В разные годы в храме служили многие замечательные клирики. С 1907 до 1939 г. в нем служили отец Николай Любимов и диакон Феодор Архангельский. В том же году храм был закрыт, разорён и осквернён. Церковные ценности вывезли, многие иконы сожгли. Здание храма превратили в мастерские. В подвале храма временно содержали репрессированных перед отправкой по этапу в места заключения. В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось производство верёвок. Храм начал возрождаться в 1947 г. Интерьер был расписан заново. Иконостас был перевезён с севера страны из разорённой церкви. В это же время возобновилось богослужение и приходская жизнь. Святыни храма: икона Пресвятой Троицы, иконы Божией Матери: Казанской, «Скоропослушницы», «Утоли моя печали»; икона великомученика и целителя Пантелеимона. В специальном деревянном ковчежце собраны частицы святых мощей многих угодников Божиих. Храмовый ансамбль является зарегистрированным государственным памятником истории и культуры, его реставрация и регулярные ремонтные работы являются предметом постоянной заботы и внимания священства прихода. В 2006 г. было положено начало возрождению храмовой звонницы. За два года на колокольне появились пять новых колоколов. В 2006 г. отреставрирован и введен в эксплуатацию дом церковного причта, в котором проходят занятия Воскресной школы http://agios.itkm.ru/13606 Через село Братовщина проходит старая дорога в Лавру к преподобному Сергию. Здесь в 1613 г. духовенство и бояре встречали «умоленного на царство» царя Михаила Романова, а в 1653 г. — Патриарха Никона, который «ходил в дом Живоначальной Троицы молиться». В 1923 г. святитель Тихон, Патриарх Всероссийский совершил в Благовещенском храме Божественную литургию на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Благовещенский храм был построен в 1815 г. вместо обветшавшего, из камня от фундамента, недостроенного Екатериной II путевого дворца, строительство которого начала еще Елизавета Петровна. Храм имеет два придела: правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — во имя святителя Николая, в память одноименных церквей, которые здесь стояли еще в XVII в. Храм с колокольней имеет форму корабля. Завершает здание барабан с полусферной главой, на которой водружен крест. С 1907 г. и до закрытия храма в нем служили отец Николай Любимов и диакон Федор Архангельский.

http://sobory.ru/article/?object=05956

Крыльцо одномаршевое ассиметричное. Вход в церковь ведет в сени, оттуда в трапезную, потом в саму церковь. Церковь образует, таким образом, в плане вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. При строительстве Покровской церкви применена традиционная безгвоздевая конструкция тесовой крыши «по курицам и потокам». Покровская церковь увенчана девятью куполами: восемь из них окружают центральный. Церковь опоясывает зубчатый фронтонный пояс, украшенный резьбой. Кроме декоративной функции, он ещё и защищает стены храма от влаги: не даёт попадать на них воде во время дождя. Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова - научный сотрудник музея-заповедника " Кижи " , художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма XVII-XIX веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой половиной XVII века были подобраны для иконостаса из " Кижской коллекции " , составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка " Древнерусская живопись Карелии " из фондов музея-заповедника " Кижи " . Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м. Материал — сосна, осина. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Контакты [ править править код ] Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (сектор " Русские Заонежья " ) Как добраться: от Петрозаводска на теплоходе на Великую Губу до пристани Кижи, от причала идти пешком на юг 1 км Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

В середине XIX в. текст ее был переведен с церковнославянского языка и в полной редакции опубликован прот. А. Ивановым со следующим комментарием: эта церковь есть один из многих памятников благочестивого усердия духовенства к созиданию и украшению церквей  «вечного ради поминовения». В новом храме с главным престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы устроен новый теплый придел во имя Епископа Леонтия Ростовского чудотворца, мощи которого были обретены нетленными в 1073 г., через сто лет после мученической кончины и прославились чудесами и знамениями. В 1760 г. после ремонта придел был заново перестроен и расширен. Со временем из-за недостатка освещения в храме, начались работы по распространению окон. Страшное наказание Божие – пожары, один за другим, постигли Тулу в первой половине XIX в. Сведения о них известны были и в XVII и в XVIII веках, когда выгорали значительные части города. Лето 1834 г. было очень жарким и засушливым. В праздник святых апостолов Петра и Павла днем загорелся дом возле храма, в котором в этот день был престольный праздник. Сильный ветер распространил огонь на соседние дома, захватил Оружейный завод и далее через реку Упу перебросился в Заречье. Спустя десять лет, в 1844 г. Тула снова загорелась. Когда огонь стал приближаться к Благовещенской церкви, прихожане обратились к заступничеству Царицы Небесной и вышли навстречу с новой, написанной в 1840 г., иконой Иверской Божией Матери. Это была точная копия с афонского списка, который находился в Москве в Иверской часовне. Матерь Божия, по молитвам прихожан чудесным образом остановила движение ветра к Благовещенскому храму. Огонь тут же затих. Благодарные жители решили устроить в храме придел в Ее честь. Имевшийся придел Святителя Леонтия был перенесен в левую часть трапезного храма, а правый с помощью пожертвований горожан расширен и в нем помещена для поклонения чудотворная Иверская икона. Тульский купец И.С. Ломов пожертвовал для ее украшения серебряную ризу. Согласно документам Госархива Тульской области, к середине XIX в. храм имел следующий вид: стены внутри расписаны, пол в алтаре и трапезной вымощен каменными плитами, а в самой церкви в основном чугунными, общее количество окон равнялось 22. Над трапезной размещалась колокольня с семью колоколами. Глава над ней и пять глав над церковью были обиты листовым железом и окрашены медянкой. Небольшой приход накануне революции состоял из пяти кварталов. По социальному составу это были: церковнослужители с семьями – 29 чел., дворяне – 36 чел., мещане – 110 чел., крестьяне – 51 чел. Общая численность прихожан составляла 226 чел. В церковном штате находились священник, диакон и псаломщик. Общие размеры земли возле храма с погостом составляли 587 кв. саженей. В 1891 г. в церковном доме открыта церковно-приходская школа, которая содержалась за счет доходов с пекарни под домом и калачной лавки около дома. В 1915 г. в ней обучалось 25 мальчиков и 15 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=00880

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко, который преподнес Его Святейшеству икону святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар возрожденному храму Святейший Патриарх передал икону Преображения Господня. Настоятелю Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине Село Дегунино в окрестностях Москвы впервые упоминается в 1339 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты. В ней он пожаловал село своей второй супруге, княгине Ульяне, с младшими детьми. В 1353 г. сын Ивана Калиты великий князь Симеон Гордый завещал село супруге — великой княгине Марии. В 1389 г. великий князь Дмитрий Донской передал село сыну — князю Андрею. После смерти Дмитрия Донского его вдова княгиня Евдокия в память о муже и о победе на Куликовом поле построила в 1393 г. на женской половине Московского Кремля белокаменный храм — собор Рождества Богородицы, «что на Дворце у царицы на Сенех». В свою очередь князь Андрей пожаловал на содержание причта этого храма в вотчину село Дегунино со всеми угодьями и крестьянами. Священники с семьями, которые несли череду служения в храме Рождества Богородицы, жили в селе Дегунино. Первое упоминание о Борисоглебском деревянном храме в селе Дегунино относится к 1585 г. Во время польско-литовского нашествия храм был сожжен, а село разрушено. В 1633 г. деревянная церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была восстановлена — на этот раз с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://patriarchia.ru/db/text/4199909.ht...

Священник Борис Михайлов, по образованию искусствовед, специалист по храмовой архитектуре, всегда стремился запечатлеть в словах историю тех храмов, в которых трудился. Принимая участие в свое время в реставрации Троицкого храма в комплексе Останкинского музея-заповедника, он собирал материалы об этом храме, которые легли в основу его первой книги 1 . Став после иерейского рукоположения клириком храма Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне, он в непродолжительном времени исследовал и опубликовал историю и этого храма 2 . Обращает на себя внимание то, что подготовку этой книги, как и рецензируемой, осуществляло приходское издательство, что несомненно свидетельствует о росте нашей церковной культуры. …Для того, чтобы подчеркнуть единство истории, главный вектор которого — поиски пути к богообщению, искаженному грехопадением первых людей, автор начинает свое повествование с рассказа о верованиях древнейших индоевропейских племен, вероятно, селившихся в том числе на правом берегу Москвы-реки, там, где тысячелетия спустя возникли Фили, и сменивших их в IX–XI веках по Р. Х. славян. Первое упоминание о христианском храме в этих местах (церкви Покрова Пресвятой Богородицы) относится к 1619 г., что не исключает того, что сам храм был воздвигнут ранее. Очевидно, храмовое здание стало жертвой неурядиц Смутного времени, когда через кунцевские окрестности проходили отряды польских интервентов. С конца XVII в. земли, на которых ныне находится филевский храм Покрова, закрепляются как вотчина за семьей Нарышкиных; в книге подробнейшим образом описывается устроение этой вотчины. Первоначальный храм Покрова Пресвятой Богородицы был бедным, деревянным, стоял близ боярского дома и, очевидно, освящен был в память разрушенного храма, хотя и на другом месте. Метод авторского исследования отца Бориса можно проиллюстрировать хотя бы тем, что прежде чем приступить к описанию деревянного храма, он рассказывает историю праздника Покрова Божией Матери, истоки возникновения этого праздника на Руси, говорит о высоком духовном смысле праздничной иконы Покрова. Поэтому сведения исторического, географического, экономического характера не выглядят в книге о храме чужеродными элементами; напротив, история храма благодаря такой доскональности подбора фактических материалов предстает вживе и въяве, а сам храм представляется не изолированным явлением, а органически центральным, собирающим моментом жизни во времени этого кусочка Подмосковья, а ныне — Москвы.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyashhenni...

В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом. Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален праведного, глас 8-й: «Яви Господь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос праведного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного: «Во свете незаходимем...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и праведного, глас 8-й 3. «Слава» – праведного, глас тот же: «Богоугодне и праведне пожив...», «И ныне» – Триоди, глас 7-й: «На гору Елеонскую...» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного, глас 5-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже во славе...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь праведного. Кондаки праздника и праведного читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и праведного, песнь 3-я (или 6-я) 4. На входе – «...вознесыйся во славе...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь праведного. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь праведного. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь праведного; кондак храма. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и праведного. Апостол и Евангелие – дня и праведного (Евр., зач. 311; Мф., зач. 11). Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-20/

в) Благочестие христианина не должно ограничиваться только присутствием в св. храме. Св. храм есть духовная врачебница для человека, откуда он должен почерпать врачевство для души своей. Для больного не довольно еще, чтобы только выслушать советы от врача, он должен стараться по уходе от него исполнять их. И для человека, одержимого болезнями духовными, не довольно, чтобы только в св. храме выслушать спасительные советы от св. апостолов и евангелистов: он должен по выходе из храма приводить их в действие. Он должен стараться припомнить все слышанное им в храме; по выходе из храма не тотчас должен предаваться мирским занятиям, а употребить хоть несколько времени на размышление о том, что слышал и видел он во св. храме; должен дать себе строгий отчет в проведенном там времени и спросить себя самого: что приобрел он от присутствования во св. храме? Не прогневал ли в чем Бога, находясь пред лицем Его? О чем тогда он помышлял? На что обращал особенное внимание? Какие чувствования пробуждались в душе его при совершении таинства причащения? Такие и подобные мысли необходимо должен пробуждать в душе своей христианин по выходе из святого храма. III. Присутствование в храме Божием не останется для нас, братие, бесплодным, низведет на нас Божие благоволение, если, стоя в нем, не будем забывать, что мы стоим в доме Божием, образующем собою небо, в доме молитвы, где совершаются великие и страшные таинства; если будем стоять в нем со вниманием, благоговением и страхом Божиим. (Сост. по проп. прот. Романовского). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

…Говоря о сегодняшнем празднике Покрова Пресвятой Богородицы, необходимо отметить, что он совершается только на Руси. Речь идет о середине 10 века. В этот день святому блаженному Андрею, Христа ради юродивому (он был славянином, когда-то похищенным и проданным в рабство в Константинополь), и его ученику, Епифанию, было дивное видение. В четыре часа ночи во время всенощной во Влахернском храме блаженный Андрей увидел, как Божия Матерь шествовала по возд уху в окружении Пророка Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, других апостолов и святых Ангелов. Она шла от западных врат на восток… Потом, преклонив колена, молилась о всех присутствующих и о всех православных христианах. Андрей с Епифанием были потрясены явленным чудом, которое было разверсто пред их очами. Божия Матерь сняла Покров со своей головы и распростёрла его не только над молящимися в храме, но и над всеми людьми, кто чествует Ее и почитает Ее Сына как Спасителя мира. И Она ходатайствовала пред Сыном в Своей молитве. Всем, кто к Ней с верою прибегает, Она помогает. Знаем бесчисленное множество чудотворных икон Богоматери, и у нас в России таковых сотни, они хранятся и почитаются. Все мы, притекающие к Ней с верою и молитвою, понимаем, что мы хранимы в объятиях Той, Кто Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим… Мы сегодня с вами впервые приобщились Святых Христовых Таин в этом храме. Поздравляю вас и с вашим личным праздником. Надеюсь, что и далее будем совершать молитвы в этом новом для нас храме. Все это происходит и с вашей помощью. Все что мы видим сейчас: потир, дарохранительница, семисвечник иконы, - все пожертвовано вами, дорогие, и другими православными христианами. В моих руках старинный крест 1837 года. Меня благословил им батюшка, о. Василий, когда я служил ещё в Тихвине. Долгое время я хранил в нем частичку мощей св. кн. Александра Невского, потом переложил мощи в икону. А икона Покрова Божией Матери, которая лежит сегодня на аналое - тоже непростая. Ее собирались много лет назад разрубить, но из нее в тот момент истекла кровь… Много лет на ней было видно это кровавое пятно, а, когда двадцать лет назад мне ее передала раба Божия Евдокия, - я очистил икону от кровавого пятна.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/22/...

В мире – почти на каждом шагу суету, прелесть, порок; в храме – только истину, святыню и всякую добродетель; в мире – тлен, грех, смерть; в храме – нетление святых и вечную жизнь; вне храма вы видите предметы суеты житейской, питающие похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16), видите то, чем прельщаются и пленяются непрестанно люди и из-за чего пренебрегают заповедями Бога, Творца и Спасителя своего; например, вот здесь, в этом доме, приютилось все разнообразие тканей всех цветов, эти ткани – предмет обожания дщерей человеческих – ими они живут, ими одушевлены, ими радуются, но не Богом; тут же поражают блеском разные изделия из серебра и золота, прельщающие взор поклонников всего блестящего, прекрасного, – словом, в мире, куда ни обратишь внимание, везде почти видишь один тлен, одну суету и грех; везде – земное и мирское, и разговоры пустые и суетные, и дела суетные, ничего почти напоминающего о небе, о Боге, о тамошней жизни. Только в домах благочестивых людей иконы Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его напоминают смыслящим о том, что мы – христиане и члены Христовы, члены царства Его, что мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, в которой соединимся с Господом и со святыми, очистив себя здесь от всякой скверны плоти и духа. Итак, видите, какая разница между храмом, или домом Божиим, и между миром. Видите, как полезно и необходимо христианину посещать храм Божий, чтобы воспитать себя для Небесного Отечества, чтобы вселить в себя дух Христов, образовать в себе нравы небесные, святые! Ибо где вы, кроме храма Божия, услышите слово Божие; где, кроме храма, преподадут вам таинства веры; откуда возьмете силы жить по-христиански? Все – в храме и из храма. Любите же посещать храм Божий и уготовляйте сами из себя храм Богу, и сами, яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Пет. 2,5). Родители, воспитатели, родственники детей пусть чаще и неотменно во все воскресные и праздничные дни водят или посылают их в храм на общественную молитву, а не в театр, не на вечера, где так рано юношество узнает то, чего никогда бы не должно было узнать. В храме они будут часто слышать имя Господне; научатся великим истинам творения мира и человека, познают Спасителя, Божию Матерь, узнают имена святых, о воскресении мертвых, будущем суде, о будущей жизни и о вечных муках грешников и научатся от Духа Божия быть добрыми христианами, а это всего дороже на свете. Аминь.

http://pravoslavie.ru/1543.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010