Стих 5: Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми. Разумеются благодарственные молитвы, соединенные с принесением жертвы. Третий антифон – тот же, который положен третьим на Богоявление. Все три антифона содержат благодарность Господу за избавление от величайших бед и врагов. В праздник Ваий подобная благодарность должна одушевлять всякого верующего ввиду того, что в этот праздник мы прославляем Господа Иисуса Христа, как победившего смерть в лице Лазаря, и этой победой, прежде своих страстей, удостоверившего нас во всеобщем воскресении всех людей. Антифоны во дни Пасхи Первый антифон взят из 2-го, 3-го и 4-го стихов 65-го псалма, прославляющего милость Божию в изведении евреев из Египта и из Вавилона. Часть псалма назначена для пасхального антифона, конечно, потому, что этот псалом в греческой и славянской псалтири надписан: псалом воскресения 28 , и еще потому, что новозаветный праздник Пасхи был прообразован ветхозаветной Пасхой, установленной в память упоминаемого в этом псалме избавления израильского народа от египетского рабства (стих 6). Стих 2: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его . Если по поводу чудных дел Божиих, открывшихся в судьбе избранного народа, псалмопевец приглашает все народы к участию в возвеличении имени Бога, в прославлении достохвальных Его дел, хвалы Его , то не гораздо ли благоприличнее этими словами Святая Церковь приглашает все народы к прославлению спасительного для всего мира события, такого, как воскресение Христово? Стих 3: Рцыте Богу, коль страшна (изумительны) дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои . «От страха перед Твоим неодолимым могуществом сами враги Твои не дерзнут открыто признаваться перед всеми во вражде к Тебе, Господи, затаят ее в сердце своем и, хотя лицемерно, смирятся перед Тобою, как фараон лицемерно смирялся перед Тобою, прося Моисея помолиться о прекращении египетских казней». Стих 4: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний . «Все народы да соединятся в поклонении Тебе и для этого да оставят свое нечестие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Завтра, еще однажды, туда пойду, а ныне я провел новь в храме Святого Гроба; там очень холодно и сыро, но все житейское надобно забыть ради возносящей нас молитвы; недолго уже мне этим наслаждаться, потому что я выезжаю чрез десять дней; но прежде буду еще неоднократно иметь сие утешение. Я уже обошел все святые места: посетил в пустыне, на пути в Иерихон, оставленные кельи древних отшельников, подымался и на гору искушения, и в той пещере, где сам Господь подал нам первый пример поста четыредесятницы, поклонился камню, на котором он сидел. Пещера сия была обращена в церковь , висевшую над пропастью; это была некогда знаменитая Лавра отшельников; вся гора пробита их кельями. Благоговейно провели мы тихое утро на берегах Иордана. Еще до солнца оставили мы Иерихон, чтобы посетить развалины бывшей обители Предтечи, близ места, где крестился Господь; там, посреди обломков, увидел я на одном камне греческую надпись; она была начертана в свитке, который еще держала неведомая рука, а самое изображение было уже разбито; но можно было угадать, что это рука Первозванного апостола, по самой надписи, потому что он некогда произнес сии слова на этом самом месте: «приидите, обретохом желаемого Мессию». Не трогательно ли было для меня обрести эти знаменательные слова моего Ангела, посреди пустынных развалин! Чрез столько веков он еще здесь призывал нас ко Христу и еще не переставал нам указывать на Мессию! Видите ли, какое спасительное впечатление может производить одна икона, даже чрез столько веков! Здесь как бы на практике повторяется то, что я вам объяснял тогда в теории, когда беседовали с вами о православии. Достигнув Иордана, мы наскоро соорудили небольшой престол из сорванных на месте ваий, и украсили его священными пеленами, антиминсом и сосудами, принесенными из Иерусалима. Игумен Иоасаф, из Лавры св. Саввы, старец святой, в полном смысле этого слова, и как бы живой отрывок древних Четьи миней, совершил Литургию на славянском: мы все – поклонники русские, составляли хор. Ясно было небо, быстрым потоком шумел Иордан у подножия древесного престола, и около нас весело пели на вербах как бы райские птицы: это был, поистине, рай! Потом мы все погрузились в священную реку, и благословение вод совершилось торжественно, как в праздник Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Священномученик Иларион (Троицкий) «Очень мне понравилось это сербское народное гулянье. Чувствовалась славянская душа народа, кроткая, скромная, серьезная и целомудренная. Сербский народ живет как бы среди двух враждебных ему миров. С одной стороны – мир тевтонский, не терпящий славянской самостоятельности; с другой – фанатичный мусульманский турецкий мир. Нужно удивляться тому, как в вековой борьбе с турком и тевтоном серб не только сохранил свою самобытность, свою национальность, но и готов скорее умереть, нежели все это потерять. У нас до настоящей войны многие как бы стеснялись того, что они имели несчастие родиться от русских отца и матери. Сербы своей национальности не стыдились и прежде и за свою самобытность вступили в неравную борьбу с вековым врагом – немцем, чтобы или умереть, или остаться сербами. У нас национальная идея как бы вырастает из войны. У сербов, наоборот, самая война есть прямое следствие их всегда живой национальной идеи. Вспомни, Друг, гимн воинствующего за свою национальность сербского народа! Кто свою отчизну любит И кто серб в душе, Пусть с мечом в руках спешит На открытый бой! На бой!» (Письма о Западе. Письмо 2-е.) Святой праведный Алексий Мечев «Благодарение Богу! Наше Отечество испытало эти счастливые минуты народной жизни , когда весь народ , как один человек, шли на защиту своего отечества» (Слово в Неделю Ваий). Святой страстотерпец император Николай II «Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле» (Об усовершенствовании государственного порядка. Высочайший Манифест от 17 октября 1905 г. ) . Святая страстотерпица императрица Александра Феодоровна Романова «Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации. Хотя и видимы ее поля и города, ее высшее величество и главные святыни, как и все духовное, это сфера невидимого» (Слова добрые. Дневниковые записи 1908–1915 годов).

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

Когда еще не появлялось у ней свойственного женщинам, она, зачавши от Святого Духа, родила Создателя тварей, и потом после рождения пребыла Девою. Хотя Господь наш Иисус Христос изволил родиться от колена Авраамова, от дочери Иоакимовой, но не Авраамом благословятся все колена земные, а Богом, сотворившим небо и землю. Ибо то не вера, если кто веровал в Авраама, но и самому Аврааму нужно было благословиться именем Иисусовым, так как от одного колена Иудина произошла пречистая Дева, от которой родился Господь. Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святого Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин.1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека; ибо Он, имея два естества; Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф.2:17 ). 172 Рукоп. преп. Иова, л. 110 – 111. Критика не признает это слово принадлежащим Златоустому. Начало и конец слова опущены преп. Иовом 173 Рукоп. преп. Иова, л. 7–10. В подлиннике греческом это слово не принадлежит Златоустому. В конце слова сделано дополнение, вероятно преп. Иовом. 174 Этим оканчивается текст слова по славянским спискам и по греческому подлиннику. Остальное, по всей вероятности, прибавлено самим преп. Иовом. 175 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам – Златоустого о предании Господнем и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святой и великий четверток, а также беседы Златоустого на неделю ваий. 176 В рукописи преп. Иова л. 10 – 12. Слово это относится к числу сомнительных, т. е. едва ли принадлежащих И. Златоустому. 183 Рукопись преп. Иова, л. 32–34. Эта беседа есть и на греческомъ языке, но она не издана, как очевидно подложная, не принадлежащая Златоустому.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

В период между 1676 и 1812 годами Русская и Оттоманская (Турецкая) империи семь раз вступали в войну. В 1699 г. после одержанной над тур­ками победы был заключен мирный договор в Карловицах. Он имел боль­шое значение как первая попытка Петра I встать на защиту христиан — подданных Оттоманской империи. Россия настаивала на внесении в договор пункта о полном возвращении православным грекам Гроба Господня. Добиться этого не удалось, но в 1700 г. было достигнуто соглашение о свободном доступе русских па­ломников в Святую Землю. Большие денежные суммы, собранные русским народом, начали поступать в распоряжение Патриархов Иерусалимского и Антиохийского. В Святой Град из России по-прежнему направлялась церковная утварь и иконы. Об этом кратко упоминал отец Иоанн Лукьянов, посетивший Иерусалим в 1710–1711 гг. В своих записях он отмечал, что в церкви Воскресе­ния Христова “иконное письмо все московское: царское подаяние наших Государей, а письмо верховных мастеров” 14 . Подробное перечисление тех по­жертвований, которые были сделаны в петровскую эпоху православной Россией Гробу Господню, можно найти в книге иеромонаха Саровской пустыни Мелетия. Он скрупулезно отмечал все те русские дары, которые сохранялись в храме Воскресения. По его словам, в будние дни эти драгоценные подарки хранились в ризнице, и видеть их можно было только при наступлении великих праздников. Иеро­монах Мелетий прибыл в Иерусалим на 6-й неделе Великого поста: “На сей седмице, — писал он, — для наступающих праздников недели Ваий и Святой Пасхи начали церковь украшать покровами, паникадилами и кандилами. Сих по разным местам и посреде церкви на железных спускающихся цепях, нарочно для того распростертых, развешано толикое множество, что исчислить было не можно” 15 . Среди лампад, которые украшали храм Воскресения, были и “кандила от земли Русской” — во исполнение традиции, идущей от игумена Даниила. «В алтаре на горнем месте пред иконами привесили три большие серебряные кандила, присланные из России от их царских величеств Иоан­на Алексеевича и Петра Алексеевича со славянской и греческой подписью, — продолжает иеромонах Мелетий. — Первое кандило, висящее с правой стороны, имело подпись такую: “Иже в пещере рождшемуся Ти, Христе Царю и Свет пастырем, Светило же волхвам новоявленное возсиявшему, светило аще и малое приносим, на Тя уповающие верные цари и самодержцы всероссийские Иоанн и Петр Алексеевичи. Ты же Своим рабам подай тишину и здравие, и христолюбивому жительству утверждение. Лета 1693”» 16 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Осанна, по-славянски переводится: спаси же – и употреблено в еврейской библии только раз, в Пс. 117, 25 . В этом месте Евангелия переводить его буквально нельзя, ибо мы не находим здесь ни спаси сына Давидова, ни спаси, сыне Давидов, а спаси сыну Давидову – фраза не ясная. Вообще слово осанна не соединялось с тем определенным смыслом, какой уясняется из грамматического его разбора, а было восклицанием прославления и благоговения, употреблявшимся в честь царей или победителей. И в наших богослужебных книгах слово осанна выражает не мольбу, как выражает это славянский перевод сего слова в псалме 117 (о Господи, спаси же, ст. 25), а жертву хвалы и прославления. (Осанна дети тебе приношаху, читается в молитве на благословение ваий). Осанна сыну Давидову... Т. е. слава и честь Мессии – Царю. Благословен – достоин благословений, грядый во имя Господне, приходящий от Иеговы с Его повелениями и с Его властию, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочием заменять его лице, заступать его место ( Иоан. 5, 43 ). Осанна в вышних. Словом вышние означаются здесь небо и небо небес. Как псалмопевец призывал небеса небес воздать хвалу Господу или повелевал хвалить Его с небес, хвалить Его в вышних (см. Пс. 148 ), так и теперь народ еврейский взывает к небу, что бы оно принесло Царю Израилеву, Сыну Давидову, в дар хвалы и славословии, то же осанна, которое возглашается Ему на земле. Ев. Марк присоединяет еще восклицание: благословенно грядущее царство во имя Господи, отца нашего Давида (10). Царство Давида должен был восстановить Мессия, Которого престол должен пребывать вечно и власть должна распространиться на все народы. Сретая теперь Христа, грядущего в Иерусалим, сыны Израиля прославляют и восстановляемое Им, грядущее, или наступающее с Ним царство Давидово. Слов во имя Господне не находят в лучших и многочисленнейших древних списках Евангелия; если же их считать, то по приложению к грядущему царству они будут выражать то, что это царство, или Церковь Христа, благословенно во имя Господа, т. е. получит от Господа всякое благословение духовное ( Еф. 1, 3 ), или, по выражению псалмопевца, благословит ее Господь и она узрит благая (127, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

1481 Уже в золотой век проповедничества, каков век Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, были у Греков, по свидетельству сейчас названных отцов, многие проповедники, которые, не заботясь об учении и назидании слушателей, старались беседовать к ним с таким ухищрённым и преухищрённым красноречием, которое бы приводило их в восторг и которое бы побуждало их награждать проповедников составлявшими предмет усиленнейшего искания со стороны последних рукоплесканиями и другими знаками одобрения, употреблявшимися в театрах (см. слово Григория Богослова о самом себе и к говорившим, что он, Григорий, желает Константинопольского престола и 30 слово Златоустого на Деяния апостольские). Но чем далее от времён Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, тем более усиливалась и брала возобладание эта наклонность блистать самым красноречием, не заботясь об учении и назидании. В 1 издании книги мы говорим о наклонности как об общей болезни греческих проповедников позднейшего времени. И мы должны взять назад наши слова, ибо и между позднейшими греческими проповедниками указывают таких, которые поставляли цель своих проповедей именно в том, в чём она и должна состоять, и которые в полной мере являются в своих проповедях учащими и назидающими, таковы: Симеон, новый богослов († около 1050), Феофан Керамей, епископ Тавроменийский в Сицилии († около 1150), Никифор Влеммид († после 1255). 1483 Известно слово по надписаниям в одних рукописях – на великий пяток, по надписаниям в других рукописях – на великую субботу, которое представляет собой сокращение слова на неделю Мироносиц. Именно – выпускает рассказ о приходе к гробу мироносиц и речь к ним ангела, и которое в некоторых списках усвояется самому Кириллу Туровскому . (Напечатано г. Лопаревым в Памятниках древней письменности, Но если слово и действительно принадлежит самому Кириллу: то оно представляет собой не особое слово, а именно лишь сокращение нашего слова. 1484 В слове на неделю Ваий Кирилл пользуется толковым евангелием Феофилакта Болгарского , а в слове на неделю мироносиц – словом в великий пяток, на плач Богородицы, Симеона Метафраста (см. Сухомлинов стр. XLII и XLIII). Но, сколько известно, евангелия Феофилактова и указанного слова Метафрастова в период до-монгольский ещё не было на славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Относительно употребления в пищу рыбы Постная Триодь и Типикон едины в определении двух дней: Благовещения и недели Цветоносной, т. е. Входа Господня в Иерусалим. Типикон даже запрещает нарушителям этого правила причащаться на Святую Пасху, требуя две недели покаяния и по 300 поклонов и днем, и ночью. Известно и более суровое правило Кормчей (Пидалион) Никодима Святогорца , которая разрешает рыбу только единожды в пост – на Благовещение, если придется до недели Ваий, или на Вербное воскресенье, если Благовещение падает на Страстную седмицу. Следовательно, и данное категорическое предписание Постной Триоди и Устава о двукратном вкушении рыбы в течение поста не имеет силы. Возникает сам собой вопрос: чем и как объяснить неопределенность и иногда противоречивость указаний Постной Триоди и Типикона относительно жизни верующих в течение всего Великого Поста? Ответ следует искать в древних литургических памятниках. Для большей ясности и наглядности, сводя все разнообразные замечания древних ктиторских Типиконов церквей византийской, южно-славянской и нашей славяно-русской относительно режима в пище в течение всего Великого поста, мы представим здесь на основании этих данных, так сказать, постное меню на всю Четыредесятницу до Страстной седмицы включительно. В понедельник первой недели поста вкушали сухоядение однажды в день после вечерни (завещания прп. Феодора Студита , IX в., и прп. Афанасия Афонского ). Памятники студийской практики иногда предписывали полное неядение в первый и второй дни этой недели (Орбельская Триодь, XII–XII вв.), а Святогорский Устав указывает на эти дни даже не пить и воды. Со вторника и в течение всей недели до пятницы ели хлеб, горох вареный или бобы, соленую капусту без масла, груши, по пяти смокв, сливы и каштаны. Иногда (Орбельская Триодь) хлеб заменялся просфорой. Питьем служили или чистая вода, или, чаще всего, теплая вода, смешанная с перцем, тмином и медом. Иногда (Устав Патриарха Алексия, 1025–1043 гг.) употребляли в качестве питья гороховый настой и сливовый сок. Вино на этой недели полагалось только для «немощных» и «замытаревших во днех». Из общего правила находим исключение лишь в Типиках Пантократорскаго монастыря (дан императором Иоанном Комненом в 1136 г.), обителей св. Маманта (1146 г.) и Илии Вомон (1162 г.), в которых предписано и в эти дни давать здоровым инокам вино, но лишь по половине красовули.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святого Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин.1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека; ибо Он, имея два естества, Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф.2:17 ). 230 Рувоп. преп. Иова, л. 57–59. Это и следующее за ним слово отчасти основаны на первоевангелии Иакова. 231 Рукоп. преп. Иова, л. 59–60. Текст сличен со списком, находящемся в Церковно-археологическом музее при Киевской Дух. Академии; по печатному описанию рукописей 516. 236 Рукоп. преп. Иова, л. 3. Конец сказания, в русском переводк, восполнен из творений Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. 237 Заглавие – в рукописи преп. Иова на листе 100. Слово не принадлежит Златоустому. Перевод сделан с славянского текста в «Маргарите», Московской печати 1764 года. 240 Рукоп. преп. Иова, л. 113. В рукописи преп. Иова один только конец. Заимствовано преп. Иовом из «Пандект» Никона Черногорца. Есть и в печатном прологе под 17 Октября. 241 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам – Златоустого о предании Господни и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святой и великий четверток, а также беседы Златоустого на неделю ваий. 242 Рукоп. преп. Иова, л. 99 на обор. Поучение составлено на основании одного отрывка из 2-й беседы Златоустого на слова целуйте Прискиллу и Акилу ( Римл. 16, 3 ), и проч. и двух отрывков из творений Св. Василия Великого , именно: 6-й главы «подвижнических уставов подвизающимся в общежитии и отшельничестве» и «слова подвижнического и увещательного об отречении от мира и о духовном совершенстве». Эти последние два отрывка помещаются и в печатном прологе под 27 Ноября и 8 Марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

По историческому происхождению слово «паломник» основано на производном от латинского palma «пальма» и означает «носителя пальмы», или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы – ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим 28 . В обиходной народной речи «паломничество» часто заменялось другим, более понятным словом – «богомолье». Паломничество, как пишет современный исследователь, «есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней» 29 . Определенная духовно-нравственная причина подвигает человека пуститься в нелегкий и протяженный путь для встречи со святыней и стяжания благодати. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, так же, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по славянски – горе), ввысь, к небу – в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и очищении веры. Цель паломника – святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием «святыня» подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь почитания: святые реликвии – частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью… Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью, находящиеся во многих местах нашей страны, становились целью паломничеств. Таким образом, вся территория России к началу ХХ века оказывается испещренной сетью паломнических маршрутов. Верующий люд, богомольцы шли в долгие странствия, минуя многие губернии, на поклонение древним и новым святыням; тянулись в те или иные знаменитые обители; посещали Божьих людей, старцев и подвижников благочестия…

http://azbyka.ru/o-palomnichestve-i-stra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010