«Часами» называются службы, освящающие определенные моменты дня, которые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, 6 и 9), дали повод уже первым христианам во главе с Апостолами молиться в храме Иерусалимском или дома в эти именно часы ( Деян. 2:3, 15, 10:9, 3:1 ). Так как ветхозаветное богослужение и в частности молитвы, освящающие дневные часы, состояли главным образом в чтении и пении псалмов, то и христианские часы в начале содержали псалмы. В каждом часе содержится по три псалма. Позднее в состав часов вошли и христианские молитвы, которыми прославлялась память дневного Святого, или события из земной жизни Иисуса Христа, или же прославлялась наша усердная Заступница Матерь Божия. Поэтому на каждом часе читается молитва к Богородице, называемая «Богородичным», а также молитва, располагающая к молитвенному обращению к Долготерпеливому и Многомилостивому Господу, любящему праведных и милующему грешников. Псалмы, тропари, кондаки, Богородичны и молитва «Иже на всякое время и на всякий час»… и являются составными частями часов, среди которых вставляются постоянные молитвы, напр. «Отче наш», «Слава и ныне», «Аллилуиа» и др. Перед началом часов бывает «обычное начало», а в конце каждого часа читается молитва Господу Иисусу. В тропарях и кондаках, читаемых на часах, изображаются новозаветные христианские события. Новозаветные события изображаются также и в псалмах, хотя только пророчески и прообразовательно. Как уже говорилось (в § 49), на первом часе (по нашему 7 – 8 утра) вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата, происходивший в эти утренние часы. Поэтому для 1-го часа подобраны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова «суд», «милость», изображается злоба, беззаконие врагов 114 , кротость и незлобие Иисуса Христа и содержится обращение за помилованием 115 (разумеется Иисус Христос). На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9 – 10 ч. утра (по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца 116 , а с другой стороны, напоминание о Св. Духе 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для каких людей нужны богослужение и таинства? Где богослужение совершается больше? Сколько раз в день оно совершается? Какие службы бывают в церкви? Что такое Литургия? Как называется соединение вечерни с утреней? Для чего соединяются эти службы? Мы назвали только три церковных службы, но их всего девять, и остальные шесть служб присоединяются к утрене, Литургии и вечерне. Перед утреней правится особая служба, которая называется полунощницей . Ее надо было бы править в полночь, но для удобства молящихся она служится утром. Святые же отцы вставали на молитву в полночь. В полночь будет второе пришествие Христово, а потому на полунощнице говорится в молитвах о Страшном Суде и о том, что людям надо быть всегда готовыми к смерти и к Божиему суду. После утрени служится первый час. У нас начало дня считается с полночи, а прежде оно считалось с 6 часов вечера. Значит, первый час по-теперешнему приходится на 7 часов утра. В это время Иисуса Христа евреи вели на суд к Пилату. В память об этом и установлена служба – первый час. Кроме первого часа служатся еще часы третий, шестой и девятый. Сосчитайте, сколько времени будет это по нашему счету. В третий час сошел на Апостолов Святой Дух, в шестой был распят на кресте Христос, а в девятый Он умер. Часы третий и шестой служатся перед Литургией, а девятый – перед вечерней. На всех часах одинаково читаются по три псалма, а потом особые молитвы. Порядок часов всего лучше показать по Часослову и при этом указать на содержание тропарей постных, из которых видно значение каждого часа. В Великий пост часы третий, шестой и девятый служатся и без Литургии, а после них служится вечерня. Вечером же в пост читается служба после вечерни, или повечерие . Так как она читается перед ночью, то в ней мы молимся, чтобы Бог дал нужный отдых нашему телу и нашей душе и простил нам грехи, которые мы сделали за день. Сколько всего церковных служб? Какие главные? Какие к ним присоединяются? Что присоединяется к утрене? О чем говорится в полунощнице? Какие служатся часы? (Назовите их по нашему времени.) Почему установлены службы каждого часа? О чем мы молимся в повечерии?

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

На­до было бы «одушевить» законоучительство. Надо было бы для рели­гиозного просвещения вести по приходам беседы, чтения, даже уро­ки с молодежью и взрослыми. Надо было бы пастырям организовывать кружки молодежи для спорта, игр, но и для пения и духовного просвещения. Надо бы поставить широко и твердо дело благотворительности в приходах. Надо бы, наконец, улучшать самый состав пастырства... Дела много, делателей мало... Не успел, так сказать, окончиться съезд, как на меня посы­пались напасти. 23 июня, в 10 часов утра, у меня был обыск оружия, литературы и продуктов. Ничего, конечно, не нашли. Взяли каких-то три брошюры - об Учредительном собрании и о Шишкине и Матвееве. Тем не менее, ночью (в 4 часа утра) на 24 июня меня арестовали и за­ключили в тюрьму вместе с 10 другими. Только на пятые сутки нас освободили, объявив, что «за недоброжелательное отношение к советской власти» мы высылаемся в 24 часа из пределов Олонецкой губернии в место жительства по нашему усмотрению. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Громовы. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Грандовы. Настоятель монастыря, архим. Ювеналий (Машковский - Л.А.) - из дворян Курской губернии, бывший ректор Тверской семинарии и настоятель посольской церкви в Константинополе. Человек развитой, образованный и воспи­танный. Взгляды просвещенные, любит теоретические вопросы, горит жаждой практической церковной деятельности, частью и проявляет ее по деревням. Молод еще, но мог бы быть деятельным архиереем. Аристократические привычки и взгляды все-таки сильны в нем... Жизнь в монастыре для нас спокойна и обставлена вниманием и работами настоятеля. Неизвестно, долго ли придется прожить. Но пока, по крайней мере, можно отдохнуть душой и позаниматься.

http://bogoslov.ru/article/747851

Надо было бы «одушевить» законоучительство. Надо было бы для религиозного просвещения вести по приходам беседы, чтения, даже уроки с молодежью и взрослыми. Надо было бы пастырям организовывать кружки молодежи для спорта, игр, но и для пения и духовного просвещения. Надо бы поставить широко и твердо дело благотворительности в приходах. Надо бы, наконец, улучшать самый состав пастырства... Дела много, делателей мало... Не успел, так сказать, окончиться съезд, как на меня посыпались напасти. 23 июня, в 10 часов утра, у меня был обыск оружия, литературы и продуктов. Ничего, конечно, не нашли. Взяли каких-то три брошюры – об Учредительном собрании и о Шишкине и Матвееве. Тем не менее, ночью (в 4 часа утра) на 24 июня меня арестовали и заключили в тюрьму вместе с 10 другими. Только на пятые сутки нас освободили, объявив, что «за недоброжелательное отношение к советской власти» мы высылаемся в 24 часа из пределов Олонецкой губернии в место жительства по нашему усмотрению. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Громовы. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Грандовы. Настоятель монастыря, архим. Ювеналий (Машковский – Л.А.) – из дворян Курской губернии, бывший ректор Тверской семинарии и настоятель посольской церкви в Константинополе. Человек развитой, образованный и воспитанный. Взгляды просвещенные, любит теоретические вопросы, горит жаждой практической церковной деятельности, частью и проявляет ее по деревням. Молод еще, но мог бы быть деятельным архиереем. Аристократические привычки и взгляды все-таки сильны в нем... Жизнь в монастыре для нас спокойна и обставлена вниманием и работами настоятеля. Неизвестно, долго ли придется прожить. Но пока, по крайней мере, можно отдохнуть душой и позаниматься. Интересна следующая мысль такого авторитета как Гете: «Подлинная, единственная и глубочайшая тема всемирной истории, – которой подчинены все остальные, – есть борьба веры с безверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Распинаемый умирал медленно и мучительно. Казнимый оставался жив много часов, иногда несколько дней. Иисус Христос страдал на Кресте около шести часов: от третьего часа до девятого (по-нашему времени от девяти утра до трех часов пополудню). От шестаго же часа тьма была по всей земле до часа девятого ( Мф.27:45 ). Этот густой сумрак, сошедший на землю перед крестной смертью Спасителя, не мог быть затмением солнца, потому что продолжался три часа. Это явление чудесное, знамение Божие, имеющее определенный духовно-символический смысл: тьма по всей земле была видимым выражением великого и страшного события: умирал на Кресте Иисус – Солнце правды, по словам церковных песнопений. Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лима савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ). Эти слова вочеловечившегося Бога являются камнем преткновения и соблазном для рационалистического ума, для которого закрыта духовная, божественно-промыслительная сторона всех новозаветных событий. Кто пытается увидеть в приведенных словах выражение чувства богооставленности, отрывает человеческое начало в Иисусе Христе от Божественного, забывая что Он ни на одно мгновение не переставал быть также Богом. Предсмертные слова Спасителя, взяты из мессианского двадцать первого псалма (стих 2), указывали на исполнение еще обного ветхозаветного пророчества. Разница лишь в том, что содержащееся в псалме древнееврейское слово озабтани (от глагола озаб оставлять, покидать, лишать помощи) Иисус заменил на тождественное по смыслу арамейское «савахфани». Нужно помнить, что во времена Спасителя евреи говорили по-арамейски. Значение слов псалма («Боже, Боже мой…») святитель Афанасий Великий изъясняет прообразовательно: «Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду, потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприяты и спасены». [ Афанасий Великий , свят. , Творения, М., 1994, с. 93]

http://azbyka.ru/sud-nad-iisusom-xristom...

Итак считающий время от того часа, когда Богу принесена была жертва великим Архиереем, неизглаголанно и невидимо священнодействовавшим Себя самого, как агнца, за общий грех , не погрешит против истины. Ибо был вечер, когда снедено было сие священное и святое тело. За сим вечером последовала ночь пред пятницею. Далее – день пятницы, разсеченный вводною ночью, разделяется на одну ночь и два дня. Ибо если Бог «тму нарече нощь» ( Быт. 1, 5 ), а в продолжении трех часов была тма по всей вселенной, то эта тма и есть ночь, новоразделившая день по средине, разграничившая собою два отдела дня, один, – от разсвета до шестого часа, другой, – от девятого (часа) до вечера. Таким образом доселе было два дня и две ночи. Далее, – ночь пред субботою и с нею день субботы, – ты имеешь три ночи. Наконец исследуй время воскресения, и найдешь истину сказанного. Когда последовало воскресение? «В вечер субботный» – провозглашает Матфей ( Мф. 28, 1 ). Итак вот (самый) час воскресения по гласу Ангела. Вот предел пребывания Господа в сердце земли. Ибо когда был уже глубокий вечер, начинавший собою ту ночь, за которою последовал первый из (после) субботних дней; тогда произошло землетрясение; тогда блистающий одеждами Ангел отвалил камень надгробный. А жены вставшие незадолго до утра, когда уже появлялся дневной свет, так что показывалось и некоторое сияние восходящего солнца, возвещают уже совершившееся воскресение; о чуде они узнали, час же не был им открыт. Ибо Ангел сказал им, что Господь возстал, а когда, – в слове (своем) не прибавил. Но великий Матфей один из всех Евангелистов точно обозначил время, говоря, что вечер субботный был часом воскресения. Если же так, то срок по нашему счислению соблюден, когда мы будем считать от вечера четвертка до вечера субботы, вставляя, как сказано, ночь, разделяющую пятницу на два дня и одну ночь. Ибо Властвующему своим могуществом над самым веком прилично было (соделать), чтобы не дела Его по необходимости сообразовались с установленными для времени мерами, но чтобы меры времени делились по новому порядку сообразно потребности сущего, и чтобы, когда божественная сила в кратчайший срок совершает дело благое, и меры времени укорачивались бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

- Никакого. Конечно, мы с коптами соседи и стараемся поддерживать с ними человеческие, братские отношения. Но Коптская Церковь - это не православная, а монофизитская Церковь! Мы не можем молиться, а тем более причащаться вместе с ними, потому что у нас разные догматы. Монофизиты неверно исповедуют Христа, и, соответственно, у нас нет и не может быть церковного общения. Но дружественные связи имеются. Мы помогаем им в том, в чём они нуждаются, несколько раз мы ходатайствовали за них на государственном уровне, мы гостеприимствуем их, когда им случается к нам приходить, поздравляем их с праздниками... Но не причащаемся вместе! И соответственно, мы не имеем никаких связей в управлении: они управляются своим патриархом, мы - своим архиепископом. - В Раифской обители подвизались великие святые. Понятно, что современный человек не может повторить тех подвигов, что совершали древние монахи... Но всё-­таки расскажите, как вы подвизаетесь? Как протекает обычный день в вашем монастыре? - Мы начинаем наше молитвенное правило в 2:30 утра. В этот час ответственный монах - отец Дионисий - звонит в колокол. Сейчас колокол в Раифе не звонит, потому что отец Дионисий вместе с нами в России. Мы встаём на молитву в полтретьего, читаем молитвы в наших кельях, а в 4 часа нас созывают на утреню. Когда служится Литургия (а обычно она служится), мы покидаем храм в полвосьмого. Отдыхаем до девяти, завтракаем - немного творога и сыра. С девяти начинаются наши послушания. Нас всего-то три человека, а нам надо обслуживать весь монастырь. У нас есть ещё четверо служащих и есть, так сказать, бюро. Отец Дионисий идёт в бюро: у него обязанности эконома и ответственного по связям с общественностью. Отец Мелитон трудится на кухне и следит за порядком в монастыре. Я занимаюсь шитьём одежды и приготовлением трапезы. В 12 часов звонит колокол: начинается обед. Мы едим весьма немного. После обеда идём по келиям. Потом - зимою в 4 часа, а летом в полшестого - у нас служится девятый час, вечерня, повечерие с акафистом. Потом некоторые работы до девяти, а если день был тяжёлым, то мы молимся по келиям. Вот и вся наша дневная программа. К сожалению, 24 часа - это очень мало для монастыря: мы не успеваем сделать всё, что хотим. У нас много работы: и церковь, и трапезная, и гостеприимство, и контакты с правительством, с местными властями... И просим ваших молитв, чтобы дал Господь здравия нашему архиепископу Дамиану, удивительному человеку, который по внешнему виду ничем не отличается от простого монаха. У него всегда мир в душе и улыбка на устах. И все местные бедуины называют его владыкой, хотя они и мусульмане. По профессии владыка - врач. У бедуинов есть свой доктор в деревне, но они не верят ему, а верят только владыке. Кстати, и сама Раифская обитель была в своё время названа в честь св.вмч. Георгия именно потому, что мусульмане тоже чтут этого святого и боятся его.

http://pravoslavie.ru/72632.html

   После одиннадцатого Евангелия — стихиры на стиховне (они же и на вечерне на «Господи, воззвах») и двенадцатое Евангелие — о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. После прочтения Евангелие сразу же уносится в алтарь.    После двенадцатого Евангелия — тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя». Сугубая ектения и отпуст.    Утреня Великого Пятка имеет свой особый отпуст «святых страстей»: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш». Первый час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а читается вместе с 3, 6 и 9 часами.    Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо Литургии, служатся все вместе (1, 3,6 и 9 часы с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христова и Крещения Господня. На каждом часе положены особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям; после Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремия, Апостол и Евангелие из каждого евангелиста. В конце великих часов — особый отпуст (см. Служебник). Тот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток.    Эти часы составлены святым Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По Уставу их следует совершать во втором часу дня, то есть в восемь часов утра по нашему счету.    На Великой вечерне, которая относится уже к Великой Субботе и совершается около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в десятом часу дня, то есть в четыре часа пополудни), воспоминается снятие Пречистого тела Господа Иисуса Христа со Креста и Его погребение.    После мирной ектений, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и Пророка Исайи), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира. Перед первой и второй паремией и перед Апостолом (после третьей паремии) поются прокимны.    После паремий на вечерне Великого Пятка читается Апостол о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и читается Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Матфея, Луки и Иоанна), о страданиях Спасителя, начиная от совета старейшин и заканчивая крестной смертью Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Дабы сделать торжество полным, Владыка обратился к графу А.П. Кассини с просьбой доложить Государю об этом великом празднике русской Нью-Йоркской семьи и повергнуть к стопам Его Величества чувства верноподданнической преданности, благодарности и любви. Граф любезно обещал выполнить эту одинаково приятную и для него просьбу» 344 . В 16 ч. Тихон выехал из Нью-Йорка и спустя три часа прибыл в Катасакву. С вокзала епископ направился в Троицкую церковь , где в сослужении прот. Алексия Товта, свящ. Петра Попова и иеродиак. Илии (Яроша) отправил всенощное бдение накануне праздника Вознесения Господня. После всенощной архипастырь обратился к прихожанам с кратким словом: «Ровно два года тому назад, сказал Владыка, в первое мое посещение Катасаквы, место сие было дико и пусто, – теперь же, благодаря вашему усердию, на нем возвышается прекрасный кирпичный храм – светлый и уютный. Весьма радуюсь я тому и молю Бога, да пошлет Он вам доброго пастыря» 345 . 10/23 мая 1901г. В 10 утра началась праздничная литургия в Свято-Троицком храме Катасаквы, которую возглавил еп. Тихон. По окончании службы архиерей долго беседовал со старостой и кураторами церкви. В четыре часа пополудни Тихон отбыл в Мак-Аду, куда приехал через два часа; в Покровской часовенке он совершил молебное пение празднику Вознесения. Потом владыка на поезде отправился в Сент-Клер. «Не прошло и часу езды, как мы очутились уже в Ст. Клер. Сначала село это показалось нам чрезвычайно миниатюрным, но потом, когда мы миновали две-три горы, нашему взору представилось целое море электрических огней, ярко освещавших долину, где и расположено селение. St. Clair-чahe молоды еще в православии и храма своего пока не имеют, а арендуют у немцев небольшой зал, где и собираются иногда для общественной молитвы. Несмотря на поздний час, Владыка изволил отслужить здесь молебен празднику Вознесения Господня и долго еще беседовал с народом, который впервые имел счастье видеть православного Архиерея» 346 . 11/24 мая 1901 г. Окропив святой водой участок земли, приобретенный селянами под православный погост, Тихон уехал из Сент-Клера.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После одиннадцатого Евангелия — стихиры на стиховне (они же и на вечерне на «Господи, воззвах») и двенадцатое Евангелие — о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. После прочтения Евангелие сразу же уносится в алтарь. После двенадцатого Евангелия — тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя». Сугубая ектения и отпуст. Утреня Великого Пятка имеет свой особый отпуст «святых страстей»: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш». Первый час не соединяется с утреней (кро¬ме праздника Благовещения), а читается вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами. Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо Литургии, служатся все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христова и Крещения Господня. На каждом часе положены особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям; после Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремия, Апостол и Евангелие из каждого евангелиста. В конце великих часов — особый отпуст (см. Служебник). Тот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток. Эти часы составлены святым Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По уставу их следует совершать во втором часу дня, то есть в восемь часов утра по нашему счету. На Великой вечерне, которая относится уже к Великой Субботе и совершается около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в десятом часу дня, то есть в четыре часа пополудни), воспоминается снятие Пречи¬стого тела Господа Иисуса Христа со Креста и Его погребение. После мирной ектении, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и Пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира. Перед первой и вто¬рой паремией и перед Апостолом (после третьей паремии) поются прокимны . После паремий на вечерне Великого Пятка читается Апостол о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и читается Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Матфея, Луки и Иоанна), о страданиях Спасителя, начиная от совета старейшин и заканчивая крестной смертью Господа.

http://pravoslavie.ru/34738.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010