И в самый глубокий вечер Спаситель не оставляет совершать дело спасения нашего. Всемогущим словом своим Он изгоняет нечистых духов из множества приведенных к Нему бесноватых, и всех болящих исцеляет, не лишая ни единого из них спасительной помощи. Но для всемогущей благости Его было бы весьма мало исцелять одни болезни телесные, ежели бы целию сих чудес не было исцеление, или лучше, оживотворение умерщвленных грехом душ наших. Посему-то Евангелист, по случаю дарованного Христом исцеления многим страждущим телесными болезнями, приводит слова Исаии Пророка, относящиеся к исцелению болезней душевных. Пророк, указуя на грядущего Избавителя мира говорит: Сей грехи наша носит, и о нас болезнует ( Ис. 53:4 ). А Евангелист, показывая событие сего пророчества в пришедшем Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе, вещает: Той недуги наша прият, и болезни понесе. По-видимому, находится разность между словами Пророка и Евангелиста. Но единого Святого Духа, глаголавшаго устами обоих, един есть смысл. Ибо корень и первоначальная причина всех болезней телесных есть грех, – сей недуг душевный и жало смерти. Врачи телесные, врачуя одно тело, на время только могут отдалить болезни и смерть; ибо корень их остается внутрь нас. Но когда врачует Бог Спаситель, всемогущий Врач душ и телес наших; тогда исторгает самый корень болезней и смерти, исцеляя нас от смертоносной язвы греха. В Его всемогущей деснице и самые болезни превращаются во врачевство, и самая смерть в начало жизни. Ибо болезни и страдания истинно верующих служат им предохранением от язвы греховной, и содействуют к большему очищению их душ. А смерть для них есть переход к вечной, безболезненной и блаженной жизни. Но как Спаситель врачует душевные недуги наши? По безпредельному человеколюбию своему Он приемлет их на себя. Сам болезнует в неизреченных скорбях креста и внутреннего и наружного, для истребления корня болезней наших. Сам подъемлет поносную и мучительную смерть, для дарования нам вечной жизни. Иже грехи наша сам вознесе на теле своем на древо, говорит Апостол Петр, да от грехов избывше, правдою поживем: Его же язвою исцелесте ( 1Пет. 2:24 ). После сего, какой ожесточенный грешник не прибегнет с верою и смирением к сему божественному Врачу, коего прободенное копием сердце всегда отверсто для принятия истинно кающихся?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

  Светлое ныне и всеприятное зрелище вижу я, слушатели. Вижу в благолепный храм сей великое множество сошедшихся различного чина и обоего пола людей. Вижу священный чин служителей Бога Вышнего, вижу градоначальников и военачальников, вижу воинов, Церкви святой и Отечества заступников. Вижу в судебных местах заседающих, суд Божий творящих, и их сотрудников, для пользы Отечества, для благого состояния день и ночь неусыпно трудящихся. Вижу изрядное и Отечеству преполезное купечество. Вижу наконец, всякого звания и чина людей множество, вижу старых и молодых. Всех вас, надеюсь, на это святое место собрала священная и славная память Божией Матери. Для всех же начинает Церковь святая петь, как вторая Мариам с ликами и песнями духовными. В этот день одушевленный Божества храм, и Мать нестареющей жизни от земных к небесным переселилась. В сей день предстала Царица одесную Царя Небесного, в ризах, расшитых золотом, преукрашенная (Пс 44:10). На сей духовный пир в великом вы пришли множестве. Доброе и достохвальное намерение ваше, не тщетны труды ваши. Так познается любовь и усердие ваше к Божией Матери, что так почитаете святую Ее память. Так познается и вера ваша в то, что хотя Она и переселилась от земли к небесным, но «мира не оставила во успении Своем», обо всех ходатайствует к Сыну Своему и Богу непрестанно. Итак, будьте непреклонны в вере вашей. Я, желая к духовному сему торжеству еще веселия приложить, побеседую с вами о силе и действии веры, чтобы вы, познав, что есть вера, удобнее могли и плоды ее производить. Беседа наша в двух состоит пунктах. Первое – что есть вера, и каковы ее плоды. Второе – от чего приобретается и умножается вера. Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева, чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится, и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такового человека духовного называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был бы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Имеем ли мы, век спустя, такую же бодрую веру в духовные силы России? Не побеждается ли она воспоминаниями страшных потрясе­ний, постигших наше Отечество в минувшем столетии? Жестокое, без­жалостное разрушение тысячелетней православной традиции, в кото­рой выкристаллизовался лучший опыт поколений, многие десятилетия массового атеизма, лишившего большую часть народа живоносных источников духовно-нравственного здоровья, — все это напоминает пронесшийся страшный разрушительный ураган. Особен­но пострадала наиболее тонкая и хрупкая сфера народной жизни — нравственная. Земля наша залита кровью младенцев: ежегодно жен­щины наши убивают во чреве 2,5 миллиона детей. Люди — от подрост­ков до престарелых — не стыдятся блуда, называя этот смертный грех, который как кислота разъедает нравственную ткань души, «частной жизнью». Наркомания и алкоголизм среди подростков (включая 11— 13-летних детей) нарастают. Вернется ли духовно-нравственное здо­ровье народа? Жива ли надежда? Священномученик Иоанн всегда черпал силу своего упования в слове Божием. Он был свидетелем потрясения духовно-нравственных устоев народной жизни, но никогда не был историческим пессимистом. Каким бы ни казался задавленным общественными невзгодами народ, сколько бы ни обломала пронесшаяся буря ветвей и стволов, главное — жив ли корень народной жизни? Если он жив, тогда по отношению к нашей стране действительно будет слово пророка: Как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое се­ мя будет корнем ее (Ис. 6,13). Корень народной жизни — православная вера, а семя — святые угодники Божий и праведники, без которых не стоит ни один град, ни одна страна. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе протоиерей Иоанн Восторгов был прославлен в лике святых как священномученик.  И. И. Восторгов, прот. Новый год и новый век. — Полное собрание со­чинений в пяти томах. СПб., 1995 (репринт). Т. 1, С. 1-2. И. И. Восторгов, прот. Правда и вера жизни. - ПСС. Т. 2. С. 222-223. Цит. по кн.: Жукова М. Г. «Твой есмь аз. Суворов». М., 1998. С. 120.

http://pravoslavie.ru/5955.html

Так сама благодать Божия, как мать, учит всех чад, чтобы им же было лучше, а она могла бы даровать больше и дарованное сохранить. И воистину, если будет в нашей душе страх Божий, будет и радость, и мир, и свобода духа, и собранность, и углубление... Благодать приумножится. Но, кроме всего этого, страх Божий имеет особенное значение при дальнейших нравственных действиях благодати как их корень, охранитель, усиливатель. К этому мы перейдем сейчас. Под «нравственными» плодами мы разумеем те добродетели, как принято говорить, к каким ведет вселение в нас Господа, и устранение тех немощей, о чем ходатайствует Само Причастие. На это в молитвах после Причастия обращено самое большое внимание, что очень легко заметить. Так, в самой первой молитве по Причащении у святого Иоанна Златоуста читаем после благодарения: «Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся (всех), соблюди наш живот, утверди наша стопы»... Я долгое, долгое время не понимал, почему Златоустом избраны именно эти прошения о поведении, добродетелях или вообще о жизни? И мне они казались даже точно бесцветными. У святого Василия Великого прошения более конкретны, определенны, и будто бы нужнее. Но потом понял: Златоуст, как известно, сокращал по возможности молитвы, более продолжительные и подробные у Василия Великого . Сократил он и здесь; для этого он свел к общим, основным прошениям, именно: просит вообще исправить (следовательно, неправый, плохой) наш «путь» духовный, вообще сохранить нашу жизнь (и телесную даже), и утвердить в добром поведении («стопы» – знак хождения, поступков). А из частных добродетелей упоминает лишь об одной: о страхе Божием, прося его утвердить. Почему? Понятно. Страх Божий – «начало премудрости» ( Притч. 1, 7 ); страх Божий – «корень благих» (молитва святителя Иоанна Златоуста ); он – охрана всего доброго. И потому об этой первоначальной добродетели и упомянул Златоуст. Он знал, как мудрый проповедник и педагог, что если будет страх Божий, то будет и все остальное; если есть корень, то вырастет и дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И если в этот день храм жив, жив духом своим, то тем-то он и делается центром и корнем жизни. Очищенный, успокоенный, просвещённый видением неба и согретый духом любви Христовой, христианин унесёт из храма в душе своей корень жизни Царства Божия. Этот корень прорастёт и принесёт зелень и плод во всяком месте, где бы ни трудился человек в будни. Он в будни и в праздник не в храме только, но и на всяком месте поклонится Отцу духом своих дел и истиной своей жизни. К тому только и нужно стремиться, чтобы корень истинной жизни на самом деле оживал в человеке в день праздничный, т. е. чтобы в храме —189— был действительный расцвет подливной жизни Церкви. Насытившись и оживши в христианском чувстве и мировоззрении, христианин внесёт живую силу и дух во все учреждения (общины, своего рода „храмы“), в которых он служит и работает в будни. Когда храм будет жив именно как дом молитвы, тогда-то он и будет захватывать всё больший и больший круг жизни, тогда-то он изнутри, через совести человеческие, всюду проникнет и покорит Христу жизнь мира; это и будет торжеством истинного церковного духа. А если главным образом стараться пространственно приурочить всю жизнь к храму „и в будни“, то это будет побеждением церкви и храма суетой и духом жизни „мира сего“, так как „мир“ или „приход“, не вкусивший ещё вполне жизни Божией, ворвётся „с неумытыми руками“ в дом Божий, в чаянии общественных благ для своей „ячейки“, нашумит в нём на своих сходках по приходским и мирским делам и надругается над святой тишиной дома молитвы непрестанным звоном приходской казны, раздором партий из-за вопросов „храмового хозяйства“... Итак, нужно болеть и радеть о внутренней духовной жизненности Церкви и храма, а не о шумной оживлённости дворов церковных при всеприходных работах и в будни в храме, при храме и около него. Место и соседство в работе не объединяет людей, раз в них нет единого духа любви и веры; в приходской же толкучке скорее люди наскучат друг другу и отравят своими буднями благоговение к храму и трезвое чувство друг к другу. Не о том нужно гореть мечтой, чтобы свести жизнь к видимому храму, а о том, чтобы всю жизнь обнять и покрыть невидимым храмом, т. е. проникнуть подлинно Христовым духом, создать изо всех единую церковь , на всяком месте живую и действенную. А это, правда, достигается главным образом оживлением душ человеческих в видимых храмах, но это только тогда, когда эти храмы действительно посвящены Богу, когда не забыты слова Того, Кто в храме больше всех: дом Мой домом молитвы назовётся для всех народов ( Мк.11:17 , Ис.56:7 )! Мы не властны подменить этого назначения храма...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вера обновляет человека и есть корень добрых дел (5:166, см. СЕРДЦЕ , 847). Вера есть источник благих дел Аще бо кто сердечно верует во Христа, сей и любит Христа; аще кто любит Христа, сей почитает спасительное Его смотрение, рождение, страдание и пострадавшаго; аще кто почитает Христа, сей усердно работает Ему; кто усердно работает Ему, сей исполняет слово Его, и святому житию Его последовать тщится. Ибо вера есть корень любве, любовь же есть источник благих дел, которыми Христа почитаем и последуем Ему (3:186). ...вера есть корень благочестия и источник, от котораго, как ручьи, ДОБРЫЕ ДЕЛА проистекают: от веры страх Божий, презрение мира, умерщвление плоти со страстьми и похотьми, отречение самого себе, то есть, гнева, злобы, ненависти, похоти, сребролюбия и прочиих недугов, любовь к Богу и ближнему, воздыхание и желание к блаженной вечности и проч. (5:24). Вера есть Божественное семя, от которого рождаются добрые плоды ВЕРА обновляет ЧЕЛОВЕКА, соделывает его доброхотным, любительным, милостивым, терпеливым, кротким и прочиих христианских ДОБРОДЕТЕЛЕЙ любителем. Ибо вера есть Божественное семя, от котораго духовно рождаются ХРИСТИАНЕ, и потому такие плоды творят, каково семя есть. Не может бо древо добро плоды злы творити, глаголет Христос ( Мф. 7, 18 ). Каково семя, таковы и плоды его. Якоже бо злаго семени ЗМИИНА, которое посеял на СЕРДЦЕ ПРАРОДИТЕЛЯ нашего суть злые плоды: НЕНАВИСТЬ, ЗЛОБА, ВРАЖДА и прочие ГРЕХИ, тако Семене Христова, которое есть вера святая, суть благие плоды: ЛЮБОВЬ, МИЛОСТЬ, КРОТОСТЬ, БЛАГОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ВОЗДЕРЖАНИЕ и прочая ( Гал. 5, 22 ). Откуду Апостол глаголет: «о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал. 5, 6 ). Откуду Апостоли святии везде в посланиях своих увещавают к познанию плодов веры, то есть, к ДОБРЫМ ДЕЛАМ (3:18). II. ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ ВЕРЫ Вера должна быть деятельной Вера бо не должна быть праздна и суетна, но плодовита, любовию и добрыми делами поспешествуема, якоже сего требует Апостол от нас: «покажи ми веру твою от дел твоих» ( Иак. 2, 18 ) (4:401).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Господь дает сойти во ад, приковавши зрение твое к видению своего клевещущего сердца, и мучиться и опалять себя огнем этой клеветы. Хранит тебя неврежденным в этом пламени отчаянья вера и утешает тем, что Господь это видит и милостиво всегда готов прийти к нам на помощь, но обучает нас терпению. «Где Ты был, Господи?» — вопросил святой Антоний Великий, когда бесы избили его. — «Я был здесь и смотрел на тебя…» Но возможно другое. Возлюбить ближнего как самого себя, молиться за него, как за самого себя, тем самым увидеть, что грехи ближнего — это твои грехи, сойти с ними в ад, с этими грехами, ради спасения ближнего своего. Господи, Ты дал мне любовь и изменил меня всего, и я теперь не могу поступать по-другому, как только идти на муку во спасение ближнего моего. Я стенаю, плачу, устрашаюсь, но не могу по-другому, ибо любовь Твоя ведет меня и я не хочу разлучаться с нею, и в ней обретаю надежду на спасение и не отчаиваюсь до конца, видя ее в себе. Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святый — это крылья души. На этом оборвался дневник иеромонаха Василия, сказавшего однажды в духовной радости: «Я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов». «Истина тогда ликует, когда за нее умирают», — говорил исповедник нашего века преподобный Севастиан Карагандинский. А архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Молитесь за монахов — они корень нашей жизни. И как бы ни рубили древо нашей жизни, оно даст еще зеленую поросль, пока жив его животворящий корень». И когда на Пасху 1993 года ударила секира под корень жизни, разом брызнула молодая поросль: в монастырь ушло тогда много молодых образованных людей, и разошлась по обителям оптинская община мирян. Уходили молча — по одному. И прежде чем уйти, подолгу стояли и молились у могил новомучеников. У Господа много святых, но эти свои, и все в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих, — внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивую изнутри. Вся Россия ныне — кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе перепробовавшей на себе все учения и лечения от марксизма до мондевиализма, похоже, сбывается притча о кровоточивой жене: «много претерпела она от многих врачей, истощила все, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк. 5, 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Подобно им римские папы, со всею церковью своею, с послушанием и любовью принимали исповедание веры и постановления вселенских соборов. Но недолго спустя после этих соборов, а именно с 9-го века по Р. Хр., папы с своею церковью стали отделяться, а с 11-го века и совсем почти уже отделились от единой, вселенской церкви. С тех пор Римская церковь и есть – отщепившаяся или схизматическая; Римскою же и Западною называется она потому, что начальник ее папа живет в Риме – на запад от православного мира, где, т. е. на западе, живут большею частью и народы, увлеченные Римом в схизму или отщепенство. Оставшись верною единой вселенской церкви, Восточная церковь горько скорбела о римском отщепенстве, часто и сильно убеждала пап и римских учителей возвратиться к прежнему единству; но те не хотели образумиться: напротив чем дальше, тем сильнее вкоренялся в них дух отщепенства. 10. Корень римского отщепенства: папство В. Какой главный корень или дух римского отщепенства? О. Корень римского отщепенства есть папство или учение о папстве, вера в папство. Это самое любимое учение Римской церкви. Из него, как из корня, выросли и другие отщепенства, толки и порядки Римской церкви. Посему она и называется часто папством или церковью папежскою, верою папежскою, как называли ее и наши благочестивые предки; а христиане этой церкви называются также папежниками, папистами. Папство или учение о папстве представляет в себе две стороны: 1) учение о духовной власти или главенстве папы и его Римской церкви над всем светом христианским и 2) учение о мирской власти их. 11. Римское учение о главенстве папы В. Откуда вышло учение о главенстве папы и в чем оно состоит? О. Вышло оно из духа гордости пап и римских учителей. Гордость, эта праматерь зла в мире Божием, порождает дух любоначалия, властолюбия, своекорыстия. Этот дух выразился в учении о главенстве, т. е. начальстве папы и его Римской церкви над всею Христианскою церковью. Об этом не слышно было в церкви Божией от самого начала ее и во все время вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Вера Необходимость веры Живая и сердечная вера в Бога Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля так же необходима для нашей духовной жизни, как необходим корень для дерева. Св. Тихон Задонский говорит: «У дерева чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше крепнет в нем вера, тем больше он сам духовно растет, тем больше приносит духовных плодов. Когда корень в дереве начнет портиться, то и дерево начинает сохнуть; так, когда вера в человеке начинает оскудевать, он оскудевает в плодах духовных – добрых делах. А когда совсем оскудеет вера, то человек становится живым мертвецом; только тело его живет, а душа умерла» (из Творений Тихона Задонского ). Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в Него Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и – падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь – избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не входить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этой помощью; христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа; но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе как бы на руки, только подойди к Нему верою, и когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! (Прот. Иоанн Сергиев Кронштадский; см. его кн. «Моя жизнь во Христе»). Вера и разум

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрошающий. Как разуметь слова Господа: обидяй да обидит еще и прочее? Отвещающий. Господь прежде говорит апостолу, чтобы не скрывал пророчество, яко время близ есть; потом обращается к злотворящим: обидяй, да обидит еще и проч., не позволяя им зло творить, краткостью остающегося времени и ожидаемым праведным воздаянием предостерегая их от злодеяний и отводя от злого пути; также и праведных утешает и утверждает в добродетели предстоящим воздаянием за их подвиги и скоростью сего воздаяния, глаголя: се гряду скоро и проч. А о древе животном мы говорили в объяснении 2-й главы. Откр.22:16–17 «Аз Иисус послах ангела моего засвидетельствовати вам сия в церквах. Аз есмь корень и род Давидов, и звезда утренняя и денница. И Дух и невеста глаголют: прииди, и слышай да глаголет: приди». Вопрошающий. Что означают слова: аз послах ангела моего засвидетельствовати вам сия в церкви? Отвещающий. В сих словах выражается, во-первых, любовь к нам Господа и Его попечение открыть нам неведомые тайны не токмо сего века, но и будущего, ибо тайны открываются любимым. А словами: послах ангела моего, Господь свидетельствует, что Он есть владыка ангельских сил, посылающий их на дела служения, а вместе и то, что сказанное в Откровении, хотя и ангелом сказано, достоверно есть, ибо ангел говорил, будучи послан от Него. Словами же: аз есмь корень и род Давидов, указует, что Он есть не только происшедший от Давида обещанный Мессия, но и корень самого Давида, то есть создатель его, о чем во Евангелии глаголет, обличая иудеев, мнящих, что Мессия будет токмо сын Давида: «како Давид Духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ногама Твоима? Аще убо Давид нарицает Его Господа, како Сын ему есть» ( Мф.22:43–45 ). Вопрошающий. Что означают слова: Дух и невеста глаголют: прииди? Отвещающий. На словеса Господа: се гряду скоро, Дух и невеста, т. е. Церковь , движимая Духом, ответствует с любовью: прииди. Апокалипсис, гл. 22, ст. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010