Под виноградником следует понимать Царство Небесное, а под хозяином виноградника – Бога. Ориген под виноградником понимал Церковь Божию, а рынок и места вне виноградника ( τ ξω το μπελνος) есть то, что вне церкви ( τ ξω τς κκλησας). Златоуст понимал под виноградником «повеления и заповеди Божии». Мф.20:2 . и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; На наши деньги динарий равнялся 20–25 копеек (соответствует стоимости 4–5 г серебра. – Прим. ред.). Мф.20:3 . выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, Мф.20:4 . и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. В Евангелиях Матфея, Марка и Луки принят еврейский счет времени. О разделении дня и ночи на часы в допленных ветхозаветных писаниях нет никакого следа. Существовали только главные деления дня, отличавшиеся примитивным характером – вечер, утро, полдень (ср. Пс.54:18 ). Другими обозначениями времени дня были «зной дневной» ( Быт.18:1 ), σταθερν μαρ ( Притч.4:18 – «полный день»), «прохлада дня» ( Быт.3:8 ). Времена ночи различались иногда (кроме деления на стражи) выражениями ψ (вечер), μεσονκτιον (полночь), λεκτροφωνα (пение петухов) и πρω (рассвет). В Вавилонском Талмуде (Авода Зара, лист 3, 6 и сл.) встречается распределение дня на четыре части по три часа, служившее для распределения времени молитвы (в третий, шестой и девятый час дня; на это же встречается указание у Мф.20:3 ). Разделение на часы было заимствовано как иудеями, так и греками (Геродот, «История», II, 109) из Вавилонии. Арамейское слово час «шаа» в Ветхом Завете встречается только у пророка Даниила ( Дан.3:6 и сл.). В Новом Завете счет по часам является уже обычным. Двенадцать дневных часов отсчитывались от восхождения солнца до заката, и поэтому 6-й соответствует полудню, а в 11-м часу день кончался (стих 6). Смотря по времени года, часы различались по продолжительности от 59 до 70 минут. Таким образом, третий час равняется нашему девятому утра. |
Порфирия. (См. Церковный устав (типик) проф. М. Д. Ак. И. Мансветова , стр. 25–32). В. Что значат тропари и ирмосы канона? Что значит самый канон? Иоанн Зонара в своих объяснениях на воскресные каноны святого Дамаскина на предложенные вопросы отвечал так: «канон получил свое название от того, что заключает известное и определенное число песней, т.е. девять. Песнию (ωδη) называется здесь не тο, что поется на инструментах, но что живым и стройным голосом выражается перед Богом. Это есть пение Богу хвалебное и благодарное. Девять песней в каноне потому, что они служат изображением небесной иерархии и ее песней. Иначе – девять песней заключают в себе образ Святой. Троицы, в честь коей они издавна назначены отцами. Ибо трижды три составляют девять – число песней, которое потому заключает трикратную троичность. Что ж такое ирмос? Ирмос получил свое название от того, что сообщает порядок тропарям и тон пению их. Ибо тропари размеряются по напеву ирмосов, принимают ту самую гармонию, какую имеют ирмосы. Иначе, ирмос дает тон и мелодию тропарям, или образует тропари на свой собственный образец». В типике Иерусалимском яснее: «ирмос есть первый стих в песни, с которым сообразуются следующие в числе стоп и строк, дабы таким образом можно было петь их стройно». Что такое тропарь? «Тропари, продолжает Зонора, получили название свое от того, что составляются или вращаются (τρεπουται) по мере ирмосов, направляясь по ним в изменении голоса; или от того, что певцы соображаются в пении их с ритмом и тоном ирмосов. Ибо если голос певцов не будет соразмеряться с ними, то не выйдет согласия ни в пении, ни в мелодии, а только слышен будет бессвязный грубый крик» 53 . (См. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви, Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского). 3. Беседа о богослужении первого часа Первый час, соответствующий нашему седьмому утра, ознаменован переводом судимого и мучимого Спасителя от Каиафы к Пилату в самом начале дня. В трех псалмах первого часа (5, 89 и 100) слышим древнейшие молитвы утренние. |
293 Soden H. von. Das lateinischc Neue Testament in Afrika zur Zeit Cyprians/Texte und Untersuchungen. T. 33. Leipzig, 1909. S.I 1–105. 294 Всем ученым Ориген раз и навсегда дал образец неутомимой научной деятельности, к тому же при подвижническом образе жизни. По сколько часов в сутки он работал, как трудился и как спасался, могут дать понятие его следующие собственные слова: «Я не могу ужинать из-за занятия сличением рукописей, не могу дать покоя моему телу после ужина: и в это время я должен делать филологические изыскания, исправлять рукописи. И ночью не приходится мне поспать, большую часть ее поглощает филология. Не говорю уже о том, что работаю с раннего утра до девятого и даже десятого часа [по нашему счету, три часа пополудни]. Это время всякий, кто только имеет любовь, посвящает изучению Слова Божия и чтению». Цит. по: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение.... С. 181; стиль перевода исправлен. Блаж. Иероним в «Письме к Марцелле» говорит, что «в присутствии Оригена и никто другой не принимался за пищу без чтения, никогда не ложился спать, пока один из братии не прочитывал нечто от священных Писаний. И так поступал он днем и ночью, так что чтение сменяло молитву, а молитва – чтение. Делаем ли мы, желудочные животные, когда-нибудь что-нибудь подобное?» и проч., что по краткости места я не могу приводить (Блаж. Иероним. Творения. Т. 1. Киев, 1879. С. 218). 295 О деятельности Оригена по критике новозаветного текста (вопрос спорный) рассуждали Гуго, Грисбах, Эйхгорн, Тишендорф, Мартен, Лагранж и др. Но особенно велики его заслуги по исследованию ветхозаветного текста. Он составил тетраплы, т. е. представил критическую сводку четырех греческих переводов Акилы, Симмаха, LXX и Феодотиона (см. дальше), и экзаплы – это те же переводы плюс два перевода, неизвестные по происхождению. Различные переводы, объясняя друг друга, помогали, как нельзя лучше, усваивать мысль подлинника. Этот Оригенов текст Библии вошел в свое время в употребление почти во всех Церквах (греческих, латинских, сирских, египетских) (Блж. Иероним. Предисловие к книге пророка Даниила). |
Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время. Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года. Повечерие малое совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. Великое повечерие, совершаемое во дни Великого поста (не на бдении), начинается, по Уставу, «о часе 9-м» (Типикон, последование понедельника 1-й седмицы Великого поста), то есть по-нашему примерно в 15 часов. В то же время великое повечерие на бдении в праздники Рождества Христова и Богоявления начинается, по Уставу, после полуночи, в 4 часа утра («о часе 10-м нощи» – см. Типикон, 25 декабря 46 ), а великое повечерие на Благовещение начинается в 19 часов («при часе 1-м нощи» – см. Типикон, 25 марта). Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна (в монастырях). Исключение составляет пасхальная полунощница, которая совершается до полуночи, начинается примерно в 23 часа по местному времени. Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь (это самая ранняя утреня в году). Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее: 1-й час ≈ 7 часов утра; 3-й час ≈ 9 часов утра; 6-й час ≈ 12 часов дня; 9-й час ≈ 15 часов дня. |
А с ним Великим Государем, была государыня царица и государи царевичи и государыни царевны. И тешили Великого Государя немцы ж, да люди боярина ж Артамона Сергеевича Матвеева, как Артаксеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и по Мардохеину наученью; и в арганы играли и на фиолах и в страменты, и танцовали». В том же году, ноября 4-го, в селе Преображенском «была у Великого Государя потеха, а тешили его, Великого Государя, иноземцы немцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, на арганах, и на фиолах и на страментах, и танцовали, и всякими потехами разными». В 1675 году, февраля 11-го, в четверг на маслянице, «была у Великого Государя комедия в 5-м часу ночи (т. е. по нашему в 10-м часу вечера); а тешили его, Великого Государя, иноземцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, всякими разными играми. А отошла комедия у Великого Государя до света за три часа (по нашему в 4-м часу утра). М. Д. Хмыров : «Царь Алексей Михайлович». Древ. и Нов. Россия: 1875 г. 309 стр. Срав. Забелин: «Некоторые придворные обряды и обычаи Москов. царей»: Москов. вед. 1847 г. 106–107 стр. Ка бы ни объясняли этот резкий поступок Никона, его никаким образом не следует отделять от сейчас представленной нами затруднительной борьбы этого патриарха, в которой так наглядно выразился непримиримый антагонизм выступивших тогда на сцену общих культурных начал. Можно думать, что обнаружившееся неблаговоление к нему государя, называвшего его прежде своим «собинным» другом и бывшего за одно с ним, только переполнило чашу его тяжких нравственных страданий, которых не мог не испытывать этот гордый человек, взволновавший своими мероприятиями и церковь , и общество и относивший все это преимущественно к самому себе. Стоит лишь вообразить нам его тяжелую и беспокойную деятельность, исполненную беспристрастной тревоги и волнения, чтобы допустить естественную последовательность в нем такого порыва, когда главнейшая опора его, сам тишайший государь видимым образом стал от него отворачиваться. |
У человека вдруг появляются дополнительные силы, которые дают возможность преодолеть какие-то свои недостатки, потому что мы же не барон Мюнхгаузен, сами себя за уши из греха вытащить не можем. Например, у человека есть пристрастие к табаку, алкоголю или разлад в семье, он понимает проблему, но должна быть еще какая-то побудительная энергия, немного помогающая, которая может дать ему силы в его движении вперед и наверх, силы для избавления от греховной привычки. Святыни как раз и могут послужить таким побудительным моментом к нашему движению вперед и наверх. - 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Москве начинаются юбилейные торжества по случаю 1000-летия присутствия русских монахов на Афоне. Ваш доклад, который заявлен на международную конференцию, называется " Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси " . Если кратко, в чем вы видите это преемство? — Самое главное преемство — есть такое выражение у одного из наших святых: " Когда Бог на первом месте, тогда все остальное — на своем " . Вот на Афоне Бог — на первом месте. Святитель Василий Великий однажды сказал: " Давайте сразу делать то, что за нами пойдет в вечность " . Я много раз был на Афоне, и у меня сложилось впечатление, что для афонских монахов Бог на первом месте и все остальное — на своем. Этому надо учиться нашему русскому монашеству. На Святой Горе существует такая традиция: богослужение в 20 монастырях Афона в среднем начинается в три, а в некоторых — в четыре часа утра, то есть когда для мирских людей это время самого сладкого сна. Именно ревность и духовная высота афонских иноков, эта традиция подвига, аскезы для русского монашества сейчас, в данный момент, является ориентиром и примером, становится близкой и подражательной. Потому что там традиция этого служения никогда не прекращалась, начиная с самого основания монашества на святой Афонской горе. Наша же монашеская традиция была прервана известными революционными событиями и последующей жизни при коммунизме. |
«Что касается времен для торжественного совершения молитв, – пишет св. Киприан, епископ карфагенский († 258), – то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» 5 . Собственно храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день – утром и вечером, или иначе – с часу (от восхода солнца) до трех и с девяти до двенадцати (до захода солнца), а по нашему счету – с шести до девяти часов утра и с трех часов пополудни до шести часов вечера 6 . Но частная домашняя молитва должна была совершаться еще и в полдень (по Талмуду – «тефилла минхи»), следовательно, три раза в день 7 , соответственно троекратному каждению в скинии 8 . Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи крат в сутки ( Пс. 118:164 ); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога ( Пс. 118:62 ), молитвой «предварял» он «рассвет» ( Пс. 118:147 ) и «утреннюю» стражу ( Пс. 118:148 ). Седмеричному числу молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы, указываемые в Талмуде, – утренняя и вечерняя, три тефиллы – утренняя (до полудня), тефилла мнихи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец, два жертвоприношения в храме. Кроме того, Талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи 9 . 2. Апостольские часы: третий, шестой и девятый Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30); а «около шестого часа» (в полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение ( Деян. 10:9 ). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно ( Лук. 18:1 ; 1Солун. 5:17 ; Ефес. 6:18 ). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение» 10 . |
— Скажите, правда ли, что сами священники называют Церковь «системой»? — Да где вы такое видели?! — Священники в публикациях так выражаются… — Не может быть… В нашей Ровенской епархии я знаю практически всех. И меня все знают. Наш район — очень большой. И того, о чем вы говорите, я не слышал и не видел никогда. Даже если какой-то цинизм и проскочит из уст священника, мы, его собратья, тут же сами это пресекаем. Не знаю, мне Господь посылает таких людей, посмотрев на которых, самому хочется тянуться к лучшему, быть хоть в чем-то на них похожим. — Вы не только на своем приходе служите, но и возглавляете епархиальный отдел по работе с молодежью, общаетесь с широким кругом духовенства. Скажите, насколько бесправны священники перед епархиальным руководством? — В Церкви есть своя иерархия. На Небе есть своя иерархия. Всюду, даже в преисподней, есть своя иерархия. Священник перед епископом должен благоговеть, какой бы тот грешный ни был, а мирянин перед священником должен благоговеть — какой бы тот грешный ни был. На епископе — апостольский сан, на священнике — священный. Архиерей сам ответит перед Господом, как и священник. А миряне ответят за то, как относились к своим пастырям, насколько были у них в послушании. На венчании. Фото: molodost.in.ua «И я сказал: «Дорогой староста, теперь ключи от храма отдайте мне»» — Какие проблемы реально стоят перед священником в селе? За что лично у вас сердце болит? — Знаете, когда у меня сердце болит? Когда я служу всенощную, выхожу из алтаря на каждение, а в храме, кроме хористов, ещё две прихожанки стоят. И больше никого. Вот тогда моё сердце кровью обливается. Господь за нас пострадал, за людей на Кресте умер, а где люди? Почему не ходят? Времени нет воздать Богу славу? — Сколько у вас служба длится? — Три часа. — Может, если бы не такие длинные богослужения, то и люди бы ходили? — Давайте посмотрим. В субботу с утра я служу Литургию и панихиду. Очень многие приходят на эти службы, чтобы помолиться об усопших родственниках. Я стараюсь всех настраивать, чтобы не только батюшка за их близких молился, но и сами люди приходили и поминали. Особенно 40 дней после смерти родного человека. Ведь в этом проявляется наша любовь: мы должны приложить все усилия, чтобы помочь нашим умершим пройти мытарства и прийти к нашему Господу. Любовь — это когда на могилках постоянно цветы цветут. Господь жив, и души усопших живы. Если могилка всегда прибранная, красивая — вот в этом наша любовь. |
15. В великой Антиохии был юный серебряник по имени Андроник, который взял себе в жены дочь тоже серебряника Иоанна, имя которой Афанасия, что значит бессмертная, ибо поистине она была бессмертна по делам и разуму. Андроник и Афанасия были весьма богаты, но благочестивы и исполнены благих дел. Житие их было таково: доход от среброделия и имущества своего они делили на три части: одну – для бедных, другую – для монахов, а третью – на свое содержание и торговлю; и весь город любил Андроника ради кротости его. Познал он жену свою, и она родила ему сына, которого он назвал Иоанном. Еще зачала и родила Афанасия дочь, и он назвал ее Мариею; и боле положил Андроник не приближаться к жене своей, все же попечение его было вместе с другими христолюбивыми мужами и женами о больных и бедных. В воскресенье же, понедельник, среду и пятницу с вечера до утра пребывали Андроник и Афанасия в церкви. По прошествии двенадцати лет, однажды приходит Афанасия домой после утрени из церкви, идет посмотреть детей своих и находит их стонущими. Встревожившись, берет Афанасия детей, кладет на постель и прижимает к груди своей, а когда пришел Андроник и позвал ее, полагая, что она еще спит, Афанасия сказала ему: не гневайся, господин мой, дети наши больны. Обнаружив у детей горячку и воздохнув, сказал: воля Господня да будет! Потом пошел за город помолиться святому мученику Иулиану, где были погребены родители его, пробыв там до шестого часа дня (двенадцати – по нашему). Когда же возвратился Андроник, то услышал плач и вопли в доме своем и увидел, что едва ли не весь город собрался у него, ибо умерли дети его. Посмотрев на них, лежавших вместе, вошел он в молельню свою и, повергшись пред Спасителем, произнес: наг изыдох от чрева матере моее, наг и отиду тамо: Господь даде, Господь опят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено во веки ( Иов. 1:21 ). Жена же его от великой скорби желала умереть, говоря: пусть умру и я с чадами моими. К выносу детей собрался весь город, пришел сам патриарх с клиром своим, и положили детей у святого Иулиана вместе с предками их. |
26 Рус. Арх. 1873 г., стр. 1772. Вот, напр., некоторые места из этой оригинальной челобитной. Иноки-крылошане, жалуясь на то, что архимандрит заставляет их по рану ходить в церковь и томит их там, пишут «а мы, богомольцы твои, круг ведра без порток, в одних свитках в кельях сидим, не поспеть нам ночью в девять ковшей келейного правила исправить и взвар с пивом в ведра испорознить, чтобы сверху до дна сдуть пенку, – и мы все это покидаем, да вон из келей выбегаем». В другом месте: «а если бы нам, богомольцам твоим, власти не мешали, и мы бы не пожалели, и колокола бы отвязали, да в Кашин сослали и на вино бы променяли: и так они много нам зла учинили, всех нас переглушили». И еще: «.... по нашему уставу с утра бы рано до дни часа за три в честнаковник звонить, а за блюдом над старым остатки часы говорить, а «блаженны» в ведрах над вчерашним пивом поем на шесть ковшей, «слава и ныне» говорим, а к свету на печь и спать ляжем». (Рус. Арх. 1873, 9, стр. 1777–1779). 27 Сапожников. Самосожжение в рус. расколе, стр. 20. Троицкий монастырь в 1764 году упразднен и обращён в приходскую кладбищенскую церковь . Строитель Рафаил в «Историко-статистич. описании города Торжка», иеромонахом Илиедором не упоминается. У Строева (Сп. иерархов, стр. 473) Рафаил Глазов упом. под 1680 – 1683 г. 33 Опис. док. и дела Св. Синода, т. I, стр. 80. К этому же приблизительно времени относится появление в селе Вышневолоцкого Яму расколо-учителя Калинника, который за раскол свой посажен в тюрьму новгородскую, где и умер. В «Винограде российском» он причислен к страдальцам. (Опис. соч. в пользу раскола, ч. I, стр. 152). 34 Опис. док. о д. Св. Синода, т. I, стр. 397–8. Последующая судьба этого старца такова. Когда он пойманный был в Приказе церковн. дел увещаем, то долго упорствовал в расколе, но наконец решился отречься от него. Св. Синод распорядился с ним таким образом (30 октября 1721 г.): «быть ему, старцу Урвану, до указа лучшего ради исправления и всегдашнего в несумнительном св. церкви покорении содержания в Троицком Александро-Невском монастыре и смотреть над ним, старцем, прилежно, чтобы он показанную присягу держал». |
| |