Следует утреня, которая имеет полиелей и другие особенности празничной и воскресной утрени. По церковному уставу, до всенощного бдения, отдельно от него (как в обителях), совершается малая вечерня, предваряемая девятым часом и заканчиваемая малым повечерием. Часы. «Седьмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» Начало дня освящается утреней; конец – вечерней и повечерием. А 12-часовое течение дня сопровождается “часами”: первым, третьим, шестым и девятым, которые по нашему времени исполняется в шестом и девятом часу утра, в двенадцатом и в третьем часу дня. Имеем, таким образом, седмеричное число богослужений, группирующееся около Божественной Литургии, которая в это число не входит, а возвышается над всеми ими. В церковной практике чтение часов не применяется строго к указанным отрезкам дня. Первый час присоединяется к утрени, третий и шестой – непосредственно перед Литургией и девятый исполняется перед началом вечерни. Построение всех часов однородное: после начальной части – три псалма, тропарь с богородичным и стихами, трисвятое – Отче наш, кондак, общая заключительная молитва “Иже на всякое время...” и конечная молитва данного часа. Но по содержанию псалмов и других частей каждый час имеет свой определенный характер. Первый час – утренний. Это слышится и в псалмах. «Заутра услыши глас мой, заутра предстану и узриши мя...» ( Пс.5:4 ) и др. Главные мысли этого часа – испрашивание благословения перед началом дня. “Настави мя правдою Твоею... стопы моя направи... исправи стопы моя к деланию заповедей Твоих...” Третий час – час предания Спасителя на бесчисленные поругания, возложение тернового венца. Это отражено в псалмах: «За словеса устен Твоих Аз сохраних пути жестоки... Виждь враги Моя, яко умножишися...» ( Пс.16:4, 3:2 ). С третьим часом соединяется воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, что отражается в тропарях: “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час...” Псалмы этого часа содержат моления о помощи, о защите во внешней и внутренней борьбе со злом, а также глубокое покаяние 50-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Почему? Потому что мы, человеки, служим. Мы не используем инструментов. Я вообще-то оркестровый дирижер, и я это люблю, но: «Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте!» Сказано — так пойте! И это главное что мы должны делать — петь Богу нашему благодарность, потому что ничего более мы не можем сделать, чем благодарить Бога за каждый день. После лекции профессор Шиповальников ответил на вопросы слушателей. Фото: pstgu.ru Священник-почтальон и диакон-сисадмин — Скажите несколько слов о повседневном образе жизни православного священника в Америке и о общинной приходской жизни. — Жизнь несколько отличается. Вот, например, я один из трех регентов на всю Америку, который живет в доме прихода. Только 40% священников Американской Церкви живут на зарплату, которую они получают в храме. Почти все матушки работают. Жить на те средства, которые получают (я в том числе) в храме, невозможно. Духовенство в основной массе работает. Профессии самые разные. У нас на приходе есть один батя, который с полуночи до 8 утра возит почту, огромные грузовики. Он, кстати, кандидат философских наук. Жизнь общины тоже несколько другая. Есть такое явление, как кофейный час после службы. В некоторых приходах он получается более важным, чем сама служба, потому что люди приходят к концу литургии, чтобы причастить детей, а потом три часа сидят внизу, пьют кофе. Когда я был регентом и старостой в Москве, у нас в приходе было около 2000 человек, и это было невозможно. У нас кормили только духовенство, иногда певчих. В храме работает сестричество — обычно сестры занимаются уборкой, украшением к праздникам и вот этими самыми кофейными часами. Воскресные школы для детей — обычно в субботу или в воскресенье после службы. В них, в основном, занимаются законом Божьим. Есть счастливые приходы, в которых дети поют в храме. У меня не счастливый приход, у меня дети не поют — родители привозят детей за 15 минут до причастия, петь они уже ничего не могут. Я стараюсь как-то хор держать. Это довольно скромная часть богослужения, поэтому я стараюсь, чтобы мы пели более-менее прилично, но без пафоса. Служим, помня о том, что в каждый момент может кто-то придти, и надо, чтобы хоть три голоса моих чудных певиц звучали.

http://pravmir.ru/audio-pravoslavie-v-am...

Л. Буйе объясняет этот последний текст иудейской практикой коротких молитв берахот (благословения), которые сопровождали всю жизнь благочестивого израильтянина: каждое действие, более или менее значительное, требовало краткого благословения-евхаристии, выбранного среди сотни таких молитв. «постоянная практика берахот действительно становится молитвой, всецело объемлющей жизнь человека и мир, по которой как бы все творение приводится к Слову Творца» 282 . Особенными моментами в этой жизни напряженной молитвы были еще благословения утра и вечера с произнесением Шемы также, как и благословения трапезы; позднее добавится молитва девятого часа, которая, являясь «молитвой» (Тефилла) будет состоять из семи или восемнадцати «благословений» (берахот). Мы думаем, что «непрестанная молитва» 1 Фесс. 5,17 должна быть понята в смысле молитвы по берахот, неустанно произносимой. Впрочем, св. Павел ставит рядом постоянную молитву с благодарением за все. Может быть еще Клименту Александрийскому была известна эта практика. По-видимому монахи-пустынники не знали ее, но сызнова создали ее, предаваясь как можно более частому произнесению стихов Священного Писания . Наш Евхологий также предполагает, что постоянная молитва обеспечивается периодичностью суточного круга: непременное условие, чтобы избежать вторжений врага. Как молитва отпуста, молитва направлена на жизнь внешнюю, после окончания молитвы; на этот раз она испрашивает благого исхода на страшном суде. молитва, как обычно краткая, возвращается к общим идеям других молитв главоприклонения Малых Часов; нашему поклонению отвечает взаимный шаг Бога, Который приклоняет Свое ухо. Он должен благословить и освятить верных. Из четырех глаголов Чисел 6,24–26 только первый «благословить» появляется здесь; однако, «освящать», «удостоить Своего человеколюбия» не являются чуждыми смыслу библейских глаголов. Итак, мы пришли к концу повседневного служения суточного круга по кодексу Барберини гр. 336: две главные службы дня – Вечерня и Утреня, и четыре малые промежуточные службы: одна в Полночь и три в три классических часа христианской молитвы: Третий, Шестой и Девятый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

стражу ночи подошел к ним, идя по морю . Евреи того времени делили всю ночь на четыре части, называвшиеся стражами, по три часа в каждой. Первая стража – от шести часов пополудни по нашему времени до девяти часов; вторая – от девяти часов до полуночи; третья – от полуночи до трех часов утра; и четвертая – от трех до шести часов утра. Шествие к ним Иисуса по воде Около четвертой стражи, то есть около трех часов утра проведя всю ночь в молитве, пошел Иисус к бедствующим в плавании 43 , подошел к пустынному берегу, где не было лодок (единственную лодку, на которой приплыли Иисус с Апостолами, теперь било волнами посреди моря), и пошел далее по морю. Христос пошел по воде, то есть воспользовался Своей божественной властью творить чудеса, господствовать над законами и силами природы. Но и в данном случае Он воспользовался этой властью не для Себя лично, не для спасения Себя от опасности и не для преодоления препятствий к достижении личных целей; нет, Он пошел по воде для спасения погибавших Апостолов. Тем временем Апостолы проплыли уже около двадцати пяти или тридцати стадий от берега. Стадий – греческая мера длины, равная приблизительно 185 метрам. Плыли они против ветра, усиленно гребли веслами не менее шести часов, и, вероятно, окончательно выбились из сил, когда увидели идущего к ним по морю Иисуса. Шла уже четвертая стража ночи: было уже достаточно светло (это было весной, перед праздником Пасхи); Апостолы могли хорошо рассмотреть шедшего к ним, но они настолько еще были маловерны, что не могли и подумать, что это идет Иисус. Люди не могут ходить по воде, а Иисус, по их понятиям, был Человек; следовательно, Он не мог идти по морю; следовательно, это не Он, а призрак. В древности существовало поверие, что души умерших могут являться людям и бывают видимы, как призраки или тени. За такой-то призрак Апостолы приняли шедшего к ним Иисуса; приняв это явление за дурное предзнаменование о предстоящем крушении их лодки, они, в страхе за свою жизнь, закричали. Испуг апостолов; шествие Петра к Иисусу

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

– И я буду особенно доволен, сэр, – тут я польстил ему, правда невинно, – если вы поручите мне помогать вам в работе над словарем. Доктор остановился, улыбнулся, снова похлопал меня по плечу и воскликнул с таким торжеством, поистине восхитительным, словно я обнаружил глубочайшую проницательность, доступную не всем смертным: – Вы угадали, мой юный друг! Речь идет именно о словаре! Да разве могло быть иначе! Его карманы были так же набиты словарем, как и его голова. Словарь торчал из него отовсюду. С того момента, как доктор отошел от преподавания, дело со словарем, по его словам, удивительно продвинулось вперед, а мое предложение работать утром и по вечерам он может только приветствовать, так как привык в середине дня прогуливаться и размышлять. Как раз теперь его бумаги несколько перепутаны, ибо мистер Джек Мелдон иногда брал на себя секретарские обязанности, хотя эта работа была ему не под силу; но мы скоро наведем порядок и, как нельзя лучше, двинемся вперед. Позднее, когда мы погрузились в работу, я убедился, что помощь мистера Джека Мелдона принесла мне больше хлопот, чем я ожидал, так как он не только ошибался на каждом шагу, но и до такой степени испещрил рукопись доктора бесчисленными рисунками, изображавшими солдат и женские головки, что порой я с трудом мог выбраться из этого лабиринта. Доктор был поистине восхищен перспективой нашей совместной работы над этим замечательным творением, и мы решили приступить к ней на следующий же день в семь часов утра. Положено было работать по два часа утром и по два-три часа вечером, за исключением субботнего вечера, когда я был свободен, и я счел такие условия чрезвычайно выгодными. Когда все, к нашему обоюдному удовольствию, было таким образом улажено, доктор повел меня в дом поздороваться с миссис Стронг, которая в новом его кабинете сметала пыль с книг – эту вольность в обращении с его бесценными любимцами он позволял только ей. По случаю моего прихода они еще не завтракали, и мы уселись за стол втроем. Не прошло и нескольких минут, как вдруг по лицу миссис Стронг я заключил, что прибыл еще один гость, хотя никаких звуков, об этом свидетельствующих, я не слышал. К воротам подъехал верхом какой-то джентльмен, ввел на поводу лошадь в маленький дворик, словно был у себя дома, привязал ее к кольцу в стене пустого каретного сарая и с хлыстом в руке вошел в столовую. Это был мистер Джек Мелдон, и, как подумал я, мистер Джек Мелдон отнюдь не изменился к лучшему в Индии. Впрочем, я был яростно предубежден против всех молодых людей, которые не рубят деревьев в лесу препятствий, и к моему впечатлению следует отнестись с осторожностью, имея в виду эту оговорку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В одной автобиографической книге автор рассказывал, как в юности хотел стать рок-звездой. Он представлял, как здорово стоять на сцене, когда тебе хлопают, восторгаются, а ты виртуозно играешь на гитаре. Но потом он понял, что хочет результат, но не хочет прилагать усилия к его достижению: учиться играть на инструментах, ходить в гараж на репетиции, таскать туда усилители, гитары и барабаны, искать людей, создавать группу. Всё это делать он был не готов, а поэтому и не пошёл по этому пути. Приведу еще пример. Глава крупной продуктовой сети, магазины которой расположены во всех регионах России, рассказывал студентам о своем опыте. Он говорил, что невозможно стать успешным бизнесменом, если человек не готов тратить на это каждую минуту своей жизни. Ему могут позвонить в три часа ночи или в пять часов утра и сказать, что где-то в Новосибирске застряла фура, или во Владивостоке или Краснодаре что-то случилось. И он должен будет срочно решать эти проблемы. Вывод беседы со студентами был следующий: бизнес это не просто успех, богатство, известность. Прежде всего, это готовность трудиться на результат ежеминутно. Если кто-то к такой жизни не готов, лучше искать себе применение в другой области. Когда мы говорим о зависти, мы должны понимать, что завидуем результату, и вряд ли будем завидовать тому труду, который человек приложил, чтобы его достичь. Приятно обладать деньгами, иметь квартиру, домик в деревне, чтобы на столе огурчики, помидорчики были со своего огорода, но не все готовы каждый раз, когда понадобится, вскакивать среди ночи и решать очередные проблемы, или все лето проводить на грядках, копать, полоть, поливать. А без этого, желаемого результата не получишь. Ни в мире, ни в нашей жизни нет случайностей. Все, что нас окружает, соответствует нашему внутреннему устроению. В этом и заключается промысел Божий: подогнать внешние обстоятельства нашей жизни к нашему духовному устроению. Даже что-то неприятное, болезнь, неожиданное страдание будет иметь значение в вечности, если человек с терпением, ради Христа, перенесет то, что он изменить не в силах и будет изменять то, что в его силах. От этого труда он получит большую пользу, чем от обладания земными благами и богатствами.

http://pravoslavie.ru/111805.html

1674 г., в ноябре, «была у Великаго Государя, в селе Преображенском, комедия, и тешили его Великаго Государя иноземцы, как Алаферна царица царю голову отсекла 148 ) , и по арганам играли немцы, да люди дворовые боярина Артамона Сергеевича. Матвеева»; тогда же, «была у Великаго Государя, в селе Преображенском, другая комедия. А с ним Великим Государем, была государыня царица и государи царевичи и государыни царевны. И тешили Великаго Государя немцы ж, да люди боярина ж Артамона Сергеевича Матвеева, как Артаксеркс велел повесить Амана по царицину челобитью и по Мордахеину наученью 149) ; и в арганы играли и на фиолах 150) и в страменты, и танцовали»; в том же году, ноября 4-го, в селе Преображенском, «была у Великаго Государя потеха, а тешили его, Великаго Государя, иноземцы немцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, на арганах, и на фиолах и на страментах, и танцовали, и всякими потехами разными»; 1675 г., февраля 11-го, в четверг на маслянице, «была у Великаго Государя комедия в 5-м часу ночи (т. е. в 5-м часу по захождении солнца или, по нашему, в 10-м часу вечера); а тешили его, Великого Государя, иноземцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, всякими разными играми. А отошла комедия у Великаго Государя до света за три часа (по нашему, в 4-м часу ночи или утра)» 154 . Соблюдение древних порядков московского царского быта, которого, несмотря на новизны Матвеева, продолжали держаться даже в тесном дворцовом кружке, выражалось тем очевиднее в случаях публичных. Одним из таких случаев было торжество 1 сентября 1674 г; – в этот день тогдашнего новолетия, государь объявил старшего сына своего, 13 летнего царевича Федора, которого он, при отправлении действа (церковной церемонии), на Красной площади оказывал всему московскому государству и иноземцам. После «действа» царевич поздравлял отца и патриархас новым годом и говорил речь, а за ним другую речь – царю, царевичу и патриарху – произносил боярин князь Юр. Ал. Долгорукий. В тот же день смотрели царевича, в Архангельском соборе, иноземцы: сыновья малороссийского гетмана Самойловича и посланник литовский, к которым государь посылал боярина Хитрово объявить царевича и сказать: «Вы видели сами государя царевича пресветлыя очи и какого он возраста, так пишите об этом в свои государства нарочно» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Как пчелы, молодые странники собирали текущей мед из уст богомудрых пустынников, разумеем наставления или правила св. жизни. Задушевный их беседы со старцами нередко, как мы видели, продолжались до полуночи, даже до рассвета и восхода солнца. Не ища здесь покоя, чтобы обрести его там – на небе, они неопустительно бывали при каждом богослужении. «В Египте и Фиваиде, во время как вечерних, так и ночных собраний, читается, по наставлению ангела, 12 псалмов с присовокуплением двух чтений из ветхого и нового заветов. Псалмы прочитывают братия не вдруг, но, смотря по числу стихов, разделяют на две, или на три статьи, присовокупляя к каждой молитвы, после которых преклоняют колена. Кроме вечерних и ночных собраний, у Египтян днем не бывает общественного богослужения; днем они собираются только в субботу и воскресенье в три часа (по нашему в 9 часов утра) для причащения. В кельях они соединяют с рукоделием молитву, не теряя из памяти псалмов» (О постан. кин. кн. 2, гл. 4. 7. 11. Кн. 3, гл. 2). Кассиан и Герман прилежно занимались чтением св. Писания, не покидали и внешнего труда и письменных занятий. «Припоминаю, пишет Кассиан, как, живя в пустыне, рассерживался я иногда на писчую трость, если не нравилась толстота или тонкость ее, – иногда на ножичек, если, когда режешь им, он, затупившись, не скоро резал, – иногда на кремень, если не скоро вылетала из него искра огня, когда спешишь к чтению; и движение негодования при этом вторгалось иногда такое, что невольно вырывалось из уст проклятие на бездушную вещь, или уж непременно на диавола: чем и испарялось смущение и душа успокаивалась. Таким образом, за отсутствием людей, на которых возбуждался бы гнев, эта страсть упражняла свои силы и на вещах немых и на безделицах» (- кн. 8, гл. 18). Не лишен общего интереса следующий рассказ Кассиана: «помню, что когда я жил в пустыне скитской, один старец, придя в келью одного брата для посещения его, услышал, что тот внутри что-то говорит, и приостановился, желая узнать, что такое читает из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ночью блудное возбуждение было сильнейшее, оно горько во мне отозвалось. Благодарю Господа, благоутробно помиловавшего меня многократно в сей день ( 7 августа , вторник), когда я, согрешив неприязнию, взывал к Нему в покаянии искреннем о спасении моем; о, сколь вожделенно и благовременно приходило ко мне спасение Божие в дыхании тонкого хлада, в разорении от уз греховных, в свободе духа и тела, в мире, дерзновении, радости и торжестве духа, в явном ощущении милости Божией и присутствия Божия. Слава Богу, Спасителю нашему, долготепеливому, благоутробному, многомилостивому, прещедрому, благопослушливому и скоропослушливому. Се, Он с нами всегда, до скончания века каждого из нас и века мира сего. Аминь. 8 августа. Семь с половиной часов утра. 9 августа Поел я с жадностию рыбы с булкой и выпил крепкого чаю два стакана (а раньше в гостях выпил два стакана), и когда вскоре лег спать, то, заснувши на полчаса, проснулся и не мог уже более спать, чувствовал тесноту и как бы укушения от блох; ни на котором боку не мог спать. Встал, оделся и пошел гулять по двору и прогулял с Е.В. Нектарьевым два или три часа (одиннадцатый, двенадцатый и первый). Потом пришел домой, лег и вскоре заснул. На ночь не нужно есть. Выпил я молока сегодня утром по прихоти своей, но как бы для здоровья, и оно тяжестию легло у меня на сердце, да и на всё тело. Я с трудом шел в гимназию и оттуда, хотел спать, дома заниматься с Чистяковым не мог, напала лень, зевота, дремота. Нет, не стану пить молока, да и ничего поутру, ибо природа не требует того. Согрешил, нарушив пост. Сильная блудная наклонность от несоблюдения поста. Согрешил я пред Богом и пред женою (и домашними) своенравием и упрямством, послав поздно вечером, вопреки жене, не хотевшей [затруднять] прислугу Февронью, за пивом (полстакана только и выпил). Согрешил пред Богом и пред женою, что обиделся на нее, когда она стала выговаривать мне, что я пил много вина у земляка Сверлова и ушел из дома от ее воркотни. Согрешил, что у отца Матфея, товарища, в день его Ангела, сегодня презорливо и неприязненно говорил о свояченице Анне К. и о баловстве детей, о ее самолюбии, самочинии, гордости, лености. Согрешил, что не простился с женою, идучи спать, имея на нее обиду в сердце. Нельзя не видеть в замечании ее, что она из любви, из бережливости выговаривает мне, только не по разуму. Отчасти, может быть, и по наущению своей сестры, которой хвост свой надо подальше убирать и язык держать за зубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

К счастью для России, эта хитрость была вовремя раскрыта, и все последние действия великой княжны были удачно скрыты от Де Ла Шетарди. Возвратимся же к нашему рассказу. Назначенным для переворота днем было 24 ноября 1741 года. С приближением решительной минуты сильнее билось сердце кроткой царевны. Чтобы успокоить себя, она начала молиться и долго-долго стояла перед образом Богоматери, как будто испрашивая ее благословения на свое правое дело для народа, судьба которого должна была через несколько часов решиться. Успех, увенчавший желания Елизаветы, несмотря на ее малые средства, на неосторожность действовавших лиц и происшедшую от того поспешность, с которой надо было действовать, доказывает, что молитвы доброй княжны не были напрасны. Когда все уже во дворце уснули глубоким сном, Лесток явился сказать об этом Елизавете. Поручая свой жребий Богу, она чувствовала необыкновенную бодрость в своей душе. Лесток спешил воспользоваться таким расположением и, не медля ни минуты, уговорил царевну ехать в Преображенский полк, где уже нетерпеливо ожидали триста ее приверженцев из нижних чинов. Офицеров еще не успели склонить на сторону будущей императрицы; но она несколькими словами убедила тех из них, которых нашла в караульне. Для этого ей стоило сказать только: «Вы знаете, чья я дочь, идите за мной!» — «Готовы, матушка!» — было ответом солдат. Офицеры изъявили такую же готовность и без малейшего шума и кровопролития в ту же ночь взяли под стражу правительницу со всем ее семейством, фельдмаршала графа Миниха, графа Остермана, обер-гофмаршала графа Левенвольда и вице-канцлера графа Головкина. В три часа утра Елизавета Петровна, возвратясь в свой дворец, в разных комнатах которого сидели все взятые под стражу, послала своего камергера, графа Шувалова, объявить Французскому посланнику об этом счастливом окончании. Можно представить себе, как удивлен и раздосадован был Де Ла Шетарди этой поспешностью и таким успехом! Он еще восхищался своим прекрасно устроенным планом, а царевна уже как государыня России принимала присягу своих новых подданных и имела утешение быть обязанной только им, а не иностранцам за престол, так справедливо ей возвращенный.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010