От корня худого дерева худые ветви худой плод, по Слову Христа: Не может (...) дерево худое приносить плоды добрые ( Мф. 7, 18 ) И еще: ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не собирают винограда с кустарника ( Лк. 6, 44 ). И Апостол Павел говорит: Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви ( Рим. 11, 16 ). Можно утверждать и обратное: если начаток худ, то и целое, и если корень худ, то и ветви. Каков же корень ветвей вашей веры, противники? Какого дерева ваш плод? Не от Мартина ли Лютера все вы происходите? Отречься не можете, т. к. вы, лютеране, кальвинисты, новокрещенцы, протестанты, пуритане и прочие многочисленные нововерцы, все от одного и того же корня, то есть от Мартина Лютера, происходите и иного сказать не можете, потому что в нем действительно начало вашей веры. Он первый (вашими же словами) обновитель, растлевающий Церковь . Этот ваш обновитель или сильно был возлюблен Богом, если был избран на исправление и обновление Его Церкви, или вы сильно обманываетесь тем, что он был послан на это обновление Церкви, которое вы все ему приписываете. Пускай, как вы утверждаете, Церковь Христова пребывала в заблуждении тысячу лет и столь долго весь мир был погружен во тьму неведения, не видя Евангельского света, а потом Господь благоизволил просветить Своих людей светом Евангелия. Кого же Он избрал на это дело? Здесь требую ваших рассуждений, особенно же всеобщего рассуждения: можно ли на это столь великое дело быть кому иному избранному, кроме такого человека, который бы был силен словом и делом пред Богом и всеми людьми, и величием своего призвания и чудесами превосходил бы не только Илию, но и Моисея, второго после Христа? Моисей передал Закон предписаний, данный Богом, одному только роду. Илия же был избран ради удержания верных Божиих от идолослужения Иезавели. Представим, что Закон Благодати, установленный Христом и за тысячу лет растлившийся, ставший презренным и отверженным, стало необходимо возвратить в мир. Кем же был такой человек, величием равный Илии и Моисею и даже превосходящий их величием, ибо на него было возложено восстановление павшего Закона Христова, имеющий такой сан и такие преимущества, которых и прежде Христа и после Христа никто не имел?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Как же сочетаются в твари, в этом «прекрасном и загрязненном существе эти две разные стороны? «Существо»-то ведь одно: единство демоса здесь ведь утверждается, но полярность света и тьмы, добра и зла здесь тоже особенно ясно именно для «просветленного взора». Оттого-то и прав Флоренский, рядом ставя в христианстве «влюбленность в тварь» и «влюбленную жалость». Но если «корень» твари есть София- Церковь , 822 т. е. «очищенное во Христе единство твари», 823 то откуда же грязь и страдание в космосе? С одной стороны, София есть «корень целокупной твари», «идеальная личность мира», с другой стороны, она же ее Ангел-Хранитель (т. е. полюс света в отношении к «грязи» в мире). Но София не есть «просто данное, стихийное, фактическое единство мира», 824 – это единство, – тут же добавляет Флоренский «осуществляется вечным актом». Вот эта неясность в понятии Софии у Флоренского (то София связана с «вечным актом», есть «идеальная личность мира», то лишь «Ангел-Хранитель, охраняющий в мире красоту от действия грязи») и создает философскую незаконченность этого понятия. «Зарницы полного ведения», даже богато освещенные богословским материалом, лишь связывают космологические мотивы у Флоренского с Абсолютом и Его «вечным актом», но остаются темой, а не законченной концепцией. Принятие антиномизма помогает, правда, Флоренскому свести концы с концами, но лишь в плане рассудочного познания, где антиномии «законны», в плане же полного ведения, им нет места. Характерно, что у Флоренского вся проблема зла, без разрешения которой «полное ведение» не пойдет дальше отдельных «зарниц», берется лишь в плане антропологическом, как проблема греха и спасения от него. Но тут мы узнаем, например, о «злой самости», 825 о том, что вся ткань эмпирии в человеке постепенно приобретает своеобразную метафизичность, от которой должно человеку освобождаться в покаянии. 826 Ценность построения Флоренского лежит все же, на наш взгляд, в том, что он с большой силой подчеркнул живое единство космоса, тайну природного бытия, что идеальную сферу в мире, связанную с видимым и невидимым бытием, с изменчивым и неизменчивым началом в мире, он особенно раскрыл как «целокупный корень твари».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Отец не токмо безлетен, но и безначален: един вина и корень и источник в сыне и святом духе бытного божества, едина вина, един единому сыну отец и единому духу святому начало, тем токмо болий или отменный от сына и духа, еже есть поводом; но единой чести, единого божества, его же сын имея начало, корень и источник отца, от него прежде всех век безлетно, безтелесно, не тленно, бессмертно порождением произыде, и дух святый, иже корень и источник и вину имея отца, от него же прежде век безлетно не рождением, но исхождением произыде, совершен Бог единого существа со отцем и сыном в Троице славимый и поклоняемый сице. А так уже едиными сердцы и усты и разумы к тому соизволив мир, союз с радостию, всем согласиша и после любезного и малого друг со другом целования постановити во утрие на место назначено в церковь сошедшеся, руками подписати. И их восточнии отцы во утренний день с великою охотою в час той на место назначенное в церковь на утверрждение, не ведая о западных нощном их совете и умысле, снидошася и не малое время даже до вечера ожидая, западных отцев против постановления дождатися не могуще. До сих мест от истории Флоренского собора; о чем свидетельствуется и в четь-минеи месяца Сентября 25 дня, на конце жития преподобного Сергия, где упоминается и о пресвитере Симионе, бывшем на Флоренском соборе; так же и в книге жития преподобного Сергия, глав: 47. Что же касается до соединительных мирных положений, кои на собирании во Флоренции от восточных отец с Папежцами не окончаны и не утверждены; то сие сделалось по неустойству и вероломству Папежцов, а не восточных. Хотя же и небыли они выполнены делом; но сии положения свидетельствуют свою непорочность, святость и невредность спасительного благочестия: ибо сии соединительные мирные положения бывшие с Папистами, по свидетельству Истории, зависимость имели от Марка Митрополита Ефесского, яко столпа церьковного непоколебимого и неблазненного, предначальствовавшего на оном соборе от восточные страны. Такоже согласно с сим пишется в книге о вере глав: 18, лис: 165, объяснивши о единстве православные Грекороссийские церкви и действительности хиротонии, происходящие от Архипастырей токмо оные, теперь скажем о сложении перстном.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

С этим же именем появляется Агнец в небесном введении в Откровение: 5:5: «лев от колена Иудина, корень Давидов» («сын Давидов» – как открывается «родословие Иисуса Христа», по Евангелию от Матфея 1:1 ). Ветхий Завет соединяется с Новым, «корень» с грядущим, тем, чему надлежит быть. И то именование «звезды светлой и утренней», которое присоединяется здесь (ср. обетование Христа Фиатирской церкви: «я дам ему звезду утреннюю», 2:28), звучит так же, как ветхозаветное пророчество о Нём чрез Валаама: «восходит звезда от Иакова» ( Числ. 24:17 ). Вообще нельзя с достаточной силой подчеркнуть, что Апокалипсис во всём Новом Завете есть наиболее иудео-христианская книга. Она и заканчивается торжественным исповеданием этого духа, который здесь, у тайнозрителя, говорит о себе на языке иудейской апокалиптики, у евангелиста же и эллинского богомудрия: корень и потомок Давида и Он же Сущий в Начале Логос, Слово Божие. На этом, собственно, Откровение и заканчивается. Остальные, последние стихи последней главы его представляют ряд приписок, имеют характер послесловия. Они расположены в некотором вдохновенном отсутствии порядка или внешней связи, сказаны как бы задыхающимся от волнения голосом в состоянии пророческого исступления, «в духе» ν κστσει (хотя прямо это здесь и не сказано словами). Здесь требует изъяснения всякое слово и в отдельности, и в общей связи. Начнём с этой последней. Что означает здесь это и, при том сказанное ещё двукратно и чрез это в двояком смысле: именно и – и могут относиться к перечислению двух начал в их раздельности, но также и в их отождествлении, как – так и. В первом случае установляется наличие двух, между собою допускающих различие, начал, во втором же их связь и отождествление: Дух Невесты или Невеста в Духе. Надо отдельно рассмотреть оба члена этого двуединства. Что означает здесь Дух? Здесь возможно, прежде всего, ограничительное толкование, которого и придерживаются некоторые толковники (например, Charles, II, 179). Согласно ему, Дух в 22: 17 означает Дух Христов (подобно как в выражении: «Дух говорит» во 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22; 14:13; поскольку во всех семи посланиях церквам говорящим является Сам Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, (вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. 14. 14–17 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Вопросы к зачету Греховность всех людей перед Богом ( Рим 1. 18–3. 20 ). Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3. 21–5. 11). Христос и Адам (5. 12–21). Крещение – участие в смерти и воскресении Христа ( Рим 6. 2–7. 6 ). Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра ( Рим 7. 7–25 ). Преодоление власти плоти и усыновление Богу в Духе Святом ( Рим 8 ). Иудеи и язычники в домостроительстве спасения (9–11). Практические наставления. Отношение к властям. Вопрос о «немощных в вере» (13. 1–15) Приложение 1. Общие сведения о Послании к римлянам. Адресаты Послания Обозначены в начальном приветствии: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим 1. 7 ; см. также 1. 15). Возникновение христианской Церкви в Риме Христиане в Риме появились довольно рано, но точных сведений о времени нет. Ап. Павел, обращаясь к римским христианам Андронику и Юнии, говорит о них, как о «прославившихся между Апостолами и прежде» него «еще уверовавших во Христа» ( Рим 16. 7 ) (архиеп. Аверкий). Многие исследователи полагают, что эдикт императора Клавдия, изгоняющий евреев из Рима, был вызван волнениями, связанными с христианами. Время издания эдикта обычно относят к 49 г. Историк Светоний пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (т. е. Клавдий) изгнал из Рима» («Жизнь двенадцати цезарей» Клавдия). Имя Хрест (Chrestus; Χρηστς) вполне может быть искаженным «Христос» (Chrιstus; Χριστς).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Что же говорит он? « И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений » (1 Кор. 12:28). Видишь ли главную из властей? Видишь ли, что апостол стоит на высоте и никого нет прежде и выше его? « Во–первых, Апостолы », говорит он, « во–вторых, пророки; в–третьих, учителя » и пастыри, « иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ». И притом апостольство есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляющие телом, исходя из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом, управляют всем животным составом, — так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и, сосредоточивая, содержит в себе корни всех их. Пророк не может быть и апостолом и пророком; апостол же непременно есть и пророк имеет и дары исцелений, и роды языков, и толкование языков; поэтому (апостольство) есть начало и корень дарований. 4. А что это так, я представлю вам во свидетели Павла. Впрочем, прежде нужно сказать, что такое « разные языки ». Что же такое « разные языки »? В древности крестившийся и уверовавший тотчас начинал говорить разными языками для проявления Духа. Так как тогдашние люди находились в состоянии более немощном, и плотскими глазами своими не могли созерцать духовных дарований, то им и сообщаем был чувственный дар, чтобы духовное делалось явным: крестившийся тотчас начинал говорить и нашим языком, и языком персов, и языком индийцев, и языком скифов, так что и неверные могли узнать, что он сподобился Святого Духа. Это было чувственным знамением, т. е. такая речь, — потому что ее слышали чувством телесным, — но это чувственное знамение делало явною для всех духовную и невидимую благодать Духа. Такое знамение и называлось « разные языки », потому что человек, имевший от природы один язык, начинал говорить разными и инородными языками по благодати, и можно было видеть, как человек, один по числу, был разнообразным по дарованиям, и имел различные уста и различные языки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Достоевский Глубоко сочувствую Николаю Яковлевичу и разделяю его возмущение. Крепитесь! Света 6 июля 2011, 16:29 Как печально... Куда же мы идем??? Раньше это все таки было как-то стыдно. А теперь - модно?! Помоги нам, Господи! Павел 6 июля 2011, 15:38 2 Ант. Хороший вопрос... Кто-бы ответил внятно - что делать? Мария 6 июля 2011, 12:38 Николай Троицкий-ЗАЩИТНИК нравственности,этики культуры настоящего человека- Природы: неизуродованного- искаженного ,преображенного в НЕЧТО....между человеком и ....понятно?Только мир неодушевленных совсем другой;идут на запах по рефлексу к особи.Это учение,это наука! Изложено в научном и всем понятным языком.Николай же изложил и выразил РУССКИМ и тоже понятным языком ,эмоциональным.Кому это не понравилось,так Это,не имеющий Русскую культуру,Россию- Корень,который держит все дерево с листьями и ветвями-Это мы с вами,наши дети,наша поросль.Из послания к римлянам:Если же некоторые из ветвей отломились, а ты дикая маслина привилась/привился/на место их....Мои добавления к смыслу:-не превозносись и не убивай настоящую жизнь данную природой,не ты держишь Корень,но Корень тебя.Ты отсохшая ветвь со своими извращениями.Такие ветви зараженные паршой собирает садовник и сжигает.Это все сказано не нами ,а нашими предками,Создателем вселенной. А мы ищем ,придираемся. ,ищем чистых и порядочных людей которые проявляют нетерпимость к таким извращенцам в нашем обществе,ссыламся на Кодекс корпоративнй этики!Так кто этику жизни не соблюдает?Защитники и ивращенцы-гомофобы! И хочется посоветовать пресс-службеРИА Новости: иметь чистый ум, чистое сердце и глаза светлые.И просите у кого? У Бога Мудрости!!! Анна 6 июля 2011, 11:45 Поддерживаю Троицкого! Георгий 6 июля 2011, 10:14 Помолимся за р.Б. Николая, помоги ему Господи! Владимир 6 июля 2011, 09:41 Если процитировать весь текст Троицкого, пафос статьи исчезнет. natalja 6 июля 2011, 09:36 u nas v latvii toze eti merzosti paradi a na dnjah proshlo shestvie fashistvujushih. Bog im vsem sudja Денис 6 июля 2011, 09:27 Авторитет РИА " Новости " в моих глазах после прочитанного выше упал до нуля, впрочем как и мой спрос на их информационные и другие услуги.

http://pravoslavie.ru/47407.html

Но на самом деле Бог не отвергал Своего народа, как не отвергал и язычников. Бог знал и о том, что израильтяне не раз проявят неверность (как было во времена пророков, обличавших народ израильский в уклонении в идолопоклонство), и о том, что после Воскресения язычники обретут веру и войдут в спасительную Церковь. Апостол использует образ дерева: Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). Ветви - это все, принадлежащие к израильскому народу. Но, если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя (Рим. 11, 17-18). Здесь апостол Павел обращается уже к уверовавшим язычникам: не превозноситесь над израильтянами, пусть и отпавшими от спасительного корня. Продолжая диалог с воображаемым собеседником, апостол вкладывает в его уста следующий аргумент: Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться» (Рим. 11, 19). И сам отвечает: Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим. 11, 20-21). Бойся отпасть в неверие, бойся гордости и превозношения. Потому что Бог способен привить и дать новую жизнь и некогда отпавшим ветвям: Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине (Рим. 11, 23-24). Как же должны жить теперь ветви, привитые к спасительному дереву? Апостол Павел призывает христиан Рима, а вместе с ними и всех нас: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу... и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего (Рим. 12, 1-2). Если уверовавшие во Христа через Таинство Крещения вошли в обновленную жизнь с Богом (см.: Рим. 6, 4), то и руководствоваться в жизни нужно только обновленным умом, который обращен к Богу, а не ветхими помышлениями, исполненными греха и лукавства.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_azy.htm...

Таким образом, она сама прекращает своё существование в качестве «части Целого»! «Теория ветвей», на которой спекулируют синкретисты, возможна только в контексте органической метафоры Святого Апостола Павла («Церковь есть Тело Христово»), о чём идёт речь и в дискурсе 11 Главы «Послания к Римлянам» «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: отломились, чтобы мне привиться " . Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя?!» . Апостол Языков, Божественный Павел, таким образом, желал предупредить тех, которые отложатся от Нового Израиля, Который и есть Единая Церковь Христова, что таковых неизбежно постигнет судьба Ветхого, ибо еретики и раскольники, упорствующие в своём заблуждение, неизбежно примут часть с Иудой Искариотом и отпавшими иудеями на Страшном Суде: « Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным. Божественное Писание говорит о том следующее: хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Он имел единство свыше, происходящее с неба от Отца, и потому не мог быть разодран теми, кто получил его в обладание; но целостно, раз навсегда, удержал крепкую и неразделимую связь свою. Поэтому не может обладать одеждой Христовой, кто раздирает Церковь Христову». (Св.Киприан Карфагенский «Книга о единстве Церкви.») Строго говоря, попытки разорвать Хитон Христов, всегда имели результатом отпадение от Единой Святой Апостольской Церкви тех лиц или сообществ, которые пытались этот сделать: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла » (Пс.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/12/...

1 а «И произойдет отрасль (, «хотер») от пня (, «геза») Иессеева». Слово («геза») означает не «корень», как читаем у LXX (ζη 41 ), блаженного Иеронима , в славянском и русском переводах, и не «посеченное дерево» (в некоторых современных переводах), а « пень обрубленного дерева, обрубок без ствола, ветвей и верхушки». Несмотря на то, что во второй части данного стиха и в стихе 10 этот же самый пень называется («шореш»), что собственно и означает «корень растения», при этом речь идет о корне пня , т.е. корне срубленного дерева, и имеется в виду, что этот корень даст в свое время росток. Слово («хотер») означает «мягкая веточка, лоза, прут» (ср. Прит. 14:3 ) – не совсем то же, что в переводе LXX (βδος) и, соответственно, в славянском «жезл». Значение слова удачно выражается русским словом «отрасль» 42 . 1 b «и ветвь (, «нецер») от корня (, «шореш») Его принесет плод (, «йифре»)». Из обрубка дерева взойдет сначала прутик, который разовьется в свежий зеленый побег (, «нецер», слово происходит от глагола («нацар»), «выдаваться наружу») и принесет свой плод, что указано глаголом («йифрэ», прош. несовершенное время от глагола , 43 «фара», «пускать почки, приносить плод») 44 . В речи пророка прослеживается строгая логическая последовательность: обрубок дерева сначала даст нежный отпрыск (, «хотер»), который превратится в зеленый побег или ветвь (, «нецер») затем станет деревом и принесет плод . В реальной жизни такое иногда случается и свидетельствует об огромной жизненной силе дерева, вновь дающему отросток из пня благодаря своему корню. Отпрыск и ветвь символически обозначают здесь не разных лиц, а одно и то же Лицо Мессии , что следует из дальнейшего выражения 2-го стиха «и почиет на нем ()...», стоящего в 3-ем лице единственном числе. Так понимали блаженный Иероним , Тертуллиан , папа Лев Великий , свт. Амвросий Медиоланский и другие христианские экзегеты. Через образ пня и произрастающей из него веточки пророк Исаия выражает как время пришествия Мессии, так и смиренное происхождение Его, поскольку, с одной стороны, отрасль происходит из худосочного пня, внешне не привлекательного, а, с другой, использование имени Иессея намекает на время, когда, до своего воцарения на израильском троне, Давид еще не пользовался могуществом, но, наоборот, был гоним и притесняем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010