Апостол Павел пишет об иудеях: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения – спасение язычникам… Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их… Ибо, если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: ″ветви отломились, чтобы мне привиться″. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя… Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более, сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,  – чтобы вы не мечтали о себе,  – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; итак, весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо, дары и призвание Божие непреложны» ( Рим.11 ). То есть, после того как иудеи отвергли Христа, и Он по Воскресении Своем из мертвых отправил апостолов проповедовать всем народам словами: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ), начались времена язычников. Но однажды дверь спасения для язычников закроется и откроется только для сынов еврейского народа, это и будет означать конец света и начало Страшного Суда. Как мы и прочитали у апостола Павла: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,  – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это не то значит, что Бог, помимо воли людей, одних предопределил ко спасению, а других — к погибели, но то, что Бог, как всеведущий, знает, кто из людей употребит на добро свою свободную волю, а кто — во зло, и в зависимости от этого и предопределяет вечную участь каждого. В заключение увещаний быть твердыми в надежде на спасение св. апостол восклицает: " кто отлучит нас от любви Божией? " (ст. 35) и восторженно исповедует свою любовь и преданность Христу Спасителю, призывая к тому же и всех верующих (ст. 35-39). В следующих трех главах — девятой, десятой и одиннадцатой — св. апостол выражает свою " великую печаль " и " непрестанное мучение сердца " об упорном неверии иудеев во Христа Спасителя и отвержении их Богом от Церкви Христовой и доказывает, что сам Израиль виновен в своем отвержении, так как ищет оправдания не в вере во Христа Спасителя, а в исполнении внешнего обрядового закона Моисеева. При этом св. апостол выражает убеждение, что как отвержение касается не всех иудеев, потому что есть и верующие из них ( " остаток сохранился " — 11:5), так оно не будет вечным для иудейского народа: в свое время и иудеи уверуют во Христа и войдут в Его Церковь. Во временном отвержении иудеев, вполне ими заслуженном, св. апостол видит особенное проявление премудрости Божией в отношении спасения всего человечества. Фанатизм иудеев, упорно отвергавших веру во Христа как в Мессию, заставил апостола обратиться с проповедью о Христе к язычникам. И, таким образом, упорное ожесточение иудеев против апостольской проповеди имело своим последствием обращение ко Христу язычников (ст. 25). Успех веры Христовой среди язычников и те духовные блага, которые они получают, возбудит ревность иудеев, и в результате " весь Израиль спасется " (11:26). Поэтому св. апостол внушает уверовавшим из язычников не кичиться перед иудеями своим спасением. Сравнивая иудейский народ с благородным садовым масличным деревом, у которого " отломились неверием " только ветви, но корень цел и свят, св. апостол уподобляет язычников " дикой маслине " , привитой к масличному дереву на место отпавших ветвей: " если... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общни-ком корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя " (11:17-18). К тому же отпавшие ветви опять могут привиться, ибо " Бог силен опять привить их " (ст. 23), " ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине... " (11:24).

http://sedmitza.ru/lib/text/430619/

Таковы же люди, приобретшие известность делами мира сего: они утверждены на гнилом основании, пусты по внутреннему человеку, проводят жизнь в непостоянстве дел мира сего. Посему как трость сгорит от углия огненного, так, по слову Пророка, сожгутся корни их от пламени разгоревшегося. А уголь есть оземленившийся огонь, который по прошествии пламени остается в грубейшем веществе. И поскольку живущие страстно имеют собственный огонь страстей, как и богач имел внутри себя причину, которая палила его жаждой, то Пророк пьющим вино угрожает, что они, как кипящие вином, сгорят и истребятся. Поскольку же они ради даров нарушают и справедливость, то говорит, что корень их «сожжется от пламене разгоревшагося», под корнем, очевидно, разумея сребролюбие, о котором и Апостол дал такой суд: « корень всем злым сребролюбие есть» (1 Тим. 6, 10). Но от такого корня естественным образом какой взойдет цвет, как не подобный праху, по природе непостоянному и рассевающемуся в воздухе? Или, может быть, как пыль, препятствуя дыханию, угрожает опасностью нашей жизни, так и цветы сребролюбия: любостяжательность, неправды, ложь, клеветы и все другие отпрыски сего дурного корня — разрушительны для нашей жизни и препятствуют чистоте духа. Но весьма осторожно сказал Пророк: не плод их, а «цвет их», потому что прозябения греха несовершенны, уничтожаясь в самом прозябении и первом цвете, ибо « видех нечестиваго превозносящася, и мимо идох, и се, не бе» (Пс. 36, 35, 36). Праведник, « яко древо насажденое при исходищих вод» (Пс. 1, 3), непрестанно орошается потоком жизни, а корень грешника сгорит, « и цвет яко прах взыдет». «Не восхотеша бо закона Господа Саваофа, но слово Святаго Израилева раздражиша». Под законом и словом Пророк разумеет различные именования Господа. Посему и говорит о слове, как о чем–то одушевленном: «слово Господне раздражиша», ибо Живый Закон и Слово Божие — Единородный Сын, Имже «вся быша» (ср.: Ин. 1, 3). (25) «И возъярися гневом Господь Саваоф на люди Своя, и наложи руку Свою на них, и порази их, и раздражишася горы, и быша трупи их яко гной посреде пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Бросив иудейство, святой апостол Павел не вдруг, однако ж, стал указывать на несостоятельность его в сравнении с христианством, хотя красноречивее всего и говорил уже об этом своим собственным обращением. Вместо того он оказывал иудеям заметное снисхождение, особенно в первое время своей апостольской деятельности. Те гнали его из города в город, а он, невзирая ни на какие преследования, снова шел к ним со своею проповедью. Те считали его нарушителем закона (Деян. XVIII, 13; XXI, 21), а он часто не выказывал и одного слова против веры своих отцов, по собственному усмотрению обрезал спутника своего Тимофея и даже над самим собою допустил обряд очищения, по обычаю иудейскому. В Иерусалиме, перед лицом проконсула Феликса, в присутствии множества иудеев он признавался, что его учение во всем согласно с законом и пророками, что перед синедрионом он не виноват ни в чем, как разве только в том, что произнес слово о воскресении мертвых, за которое теперь и судится (Деян. XXIV, 12-21). К большому удивлению, по-видимому, он разделял партикуляристические мнения иудеев о преимуществе их перед всеми другими народами. Это выразил он, например, в своей проповеди к иудеям в Антиохии Писидийской, когда прямо сказал им вам слово спасения сего послася (Деян. XIII, 26). В послании своем к Римлянам он так восхваляет иудеев: быть иудеем — великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию (Римл. III, 1-3)? Израильтянам принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь (Римл. IX, 4-5). Еще больше апостол превозносит иудеев в следующих выражениях: если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина (язычники), привилась на место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя (Римл. XI, 16-18). Словом, в таком отзыве апостола Павла об иудеях слышатся слова пророка Иеремии: Свят Израиль Господеви, начаток плодов его: вси поядающии его согрешат: злая приидет на них (Иерем. II, 3), — слова чисто ветхозаветного теократического характера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Дальше апостол говорит: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим 10:13-15 ) Таким образом, апостол дальше говорит этому богоизбранному народу Божию, что они не только поставили свою праведность выше праведности Божией (а праведность Божия заключалась в том, что все люди должны спастись, все люди одинаковы пред Богом), но они и перестали другим людям проповедовать эту истину, и апостол говорит: конечно, всякий, призывающий имя Божие спасется. Но как они будут призывать, если они не уверовали? А как уверовать, если они не слышали, а как слышать можно, если не проповедано? Таким образом задача, обязанность каждого верующего не состоит в том, чтобы он чувствовал себя праведником, избранником, а задача состоит в том, чтобы он проповедовал, свидетельствовал Божию истину, Божие наследие, Божие бытие, Божие спасение пред всеми людьми. Нет общины христианской, нет церкви христианской, если нет проповеди, если нет миссионеров, если нет распространения учения Христова по лицу земли. Это наша святая обязанность, это не право наше, это наша обязанность. Ибо сказано: «А как будут проповедовать, если не будут посланы?» и дальше: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благое». Мы все посланы на проповедь слова Божия, мы все свидетели Божий на земле. И через нас люди могут и должны приходить ко Христу. А что если они не приходят? Апостол говорит об этом словами пророка Исайи: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» ( Ис 53:1 )- И говорит, что глаза их слепы, уши их немы, мы проповедуем, а они не принимают. Да, так бывает. Бывает, что истина Божия падает на каменистую почву, у людей как бы глаза ослепли, у людей как бы уши не слышат, и они глухи и слепы по отношению к истине Божией. Так бывает часто. И апостол спрашивает: а что же, если они неверующие, что же, они погибнут? И отвечает: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?», который был избран Им? Ничуть не бывало. Бог не отверг народ Свой, даже если он не верит и отвергает Его. А каким это образом? А таким образом — апостол говорит, — что сохранился среди общего моря неверия начаток, корень верующих, и вот этот начаток, этот корень, эта основа, эта группа верующих, этот стержень Церкви Христовой, он пребывает вовеки, он никогда не исчезнет. И из-за них, из-за этих верующих, из-за этих святых праведников Бог может спасти и помиловать всех остальных. Мало того, что спасти и помиловать, апостол говорит в этом Послании дальше, что Господь через этих сохранившихся верующих, через этот начаток, через этот корень, через этот стержень Церкви, который вовеки пребывает верный Господу, может со временем обратить и неверующих к Богу .

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Совершенно несправедливо приписывать католичеству – если только не закрывать себе всякого пути к пониманию его учения сосредоточением внимания на крайних формах его огрубления и искажения – признание какой-либо самоценности за добрыми делами без веры и любви или принципиальное разделение добрых дел и веры. Конечно, говоря о добрых делах, нельзя через два слова в третье упоминать о вере, как и архитектору невозможно, строя дом, постоянно упоминать об аксиомах геометрии. Но все видные учителя римской церкви всегда подчеркивали бесплодность, ненужность и полную бесценность добрых дел без веры. Все на первое место ставят веру, без которой добрые дела недостаточны, «la fede, sanza qual ben far non basta», как выразился Данте. В Писании сказано об оправдании нас «даром» (gratis) оттого, что «ничто из предшествующего оправданию: ни вера (т.е. вера без любви), ни дела не заслуживают благодати оправдания», подтверждает эту мысль Тридентский собор. Итак, живая вера и добрые дела – одно и то же. Однако католическая церковь воздерживается от столь категорического утверждения. Вера, по ее учению, только «начало и корень оправдания». Определение знаменательное в двух смыслах. Во-первых, оно заставляет нас признать, что, хотя из веры добрые дела и вытекают как-то сами собой, оправдать может лишь вера в делах осуществленная. Этим устраняется мысль о достаточности одного намерения и о ненужности дел веры, т.е. осуществления ее. Во-вторых, данное католичеством определение спасает нас от необходимости всякую веру считать живой. Ведь не всякая вера выливается в любовь: «и бесы веруют и трепещут». Их вера не есть вера живая – она мертва и бесплодна. Но такою же или подобною может быть и вера человеческая. Поскольку вера ограничивается только признанием истины, она не живет. Но и в этом случае она может быть живою потенциально, и, так как всякое признание истины в некотором отношении есть уже влечение к истине и зарождение любви, всякая вера – «корень» любви, корень добрых дел в вере и оправдании.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Так, по народной вере, архангел Гавриил обыкновенно посылался к людям для возвещения им божественной воли – как к деве Марии, к Захарии, отцу Иоанна Крестителя; архангел Рафаил представлял к престолу божества молитвы праведных. Эта вера в добрых и злых духов, существовавшая и у древнего Израиля, в эпоху после плена стала особенно живой и распространенной под влиянием вавилонской и персидской религии, в которых представления о добрых и злых духах и их вечной борьбе были очень развиты, составляли целую систему и дали основание для создания особой священной науки заклинаний и заговоров. В здешней земной жизни идет постоянная борьба праведников и грешников, бога и Сатаны, ангелов и бесов Сыны божии, люди божии могут помогать в борьбе с бесами. Праведный, пророк, истинный сын божий может получить от бога особую власть над бесами, может изгонять их, исцелять болезни и таким образом облегчать жизнь, уменьшать страдания. Поэтому любимыми народными пророками древности были Илия и Елисей, исцелявшие больных, кормившие голодных, воскресавшие мертвых. Когда в синагогах читались рассказы о деятельности этих пророков, народ слушал, затаив дыхание, и страстно желал, чтобы и теперь появился пророк, равный Илии по силе. Учителей было много, чудотворцев мало; иудейский историк Иосиф упоминает только одного такого знаменитого чудотворца, Элеазара, изгонявшего бесов при помощи волшебного корня, который был указан, по преданию, еще царем Соломоном. Этот корень растет в Заиордане, жжет, точно пламень, и просто руками взять его нельзя, нельзя даже близко подойти к нему. Надо полить его женской мочой или менструальной кровью, тогда можно к нему приблизиться; потом, чтобы извлечь его из земли, надо окопать его кругом, привязать к нему собаку и гнать ее; собака побежит и сейчас же околеет, но за то вытянет из земли драгоценный корень, и тогда его можно взять безопасно руками. Этот – то корень Элеазар подносил к носу людей, одержимых злыми духами, и извлекал бесов через ноздри. О чудесах Элеазара была громкая слава во времена Веспасиана, уже много лет спустя после казни Иисуса; но во время Иисуса чудотворцев знаменитых не было, были только простые колдуны, пытавшиеся лечить больных заклинаниями, составленными по преданию тем же царем Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Церковь, руководимая Своим Господом Иисусом Христом, живущая благодатью Святого Духа, всегда шла другим путем. С момента Пятидесятницы Она росла в истории, прививала к Себе все новых и новых членов — людей, семьи, племена, народы, напитывала их Своими благодатными соками, преображала их разум, отношения, быт, культуру, взращивала те исторические формы и традиции, которые всецело были адекватны Ее семени, корням и жизни. Эта всегда новая и всегда верная себе традиционная жизнь Церкви в истории собственно и называется Церковным Преданием — Преданием Христовым, Преданием Апостольским, Преданием Святоотеческим. Все те привитые члены, формы, традиции, которые, поддавшись диавольским козням, не захотели верно следовать Преданию, не пожелали соответствовать семени Христову и Апостольским корням, которые упорствовали в своем решении и не покаялись, Церковь анафематствовала и отсекала от Себя. Так происходило с раскольниками и еретиками и их суетными, «прогрессивными» измышлениями и нововведениями. Таков Богом заповеданный единственный нормальный путь исторического существования Церкви. «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви, — учит об этом апостол Павел. — Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: “ ветви отломились, чтобы мне привиться ” . Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине» (Рим. 11:16-24).

http://pravoslavie.ru/64156.html

Философ должен быть посвящен в тайны всенародной религиозной жизни и в них искать опоры. Но возврат к реализму не может быть просто новой гносеологией; корень беды не в рационалистических гносеологиях, в которых всегда есть много верного, а в том корень, что бытие наше стало плохим. Рационалистический разрыв до тех пор будет в силе, пока не вырван будет корень греха. Два разума проходят через всю человеческую жизнь, через всю человеческую историю – разум малый и разум большой. Взаимоотношение этих двух разумов и составляет основную проблему философии. Это взаимоотношение лежит на дне всякой гносеологии, хотя бы ею и не сознавалось. Вечное религиозное выражение этой борьбы двух разумов дает Апостол Павел, когда говорит: «Будь безумным, чтобы быть мудрым», и еще: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом». Это и значит, что в «безумии», в отречении от малого разума есть стяжание себе большого разума, а в «мудрости мира сего», в торжестве малого разума отсутствует большой разум, есть «безумие перед Богом». Есть ограниченный разум, рассудок, разум рационалистов, и есть разум божественный, разум мистиков и святых. В безумном отречении от разума индивидуального приобретается разум универсальный. Величайшие философы, и христианские и языческие, те, для которых философия была священной, признавали существование высшего, божественного разума – Логоса, в котором субъект и объект тождественны, и открывали действие Логоса в человеке 26 . Основное свойство Логоса, отличающее его от разума малого, – то, что он присутствует в такой же мере в объекте, как и в субъекте. Это – разум вселенский, он так же открывается в природе и истории, как и в человеке. Логос есть тождество субъекта и объекта; в нем дана общность человека и космоса, микрокосма и макрокосма. Через отречение от малого разума, от рассудка и приобщение к большому разуму, к Логосу, человек прозревает сквозь хаос, сквозь фатум природы Разум мира, Смысл мира. От Логоса Филона Александрийского к Логосу Иоанна Богослова можно перейти лишь актом веры, лишь религиозным восприятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Владимирская икона Божией Матери - охранительница России ДРУГОЙ СУДЬБЫ НАМ И НЕ НАДО Итоги тысячелетия Нынешний год вдвойне особенный. Запад подводит итоги своих двух тысяч лет, Россия оглядывается на свое тысячелетие, миллениум. Это не разные юбилеи, корень у них один, и этот корень - Христианское Откровение, изменившее судьбу римлян, германцев, кельтов и славян, хотя и не сразу, и не в одно время. Корень один, а судьбы получились разные. Почему? В чем причина того, что европейская и российская цивилизация, которые Арнольд Тойнби назвал " сестринскими " , так и не слились, хотя несколько раз были от слияния на расстоянии протянутой руки? Может, это о нас сказал Киплинг: " Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти " ? О, нет, его " Восток " - это Индия и все, что за ней, - Китай, Бирма и прочее. Это действительно нечто совсем другое, но другое не только для Европы, но и для нас. А вот Англия или Франция нам близки, это наше, это родное. Айвенго, д " Артаньян или кавалер де Грие - такие же русские литературные персонажи, как и Илья Муромец, князь Серебряный или Печорин. От немца мы знаем, чего можно ожидать, а от вьетнамца - нет, поэтому немного его боимся. Россия и Германия - и вправду сестры, а Россия и Таиланд - даже не родственники. Что же помешало сестрам, получившим свет Истины из одного источника, соединиться и жить вместе? Вглядываясь в нашу тысячелетнюю историю, начинаешь думать, что тут надо ставить не вопрос " почему? " , а вопрос " зачем? " . То, что с нами в течение этого времени происходило, настолько не вытекало из предыдущего, что остается предположить лишь одно: причина происходившего находилась не в прошлом, а в будущем, т.е. это была цель. Теперь эта цель начала вырисовываться, и отечественная история становится логичной. Стоики Древней Греции говорили: того, кто ей покорен, судьба ведет; того, кто ей сопротивляется, - тащит. Мы нередко противились собственной судьбе, не понимая ее смысла, и она тащила нас, порой весьма бесцеремонно. Но как теперь выясняется, она просто уберегала нас от опасностей. А главной опасностью как раз и было для нас слияние с Европой.

http://pravoslavie.ru/rusdom/itogi2000.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010