Поэтому священник не будет в противоречии с церковными канонами, если он отслужит литургию в праздники Рождества, Богоявления, Успения и св. апостолов Петра и Павла в два или три часа утра 4 . Следовательно, если у нас вошло теперь в обычай служить литургию на Пасху в «самые ранние часы», а в другие праздники, следующие за постом, этого не бывает, то причина сего явления кроется не в этих упомянутых сейчас нами правилах Трульского собора и др., а в чем то ином. По нашему мнению, мы не ошибемся, если укажем эту причину в современной нам богослужебной практике церквей христианского востока, от которых мы очень многое позаимствовали в наше современное пасхальное богослужение. По современному Уставу церкви Константинопольской начало литургии делается после пения стихир на хвалитех и именно стихиры Пасхи: «Воскресения день и просветимся торжеством» и троекратно тропаря: «Христос воскресе». «Благословившу иерею, – говорится в Типиконе, – поется от иерея трижды «Христос воскресе», потом от обоих хоров по трижды и снова от священника однажды. На литургии антифоны... Вместо «Буди имя Господне», «Христос воскресе» трижды (до субботы). Потом читает патриарх молитву ( ευχ ν): «Аще кто благочестив и боголюбив» и поется «Уст твоих якоже светлость огня» и отпуст. ( Τυπικ. edit. Κωνσταντ. 1838 pag. 192). Таков обычай и в практике современной болгарской церкви, принявшей свой Типикон от церкви Константинопольской (Типик. церковн. изд. Констант. 1860 г. стр. 300). «Безрасходно, непосредственно после утрени начинается литургия в храме Воскресения в Иерусалиме» 5 . Отсюда мы видим, что на всем востоке литургия в первый день Пасхи так тесно примыкает к утрени, что оканчивается с нею одним общим отпустом или, лучше сказать, отпустом утрени. А так как утреня в этот день, по важности воспоминаемого события, начинается в самую полночь и оканчивается в самые ранние часы утра, то и начало литургии весьма естественно поэтому совпадает с окончанием утрени и служится в самые ранние часы, в которые в другие праздники года никогда не служится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   Между двумя-тремя часами освободился и поел, чтобы отправиться в Посольство. Там нужно было пропеть и посланнику. Ждали. Но пропели Путятиной и Анне Ер. Шпейер. Там же в это время прославили Путятину и из Коодзимаци о. Ниицума, певчие и катихизаторы. Посланник не запретил, только вошли по черной лестнице.    Погодя вернулся домой.      На второй день Рождества:    7 генваря нового стиля 1885 года.    В восемь часов утра должна была быть обедня, о чем и об обедне завтра (то есть во второй и третий день всенощной не служится — священник должен вычитать сам) объявлено было вывеской на красной доске вчера. Но о. Георгий — рохля, прозевал. Собрались все, а он — рохлей. Нужно было просить о. Анатолия отслужить Часы, что и сделано.    В половине десятого часа пришли из Коодзимаци поздравить о. Павла Ниицума диакон Юкава, катихизаторы его, певчие, ученики и человек сорок христиан и христианок.    Еще вчера с вечера я заказал Никанору угощение и конфет (муси кваси) на сорок человек и два ящика апельсинов.    Когда пропели, певчие и ученики угощены были: все разложено в классе по куче муси кваси и по три апельсина (человек на тридцать, то есть на певчих и учеников о. Ниицума, и еще человек пять ребят было). Для христиан же оставлено конфет, апельсин вообще, около хибаци. Чай всем. Потом певчим дал по 50 сен, а ученикам по 20 сен.    Муси кваси куплено было на 2 ены,    Апельсин два ящика.    Пели и у о. Георгия, у Львовского, у Тихая, но его и о. Анатолия не было дома — видно, нарочно ушли!      8 генваря нового стиля. 1885.    Третий день Рождества Христова.    В восемь часов утра была обедня. О. Георгий служил с диаконом. Снегу за ночь много выпало.    Прочие дни счеты по храму. Всё дома. Зато простуда почти совсем прошла.      10 генваря нового стиля. 1885. Суббота.    Матфей Уеда, Хорие и Мидзуно приходили; затевают общество изучения догматов — катихизаторы и переводчики — собираться ежесубботно.    Дай Бог нашему теляти волка поймати! Я с радостью благословил и убеждал не бросить скоро.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Утреня – богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах. Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7-му часу утра по нашему счислению, Третий час 9-ому часу утра, Шестой час 12-ти часам дня и Девятый час 3-ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час – крестная смерть Его. Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга. В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером – Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром – Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время – Часы третий, шестой и Божественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Неизвестно точно, почему этот холм носил такое название. Думают, что или потому, что он имел вид черепа, или потому, что на нем находилось много черепов казненных там людей. По древнему преданию, на этом же самом месте был погребен прародитель Адам. Св. Ап. Павел в послании к Евреям ( Евр.13:11–12 ) указывает на особое значение того, что «Иисус пострадал вне врат». Когда Иисуса привели на Голгофу, то давали Ему пить, по св. Марку ( Мк.15:23 ), вино со смирною, а по св. Матфею ( Мф.27:34 ), уксус, смешанный с желчью. Это – напиток, одуряющий и притупляющий чувство, который давали осужденным на казнь через распятие, чтобы несколько уменьшить мучительность страданий. Римляне называли его «усыпительным». По свидетельству еврейских раввинов, это было вино, в которое подбавлялась смола, благодаря чему вино помрачало сознание осужденного и тем облегчало для него муки. Смирна – один из видов смолы, почему ее и указывает св. Марк. Приправа вина смолой давала крайне едкий и горький вкус, почему св. Матфей называет ее «желчью», а вино, как очевидно уже скисшее, называет «уксусом». «И вкушь, не хотяше пити» – желая претерпеть всю чашу страданий до конца, в полном сознании, Господь не стал пить этого напитка. «Бе же час третий, и распяша Его» – так говорит св. Марк ( Мк.15:25 ). Это как будто бы противоречит свидетельству св. Иоанна о том, что еще в шестом часу Господь был на суде у Пилата ( Ин.19:14 ). Но надо знать, что по примеру ночи, делившейся на четыре стражи, по три часа в каждой, и день делился на четыре части, называвшиеся по последнему часу каждой части: час третий, час шестый и час девятый. Если предположить, что окончательный приговор был произнесен Пилатом с лифостротона по истечении третьего часа по иудейскому счету, т.е. в 9 с небольшим часов утра, по нашему, то св. Иоанн вполне мог сказать, что это был час шестый, ибо начиналась вторая четверть дня, состоявшая из 4-го, 5-го и 6-го часов, которая у евреев называлась по своему последнему часу шестым часом. С другой стороны, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сверх того бывает, по уставу церковному, два крестные хода вокруг обители в среду и пяток Святой Пасхи, и особо в девятую пятницу после Святой Пасхи в храмовый день Знамения Пресвятой Богороицы, – тоже вокруг обители. В этот день, при благоприятной погоде, бывает значительное стечение народа градского и из окружных мест, ради которого на несколько часов открывается вне монастыря на площади род ярмарки, для продажи мелочных деревенских вещиц, для нарядов, забавы и лакомства. Монастырь от сей ярмарки никакими доходами не пользуется. В 19 день Ноября 1855 года Высочайше утверждён новый общий крестный ход, в следствие ходатайства Мценских граждан, в память прекращения холеры, бывшей в 1847 и 1848 годах в городе Мценске. Этот Крестный ход имеет быть совершаем на вечные времена, неизменно ежегодно 12 числа Августа месяца, в какой бы день ни случилось это число; а совершается сей ход по следующему Высочайше утверждённому проекту или уставу. – «Сборным местом для крестного хода назначается Мценский Петропавловский монастырь, где ныне имеется и чудотворный образ Христа Спасителя. Накануне хода, 11 числа Августа в три часа пополудни, начинается звон в монастыре в большой колокол к сбору на вечернее славословие. В четыре часа, по уставу Московского большого Успенского Собора, совершается малая вечерня, и на Повечерии поется молебен Пресвятой Богородице, именуемый Параклисис, монастырским духовенством соборно, со многолетием Его Императорскому Величеству и Всему Августейшему Дому. И после всезвона по сему случаю, продолжается звон ко Всенощному Бдению. В шесть часов вечера начинается Всенощное Бдение Всемилостивому Спасу, Господу нашему Иисусу Христу, по уставу первого числа Августа, положенному в особой главе месячной Минеи, Настоятелем обители с братиею и с участием градского духовенства, если кому из оного быть удобно, по совершении обыкновенного вечернего Славословия в приходских своих церквах. Утром двенадцатого числа Августа, в день Крестного хода, в шесть часов во всех градских церквах и в монастыре начинаются ранние Литургии, по совершении которых, Соборное и всё градское духовенство к девяти часам утра имеет прибыть во Мценский Петропавловский монастырь со святыми крестами и иконами и с прихожанами, к общей молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Утреня — богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах. Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час — крестная смерть Его. Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга. В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером — Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром — Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время — Часы третий, шестой и Божественная литургия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Кто исчислит за все это время бездну спасения Божия, совершавшегося во мне благодатию Христовою всякий день и – многократно! Не могу исчислить бесчисленного множества козней миродержца и приступов страстей, разрушенных милостию и силою Христовою во мне, по моей тайной молитве веры, ради сердечного покаяния и, особенно, – силою Божественного Причащения! Какой ангельский многообъемлющий ум прочтет все тайные дары Божии, – благодатные дары милости, очищения, освящения, просвещения, мира, умиления, свободы и пространства душевного, радости в Духе Святом, дерзновения и силы и многоразличной помощи, коих я невидимо сподоблялся во все дни моего священствования! Не могу исчислить бесчисленного множества врачеваний благодатных душевных и телесных, совершенных во мне Господом, через сердечное призывание имени Его. Слава Спасителю нашему Вогу! Он видит, что я неложно воссылаю Ему эту славу. Только Им и о Имени Его я славен, а без Него – бесчестен; только Им силен, а без Него – немощен». 35-летний юбилей праздновался 12 декабря 1890 года. День начался в Кронштадте в 5 часов утра, хотя для многих он вовсе не начинался или, лучше сказать, начался еще накануне. Каждый поезд Балтийской железной дороги привозил все новые группы почитателей кронштадтского пастыря, и к вечеру странноприимные дома переполнились в такой степени, что многим не хватало ни кроватей, ни даже стульев. В десятом часу вечера окончилась в Андреевском соборе всенощная, совершенная юбиляром. Залитый огнями храм был переполнен, а с фасада ярко горели иллюминационные звезды, освещая густую толпу народа, не попавшую в собор... Около дома «батюшки» собралась вся кронштадтская голь – «посадская армия», как их зовут, в ожидании раздачи обычной милостыни. Оборванцы стояли правильной шеренгой, по три в ряд, мужчины и женщины отдельно. Когда все разбрелись по домам, и жизнь на улицах стихла – был уже первый час ночи, а в 4 часа утра снова все были на ногах. Заутреня и ранняя обедня были совершены в церкви «Дома Трудолюбия» иеромонахом Задне-Никифорской пустыни, Олонецкой губернии, Геннадием, при чем была освящена роскошная серебряная вызолоченная хоругвь, подносимая о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда они достигли пустыни, уже наступила ночь. Иоанн сделал из песка возглавие и сказал ей: – Почий здесь, и спи покрываемая благодатию Божиею. Он оградил её крестным знамением, и ушел на близь случившееся возвышение, где, совершив обыкновенные молитвы, возлег на землю и уснул. В полуночи пробудившись, Иоанн узрел блистание свыше и, возвед очи, увидел светлый, радужный путь, от небес к спящей отроковице простирающийся. Смотря на это пристально, он узрел ангелов Божиих, душу её сим путём к небу возносящих. Иоанн смотрел дотоле, пока дивное видение от очей его сокрылось. Восстав, он пошел к ней, и обрел её умершею. Старец повергся лицом на землю пред Богом, ибо его объял страх и трепет. Тогда был к нему глас свыше: – Покаяние её, одним часом содеянное, приятнее Богу паче тех, которые каются целые десятилетия, но такой горячности к Богу не являют. Иоанн пребыл в молитве до света утреннего и предал земле честное тело отроковицы. Вся египетская пустынь и самый мир прославили милосердие Божие и благодать Господа нашего Иисуса Христа». 72 Но ты плачешь? Плачь, но не унывай! Плачь, молись Богу, кайся, творя добрые дела, проси, и дастся тебе, толци, и отверзется тебе дверь милосердия Божия, и спасешься. Девица. О Господи, Творче мой! Помилуй меня грешную, приими мя кающуюся, даждь ми слезы умиления, искренно желаю и твердо решаюсь исправить жизнь свою, а ты, отче, помолись о мне грешной и благослови меня! Священник благословляющий. Господь Бог да благословит тебя, чадо, и да исполнит во благих намерение твоё. Конец второй части. Богу нашему Слава во веки веков. 6 Сельские жители в зимнее время все почти встают от сна в три часа утра на домашние, комнатные работы. Время, от трех часов утра до восхода солнца, в Малороссии называется досвитками. В сие время мужес. пол шьет мешки или плетет веревки; а жен. пол по большей части прядет, при сем в избах бывает тишина. 62 Гуменный, в Малороссии означает человека, который распоряжает в помещичьем гумне всем, что в оном находится. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Наступал праздник пасхи, установленный в воспоминание освобождения евреев от ига египетского. По закону ( Исх. 12, 2–20 ), в четырнадцатый день первого весеннего лунного месяца, нисана, каждая еврейская семья (или две малых семьи вместе) обязана была испечь на огне годовалого агнца (ягненка или козленка) и в ночь того же дня съесть его с пресным хлебом и горькими травами; этот агнец и назывался пасхой. На другой день начинался семидневный праздник опресноков, названный так потому, что как в эти дни, так и в день пасхи, евреям предписывалось есть пресный хлеб и даже не держать в домах своих ничего квасного. Из повествований первых трех Евангелистов ( Мф. 26, 17 ; Мк. 14, 12 ; Лк. 22, 7 ) мы знаем, что Иисус накануне Своей смерти, то есть в четверг, ел со Своими Апостолами пасху. А из Евангелия Иоанна нам известно, что члены синедриона, приведя в пятницу утром Иисуса к Пилату, не вошли к нему, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху ( Ин. 18, 28 ); следовательно, они, а с ними и все евреи, ели пасху в пятницу вечером, уже после погребения Иисуса 79 . Надо полагать, что если Иисус признал необходимым в последний раз совершить ветхозаветную пасху, то совершил ее в тот самый вечер, в какой и надлежало, то есть 14-го нисана. Не следует забывать, что у евреев день (то есть сутки) начинался с заходом солнца; следовательно, 14-е нисана началось не в нашу пятницу, а в наш четверг после захода солнца, но этот вечер нашего четверга у евреев считался началом пятницы. Поэтому следует считать, что Тайная Вечеря происходила по еврейскому счету – в самом начале пятницы, а по нашему счету – в конце четверга, после захода солнца. И распят Иисус в пятницу же, 14-го нисана, в девять часов утра по нашему счету или в три часа по еврейскому. В тот год все евреи ели пасху, по нашему счету, в пятницу вечером, после погребения Иисуса, а по еврейскому счету это было уже начало субботы, 15-е нисана. Полагают, что всенародное празднование пасхи в тот год было отложено до 15го нисана для того, чтобы первый день опресноков не приходился в канун субботы. Правильно ли это последнее предположение или нет – для нас безразлично; достаточно знать, что Иисус со Своими Апостолами ел пасху 14-го нисана, а все прочие евреи – 15-го нисана. Приготовление пасхи для Иисуса и апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Богослужение хотя и может совершаться во всяком хорошем месте, но больше оно совершается в храме. У нас богослужение совершается два или три раза в день. Рано поутру служится утреня, после нее Литургия[ 3 ] и вечером - вечерня. Три названия служб происходят от времени совершения их: утреня называется так, потому что служится утром, вечерня - вечером, а обедня - около обеда. Литургия по-русски значит такая служба, на которую нужно непременно ходить всякому христианину. А бывать у Литургии необходимо потому, что за Литургией совершается таинство причащения; без причащения же человеку и спастись нельзя. Литургия - самое важное из всех богослужений, и служить ее священник может только отслужив вечерню и утреню или помолившись во время их при службе другого священника. Точно так же и всякому христианину нужно помолиться за вечерней и утреней, если он хочет причащаться за Литургией. Вечерня и утреня часто соединяются вместе и тогда эта служба называется всенощной. Так она называется потому, что в старину шла всю ночь. Для каких людей нужны богослужение и таинства? Где богослужение совершается больше? Сколько раз в день оно совершается? Какие службы бывают в церкви? Что такое Литургия? Как называется соединение вечерни с утреней? Для чего соединяются эти службы? Мы назвали только три церковных службы, но их всего девять, и остальные шесть служб присоединяются к утрене, Литургии и вечерне. Перед утреней правится особая служба, которая называется полунощницей. Ее надо было бы править в полночь, но для удобства молящихся она служится утром. Святые же отцы вставали на молитву в полночь. В полночь будет второе пришествие Христово, а потому на полунощнице говорится в молитвах о Страшном Суде и о том, что людям надо быть всегда готовыми к смерти и к Божиему суду. После утрени служится первый час. У нас начало дня считается с полночи, а прежде оно считалось с 6 часов вечера. Значит, первый час по-теперешнему приходится на 7 часов утра. В это время Иисуса Христа евреи вели на суд к Пилату. В память об этом и установлена служба - первый час. Кроме первого часа служатся еще часы третий, шестой и девятый. Сосчитайте, сколько времени будет это по нашему счету. В третий час сошел на Апостолов Святой Дух, в шестой был распят на кресте Христос, а в девятый Он умер. Часы третий и шестой служатся перед Литургией, а девятый - перед вечерней. На всех часах одинаково читаются по три псалма, а потом особые молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010