См.: Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 145. Комментарии ( 41): 06 июля 2011г. 12:26 Прекрасная статья, если не считать того, что не догматические различия являются причиной различной сотериологии у православных и нехалкидонитов, а как раз наоборот. Сотериологический идеал нехалкидонитов существенно иной, чем у православных, и именно поэтому они не могут принять Халкидонский орос. Нехалкидониты отвергают православный идеал обожения, ибо это очевидным образом противоречит библейскому монотеизму. Бог един в трёх Лицах, и помимо Него не может быть других богов, даже если это " боги " не по природе, а по благодати. Они не признают реального существования общей человеческой природы, будто бы воспринятой Христом, считая её не более чем гипостазированной абстракцией.Во Христе произошло обожение частной человеческой природы, и этот факт является единственным во всей истории событием, повторение которого невозможно по определению. Святость позволяет при содействии благодати Св. Духа достичь спасения души, воскресения плоти и Царства Небесного, но не обожения, ибо Творец, будучи всемогущим смог стать тварью, но ни одна тварь никогда не станет Творцом,как то утверждают сторонники концепции обожения. Александр Жабенко 07 июля 2011г. 02:41 Православная Традиция согласна с учением Апостола Павла. Не знаю, обращали ли ранее на это внимание, возможно, кто уже и писал об нижеследующем (здесь прямо не упоминается), но есть одно замечательное место у Павла. В Послании к Римлянам 11: 16-24 говорится так: " Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви . Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины , то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя . Скажешь: отломились, чтобы мне привиться " . Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

http://bogoslov.ru/article/1245508

б) Господь сказал: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Зараженный страстью сребролюбия всегда найдет предлог к отказу и не даст просящему не только ценной, но даже самой ничтожной для него вещи; ибо ему всего мало, всего жалко, все бережет только для себя самого. Он, избыточествующий во всем, говорит просящему у него какого-либо подаяния: Бог подаст тебе, я сам нуждаюсь, или: меня нет того, что ты просишь. Сребролюбец еще не довольствуется тем, что не даст ничего просящему, но простирает далее свою несправедливость, действует совершенно против правды: не отдает кредиторам занятого им у них, не платит своему слуге следующего ему жалованья, работникам за работу, купцу за купленный у него товар, одним словом, он не постыдится отнять последнюю рубашку у просящего. в) «Не укради», — говорит Господь, а дух сребролюбия внушает: воруй, отнимай силою, грабь, убивай, доставай себе, как только можешь. г) Бог повелевает: «Продай имение твое и раздай его нищим»; дух же сребролюбия научает: не подавай милостыни, оставь бедных на волю Божию, не продавай имения, которое тебе нужно теперь и пригодится в будущем; но собирай его все более и более, созидай свое счастье на развалинах ближнего, строй дома чужими трудами и не обращай внимания на слово Сираха: «Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для могилы своей». Сребролюбие — корень всех зол. Сребролюбие не только сам по себе есть тяжкий грех, но оно есть корень всех зол, по слову апостола Павла: «Корень всем злам сребролюбие есть». От него происходят разные несправедливости, обманы, подлоги, измены, притеснения, хищничество, воровство, грабеж и убийство. Вот как о сем говорит, между прочим, преосвященный Тихон, епископ Воронежский . Зловреден сребролюбец, он есть враг всему — враг Богу, враг людям и враг самому себе. Он враг Божий, потому что не страшится нарушать закон Божий и презирает Законодавца. Он делается другом богатства, «другом мира и становится врагом Божиим» ( Иак.4:4 ). Он враг человеческий, потому что обижает и разоряет людей. Наконец, он враг самому себе, потому что предает душу свою вечному огню и вечному мучению.

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Имеем ли мы, век спустя, такую же бодрую веру в духовные силы России? Не побеждается ли она воспоминаниями страшных потрясений, постигших наше Отечество в минувшем столетии? Жестокое, безжалостное разрушение тысячелетней православной традиции, в которой выкристаллизовался лучший опыт поколений, многие десятилетия массового атеизма, лишившего большую часть народа живоносных источников духовно-нравственного здоровья, – все это напоминает пронесшийся страшный разрушительный ураган. Особенно пострадала наиболее тонкая и хрупкая сфера народной жизни – нравственная. Земля наша залита кровью младенцев: ежегодно женщины наши убивают во чреве 2,5 миллиона детей. Люди – от подростков до престарелых – не стыдятся блуда, называя этот смертный грех , который как кислота разъедает нравственную ткань души, «частной жизнью». Наркомания и алкоголизм среди подростков (включая 11– 13-летних детей) нарастают. Вернется ли духовно-нравственное здоровье народа? Жива ли надежда? Священномученик Иоанн всегда черпал силу своего упования в слове Божием. Он был свидетелем потрясения духовно-нравственных устоев народной жизни, но никогда не был историческим пессимистом. Каким бы ни казался задавленным общественными невзгодами народ, сколько бы ни обломала пронесшаяся буря ветвей и стволов, главное – жив ли корень народной жизни? Если он жив, тогда по отношению к нашей стране действительно будет слово пророка: Как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее ( Ис.6:13 ) 13 . Корень народной жизни – православная вера, а семя – святые угодники Божии и праведники, без которых не стоит ни один град, ни одна страна. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе протоиерей Иоанн Восторгов был прославлен в лике святых как священномученик. 4 Речь в Императорском обществе истории и древностей российских. – цит. по кн.: Ольденбург С. С. Царствование императора Николая П. СПб., 1991. С. 7. 8 О. Митрофан Серебрянский. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М., 1996. С. 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Почему бы не издать его бльшим тиражом, чтобы он был доступен каждому? Там имеются все основные значения этих лексем, составляющих чрезвычайно интересный пласт церковнославянской лексики. Паронимы – малоизученная тема, но даже на первый взгляд ясно, что церковнославянские паронимы являются важнейшей вехой в истории русского языка, своеобразной исторической памятью языка (напр., слово «хитрость» как ремесло, искусство, творчество, мастерство; «хитрец» – ремесленник, умелец, художник, и, наконец, Создатель, Творец, отсюда «Нетления искушением рождшая и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая…» ). Именно такие значения имели эти лексемы и в древнерусском языке. Паронимы не представляют собою ни ошибки переводчика, ни следствия недостаточного знания языка . Переводчик часто намеренно выбирал не совсем точное в данном контекте слово, чтобы показать, что понятие, им обозначаемое, шире и глубже этого слова. Таким образом, обозначаемое понятие как бы выходит за рамки своего словесного выражения. Например, «странствие Владычне» в задостойнике (ирмосе 9-й песни) Великого Четвертка: «Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на Горнем Месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся…». Переводчик, конечно же, знал, что в церковнославянском языке слово «странствие» имеет совсем иное значение, нежели его греческий прототип ξενα – «гостеприимство, угощение странника». Но греческий корень ξεν-, как и почти всегда соответствующий ему славянский корень «стран-», имеют очень широкое семантическое поле. Они обозначают и нечто необычное, непостижимое, таинственное, сверхъестественное,и чужое, чуждое,и странничество в прямом смысле.Все эти понятия в полной мере относятся ко Христу Спасителю, – вспомним службу Рождества Христова и его предпразднства: «Господь грядет странным Рождеством...», «странно во своя пришел еси, люте устраншагося от рая на небо призывая» «страннообразне Христос во своя приходит…» и т.п. Пароним «Странствие Владычне» намеренно создан переводчиком, чтобы сохранить корень и с помощью ассоциативной связи напомнить молящимся о всех перечисленных выше образах, которые относятся ко Христу Спасителю во всей полноте византийско-славянского богослужения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

  С самого начала на первый план выступают три проблемы в мышлении Мережковского: проблема пола; в связи с проблемой пола — проблема святой плоти; проблема социальной справедливости и ее решение через христианизацию жизни общества. Мережковский включает эти проблемы даже в учение о Св. Троице. В книге «Тайна трех» он говорит, что тайна Единого Бога-Отца есть тайна божественного Я, тайна личности; тайна двух — отношение между я и не-я; не-я исключает меня, уничтожает меня и уничтожается мною, не касаясь одного пункта — пола: через пол совершается проникновение одного бытия в другое, «одного тела в меня и моего тела в другое». Отсюда рождение нового существа; в Троице — это рождение Сына. Таким образом, тайна второй ипостаси есть пол (50). Тайна трех есть тайна Св. Духа, единства трех ипостасей в духе; это — тайна общества, образ царства Божиего.   Мережковский уделяет большое внимание идее пола, потому что через пол достигается высшее единство: «Я сознаю себя в моем собственном теле — это корень личности; я сознаю себя в другом теле — это корень пола; я сознаю себя во всех других телах — это корень общества» (58). «Половины должны быть единой плотью» — это справедливо по отношению и к браку и к божественному обществу: «Все они должны быть едины». Высшее единство, божественное общество связано с тремя ипостасями Троицы. На арамейском языке слово «дух» («Rucha») — женского рода. Одна из. аграфа, т. е. из сказаний о Богоматери, сохранившихся в устной традиции, гласит: «Моя мать — Святой Дух». Именно так Мережковский истолковывает природу Св. Троицы: Отца, Сына, Матери-Духа. Третий завет будет царством духа-матери. Мы должны молиться «пламенной заступнице холодного мира» («Иисус Непознанный», 112 и сл.).   Разделение на два пола является, с точки зрения Мережковского, распадом личности, ее раздвоением. Полное разделение постольку невозможно, поскольку «в каждом мужчине есть тайная женщина, а в каждой женщине — тайный мужчина» (идея Вейнингера). Для Мережковского идеал личности, как и для Соловьева и Бердяева, — это некое двуполое существо, мужчина-женщина («Тайна трех», 187). Эта идея отталкивающа, если под двуполым существом подразумевать гермафродита, иначе говоря, существо, сочетающее в себе физические черты обоих полов. Мережковский говорит, что это не следует понимать столь грубо; земная сексуальная любовь есть единство, и все же «она бывает и не бывает» 189). «Божественный гермафродитизм является ни мужским, ни женским». Мережковский ставит вопрос: уничтожается или преображается грешный пол священным полом? (196). Этот вопрос имеет существенное значение: при первой альтернативе— идеал есть сверхсексуальность, т. е. уничтожение пола; при второй — идеал есть преобразование и, следовательно, в некотором смысле сохранение пола. Мережковский не дает окончательного ответа на этот вопрос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Вопрос:  - Благодаря Воскресению Христову мы становимся новым творением? о. Фёдор: - Да, во Христе новая тварь. Ветхий человек умер со Христом, а мы, поскольку крещены в Его смерть, и воскресению причастницы будем. Это из апостола Павла к Римлянам, которое читают на Крещении каждого из нас, как самая главная проповедь о Крещении. Да в обновленной жизни ходить начнем. Чтобы нам осуществлять наше движение через жизнь, быть обновлёнными. Это легко сказать, но сложно сделать, конечно. Тем не менее, человек к этому призван. Вопрос:  - Каким Иисус воскрес? о. Фёдор: - Это немного тайна. Мы знаем, что тело Христово несло на себе зажившие раны на руках и ногах, на ребре. Господь показал это Фоме и предлагал вложить перста в раны. Знаем, что Христос воскресший ел и пил перед учениками. Специально евангелист упоминает, чтобы мы поняли, что Христос воскрес в теле со всеми его функциями, но тем не менее, это Тело проходило сквозь закрытые двери, становилось невидимым как в Эммаусе. Это тайна, медленное восхождение ко Отцу, когда Он запретил Марии Магдалине касаться Себя, потому что Он еще не взошел к Отцу, как Он сказал. Мы не знаем, что там происходило, кроме как про преображенное Тело Христово, принимая которое в себя в Таинстве Причастия, мы тоже преображаемся. Это залог того, какими и мы будем когда-то. Пока нам это открыто в тайне. Вопрос:  - Человек приносит на исповедь одни и те же грехи, как с этим быть? о. Фёдор: - Рано или поздно с этим вопросом столкнется каждый воцерковлённый человек. С одной стороны, грех, если мы его рассматриваем со святоотеческой традиции, это не только факт преступления воли Божией. Это некая болезнь, которая, как корень рождает стебель и приносит плод, рождает дело греха. Эта болезнь называется страстью. Это корень. Святые отцы говорят, побрился человек - щека гладкая, а к вечеру снова щетина, потому что корень волоса остался. Также в нас остался грех. Как устроение, как болезнь, искажение первоначальной природы человека. Грех лечится десятилетиями.

http://radonezh.ru/2022/05/16/pochemu-ya...

Февраля 1-го дня, 1824 года. 59. К М.М. Господи! озари сердца наши истиною! Действуя на сердце друг друга, мы невидимо видимся и безгласно говорим: как бы, как бы соделаться рабами правды и временную жизнь во истине провести!.. Ведь во многословии царствует грех ! Святые отцы свидетельствуют, что безгрешия корень есть молчание, а корень благих есть на сердце Божий страх. Об этом молился святой Иоанн Златоуст : «Господи! всели в мя корень благих – страх Твой в сердце мое!» Вот его молитва. Покуда сердце уклоняется в слушание непотребного разговора и ищет утешиться изменяемою вещью, до тех пор не имеет покоя; ежели оно и покоится ми-нутами, то в мечтании прелести; а поистине во временных вещах не может быть покойно. Благодарю вас за доверенность, которою вы меня побуждаете и против воли моей открывать истину. Духовная мать, сохраняющая святое благочестие, из благопристойности выйти не может, хотя бы то стоило жизни: ей чужды поносительные слова, коими обнаруживается и самое ее сердце. Для уврачевания болящей души не яд, но спасительные лекарства необходимы. Для сей цели есть тысячи слов, изнесенных в душевное благоприобретение: из них хотя немногими можно всегда заимствоваться, по силе своей, и предлагать их в общее назидание ищущим спастись. Долг каждого – прежде осмотреться и осудить себя и так, проразумевая страсть и тяжесть греха, искать всеми средствами воспользовать падшую душу, чтобы примирить ее с богатою совестью и привести в Божие милосердие. Вот качества духовной матери! Слово не устроит миролюбия духовного, но развращает всякую слабую душу. Надобно охуждать самый грех: он нас разлучает с Богом; а о душе сожалеть, сострадать и объяснить ей, что она сотворена по образу и по подобию Божию: поэтому страшно и трепетно уклоняться от Бога во грех и рабствовать греху, предавшись адским духам, ищущим всегда ввергнуть человека в уготованный для них геенский огонь... Нам очень нужно также быть осторожными от коварных ласкательств: ведь они те же сети, коими уловляет нас наш общий враг и клеветник. Небесная Царица да спасет вас под Своим покровом!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В этом избранность избранного народа не отменяется всеми его падениями, единоличными и народными. Об этом свидетельствуют непререкаемо книги пророческие, с их беспощадными обличениями еврейскому народу, которые соединяются, однако, с неотменно данными ему обетованиями, «Заветом» Бога с Израилем во всей его непреложности, с такой энергией засвидетельствованной ап. Павлом. Израиль, как ветхозаветная церковь , принадлежит Христу, есть Его тело, Его человечество ветхозаветное, которое становится и новозаветным, включается в Церковь Христову силою самого Боговоплощения. Отсюда является очевидным, что это включение совершается не только здесь, на земле, но и за пределами земной жизни, силою «проповеди во аде», так сказать, загробного его крещения. В контексте этого органического единства Израиля ветхозаветного только и может быть воспринимаемо и значение убиения младенцев Иродом, которые, как будто вопреки всякой внешней очевидности, признаются церковью мучениками Христовыми, с Ним и за Него пострадавшими. Здесь указуется наличие этой таинственной связи, соединяющей Христа с человечеством в избранном Его народе. Однако такая связь одним этим случаем не ограничивается и не исчерпывается, поскольку младенцы Израиля избивались и избиваются не одним только Иродом. По силе этой связи возникает общий вопрос о дальнейшем соотношении, существующем между Христом и Израилем в его избранничестве, уже после пришествия Христова в мир и отшествия из него, после совершившегося искупления. Оканчивается ли эта связь и это избранничество в Боговоплощении одним лишь пришествием Христа в мир и с основанием на земле церкви из всех языков? Отходит ли оно в прошлое, в Ветхий Завет , уже упраздненный, или же сила его сохраняется, хотя уже в образе новозаветного, нового избранничества? Отменено ли и отменимо ли оно? На этот вопрос имеем прямой и категорический ответ у ап. Павла именно в том смысле, что «дары и избрание Божий непреложны» ( Рим. 11, 29 ). Именно таковое соотношение сохраняется и теперь между избранным народом и всем христианским миром: «если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (16), и «не ты (говорит апостол, обращаясь к церкви языков) корень держишь, но корень тебя» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Итак, Всемилостивейший Государь! Сим укрепися и ободрися. С таковою помощью небесной, с таковым дарованным Тебе духом Владычным, подвиг Твой будет удобен, бдение Твое будет сладостно, попечение Твое будет успешно, бремя легко, и ополчение Твое будет победительно и торжественно. Но се и еще подает Тебе Бог своего о Державе Твоей промышления печать видимую. Вложил Он в сердце ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, да и любезнейшую Свою Супругу, ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, сотвориши участну Своея чести и славы, венчания и помазания. Сие сходственно с уставом Предвечного. Когда священный супружества союз совокупил Вас во едино, и когда установлено Богом быти жене помощницею своему мужу: то и честь их должна быть нераздельна. Благоразумие же и добродетели ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА оправдают благую всех нас о Ней надежду: конечно оправдит Она Слово Господне, дабы быть верною ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, в ношении общественного бремени, помощницею! Видя таковым образом отвсюду огражденна и укрепленна Тебя, Великий Государь, и радуемся и торжествуем, и приветствуем и благодарим Господу, и вопием: Благословен Господь, яко посети и сотвори избавление людям своим, и вознесе рог Христа Своего. Но прежде всех, и паче всех, да возрадуется душа Твоя, Благочестивейшая Государыня ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЕДОРОВНА, о благословенном плоде чрева Твоего. О коль сладостен, коль питателен для нас есть сей плод Твой! Святая Твоя кровь течет по жилам Его, и все, что в ней есть животворное и добротное, сообщено и Ему. Давно Апостол провозгласил: Аще корень свят, то и ветви. Корень ветви оживляет; а ветви корень украшают. Не есть ли сие в сердце Твоем, Благочестивейшая Государыня! живоносным источником полныя радости? Ежели какая была и есть в душе Твоей скорбь, не доволен ли источник сей оную усладить? Ежели какие бурные тучи помрачали мысль Твою, сие воссиявшее от Тебя светило не довольно ли разогнать весь мрак сей? И так, видя днесь, яко матерь Соломонова, Сына Своего венчанна и превознесенна, возрадуйся и возвеселися, и возблагодари Господу, столь милостиво Тя посетившему. А мы все вкупе, со всею Россиею, последуя Тебе, яко ликоначальнице Мариам, ударяя в шимпаны и кимвалы наших сердец, пред Священнейшим лицом Боговенчанного Монарха нашего, возиграем и возопием, и услышано будет до последних земли: с нами Бог! разумейте языцы и покаряйтеся: могущии покарайтеся. Аще бо паки возможете, и паки побеждены будете, яко с нами Бог! 20 СЛОВО при случае совершаемых молитв над гробом Петра Великаго, по причине одержанныя флотом Российским над Оттоманским флотом во Архипелаге славныя победы, 1770 года, I июня 24 дня 21

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Иоанна Дамаскина ) 818 . Судя по ним, исходной точкой учения мессалиан является ложное представление о следствиях грехопадения прародителей: со времени осуждения Адама каждый человек, наследуя от прародителей свою природу, получает и соединенный с нею «корень греха». Поэтому любой рождающийся человек имеет обитающего в нем беса (демона), который соединен с ним «субстанциально» («существенно» – οσιωδς) и обитает в нем «воипостасно» ( νυποσττως – данное наречие тождественно в основном первому и имеет основной смысл «субстанциально», хотя возможен также и «личностный» оттенок). Данный бес (а с ним и сатана) полностью владычествует над человеком. Церковное крещение не в силах вырвать «корень греха» и изгнать данного беса, поскольку и после этого Таинства сатана и Святой Дух сообитают в христианине ( συνοικοσιν), вследствие чего, по мнению мессалиан, крещение не приносит никакой пользы. Другими словами, согласно еретикам, крещение отсекает только личные грехи (или «первые ростки грехов» – τν μαρτημτων τ πρ τερα), но не может отсечь «природный грех». Поэтому крещающийся лишь частично приемлет Святого Духа, но не воспринимает Его полностью ( πντως). В результате, как утверждали мессалиане, только одна усердная молитва способна изгнать беса и даровать человеку бесстрастие. Подвизающийся в такой молитве определенный период (продолжительность этой аскетической практики устанавливалась по-разному: от трех до двенадцати лет) достигает того, что бес выходит из него, так сказать, «ощутительно» (чувственно зримым образом – ασθητς), иногда посредством харканья и выплевывания, иногда – в виде дыма, огня или змея. Одновременно с этим происходит такое же «ощутительное» вхождение в душу Святого Духа или Небесного Жениха (подобно тому как при соитии мужчина «телесно входит» в женщину). Он, подобно чистому огню, испепеляет «корень греха», обновляет человека и делает из него новую тварь ( 2Кор. 5:17 ), обретшую полноту бесстрастия. После этого человек общается с Духом уже «чувственным образом» ( ν ασθσει) и «в полноте удостоверенности».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010