Под виноградником следует понимать Царство Небесное, а под хозяином виноградника – Бога. Ориген под виноградником понимал Церковь Божию, а рынок и места вне виноградника ( τ ξω το μπελνος) есть то, что вне церкви ( τ ξω τς κκλησας). Златоуст понимал под виноградником «повеления и заповеди Божии». Мф.20:2 .  и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; На наши деньги динарий равнялся 20–25 копеек (соответствует стоимости 4–5 г серебра. – Прим. ред.). Мф.20:3 .  выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, Мф.20:4 .  и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. В Евангелиях Матфея, Марка и Луки принят еврейский счет времени. О разделении дня и ночи на часы в допленных ветхозаветных писаниях нет никакого следа. Существовали только главные деления дня, отличавшиеся примитивным характером – вечер, утро, полдень (ср. Пс.54:18 ). Другими обозначениями времени дня были «зной дневной» ( Быт.18:1 ), σταθερν μαρ ( Притч.4:18 – «полный день»), «прохлада дня» ( Быт.3:8 ). Времена ночи различались иногда (кроме деления на стражи) выражениями ψ (вечер), μεσονκτιον (полночь), λεκτροφωνα (пение петухов) и πρω (рассвет). В Вавилонском Талмуде (Авода Зара, лист 3, 6 и сл.) встречается распределение дня на четыре части по три часа, служившее для распределения времени молитвы (в третий, шестой и девятый час дня; на это же встречается указание у Мф.20:3 ). Разделение на часы было заимствовано как иудеями, так и греками (Геродот, «История», II, 109) из Вавилонии. Арамейское слово час «шаа» в Ветхом Завете встречается только у пророка Даниила ( Дан.3:6 и сл.). В Новом Завете счет по часам является уже обычным. Двенадцать дневных часов отсчитывались от восхождения солнца до заката, и поэтому 6-й соответствует полудню, а в 11-м часу день кончался (стих 6). Смотря по времени года, часы различались по продолжительности от 59 до 70 минут. Таким образом, третий час равняется нашему девятому утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Порфирия. (См. Церковный устав (типик) проф. М. Д. Ак. И. Мансветова , стр. 25–32). В. Что значат тропари и ирмосы канона? Что значит самый канон? Иоанн Зонара в своих объяснениях на воскресные каноны святого Дамаскина на предложенные вопросы отвечал так: «канон получил свое название от того, что заключает известное и определенное число песней, т.е. девять. Песнию (ωδη) называется здесь не тο, что поется на инструментах, но что живым и стройным голосом выражается перед Богом. Это есть пение Богу хвалебное и благодарное. Девять песней в каноне потому, что они служат изображением небесной иерархии и ее песней. Иначе – девять песней заключают в себе образ Святой. Троицы, в честь коей они издавна назначены отцами. Ибо трижды три составляют девять – число песней, которое потому заключает трикратную троичность. Что ж такое ирмос? Ирмос получил свое название от того, что сообщает порядок тропарям и тон пению их. Ибо тропари размеряются по напеву ирмосов, принимают ту самую гармонию, какую имеют ирмосы. Иначе, ирмос дает тон и мелодию тропарям, или образует тропари на свой собственный образец». В типике Иерусалимском яснее: «ирмос есть первый стих в песни, с которым сообразуются следующие в числе стоп и строк, дабы таким образом можно было петь их стройно». Что такое тропарь? «Тропари, продолжает Зонора, получили название свое от того, что составляются или вращаются (τρεπουται) по мере ирмосов, направляясь по ним в изменении голоса; или от того, что певцы соображаются в пении их с ритмом и тоном ирмосов. Ибо если голос певцов не будет соразмеряться с ними, то не выйдет согласия ни в пении, ни в мелодии, а только слышен будет бессвязный грубый крик» 53 . (См. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви, Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского). 3. Беседа о богослужении первого часа Первый час, соответствующий нашему седьмому утра, ознаменован переводом судимого и мучимого Спасителя от Каиафы к Пилату в самом начале дня. В трех псалмах первого часа (5, 89 и 100) слышим древнейшие молитвы утренние.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

293 Soden H. von. Das lateinischc Neue Testament in Afrika zur Zeit Cyprians/Texte und Untersuchungen. T. 33. Leipzig, 1909. S.I 1–105. 294  Всем ученым Ориген раз и навсегда дал образец неутомимой научной деятельности, к тому же при подвижническом образе жизни. По сколько часов в сутки он работал, как трудился и как спасался, могут дать понятие его следующие собственные слова: «Я не могу ужинать из-за занятия сличением рукописей, не могу дать покоя моему телу после ужина: и в это время я должен делать филологические изыскания, исправлять рукописи. И ночью не приходится мне поспать, большую часть ее поглощает филология. Не говорю уже о том, что работаю с раннего утра до девятого и даже десятого часа [по нашему счету, три часа пополудни]. Это время всякий, кто только имеет любовь, посвящает изучению Слова Божия и чтению». Цит. по: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение.... С. 181; стиль перевода исправлен. Блаж. Иероним в «Письме к Марцелле» говорит, что «в присутствии Оригена и никто другой не принимался за пищу без чтения, никогда не ложился спать, пока один из братии не прочитывал нечто от священных Писаний. И так поступал он днем и ночью, так что чтение сменяло молитву, а молитва – чтение. Делаем ли мы, желудочные животные, когда-нибудь что-нибудь подобное?» и проч., что по краткости места я не могу приводить (Блаж. Иероним. Творения. Т. 1. Киев, 1879. С. 218). 295 О деятельности Оригена по критике новозаветного текста (вопрос спорный) рассуждали Гуго, Грисбах, Эйхгорн, Тишендорф, Мартен, Лагранж и др. Но особенно велики его заслуги по исследованию ветхозаветного текста. Он составил тетраплы, т. е. представил критическую сводку четырех греческих переводов Акилы, Симмаха, LXX и Феодотиона (см. дальше), и экзаплы – это те же переводы плюс два перевода, неизвестные по происхождению. Различные переводы, объясняя друг друга, помогали, как нельзя лучше, усваивать мысль подлинника. Этот Оригенов текст Библии вошел в свое время в употребление почти во всех Церквах (греческих, латинских, сирских, египетских) (Блж. Иероним. Предисловие к книге пророка Даниила).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время. Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года. Повечерие малое совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. Великое повечерие, совершаемое во дни Великого по­ста (не на бдении), начинается, по Уставу, «о часе 9-м» (Типикон, последование понедельника 1-й седмицы Великого поста), то есть по-нашему примерно в 15 часов. В то же время великое повечерие на бдении в праздники Рождества Христова и Богоявления начинается, по Уставу, после полуночи, в 4 часа утра («о часе 10-м нощи» – см. Типикон, 25 декабря 46 ), а великое повече­рие на Благовещение начинается в 19 часов («при часе 1-м нощи» – см. Типикон, 25 марта). Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна (в монастырях). Исключение составляет пасхальная полунощница, которая совершается до полуночи, начинается примерно в 23 часа по местному времени. Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь (это самая ранняя утреня в году). Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее: 1-й час ≈ 7 часов утра; 3-й час ≈ 9 часов утра; 6-й час ≈ 12 часов дня; 9-й час ≈ 15 часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

А с ним Великим Государем, была государыня царица и государи царевичи и государыни царевны. И тешили Великого Государя немцы ж, да люди боярина ж Артамона Сергеевича Матвеева, как Артаксеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и по Мардохеину наученью; и в арганы играли и на фиолах и в страменты, и танцовали». В том же году, ноября 4-го, в селе Преображенском «была у Великого Государя потеха, а тешили его, Великого Государя, иноземцы немцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, на арганах, и на фиолах и на страментах, и танцовали, и всякими потехами разными». В 1675 году, февраля 11-го, в четверг на маслянице, «была у Великого Государя комедия в 5-м часу ночи (т. е. по нашему в 10-м часу вечера); а тешили его, Великого Государя, иноземцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, всякими разными играми. А отошла комедия у Великого Государя до света за три часа (по нашему в 4-м часу утра). М. Д. Хмыров : «Царь Алексей Михайлович». Древ. и Нов. Россия: 1875 г. 309 стр. Срав. Забелин: «Некоторые придворные обряды и обычаи Москов. царей»: Москов. вед. 1847 г. 106–107 стр. Ка бы ни объясняли этот резкий поступок Никона, его никаким образом не следует отделять от сейчас представленной нами затруднительной борьбы этого патриарха, в которой так наглядно выразился непримиримый антагонизм выступивших тогда на сцену общих культурных начал. Можно думать, что обнаружившееся неблаговоление к нему государя, называвшего его прежде своим «собинным» другом и бывшего за одно с ним, только переполнило чашу его тяжких нравственных страданий, которых не мог не испытывать этот гордый человек, взволновавший своими мероприятиями и церковь , и общество и относивший все это преимущественно к самому себе. Стоит лишь вообразить нам его тяжелую и беспокойную деятельность, исполненную беспристрастной тревоги и волнения, чтобы допустить естественную последовательность в нем такого порыва, когда главнейшая опора его, сам тишайший государь видимым образом стал от него отворачиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

У человека вдруг появляются дополнительные силы, которые дают возможность преодолеть какие-то свои недостатки, потому что мы же не барон Мюнхгаузен, сами себя за уши из греха вытащить не можем. Например, у человека есть пристрастие к табаку, алкоголю или разлад в семье, он понимает проблему, но должна быть еще какая-то побудительная энергия, немного помогающая, которая может дать ему силы в его движении вперед и наверх, силы для избавления от греховной привычки. Святыни как раз и могут послужить таким побудительным моментом к нашему движению вперед и наверх. - 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Москве начинаются юбилейные торжества по случаю 1000-летия присутствия русских монахов на Афоне. Ваш доклад, который заявлен на международную конференцию, называется " Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси " . Если кратко, в чем вы видите это преемство? — Самое главное преемство — есть такое выражение у одного из наших святых: " Когда Бог на первом месте, тогда все остальное — на своем " . Вот на Афоне Бог — на первом месте. Святитель Василий Великий однажды сказал: " Давайте сразу делать то, что за нами пойдет в вечность " . Я много раз был на Афоне, и у меня сложилось впечатление, что для афонских монахов Бог на первом месте и все остальное — на своем. Этому надо учиться нашему русскому монашеству. На Святой Горе существует такая традиция: богослужение в 20 монастырях Афона в среднем начинается в три, а в некоторых — в четыре часа утра, то есть когда для мирских людей это время самого сладкого сна. Именно ревность и духовная высота афонских иноков, эта традиция подвига, аскезы для русского монашества сейчас, в данный момент, является ориентиром и примером, становится близкой и подражательной. Потому что там традиция этого служения никогда не прекращалась, начиная с самого основания монашества на святой Афонской горе. Наша же монашеская традиция была прервана известными революционными событиями и последующей жизни при коммунизме.

http://pravoslavie.ru/97234.html

«Что касается времен для торжественного совершения молитв, – пишет св. Киприан, епископ карфагенский († 258), – то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» 5 . Собственно храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день – утром и вечером, или иначе – с часу (от восхода солнца) до трех и с девяти до двенадцати (до захода солнца), а по нашему счету – с шести до девяти часов утра и с трех часов пополудни до шести часов вечера 6 . Но частная домашняя молитва должна была совершаться еще и в полдень (по Талмуду – «тефилла минхи»), следовательно, три раза в день 7 , соответственно троекратному каждению в скинии 8 . Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи крат в сутки ( Пс. 118:164 ); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога ( Пс. 118:62 ), молитвой «предварял» он «рассвет» ( Пс. 118:147 ) и «утреннюю» стражу ( Пс. 118:148 ). Седмеричному числу молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы, указываемые в Талмуде, – утренняя и вечерняя, три тефиллы – утренняя (до полудня), тефилла мнихи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец, два жертвоприношения в храме. Кроме того, Талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи 9 . 2. Апостольские часы: третий, шестой и девятый Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30); а «около шестого часа»полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение ( Деян. 10:9 ). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно ( Лук. 18:1 ; 1Солун. 5:17 ; Ефес. 6:18 ). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

— Скажите, правда ли, что сами священники называют Церковь «системой»? — Да где вы такое видели?! — Священники в публикациях так выражаются… — Не может быть… В нашей Ровенской епархии я знаю практически всех. И меня все знают. Наш район — очень большой. И того, о чем вы говорите, я не слышал и не видел никогда. Даже если какой-то цинизм и проскочит из уст священника, мы, его собратья, тут же сами это пресекаем. Не знаю, мне Господь посылает таких людей, посмотрев на которых, самому хочется тянуться к лучшему, быть хоть в чем-то на них похожим. — Вы не только на своем приходе служите, но и возглавляете епархиальный отдел по работе с молодежью, общаетесь с широким кругом духовенства. Скажите, насколько бесправны священники перед епархиальным руководством? — В Церкви есть своя иерархия. На Небе есть своя иерархия. Всюду, даже в преисподней, есть своя иерархия. Священник перед епископом должен благоговеть, какой бы тот грешный ни был, а мирянин перед священником должен благоговеть — какой бы тот грешный ни был. На епископе — апостольский сан, на священнике — священный. Архиерей сам ответит перед Господом, как и священник. А миряне ответят за то, как относились к своим пастырям, насколько были у них в послушании. На венчании. Фото: molodost.in.ua «И я сказал: «Дорогой староста, теперь ключи от храма отдайте мне»» — Какие проблемы реально стоят перед священником в селе? За что лично у вас сердце болит? — Знаете, когда у меня сердце болит? Когда я служу всенощную, выхожу из алтаря на каждение, а в храме, кроме хористов, ещё две прихожанки стоят. И больше никого. Вот тогда моё сердце кровью обливается. Господь за нас пострадал, за людей на Кресте умер, а где люди? Почему не ходят? Времени нет воздать Богу славу? — Сколько у вас служба длится? — Три часа. — Может, если бы не такие длинные богослужения, то и люди бы ходили? — Давайте посмотрим. В субботу с утра я служу Литургию и панихиду. Очень многие приходят на эти службы, чтобы помолиться об усопших родственниках. Я стараюсь всех настраивать, чтобы не только батюшка за их близких молился, но и сами люди приходили и поминали. Особенно 40 дней после смерти родного человека. Ведь в этом проявляется наша любовь: мы должны приложить все усилия, чтобы помочь нашим умершим пройти мытарства и прийти к нашему Господу. Любовь — это когда на могилках постоянно цветы цветут. Господь жив, и души усопших живы. Если могилка всегда прибранная, красивая — вот в этом наша любовь.

http://pravmir.ru/dorogoy-starosta-a-tep...

15. В великой Антиохии был юный серебряник по имени Андроник, который взял себе в жены дочь тоже серебряника Иоанна, имя которой Афанасия, что значит бессмертная, ибо поистине она была бессмертна по делам и разуму. Андроник и Афанасия были весьма богаты, но благочестивы и исполнены благих дел. Житие их было таково: доход от среброделия и имущества своего они делили на три части: одну – для бедных, другую – для монахов, а третью – на свое содержание и торговлю; и весь город любил Андроника ради кротости его. Познал он жену свою, и она родила ему сына, которого он назвал Иоанном. Еще зачала и родила Афанасия дочь, и он назвал ее Мариею; и боле положил Андроник не приближаться к жене своей, все же попечение его было вместе с другими христолюбивыми мужами и женами о больных и бедных. В воскресенье же, понедельник, среду и пятницу с вечера до утра пребывали Андроник и Афанасия в церкви. По прошествии двенадцати лет, однажды приходит Афанасия домой после утрени из церкви, идет посмотреть детей своих и находит их стонущими. Встревожившись, берет Афанасия детей, кладет на постель и прижимает к груди своей, а когда пришел Андроник и позвал ее, полагая, что она еще спит, Афанасия сказала ему: не гневайся, господин мой, дети наши больны. Обнаружив у детей горячку и воздохнув, сказал: воля Господня да будет! Потом пошел за город помолиться святому мученику Иулиану, где были погребены родители его, пробыв там до шестого часа дня (двенадцати – по нашему). Когда же возвратился Андроник, то услышал плач и вопли в доме своем и увидел, что едва ли не весь город собрался у него, ибо умерли дети его. Посмотрев на них, лежавших вместе, вошел он в молельню свою и, повергшись пред Спасителем, произнес: наг изыдох от чрева матере моее, наг и отиду тамо: Господь даде, Господь опят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено во веки ( Иов. 1:21 ). Жена же его от великой скорби желала умереть, говоря: пусть умру и я с чадами моими. К выносу детей собрался весь город, пришел сам патриарх с клиром своим, и положили детей у святого Иулиана вместе с предками их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

26 Рус. Арх. 1873 г., стр. 1772. Вот, напр., некоторые места из этой оригинальной челобитной. Иноки-крылошане, жалуясь на то, что архимандрит заставляет их по рану ходить в церковь и томит их там, пишут «а мы, богомольцы твои, круг ведра без порток, в одних свитках в кельях сидим, не поспеть нам ночью в девять ковшей келейного правила исправить и взвар с пивом в ведра испорознить, чтобы сверху до дна сдуть пенку, – и мы все это покидаем, да вон из келей выбегаем». В другом месте: «а если бы нам, богомольцам твоим, власти не мешали, и мы бы не пожалели, и колокола бы отвязали, да в Кашин сослали и на вино бы променяли: и так они много нам зла учинили, всех нас переглушили». И еще: «.... по нашему уставу с утра бы рано до дни часа за три в честнаковник звонить, а за блюдом над старым остатки часы говорить, а «блаженны» в ведрах над вчерашним пивом поем на шесть ковшей, «слава и ныне» говорим, а к свету на печь и спать ляжем». (Рус. Арх. 1873, 9, стр. 1777–1779). 27 Сапожников. Самосожжение в рус. расколе, стр. 20. Троицкий монастырь в 1764 году упразднен и обращён в приходскую кладбищенскую церковь . Строитель Рафаил в «Историко-статистич. описании города Торжка», иеромонахом Илиедором не упоминается. У Строева (Сп. иерархов, стр. 473) Рафаил Глазов упом. под 1680 – 1683 г. 33 Опис. док. и дела Св. Синода, т. I, стр. 80. К этому же приблизительно времени относится появление в селе Вышневолоцкого Яму расколо-учителя Калинника, который за раскол свой посажен в тюрьму новгородскую, где и умер. В «Винограде российском» он причислен к страдальцам. (Опис. соч. в пользу раскола, ч. I, стр. 152). 34 Опис. док. о д. Св. Синода, т. I, стр. 397–8. Последующая судьба этого старца такова. Когда он пойманный был в Приказе церковн. дел увещаем, то долго упорствовал в расколе, но наконец решился отречься от него. Св. Синод распорядился с ним таким образом (30 октября 1721 г.): «быть ему, старцу Урвану, до указа лучшего ради исправления и всегдашнего в несумнительном св. церкви покорении содержания в Троицком Александро-Невском монастыре и смотреть над ним, старцем, прилежно, чтобы он показанную присягу держал».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010