Мефодие личными отношениями первого к последнему вследствие различных взглядов их на Оригена , которого учение Евсевий ревностно защищал, а Мефодий сильно опровергал в своих сочинениях. См. Migne, Patr. Т. XVIII, р, II. 28 На греческом языке известна только первая часть этого сочинения и притом в небольших отрывочных извлечениях; последняя же часть сохранилась только в славянском переводе, который дополняет и то, что есть на греческом языке, и носит заглавие: «о Бозе и о вещи по самовластне», См. Филар. ук. соч. стр. 169. и Приб. к Твор. Св. Отц. Там же стр. 177 и д. 29 На греческом языке это сочинение известно также в отрывочных извлечениях; в древнем же славянском переводе представляется в полнейшем виде и разделяется на три слова о воскресении, которые начинаются так: 1-е Слово: «Доидох прежде дний сих в Патары с Мидийским Проклом видети хотя Феофила»; 2-е Слово: «Видехом же убо, яже первее во Апостоле начахом глаголати». 3-е Слово: «Зело убо якоже ся и сам препираю». Филар. ук. соч стр. 169. Приб. к Твор. Св. О. также ст. 166. 35 Филар. ук. сочин. стр. 169. Приб. к Твор. Св. Отц. Там же стр. 195 и 204 – 209. На русском языке было напечатано одно слово Св. Мефодия в неделю Ваий (в Христ. Чтен. 1837 г. ч. 2.) в устарелом переводе. Встречающееся в древних славянских рукописях (Московской Синодальной под 38 и др.) под именем Св. Мефодия Патарскаго Слово о Царствии язык последних времен напрасно носит имя этого Святителя и есть не что иное, как перевод из летописи греческого писателя Константина Манассии (XII. в.) Оно издано в Памятник. Отречен. Рус. Литературы И. Тихонравовым, Т. И. Моск. 1863. стр. 212 и дал. См. исслед. Черткова о Манас. летоп. в Русск. Истор. Сборник Том. 6. 1843 г. 36 В греческом подлиннике Ευβουλιον и Γρηγρτον уменьшительные имена, первое – мужеское, а второе женское. Под первым некоторые (Лев Алляций) разумеют самого св. Мефодия, который имел прозвание Ευβουλιου, как свидетельствует с. Епифаний (Haer. LXIV, с. 63.), хотя в конце этого самого сочинения Мефодий (впрочем неизвестно, какой именно) представляется лицом отдельным от Ευβουλτογ; а что это действительно собственное имя мужчины, так думают многие толкователи текста, несмотря на некоторые места сочинения, повидимому указывающие в нем женщину, как и в имени Γρηγρτον.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Далее следует два праздника и седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Господа: Его страданий, крестной смерти и погребения, которая называется поэтому Страстной седмицей. В субботу перед Неделей Ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом, «прежде шести дней Пасхи», четверодневного Лазаря в Вифании, почему она и называется Лазаревой субботой. Воскрешение Лазаря показало явно пред всеми божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» В соответствии с этим, на утрени Лазаревой субботы поются воскресные песнопения: по 2-ой кафизме воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» после седальна «Воскресение Христово видевше…» «Свят Господь Бог наш», «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» Заканчивается утреня Великим славословием. От субботы Лазаревой до Фоминой недели не поется «Честнейшая». На литургии, вместо Трисвятаго, поется: «Елицы во Христа крестистеся…» На трапезе, кроме елея и вина, разрешается вкушение икры. Неделя ваий В неделю шестую великого поста, называемую НЕДЕЛЕЮ ВАИЙ, празднуется ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ – царственное шествие Господа нашего и Спасителя на страдания и крестную смерть, «нас ради человек и нашего ради спасения». Пред Господом, как пред царем-победителем несли пальмовыя ветви. От этих ветвей, по церковно-славянски «ваий», самый праздник получил наименование Недели ваий. Это – двунадесятый Господский праздник, и вся служба совершается только празднику. Ни предпразднства, ни попразднства он не имеет. Совершается всенощное бдение обычным чином. Особенностью является освящение ваий, у нас верб, как растения, прежде других, дающего почку. Сразу после прочтения Евангелия читается 50-ый псалом, во время чего священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, по возгласе диакона: «Господу помолимся», священник читает из Триоди особую молитву на благословение ваий и кропит вайя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

II. Праздники переходящие Праздник входа Господня в Иерусалим, иначе Ваий или Вербного Воскресения Когда бывает праздник входа Господня в Иерусалим, недели Ваий или Вербного Воскресения? За неделю до Пасхи. К какому разряду праздников относится этот праздник? К разряду дванадесятых. Расскажите об этом празднике. Во время Преображения, которое было прежде входа (праздн. 6 августа), Иисус Христос показал лучшим ученикам своим Божеств. славу Свою, а во время входа в Иерусалим показал себя и народу, как Царя Спасителя. Как преображение, так и вход в Иерусалим Иисуса Христа были для того, чтобы тем помочь в уверовании в него, как Бога и Спасителя, ученикам Его и народу. На другой день по воскрешении Лазаря, из Вифании, где жил Лазарь, пошел Иисус Христос в Иерусалим. Это шествие Его было шествием на страдания и смерть. На половине дороги в стороне находилось небольшое селение – Виффагия. Сюда послал Он учеников за ослом. Приведена была ослица с осленком. Одни из учеников покрыли животных своими одеждами, и поверх их сел Господь; другие начали постилать свои одежды перед ним по пути, срывать с дерев ветви и бросать оные по дороге, громко восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» («Осанна» значит «спасение дай»). Когда Иисус Христос приблизился к Иерусалиму, то множество народа вышло к нему на встречу с древесными (пальмовыми) ветвями, восклицая: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев!» Много восклицали Ему дети еврейские, так что завистники Его, книжники и фарисеи, побуждали было Его остановить детей, на что Иисус Христос отвечал: «если они замолчат, то камни возопиют». Праздник этот называется иначе неделею Ваий, цветоносною неделею и Вербным Воскресением. Неделей ваий называется от обряда стоять в церкви за утренней службою с ваиями: ваия с славянского на русский значит: ветви дерев. От сего же называется и цветоносною неделей. Вербным воскресеньем называется от обряда у нас, в России, стоять с ветвями вербы, которая из дерев первая по весне у нас дает цветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Канон на Неделю Ваий Канон, выпеваемый на утреннем богослужении в Неделю Ваий или Цветоносную, называющуюся иначе Вербным Воскресеньем, принадлежит св. Козьме Маюмскому, и по содержанию своему, по господствующему в нём чувству и блестящему выражению, есть одно из превосходнейших произведений Святителя. Самое событие, воспоминаемое Церковью в праздник Ваий – Вход Иисуса Христа в Иерусалим после воскрешения Лазаря – было необыкновенно торжественным в земной жизни нашего Спасителя как по многочисленности сретивших и сопровождавших Его жителей Иерусалима, так и по необыкновенной чести, возданной Ему при этом случае. При всей кротости и смирении Спасителя, это подлинно было шествие Господа неба и земли, благоволившего явиться и обращаться между смертными, – истинного Мессии-Христа, Владыки Израильтян и Царя Сиона, вступающего в собственное царство с божественною силою, властью и славою... Такими величественными чертами Песнописец изображает грядущего в Иерусалим Сына Девы Марии, и, будучи весь проникнут духовным восторгом, изливает чувствования своей высокой радости обильными потоками, которых ничто не останавливает в их течении. Он видит в этой светлой картине празднуемого события некоторую тень, – злобу книжников и первосвященников Иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давидова: но видит вместе и то, что их злоба при всеобщих кликах народной радости послужили только к большему их же самих посрамлению. Он знает, что Вход в Иерусалим приближал Иисуса Христа к крестным страданиям; но вместе знает и то, что этими страданиями приобретена Им победа над смертью и адом и слава Воскресения. Посему призывает светло праздновать в честь Господа всех и вся: Иудеев и язычников, старцев и детей, горы и холмы и самые дерева дубравные, которые как бы участвовали в торжестве Спасителя, когда рукоплескавший Ему народ Иерусалимский колебал ветви их в руках своих. В память же искреннего выражения радостных чувствований древним Израилем, и в знамение победы, одержанной Иисусом Христом над видимыми и невидимыми врагами человеческого спасения, св. Песнописец внушает и новому Израилю – православным верующим – мысленно сретать Господа Иисуса также с вайями и ветвями, и непрестанно восклицать Ему: «Осанна, благословен грядущий во имя Господне!».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

12 Мил ся дею – умиленно молюсь, препоручаю себя в милость, в заступление (Гр. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский словарь. М. 1900, стр. 305). 14 «Молитва... имеет два вида: первый славословие со смиренномудрием, а второй – низший – прошение». Василий Вел. Подвижнические уставы. Глава I. Творения СПБ 1911, т. П, стр. 485. 25 Триодион, Пят. Ваий, Канон на Повечении, п. 9, тр. I. Суббота Ваий на Утрени канон 2, песнь 3, тр. I. 27 Пяток Ваий, канон на повечерии п. 8, тр. I. Семидесятилетний старец, Митрополит Московский Филарет, после смерти своей матери († 20 марта 1853) писал: «Число лет ее и последний болезненный год подготовляли меня к лишению. С благоговением смотрю на ее отшествие. ОДНАКО ЧАСТО ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ» (Письма М. Ф. к архим. Антонию, т. 3, М. 1883, стр. 202–203). 48 Как Святая Церковь тщательно охраняет праздники с их радостным настроением от всего горестного, печального, от всяких скорбных воспоминаний, видно м. пр. из того, что Она даже в тексте Священного Писания, употребляемом в богослужении, делает сокращения. Так например, назначая на понедельник Пасхи чтение из Деяний свв. Апостолов об избрании ап. Матфия на место Иуды, Она из речи ап. Петра опускает его рассказ о смерти предателя ( Деян.1:18–20 ), считая воспоминание об этих печальных и ужасных подробностях несоответствующим пасхальной радости. И в Неделю Самарянки из праздничного чтения в Деяниях опускается предсказание пророка Агава о голоде, грядущем на всю вселенную ( Деян. 2, 27–28 ). Даже из сравнительно будничного евангельского чтения – понедельника 4 седм, по Пасхе – опускается Господне предсказание о судьбе предателя ( Ин.6:70–72 ), как не соответствующее продолжающейся пасхальной радости. Или, избрав из Священного Писания ряд гимнов для утрени, один из них, грозную обличительную песнь пророка Моисея, положенную в основание второй песни канонов, она употребляет исключительно только во дни особливо покаянные, в Великом посте, а во все прочее время года, даже в будни, даже в малые посты, когда поется служба со аллилуйей – почти великопостная, эта песнь опускается совсем, и богослужебные каноны в подавляющем большинстве имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, при почти всегдашнем отсутствии второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На утрене в неделю мытаря и фарисея и следующие за нею, тропари: «покаяния отверзи ми двери» и прочие поются после евангелия, которое читается по 8-й песни канона. Великий канон читается на повечериях первой седмицы после великого славословия, а на самом конце повечерия положено евангелие 210 . В пятницу первой седмицы о последовании в память св. Феодора Тирона и чине колива не упоминается. В субботу, после вечерни, патриарх совершает поминовение всех усопших отцов и братии. В неделю православия патриарх совершает литургию Василия Великого с 12 избранными архиереями, по окончании её восходит на седалище, по сторонам которого становятся архиереи, и вместе с ними поминает всех прежде отшедших «от конец до конец вселенной и всюду». Об обряде православия не упоминается. Вынос креста на утрене в неделю крестопоклонную происходит после великого славословия при пении «асматика» (ψαλλομνου το σματικο, p. 188, – т.е. при протяжном певческом исполнении стиха Святый Боже). По целованию креста, архиереи и чиновное духовенство подходят к патриарху и получают от него цветы. Великий канон читается или в среду пятой седмицы, после малого повечерия, или на утрене в четверток, после третьей песни дневного канона, и продолжается в три приёма до 9-й песни. Последование акафиста совершается в пятницу после малого повечерия, в промежутках канона Богоматери. Сначала патриарх читает первую статью икосов (τν στσιν τν οκων, p. 193); после третьей песни канона митрополит Кесарийский – вторую, после шестой Ефесский – третью, после девятой Ираклийский – четвёртую 211 . Раздаяние ваий на утрене недели ваий и целование иконы полагается на хвалитных. На утрене в понедельник страстной седмицы совершается «κολουθα το νυμφου»; в начале утрени великий архимандрит кадит с кацией (με τ κατζ), или, как переведено в славянском издании, «кадит с ручкой». Также и на утрене в Великий пяток. В Великий четверг, в первый час ночи, поётся последование страстей Господних. Первое евангелие, которое называется евангелием завета, читает патриарх. Вынос плащаницы (ριτφιον) в особо устроенную кувуклию совершается после вечерни в Великую пятницу; а на плащаницу кладут благоуханные цветы. Патриарх раздаёт цветы при целовании её. В Великую субботу стихи на погребение Христово (γχμιον) читаются по 9-й песни канона, на три отделения. После великого славословия плащаница обносится вокруг церкви и полагается на престоле. На вечерне в Великую субботу, положено только три паремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

5. На пути в Вифанию и Иерусалим    Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне.    Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть...     С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть...    В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает.    В понедельник мы слышим:    Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря...     Днесь Христу является об одну страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева...    Во вторник:    Вчера и сегодня Лазарь болен...    В среду:    Днесь Лазарь умерый погребается и рыдания поют его сродницы...     Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники...    В четверг:    Дводенствует днесь Лазарь умерый...     Сегодня уже два дня, как Лазарь умер...    И наконец в пятницу:    Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)...     Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата (Марфы и Марии) ...    Таким образом, в течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью — сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной смертью. Приближается час Сына Человеческого, о котором Он так часто говорил и к которому все Его служение на земле было направлено. Мы должны спросить: каково же значение этого созерцания в великопостном богослужении? Как сопряжено оно с нашим великопостным подвигом?    Эти вопросы предполагают еще один вопрос, которого мы должны кратко коснуться. Вспоминая события жизни Спасителя, Церковь часто, если не всегда, заменяет прошедшее время — настоящим. Так, в день Рождества Христова мы поем: «Дева днесь (сегодня)... рождает...»; в Великую Пятницу: «днесь Он (Христос) стоит перед Пилатом...»; в Вербное Воскресенье: «днесь Он приходит в Иерусалим...» Что же означает эта перестановка времени , это богослужебное сегодня?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Закрыть Триодь постная и ее авторы в период начального накопления гимнографического материала 15.02.2010 531 Время на чтение 11 минут Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского в Триоди Постной Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой константинопольской Церкви и, наконец, епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. на те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В позднейших уставах удержались лишь отрывочные заметки об этих разностях келлиотской практики, полный же строй ее был забыт и служба совершалась ежедневно в церкви, в общем собрании братии. Всенощные бдения или γρυπνα, были вначале такими общими службами и уже в позднейшем иерусалимском уставе вошли в состав прочих служб, прежде исполнявшихся одиночно, без всякого указания на их первоначально келлиотское происхождение. Из статьи «περ των γιων νηστειων», приписываемой Дамаскину и передающей порядки, державшиеся в Иерусалиме, видно, что в первую неделю великого поста постились не сряду несколько дней, как в позднейших уставах, а только до вечера каждый день; наоборот, в сырную неделю, которая называется здесь προνηστιμς εβδομας, пост продолжался до вечера всю неделю, а не среду и пятницу только. Часов и литургии преждеосвященных не полагалось на этой неделе, а только великим постом. В страстную неделю назначается сухоядение и не полагается преждеосвященных. В великую субботу вечером пост разрешается и едят все кроме мяса. Существовал обычай удаляться на великий пост из монастырей в окрестные пустыни и проводить это время в уединенных подвигах. Срок этого отправления не всегда был одинаков, и первые пустынножители отправлялись 14 января, т. е. по отдании Богоявления, а затем этот срок был перенесен на последнее воскресенье перед постом, как видно из жития Марии Египетской. Этот обряд был, вероятно, внесен в древнейшие записи устава иерусалимского и составлял особое последование, называемое в житии Марии Египетской каноном ( κανν). Возвращение в монастырь в субботу Лазареву дало содержание стихирам на вечерне недели Ваий (днесь благодать Св. Духа нас собра), и таким образом нашло себе отголосок в самом составе службы. В записях устава, даже самых ранних, нет уже никакого указания на существование этого обычая, за исключением стихир недели Ваий, которые остаются и до сих пор свидетелями некогда живой практики. Затем обстоятельства изменились так, что обыкновение это не только вышло из употребления фактически, но вызвало даже противодействие себе в известной статье «о точном соблюдении правил типика», где игумену строго запрещается оставлять монастырь и выходить из него, особенно же во время постов великого, рождественского и апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Праздник этот называется иначе неделею Ваий, цветоносною неделею и Вербным воскресеньем. Неделею ваий называется от обряда стоять в церкви за утреннею службою с ваиями: ваия с славянского на русский значит: ветви дерев. От сего же называется и цветоносною неделею. Вербным воскресеньем называется от обряда у нас, в России, стоять в этот день на утрени с ветвями вербы, которая у нас по весне первая из дерев дает цвет. Какой тропарь праздника? Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Русский перевод Христос Бог наш, удостоверяя прежде страдания своего в общем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря. Посему и мы, подобно детям, нося знамения победы, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в вышних, Благословен грядущий во имя Господне! Что такое, упоминаемые здесь в тропаре, знамения победы? Это – ветви в руках, так как при восклицаниях «Осанна» с ветвями в руках у евреев было в обычае встречать победителей. Какое евангелие? О входе Господа во Иерусалим. А вместе с тем, прежде повествования о входе, повествуется о вечери, накануне входа уготованной в доме Лазаря для И. Христа, где Мария, сестра Лазаря, помазала Его миром. Ин.12:1–18 . Зач. 41. Что особенно поучительного в празднике? Подобно иудеям, встречаем и мы входящего И. Христа, и входящего в нас самих пречистым Его телом и кровию, в причащении. При входе иудеи встречали И. Христа, как Мессию, а чрез несколько дней распяли Его, как злодея. Начиная небоязненно грешить после св. причащения, мы тоже как бы распинаем И. Христа ( Евр.6:4–6 ). Какие особенности праздника Вербного воскресения? В сей праздник за утреннею службою есть обряд стоять с ветвями вербы в руках, возжегши на них свечи, – после прочтения молитвы над вербою. Это – в знак того, что мы как будто видим пред собою шествие Спасителя в Иерусалим, – как Он шествовал некогда, что мы воспоминаем в этот праздник, – и подобно некоторым из евреев, встречавшим Его тогда с ветвями, как бы и мы встречаем Его тоже с ветвями (вербы), воспевая Ему при том, как тогда дети еврейские, свои священные песни; горящие свечи на вербе – знак выражения любви, которою, как свеча, горит и должно гореть всегда наше сердце к своему Господу и Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010