Вообще «по святоотеческому учению, «пост есть лекарство» (φρμακν εστ νηστεα), — вот наиболее характерное, хотя и образное понятие о нем. Но лекарство, даже и в высшей степени полезное (καν μυρικις ωφλιμος), часто оказывается бесполезным, вследствие неумения надлежащим образом воспользоваться им. Нужно знать и то, в какое время (καιρν) следует принимать его, а также и количество самого лекарества (ποστητα ατου του φαρμκου), равно и телесную крепость того, кто принимает (σματος κρασιν την δεχομνην), и свойство страны (χωρς φσιν) и многое другое (κα πολλ τερα). Если даже одно какое–либо из указанных условий будет оставлено без внимания, то пост, как и всякое лекарство вообще, не принесет пользы». Зарин С. Аскетизм по православно–христианскому учению. М., 1996, с. 634. 357 Ср. рассуждение сът. Игнатия: «Пост вводит христианина в состояние духовное.Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати». Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия Епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т. I. М., 1998, с. 134. 358 Ср.: «Пост — уподобление Ангелам, сожитель праведным, обучение целомудренной жизни». Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, ч. IV. М., 1993, с. 25. 359 На это место Священного Писания часто ссылались древние. подвижники. См., например, у Стефана Фиваидского: «Чадо! Не будь сребролюбив, ибо сребролюбие есть корень всех зол (1 Тим. 6, 10)». Блаженный Иперехий также говорит: «Монах бесстрастный чуждый сребролюбия чистым светом сияет на земле. Ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10), и корень этот никогда не порождает плода благого». Творёния древних отцов–подвижников. М., 1997, с. 177, 201. 360 Ср. у св. Афанасия Великого, который, толкуя Пс. 14, 1, замечает: «Обитание есть временное пребывание, означающее жизнь не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему. Ибо святому свойственно быть странником в жизни сей, возводиться же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже ecu отцы мои (Пс. 38, 13). Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? Или кто вселится во святую гору Твою? Ибо кто сподобится блаженного оного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством». Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах, т. IV. М., 1994, с. 70–71. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Свидетелями нам могут служить те, которые и ныне упражняются в подвиге девства: они настолько отстоят от Илии, Елисея и Иоанна, насколько земля от неба. Как устранив «благообразие» и «благоприступание», ты подорвешь самую силу девства, так соединяя его с превосходной жизнью, ты будешь иметь корень и основание блага. Как тучная и плодоносная земля питает корень, так превосходная жизнь возвращает плоды девства, или лучше сказать – крестная жизнь есть и корень, и плод девства. Она умащала тех доблестных мужей на дивные подвиги, рассекая все узы их и делая их способными на свободных и легких ногах, как бы на крыльях, возлетать на небо. Где нет ни угождения жене, ни заботы о детях, там очень легко является нестяжательность; а нестяжательность приближает к небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств. Глава 81 Но что умничают многие? Патриарх Авраам, говорят, и жену имел, и детей, и богатство, и стада, и пастбища; а при всем этом, Иоанн, как Креститель, так и евангелист, тот и другой девственники, и Павел и Петр, отличавшиеся воздержанием, желали быть в лоне его. Кто сказал это тебе, почтеннейший, какой пророк, какой евангелист? Сам, говорят, Христос. Видя великую веру сотника, Он сказал: «Яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом» ( Мф.8:11 ). Вместе с ним блаженствовавшего и Лазаря видел богатый ( Лк.16:23 ). Но какое отношение имеет это к Павлу, Петру и Иоанну? Лазарь не Павел и не Иоанн, и «мнози от восток и запад» не составляют сонма апостолов, так что эти ваши слова излишни и напрасны. Если же ты хочешь точно знать награды апостолам, то послушай, что говорит Сам Имеющий даровать их: «Сядете... на двоюнадесять престолу, судяще обеманадесять коленома Израилевома» ( Мф.19:28 ). Здесь нет ни Авраама, ни сына его, ни внука его, ни лежащего на лоне его, но гораздо высшее достоинство; последние сядут судить потомство первых. И не в одном этом видно различие, но и в том, что участи Авраама сподобятся многие; «мнози, – говорит (Господь), – от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом, и Исааком и Иаковом»; а этих престолов не получит никто, кроме одного сонма святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. Писание Нового Завета самым решительным образом признает христологическое достоинство 11 главы пр. Исаии. Ап. Павел в послании к Римлянам, доказывая законность вступления язычников в Церковь Христову, пишет: И паки Исаия глаголет: будет корень Иессеев, и возстаяй владети над языки: на того языцы уповают“ ( Рим. 15:12 = Ис. 11:10 ). Во 2 послании к Солунянам в речи об антихристе тот же Апостол приводит 4 стих 11 главы и прилагает его ко Христу. В откровении Иоанна Богослова Христос два раза называется ζα Δαβδ и несомненно в обоих случаях с точки зрения первого стиха 11 главы. В 5 стихе V главы Апокалипсиса читаем: Един от старец глагола ми: не плачися: се победил есть лев, иже сый от колена Иудова корень Давидов ( ζα Δαβδ), разгнути книгу и разрешити седм печатей ея“». В 16 стихе 22 главы находим: Аз Иисус послах Ангела моего засвидетельствовати вам сия в церквах: аз есмь корень и род Давидов ( ζα κα τ γνος το Δαβδ), и звезда утренняя и денница“. Св. отцы и учители христианской церкви всегда признавали мессианский характер настоящего пророчества. Иустин мученик в первой апологии приводит первый стих 11 главы Исаии, соединяет его с 17 стихом 24 главы Числ и относит ко Христу. Он пишет: Пр. Исаия сказал: воссияет звезда от Иакова (собственно пророчество принадлежит Валааму) и цвет взойдет от корня Иессеева и на руку Того будут уповать народы. Светлая звезда, которая воссияла, и цвет, который взошел от корня Иессеева, есть Христос. Ибо силою Божиею Он родился от Девы, происходящей от семени Иакова, отца Иуды, который был праотцом иудеев, и Иессей, по слову пророческому, был Его прародитель“ 73 . В Разговоре с Трифоном иудеем он приводит первые два стиха настоящего предсказания и также относит ко Христу, при чем замечает: Писание говорит, что исчисленные дары Духа Святого сошли на Христа не потому, что он нуждался в них, но потому, что они должны были почить на Нем, т. е. прийти к концу в Нем так, что в последствии в вашем народе не должны были являться пророки“ 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

· «Иному брату лукавый дает усердие к рукоделию сверх надлежащего. Отсюда рождается страсть сребролюбия. Тогда душа, уязвившись сребролюбием, этим корнем всякого зла, располагает … и утром ранее обыкновенного садиться за рукоделие, и вечером позднее должного прекращать его; так что, если можно, нерадит о молитве и о службе Божией и, по сребролюбию, занят бывает одною работою. Когда ударяют к службе, брат этот приходит после всех и выискивает предлога уйти от службы прежде всех. – Зная сие, блюди себя, чтобы тебе, доведенному до уклонения в недозволенное, совсем не потерять своего чина. Ибо враг на этом не останавливается. Но, найдя доступ, успевает иного сбить с пути, внушая: «Трудишься ты, трудишься, а все почти ничего не имеешь; поди выучись более прибыльному рукоделию»  110 . Часто и мирянин слышит такие помыслы: «Зачем напрасно тратишь время на Церковь ? Сколько смог бы уже заработать на то или на это?» – Таковой, не разобрав дела, и не открывшись духовнику, оставляет Церковь и службы Божии и молитвы и уже не возвращается обратно. Блюдись! · «Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Корыстолюбец, сребролюбец, любостяжатель – не целомудренны. Как один пленяется телесною красотою, так этот – деньгами; и последний в большей мере не целомудрен; потому что не имеет равного с первым побуждения, которое бы нудило его требованием самой природы.  Страсть к деньгам неестественна; и побуждения к оной заключаются не в природе нашей , но в превратном произволении; потому кто добровольно преодолевается оною, тот грешит непростительно»  111 . · «Сребролюбие – корень всех зол; как худые ветви, питает оно все прочие страсти и не дает засыхать тому, что от него процвело. · Желающий истребить страсти пусть прежде исторгнет сей корень их; пока же остается сребролюбие, не сделаешь себе пользы, отсекая ветви; потому что, если и будут отсечены, скоро опять вырастут»  112 . Все очень просто. Любишь вкусно кушать и ни в чем не ограничивать свое чрево – надо больше зарабатывать, завидуешь внешнему виду, одежде и материальному благополучию других и желаешь утешить свою гордость житейскую – надо больше денег, хочешь иметь славу и мирское почитание и благополучие – надо добиться положения, поста с соответствующими финансовыми возможностями и проч. Подсечешь корень сребролюбия в своей душе – обескровишь опухоли страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кто такой Енох, который называется «свидетелем»? Енох – это Божий пророк, который жил до Потопа, в те времена, когда была духовная брань между потомками Каина, каианитами, и сифитами, потомками праведного Сифа, духовного преемника Авеля, первомученика на земле. Енох был пророком Божиим в эти древние времена, как сказано, «ходил пред Богом», то есть жил так, что помнил, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга, в которую записываются все его деяния. Вот что значит ходить пред Богом. Сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Господь живьем забрал пророка Еноха из допотопного мира к Себе. Пророк Илия жил во дни Ветхого Завета, это был великий угодник Божий, который совершал очень много чудес; однажды он помолился – и несколько лет не было дождя по его молитве. Господь его живьем забрал на Небеса в огненной колеснице. Эти двое, Енох и Илия, в последнее время явятся опять в этот мир. Именно во дни антихриста. Вот когда власть антихриста достигнет своего апогея, когда замолчат все, кто протестовал против этой власти, – просто будут бояться физической расправы, – вот тогда Бог пошлет этих двух свидетелей, и они будут говорить, они не будут молчать. Пророк Илия будет послан к еврейскому народу, его проповедь будет в основном только к евреям. Почему? Корень еврейского народа – это три Божиих патриарха – Авраам, Исаак, Иаков. Корень свят. Сказано: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). И Бог клялся Самим Собою, что Он не оставит этот народ ( Быт.22:16 ). Сказано: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак… » ( Рим.11:1 ). Этот народ оказался выпавшим из мира благодати, когда они отвергли Христа. Они оказались неверными, но Бог продолжает оказываться верным по отношению к ним. Как сказано: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим.3:4 ). Вы знаете, как Бог благословляет их. Среди них много ученых, людей очень образованных, им легко дается познание, есть достаток. Они не верны Богу. Но Бог им верен, потому что Бог не переменчив, как люди. Они превращаются в апостолов антихриста, в апостолов сатаны, и они будут проповедовать везде этот демонизм. И Илия пророк придет именно к ним, и он им докажет, что антихрист – это антихрист, а истинный Христос из Назарета – это Тот, Которого они распяли. Сказано: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал.4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Можно предложить такой образ. Мы различаем Ветхий Завет, Новый Завет и День Восьмой (Осьмой). По сути, онтологически, это всё одно. Один Мессия-Помазанник и Его Царство, а образ – древо. Корень древа в земле. Корень Давидов ( Откр. 5:5 ) в Ветхом Завете земной, плотский. В Ветхом Завете – Святая Земля, земное царство, «земные» заповеди, историческая династия. Ствол древа над землей, из земли возвышается, раскинул ветви в воздухе. Церковь святая на земле, но живет небесным. Соки из корня, но дышит воздухом. Новый Завет из Ветхого, но дыхание из вечности. Заповеди духовные и жительство христианское на небесах ( Фил. 3:20 ). Крона древа уносится в небо, даже кажется, что с неба спустилась. Царство Мессии – царство вечное, уходит в небеса в день восьмой, оторвавшись от земли, оно в вечных небесах, оно – жизнь будущего века, оно – святый город... сходящий от Бога с неба ( Откр. 21:2 ). Итак, три – корень, ствол и крона, но древо одно, единое Мессианское древо. Самуил – начало пророков и учреждение царства в Израиле, но и этим не ограничилось его исключительное призвание от Бога. 4.12. Оживление и утверждение левитского священства через Самуила в Израиле Подобно ситуации в харизматической жизни, когда слово Ягве было редко... и видения были не часты, и ситуации в гражданской жизни, когда не было царя у Израиля и каждый делал то, что ему казалось справедливым, была и ситуация в богослужебной (культовой) жизни в период судей Израилевых. Скиния, по повелению Божию сооруженная Моисеем, и священники были в Силоме. Но Силом не стал богослужебным центром и средоточием Израильских племен. После водворения в Ханаанской земле и до учреждения царства имеются только случайные упоминания о левитах и скинии. Не говоря об уклонении в идолопоклонство, сам культ Ягве Бога был у израильтян далеко не тот, что установили когда-то Моисей и Аарон. Всё происходило вполне по-прежнему, согласно древнего патриархального уклада. Вот ряд примеров. Гедеон, не левит, из колена Манасии, в Офре Авиезеровой устрояет жертвенник Ягве шалом и приносит жертву, воспринятую Богом через Ангела Ягве ( Суд. 6:11–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Антиохии, где он 12 лет проповедывал, его служение протекло сравнительно мирно, спокойно; но в Константинополе он уже весь горит, не зная ни одной минуты отдыха. Здесь он нашел тот корень зла, с устроением которого все бы легко могло измениться: на него он и набросился со всем мужеством мученика и довел борьбу до такой интенсивности, что мир никогда не перестанет удивляться его необыкновенному героизму и благоговеть перед его лучезарною святостью 26 . Св. Иоанн Златоуст до конца своих дней оставался верным своему служению; до последней минуты своей жизни он сокрушался о грехе и пороке и обличал их со всею беспощадностью воина Христова. Такое постоянство и настойчивость тем более удивительны, что в его проповедях, относящихся к различным периодам его деятельности, часто слышатся и скорбные ноты, звучащие уныло, тоскливо, и свидетельствующая о весьма слабых результатах, его гигантской работы. Вот некоторые жалобы Златоуста на беспечность и равнодушие, которыми современники отвечали на его апостольские призывы к добродетели. „Ныне любовь оскудевает; осталось только имя её, а на деле её нет, но разделились мы между собою 27 . Осталось одно пустое имя братства, и не могу придумать, как достойно оплакать такое печальное зрелище 28 ... Причину всех зол составляет отсутствие любви; оно разрушило и уничтожило все великое и славное в Церкви, все то, ради чего должно радоваться 29 ... Болезнь коснулась и Церкви, все извратила, расторгла союз тела и, вооружаемые завистью, мы восстаём друг против друга. Отсюда произошло великое развращение... Если корень шатается, потому что внутри подточен червем, то дерево упадет, хотя бы ни кто его не трогал.. Долго ли будем и мы, подобно червям, подтачивать корень Церкви?... Я вижу, что многочисленные чада Церкви повержены ныне долу, подобно мёртвому телу... Мы погасили ревность и тело Христово сделалось мертвым. Страшно выговорить это, но гораздо страшнее видеть это на самом деле. По имени мы братья, а на деле мы враги; все называемся членами одного тела, а чужды друг другу, как звери 30 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Человек, духовно рассуждающий, подобен дереву. Древо зависит от корня: каков корень, таково и дерево. А что в древе корень, то в человеке, духовно рассуждающем, вера: какова вера, таков и человек. Чем больше корень распространяется и углубляется, тем больше древо растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем больше вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возвышается и тем больше духовных плодов приносит. Такого духовного человека называют великим, хотя бы он был молод, или был самого низкого звания, или был всеми унижаем и оскорбляем ( 104, 262 ). Явный знак светильника веры, горящего в сердце человеческом, есть духовная радость, ощущаемая в сердце, радость о Духе Святом, радость о Боге. Об этой радости говорится в Псалмах: «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс. 83, 3 ). Ибо где вера в Бога, там и любовь к Богу, где любовь к Богу, там и радость о Боге. Что любим, тому и радуемся. Святитель Тихон Задонский ( 104, 273 ). Безмерное наслаждение, рождаемое верой, поглощает тяжесть скорби, так что во время страданий ощущается только одно наслаждение ( 108, 177 ). Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу Любви ( 108, 505 ). Вера – орудие победы над миром – есть вместе и орудие победы над падшими ангелами ( 111, 100 ). Пока действует вера и человек руководствуется Евангельскими заповедями, в нем сияет духовный разум ( 111, 192 ). Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 299 ). Вера и молитва Вера – крыло молитвы, не имея этого крыла, моя молитва опять возвратится в недро мое ( 57, 228 ). Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит ( 57, 229 ). Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте. Преподобный Иоанн Лествичник ( 113, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В 1991 году полностью реабилитирован, после чего стал жить в городе Долгопрудный Московской области. В октябре 1992 г. вошёл в политсовет Фронта национального спасения (ФНС), с июля 1993-го по 1994 г. был одним из его сопредседателей. В сентябре-октябре 1993 г. принял активное участие в митингах и демонстрациях вокруг Белого дома в защиту Верховного Совета РСФСР. В качестве главы Союза «Христианское Возрождения» в 1990-2013 годах был организатором множества Крестных Ходов, монархических стояний, конференций, чтений и съездов. В 1990-1995 годах активно участвовал в издании и распространении периодической Русской грамоты Союза ХВ «Земщина». С 1994 года — член Союза писателей России. В. Н. Осипов автор трёх книг публицистической направленности и сотен статей, воззваний, деклараций и книг - «Три отношения к Родине» (1978), «Русское поле. Сборник статей и очерков 1989-1996 годов» (М.: «Десница», 1998), «Дубровлаг» (М: «Наш Современник», 2003), «Корень нации. Записки русофила» (М.: Алгоритм, 2008). За книгу «Корень нации. Записки русофила» В.Н. Осипов в 2010-2013 годах в суде г. Александрова Владимирской области подвергся напряженному судебному преследованию с обвинением в экстремизме (статья 282 УК РФ). Городской прокурор Александрова обращался в суд с заявлением о признании экстремистским материалом книги Осипова «Корень нации. Записки русофила». Процесс шёл более двух лет. Судебное дело было прекращено 18 марта 2013 года: в тот день прокурор города Александрова Шайкин А.И. подал в отставку и отозвал своё заявление из суда о признании экстремистским материалом книги В.Н. Осипова. Позорный процесс закончился крахом русофобов. В последние годы В. Н. Осипов основное внимание уделял созданному им Движению «Сопротивление новому мировому порядку». Организовал и провёл множество Конференций по важнейшим вопросам нашей жизни, наступлению антихристовой глобализации. Регулярно собирал всех на Молебные стояния, посвящённые празднествам икон Богородицы «Казанская», «Державная», памятным датам, связанным с Царственными мучениками, важным событиям нашей жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/23/pa...

Писанию и учению святых отец. В удостоверение же того, что мы содержим Православную веру, помещаем здесь ежедневно читаемый нами символ православной веры, еже есть». (Следует полностью Символ веры в старообрядческой, конечно, редакции). «В согласность же сего истинного и спасительного исповедания православной веры, купно со св. Григорием Фессалоникийским глаголем: «Един Бог, Иже прежде всех, и над всеми и во всех, и паче всего в Отце, и Сыне и Святем Дусе, от нас веруемый и поклоняемый, Единица в Троице, неслиянно соединяема и нераздельно разделяема. Единица тожде и Троица всесильная, Отец безначален, не точию яко безлетен, но по всякому образу неповинен; едина вина, корень и источник, еже в Сыне и Св. Дусе, зримого Божества, едина вина предначинательная бывших. Не Един Содетель, но Един Единому Сыну Отец и Единому Духу Святый Предложитель. Больши Сына и Духа, точию сим яко виновен, ина же вся тожде и тем единочастен. Его же Сын – Един, безначален, убо яко безлетен; не безначален же Сын, яко начало и корень и источник имый Отца; от Него же Единого прежде всех век, бесплотен, неизменен, бесстрастен, рожден, происхожден. Не разделися Бог-Сын от Бога; не ин, убо по Ему же Бог, ниже по Ему же Сын, но присно Сын сый и точию яко присно в Бозе неслиянен Сын сый, а не вина и начало еже в Троице разумеваемого Божества; но яко от вины и начала сый от Отца, вина же и начало всем Сын, яко тем вся быша. Духа Святого собезначальна суща Отцу и Сыну, яко безлетна; не безначален же, яко и той корень и источник и вину имый от Отца, не яко рожденне, но исходне; от Отца, бо и той прежде век, неизменне, безстрастне, не рожденне, но исходне пройде, нераздельна суща. Отца и Сына, яко от Отца происходяща и на Сыне почивающа, неслиянне соединение имея и нераздельне разделение». (Кн. Кирилла Иерусалимского гл. 37, первое послание Мелетия, ст. 413, 414). Вместе с сим приемлем всё священное Писание и учение свв. отец, которым мы всегда следовали и следуем, во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы. Аминь, 10 ноября 1900 года. Подлинное подписали: смиренный Арсений старообрядческий епископ уральский и временно нижегородский, старообрядческий священник Василий Механиков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010