Св. апостол Павел говорит: не хвалися на ветви; аще же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе. Не высокомудрствуй же, но бойся (Рим. 11, 17, 21). «Вы листья, вы – юные побеги на ветви, ветвь – на суке, сук – на стволе, ствол на корне великого древа общества и Церкви, – говорит по поводу этих слов апостола преосвященный Никанор, архиепископ Херсонский, обращаясь к молодому поколению. – Не хвалися, слабый лист! Не высокомудрствуй, юный побег!.. Живешь пока вполне чужой жизнью, сосешь пока вполне чужие жизненные соки. Перечти вот все твои добрые дела, какие удалось тебе учинить со дня твоего рождения до днесь. Ничего, или ничтожная какая-либо случайность, да и та обращена была вернее к кругу твоих сверстников, а не к пользе старшего поколения. Посмотри же наоборот: это старшее поколение до днесь питало, берегло, одевало и воспитывало тебя своим трудом. Не хвалися же на ветви, легкий листок, в порывах фантастического самодумства, что ты будешь лучше нас, или ты уже теперь лучше нас. Проживи с наше, и тогда кинь в нас камень осуждения. И помни, что твои дети кинут таким же, или еще более тяжелым камнем в тебя. Аще ли же хвалишися, помни, что не ты корень носиши, но корень тебя; пусть он там копошится в земле, в темени, в перегное; а ты, поддуваемый зефирами молодой фантазии и пока еще неразочаровавшихся надежд, рвешься к солнцу… Далеко не улетишь. Если предназначен к жизни целого дерева, то пойдешь в образование ветви или даже ствола, подобно нам. Если же оторвешься от корня, то сгниешь, и только… Не высокомудрствуй же, но бойся». (См. «Слова, речи, беседы» Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, т. V, стр. 107–111). III. Немало старцев, которых или по долгу начальника, или по христианской любви должны вразумлять или удерживать от каких-либо непохвальных действий люди молодые. Но люди молодые и в отношении к таковым старцам должны поступать как можно мягче и почтительнее. Апостол Павел пишет молодому епископу Тимофею: старца не укоряй, но умоляй, якоже отца, старицы, якоже матери (1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Св. ап. Павел говорит: не хвалися на ветви; аще же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе. Не высокомудрствуй же, но бойся ( Рим. 11, 17. 21 ). «Вы листья, вы – юные побеги на ветви, ветвь – на суке, сук – на стволе, ствол на корне великого древа общества и церкви, говорит по поводу этих слов апостола преосвященный Никанор, архиепископ херсонский. Не хвалися, слабый лист! Не высокомудрствуй, юный побег!.. Живешь пока вполне чужою жизнью, сосешь пока вполне чужие жизненные соки. Перечти вот все твои добрые дела, какие удалось тебе учинить со дня твоего рождения до днесь. Ничего, или ничтожная какая-либо случайность, да и та обращена была вернее к кругу твоих сверстников, а не в пользе старшего поколения. Посмотри не наоборот: это старшее поколение до днесь питаю, берегло, одевало и воспитывало тебя своим трудом. Не хвалися же на ветви, легкий листик, в порывах фантастического самодумства, что ты будешь лучше нас, или ты уже теперь лучше нас. Проживи с наше, и тогда кинь в нас камень осуждения. И помни, что твои дети кинут таким же, или еще более тяжелым камнем в тебя. Аще ли же хвалишися, помни, что не ты корень носиши, во корень тебя; пусть он там копошится в земле, в темени, в перегное; а ты, поддуваемый зефирами молодой фантазии и пока еще неразочаровавшихся надежд, рвешься к солнцу... Далеко не улетишь. Если предназначен к жизни целого дерева, то пойдешь в образование ветви или даже ствола, подобно нам. Если же оторвешься от корня, то сгниешь и только... Не высокомудртвуй же, но бойся». (См. Слова, речи, беседы Никанора архиеп. херсон. и одесск. т. V. стр. 107 – 11). (Священник Григорий Дьяченко ). 6. Почитание благодетелей а) Обязанности к благодетелям. По отношению в благодетелям пятая заповедь предписывает нам исполнять следующие обязанности: аа) По слову апостола, всякое даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть, сходяй от Отца светов ( Иак. 1, 17 ): поэтому, получая благодеяния от благодетелей, прежде всего надобно благодарит Бога за посылаемые дары и за благодетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Глава 39. Христианство и национальный вопрос Христианский взгляд на национальные отношения основывается на заповеди любви и определяется повелением Иисуса Христа апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ; Лк. 24:47 ). Ученикам Христовым, апостолам, в день Пятидесятницы «огненными языками» было дано подтверждение этого повеления Господа проповедовать всем народам Евангелие Царствия Божия. В кондаке праздника Пятидесятницы говорится: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва...» «Нисшедшая сила Божественного Духа божественно совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей... вразумляя верных познанием Троицы» (1-й канон на Пятидесятницу, песнь 3). Пятидесятница утвердила равенство всех народов в деле Спасения, на языках всех народов земли должно возвещаться благовестие Божией любви и мира: «Языками инородными обновил еси, Христе, Твоя ученики, да теми Тя проповедят бессмертного Слова и Бога, подающего душам нашим велию милость» (стихира на «Господи, воззвах»). Христианское учение о национальных отношениях находит стройное выражение у апостола Павла. Человечество представляется ему в виде единого дерева, корень которого – Христос, а народы – ветви. Значит ли это, что в Новом Завете какой-либо народ вместо ветхозаветного Израиля должен стать избранным народом Божиим? – Нет, все народы равны во Христе. Если корень свят, то и ветви... не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя... ты держишься верою: не гордись, но бойся ( Рим. 11:16–20 ). Никакой народ не может считать себя выше или лучше других, ибо Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян. 10:34–36 ), Который Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени ( Откр. 5:9 ). Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь уместно вспомнить о разнице восприятия христианства греками и нашими людьми. Греческая культура изначально словесна, диалогична, полемична. Христианство, как новое вино, наполнило старые мехи греческой культуры, не прорывая их, - и в то же время, не теряя своей внутренней идентичности. Форма наполнилась новым содержанием, и первозданное христианство первых веков вдруг явилось миру в новой одежде греко-римской культуры. Апостольская Церковь заговорила на языке философии, и выразила христианские богословские идеи, пользуясь старыми формами античного искусства. Религиозный опыт попросился в слова, и лег на бумагу, выраженный категориями мысли Аристотеля и понятийным аппаратом неоплатонизма. В четвертом веке Римская Империя, плавно изменяющаяся в Византию, вдруг наполнилась горячими богословскими спорами – и вела их на протяжении сотен лет. Столетия вероучительных прений дали миру откристаллизированное христианское учение, четко сформулированные догматы. На Руси всего этого не было. Христианство пришло туда, где не было ни форм, ни содержания. Была лишь ищущая истины русская душа, с благодарностью откликнувшаяся на дар Божий - Церковь Христову. Появилось то содержание, которому только впоследствии предстояло обрести форму – и она вскоре родилась в образе домонгольской Руси. Затем наступила тьма татарского ига, через сто с лишним лет снова просветившаяся явлением Преподобного Сергия. В дебрях северных лесов зажглась лампада Святой Руси, чтобы уже не гаснуть. В историческом смысле Григорий – это квинтэссенция и словесное выражение духовного опыта Византии, а Сергий – носитель содержания, давшего начало форме, причем грандиозного масштаба. Григорий – плод тысячелетней византийской монашеской традиции, а Сергий – корень русского общежительного монашества (почти исчезнувшего после разрушения Киева). Итак, перед нами зрелый плод Византии и корень-начаток Руси. Один пишет, говорит, спорит; другой большей частью молчит. Потому что у них разная миссия, хотя внутренняя суть и одинакова. Просто одна земля уже дала плод, а в другую вновь нужно было пересаживать корень.

http://radonezh.ru/analytics/sergy-radon...

Исконный библейский взгляд – пророческий для последних времен – состоит в том, что все обращающееся золото постепенно концентрируется в едином мировом центре, – первоначально он назывался «Тир», затем «Вавилон». Если знать об этой тенденции и духовной опасности, которая исходит из этого мирового денежного центра, то особым смыслом наполняются слова апостола Павла, сказанные с такой категоричностью: «корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). Не гордыня, на ложь, не гнев, не блуд… Сребролюбие даже не упоминается ни в одной из Десяти заповедей. Откуда такая определенность и точность в высказывании апостола, что именно корень, что всех зол и что именно сребролюбие? У пророка Софонии находим жестокий упрек народу Израиля: «народ не жаждет» ( Соф.2:1 ). Это означает, что народ к Богу охладел. На еврейском языке эта высокая «жажда» обозначена словом обиходной и даже низменной алчбы: касаф – «жаждать» 373 , но того же корня кесеф – «серебро, деньги». Людям Израиля было дано Откровение и богообщение, и если человек (или народ) его не «жаждет» (от глагола касаф ), то он впадает в жадность к «деньгам» ( кесеф ). То, что в еврейском языке слова «жаждать» и " деньги» – одного корня, показывает, что было великим, даже величайшим искушение для еврейского народа: само обладание большими деньгами могло именно в Израиле быть знаком того, что такому богачу (или всему Израилю) спасение души – «возрождение и обновление Святым Духом» ( Тит.3:5 ) – стало и далеко, и трудно: «трудно (неудобь) богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). В Израиле как нигде сильно звучало слово: «корень всех зол есть сребролюбие», ибо жажда денег прямо отвращала от веры. «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись», – или которого возжелав: ρεγμενοι, то есть «возжелав сребролюбия», – «некоторые заблудились от веры и себя пронзили страданьями многими» ( 1Тим.6:10 ). Жажда наживы – коварная страсть, потому что не утоляется от наживы, но умножается от нее: вначале человек «жаждет» денег, так возникает «сребролюбие». Затем человек «желает» самого «сребролюбия», и это уже закольцованная на себя – дурная бесконечность… Еврейский язык обнаруживает ловушку диавола: если «пожелать желаемого» (касаф ле-кесеф: это так естественно), – станешь сребролюбцем, охладеешь к Богу, погибнешь. Мысль апостола Павла о сребролюбии – в том, что если пожелать желаемого, то возжелаешь самого этого желания…

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

А может быть " странным " православным мирно жить среди других " убогих " православных? (Может же ненастоящий православный задать вопрос? Пока ещё может.) P.S. Очень советую автору почитать о сходстве протестантских сект и тоталитарных режимов вроде СССР. P.S.S. И извиняюсь, если кого обидел. С праздником! Александр Порядин 29 августа 2015г. 22:41 Артём, Вы стреляете в стрелянную мишень и по макушкам деревьев. Корень ниже. 31 августа 2015г. 00:27 Сначала маленькое отступление: я не образованный человек (немного по верхам знаю), не умею правильно мыслить; серьезной богословской беседы со мной не получится. Не знаю о чём Вы говорите. Просто, так получилось, что до чтения этой статьи был знаком с творчеством автора - статьи в жж. И подошёл с предубеждением, многие фразы-маркеры звучали для меня особенно чётко. " Многие считают учеников о. Георгия Кочеткова, студентов СФИ сектантами, но они ошибаются. Наши братства - самые православные христиане. А вот остальные, якобы православные, ни какие не христиане - любви между ними нет, веры своей не знают, почти язычники. А виной всему коммунисты (автор очень мягко, из далека зашёл. Думаю, потом надо будет вспомнить про синод, потом про патриарха Никона, потом про то, что почти все православные на Руси не читали Библии, потом пересмотреть Святых отцов. Возможно, я ошибаюсь.) Всё не правильно в Церкви (начальники плохие), надо её изменить. " Как-то так. Возможно, все эти грубости от печали: и любви во мне большой нет, и Евангелие плохо знаю, и веры большой нет, - а тут ругают - обидно. А лександр, объясните пожалуйста, что такое " корень " ? Правда, очень интересно. Только попроще, как школьнику. Александр Порядин 02 сентября 2015г. 15:11 " Корень " в данном случае это суть понятия " община " , Артём. " Ниже " это и глубже к сути, и ниже в ленте комментариев. " Мишень " сама суть ключевого понятия статьи. " Стрелянная " потому что в комментариях уже есть критика самой сути. Стреляли Вы " по макушкам деревьев " потому что говорили не о сути, а о вещах поверхностных, которые в любом случае искажены, если искажена сама суть корень.

http://bogoslov.ru/article/4673396

81]. Следует быть особенно осторожным и внимательным при блудных помыслах и помыслах, повергающих в уныние. Надолго отступает от нас благодать Божия, когда мы увлекаемся особенно мерзкими в очах Бога помыслами. К ним старец отнес блудные помыслы. При их нашествии искреннее покаяние и воздержание необходимы незамедлительно. Лекарства же в этом случае прописал преп. Анатолий (Зерцалов): От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним — к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам т.2, с. 81]. Любовь как совокупность совершенства лечит все наши недостатки и изъяны, устраняет все наши греховные наклонности. Поэтому старец как бы говорит: оставьте все мрачное и греховное, войдите в любовь где и есть все то, что нужно человеку. Ибо сказал евангелист: пребывающий в любви пребывает в Боге. Будем ли еще выбирать — пребывать в Боге или погибать в диаволе? Глава 7. УЧЕНИЕ О СТРАСТЯХ Если помысл, пришедший от врага – это потенциальная страсть, то реализовавшаяся страсть – это укоренившийся душе человека и пленивший ее в той или иной степени помысл. Старцы учат, что источник и корень многообразных страстей один – гордость. Поэтому страсти можно понимать как развитие тенденций самой гордости. Ниже на основе наставлений Оптинских старцев рассматривается в общем виде причина страстей и метод борьбы с ними, и семь тенденций гордости, порождающих те или иные страсти. 7.1. ПРИЧИНА И КОРЕНЬ СТРАСТЕЙ» У всех наших страстных (греховных) состояний души одна причина и один корень. Преп. Макарий говорит: …Всех наших поползновений причина и корень – гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение, зазрение людей, уничижение и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях они мрачны и не приносят пользы, ибо оные-то и суть преступление и сопротивление воле Божией; Его святое учение и самая жизнь есть кротость и смирение, коим и повелел нам научаться от Себя, дабы обрести покой душам нашим (Мф. 11:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Итак, в том, что многие употребляют табак в удовлетворение своей прихоти, отнюдь не должно винить Православную Церковь. Впрочем, называть табак травою проклятою, несправедливо, так как и вино, само в себе, по слову Премудрого, невинно, укоризненно же пиянство 1204 . Называть табак травою проклятою значило бы хулить Господа Бога – Создателя; потому что Он, а не иной кто, в числе других трав, создал эту траву, и создал, без сомнения, на службу скотам и человекам 1205 . Ваши наставники в доказательство того что табак будто бы действительно есть трава проклятая, ссылаются на слова св. Апостола Павла к Евреям: корень горести, выспрь прозябаяй 1206 , где под выражением корень горести, будто бы должно разуметь табак. Но под означенным корнем горести у св. Апостола должно разуметь не табак, а всякий грех , производящий соблазн, и тем погубляющий других, как то даже Толковый Апостол, изъясняя означенные слова св. Апостола Павла, утверждает, именно: «Корень горести грех наричет Апостол. Кто бо, веща, есть у вас не благомудрствуяй, да отсечется таковый прежде даже в дело не приведет греха: то бо есть выспрь прозябаяй. Да не и прочим будет вина грех, и тем, веща, осквернятся многи: видящи бо ближняго согрешающа, и той в ревность приидет согрешати» 1207 . Так говорит Толковый Апостол. А такого истолкования выражения корень горести, какое делают ваши наставники, решительно нет ни у одного св. Отца и Учителя Православной Церкви 1208 . Ваши наставники говорят именно так: «Святых Апостол правила 46, 47, 49, первого Вселенского Собора правило 19, Лаодикийского Собора правило 8 и проч. повелевают приходящих от еретик к Православной Вере совершенно крестить, святым миром помазывать и понужать ереси проклинать. Но нынешняя Великороссийская Церковь творит противно: приходящих к ней проклятых Лютеран, Калвинов, Латинян и прочих подобных просте приемлет, а не второкрещает» 1209 . – Отвечаем. Православная Церковь к числу своих чад присоединяет Латинян и отделившихся от них Лютеран, Калвинистов и других подобных, подлинно, не посредством св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Вот те, от которых надо подальше уходить, – это осквернители, это те, кто нас уводит с пути Христова. От общения с ними, от осквернения ими надо всегда убегать, надо их бояться, надо от них сторониться. А их много, они повсюду, они кругом. А вот что говорит св. ап. Павел в Послании к евреям: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца» ( Евр.12:15–16 ). Ап. Павел велит нам наблюдать, чтобы в нашей среде не возник какой-либо горький корень, источающий горечь полыни и яд змеиный, отравляющий души наши, помрачающий в глазах наших свет Христов. А таковы все те, кто живёт, противясь закону Христову. Таковы все тяжкие грешники, ибо грех заразителен, и всякий грешник распространяет вокруг себя эту горечь, эту заразу, этот яд. О таких людях говорит св. ап. Иуда в своем Соборном послании: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили всем, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди – отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» ( Иуд.17–18 ). Горький корень – это не только те, о которых я вам сказал. Это также и те, о ком говорит св. ап. Иуда, это все, отделяющие себя от единства веры, ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, те, кто ругается над Крестом Христовым, как ругаются над ним сектанты. Кто же, как не сектанты, отделяет себя от единства веры? Именно о них говорит ап. Иуда. Они – горький, опасный, ядовитый и для многих смертельный корень. Бойтесь их, бойтесь оскверниться общением с ними, ибо их учение еретическое, их учение – одна из тяжких скверн мира. Многого надо нам бояться, многого остерегаться. Скажу о том, что оскверняемся мы и от чтения книг, восхваляющих страсти плотские, от смотрения бесстыдных изображений. Есть скверна и у философов, восхваляющих, подобно Максу Штирнеру, грубый эгоизм, и право сильного в философии Ницше, идейного отца немецкого нацизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX в. и получила широкое распространение в христ. искусстве. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Лит. основой изображения являются тексты ВЗ и НЗ и гимнография. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: «...из дома Давидова» (Лк 1. 27), ангел обращается к нему: «Иосиф, сын Давидов» (Мф 1. 20). В Апокалипсисе Иисус назван «корень и потомок Давида» (Откр 22. 16), пророчество Исаии приводит ап. Павел: «...будет корень Иессеев» (Рим 15. 12). В НЗ исполняются пророчества Исаии (Ис 7. 14; 11. 1; 53) и Валаама (Числ 24. 17). Евангелист Матфей (Мф 1. 1) приводит родословие Иисуса Христа, «Сына Давидова». Раннехрист. писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов «Корень Иессеев», Деву Марию - «Лоза из Корня», а Ее Сына - «Цветок Лозы». Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в лат. гимнах: Venantius Fortunatus (Рождество Христово), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, еп. Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др. По мнению ряда исследователей, иконография «Д. И.» сложилась в западноевроп. искусстве ( M â le E. L " art du XII siècle en France. P., 1924). В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевроп. искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1. 1-16 (Codex Aureus из Лорша, 810 г.) и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции.

http://pravenc.ru/text/180450.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010