прот. Даниил Смолодович Часть вторая. О различных видах церковного Богослужения § 73. Разделение служб церковных Священнослужения, или службы церковные, по различию времен и обстоятельств при которых совершаются, бывают различны. Вообще, можно разделить их на два главные вида: А) на службы постоянные, обыкновенно совершаемые Церковью или ежедневно, или повременно, в известное время года. Таковы суть: службы повседневные, седмичные и годовые; и Б) на службы особенные, совершаемые Церковью по особенному случаю и потребностям христиан. Таковые службы, большею частью, изложены в Требнике. Сюда относится совершение всех таинств, – исключая святейшее Таинство Евхаристии, которое совершается на Божественной Литургии, – последование погребения усопших, водоосвящения великого и малого, освящения домов и прочих вещей. Отделение первое А) О службах церковных, постоянно совершающихся в храме 1) О Богослужении повседневном § 74. Время совершения служб церковных вседневных Постоянно ежедневно совершаемые службы церковные, совершаются Церковью в три времени дня: при окончании дня отправляется – девятый час, вечерня и повечерие; от полуночи до утра совершаются – полунощница, утреня и первый час. В третий час, то есть, по нашему счислению, в девятый 158 , начинается совершение Божественной Литургии последованием третьего и шестого часа. Такое соединение девяти служб церковных в три третици, сделано Церковью как по тому, что человек, живущий в обществе и обремененный различными занятиями, не всегда может присутствовать при общественном Богослужении; так и потому, что утро, вечер и полдень суть самые приличные времена для воспоминания благодеяний Божиих и для возношения благодарения Богу за оные. Так, св. царь Давид трижды в день молился: вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой 159 . И св. пророк Даниил, когда был в плену Вавилонском, трижды в день, с преклонением колен, воссылал молитвы Господу пред окном, отверстым к Иерусалиму 160 . Ежедневные службы церковные начинаются с вечера вечернею, а оканчиваются Божественной Литургией, потому что всякая ночь относится к последующему, а не к предыдущему дню. При сотворении мира, а с ним и времени, вечер предшествовал дню 161 . Так Ветхозаветная Церковь располагала свое Богослужение; следуя сему указанию, и Новозаветная Церковь так отправляет свое Богослужение. § 75. Общее начало всех церковных служб

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да, правильно! подхватил я, и еще более уяснил свое учение, говоря: «ежели вы, ежегодно исповедуясь у духовника своего, только перечисляете грехи свои, пожалуй с сокрушением сердечным, пожалуй со слезами, и потом живете по-прежнему, без исправления, без усовершения себя, без внутреннего соединения со Христом, то вы Спасителя своего делаете только свидетелем ваших грехов и носителем их. Но разве Он только свидетель и носитель наших беззаконий? Нет , Он есть еще идеал, или образец той святости, которой достигать мы должны по возможности. Он кроток, смирен, милосерд, праведен, незлобив; Он прощал врагов Своих, не имел льсти в устах Своих, был чист, долготерпелив, деятелен с утра до вечера, покорен воле Отца небесного, молился, страдал безропотно; таковы должны быть и мы. Сего Христа, сего Спасителя, нам надобно вселить в себя. Бог же, видя в нас Христа Своего, Которому мы подражаем, ради Его, ради сего идеала, ради сего образца, прощает нам грехи наши. Выслушав это, Елена Павловна сказала мне: сознаю, что все, что вы сказали мне, верно, истинно и душеспасительно. 19, Пасха. Слышно, что в Москву недавно приехали американцы, желающие принять вероисповедание православной церкви, и переговаривают об этом с тамошним митрополитом Филаретом. Но едва ли состоится это дело. Гости желают вместе с нами покланяться Богу духом и истиной и иметь единого ходатая о нас – Христа Иисуса; а мы отсылаем их еще к Радонежскому чудотворцу и припрашиваем покланяться ему и ставить свечки у серебряной раки его. 20, Светлый Понедельник. В три часа пополудни я виделся с министром Валуевым в тереме фрейлины Эйлер и высказал ему, что и что надобно сделать для воссоединения раскольников с нами. Записываю это словоговорение свое. Раскол есть оппозиция нашему правительству, вмешивающемуся в дела церкви, нарушающему вселенский устав ее и стесняющему свободу ее. Церковь есть царство не от мира сего, царство Божие, царство истины и добра. Она основана Богочеловеком Христом и его апостолами, а не царями и не министрами их. Она имеет свою конституцию, по-русски сказать, свой устав; и ее свобода есть дар Господа, освободившего всех человеков. Цари, министры, вельможи, простолюдины могут быть членами ее; но они не властны ни отменять, ни изменять ее догматы , обряды, законы или правила. Посягните на отмену или на изменение их, вы произведете раскол. А соблюдете их в целости, в точности, вы не увидите раскольников; они примкнут к целой и неповрежденной церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Помню, первый раз приехал в Джорданвилль со своего юга. Была суббота перед каким-то большим праздником. Я читал много о церковной жизни в России и думал, что, может, исчезла эта церковная жизнь – какая в книгах описана. И был потрясён. На всенощной стоял владыка посреди храма, кадили три-четыре диакона, и пение такое чудесное! И я сразу увидел – это русская жизнь, она никуда не делась. – У вас в Олбани приход англоязычный? – Нет, служим на церковнославянском, хотя среди прихожан есть американцы, принявшие православие. Основу прихода составляют потомки тех, кто во время войны находился в концлагере Фишбек, был такой в Гамбурге. Не пожелав интернироваться в СССР, они переехали в Америку. Таких бывших узников концлагерей много приехало и в Джорданвилль. Но основа там, конечно, почаевские монахи, приехавшие также из послевоенной Германии. От них нашему храму передался почаевский распев, очень красивый. – Джорданвилль, наверное, не просто монастырь, а центр притяжения для русских эмигрантов? – Туда многие ездят. Например, я застал младшую дочь Великого князя Константина Романова. Она часто посещала семинарию, где я тогда учился, и даже вручала нам аттестат об окончании – по давно заведённой традиции. Это была очень скромная, простая и царственная леди. Монархисты считали её легитимной наследницей Российского престола, но Великая княгиня просила называть её просто, без титулов – Вера Константиновна. – Ваши наставники в Джорданвилле какие принципы вам дали? – последовал ещё вопрос. – Терпение. Помню, обращался я к митрополиту Лавру с самыми разными своими вопросами: «Ну, владыка, что вы думаете о…» И у него был единственный ответ: «Посмотрим». – Расскажите про владыку Лавра. – Он был самый простой человек. И очень умный, конечно, читал много. Интересно, что читал в том числе и газету «Нью-Йорк Таймс». Редко говорил по-английски, но язык хорошо знал. Жил в простом доме, вот в таком, как здесь, деревенском. Тут даже побогаче. А у него была малюсенькая кухня, спальня, уборная – и всё. Помню, когда владыка умер и на отпевание из России приехал митрополит Ювеналий, то он с удивлением осматривал его дом. Сказал: «Ну вот, владыка жил, как преподобный Серафим. А мы живём в палатах. Он настоящий монах». И это верно. Молился много. В 4 часа утра он на полунощнице, затем на литургии. И каждый вечер был на повечерии. Всегда. Если владыки в храме нет, мы понимали: он или заболел, или в отъезде.

http://pravoslavie.ru/92183.html

     Одна беседка прямо за воротами чего стóит! Над ней возвышаются неприступные стены обители, а если, облокотившись на перила, посмотреть вниз, будет видна небольшая пристань с рыбацкой лодкой. Дальше — огромное морское пространство без видимых границ с небом, которое после захода солнца становится единым с водной стихией до самого раннего утра. К этому невозможно привыкнуть, и эти виды не могут надоесть, потому что сравнимы с вечностью, всегда ощутимой, но никогда неповторимой. Многие паломники, кроме вечерних прогулок, идут на исповедь к отцу Григорию или отцу Гавриилу (о них расскажу позже), другие выбираются на берег моря, спускаясь по мощёным улицам, собранным из камней разных веков. Я долго и с особой надеждой смотрел из беседки на рыбацкую лодку, на которой обычно выходят в море братия монастыря, но сегодня ловить рыбу не позвали, пообещав не забыть обо мне в следующий раз.      С этой надеждой и благодарением Бога за всё я окунулся в тихую афонскую ночь. В келье долго не мог уснуть, и только воспоминания об истории монастыря помогли успокоиться. Сон пришел, правда, за три часа до подъёма на службу… Дохиар. Значение слова А история этой обители уходит в глубину Х века, ко времени основания монашества на Афоне. «Дохиар» переводится как «вместилище», то есть кладовая, куда складывают продовольствие. По преданию, основал монастырь монах Евфимий, друг святого Афанасия Афонского — основоположника монашества на Святой горе в Х веке. Игумен Евфимий и был тем самым «дохиаром», то есть, хранителем запасов продовольствия, а по нашему – начальником продовольственного склада и главным поваром одновременно, в честь которого, скорее всего, и был назван монастырь.      В первые годы существования монастырь носил имя святителя Николая Чудотворца и располагался ближе к материковой части, но впоследствии из-за постоянных набегов пиратов место «дислокации» перенесли и переименовали обитель в честь Архангелов. Это было уже в XI веке. В разные эпохи здесь происходили довольно страшные трагедии — от разорения монастыря пиратами и до полного упадка духовной жизни в XV и XIX веках. Но были и периоды полного восстановления и расцвета духовной жизни — со второй половины ХХ века, практически в наше время.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2361

Много позже была обнаружена рукопись о. Иоанна, в которой описываются знамения и чудеса, изливавшиеся от иконы Божией Матери. Протоиерей Успенского собора А.В. Никольский на основании этой удивительной рукописи опубликовал статью, в которой, описывая со слов о. Иоанна Машкова события осени 1812 г. в Пахрине, в частности писал: «В бытность в селе Пахрино, 6-го числа октября, в воскресение, услышавши в три часа пополуночи пушечную пальбу залпами и вместе узревши в юго-западной стороне от Пахрино обширное зарево, по признакам сим (о. Иоанн) почитал быть большому сражению. Дождавшись рассвета и доставши у пахринских жителей подзорную трубу, всходил он на пахринскую колокольню, но не мог там усмотреть бранного места сражающихся. Тогда он предложил села того священнику Петру Петрову справить молебен Божией Матери перед чудотворною Ее Казанскою иконою для испрошения свыше помощи Российскому воинству. Священник охотно на сие согласился. Но как они почитали в то время за опасность не только звонить в колокол, но и входить в церковь, ибо за набат в селе, случившийся за два дня, едва тот священник был не расстрелян неприятелем, а за Пахрою рекою против села стоял неприятельский пикет, то расположились они отправлять молебен не в церкви, а в священническом доме Петрова. Не нужно им было приглашать на молебен всех укрывавшихся там московских и пахринских жителей за невозможностью всех их поместить в покоях: некоторые из них собрались в дом священника без зову и их было довольно. При начале молебна, около десяти часов утра, пальба производилась жесточее прежней; но тем ревностней всякий стал призывать Божию Матерь на помощь нашему воинству. Как скоро они кончили молитву, в ту же самую минуту пальба прекратилась и настала тишина… Вскоре после того послан был пахринскими чиновниками конюх верхом на лошади в Подольск для осведомления о следствиях бывшего сражения; тот, возвратившись к ночи, сообщил: разбит был и прогнан Неапольский король с его корпусом при Тарутине. На другой день, поутру, Пахринской волости и конюшенного завода секретарь Тимофей Федоров Буторин принес ту икону в дом свой и там со своим семейством и гостьми через священника Петрова молебствовал перед нею, с приложением акафиста за дарованную Российскому воинству победу». К сожалению, эта чудотворная икона Казанской Божией Матери икона была утеряна во время русско-японской войны 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=54608

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени. Великая вечерня: На великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня – около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение. Начало: «Благословен Бог...». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и т.д. После мирной ектении, стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны 174 . После паремий читаются Апостол (Кор., зач. 125) – о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и Евангелие (от Мф., зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), – о страданиях и крестной смерти Господа. После Евангелия – сугубая ектения, «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеющагося светом, яко ризою...». В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое...» и «Слава, и ныне» – «Мироносицам женам...». Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице, Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб 175 . Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую Пятницу тот же, что и на великих часах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

, воспевающий Господа, являющегося на землю и приносящего нам радость. Эта песнь изображает также ангельское славословие, бывшее при рождении Спасителя. Так как рождение Спасителя было ночью, то и указанный стих поется только при Богослужении ночном, какова есть утреня. Во изображение радости и света, сопровождающих пришествие Господа на землю, теперь снова зажигаются свечи, потушенные при начале шестопсалмия. Потом поется тропарь, приличный дню, а затем читаются две или три кафизмы , положенные по уставу; между кафизмами читаются седальны , во время которых по древнему уставу отдыхали молящиеся, стоявшие во время чтения кафизмы. После кафизм читается пятидесятый, покаянный псалом, по окончании которого священник молит Господа спасти людей, возвысить рог православных христиан и ниспослать на нас свои богатые милости и призывает в ходатайство Богородицу, небесные силы, Предтечу и всех святых. После канона , с малыми ектениями по 3, 6 и 9-й песни, и с величанием в честь Богородицы, читается светилен , песнь, в которой мы, по случаю наступающего дневного света, просим Господа просветить нас светом духовным. А так как к концу утрени, начатой после полуночи, является уже дневной свет, то после нескольким псалмов, воспевающих Господа в Его тварях, возглашается: слава Тебе, показавшему нам свет , и потом читается великое славословие. Конец утрени сходен, в порядке службы, с концом вечерни, только вместо песни Симеона читается песнь: Благо есть исповедатися Господеви , где показывается, какое есть высокое благо для нас в том, чтобы исповедаться Господу, возвещать заутра милость Его и истину Его на всякую нощь. Отпуста утрени не бывает, а после возгласа ектении и краткой молитвы о царе: Утверди Боже... сряду читается 1-й час. Первый час дня или, по нашему счету, 7-й час утра есть начало дня, соответствующее времени восхода солнца в равноденствие. В последовании 1-го часа выражаются мысли и чувства христианина, начавшего новый день по милости Божией. В 1-м псалме (Глаголы моя внуши Господи…) мы выражаем готовность заутра посещать храм Божий и со страхом покланяться Господу, молим Бога научить нас правде и воздать каждому по достоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этот условленный день в четыре часа утра все кромчане стояли уже наготове. Был наскоро устроен мост через реку. Воеводы собрались у разрядного шатра. Вдруг по данному знаку с криком вырвались кромчане и бегут в обоз. В это самое время Прокопий Ляпунов с толпой преданных ему рязанцев окружает разрядный шатер, требует присяги Димитрию и приказывает вязать воевод. Раздались крики: «Боже сохрани, Боже пособи Димитрию Ивановичу!.. За реку, за реку!» Потащили связанных воевод и Басманова тоже; на мосту развязали ему руки. Толпы бежали к мосту. Тогда Басманов, стоя на мосту, показывал грамоту Димитрия, которую последний присылал в обоз во множестве списков; Басманов кричал громким голосом: «Вот грамота царя и великого князя Димитрия Ивановича! Изменник Борис хотел погубить его в детстве, но Божий промысел спас его чудесным образом. Он идет теперь получать свое законное наследие. Сам Бог ему помогает! Мы признаем его теперь за истинного Димитрия царевича, законного наследника и государя Русской земли. Кто с нами соглашается, тот пусть пристает к нам, на эту сторону, соединяется с теми, что сидят в Кромах; а кто не хочет, пусть остается на другой стороне реки и служит изменникам против своего государя». Толпы бежали за реку; на мосту стали три или четыре священника с крестами в руках. Они принимали крестное целование на имя Димитрия Ивановича. От чрезвычайной давки подломился мост; многие попадали в реку, иные перешли ее вброд, иные верхом переехали; были такие несчастливцы, что попали в глубокие места и утонули. Между тем раздавался несмолкаемый крик: «Многая лета царю нашему Димитрию Ивановичу! рады служить и прямить ему!» Назади, между тем, по другой стороне речки, нашлись такие, что, присягнувши Борисовой вдове и сыну, хотели оставаться на своем целовании и убеждали других именем церкви и долга не изменять. Они поносили Димитрия, провозглашали: «Многая лета детям Бориса Федоровича!» Тогда Корела закричал: «Бейте их, да не саблями, не пулями, а батогами; бейте их да приговаривайте: вот так вам, вот так вам! Не ходите биться против нас!» Понравилось это ратным людям, особенно рязанцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Каждый в чис­ле поминаемых имен узнавал имя своего отца, матери, брата… Трогательно было молиться на месте, куда сотни лет собирались для молитвы, поминать знакомые, родственные имена, слышать то китайское, то русское пение! Вот вышел говорить ектению молодой диакон Сергий Цзи, — китаец, у него в числе убитых есть его отец (православный свя­щенник), мать и брат… На глазах многих видны слезы… По окончании службы в склепе установлена была очередь чтения Псалтири между русскими и китайцами, братией монастыря, беспрерывно до самого утра. В тишине ночи мерно раздается протяжное чтение слов псалмопевца: И в персть смерти низвел меня еси… Да, эта тихая ночь есть символ могильного покоя, за которым последует общее Воскресение! Наутро 10 числа совершена преосвященным Иннокентием заупокойная литургия, а в 3 часа в склепе церкви Всех Святых мучеников отслужена малая вечерня, в 7 же часов вечера началось всенощное торжественное бдение в трапезной Успенской церкви, по монастырскому уставу, с литией, паремиями и величанием Святым Мученикам. Во время всенощной вся внешность трапезной церкви, архиерейского дома, склепа и все аллеи сада и берега озера расцветились огнями пасхальной иллюминации. Кому удалось пробраться во двор Миссии и видеть все это, тот будет долго помнить эти минуты. Три года тому назад на этом самом месте также гудела тысячная толпа, и окрестность освещалась пламенем пожара. Сердца всех сжимались ужасом смерти, была Варфоломеевская ночь. Замечательно, что избиение христиан в 1900 г. случилось в ночь на 11 июня, когда церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы. Теперь же толпа стремится теснее примкнуть к нашему торжеству! А виновники его? как они близки к нам, души их сорадуются нам на небесах, а тела лежат покойно, украшенные цветами, и склеп теперь уже разукрашен зеленью и фонарями; чтение Псалтири там продолжается всю ночь, но обстановка напоминает пасхальную службу: воскреснут мертвии и возстанут сущии во гробех… Наутро в склепе отслужен водосвятный молебен, а в крестовой церкви шли приготовления к крещению 16 китайцев, получивших имена, соименные святым именам пострадавших, мученически более выдающихся китайцев: Павел, Иннокентий, Петр, Варвара, Матрона, Иван, Анна, Антонина и др.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

III. 8. Аз же, множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. 8. Я же, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, в страхе Твоем. 9. Господи, настави мя правдою Твоею! – враг моих ради исправи пред Тобою путь мой! 9. Господи, настави меня в правде Твоей; врагов моих ради – праведным соделай путь мой пред Тобою! IV. 10. Яко несть во устех их истины; сердце их суетно, гроб отверст – гортань их; языки своими льщаху. 10. Ибо нет в устах их истины; сердце их суетно; гроб отверстый – гортань их; обман – на языке их. 11. Суди им, БОЖЕ, да отпадут от мыслей своих! По множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, ГОСПОДИ! 11. Суди их, Боже! да отстанут от козней своих! За множество нечестии их низрини их, ибо преогорчили они Тебя, Господи! V. 12. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, – во век возрадуются, и вселишися в них! И похвалятся о Тебе любящии имя Твое. 12. И да возвеселятся все уповающие на Тебя! – во век возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться о Тебе любящие имя Твое. 13. Яко Ты благословиши праведника, ГОСПОДИ, яко оружием благоволения венчал-еси нас! 13. Ибо Ты благословишь праведника, Господи: (ведь) оружием благоволения увенчал Ты нас! Примечания к Псалму V-мy Ст. 1. Под наследствующей Евфимий Зигабен и особенно св. Иоанн Златоуст разумеют Христову Церковь , Ей усвояя и самое авторство псалма. Псалом 5-й входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем богослужении всенощное бдение и утреня. Ст. 2–3. Существуют три причины, препятствующие кому-либо быть услышанным от другого, – а именно: – a) когда тот, у кого просит кто, – или не слышит голоса его, – b) или не разумеет, о чем просит тот; или же – c) – не внимает ему, будучи занят чем-либо иным. Бог же, хотя и все слышит, и все разумеет, и всегда внемлет, однако и Он иногда является так, как бы не слышит, или не разумеет и не внемлет. – Не слышит Господь молящегося, когда сей так развлекается мыслию, что и сам слов своих не понимает, или с такою холодностью молится, что молитва его горе взойти не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010