи во Влахернском храме молились Пресвятой Богородице, физическими очами они созерцали благолепие церковной службы, а духовными очами каждый по-своему ощущал присутствие Пресвятой Богородицы. Андрею юродивому это было явлено видимо, а тем, кто стояли рядом, это открылось каким-то иным образом, может быть, более прикровенным, но сердцем они чувствовали, что Матерь Божия с ними. Иначе они не молились бы всю ночь в храме, а потихоньку разошлись по домам. Когда мы совершаем в храме Божественную литургию, мы ощущаем, что ангелы со архиереями поклоняются, что апостолы со пророками ликовствуют и что вместе с нами здесь, на земле молящимися, молятся и небесные силы, а Пресвятая Богородица предстательствует перед престолом Своего Сына, Небесного Царя, за нашу землю, наш город, наши семьи, наших близких и за каждого из нас. И в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы это ощущаем с особой силой.

http://mospat.ru/ru/news/45340/

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября). Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.

http://pravoslavie.ru/56019.html

Наступил великий момент введения божественной Дочери прав. Иоакима и Анны – будущей Богоматери в храм Господень, – наступило событие, которому православная Церковь посвящает один из величайших своих праздников. Может, однако, показаться непонятным, почему правосл. Церковь такому, по-видимому, частному событию из жизни Пресв. Богородицы, как поступление Ее на жительство в храм Иерусалимский, посвятила один из самых великих своих праздников,праздников двунадесятых. Ведь чествуя это событие таким праздником, Церковь тем самым ставит это событие наряду с событиями такой поистине мировой, общечеловеческой важности, как главнейшие события из жизни Спасителя, как Его рождество, крещение, вознесение, кои служат основанием других двунадесятых праздников. И, конечно, были серьезные основания тому, что прав. Церковь так возвеличила это событие из жизни Богоматери. Основания эти заключаются в самом существе этого события, которое в жизни будущей Богоматери, в деле предуготовления Ее быть «приятелищем Бога невместимого», быть чистейшим сосудом святейшего Сына Божия было событием высочайшей важности. Чрез это событие введения Пресв. Девы во храм получает величайшую важность и в деле всего устроения спасения рода человеческого. В жизни же Пресв. Богородицы поступление Ее на жительство в Иерусалимский храм имело не меньшее значение, чем в жизни Христовой, напр., крещение. Оно настолько изменило все дальнейшее течение жизни Богоизбранной Отроковицы, что его можно было назвать вторым рождением Ее для жизни новой, – для жизни, посвященной одному Богу. Нужно иметь представление о тех условиях и обстановке, в которых приходилось жить храмовой деве, чтобы понять все значение такой жизни для души чистой, уже и раньше воспитанной в истинном благочестии. Церковные песнопения не преувеличивают, когда говорят, что Пресв. Дева жила в храме, а не при храме. Здание, в котором жили посвятившие себя Богу девы, находилось в самом дворе Иерусалимского храма, а двор храма там имел такое же значение и употребление, как в наших церквах вся предалтарная часть храма. Здесь падал ниц пред Богом народ Израильский, здесь стоял несмолкаемый молитвенный шум. Из окна своей горницы Пресв. Дева могла видеть и обонять ежедневный дым утренней и вечерней жертвы, «вонею благоухания» восходивший к небесам. И поистине ничто мирское и земное не могло проникнуть сюда. Самый воздух здесь как бы насыщен был святейшим именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Куракин Александр Димитриевич (1867-1937) – священник. Родился в селе Истопники Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанское духовное училище (1885) и Вифанскую духовную семинарию (1892). В 1892 г. рукоположен во диакона. Служил в храме Казанской иконы Божией Матери села Сушково Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1894 г. рукоположен во иерея и назначен в храм Св. Николая села Ситьково Зарайского уезда Рязанской губернии. С 1896 г. по 1937 г. служил в храме Живоначальной Троицы села Пирочи Коломенского уезда Московской губернии, где и проживал. Арестован 13 августа 1937 г. 9 сентября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к смертной казни (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945). Расстрелян в Бутове в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 г. (Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово " 08. 08. 1937-19. 10. 1938. - М.: " Зачатьевский монастырь " , 1997. - 420 с. - С. 190.). Реабилитирован в 1958 г. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/6842/ ; дата обращения 16 сентября 2023 г. Сердобольский Евгений Иоаннович (1869-1937) – протоиерей. Родился в г. Базарно-Карабулак Саратовской губернии. Окончил Педагогические курсы при Одесском учебном округе по Отделению словесности и Саратовскую духовную семинарию. В 1924-1925 гг. настоятель московского храма Вознесения Господня у Никитских Ворот. Затем настоятель московской церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм, что в Барашах. В Коломне служил в храме Свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла на кладбище. Проживал по адресу: Коломна, ул. Троицкая (переименованная большевиками в честь их однопартийца Толстикова), д. 60. Арестован 15 августа 1937 г. 9 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к смертной казни (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945). Расстрелян в Бутове в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 г. (Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово " 08. 08. 1937-19. 10. 1938. - М.: " Зачатьевский монастырь " , 1997. - 420 с. - С. 311.) http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7956/ ; дата обращения 16 сентября 2023 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6й – 4 (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 8й – 4 (со своими припевами; припевы см. на стиховне вечера: 1й – «Честна пред Господем…», 2й – «Блажен муж, бояйся Господа…»; первая стихира – дважды) . «Слава» – преподобного, глас 6й: «Приидите, иноков…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вся земля…» (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…» (см. в службе свт. Сильвестра). На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки чередуются: на 1м и 6м часах – предпразднства, на 3м и 9м часах – преподобного. На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3я – 4 (со ирмосом) , и преподобного, песнь 6я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…». По входе – тропари и кондаки: А. В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются. В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются. Б. В храме Богородицы устав может быть двояким: I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак предпразднства. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу. В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Богородицы и иные святые, писаны на краске... на северных дверях благоразумен разбойник Pax, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте " ... Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, праздничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Евангелие с басменными золочеными изображениями Евагелистов, два креста напрестольные, потир и блюда оловянные, а также достаточное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и погоста задолго до составления акта. При храме была " колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд " . Из описи мы узнаем и имена первых известных нам служителей храма: " ...церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь " . В 1711 г. вместо описанной церкви, вероятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 г., также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви. В царствование Императора Александра I, в 1817 г. причт храма во главе со священником Евфимием Евсевиевым и прихожане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выстроенный в связи с каменной же колокольней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освящен в праздник чуда св.

http://sobory.ru/article/?object=03171

За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нём народу, и рассказ его произвёл сильное впечатление. В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестёр милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царём Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошёл приступ, и русские овладели городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010