Спрашивается, как, каким образом, в какой среде могла Она возделать и сохранить такую чистоту, которая оказалась выше ангельской, и достичь достоинства, превышающего славу Небесных Сил? Отвечаем: всего этого достигла Она путем воспитания и пребывания в Храме, в котором находилась почти до самого Благовещения. Храм был Ее воспитателем, хранителем и украсителем Ее чистоты и девства. В Храме научилась Она безмолвию, уединению и Богомыслию, а отсюда – и высокой созерцательной молитве. Научитесь же все, пристрастные к сообществу и к мятежу мирских дел, от примера Пресвятой Девы, что не в суете попечений века сего, не в развлечении многолюдством, не в шуме праздных бесед посещает душу небесная благодать и обильно сеется в сердце слово Божие! Церковное предание повествует нам, что во время пребывания Пресвятой Девы в Иерусалимском храме Ангел Господень носил Ей пищу. О чем это говорит? – О том, что Она постилась, ибо непостящийся не нуждается в помощи свыше, он сам для себя позаботится о пище, о такой, какой желает. Но тем, кто, стремясь к духовной жизни, пренебрегает потребностями телесными, таким только боголюбцам посылается с неба Ангел, чтобы чрезмерным воздержанием не разрушить им телесной своей природы. Таким образом Пресвятая Дева упражнялась в посте. Как проводила время Пресвятая Дева в годы Своего пребывания в Храме? Об этом, также передавая церковное предание, с большой подробностью повествует блаженный Иероним . С раннего утра до третьего часа (по-нашему – до девяти часов утра) Она упражнялась в молитве, с третьего часа до девятого (то есть – до трех пополудни) – занималась рукоделием и упражнялась в чтении слова Божия. С десятого часа Она опять становилась на молитву и пребывала в ней до тех пор, пока Ангел не приносил Ей пищу, и Она принимала ее из его рук. Для чего, спрашивается, так постилась ежедневно Пречистая? Нельзя сказать, чтобы Она поступала так, сознательно готовя Себя к великому служению – стать Матерью Спасителя мира, ибо эта тайна до Архангельского благовещения была от Нее сокрыта. Однако, Сама ли Она по стремлению к духовной жизни избрала настоящий подвиг, или от Ангела свыше было Ей внушение упражняться в сей добродетели, не случайно было таковое Ее избрание, а по особенному усмотрению для приготовления Ее к этому великому таинству – пусть и неизвестному еще для Нее. Пример Ее в этом случае для нас неподражателен и недосягаем. Но все же и мы для своего назидания и посильного действования должны извлечь отсюда ту уверенность, что если совершенный пост Пресвятой Девы был для Нее необходим и полезен, то и для нас наш, хотя и несовершенный, пост так же необходим и полезен на пути нравственного христианского совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Спрашивается, как, каким образом, в какой среде могла Она возделать и сохранить такую чистоту, которая оказалась выше ангельской, и достичь достоинства, превышающего славу Небесных Сил? Отвечаем: всего этого достигла Она путем воспитания и пребывания в Храме, в котором находилась почти до самого Благовещения. Храм был Ее воспитателем, хранителем и украсителем Ее чистоты и девства. В Храме научилась Она безмолвию, уединению и Богомыслию, а отсюда – и высокой созерцательной молитве. Научитесь же все, пристрастные к сообществу и к мятежу мирских дел, от примера Пресвятой Девы, что не в суете попечений века сего, не в развлечении многолюдством, не в шуме праздных бесед посещает душу небесная благодать и обильно сеется в сердце слово Божие! Церковное предание повествует нам, что во время пребывания Пресвятой Девы в Иерусалимском храме Ангел Господень носил Ей пищу. О чем это говорит? – О том, что Она постилась, ибо непостящийся не нуждается в помощи свыше, он сам для себя позаботится о пище, о такой, какой желает. Но тем, кто, стремясь к духовной жизни, пренебрегает потребностями телесными, таким только боголюбцам посылается с неба Ангел, чтобы чрезмерным воздержанием не разрушить им телесной своей природы. Таким образом Пресвятая Дева упражнялась в посте. Как проводила время Пресвятая Дева в годы Своего пребывания в Храме? Об этом, также передавая церковное предание, с большой подробностью повествует блаженный Иероним. С раннего утра до третьего часа (по-нашему – до девяти часов утра) Она упражнялась в молитве, с третьего часа до девятого (то есть – до трех пополудни) – занималась рукоделием и упражнялась в чтении слова Божия. С десятого часа Она опять становилась на молитву и пребывала в ней до тех пор, пока Ангел не приносил Ей пищу, и Она принимала ее из его рук. Для чего, спрашивается, так постилась ежедневно Пречистая? Нельзя сказать, чтобы Она поступала так, сознательно готовя Себя к великому служению – стать Матерью Спасителя мира, ибо эта тайна до Архангельского благовещения была от Нее сокрыта. Однако, Сама ли Она по стремлению к духовной жизни избрала настоящий подвиг, или от Ангела свыше было Ей внушение упражняться в сей добродетели, не случайно было таковое Ее избрание, а по особенному усмотрению для приготовления Ее к этому великому таинству – пусть и неизвестному еще для Нее. Пример Ее в этом случае для нас неподражателен и недосягаем. Но все же и мы для своего назидания и посильного действования должны извлечь отсюда ту уверенность, что если совершенный пост Пресвятой Девы был для Нее необходим и полезен, то и для нас наш, хотя и несовершенный, пост так же необходим и полезен на пути нравственного христианского совершенствования.

http://azbyka.ru/propovedi/pokhvala-bozh...

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю…». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан…» (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется. Отдельно от утрени (по Уставу, «в начале 2-го часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов навечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных . Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 22-й и 26-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, народ и весь храм. По окончании 26-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..». После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Днесь вод освящается естество…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас тот же: «Сего ради помянух Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Яко Человек на реку пришел еси…». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас тот же: «Ко гласу вопиющаго…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», и отпуст (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется. Отдельно от утрени (по Уставу, «в начале 2-го часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов навечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных . Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 22-й и 26-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, народ и весь храм. По окончании 26-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..». После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Днесь вод освящается естество...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас тот же: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Яко Человек на реку пришел еси...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас тот же: «Ко гласу вопиющаго...», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

Тот же порядок соблюдался и при других патриархах московских, и благовест к пасхальной заутрене производился на Иване Великом в зависимости не от наступления полуночи, а от приказа высшей власти. К светлой заутрене ежегодно бывал выход в Успенский собор патриарха и еще более торжественный выход царя, возвещаемый всегда особым благовестом и звоном. В этот день благовест к выходу обыкновенно совпадал с благовестом к заутрене и производился во второй половине первого часа, а иногда и ровно в час ночи. В записях выходов 1679, 1680, 1687 и др. годов, благовест «на Светлое Христово Воскресение к выходу и к утрени» совершался «за пол седьма часа до света, а в 1681 году «за седьм» часов. Точно так же не было определенного часа и для благовеста к обедне в день Пасхи: это зависело от продолжительности утрени, которая оканчивалась иногда, например, в 1687 году, «за четверть часа до дни», то есть почти в 6 часов нашего утра, а с другой стороны – от времени и продолжительности патриаршего выхода во дворец перед обедней. Поэтому к обедне благовестили в половине седьмого часа утра («в полчаса дни»), а иногда в начале девятого часа («в третьем часу в начале»). Принималась во внимание и долгота дня, в зависимости от которой положено было начинать благовест к обедне или в 7, или в 7½, или в 8 часов утра: «во 179 (1671) году государь указал на Светлой неделе к обедне быть благовесту, как во дни 13 часов бьет, тогда благовест в час дни, а в 14 часов – в полтора часа дни, а в 15 – в два часа дни». Приблизительно тот же порядок пасхального благовеста соблюдался и во все продолжение XVIII века. В Древней Российской Вивлиофике (XI, 197–199 стр.) напечатан «Указ благовеста к церковному пению во весь год, присланный из Святейшаго Правительствующаго Синода в 1722 году». В нем не определено особого часа для благовеста к пасхальной заутрене, но вообще указано производить благовест к утрене, вседневной и праздничной, во весь Великий пост до Фоминой недели «в 3 часа пополунощи», а к литургии в неделю Пасхи «в 6 часов пополунощи», по-нашемуутра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Лк.23:44 . Бе же чáс яко шестый, и тмá бысть по всéй земли до часá девятаго: (Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:) Час яко шестый (около шестого часа дня), по нашему счислению – около 12-го. У евреев счет часов дня производился от 6-ти часов утра до 6-ти вечера, – от восхода солнечного до заката, и их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, 2-й час – 8-му, 3 – 9-му и т. д. И тьма быст (сделалась) по всей земле и пр. Это было необыкновенное солнечное затмение, а чудесное, которое, вместе с другими, совершившимися в то же время, чудными явлениями в природе, как то: землетрясением, распадением камней и пр., свидетельствовало о страшном событии – о смерти Сына Божия. Обыкновенное солнечное затмение не могло быть в день смерти Иисуса Христа, потому что тогда было новолуние, когда не бывает затмения. Это затмение удивило языческих ученых тогдашнего времени (Флегона, Дионисия), из которых второй впоследствии сделался христианином и учителем церкви под именем Ареопагита, и др. Об этом затмении так писал Дионисий: «Мы (он и его друг Аполлофан) оба, находясь близ г. Илиополя, увидели вдруг, «что луна потекла на соединение с солнцем, хотя это не было время соединения, и оттого произошло затмение последнего. Потом, около 9-го часа мы опять увидели, что она обратно встала на свое место». (Воскр. Чт. 28 г.) «Или Творец природы страждет, или машина мира разрушается!» воскликнул один из них (Дионисий) при виде затмения. (Там же). «Вся тварь, верная своему Творцу, пишет один из духовн. писателей, видя Его обнаженным, поруганным, покрылась мраком, подобно тому, как верные чада и домочадцы облекаются в черные одежды, при кончине родителей и домовладык своих, в знак глубокой печали. (Тр. Лист.) Тьма продолжалась до часа девятого, следовательно во все время, пока Господь страдал на кресте, до Его смерти. Лк.23:45 . и помéрче сóлнце, и завеса церкóвная раздрáся посреде.померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010